ОФ: типа, реплики

             Кондиционеры, обогреватели и затраты;
      там - ОФ, там - не ОФ; аренда и Новоподоходный 1.8

------------------------------------------------------------------

    Комментируя  в  №  30'03  на  с.  22-23  запрет  местных   (но
столичных) налоговиков относить  кондиционеры  и  обогреватели  на
валовые затраты, мы отмечали, что  на  затраты  они  действительно
относиться не могут (поскольку являются основными фондами), а  вот
амортизировать  имеют  полное  право,  и  ссылались    при    этом
на  азаровское  Постановление  Кабмина  от  27.06.2003  г.  №  994
( 994-2003-п ) ("Бухгалтер" № 26'03, с. 8-9).
    А кино все в  том,  что  и  Перечень  из  этого  Постановления
почему-то тоже говорит (правда, не запрещая, а разрешая) именно  о
валовых затратах! Да, саме том вдруг оказалось  -  согласно  этому
Перечню  -  приведение  основных  фондов  (!)  в  соответствие   с
трудоохранно-нормативно-правовыми   требованиями   щодо    "систем
вентиляции и аспирации, устройств, улавливающих пыль, и  установок
для  кондиционирования  воздуха    в    помещениях    действующего
производства и на рабочих местах".
    Но  расходы  хоть  на  приобретение  таких  ОФ,  хоть  на   их
самостоятельное изготовление, хоть на ремонт - согласно п/п. 8.1.2
Закона  О  Прибыли ( 334/94-ВР )  -  подлежат  амортизации,  а  не  
озатрачиванию (для ремонта, правда, - в части сверх положенных  по    
8.7.1 валовозатратных 10%).
    Амортизация предназначена, между прочим, даже для транспортных
и страховых платежей (8.4.1), а также  для  других  (!)  расходов,
связанных с таким приобретением (там же); по самоизготовленным  же
ОФ прямо упомянуты  -  в  отношении  амортизируемости  -  расходы,
связанные с вводом в эксплуатацию (8.4.2).
    Так где же, г-н  Первый  вице-премьер-министр-экс-Председатель
ГНАУ, тут валовые затраты?
    Или под  словами  "расходы  на  осуществление  и  приобретение
которых  включаются  в  валовые  затраты"  (из  названия  Перечня)
подразумеваются только ремонты, причем "невписавшиеся"???
    Нет, затраты, конечно, лучше, чем амортизация, да только кто ж
их потерпит?
    Напомним,  кроме  того,  что,  внезапно  занявшись    валовыми
затратами, Кабмин ограничил их -  в  части  охраны  труда  -  этим
Перечнем  столь  же  незаконно,  сколь   незаконны    всевозможные
ограничения от кабминовой любимицы -  ГНАУ  (типа  прочих  сужений
состава затрат или дополнительных условий  для  получения  НДСного
возмещения {1}).
    Стало  быть,  влезая  в  Закон    О    Прибыли  ( 334/94-ВР ), 
правительство  не  только все запутало,  но  и все - как водится - 
нарушило...
    Продолжая    основнофондный    поток    сознания,      отметим
недопустимость  смешивания  налоговых  и  бухгалтерских  критериев
принадлежности к ОФ.
    Для  целей  налогового  учета  все  изнашиваемые  матценности,
предназначенные для использования в хоздеятельности более 365 дней
с даты ввода в эксплуатацию, являются основными фондами - согласно
п/п. 8.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) и п. 1.11  Закона об НДС
( 168/97-ВР ).
    Впрочем, некоторое время действовало исключение - для МНМА (из
письма ГНАУ от 12.01.2001 г. № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 ) - см.  
"Бухгалтер" № 20'02, с. 39т-40т),  но  его  отзыв с 1 января  2003  
года (письмом ГНАУ от 04.03.2003  № 3584/7/15-1317 ( v3584225-03 ) 
- см. "Бухгалтер"  № 32'03,  с. 21т)  помножил  это  исключение на 
ноль.
    Что же касается отражения в налоговом учете  МБП,  то  решения
Кабмина о том, что это, до сих пор нет (правительство занято более
важным  -  см.  выше),  а  8.2.1  ссылается  именно    на    такое
несуществующее решение Кабмина.
    В бухучете остался еще и критерий операционного цикла (абз.  8
п. 4 ПС)БУ 7 ( z0288-00 )  -  "Бухгалтер"  № 47-48'02,  с. 31т,  и  
абз. 6 п. 6 П(С)БУ 9 ( z0751-99 )  -  там же, с. 39т).  Но вот для 
налогового учета важен год (8.2.1),  а  не цикл, и если цикл более  
года, то ему, налоговому учету, это безразлично.
    На  этом  фоне  выглядит  совсем  великолепно    окончательное
запутывание ситуации Гостаможней (см. № 34'03, с. 14),  которая  -
назло налоговикам - вспомнила еще и о статистическом понимании  ОФ
(только  сверх  15  необлагаемых  минимумов),  чтобы  искусственно
сузить эту категорию ради неприменения  п/п. 3.2.8 Закона  об  НДС 
( 168/97-ВР ),  льготирующего  внесение  ОФ  в  уставный фонд (для 
создания целостного  имущественного  комплекса),  в  том числе при 
ввозе-вывозе.
    Однако  лишь  жутко  смелые  зайцы  рискнут    воспользоваться
безграмотным  письмом  ГТСУ  от  07.08.2003 г.  № 11/2-15-11830-ЕП 
( v1830483-03 )    (или    ЕП),    чтобы        на       основании 
таможенно-статистической классификации  ОФ  доказывать право своих 
матценностей с признаками основных  фондов, но дешевле 255 грн. на  
валовые затраты вместо долгоиграющей амортизации.
    И еще об ОФ - на этот раз в увязке с ЧПЕНами.  Как отреагирует
на знаменитый п. 1.8 Новоподоходного Закона сдача ЧПЕНом кому-то в
аренду основных фондов?
    С одной стороны, аренда - вроде как услуга (по  крайней  мере,
похожа  на  услугу с точки зрения налогообложения), и на нее тогда
1.8, требующий с  непредохранившихся  ЧПЕНов  подоходного,  должен
распространяться (см. об услугах ЧПЕНов в новых условиях  № 30'03,
с. 35-37, и № 35'03, с. 36).
    С другой же стороны - ну о каком наемном лице (от  какового  и
требуют подоходный) можно говорить,  если "наемник"  только  то  и
делает, что сдает  в  аренду  "нанимателю"  0Ф?!  Даже  ПФУ  (см.,
например, № 11'03, с. 15т) понимает, что труда здесь никакого  нет
- ни наемного, ни ненаемного,  а  есть  деятельность  самозанятого
субъекта по сдаче в аренду.
    Мы однозначно считаем, что 1.8 там, где нет труда, применяться
не может. Ну а что однозначно решит ГНАУ - покажет время.
    Между прочим, если время вдруг покажет не то и аренду каким-то
чудом  протрактуют   как    трудовую    функцию,    можно    будет
воспользоваться  спасительным  абз.  3  п.  1.8  и    организовать
перепоручение этой функции (см. № 30'03, с. 36, и № 35'03, с. 36),
то есть поставить между  арендатором  и  арендодателем  доверенное
третье юрлицо, превратив аренду в субаренду. А чтоб субарендатор -
бывший просто арендатор - не имел проблем, получать официально  он
должен всего чуть-чуть, как это мы и описывали  для  перепоручений
{2}...

{1} Или - 5 копеек от ЮРЕНов -  типа  ограничений  права  поменять
    "единоналожную" ставку ЮРЕНским "Юрьевым днем" 1 января -  см.
    № 22'03, с. 15.
{2} Кстати, относительно перепоручения. Тем, кто все-таки считает,
    будто гражданско-правовой перепоручительный договор превращает
    трудовую функцию в нетрудовую, скажем так: ну зачем вы путаете
    труд и трудовой договор? Разве это одно  и  то  же?  Что,  при
    подряде, по-вашему, труда уже нет? И от того, что кто-то нанял
    подрядчика, он сам стал наемником для 7.8? Другое дело, что не
    всегда перепоручение нужно.  Например, парикмахеру  достаточно
    заключать договор не с  парикмахерской,  а  непосредственно  с
    постригаемыми  клиентами  -  вот  уже  и  нет  даже   призрака
    наемничества.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№39/03, стр. 40
[01.10.2003]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------