Инвалид на предприятии ------------------------------------------------------------------ Проявляя заботу о своих гражданах-инвалидах, государство не только обязывает предприятия, учреждения и организации создавать необходимые рабочие места для этой категории населения, но и поощряет предприятия к этому путем предоставления им определенных льгот в налогообложении. Кроме того, в части льгот по налогообложению не остались без внимания и сами инвалиды. В предлагаемой статье рассмотрим вопрос о создании рабочих мест для инвалидов, о льготах, предоставляемых законодательством работающим инвалидам, о их правах и особом статусе на предприятии. Как регулируется обязанность предприятий по трудоустройству инвалидов? Инвалид, как и любой другой гражданин Украины, согласно положениям Конституции Украины имеет право на труд. Правда, вследствие состояния здоровья инвалиды не всегда могут выполнять работу, которая по силам здоровому человеку. Поэтому таким людям тяжелее трудоустроиться. С целью повышения социальной защищенности инвалидов ст. 18 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21.03.91 г. № 875-XII ( 875-12 ) (далее - Закон № 875) определено, что органы Министерства труда Украины, Министерства социальной защиты населения, районные советы народных депутатов, общественные организации инвалидов осуществляют их трудоустройство. Предприятиям (объединениям), учреждениям и организациям (независимо от формы собственности и хозяйствования) отведена особая роль в таком благородном деле. Статьей 19 Закона № 875 ( 875-12 ) для предприятий установлен норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов общей численности работающих. Если на предприятии работает от 15 до 25 человек, такой норматив устанавливается на уровне одного рабочего места. Если же численность работающих менее 15 человек, создавать рабочие места для инвалидов такие предприятия не обязаны. Во всех других случаях количество работающих инвалидов на предприятии не должно быть ниже установленного норматива. Отметим, что законодательство не возлагает на предприятия обязанность по поиску инвалидов для выполнения норматива. Исходя из положений ст. 18 Закона № 875 ( 875-12 ), этим должны заниматься органы Министерства труда Украины, Министерства социальной защиты населения, районные советы народных депутатов и общественные организации инвалидов, а предприятия должны только предоставить рабочие места для инвалидов. Следовательно, это дает основания считать, что в невыполнении указанного норматива не всегда вина самого предприятия. Но, как показывает практика, органы Фонда социальной защиты инвалидов придерживаются другой позиции, считая, что норматив должен выполняться независимо от обстоятельств (т. е. предприятия при отсутствии инвалидов должны сами позаботиться о их поиске). Поэтому свою правоту придется доказывать в судебном порядке. Подобные прецеденты уже случались в практике предприятий, и они показывают, что предприятиям удавалось доказать свою правоту. Об этом свидетельствует постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2003 г. № 858-IV, согласно которому было отменено решение Киевского областного хозяйственного суда о взыскании штрафных санкций за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов. Для защиты ответчика была использована, в частности, позиция ВХСУ по этому вопросу, приведенная в письме ВХСУ от 07.12.2001 г. № 01-2.2/313 ( v_313600-01 ). В упомянутом письме ВХСУ встал на сторону предприятий, отмечая, что трудоустройство инвалидов отнесено к компетенции соответствующих государственных органов, указанных в ст. 18 Закона № 857 ( 875-12 ). Таким образом, если предприятие сможет доказать, что ответственные органы не направляли на предприятие инвалидов для их трудоустройства, а также не было непосредственного обращения инвалидов на предприятие по данному вопросу, оно может избежать уплаты штрафных санкций за несоблюдение норматива создания рабочих мест для инвалидов. В противном случае предприятие будет вынуждено до 15 апреля следующего за отчетным года уплатить в соответствующие региональные отделения Фонда социальной защиты инвалидов штрафные санкции. Сумма штрафных санкций определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. Вопросы, связанные с уплатой указанных штрафных санкций, регламентируются ст. 20 Закона № 875 ( 875-12 ) и Порядком уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1767 ( 1767-2001-п ) (далее - Порядок № 1767). Предприятия, которые обязаны создавать рабочие места для инвалидов (с численностью работающих более 15 человек), в соответствии с п. 2 Порядка № 1767 ( 1767-2001-п ) регистрируются в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению и ежегодно в срок до 1 февраля следующего за отчетным года представляют в указанные отделения Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПI) (далее - Отчет). Несколько слов об ответственности за неуплату штрафных санкций и непредставление Отчета. Правда, здесь достаточно сложно высказаться конкретно, так как в законодательстве не наблюдается четкости по этому вопросу. Так, согласно ст. 20 Закона № 875 ( 875-12 ) нарушение сроков уплаты штрафных санкций влечет за собой начисление пени с суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размере, предусмотренном законом. Однако ни в одном нормативном акте не предусмотрен размер пени для таких нарушений, которые бы охватывали неуплату указанных штрафов. Что касается непредставления или несвоевременного представления Отчета, то за данный вид нарушений вообще нет даже намека ни на административную, ни на финансовую ответственность. В целом, если здесь и можно говорить о какой-либо ответственности, то только об уголовной, если рассматривать действия руководства как причинившие существенный ущерб государственным интересам (свыше 1700 грн. - в соответствии со ст. 364 Уголовного кодекса ( 2341-14 )). Трудно представить, что именно за неуплату "инвалидских" штрафов кто-то может быть привлечен к уголовной ответственности, но все-таки лучше не искушать судьбу и стараться своевременно уплачивать указанные штрафы. Какие льготы предусмотрены для предприятий, где работают инвалиды? Как отмечалось выше, государство поощряет предприятия к созданию рабочих мест для инвалидов не только методом "кнута" (путем применения штрафных санкций за несоблюдение норматива), но также имеются элементы "пряника" в виде установления определенных льгот в налогообложении. Для обычных предприятий (не общественных организаций инвалидов) это касается сборов и взносов в социальные фонды в части начислений на заработную плату работающих инвалидов. Подробнее такие льготы рассмотрим позже. Что касается предприятий общественной организации инвалидов (где количество работающих инвалидов составляет не менее 50% всех работающих и фонд оплаты труда таких работников не менее 25% общих расходов на оплату труда), то на сегодняшний день законы Украины дают им право воспользоваться льготами по следующим налогам: - налогу на прибыль. Согласно п.п. 7.12.1 ст. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль) прибыль указанных предприятий, за исключением прибыли от продажи подакцизных товаров и прибыли от игорного бизнеса, освобождается от налогообложения. Кроме того, в соответствии с п.п. 4.2.6 ст. 4 Закона о налоге на прибыль средства или имущество, предоставляемые в виде безвозвратной помощи предприятиям и организациям общественной организации инвалидов, не включаются в состав валового дохода; - налогу на добавленную стоимость. Согласно п.п. 5.2.1 ст. 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) (далее - Закон об НДС) операции по продаже предприятиями общественных организаций инвалидов товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных, покупных товаров и услуг игорного бизнеса, освобождаются от обложения НДС. Кроме того, вместо освобождения от НДС предприятия общественной организации инвалидов могут принять решение о применении к указанным операциям нулевой ставки НДС (п.п. 6.2.8 ст. 6 Закона об НДС). Для этого они должны не позднее чем за один месяц до начала календарного года (для вновь созданных предприятий и организаций - не позднее одного месяца до начала отчетного квартала) подать заявление в соответствующий орган налоговой службы; - плате за землю. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Украины "О плате за землю" от 03.07.92 г. № 2535-ХII ( 2535-12 ) предприятия общественных организаций инвалидов освобождаются от земельного налога. Отметим, что в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении предприятий и организаций общественных организаций инвалидов" от 30.11.2000 г. № 2116-III ( 2116-14 ) пользоваться льготами предприятия общественных организаций инвалидов могут только при наличии в них специального разрешения на пользование льготами, выданного Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов. В чем заключается особенность статуса инвалида - на предприятии? Здесь сразу же хотелось бы отметить, что о работающих на предприятии "чернобыльцах" на страницах нашей газеты была отдельная статья (см. статью "Если на предприятии работают "чернобыльцы"" // "Бухгалтерская неделя", 2003, № 10), поэтому мы не будем останавливаться на "смягчающих" нормах и льготах, касающихся такой категории работников (кроме льгот по подоходному налогу, которые будут действовать с 01.01.2004 г.). Что же касается других работников-инвалидов, то для них предусмотрены следующие "смягчающие" нормы трудового законодательства: - для инвалида при принятии его на работу не устанавливается испытательный срок (в соответствии со ст. 26 Кодекса законов о труде ( 322-08 ) (КЗоТ); - при равных условиях производительности труда и квалификации инвалиды и ветераны войны, участники боевых действий и лица, приравненные к ним, имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 42 КЗоТ ( 322-08 )); - работа инвалида в ночное время допускается только по их согласию и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям (ст. 55 КЗоТ ( 322-08 )). Кроме того, инвалидам предоставляется отпуск большей продолжительности, чем другим работникам предприятия. Так, согласно ст. 6 Закона Украины "Об отпусках" от 15.11.96 г. № 504/96-ВР ( 504/96-ВР ) (далее - Закон об отпусках) инвалидам I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а инвалидам III группы - 26 календарных дней. Работнику-инвалиду по его желанию ежегодный отпуск полной продолжительности в первый год работы на предприятии может быть предоставлен до окончания шестимесячного срока непрерывной работы и в удобное для него время (в то время как для других работников - только по окончании шестимесячного срока). К тому же следует отметить, что согласно ст. 25 Закона об отпусках ( 504/96-ВР ) по желанию работника-инвалида ему обязательно должен быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отпуска составляет: - до 30 календарных дней ежегодно - инвалидам III группы; - до 60 календарных дней ежегодно - инвалидам I и II групп. Какие льготы предоставляются по удержаниям и начислениям на заработную плату? Перейдем теперь к рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением льгот для работников-инвалидов по налогообложению их доходов. Подоходный налог. Декретом КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ), с изменениями и дополнениями (далее - Декрет), и Инструкцией о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 12), предусмотрено уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода для работников-инвалидов на сумму, не превышающую за каждый полный месяц определенное количество не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг) (в зависимости от категории и причины инвалидности); - инвалидам с детства, инвалидам I и II групп налогооблагаемый доход уменьшается на 5 ннмдг (п.п. "в" п. 4 ст. 6 Декрета); - инвалидам войны - на 15 ннмдг (в соответствии с п.п. 6.6 п. 6 Инструкции № 12 ( z0064-93 )). Если же гражданин имеет право на льготы по нескольким основаниям, то согласно положениям последнего абзаца п.п. 6.5 п. 6 Инструкции № 12 ( z0064-93 ) такому работнику может быть предоставлена только одна льгота по его выбору. С 01.01.2004 г. после вступления в силу Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.2003 г. № 889-IV ( 889-15 ) (далее - Закон № 889) льгота по подоходному налогу для работающих инвалидов будет иметь несколько другой вид. Так, согласно абзацам "д" и "е" п.п. 6.1.2 Закона № 889 ( 889-15 ) лица, отнесенные законодательством к 1-й или 2-й категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, а также инвалиды I или II группы, в том числе с детства, будут иметь право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода на сумму, равную 150 процентам минимальной заработной платы на тот период. Правда, здесь нужно будет обратить внимание на ограничительные нормы п.п. 6.5.1 Закона № 889 ( 889-15 ), согласно которым указанная льгота будет применяться к доходу, если его размер не будет превышать суммы месячного прожиточного минимума на отчетный год, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень (на сегодняшний день это составляет 510 грн.). Также в п. 6.4 Закона № 889 ( 889-15 ) указано о праве выбора льготы, большей по размерам, если плательщик налога имеет право на несколько льгот. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Что касается сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, то Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР ( 400/97-ВР ) не предусмотрено предоставление каких-либо льгот работникам-инвалидам по удержанию пенсионного сбора. Поэтому для всех наемных работников предприятия, включая инвалидов, удержание указанного сбора будет осуществляться в общем порядке (в соответствии с пп. 4 и 5 ст. 5 Закона № 400 ( 400/97-ВР ) в размере от 1 до 5 процентов налогооблагаемого дохода). Возвращаясь немного назад, отметим льготы по уплате пенсионного сбора для работодателей. Пунктом 1 ст. 4 Закона № 400 ( 400/97-ВР ) предусмотрены начисление и уплата пенсионного сбора для предприятий, учреждений и организаций, использующих труд инвалидов, по ставке 4 процента объекта налогообложения для работающих инвалидов и по ставке 32 процента объекта налогообложения для других работников такого предприятия. Для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование устанавливается по ставке 4 процента объекта налогообложения всех работников таких предприятий. Здесь хотелось бы напомнить, что, как и в случае с подоходным налогом, с 01.01.2004 г. вопросы пенсионного страхования будут регулироваться новым законодательством - Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ) (далее - Закон № 1058). Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) (далее - Закон № 1533) не предусматривает предоставления каких-либо льгот предприятиям, использующим труд инвалидов. В связи с этим работодатели осуществляют начисление этого взноса в общеустановленном порядке, а именно в размере 1,9 процента суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат. А вот что касается работающих инвалидов, то они вообще освобождены от уплаты взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы. Это обусловлено тем, что согласно ст. 5 Закона № 1533 ( 1533-14 ) не подлежат страхованию на случай безработицы работающие пенсионеры и лица, у которых в соответствии с законодательством Украины возникло право на пенсию, а инвалиды имеют право на пенсионное обеспечение по инвалидности (в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.91 г. № 1788-ХII ( 1788-12 ), а с 01.01.2004 г. - согласно п. 1 ст. 8 Закона № 1058 ( 1058-15 )). Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением. Льготы по уплате этого социального взноса предоставляются только предприятиям и общественным организациям инвалидов, предприятиям и организациям, а также работникам-инвалидам, работающим на предприятиях и в организациях Украинского общества глухих и Украинского общества слепых. Так, п. 1 Закона Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" от 11.01.2001 г. № 2213-III ( 2213-14 ) (далее - Закон № 2213) для работников-инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях Украинского общества глухих и Украинского общества слепых, взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, установлен в размере 0,25% сумм оплаты труда, включающих основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению подоходным налогом с граждан. Для всех других наемных работников, в том числе инвалидов, работающих на других предприятиях и в организациях, чем предприятия (организации) УТОГ и УТОС, льготы по уплате этого взноса не предусмотрены, поэтому он уплачивается в соответствии с законодательством на общих основаниях в размере 0,5 процента сумм оплаты труда. Для работодателей п. 1 Закона № 2213 ( 2213-14 ) установлены следующие размеры указанных взносов: - для предприятий и организаций Украинского общества глухих и Украинского общества слепых - 0,5% суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников; - для предприятий и общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, - 0,7 процента суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников-инвалидов и 2,9 процента суммы фактических расходов на оплату труда других работников. Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности. Законом Украины "О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности" от 22.02.2001 г. № 2272-III ( 2272-14 ) установлены льготы по уплате этого взноса только для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (где количество работающих инвалидов составляет не менее 50% всех работающих и фонд оплаты труда таких работников - не менее 25% общих расходов на оплату труда). Согласно ст. 5 указанного Закона такие плательщики начисляют и уплачивают взнос в размере 50 процентов страховых тарифов, установленных для обычных плательщиков. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основные вопросы, на которые следует обратить внимание предприятию, имеющему работников-инвалидов. Конечно, изложенным выше такая тема не исчерпывается, и если у вас возникнут какие-либо вопросы по этому поводу, мы будем рады помочь в их решении. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №38/03, стр. 38 [22.09.2003] Алена Федорова Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------