Учет операции по обеспечению предприятием питания работников без оплаты ------------------------------------------------------------------ НОРМАТИВНАЯ БАЗА - Закон Украины от 03.12.90 г. № 507-ХII ( 507-12 ) "О ценах и ценообразовании" (далее - Закон № 507). - Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях" от 01.07.93 г. № 3356-ХII ( 3356-12 ) (далее - Закон № 3356). - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) (далее - Закон о НДС). - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятия" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон № 283). - Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР ( 400/97-ВР ) (далее - Закон № 400). - Закон Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII ( 1251-12 ) (далее - Закон № 1251). - Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV ( 996-14 ) (далее - Закон № 996). - Декрет Кабмина "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92г. № 13-92 ( 13-92 ) (далее - Декрет № 13). - Положение о главных бухгалтерах, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 24.01.80г. № 59 ( v0059400-80 ) (далее - Положение № 59). - Правила работы заведений (предприятий) общественного питания, утвержденные Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219 ( z0680-02 ) (далее - Правила № 219). - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 5 "Отчет о собственном капитале", утвержденное Приказом Минфина от 31.03.99г. № 87 ( z0399-99 ) (далее - П(С)БУ 5). - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное Приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246 ( z0751-99 ) (далее - П(С)БУ 9). - План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный Приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 ( z0892-99 ) (далее - План счетов). - Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная Приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 ( z0893-99 ) (далее - Инструкция № 291). - Письмо Пенсионного фонда от 13.03.01 г. № 06/1195 ( v1195572-01 ) (далее - Письмо № 06). Обеспечивать работников продуктами питания без взимания оплаты предприятие может как во исполнение требований действующего законодательства в сфере охраны труда, так и по собственной инициативе (при этом, в зависимости от содержания коллективного договора, стоимость питания может рассматриваться как элемент фонда оплаты труда или как бесплатно предоставленное работнику благо). В дальнейшем, для удобства, будем использовать термин "бесплатное (удешевленное) питание", помня при этом, что не всегда питание предоставляется работнику совершенно даром (оно может быть оплачено его непосильным трудом). Предложенный материал посвящен вопросам организации и учета операций по предоставлению работникам бесплатного (или удешевленного) питания по собственной инициативе предприятия. Отметим, что обеспечивать работников питанием (бесплатным либо удешевленным) предприятие может двумя способами: 1. Собственными силами. При этом структурное подразделение предприятия, непосредственно предоставляющее питание работникам, может не обслуживать сторонних посетителей (например, закрытая столовая). 2. С привлечением сторонних организаций. В этом случае предприятие-работодатель может оплачивать стоимость питания, приобретая, например, талоны, которые отоварятся работником непосредственно на предприятии общественного питания. Также еда для работников может доставляться прямо в офис заказчика (стоимость доставки может включаться в стоимость еды или дополнительно оплачиваться предприятием-заказчиком). ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ И СОДЕРЖАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА НА ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С БЕСПЛАТНЫМ ИЛИ УДЕШЕВЛЕННЫМ ПИТАНИЕМ РАБОТНИКОВ На налогообложение многих хозяйственных операций, в том числе по льготному питанию работников, влияет наличие на предприятии и содержание коллективного договора, а именно оговоренные в нем обязанности работодателя. Напомним, что порядок заключения и содержание коллективных договоров для юридических лиц предусмотрены ст. 2 Закона № 3356. Наличие обязанностей у работодателя относительно питания работников (полностью за счет предприятия или с частичной оплатой стоимости самим работником) позволяет классифицировать расходы на питание как расходы на оплату труда и включить их в состав валовых расходов на основании пп. 5.6.1 Закона № 283. Кроме непосредственно наличия обязанностей предприятия-работодателя, коллективный договор может содержать и механизм их выполнения. Отметим, что в коллективном договоре может содержаться обязательство работодателя и ссылка на то, что конкретный механизм организации бесплатного питания устанавливается руководителем в соответствующем распоряжении (приказе), положении и т. д. с согласованием с профсоюзным органом (если он существует на предприятии). Бесплатное (удешевленное) питание может предоставляться всем работникам предприятия или же только тем, которые занимают определенные должности. Кроме этого, в зависимости от занимаемой должности может изменяться сумма (или процент), на которую работник имеет возможность бесплатно получить питание. Особенно актуален вопрос организации бесплатного питания для предприятий, кормящих работников собственными силами. Итак, в коллективном договоре может быть предусмотрена: - сумма, на которую работник может ежемесячно получить бесплатное питание. При этом предприятие может отталкиваться от определенного набора блюд (например, комплексного обеда). Однако, учитывая, что в общественном питании ассортимент и цены не являются постоянными величинами, по мнению автора, наиболее целесообразным является определение ежедневной суммы, на которую работник имеет право получить бесплатное питание независимо от набора блюд. Эта сумма будет вычитаться из стоимости конкретного набора блюд, при непосредственном их получении и оформлении операции через регистратор расчетных операций в качестве предоставленной работнику скидки. Если же стоимость отобранных работником блюд не превысит "бесплатный предел", то, по мнению автора, выдача таких блюд работнику не должна проводиться через РРО, поскольку факт продажи за наличные или безналичные средства (карточки, чеки и т. д.) отсутствует. В этом случае оператору операционной кассы целесообразно иметь под рукой ведомость, в которой работник распишется в получении блюд (см. Пример 1, вариант 2). - процент удешевления питания, предоставляемый работнику. В этом случае целесообразно также предусмотреть максимальную стоимость блюд, применительно к которой могут рассчитываться льготные проценты (см. Пример 1, вариант 1). Фактическое получение работником льготы произойдет непосредственно при получении блюд в виде скидки, отраженной в чеке РРО. Если предприятие организует бесплатное (удешевленное) питание работников с привлечением сторонних организаций, то это значительно упрощает ситуацию, поскольку не влечет за собой отслеживание момента перехода права собственности на блюда и решение вопросов ценообразования. В случае если предприятие удерживает с работника часть стоимости блюд, оплаченных по полной стоимости сторонней организации, расчет суммы удержания будет аналогичен порядку, применяемому при кормлении работника собственными силами предприятия. Возможны также ситуации, при которых предприятие организует доставку питания работников в офис. В этом случае, по мнению автора, коллективным договором также должно быть предусмотрено обязательство работодателя по несению расходов, связанных не только со стоимостью непосредственно блюд, но и по их доставке (если они отдельно выделяются в документах организации, оказывающей услуги по питанию). В противном случае контролирующие органы могут вполне справедливо поставить под сомнение возможность классификации "доставочных" расходов как расходов на оплату труда и, соответственно, право таких расходов отражаться в составе валовых расходов. Рассмотрим варианты предоставления бесплатного предоставления питания работникам. Сначала остановимся на ситуации, при которой предприятие предоставляет бесплатное питание своим работникам или удешевляет его в собственном структурном подразделении. СИТУАЦИЯ 1. НА ПРЕДПРИЯТИИ СУЩЕСТВУЕТ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, НАЛАГАЮЩИЙ НА РАБОТОДАТЕЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ Вариант 1. Согласно коллективному договору работник получает блюда в столовой предприятия, оплачивая при этом часть их стоимости. В этом случае при передаче блюда работнику предприятие осуществляет операции по продаже части блюд: - получая при этом экономические выгоды в виде денежных средств; - с одновременным выполнением обязательств, возникших в соответствии с коллективным договором. При этом предприятие получает экономические выгоды в виде уменьшения обязательств (исходя из части стоимости блюд, переданных работнику в качестве погашения задолженности по оплате труда). С целью формирования объекта обложения налогом на прибыль обе из перечисленных операций будут рассматриваться как продажа товаров. Следовательно, у предприятия возникнут валовые доходы исходя из цены реализации переданных работникам блюд и валовые расходы в виде себестоимости таких блюд. Однако необходимо иметь в виду следующее: если кто-либо из работников, получающих питание в качестве оплаты труда, является связанным лицом, то у предприятия может возникнуть необходимость обоснования того, что валовые доходы от передачи блюд такому работнику исчислены исходя из цен не ниже обычных. Такую ситуацию можно избежать, если для работников - связанных лиц коллективным договором не будут предусмотрены более льготные условия получения блюд по сравнению с другими работниками. При этом под более льготными условиями, в данном случае, следует понимать не увеличение (уменьшение) удельного веса части стоимости блюда, которая передается работнику в оплату труда (или оплачивается таким работником), а уменьшение цены реализации блюда работнику - связанному лицу. Сразу же оговоримся, что работники, которые не отвечают условиям, выдвинутым п. 1.26 Закона № 283 (например, не являются учредителями предприятия, владеющими более чем 20% уставного капитала; не могут быть классифицированы как должностные лица и пр.), как связанные лица не рассматриваются. В данной ситуации возникает вполне справедливый вопрос, кто же является должностным лицом предприятия? Критерием определения должностного лица согласно Закону № 283 является наличие у работника полномочий устанавливать, изменять или приостанавливать от имени предприятия правовые отношения. Отсюда следует, что директор предприятия, его заместители, которые имеют право заключать договора, являются должностными лицами предприятия. Относительно же главного бухгалтера отметим следующее. Несмотря на то, что п. 19 Положения № 59 предусмотрено обязательное визирование договоров главным бухгалтером, он не влияет на правовые отношения предприятия с другими субъектами хозяйственной деятельности. Однако при этом необходимо учитывать должностные обязанности главного бухгалтера, да и прочих сотрудников, предусмотренные в должностных инструкциях, разработанных на конкретном предприятии с учетом квалификационных характеристик профессий работников, разрабатываемых для большинства отраслей национальной экономики уполномоченными органами, и Закона № 996. В зависимости от возложенных на него обязанностей главный бухгалтер может иметь право устанавливать, изменять и прекращать от имени предприятия правовые отношения. В этом случае он будет для целей налогообложения полноценным должностным лицом. Относительно НДС отметим следующее. Согласно п. 4.2 Закона № 168 при выплате заработной платы в натуральной форме налоговое обязательство начисляется исходя из обычных цен. Исходя из стоимости питания в части, оплаченной работником, налоговые обязательства по НДС определяются по фактическим ценам продажи. Учитывая, что, как правило, предприятие находит достаточно аргументов в пользу идентичности обычной цены на блюдо и цены, по которой оно передано работнику, то налоговое обязательство будет исчисляться исходя из цены его реализации. Вариант 2. Согласно коллективному договору предприятие обязуется бесплатно предоставлять обеды работникам в собственной столовой. В данной ситуации также имеет место факт реализации блюд, поскольку Законом № 283 бесплатная передача товаров включается в понятие их продажи. В данном случае для определения выручки от реализации (и соответственно, валовых доходов) будет использоваться сумма погашенной кредиторской задолженности предприятия по выплате заработной платы. Валовые расходы будут сформированы исходя из себестоимости переданных работникам блюд. Налоговое обязательство по НДС будет начисляться исходя из обычных цен, которые в данной ситуации можно принимать на уровне цен реализации аналогичных блюд неработникам предприятия. Для определения обычных цен можно порекомендовать использовать, например, цены предприятий-конкурентов соответствующего типа (класса), установленного в соответствии с Правилами № 219.1 Одновременно цена реализации блюд будет увеличивать фонд оплаты труда работника. Конечно, логичнее было бы задолженность по оплате труда погашать не ценой реализации блюд, а их себестоимостью (без учета торговой наценки). Однако не всегда возможно оперативно получить необходимую для этого информацию, ведь, как правило, себестоимость блюда может быть достоверно определена только по окончанию отчетного периода. СИТУАЦИЯ 2. В КОЛЛЕКТИВНОМ ДОГОВОРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТСУТСТВУЮТ КАКИЕ-ЛИБО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РАБОТОДАТЕЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БЕСПЛАТНОГО (ИЛИ УДЕШЕВЛЕННОГО) ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАБОТНИКАМ ПИТАНИЯ Несмотря на то, что в коллективном договоре не предусмотрено погашение задолженности по заработной плате в виде питания работников, собственник (администрация) предприятия могут принять соответствующее решение, которое должно быть оформлено в виде приказа, распоряжения и т. д. Механизм непосредственного предоставления работникам питания аналогичен тому, который может быть предусмотрен в коллективном договоре. Вариант 1. По решению администрации работники предприятия оплачивают часть стоимости обедов. В такой ситуации имеет место продажа товаров по сниженным ценам. Право предприятия на самостоятельное установление цен предусмотрено Законом № 507. Следовательно, для своих работников цены на блюда могут быть несколько ниже на вполне законных основаниях. При этом валовые доходы и налоговое обязательство по НДС сформируются, исходя из фактической цены реализации блюда. В валовые же расходы попадет себестоимость блюд, переданных работнику. При этом необходимо помнить о необходимости формирования валовых доходов от продажи блюд работникам - связанным лицам исходя из обычных цен (см. выше). Отметим, что согласно п. 2.22 Инструкции № 323 "...сумма льгот в связи с продажей их (товаров) по сниженным ценам", включается в дополнительный фонд оплаты труда (но не для налогового учета!!!). Указанное утверждение подтверждается Письмом ГНАУ от 26.02.01 г. № 905/6/15-1116 ( v0905225-01 ), гласящем о том, что для налогового учета расходов на оплату труда согласно пп. 5.6.1 Закона № 283, Инструкция № 323 "не указ". Следуя такой логике, указанный пункт Закона № 283 "не указ" для формирования фонда оплаты труда, элементы которого регламентируются Инструкцией № 323. Следовательно, не все выплаты, которые учитываются при определении фонда оплаты труда в налоговом учете, будут включаться в состав валовых расходов на основании пп. 5.6.1 Закона № 283 и наоборот. Таким образом, если бесплатное (удешевленное) питание работников не предусмотрено в коллективном договоре предприятия, но при этом размер фонда оплаты труда увеличивается, то возникает необходимость корректировки валовых расходов, сформированных при начислении заработной платы в сторону уменьшения. И при этом возникает вопрос, имеет ли право предприятие на включение в состав валовых расходов суммы начисленных взносов в социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и пр.), ведь база таких начислений исключена из состава валовых расходов? Ответ на этот вопрос можно найти в пп. 5.2.5 Закона № 283, согласно которому в состав валовых расходов включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом № 1251. Вариант 2. Администрация предприятия приняла решение предоставлять работникам бесплатное питание. Такие операции с позиции налогового учета будут рассматриваться исключительно как продажа товаров. При этом согласно п. 4.2 Закона № 168 объектом для начисления налогового обязательства по НДС будут обычные цены (независимо от "связанности" работников). Валовые доходы (выручка от реализации) предприятия увеличатся на сумму погашения кредиторской задолженности по заработной плате. Порядок формирования фонда оплаты труда аналогичен изложенному в предыдущей ситуации. Более легким путем в организации питания работников за счет средств предприятия является использование услуг сторонних специализированных Предприятий. В этом случае предприятие уплачивает согласованную сумму денежных средств предприятию общественного питания (назовем его Столовая). Далее Столовая может выдать предприятию талоны, которые в дальнейшем раздадутся работникам, которых планируется кормить. Также выполнение Столовой своих обязательств может осуществляться и без талонов, например, на основании списков работников, составленных предприятием-"кормильцем". Относительно отражения в учете талонов на питание существует несколько точек зрения. Так, первая заключается в том, что полученные талоны должны быть отражены в составе оборотных активов предприятия с одновременным погашением дебиторской задолженности Столовой. В контраргументы такой позиции можно привести следующее: по экономической природе талоны носят гарантийный характер и являются свидетельством права их обладателя на потребление услуги, ранее оплаченной предприятием (получение талонов не приводит к погашению Столовой задолженности перед предприятием). При этом талоны не являются средством расчета или погашения обязательств и не имеют признаков запасов. Еще одним аргументом против отражения талонов в составе оборотных активов предприятия является то, что в товарооборот Столовой стоимость блюд будет включаться по факту передачи их работнику, а не при выдаче талонов (на эту дату блюда, как правило, еще не изготовлены). Следовательно, одни и те же материальные ценности не могут быть одновременно учтены на балансе двух предприятий. Следующая точка зрения заключается в том, что полученные талоны в бухгалтерском и налоговом учете не отражаются - их движение может фиксироваться в ведомостях оперативного учета. В этом случае с обусловленной сторонами периодичностью целесообразно составлять акт сверки с указанием талонов, использованных работниками предприятия-заказчика. Именно этот акт и будет основанием для погашения задолженности Столовой перед предприятием, возникшей в момент получения предоплаты. В случае привлечения к кормлению работников сторонних организаций наличие и содержание коллективного договора влияет на формирование валовых расходов предприятия в том же порядке, что и при кормлении работников в собственном структурном подразделении. А именно, стоимость бесплатного питания, предоставленного работнику согласно коллективному договору, включается в состав валовых расходов на оплату труда (пп. 5.6.1 Закона № 283). Если же в коллективном договоре отсутствует обязательство работодателя относительно бесплатного (удешевленного) питания работников, то его предоставление, с позиции налогового законодательства, будет рассматриваться для предприятия как продажа услуг (бесплатная их передача). Независимо от коллективного договора, стоимость бесплатно предоставленного питания (стоимость удешевления) включается в фонд оплаты труда работника на основании п. 2.42 Инструкции № 323. Работник может частично оплачивать стоимость питания, непосредственно придя в столовую или же в виде компенсации расходов предприятия (путем внесения наличных средств в кассу или через удержание из заработной платы). Сумма указанной компенсации стоимости питания работником в налоговом учете предприятия будет рассматриваться как купля-продажа с соответствующими последствиями. Операции по бесплатному питанию будут влиять на формирование фонда оплаты труда работников и порядок начислений и удержаний в государственные фонды (Пенсионный, Фонд социального страхования и другие). Согласно п. 2.42 Инструкции № 323 в состав фонда оплаты труда в качестве поощрительных и компенсационных выплат включается "...удешевление стоимости питания работников как в наличной, так и безналичной формах, в столовых, буфетах, профилакториях". Поскольку стоимость бесплатно полученного питания (сумма его удешевления) включается в состав фонда оплаты труда работника, она согласно Декрету № 13 является объектом удержания подоходного налога с граждан. Более того, статьей 2 этого же декрета предусмотрено, что доходы, полученные в натуральной форме, включаются в объект обложения подоходным налогом по свободным (рыночным) ценам, для определения которых можно воспользоваться ценами конкурентов. Внимание! С 1 января 2004 года вступает в силу Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV ( 889-15 ). В нем (пп. 4.2.9. абз. е) также предусмотрено налогообложение суммы бесплатно полученных товаров и, более того, скидок. При этом для определения размера скидки используется обычная цена. Кроме удержания подоходного налога, исходя из стоимости бесплатного питания (суммы его удешевления), будут удерживаться взносы в фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, на социальное страхование на случай безработицы. Такое утверждение базируется на том, что критериями включения дохода работника в базу начисления указанных взносов является определение дохода как элемента фонда оплаты труда и обложение его подоходным налогом с граждан. Относительно удержаний взносов в Пенсионный фонд, отметим следующее: для определения базы удержаний в указанный фонд достаточно и необходимо, чтобы доход облагался подоходным налогом с граждан (п. 3 ст. 2 Закона № 400). Соответственно, стоимость бесплатного питания (сумма его удешевления) также является объектом удержания взносов в Пенсионный фонд. Стоимость бесплатного питания (сумма его удешевления) также является объектом начислений взносов в "социальные" фонды (Пенсионный фонд, фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, на социальное страхование на случай безработицы, на социальное страхование от несчастного случая на производстве), поскольку критериями определения базы начислений в них является обложение дохода подоходным налогом и включение его в состав фонда оплаты труда. Совершенно оригинальное мнение по поводу порядка обложения взносами в Пенсионный фонд стоимости бесплатного питания изложено Пенсионным фондом в Письме № 06. Итак, если бесплатное питание осуществляется за счет чистой прибыли предприятия и не носит индивидуального характера, то его стоимость не будет включаться в фонд оплаты труда и, соответственно, не является объектом для начисления взносов в социальные фонды. При этом при перечислении указанных критериев в Письме № 06 сделана ссылка на Инструкцию № 323. Отметим сразу, что Инструкцией № 323 ни прямо, ни косвенно такие требования не предусмотрены. Кроме того, исходя из требований П(С)БУ 5 и Инструкции № 291, использование чистой прибыли предприятия на покрытие каких-либо текущих расходов не предусмотрено, в противном случае категория "чистая прибыль" теряет свою экономическую суть. Следовательно, условие, предусмотренное Письмом № 06 относительно источника предоставления бесплатного питания - чистой прибыли, неправомерно и, соответственно, не выполнимо. Относительно же коллективного характера бесплатного питания необходимо заметить, что такое условие невключения в фонд оплаты труда подпунктом 4.16 Инструкции № 323 предусмотрено только для плавсостава морского, рыбопромышленного флотов; летного состава гражданской авиации при выполнении полетов и не распространяется на работников, занятых на других, кроме перечисленных, работах. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что хотя и очень хочется, но использовать право, предоставленное Письмом № 06 относительно невключения стоимости бесплатного питания работников в состав фонда оплаты труда, чревато негативными последствиями для предприятия-"кормильца". Проиллюстрируем все изложенное выше на условных числовых примерах. Пример 1. Исходные данные: 1. Согласно коллективному договору работнику предприятия, осуществляющего деятельность в сфере общественного питания, предоставляется питание в счет оплаты труда на сумму 2520 грн. ежегодно. 2. Соответственно, ежедневно работник имеет право получить без оплаты продукты питания на сумму 10 грн.: (2520 / (365 - 9 (праздничных и нерабочих дней) - 104 (выходных дня)) = 10 грн. Таблица 1 |---|--------------------------|---------------|-------|---------------| | № | Содержание хозяйственных |Корреспонденция| Сумма,| Валовые | |п/п| операций | счетов | грн. | | | | |-------|-------| |-------|-------| | | | Дебет | Кредит| | доходы|расходы| |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | Вариант 1: работник превысил "бесплатный предел" | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 1 | Отражена цена реализации | 377 | 701 | 30| 25 | - | | | отобранных работником | | | | | | | | блюд | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 2 | Начислены налоговые | 701 | 641 | 6| - | - | | | обязательства по НДС | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 3 | Списана учетная стоимость| 901 | 282 | 30| - | - | | | реализованных блюд | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 4 | Оплачена часть стоимости | 301 | 377 | 20| - | - | | | блюд самим работником | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 5 | Погашена будущая | 661 | 377 | 10| - | - | | | задолженность по | | | | | | | | заработной плате | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 6 | Начислена заработная | 92 | 661 | 460| - | 460 | | | плата работнику за месяц | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 7 | Удержаны налоги и сборы: | | | | | | | | - подоходный; | | 641 | 77,55| - | - | | | - в Пенсионный фонд (2%);| | 651 | 9,20| - | - | | | - на социальное | 661 | 651 | 2,30| - | - | | | страхование на случай | | | | | | | | потери трудоспособности | | | | | | | | (0,5%); | | | | | | | | - на социальное | | 651 | 2,30| - | - | | | страхование на случай | | | | | | | | безработицы (0,5%) | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 8 | Начислены налоги и сборы:| | | | | | | | - в Пенсионный фонд | | 651 | 147,20| - | 147,20| | | (32%); | | | | | | | | - на социальное | 92 | 651 | 13,34| - | 13,34| | | страхование на случай | | | | | | | | потери трудоспособности | | | | | | | | (2,9%); | | | | | | | | - на социальное | | 651 | 8,74| - | 8,74| | | страхование на случай | | | | | | | | безработицы (1,9%) | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 9 | Денежная выплата | 301 | 661 | 344,65| - | - | | | заработной платы | | | | | | | | работнику | | | | | | | | (460,00 - 24,00 - 77,55 -| | | | | | | | - 9,20 - 2,30 - 2,30) | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | Вариант 2: работник не превысил "бесплатного предела" | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 1 | Отражена цена реализации | 377 | 701 | 6| 5 | - | | | отобранных работником | | | | | | | | блюд | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 2 | Начислены налоговые | 701 | 641 | 1| - | - | | | обязательства по НДС | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 3 | Списана учетная | 901 | 282 | 6| - | - | | | стоимость реализованных | | | | | | | | блюд | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 4 | Погашена будущая | 661 | 377 | 6| - | - | | | задолженность по | | | | | | | | заработной плате | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | В конце месяца предприятие сделает в учете записи, аналогичные | | приведенным в строках 6 - 9 | |----------------------------------------------------------------------| Пример 2. Исходные данные: 1. Согласно коллективному договору работник предприятия, осуществляющего деятельность в сфере общественного питания, может ежедневно приобретать блюда с 80% скидкой, если цена реализации набора блюд не превышает 40 грн. 2. Работником отобраны блюда на общую сумму 50 грн. Следовательно, в кассу предприятия работник внесет 18 грн.: 40 х х 20% + 10 = 18 грн. Таблица 2 |---|--------------------------|---------------|-------|---------------| | № | Содержание хозяйственных |Корреспонденция| Сумма,| Валовые | |п/п| операций | счетов | грн. | | | | |-------|-------| |-------|-------| | | | Дебет | Кредит| | доходы|расходы| |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 1 | Отражена цена реализации | 377 | 701 | 50| - | - | | | отобранных работником | | | | | | | | блюд | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 2 | Начислены налоговые | 701 | 641 | 8,33| 41,67 | - | | | обязательства по НДС | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 3 | Списана учетная стоимость| 901 | 282 | 50| - | - | | | блюд | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 4 | Внесена в кассу стоимость| 301 | 377 | 18| - | - | | | блюд, оплачиваемых | | | | | | | | работником | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 5 | Погашена будущая | 661 | 377 | 32| - | - | | | задолженность по | | | | | | | | заработной плате | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | В конце месяца предприятие сделает в учете записи, аналогичные | | приведенным в строках 6 - 9 Таблицы 1 | |----------------------------------------------------------------------| Пример 3. Исходные данные: 1. В коллективном договоре предприятия отсутствует обязательство работодателя относительно питания работника. 2. Стоимость одного талона - 30 грн. 3. Количество приобретаемых талонов - 20 шт. Таблица 3 |---|--------------------------|---------------|-------|---------------| | № | Содержание хозяйственных |Корреспонденция| Сумма,| Валовые | |п/п| операций | счетов | грн. | | | | |-------|-------| |-------|-------| | | | Дебет | Кредит| | доходы|расходы| |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 1 | Осуществлена предоплата | 371 | 311 | 600,00| - | - | | | за талоны на питание | | | | | | | | работников | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 3 | Отражена стоимость | 661 | 631 | 600,00| - | - | | | талонов, отоваренных | | | | | | | | работниками в отчетном | | | | | | | | периоде в части | | | | | | | | бесплатного питания | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 4 | Осуществлен зачет | 631 | 371 | 600,00| - | - | | | предоплаты и полученных | | | | | | | | услуг | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| | 5 | Начислены расходы на | 92,93 | 661 | 600,00| - | - | | | оплату труда, исходя | | | {1}| | | | | из стоимости | | | | | | | | бесплатного питания | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| {1} Указанные расходы являются объектом обложения подоходным налогом, начислений и удержаний в Пенсионный и социальные фонды на общих основаниях. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" №36/03, стр. 41 [25.09.2003] Юлия Бакун ------------------------------------------------------------------