Единый налог в 2004 году: чего ожидать? ------------------------------------------------------------------ Сохранится ли упрощенная система? Правительство в лице высоких должностных лиц уже не раз высказывало свое негативное отношение к упрощенной системе налогообложения. В качестве оправдания такой "нелюбви" приводилось множество аргументов: здесь и участие частных предпринимателей-"единоналожников" в различных схемах по оптимизации налогообложения, и недопоступление сборов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования, и еще много-много чего. В общем, на "единоналожников" навесили "всех собак", обвинив чуть ли не в подрыве финансовых основ государства (умалчивая при этом о крайне неэффективной структуре самого государственного аппарата и его непомерных аппетитах). Напуганные многочисленными угрозами правительства и многих законодателей ликвидировать упрощенную систему налогообложения, или, по крайней мере, осложнить условия работы на ней, сегодня все без исключения "единоналожники" (и юридические, и физические лица), задаются вопросом: "Сохранится ли упрощенная система налогообложения?". К счастью для всех, уже сейчас на этот вопрос можно ответить положительно - да, сохранится. Правда, она может существенно видоизмениться, причем не обязательно в лучшую сторону, но это уже второй вопрос. Главное, что Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ о едином налоге) продолжает действовать в 2004 году. И, смеем надеяться, будет действовать до принятия соответствующего закона об упрощенной системе налогообложения (если таковой все-таки будет принят). Повод для такой уверенности дает принятый парламентом 27 ноября Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" ( 1344-15 ) (далее - Госбюджет 2004), где в доходной части местных бюджетов на первом месте стоит единый налог с субъектов предпринимательской деятельности (кроме части единого налога, которая зачисляется в Пенсионный фонд, и отчислений на обязательное социальное страхование). Ну еще бы, попробовали бы депутаты лишить местные бюджеты такого источника поступлений, особенно на фоне значительно сниженной (по сравнению с нынешним подоходным налогом) ставки налога с доходов физических лиц. Так что единый налог пока жив. А о том, сохранит ли он свою привлекательность, читайте дальше. Повысятся ли ставки? Сразу сделаем оговорку: вопрос этот актуален лишь для физических лиц-"единоналожников" {1}. Ведь именно им правительство планировало поднять ставки единого налога: минимальную - до 200 грн., максимальную - до 600 грн. Да-да, именно такие цифры фигурировали в статье 88 проекта Госбюджета 2004, принятого парламентом в первом чтении. Расчет был прост: поднять ставки, заставить дополнительно платить взносы в Пенсионный фонд (об этом будет сказано отдельно), и ЧПЕНы {2} сами, как миленькие, перейдут на общую систему налогообложения. Но не тут-то было. Предприниматели, несмотря на свойственный им, как "классу", врожденный индивидуализм, смогли объединиться и провести под стенами парламента достаточно убедительные общественные акции. Не обошлось без поддержки Госкомпредпринимательства, который, впрочем, занял несколько двойственную позицию: единый налог вроде бы и нужен, но в несколько подкорректированном виде (схемы "оптимизации" с участием ЧПЕНов не дают покоя даже защитникам интересов предпринимательства). Результатом этих акций стало то, что министр финансов (он же - первый вице-премьер) Н. Я. Азаров пообещал исключить из правительственного проекта Госбюджета 2004 "злополучную" статью 88, и даже Президент (!!!) сказал, что не подпишет Госбюджет, если он будет содержать повышенные ставки. Правительство сдержало обещание, - в принятой парламентом редакции Госбюджет 2004 не предусматривает повышения ставок единого налога. Ставки пока что останутся прежние, установленные Указом о едином налоге, - от 20 до 200 грн. Однако это еще не гарантия, что "единоналожникам" не придется платить больше. Почему - читайте дальше. Что с пенсионными взносами? Как вы уже знаете, с 1 января 2004 года вступает в силу Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ), (далее - Закон о пенсионном страховании, см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 37). Этот Закон сильно повлияет на упрощенную систему налогообложения, значительно снизив ее привлекательность для плательщиков. Дело в том, что все без исключения упрощенцы должны будут начислять пенсионные взносы (32%) на фонд оплаты труда. Что же касается физических лиц-"единоналожников", то, поскольку проконтролировать их доходы Пенсионному фонду проблематично, "за себя" они будут платить фиксированную сумму взносов. На данный момент этот размер пока не установлен, но можно предположить, что он будет привязан к минимальной заработной плате и составит не меньше: 205 х 32 % = 66 грн. И это при том, что никак не решена судьба 42% сумм единого налога, которые, согласно Указу о едином налоге, направляются в Пенсионный фонд. Так что не исключено, что "единоналожники" будут платить пенсионные взносы дважды: как обычно, в составе единого налога, и отдельно от него - фиксированные взносы. Остается лишь надеяться, что справедливость восторжествует, и пенсионные взносы будут выведены из состава суммы единого налога, тем самым уменьшив его. Каково будущее отношений "единоналожников" с предприятиями? Этот вопрос в наибольшей степени интересует именно тех, против кого направлены реформаторские усилия правительства - против ЧПЕНов, задействованных в схемах "оптимизации". А еще больше он интересует предприятия, которые активно используют такие схемы (а кто же их не использует?) в своей хозяйственной практике. Для них совместными усилиями законодателей и ГНАУ заготовлены две "напасти", которые могут заставить предприятия удерживать из сумм доходов, выплачиваемых ЧПЕНам, налог с доходов по ставке 13%, предусмотренный Законом Украины "О налоге с доходов физических лиц" ( 889-15 ) (далее - Закон о налоге с доходов). Первая "напасть" - то, что Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью {3} не делает никаких исключений в части удержания налога с выплачиваемых ЧПЕНам доходов. Раньше (до 01.01.2004 г.) ведь как было: если ЧПЕН показал свидетельство "единоналожника", то у бухгалтера были все основания не удерживать с него подоходный налог (благодаря абз. третьему п.п. 14.1.1 п. 14 Инструкции). Но с 1 января в Инструкции больше не будет такого исключения. Правда, против такой напасти есть весомый аргумент, приведенный в письме Госкомпредпринимательства от 31.10.2003 г. № 6264 ( v6264563-03 ) "О выплате налоговыми агентами доходов частным предпринимателям - плательщикам единого налога" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 100). Как правильно указано в письме, в общем случае Закон о налоге с доходов не регулирует вопросы налогообложения доходов граждан от занятия предпринимательской деятельностью, отсылая плательщиков к специальному законодательству (см. п. 9.12 Закона о налоге с доходов). В отношении частных предпринимателей - плательщиков единого налога таким специальным законодательством как раз и является Указ о едином налоге, согласно статье 6 которого субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком на доходы физических лиц. К тому же и в п.п. 4.3.25 ст. 4 Закона о налоге с доходов прямо говорится о необложении этим налогом доходов "упрощенцев". Вторая "напасть" - пункт 1.8 Закона о налоге с доходов, который, напомним, при определенных условиях приравнивает частных предпринимателей к наемным работникам с соответствующим налогообложением выплачиваемых доходов как зарплаты. Такое "приравнивание" имеет место, если выполняются одновременно два условия: - предприниматель предоставляет предприятию услуги или выполняет для него работы (то есть ЧПЕНам, реализующим предприятиям товары, "приравнивание" к "наемникам" не грозит); - условия договора предусматривают выполнение таких работ (предоставление услуг) на постоянной и регулярной основе в течение более одного месячного отчетного периода. Напомним также, что не будет приравниваться к "наемнику" частный предприниматель, который перепоручает выполнение работ (услуг) другому лицу. Более подробные рекомендации о том, как предпринимателям избежать участи наемных работников, мы писали в статье "Туманное будущее взаимоотношений предпринимателей и предприятий" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 42). В ближайшее время мы подготовим для вас ряд более подробных материалов о том, как бороться со "злополучным п. 1.8". Завершая статью, еще раз повторим: более-менее определенно сейчас можно говорить лишь о ставках единого налога - они пока остаются на прежнем уровне (хотя, опять же, не исключено, что в той или иной форме правительство попытается реализовать свои первоначальные планы). Также можно быть уверенными, что "единоналожников" заставят начислять взносы в Пенсионный фонд. Что же касается размера таких взносов, подождем - увидим. До нового года осталось совсем немного. "Единоналожники", крепитесь! {1} Для юридических лиц все по-прежнему: 10 или 6% (при условии уплаты НДС). {2} Частные предприниматели - "единоналожники". {3} Напомним, именно так с 1 января 2004 года будет называться обновленная Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12, с учетом изменений и дополнений, предусмотренных приказом ГНАУ от 16.07.2003 г. № 352 (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 36). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" № 49(101), стр. 16 [08.12.2003] Юрий Цыганок, Мирослава Пустовит Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------