Размещение рекламных щитов

    Земельный участок находится в  арендном  пользовании  у  фирмы
    согласно договору аренды  земельного  участка  (или  земельный
    участок  приобретен  фирмой  согласно  договору  купли-продажи
    земли).
    С  целью  получения  разрешения  на  установку  на  территории
    указанных земельных участков внешней рекламы - рекламных щитов
    - фирма обратилась в  Государственное  городское  коммунальное
    предприятие "Административно-техническое управление" (далее  -
    АТУ), которое предоставило перечень документов  (согласований,
    разрешений и т. п.), которые необходимо оформить для получения
    разрешения.  Наряду  с  указанными  документами   также    был
    предоставлен  договор  между  АТУ  и     фирмой  -  заказчиком
    рекламного щита,  предметом  которого  является  то,  что  АТУ
    предоставляет во временное пользование  место  для  размещения
    специальной конструкции.
    Просим дать  оценку  законности  требований  АТУ  относительно
    заключения  договора  о  временном  пользовании  местом    для
    размещения  специальных  конструкций,  тогда  как    земельный
    участок, являющийся местом  размещения  рекламы,  находится  в
    законном пользовании фирмы.

    * * *

    Основополагающим нормативным документом,  касающимся  вопросов
рекламы, является Закон Украины от 03.07.96 г. № 270 ( 270/96-ВР )
"О рекламе" в редакции  Закона  Украины  от  11.07.03  г.  №  1121
( 1121-15 ) "О  внесении  изменений  в  Закон Украины "О рекламе".
В ст. 1 названного  Закона  определено,   что  к  внешней  рекламе
относится  любая  реклама,  которая  размещается   на    отдельных
специальных временных и стационарных  конструкциях,  расположенных
на открытой местности, а также  на  внешних  поверхностях  зданий,
сооружений,  на  элементах  уличного  оборудования,  над  проезжей
частью улиц и дорог.
    В соответствии со ст. 16  Закона № 1121 ( 1121-15 ) размещение
внешней рекламы  в  населенных пунктах осуществляется на основании
разрешений,  которые  предоставляются  исполнительными    органами
сельских,  поселковых,  городских   советов,    и    в    порядке,
установленном этими органами на основании типовых правил,  которые
утверждаются Кабинетом Министров Украины. При выдаче разрешений на
размещение внешней рекламы  вмешательство  в  форму  и  содержание
внешней рекламы запрещается.
    Постановлением   от   23.09.98  г.  №  1511  ( 1511-98-п ),  с
изменениями и дополнениями, Кабинетом Министров Украины утверждены
Типовые   правила   размещения    внешней    рекламы.    Указанным
постановлением установлено, что за выдачу разрешений на размещение
внешней рекламы  плата  не  взимается.  В  Типовых  правилах  дано
определение понятия "место расположения специальной  конструкции":
"определенная площадь ...  отведенной  территории  (зеленая  зона,
асфальт, грунт), в том числе в черте красных линий городских  улиц
и дорог, в полосах отвода автомобильных и  железнодорожных  дорог,
которые находятся  в  государственной,  коллективной  или  частной
собственности  и  предоставляются  распространителю  рекламы    во
временное пользование собственником или уполномоченным им  органом
(лицам, указанным в п. 5 ст. 48  Закона  Украины  от  07.02.91  г.
№ 697 ( 697-12 ) "О собственности") (далее -  собственники)".  При
этом распространителем рекламы является лицо, которое осуществляет
размещение внешней рекламы (как мы понимаем, в  нашем  случае  это
фирма).
    Разрешение - это регистрационный документ установленной формы,
выданный на основании решения  исполнительного  органа  городского
совета, который определяет право распространителя внешней  рекламы
на установление отдельной специальной конструкции на  определенный
срок и в определенном месте и содержит сведения о распространителе
внешней   рекламы,    технические    характеристики    специальной
конструкции, месте ее размещения с привязкой к генеральному  плану
местности, фотографический снимок  места  до  и  после  размещения
специальной конструкции, согласовательную часть и иные необходимые
сведения.
    С целью регулирования деятельности в сфере размещения  внешней
рекламы исполнительным органом  городского  совета  образовывается
(назначается) рабочий  орган,  которым  в  нашем  случае  является
городское  коммунальное  предприятие  "Административно-техническое
управление", предоставившее проект договора).
    К полномочиям рабочего органа в числе  иных  входят  и  прием,
регистрация и рассмотрение  заявок  от  распространителей  внешней
рекламы на предоставление разрешений;  оформление,  регистрация  и
выдача  распространителям  внешней  рекламы  разрешений;   ведение
информационного  банка  данных   мест    размещения    специальных
конструкций, плана их дальнейшего размещения.
    Рабочий орган может предоставлять платные услуги, в том  числе
за: изготовление топогеодезических материалов съемки  местности  с
привязкой места  размещения  наземной  специальной  конструкции  и
обозначения   вида    работ;    разработку    проектно-технической
документации  для  размещения  сложных  специальных   конструкций;
предоставление  распространителям  внешней  рекламы  информации  о
месте для размещения специальных конструкций, которые находятся  в
коммунальной собственности и/или  в  пределах  охранных  зон  либо
памятников  истории  и  культуры,  объектов   природно-заповедного
фонда,  с  учетом  состояния  существующего  строительного  фонда,
согласование пунктов 1, 2, 3  согласовательной  части  разрешения;
предоставление исходных  данных  на  проектирование  и  разработку
проектно-сметной документации для размещения  сложных  специальных
конструкций; услуги, связанные с внесением изменений в разрешения.
    Для  получения  разрешения  распространитель  внешней  рекламы
подает рабочему органу заявку по утвержденной в  Типовых  правилах
форме.  К заявке  прилагаются  документы,  исчерпывающий  перечень
которых  также  установлен  в   Типовых    правилах.    Разрешение
согласовывается с собственником места, где планируется  размещение
специальной конструкции.  Отказ в  согласовании  разрешения  может
быть оспорен в суде.  Получив все необходимые  документы,  рабочий
орган  готовит  и  предоставляет  руководителю  местного    органа
исполнительной  власти  предложения  с  проектом  соответствующего
решения.  Местный орган исполнительной власти в течение пяти  дней
со дня получения предложения от  рабочего  органа  должен  принять
решение о предоставлении разрешения или об отказе  в  его  выдаче.
Отказ в выдаче разрешения также может быть оспорен в суде.
    Теперь, непосредственно, что  касается  вопроса  необходимости
заключения договора с  рабочим  органом  - городским  коммунальным
предприятием "Административно-техническое управление".
    В силу требований п. 25 Типовых правил:  "Плата  за  временное
пользование местами размещения  специальных  конструкций,  которые
находятся  в  коммунальной  собственности,    осуществляется    на
договорных началах  в  порядке,  который  устанавливается  местным
органом исполнительной власти (исполнительным органом  совета),  а
местами,  которые  находятся  в  государственной,  коллективной  и
частной собственности, - на договорных началах с их собственниками
или уполномоченными органами (лицами, указанными в  п.  5  ст.  48
Закона Украины "О собственности" ( 697-12 )).
    Исходя из вопроса, места  размещения  специальных  конструкций
фирмы не находятся в коммунальной собственности. Следовательно, на
наш взгляд, заключать  Договор  о  временном  пользовании  местами
размещения  специальных  конструкций  с  городским    коммунальным
предприятием  "Административно-техническое  управление"   законных
оснований нет.

------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№20/03, стр. 16
[27.10.2003]
Анатолий Бороденко
Юрист
------------------------------------------------------------------