Какие затраты частного предпринимателя включаются в его расходы Я - частный предприниматель, использую труд двух наемных работников. Вид моей деятельности - автотранспортные перевозки грузов. Расходы, исключаемые из полученного валового дохода, я подтверждаю документально. Прошу разъяснить: - могу ли я при наличии командировочного удостоверения отнести в состав расходов суточные в размерах установленных норм и суммы по счетам гостиницы, если я согласно договору с фирмой о предоставлении транспортных услуг направляю свой автомобиль и водителя в командировку в другой город; - могу ли я включить в состав расходов средства, перечисленные газете за объявление, при помощи которого я ищу заказчиков; - включается ли в состав расходов стоимость текущего ремонта транспортного средства; - как правильно определяется чистый доход? * * * Прежде чем ответить на поставленные вопросы, обратимся к ст. 13 раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92г. № 13-92 ( 13-92 ) (далее - Декрет) и Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ). Согласно ст. 13 Декрета в состав расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическими лицами от осуществления предпринимательской деятельности, относятся расходы, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) или подлежат амортизации в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон). Валовые расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности физического лица, включают расходы, определенные статьями 5 и 8 Закона, с учетом соответствующих ограничений и особенностей, в частности, касающихся физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности. На основании п. п. 5.4.8 Закона в состав валовых расходов предпринимателя включаются командировочные расходы физических лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, в пределах фактических расходов командированного лица на проезд (включая перевозку багажа) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки, оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или предоставление услуги (стирка, чистка, ремонт и глаженье одежды, обуви или белья), наем других жилых помещений, телефонных счетов, оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз), обязательного страхования, расходов на устный и письменный переводы, других документально оформленных расходов, связанных с правилами въезда и пребывания в месте командировки, включая какие-либо сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов. Таким образом, можно отнести в состав расходов суточные, а также суммы по счетам гостиницы в размерах установленных норм при наличии документов, которые подтверждают стоимость этих расходов. Вместе с тем обращаем внимание на то, что если в договоре между частным предпринимателем и предприятием обусловлено, что направление в командировку водителя осуществляется предприятием, то в таком случае все документы на командировку оформляются указанным предприятием и в составе расходов частного предпринимателя не учитываются. Чтобы не иметь осложнений при оформлении каждого отдельного договора, связанного с перевозкой товаров (продукции) в другую местность, следует четко обусловить, какая из сторон направляет водителя в командировку, для избежания возможности двойного отнесения указанных расходов у предприятия и частного предпринимателя. Подпунктом 5.4.4 Закона определено, что в состав валовых расходов включаются расходы плательщика налога на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) такими плательщиками налога. Выполняя требования действующего законодательства, частный предприниматель имеет право включить в состав валовых расходов денежные средства, которые были перечислены газете за объявление, потому что расходы непосредственно связаны с получением дохода. Отвечая на третий вопрос, разъясняем, что плательщики налога имеют право в течение отчетного периода отнести в валовые расходы любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода (п. 8.7 Закона). Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую стоимость групп 2, 3 и 4 или отдельных объектов основных фондов группы 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости таких групп и таких отдельных объектов основных фондов группы 1 на начало расчетного квартала. Поэтому расходы на текущий ремонт основных фондов (транспортного средства), принадлежащих вам и используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности, исключаются из валового дохода на основании первичных документов, подтверждающих проведение ремонта (акт выполненных работ, платежное поручение, ведомости на выплату заработной платы и т. д.) в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. Если же расходы превышают указанную сумму, то в этом случае они подлежат амортизации согласно установленным нормам. В случае отсутствия первичных документов указанные расходы не могут исключаться из валового дохода субъекта предпринимательской деятельности - физического лица. Отвечая на последний вопрос о правильности определения чистого дохода, заметим, что налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, определяемый как разница между валовым доходом (выручка в денежной и натуральной форме) и суммой документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода в соответствующем отчетном периоде (квартале, календарном году) (ст. 13 Декрета). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" № 47(99), стр. 45 [24.11.2003] Анна Мудрик Ст. гос. нал. инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева ------------------------------------------------------------------