По малой статистической нужде

          Статотчетность маленьких больших предприятий

                                       - А это еще что?
                                       - Елочка.
                                       - А почему такая маленькая?
                                       - Так она... вырастет.
                                          Текст рекламного ролика.

------------------------------------------------------------------

    Обустроили хозяева  предприятие,  наняли  работников  и  давай
прибавочную стоимость создавать да налоги наживать {1}. Поработали
чуток,  а  тут  и  первый  отчетный  период  подоспел.  На   новое
предприятие - как только, так сразу - шасть статистики и  ну  себе
отчеты вымогать.  Да не какие-нибудь  махонькие,  а  взрослые,  по
полной,  как  говорится,  программе.  Дескать,  народу  в    штате
предприятия   поболе  50  человек будет,  значитца,  оно  немалое.
Немалость эта  должна  соответствующим  образом  (многоформенно  и
обильностранично) в отчетах отражаться.
    Главбух, на чью голову  все  эти  сказания  обрушились,  ясное
дело, упирается.  Кому охота с утра до ночи отчетно-статистические
фантазии  ублажать?  Статформ-то  у  больших   предприятий    уйма
немеряная.
    Начальство  предприятия  пытается    статистиков    урезонить,
апеллируя к малолетству своего юрлица.  Мол, мы ж только начали, у
нас еще нет крупных оборотов.
    А статистик не лыком шит, он сразу вслух, с  выражением  пункт
второй  статьи 2  Закона  "О  предприятиях  в  Украине" ( 887-12 ) 
(далее - Закон) зачитывает:

    "В соответствии с объемами хозяйственного оборота  предприятия
    и  численностью  его   работников    (независимо    от    форм
    собственности) оно  может  быть  отнесено  к  категории  малых
    предприятий.
    К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие
    предприятия:
    в промышленности и строительстве - с  численностью  работающих
    до 200 человек;
    в других отраслях  производственной  сферы  -  с  численностью
    работающих до 50 человек;
    в науке и научном обслуживании - с численностью работающих  до
    100 человек;
    в  отраслях  непроизводственной  сферы  -    с    численностью
    работающих до 25 человек;
    в  розничной  торговле  -  с  численностью  работающих  до  15
    человек".

    Ну  и,  понятно,  особый  упор  делает  на    словах    "вновь
создаваемые".  В  том  смысле,  что  даже  для  вновь    созданных
предприятий критерии численности работают на общих основаниях.
    Закон старенький, на объемы хозоборота намекнул -  и  сразу  о
них запамятовал,  толком  ничего  не  уточнив.  Вот  статистики  и
куражатся,  применяя  для   малонемалой    классификации    только
один-единственный   признакчисленность    работников.    Серьезной
подмогой им в этом служит приказ Госкомстата от 01.12.1998г. № 399
( v0399202-98 )  "О  порядке  статистического  изучения  субъектов    
малого предпринимательства", где потолки численности развернуты  в  
более широком отраслевом разрезе.
    В  общем,  как  ни  крути,  а    все    складывается    против
новорожденного бизнес-великана.
    Правда,  защищая   собственную    маломасштабность,    субъект
предпринимательства может попробовать противопоставить статистикам
их же ведомственный документ.
    В   письме   Госкомстата  от  13.07.2000   г.    № 02-03-06/22
( v6_22202-00 )   "Разъяснение   относительно   отчетности   малых  
предприятий" {2} сказано:

    "Законодательно  критерии  отнесения  к  малым    предприятиям
    обусловливаются следующими документами:
    - Законом Украины "О предприятиях в Украине"  от  27.03.91  г.
    № 887-ХII ( 887-12 ) (с изменениями и дополнениями к нему);
    - Указом  Президента  Украины  "О  государственной   поддержке
    малого предпринимательства" от 12.05.98 г. № 456/98 ( 456/98 ) 
    {3};
    -  Указом  Президента  Украины    "Об    упрощенной    системе
    налогообложения,  учета  и   отчетности    субъектов    малого
    предпринимательства"  от  03.07.98 г.  № 727/98 ( 727/98 ) {4} 
    "..."".

    Как видим,  сами   статистики  смешали  в  кучу  все  мыслимые
"околомалые" законодательные акты {5}, классификационные  критерии
которых весьма и весьма разнятся.
    Эксплуатируя сумбурность этой эклектики, следует  исповедовать
буквальный  подход  к  прочтению  данного  письма  В    результате
применения такого  подхода  в  категорию  малых,  с  точки  зрения
статистики  (как   минимум  начиная  с  2000  года),  попадают  те
предприятия,  которые  "помещаются"  в  какой-либо  из   названных
нормативных актов.
    В Указах же Президента, которые упоминаются  в  статистической
эпистоле, помимо критерия численности  (50  чел.)  присутствует  и
критерий объема выручки (1 млн. грн.).
    Обратимся  к  родному    "упрощенческому"    Указу   №  727/98 
( 727/98 ).
    Следует обратить внимание на  то,  что  в  нем  речь  идет  об
ограничении численности (50 чел.) только в среднем расчете за год.
И, строго говоря, если год не закончился,  брать  за  основу  этот
критерий нельзя.  Иными словами, если новое предприятие уже  имеет
численность, зашкаливающую за пределы, установленные  Законом,  но
при этом объем выручки {6} не превышает 1 000 000 грн.,  то  можно
утверждать, что требования письма соблюдаются и предприятие  может
считаться малым.
    Мы, разумеется, отдаем  себе  отчет  в  том,  что  в  подобных
рассуждениях    присутствуют    определенные    натяжки.    Однако
попрепираться со статистиками можно. Авось отцепятся.

{1} В сфере оказания производственных услуг.
{2} Извлечение из данного письма - см.  в  "Бухгалтерской  газете"
    № 43'2000 на с. 16.
{3} Извлечение из данного Указа - см. в "Бухгалтере"  №  10'98  на
    с. 58. - И. Ч.
{4} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 2т-5т. - И. Ч.
{5} В письме нет упоминания разве что о Законе "О  государственной
    поддержке малого предпринимательства".  Обусловлено  это  тем,
    что названный Закон появился спустя три  месяца  после  выхода
    письма.
{6} В Указе говорится о показателе годовой  выручки.  Поскольку  в
    определении  этого    критерия    никакого    усреднения    не
    предусмотрено,  можно  говорить  о  том,    что    в    Указах
    подразумевается выручка нарастающим итогом с начала года.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№39/03, стр. 48
[01.10.2003]
Иван Чалый

------------------------------------------------------------------