Единый налог в 2004 году: чего ожидать?

------------------------------------------------------------------

    Сохранится ли упрощенная система?

    Правительство в  лице  высоких  должностных  лиц  уже  не  раз
высказывало  свое  негативное  отношение  к  упрощенной    системе
налогообложения. В качестве оправдания такой "нелюбви" приводилось
множество    аргументов:    здесь    и      участие        частных
предпринимателей-"единоналожников"   в   различных    схемах    по
оптимизации налогообложения, и недопоступление сборов в Пенсионный
фонд и фонды социального страхования, и еще  много-много  чего.  В
общем, на "единоналожников" навесили "всех собак", обвинив чуть ли
не в подрыве финансовых основ государства (умалчивая  при  этом  о
крайне неэффективной структуре самого государственного аппарата  и
его непомерных аппетитах).
    Напуганные многочисленными  угрозами  правительства  и  многих
законодателей ликвидировать  упрощенную  систему  налогообложения,
или, по крайней мере, осложнить условия работы на ней, сегодня все
без  исключения  "единоналожники"  (и  юридические,  и  физические
лица), задаются вопросом:

    "Сохранится ли упрощенная система налогообложения?".

    К счастью для всех,  уже  сейчас на этот вопрос можно ответить
положительно -  да,  сохранится.  Правда,  она  может  существенно
видоизмениться, причем не обязательно в лучшую сторону, но это уже
второй вопрос. Главное, что Указ Президента Украины "Об упрощенной
системе  налогообложения,  учета  и  отчетности  субъектов  малого
предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) 
(далее - Указ о едином налоге) продолжает действовать в 2004 году. 
И, смеем надеяться, будет действовать до принятия соответствующего  
закона  об  упрощенной  системе  налогообложения   (если   таковой 
все-таки будет принят).
    Повод для  такой  уверенности  дает  принятый  парламентом  27
ноября Закон Украины "О Государственном бюджете  Украины  на  2004
год" ( 1344-15 ) (далее - Госбюджет 2004), где  в  доходной  части  
местных бюджетов  на  первом  месте стоит единый налог с субъектов
предпринимательской  деятельности  (кроме  части  единого  налога,
которая  зачисляется  в  Пенсионный  фонд,   и    отчислений    на
обязательное социальное страхование).
    Ну еще бы, попробовали  бы  депутаты  лишить  местные  бюджеты
такого  источника  поступлений,  особенно  на  фоне    значительно
сниженной (по сравнению  с  нынешним  подоходным  налогом)  ставки
налога с доходов физических лиц.
    Так что единый налог пока жив.  А о том, сохранит ли  он  свою
привлекательность, читайте дальше.

    Повысятся ли ставки?

    Сразу  сделаем  оговорку:  вопрос  этот  актуален  лишь    для
физических лиц-"единоналожников" {1}. Ведь именно им правительство
планировало  поднять  ставки  единого  налога:  минимальную  -  до
200 грн., максимальную - до 600 грн.  Да-да,  именно  такие  цифры
фигурировали  в  статье  88  проекта  Госбюджета  2004,  принятого
парламентом в первом чтении.  Расчет был  прост:  поднять  ставки,
заставить дополнительно платить взносы в Пенсионный фонд (об  этом
будет сказано отдельно), и ЧПЕНы {2} сами, как миленькие, перейдут
на общую систему налогообложения.
    Но не тут-то было.  Предприниматели, несмотря на  свойственный
им, как "классу", врожденный индивидуализм, смогли объединиться  и
провести  под  стенами    парламента    достаточно    убедительные
общественные    акции.     Не     обошлось       без     поддержки
Госкомпредпринимательства,  который,  впрочем,  занял    несколько
двойственную  позицию:  единый  налог  вроде  бы  и  нужен,  но  в
несколько подкорректированном виде (схемы "оптимизации" с участием
ЧПЕНов    не    дают    покоя    даже    защитникам      интересов
предпринимательства). Результатом этих акций стало то, что министр
финансов (он же -  первый  вице-премьер)  Н.  Я.  Азаров  пообещал
исключить  из  правительственного    проекта    Госбюджета    2004
"злополучную" статью 88, и даже Президент  (!!!)  сказал,  что  не
подпишет Госбюджет, если он будет содержать повышенные ставки.
    Правительство сдержало  обещание,  -  в  принятой  парламентом
редакции  Госбюджет  2004  не  предусматривает  повышения   ставок
единого налога.  Ставки пока что останутся прежние,  установленные
Указом о едином налоге, - от 20 до 200 грн.
    Однако это еще не гарантия, что "единоналожникам" не  придется
платить больше. Почему - читайте дальше.

    Что с пенсионными взносами?

    Как вы уже знаете, с 1 января 2004 года вступает в силу  Закон
Украины   "Об    общеобязательном    государственном    пенсионном
страховании"  от  09.07.2003 г.  № 1058-IV  ( 1058-15 ), (далее  -  
Закон о пенсионном страховании,  см. "Бухгалтерская неделя", 2003,  
№ 37).   Этот   Закон    сильно  повлияет  на  упрощенную  систему  
налогообложения,  значительно  снизив  ее   привлекательность  для 
плательщиков.
    Дело в том, что все  без  исключения  упрощенцы  должны  будут
начислять пенсионные взносы (32%) на фонд оплаты труда.
    Что  же  касается  физических    лиц-"единоналожников",    то,
поскольку  проконтролировать  их    доходы    Пенсионному    фонду
проблематично, "за себя" они  будут  платить  фиксированную  сумму
взносов. На данный момент этот размер пока не установлен, но можно
предположить, что он будет привязан к минимальной заработной плате
и составит не меньше:

    205 х 32 % = 66 грн.

    И это при том, что никак не решена  судьба  42%  сумм  единого
налога, которые, согласно Указу о едином  налоге,  направляются  в
Пенсионный фонд.  Так что не исключено, что "единоналожники" будут
платить пенсионные взносы дважды: как обычно,  в  составе  единого
налога, и отдельно от него - фиксированные взносы.  Остается  лишь
надеяться, что справедливость восторжествует, и пенсионные  взносы
будут выведены из состава суммы единого налога, тем самым уменьшив
его.

    Каково будущее отношений "единоналожников" с предприятиями?

    Этот вопрос в наибольшей степени интересует именно тех, против
кого  направлены  реформаторские  усилия  правительства  -  против
ЧПЕНов, задействованных в схемах  "оптимизации".  А  еще больше он
интересует предприятия, которые активно используют такие схемы  (а
кто же их не использует?) в своей хозяйственной практике.  Для них
совместными  усилиями  законодателей  и    ГНАУ    заготовлены две
"напасти", которые могут заставить предприятия удерживать из  сумм
доходов, выплачиваемых ЧПЕНам, налог  с  доходов  по  ставке  13%,
предусмотренный Законом Украины "О  налоге  с  доходов  физических
лиц" ( 889-15 ) (далее - Закон о налоге с доходов).
    Первая  "напасть"  -  то,  что  Инструкция  о  налогообложении
доходов  физических    лиц    от    занятия    предпринимательской
деятельностью {3} не делает никаких исключений в  части  удержания
налога с выплачиваемых ЧПЕНам доходов.  Раньше (до 01.01.2004  г.)
ведь как было: если ЧПЕН показал  свидетельство  "единоналожника",
то у бухгалтера были все основания не удерживать с него подоходный
налог (благодаря абз. третьему п.п. 14.1.1 п. 14 Инструкции). Но с
1 января в Инструкции больше не будет такого исключения.
    Правда,  против  такой  напасти   есть    весомый    аргумент,
приведенный в письме Госкомпредпринимательства  от  31.10.2003  г.
№ 6264  ( v6264563-03 ) "О  выплате  налоговыми  агентами  доходов 
частным  предпринимателям   -   плательщикам единого  налога" (см.
"Бухгалтерская неделя", 2003, №  100).  Как  правильно  указано  в
письме, в общем случае Закон о  налоге  с  доходов  не  регулирует
вопросы    налогообложения    доходов    граждан    от     занятия
предпринимательской  деятельностью,   отсылая    плательщиков    к
специальному законодательству (см.  п.  9.12  Закона  о  налоге  с
доходов).  В отношении  частных  предпринимателей  -  плательщиков
единого налога  таким  специальным  законодательством  как  раз  и
является Указ о едином налоге, согласно статье 6 которого  субъект
малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является
плательщиком на доходы физических лиц.  К тому же и в  п.п. 4.3.25
ст. 4 Закона о налоге с доходов прямо говорится о необложении этим
налогом доходов "упрощенцев".
    Вторая "напасть" -  пункт  1.8  Закона  о  налоге  с  доходов,
который, напомним, при определенных условиях приравнивает  частных
предпринимателей  к  наемным    работникам    с    соответствующим
налогообложением  выплачиваемых  доходов    как    зарплаты. Такое
"приравнивание" имеет место,  если  выполняются  одновременно  два
условия:
    - предприниматель  предоставляет  предприятию    услуги    или
выполняет  для  него  работы  (то   есть    ЧПЕНам,    реализующим
предприятиям товары, "приравнивание" к "наемникам" не грозит);
    - условия  договора  предусматривают  выполнение  таких  работ
(предоставление услуг) на постоянной и регулярной основе в течение
более одного месячного отчетного периода.
    Напомним также,  что  не  будет  приравниваться  к  "наемнику"
частный предприниматель,  который  перепоручает  выполнение  работ
(услуг) другому лицу.  Более подробные  рекомендации  о  том,  как
предпринимателям избежать участи наемных работников, мы  писали  в
статье  "Туманное  будущее  взаимоотношений  предпринимателей    и
предприятий" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 42). В ближайшее
время мы подготовим для вас ряд более подробных материалов о  том,
как бороться со "злополучным п. 1.8".
    Завершая статью, еще  раз  повторим:  более-менее  определенно
сейчас можно говорить лишь о ставках единого  налога  -  они  пока
остаются на прежнем уровне (хотя, опять же, не  исключено,  что  в
той или  иной  форме  правительство  попытается  реализовать  свои
первоначальные  планы).  Также    можно    быть    уверенными, что
"единоналожников" заставят начислять взносы в Пенсионный фонд. Что
же касается размера таких взносов, подождем -  увидим.  До  нового
года осталось совсем немного. "Единоналожники", крепитесь!

{1} Для юридических лиц все по-прежнему: 10 или  6%  (при  условии
    уплаты НДС).
{2} Частные предприниматели - "единоналожники".
{3} Напомним, именно так с 1 января  2004  года  будет  называться
    обновленная  Инструкция  о  подоходном  налоге   с    граждан,
    утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93  г.  №  12,  с  учетом
    изменений  и  дополнений,  предусмотренных    приказом    ГНАУ
    от 16.07.2003 г.  № 352  (см.  "Бухгалтерская  неделя",  2003,
    № 36).

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 49(101), стр. 16
[08.12.2003]
Юрий Цыганок, Мирослава Пустовит
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------