Размещение рекламных щитов Земельный участок находится в арендном пользовании у фирмы согласно договору аренды земельного участка (или земельный участок приобретен фирмой согласно договору купли-продажи земли). С целью получения разрешения на установку на территории указанных земельных участков внешней рекламы - рекламных щитов - фирма обратилась в Государственное городское коммунальное предприятие "Административно-техническое управление" (далее - АТУ), которое предоставило перечень документов (согласований, разрешений и т. п.), которые необходимо оформить для получения разрешения. Наряду с указанными документами также был предоставлен договор между АТУ и фирмой - заказчиком рекламного щита, предметом которого является то, что АТУ предоставляет во временное пользование место для размещения специальной конструкции. Просим дать оценку законности требований АТУ относительно заключения договора о временном пользовании местом для размещения специальных конструкций, тогда как земельный участок, являющийся местом размещения рекламы, находится в законном пользовании фирмы. * * * Основополагающим нормативным документом, касающимся вопросов рекламы, является Закон Украины от 03.07.96 г. № 270 ( 270/96-ВР ) "О рекламе" в редакции Закона Украины от 11.07.03 г. № 1121 ( 1121-15 ) "О внесении изменений в Закон Украины "О рекламе". В ст. 1 названного Закона определено, что к внешней рекламе относится любая реклама, которая размещается на отдельных специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог. В соответствии со ст. 16 Закона № 1121 ( 1121-15 ) размещение внешней рекламы в населенных пунктах осуществляется на основании разрешений, которые предоставляются исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов, и в порядке, установленном этими органами на основании типовых правил, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. При выдаче разрешений на размещение внешней рекламы вмешательство в форму и содержание внешней рекламы запрещается. Постановлением от 23.09.98 г. № 1511 ( 1511-98-п ), с изменениями и дополнениями, Кабинетом Министров Украины утверждены Типовые правила размещения внешней рекламы. Указанным постановлением установлено, что за выдачу разрешений на размещение внешней рекламы плата не взимается. В Типовых правилах дано определение понятия "место расположения специальной конструкции": "определенная площадь ... отведенной территории (зеленая зона, асфальт, грунт), в том числе в черте красных линий городских улиц и дорог, в полосах отвода автомобильных и железнодорожных дорог, которые находятся в государственной, коллективной или частной собственности и предоставляются распространителю рекламы во временное пользование собственником или уполномоченным им органом (лицам, указанным в п. 5 ст. 48 Закона Украины от 07.02.91 г. № 697 ( 697-12 ) "О собственности") (далее - собственники)". При этом распространителем рекламы является лицо, которое осуществляет размещение внешней рекламы (как мы понимаем, в нашем случае это фирма). Разрешение - это регистрационный документ установленной формы, выданный на основании решения исполнительного органа городского совета, который определяет право распространителя внешней рекламы на установление отдельной специальной конструкции на определенный срок и в определенном месте и содержит сведения о распространителе внешней рекламы, технические характеристики специальной конструкции, месте ее размещения с привязкой к генеральному плану местности, фотографический снимок места до и после размещения специальной конструкции, согласовательную часть и иные необходимые сведения. С целью регулирования деятельности в сфере размещения внешней рекламы исполнительным органом городского совета образовывается (назначается) рабочий орган, которым в нашем случае является городское коммунальное предприятие "Административно-техническое управление", предоставившее проект договора). К полномочиям рабочего органа в числе иных входят и прием, регистрация и рассмотрение заявок от распространителей внешней рекламы на предоставление разрешений; оформление, регистрация и выдача распространителям внешней рекламы разрешений; ведение информационного банка данных мест размещения специальных конструкций, плана их дальнейшего размещения. Рабочий орган может предоставлять платные услуги, в том числе за: изготовление топогеодезических материалов съемки местности с привязкой места размещения наземной специальной конструкции и обозначения вида работ; разработку проектно-технической документации для размещения сложных специальных конструкций; предоставление распространителям внешней рекламы информации о месте для размещения специальных конструкций, которые находятся в коммунальной собственности и/или в пределах охранных зон либо памятников истории и культуры, объектов природно-заповедного фонда, с учетом состояния существующего строительного фонда, согласование пунктов 1, 2, 3 согласовательной части разрешения; предоставление исходных данных на проектирование и разработку проектно-сметной документации для размещения сложных специальных конструкций; услуги, связанные с внесением изменений в разрешения. Для получения разрешения распространитель внешней рекламы подает рабочему органу заявку по утвержденной в Типовых правилах форме. К заявке прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых также установлен в Типовых правилах. Разрешение согласовывается с собственником места, где планируется размещение специальной конструкции. Отказ в согласовании разрешения может быть оспорен в суде. Получив все необходимые документы, рабочий орган готовит и предоставляет руководителю местного органа исполнительной власти предложения с проектом соответствующего решения. Местный орган исполнительной власти в течение пяти дней со дня получения предложения от рабочего органа должен принять решение о предоставлении разрешения или об отказе в его выдаче. Отказ в выдаче разрешения также может быть оспорен в суде. Теперь, непосредственно, что касается вопроса необходимости заключения договора с рабочим органом - городским коммунальным предприятием "Административно-техническое управление". В силу требований п. 25 Типовых правил: "Плата за временное пользование местами размещения специальных конструкций, которые находятся в коммунальной собственности, осуществляется на договорных началах в порядке, который устанавливается местным органом исполнительной власти (исполнительным органом совета), а местами, которые находятся в государственной, коллективной и частной собственности, - на договорных началах с их собственниками или уполномоченными органами (лицами, указанными в п. 5 ст. 48 Закона Украины "О собственности" ( 697-12 )). Исходя из вопроса, места размещения специальных конструкций фирмы не находятся в коммунальной собственности. Следовательно, на наш взгляд, заключать Договор о временном пользовании местами размещения специальных конструкций с городским коммунальным предприятием "Административно-техническое управление" законных оснований нет. ------------------------------------------------------------------ "Адвокат бухгалтера" №20/03, стр. 16 [27.10.2003] Анатолий Бороденко Юрист ------------------------------------------------------------------