ОФ: типа, реплики Кондиционеры, обогреватели и затраты; там - ОФ, там - не ОФ; аренда и Новоподоходный 1.8 ------------------------------------------------------------------ Комментируя в № 30'03 на с. 22-23 запрет местных (но столичных) налоговиков относить кондиционеры и обогреватели на валовые затраты, мы отмечали, что на затраты они действительно относиться не могут (поскольку являются основными фондами), а вот амортизировать имеют полное право, и ссылались при этом на азаровское Постановление Кабмина от 27.06.2003 г. № 994 ( 994-2003-п ) ("Бухгалтер" № 26'03, с. 8-9). А кино все в том, что и Перечень из этого Постановления почему-то тоже говорит (правда, не запрещая, а разрешая) именно о валовых затратах! Да, саме том вдруг оказалось - согласно этому Перечню - приведение основных фондов (!) в соответствие с трудоохранно-нормативно-правовыми требованиями щодо "систем вентиляции и аспирации, устройств, улавливающих пыль, и установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах". Но расходы хоть на приобретение таких ОФ, хоть на их самостоятельное изготовление, хоть на ремонт - согласно п/п. 8.1.2 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) - подлежат амортизации, а не озатрачиванию (для ремонта, правда, - в части сверх положенных по 8.7.1 валовозатратных 10%). Амортизация предназначена, между прочим, даже для транспортных и страховых платежей (8.4.1), а также для других (!) расходов, связанных с таким приобретением (там же); по самоизготовленным же ОФ прямо упомянуты - в отношении амортизируемости - расходы, связанные с вводом в эксплуатацию (8.4.2). Так где же, г-н Первый вице-премьер-министр-экс-Председатель ГНАУ, тут валовые затраты? Или под словами "расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые затраты" (из названия Перечня) подразумеваются только ремонты, причем "невписавшиеся"??? Нет, затраты, конечно, лучше, чем амортизация, да только кто ж их потерпит? Напомним, кроме того, что, внезапно занявшись валовыми затратами, Кабмин ограничил их - в части охраны труда - этим Перечнем столь же незаконно, сколь незаконны всевозможные ограничения от кабминовой любимицы - ГНАУ (типа прочих сужений состава затрат или дополнительных условий для получения НДСного возмещения {1}). Стало быть, влезая в Закон О Прибыли ( 334/94-ВР ), правительство не только все запутало, но и все - как водится - нарушило... Продолжая основнофондный поток сознания, отметим недопустимость смешивания налоговых и бухгалтерских критериев принадлежности к ОФ. Для целей налогового учета все изнашиваемые матценности, предназначенные для использования в хоздеятельности более 365 дней с даты ввода в эксплуатацию, являются основными фондами - согласно п/п. 8.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) и п. 1.11 Закона об НДС ( 168/97-ВР ). Впрочем, некоторое время действовало исключение - для МНМА (из письма ГНАУ от 12.01.2001 г. № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 ) - см. "Бухгалтер" № 20'02, с. 39т-40т), но его отзыв с 1 января 2003 года (письмом ГНАУ от 04.03.2003 № 3584/7/15-1317 ( v3584225-03 ) - см. "Бухгалтер" № 32'03, с. 21т) помножил это исключение на ноль. Что же касается отражения в налоговом учете МБП, то решения Кабмина о том, что это, до сих пор нет (правительство занято более важным - см. выше), а 8.2.1 ссылается именно на такое несуществующее решение Кабмина. В бухучете остался еще и критерий операционного цикла (абз. 8 п. 4 ПС)БУ 7 ( z0288-00 ) - "Бухгалтер" № 47-48'02, с. 31т, и абз. 6 п. 6 П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) - там же, с. 39т). Но вот для налогового учета важен год (8.2.1), а не цикл, и если цикл более года, то ему, налоговому учету, это безразлично. На этом фоне выглядит совсем великолепно окончательное запутывание ситуации Гостаможней (см. № 34'03, с. 14), которая - назло налоговикам - вспомнила еще и о статистическом понимании ОФ (только сверх 15 необлагаемых минимумов), чтобы искусственно сузить эту категорию ради неприменения п/п. 3.2.8 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), льготирующего внесение ОФ в уставный фонд (для создания целостного имущественного комплекса), в том числе при ввозе-вывозе. Однако лишь жутко смелые зайцы рискнут воспользоваться безграмотным письмом ГТСУ от 07.08.2003 г. № 11/2-15-11830-ЕП ( v1830483-03 ) (или ЕП), чтобы на основании таможенно-статистической классификации ОФ доказывать право своих матценностей с признаками основных фондов, но дешевле 255 грн. на валовые затраты вместо долгоиграющей амортизации. И еще об ОФ - на этот раз в увязке с ЧПЕНами. Как отреагирует на знаменитый п. 1.8 Новоподоходного Закона сдача ЧПЕНом кому-то в аренду основных фондов? С одной стороны, аренда - вроде как услуга (по крайней мере, похожа на услугу с точки зрения налогообложения), и на нее тогда 1.8, требующий с непредохранившихся ЧПЕНов подоходного, должен распространяться (см. об услугах ЧПЕНов в новых условиях № 30'03, с. 35-37, и № 35'03, с. 36). С другой же стороны - ну о каком наемном лице (от какового и требуют подоходный) можно говорить, если "наемник" только то и делает, что сдает в аренду "нанимателю" 0Ф?! Даже ПФУ (см., например, № 11'03, с. 15т) понимает, что труда здесь никакого нет - ни наемного, ни ненаемного, а есть деятельность самозанятого субъекта по сдаче в аренду. Мы однозначно считаем, что 1.8 там, где нет труда, применяться не может. Ну а что однозначно решит ГНАУ - покажет время. Между прочим, если время вдруг покажет не то и аренду каким-то чудом протрактуют как трудовую функцию, можно будет воспользоваться спасительным абз. 3 п. 1.8 и организовать перепоручение этой функции (см. № 30'03, с. 36, и № 35'03, с. 36), то есть поставить между арендатором и арендодателем доверенное третье юрлицо, превратив аренду в субаренду. А чтоб субарендатор - бывший просто арендатор - не имел проблем, получать официально он должен всего чуть-чуть, как это мы и описывали для перепоручений {2}... {1} Или - 5 копеек от ЮРЕНов - типа ограничений права поменять "единоналожную" ставку ЮРЕНским "Юрьевым днем" 1 января - см. № 22'03, с. 15. {2} Кстати, относительно перепоручения. Тем, кто все-таки считает, будто гражданско-правовой перепоручительный договор превращает трудовую функцию в нетрудовую, скажем так: ну зачем вы путаете труд и трудовой договор? Разве это одно и то же? Что, при подряде, по-вашему, труда уже нет? И от того, что кто-то нанял подрядчика, он сам стал наемником для 7.8? Другое дело, что не всегда перепоручение нужно. Например, парикмахеру достаточно заключать договор не с парикмахерской, а непосредственно с постригаемыми клиентами - вот уже и нет даже призрака наемничества. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №39/03, стр. 40 [01.10.2003] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------