Рабочие места за счет фонда по безработице ------------------------------------------------------------------ В соответствии со ст. 30 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании На случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 1533) работодателям может предоставляться дотация на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных. Вопросам получения и отражения таких дотаций и посвящена данная консультация. НОРМАТИВНАЯ БАЗА - Закон Украины "О занятости населения" от 01.03.91 г. № 803-ХII ( 803-12 ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 803). - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли). - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 1533). - Порядок предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.01.2001 г. № 1 ( z0075-01 ), зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 26.01.2001г. № 75/5266, с изменениями и дополнениями (далее - Порядок № 1). - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное Приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290 ( z0860-99 ), с изменениями и дополнениями (далее - П(С)БУ 15). ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В соответствии с Порядком № 1 ( z0075-01 ): дотация - это средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее - Фонд) для покрытия расходов на заработную плату лиц, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости, предоставленные работодателю, который создает дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных. В свою очередь, в соответствии с п. 10 ст. 1 Закона № 1533 ( 1533-14 ) работодатель: - собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган и физические лица, которые используют наемный труд; - собственник расположенного в Украине иностранного предприятия, учреждения, организации (в т. ч. международных), филиала или представительства, который использует труд наемных работников, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Представителями работодателей являются объединения и союзы работодателей или другие уполномоченные работодателями органы (представители). Т. о., денежные средства Фонда в виде дотаций могут предоставляться как юридическим лицам (в т. ч. и нерезидентам, расположенным на территории Украины), так и физическим лицам, использующим труд наемных работников, которые являются плательщиками взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы. Дополнительное рабочее место - это рабочее место, на которое принято на постоянную работу лицо по направлению государственной службы занятости из числа зарегистрированных безработных при условии отсутствия на предприятии сокращения численности работающих по профессии (специальности), по которой трудоустраивается безработный, в течение последних 6 месяцев. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОТАЦИИ Дотация в пределах, предусмотренных бюджетом и сметой, предоставляется работодателю при условии трудоустройства на срок свыше 2 лет безработных по направлению службы занятости, которые находились на учете в государственной службе занятости как безработные: - не менее 6 месяцев; - не менее 3 месяцев для следующей категории безработных: - женщины, имеющие детей в возрасте до 6-ти лет; - одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 14-и лет или детей-инвалидов; - молодежь, закончившая обучение или прекратившая обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях разных уровней аккредитации, которой предоставляется первое рабочее место; - молодежь, уволенная со срочной воинской или альтернативной; (невоинской) службы, которой предоставляется первое рабочее место; - дети (сироты), которые остались без опеки родителей, а также лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или заменяющего его лица, могут, в виде исключения, приниматься на работу; - лица предпенсионного возраста; - лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения; - лица, которые входят в состав семьи, где двое и более ее членов являются безработными (муж, жена и проживающие вместе с родителями неженатые дети). Преимущество (сверх установленной квоты) в предоставлении дотации предоставляется работодателям, создающим дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда. Дотация предоставляется при условии, что трудовой договор с работником, трудоустроенным по направлению государственной службы занятости не будет расторгнут в связи с сокращением численности или штата работников в течение 2-х лет. Предоставленная дотация должна быть возвращена в полном объеме с учетом индексации на уровень инфляции в случае расторжения трудового договора в связи с: - сокращением численности или штата работников; - невыполнением работодателем законодательства о труде; - условий коллективного или трудового договора. Выплата дотации не прекращается в случае перевода работника (по его согласию) с рабочего места, на которое предоставлялась дотация, если он работал на нем свыше 6-ти месяцев, на постоянную работу на другое рабочее место на этом предприятии с сохранением гарантий занятости, предусмотренных условиями предоставления дотации. Дотация не предоставляется работодателям, которые не зарегистрированы плательщиками взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, имеют задолженность по страховым взносам на дату обращения и если к ним применялись финансовые санкции за нарушение норм Закона № 1533 ( 1533-14 ) и Закона № 803 ( 803-12 ) в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу рассмотрения вопроса о предоставлении дотации. РАЗМЕРЫ ДОТАЦИИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ Дотация предоставляется ежемесячно на протяжении года в размере фактических расходов на заработную плату, принятых по направлениям государственной службы занятости лиц, но не выше среднего уровня заработной платы в отраслях национальной экономики соответствующей области за прошлый месяц. Фактические расходы на заработную плату включают: - основную и дополнительную заработную плату, определенную ст. 2 Закона Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ) с изменениями и дополнениями; - суммы страховых взносов (сборов), уплачиваемых работодателями согласно: - Закону Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" от 11.01.2001 г. № 2213-III ( 2213-14 ) с изменениями и дополнениями; - Закону Украины "О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности" от 22.02.2001 г. № 2272-III ( 2272-14 ) с изменениями и дополнениями; - Закону Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР ( 400/97-ВР ) с изменениями и дополнениями. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОТАЦИИ Работодатель, предоставляющий данные о необходимости работников в Центр занятости, получает уведомление о направлении на трудоустройство с предоставлением дотаций (образец формы приведен в приложении к Порядку № 1 ( z0075-01 )). О своем решении о трудоустройстве безработного по направлению службы занятости с условием предоставления дотации работодатель письменно информирует Центр занятости в течение 3 дней в виде возврата корешка к направлению на трудоустройство с предоставлением дотаций. Кроме того, для рассмотрения вопроса о предоставлении работодателю дотаций необходимо наличие: - справки работодателя, подтвержденной центром занятости, об отсутствии сокращения на предприятии в течение последних 6 месяцев численности (штата) работников по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный; - сведений центра занятости о: - регистрации работодателя плательщиком взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы; - отсутствии задолженности по уплате взносов на дату обращения; - отсутствии применения к работодателю в течение последних 6 месяцев финансовых санкций за нарушение норм Закона № 1533 ( 1533-14 ) и Закона Украины № 803 ( 803-12 ). На основании указанных документов комиссией, создание которой инициирует рабочий орган исполнительной дирекции Фонда, в составе представителей исполнительной дирекции Фонда, районных и городских государственных администраций, общественных организаций работодателей, профессиональных союзов (по согласию) осуществляется рассмотрение вопроса о возможности предоставления работодателю дотаций. Решение о предоставлении работодателю дотации с учетом выводов комиссии, которые имеют рекомендательный характер, принимается директорами центров занятости, которые являются рабочими органами исполнительной дирекции Фонда, по месту регистрации работодателя плательщиком взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы. Рассмотрение вопроса о возможности предоставления работодателю дотации осуществляется директором центра занятости в течение 5 календарных дней. В случае принятия положительного решения работодателю в течение 5 календарных дней направляется проект договора между центром занятости и работодателем о предоставлении дотации. В договоре о предоставлении дотации определяются: 1) численность безработных, которые будут приняты на работу по направлению государственной службы занятости; 2) профессионально-квалификационный состав безработных, которыми должны быть укомплектованы рабочие места по направлению государственной службы занятости; 3) гарантии занятости безработных, которые будут трудоустроены на рабочие места; 4) сроки предоставления центру занятости документов, подтверждающих выплату заработной платы лицам, трудоустроенным по направлению центра занятости; 5) порядок перечисления дотации; 6) сроки вступления в силу договора (договор вступает в силу со дня принятия на работу безработного по направлению центра занятости, оформленного приказом работодателя); 7) взаимная ответственность сторон за нарушение условий договора и порядок рассмотрения споров. Ответственность за нарушение условий и порядка предоставления дотации несет руководитель центра занятости. В случае нарушения гарантий занятости лиц, направленных центром занятости для трудоустройства, работодатель возвращает сумму полученной дотации и не имеет права обращаться за ее предоставлением в течение трех лет. ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ В бухгалтерском учете денежные средства, поступающие в виде целевого финансирования, согласно П(С)БУ 15 ( z0860-99 ) признаются доходами предприятия и отражаются по дебету счета 48 и кредиту счета 71 "Прочий операционный доход". При этом в соответствии с п. 16, 17 П(С)БУ 15 ( z0860-99 ) целевое финансирование не признается доходом до тех пор, пока не существует подтверждение того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия относительно такого финансирования. Полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были указаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования. В налоговом учете вопрос отражения этого вида дотаций не является столь однозначным. С одной стороны, дотация - это денежные средства Фонда для покрытия расходов на заработную плату лиц, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости, что не совсем соответствует признакам валового дохода, установленным п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) {1}. С другой стороны, в соответствии с пп 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли в состав валовых расходов налогоплательщика относятся расходы на оплату труда физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком. Т. е. буквальное следование указанной норме закона будет вызывать дополнительные вопросы не только у контролирующих органов, но и у самого "смелого" бухгалтера. Безусловно, предприятие может решить не увеличивать ни валовые доходы, ни валовые расходы и таким образом "снять" все возникающие вопросы. Тем не менее, по мнению автора, дотация Фонда включается в состав валовых доходов на основании пп. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) как сумма безвозвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, а расходы по оплате труда - в состав валовых расходов на основании пп. 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли. Отражение в учете |---|--------------------------------|---------------|-----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Налоговый | |п/п| | учет | учет | | | |-------|-------|-----|-----| | | | Д-т | К-т | ВД | ВР | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 1 | Начислена заработная плата | 81 | 661 | - | ВР | | | работнику, трудоустроенному по |23, 91,| 81 | | | | | направлению Фонда за счет |92, 93 | | | | | | предоставления дотаций | | | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 2 | Осуществлено начисление на | 81 | 65 | - | ВР | | | заработную плату |23, 91,| 82 | | | | | |92, 93 | | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 3 | Одновременно признан доход по | 48 | 71 | - | - | | | целевому финансированию | | | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 4 | Начислены удержания | 661 | 65, | - | - | | | | | 641 | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 5 | Получена и выдана заработная | 301 | 311 | - | - | | | плата работнику | 661 | 301 | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 6 | Перечислены налоги и сборы | 65, | 311 | - | - | | | | 641 | | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| | 7 | На основании предоставленных | 311 | 48 | ВД | - | | | документов получена дотация | | | | | |---|--------------------------------|-------|-------|-----|-----| {1} Напомним, что в соответствии с п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли валовый доход - общая сумма дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" №35/03, стр. 43 [18.09.2003] Татьяна Крысенко Консультант по вопросам учета и налогообложения ------------------------------------------------------------------