Новая редакция закона "О рекламе":
                         что интересного?

------------------------------------------------------------------

    Каких-то  лет  десять  назад  мы  и  предположить  не   могли,
насколько плотно реклама войдет в  нашу  жизнь.  Неоновые  вывески
ночных  городов  Западной  Европы  казались  воплощением  мечты  о
хорошей  жизни,  чем-то  недосягаемым  и    прекрасным.    Сегодня
рекламными огнями светятся и наши города, никого это не удивляет и
не шокирует,  слишком  нормальным  и  обыденным  все  это  кажется
теперь.  Мы привыкли к рекламе, срослись с ней и теперь, наоборот,
нам уже  трудно  представить  свою  жизнь  без  нее.  Нам  кажется
невозможным по дороге в офис не  встретить  ни  одного  рекламного
щита, ни  одного  студента,  раздающего  рекламные  листовки,  или
открыть газету или журнал  и  на  развороте  не  увидеть  страницы
рекламных объявлений, а главное - включить телевизор и не  увидеть
ни одного ролика.
    Такое действительно невозможно и потому утверждение о том, что
каждый из нас имеет прямое отношение к рекламе,  доказательств  не
требует.  А значит, любому из  нас  небезынтересен  вопрос:  какие
изменения в  законодательстве  о  рекламе  произошли  в  последнее
время? О субъектах предпринимательской деятельности и говорить  не
приходится, практически у каждого из  них  к  этому  вопросу  свой
личный деловой интерес. Итак, начнем изучать нововведения.

    Родной "суахили"

    Самым революционным нововведением  Закона о  рекламе,  которое
"наведет  немало  шороху",  является  норма,   согласно    которой
теперь допускается  распространять   рекламу   исключительно    на
украинском языке.  Так что  все  привычные  нашему  уху  рекламные
слоганы на русском языке будут вынуждены зазвучать по-другому, "на
рiднiй мовi".  Более того, все плакаты, рекламные вывески  и  щиты
также   должны  принять  новую  форму.   Сложнее    всего    будет
производителям, им придется "переделывать" все этикетки и упаковки
своей продукции, если до этого они  выпускались  на  русском  (или
другом) языке.  Причем в Законе ничего не сказано о старом,  т. е.
уже "сделанном" на русском (и  др.)  языке,  рекламном  материале.
Можно ли его оставить в первозданном виде или  теперь  он  годится
только на мусор? К  сожалению,  ответа  на  этот  вопрос  Закон  о
рекламе не содержит.  А это значит, что есть время "на  доработку"
только до появления на свет постановления КМУ о порядке  наложения
штрафов за нарушение законодательства о рекламе (подробнее об этом
речь пойдет ниже).
    Для  многих  особенно  остро    стоит    вопрос    о    судьбе
зарегистрированных знаков для товаров и услуг, а также логотипов в
случае, если они зарегистрированы не на украинском языке.  В  этом
случае новая редакция Закона о  рекламе  допускает  приводить  эти
знаки и логотипы на языке оригинала, однако только с одновременным
дублированием иноязычного знака/логотипа на  украинском  языке.  А
вот что значит дублирование и где оно должно быть: прямо в  знаке,
логотипе  или  под  ним  и  как  вообще  это  дублирование  должно
выглядеть, пояснить законодатели не потрудились.

    Реклама табака и алкоголя

    Сегодня реклама алкоголя  и  табака  зажата  в  очень  жесткие
рамки. Для такой рекламы существует немало запретов и ограничений.
Новая редакция не изменила  положения  дел,  наоборот,  количество
запретов только увеличилось, но кое в чем намечаются послабления.
    Реклама табачных  изделий  и  алкогольных  напитков,  а  также
объектов  интеллектуальной  собственности,  под    которыми    они
выпускаются,  как  не  требующих  широкой  рекламы,  на  радио   и
телевидении новым Законом о рекламе по-прежнему запрещена. Правда,
как  раз  в  отношении  алкогольных   напитков    и    наблюдается
послабление, о котором мы говорили  выше.  Теперь  запрет  рекламы
алкогольных напитков (и соответствующих  знаков,  прочих  объектов
интеллектуальной собственности, под которыми они  выпускаются)  на
радио и телевидении действует только в период с 6 до 23 часов.
    Также  запрещена  реклама  алкогольных  напитков  и   табачных
изделий  (знаков  для  товаров  и  услуг,   а    также    объектов
интеллектуальной собственности, под которыми они  выпускаются)  на
первых и последних страницах газет, первых и  последних  страницах
обложек журналов и других изданий, средствах  внутренней  рекламы,
рекламы на транспорте (ранее запрета на рекламу на  транспорте  не
было,  не  запрещалось  также  использовать  средства   внутренней
рекламы для алкогольной и табачной продукции).  Кроме того,  новым
Законам о  рекламе  предусмотрен  запрет  на  рекламу  алкогольных
напитков,    табачных    изделий,    объектов     интеллектуальной
собственности,  под  которыми  они   выпускаются,    при    помощи
мероприятий рекламного характера  (кроме  специальных  выставочных
мероприятий).
    Однако это  не  исчерпывающий  перечень  запретов  на  рекламу
алкоголя и табака. По-прежнему существует целый ряд ограничений на
такую  рекламу,  которые  касаются  именно  ее  содержания.  Среди
новшеств - требование о том, что реклама  алкогольных  напитков  и
табачных изделий не должна содержать  изображение  популярных  лиц
или прямое или опосредованное одобрение популярными лицами курения
или  употребления  алкоголя.  Раньше  был   запрет    только    на
использование в рекламе лиц, популярных среди молодежи до 18  лет.
Так что теперь наши "звезды" на рекламе алкоголя и табака  уже  не
заработают.
    А вот возраст фотомоделей, которым разрешается  участвовать  в
рекламе алкоголя и табака, стал  меньше.  Ранее  к  такой  рекламе
допускалось привлекать фотомоделей, которым  исполнилось  25  лет,
теперь можно привлекать 18-летних.
    На 100 метров отдалили рекламу алкогольных напитков и табачных
изделий от детских и школьных учреждений.  Если  ранее  Законом  о
рекламе запрещалось располагать такую рекламу  ближе  чем  за  200
метров  от  территории  детских  дошкольных  заведений,    средних
общеобразовательных школ и других заведений образования, в которых
учатся дети в  возрасте  до  18  лет,  то  теперь  такой  "барьер"
составляет 300 метров.
    Кроме  того,    теперь    запрещено    спонсирование    теле-,
радиопередач,  театрально-концертных,    спортивных    и    других
мероприятий с использованием знаков для товаров  и  услуг,  других
объектов  права  интеллектуальной  собственности,  под    которыми
выпускаются табачные изделия. Алкогольных напитков такой запрет не
касается, так что традиционным трансляциям боксерских поединков  и
футбольных матчей новые требования Закона о рекламе не повредят.

    "Минздрав предупреждает..."

    Еще  одно  интересное   нововведение,    касающееся    рекламы
алкогольных напитков и табачных изделий.  Ставшую уже привычной на
табачных  изделиях  надпись:  "Мiнiстерство    охорони    здоров'я
попереджує: палiння шкiдливе для вашего  здоров'я"  сменит  новая,
гораздо более угрожающая: "Курiння може викликати захворювання  на
рак".  А  на   алкогольных  напитках  будет  красоваться  надпись:
"Надмiрне споживання алкоголю шкiдливе для вашего здоров'я".
    Кроме того, теперь в Законе о рекламе существует требование  о
том, чтобы каждому  предупреждению  было  отведено  не  менее  15%
площади (объема) всей рекламы (ранее требовалось только 5%). И еще
уточнили, что текст  предупреждения  должен  быть  контрастным  по
отношению к цвету фона предупреждения.  Чтоб, как говорится,  даже
слепой...

    Скрытая реклама

    Среди  целого  ряда  определений,  введенных  новой  редакцией
Закона о рекламе, есть и такое, как "скрытая реклама". Под скрытой
рекламой в контексте Закона о рекламе подразумевается информация о
лице или товаре в  программе,  передаче,  публикации,  если  такая
информация служит рекламным целям и может  вводить  в  заблуждение
лиц  относительно  действительной  цели    программы,    передачи,
публикации. Так вот такой "хитрый" подход к рекламе (т. е. скрытая
реклама) теперь запрещен.

    От пристойности до непристойности один шаг

    Что  есть  непристойность?  Этот  вопрос  в  контексте   новых
положений Закона о рекламе приобретает особую остроту. Дело в том,
что в новом Законе о рекламе  содержится  требование  о  том,  что
реклама не должна содержать информацию  или  изображения,  которые
нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают
правилами пристойности. А вот кто будет определять эту грань между
пристойностью или непристойностью? Уж не проверяющий ли из органов
по защите прав потребителей на свое  личное  усмотрение?  Ведь  на
сегодняшний    день    правила     пристойности        действующим
законодательством не определены.  Значит, результат будет зависеть
от  степени  распущенности  проверяющего?    Довольно    абсурдное
утверждение.  Иначе говоря, норма о правилах пристойности довольно
сомнительна,  в  том  смысле,  что  наказать  за    непристойность
рекламодателя сложно и, скорее всего,  такие  дела  в  большинстве
случаев решаться будут через суд.

    ТV-реклама

    Тот, кто хоть иногда  смотрит  телевизор,  не  может  остаться
равнодушным к вопросу о рекламе на телевидении.  И, конечно, явным
желанием каждого телезрителя остается желание этой  самой  рекламы
видеть как можно меньше.  Кстати, совсем недавно мы  могли  только
посочувствовать своим российским соседям в отношении телевизионной
рекламы.  У них трансляция передач и кино прерывается чуть  ли  не
каждые 15 мин. Это порядком надоедает и раздражает.  У нас было не
так  и  это  выгодно  отличало  нас  от  "несчастных"   российских
зрителей.  А изменится ли что-либо у нас  со  вступлением  в  силу
новой  редакции  Закона  о  рекламе?  К   сожалению,    приходится
констатировать, что рекламные  ролики  на  телевидении  мы  сможем
лицезреть, скорее всего, еще чаще.
    Ранее существовало ограничение, согласно которому доля рекламы
на протяжении часа фактического вещания не должна  была  превышать
15%, сейчас - 20%.  То есть если ранее реклама  на  телевидении  и
радио была ограничена 9 минутами в течение часа вещания, то теперь
действует ограничение не более 12 минут.
    Кино- и телефильмы ранее запрещалось прерывать.  Сейчас,  если
кино  или  телефильм  длится  до  42  минут,  рекламой  или  любым
редакционным, авторским  или  информационным  материалом  (включая
анонсы телепередач) прерывать его трансляцию также нельзя.
    Если же трансляция кино- и телефильмов имеет продолжительность
от 42 до 70 минут, то она сможет перерываться рекламой  или  любым
редакционным, авторским или информационным  материалом  один  раз,
продолжительностью от 70 до 90 минут - 2 раза, а более 90 - каждые
30 минут. Ну, может, это и не так страшно? По крайней мере, успеем
приготовить очередной бутерброд.

    Факсам - нет

    Новым Законом о рекламе запрещено  распространение  рекламы  с
использованием  телексной  или  факсимильной  связи  без    всяких
исключений.

    Внешняя реклама

    Старая  редакция  Закона  о  рекламе  содержала   определенные
требования  к  внешней  рекламе,  однако  список   их    был    не
исчерпывающим. Существенным дополнением к требованиям относительно
внешней  рекламы,  изложенным  в  Законе  о   рекламе,    являлись
требования, которые  содержались  в  Типовых  правилах  размещения
наружной рекламы, утвержденных постановлением КМУ от  23.09.98  г.
№ 1511 ( 1511-98-п ), с изменениями и дополнениями. В новом Законе  
о рекламе внешней рекламе уделили больше внимания и прямо в Законе  
привели  перечень ограничений и запретов  относительно  размещения  
внешней рекламы, который является исчерпывающим.

    Контроль и ответственность

    Совершив обзор нововведений, произошедших в законодательстве о
рекламе, конечно же, возникает вопрос: а как там  обстоит  дело  с
наказаниями за нарушение законодательства о рекламе, кто и за  что
будет наказывать субъектов предпринимательской деятельности,  если
они каким-то образом  это  самое  законодательство  не  соблюдали?
Этому вопросу уделим особое внимание.
    Итак, согласно новому Закону о рекламе контроль за соблюдением
законодательства о рекламе будут осуществлять:
    - специально уполномоченный центральный  орган  исполнительной
власти в сфере защиты прав потребителей - относительно защиты прав
потребителей;
    - Антимонопольный комитет Украины  -  относительно  соблюдения
законодательства о защите экономической конкуренции;
    -  Национальный  совет  Украины  по   вопросам  телевидения  и
радиовещания  -  относительно  телерадиоорганизаций   всех    форм
собственности   (далее  все  эти  три  органа    будем    называть
"контролеры").
    Наказывать (читай - штрафовать) за нарушение  законодательства
о рекламе будут:
    1) рекламодателей, виновных:
    -  в  заказе  рекламы  продукции,  производство  и/или  оборот
которой запрещены законом;
    -  в  предоставлении  недостоверной  информации  производителю
рекламы, необходимой для производства рекламы;
    - в заказе распространения рекламы, запрещенной законом;
    - в несоблюдении установленных законом требований относительно
содержания рекламы;
    - в нарушении порядка распространения  рекламы,  если  реклама
распространяется ими самостоятельно.
    За эти нарушения  предусмотрен  штраф  в  размере  пятикратной
стоимости распространенной рекламы;
    2) производителей рекламы, виновных в нарушении  прав  третьих
лиц при изготовлении рекламы. За это нарушение штраф такой же, как
и в предыдущем случае, то есть  в  размере  пятикратной  стоимости
изготовления рекламы;
    3)  распространителей   рекламы,    виновных    в    нарушении
установленного  законодательством  порядка    распространения    и
размещения рекламы.  В данном случае предусмотрен штраф в  размере
четырехкратной стоимости распространения рекламы.
    Повторное  совершение  перечисленных   выше    нарушений    на
протяжении года повлечет за собой наложение штрафа  в  двойном  от
предусмотренного за эти нарушения размере.
    А как будет  определяться  стоимость  рекламы  для  начисления
штрафов? На этот вопрос в новом Законе о рекламе также есть ответ.
Стоимость распространенной рекламы будет  определяться  исходя  из
договорной  (контрактной)  стоимости  без  учета  суммы  внесенных
(начисленных) налогов,  сборов  (обязательных  платежей),  которые
установлены   Законом   Украины   "О    системе   налогообложения" 
( 1251-12 ).
    При этом в обновленном Законе о рекламе  содержится  норма,  в
которой  сказано:  за  неподачу   или    представление    заведомо
недостоверной информации относительно  стоимости  распространенной
рекламы (изготовления рекламы, стоимости распространения  рекламы)
органам  по  защите  прав    потребителей    на    рекламодателей,
производителей  рекламы  и  распространителей  рекламы  налагается
штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.
    В  случае  невозможности  установления   стоимости    рекламы,
распространенной  с  нарушением  требований  этого   Закона,    на
рекламодателей и  распространителей  рекламы  решением  специально
уполномоченного центрального органа исполнительной власти в  сфере
защиты  прав  потребителей  налагается  штраф  в  размере  до  300
необлагаемых минимумов доходов граждан.
    Теперь о том, как будут взыскиваться штрафы.  Ранее  в  законе
было  оговорено,    что    взыскание    штрафов    за    нарушение
законодательства о  рекламе  осуществляется  в  судебном  порядке.
Теперь  такого  требования  нет.  То  есть  законодатели    решили
освободить суды от этой заботы и возложить  обязанность  принимать
решение  о  наложении  штрафов  за  нарушение  законодательства  о
рекламе на контролеров.  При этом  на  них  возложена  обязанность
сообщать  рекламодателям,  производителям   и    распространителям
рекламы о рассмотрении дел  о  нарушении  ими  законодательства  о
рекламе не позднее чем за три дня  до  такого  рассмотрения,  а  в
безотлагательных случаях - не позднее чем за один день.
    А вот какие  случаи  считать  безотлагательными,  законодатели
разъяснить не потрудились.  Поэтому с  большой  долей  вероятности
можно  утверждать,  что  большинство  случаев   будет    считаться
безотлагательными.
    Обязанность налагать штрафы за  нарушение  законодательства  о
рекламе в перечисленных выше случаях (кроме тех  случаев,  которые
отнесены исключительно  к  компетенции  Антимонопольного  комитета
Украины  и  которые  регулируются  законодательством  по   вопросу
авторского  права  и  смежных  прав,  -  на  них    мы    подробно
останавливаться не будем) возложена  на  органы  по  зайдите  прав
потребителей.  Однако порядок наложения этих штрафов  должен  быть
разработан КМУ.  Пока такого порядка  нет,  о  штрафах  по  новому
закону говорить не приходится.
    Кроме взыскания штрафов, органы по  защите  прав  потребителей
могут требовать от  рекламодателей  публикации  сведений,  которые
уточняют,  дополняют  рекламу,  и  обращаться  с  иском   в    суд
относительно    противоправных     действий        рекламодателей,
производителей и распространителей рекламы.
    Во время рассмотрения вопроса о  нарушении  Закона  о  рекламе
рекламодатели,  производители  и  распространители  рекламы  имеют
право:
    - присутствовать на заседании органа государственной власти во
время рассмотрения вопроса о нарушении ими этого Закона;
    - подавать необходимые документы, давать объяснения;
    - получать  копию  протокола  заседания  и   решения    органа
государственной власти, принятого относительно них;
    - обжаловать  действия  или  бездеятельность   исполнительного
органа контроля и его должностных лиц к суду.
    Итак, мы рассмотрели основные изменения, которые  произошли  в
законодательстве о рекламе со вступлением в силу нового  Закона  о
рекламе, а как они отразятся на нашей жизни - покажет время.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№41/03, стр. 18
[13.10.2003]
Олеся Александрова
Юрист
------------------------------------------------------------------