Платить или не платить, относить или не относить?

------------------------------------------------------------------

    Закон Украины от 14.10.92 г. № 2694-ХII ( 2694-12 ) "Об охране  
труда"  в соответствии с Законом Украины от 21.11.2002 г. № 229-IV 
( 229-15 ) был изложен в новой редакции (далее - Закон № 229).
    Наиболее  интересными  требованиями  Закона  №  229,   которые
затрагивают интересы всех работодателей и подлежат  обсуждению,  а
также  доработке  со  стороны  законодательного  органа,  являются
положения статьи 19 указанного Закона.
    Часть  3  ст.  19  Закона  №  229  предусматривает  требование
относительно осуществления затрат  на  охрану  труда  предприятий,
независимо от форм собственности,  либо  физических  лиц,  которые
используют наемный труд.
    В частности, положения указанной  нормы  предусматривают,  что
затраты  на  охрану  труда  предприятий,  независимо    от    форм
собственности, либо физических  лиц,  которые  используют  наемный
труд, должны составлять  не  менее  0,5%  от  суммы  реализованной
продукции.  Всем,  или  практически  всем,   известны    принципы,
закрепленные ст. 68 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ):

    "Каждый  обязан  неуклонно  соблюдать  Конституцию  Украины  и
    законы Украины, не  посягать  на  права  и  свободы,  честь  и
    достоинство других людей.  Незнание законов не освобождает  от
    юридической ответственности".

    Таким  образом,  возникают  вполне  резонные  вопросы:   каким
образом определять размер расходов, предусмотренных ч.  3  ст.  19
Закона  №  229,  когда  производить  такие   расходы    и    какая
ответственность предусмотрена за несоблюдение указанного в  Законе
№ 229 требования?
    Что касается определения размера расходов на охрану труда,  то
ч. 3 ст. 19 Закона № 229 указывает на то, что  расходы  на  охрану
труда должны составлять  не  менее  0,5%  от  суммы  реализованной
продукции. Что имел в виду законодатель под термином "продукция" и
термином "реализованная", можно только догадываться.
    По  мнению  автора  настоящей  статьи,  услуги  не    являются
продукцией.  Такой вывод сделан  на  основании  анализа  положений
ст. 1 Закона Украины  "О предпринимательстве"  ( 698-12 ), ст.  42  
Конституции  Украины  ( 254к/96-ВР ),  ст.  1  Закона  Украины  "О  
лицензировании  некоторых  видов предпринимательской деятельности"  
( 1775-14 ) и иных  норм  действующего законодательства.
    Что  имел  в  виду  законодатель,  указывая   на    реализацию
продукции, также не совсем понятно, поскольку  в  случае  передачи
продукции без получения компенсации остается неразрешенным вопрос
- каким образом определять стоимость такой  продукции  (закупочная
стоимость, себестоимость, путем применения понятия "обычная  цена"
и т. п.)?
    В любом случае  законодатель  при  указании  на  необходимость
свершения факта реализации продукции имел  в  виду  переход  права
собственности на такую продукцию.  То есть для того чтобы был факт
реализации  продукции,  продукция  либо  результат  работ  (услуг)
должны    иметь    материальное       оформление        (например:
товарно-материальные ценности, проект на реконструкцию и т. п.).
    На основании вышеуказанного можно сделать  вывод  о  том,  что
работы и услуги, которые не имеют своим  завершением  материальную
форму,  т. е.  результат  оформленный  материально,  на    который
происходит переход права собственности, не являются  продукцией  в
понимании ч. 3 ст. 19 Закона № 229.
    Не исключаем, что заинтересованные государственные органы  при
защите своей  позиции  будут  придерживаться  иной  точки  зрения,
обосновывая  свои  доводы  посредством  иных,  в  том   числе    и
специальных, законодательных нормативных актов.
    В   соответствии    со    ст.    15    Закона    Украины    "О
предпринимательстве" (далее - Закон № 698):

    "Вмешательство  государственных  органов    в    хозяйственную
    деятельность предпринимателей  не  допускается,  если  она  не
    затрагивает    предусмотренных    законодательством       прав
    государственных  органов  по   осуществлению    контроля    за
    деятельностью  предпринимателей.  Государственные  органы    и
    должностные лица могут давать предпринимателям указания только
    в соответствии со своей компетенцией".

    В соответствии со статьей 10 Закона Украины "О предприятиях  в
Украине" ( 887-12 ) (далее - Закон № 887), к имуществу предприятия  
относятся   его   оборотные   средства,   в  том  числе  средства,  
полученные от реализации продукции.
    Согласно же положениям ст. 4 Закона  Украины "О собственности"
( 697-12 ) (далее - Закон № 697): 

    "Собственник  по  своему   усмотрению  владеет,  пользуется  и  
    распоряжается принадлежащим ему имуществом. Всем собственникам  
    обеспечиваются равные условия реализации своих прав".

    В соответствии с положениями ст. 28 Закона № 887: 

    "Государство  обеспечивает  предприятию  (независимо  от  форм 
    собственности)  равные  правовые   и   экономические   условия 
    хозяйствования".

    Согласно требованиям ст. 56 Закона № 697:

    "Ни один государственный орган не имеет  права  вмешиваться  в
    совершение  собственником  его  прав  относительно   владения,
    пользования и распоряжения своим имуществом либо устанавливать
    не предусмотренные законодательными актами Украины обязанности
    либо ограничения.  Государственные органы несут  имущественную
    ответственность  за  вред,  причиненный    их    неправомерным
    вмешательством в совершение  собственником  прав  относительно
    владения, пользования и распоряжения своим имуществом".

    Требования относительно производства затрат на  охрану  труда,
когда  необходимость  производства  таких   затрат    отсутствует,
противоречат всем экономическим принципам, принципам собственности
и осуществления предпринимательской деятельности.
    Кроме того, существенным является тот момент, что, несмотря на
все гарантии государства, в частности, закрепленные в ст. 4 Закона
№ 697 и ст. 28 Закона   № 887  относительно  равенства  всех  прав
собственности, части 3 и  4  ст.  19  Закона  №  229  противоречат
указанным нормам.  А именно ч. 4 ст. 19 Закона № 229 устанавливает
"иные  правила  игры"  по  отношению  к   предприятиям,    которые
содержатся  за  счет  бюджета,  т.е.  по  своей  природе  являются
объектами государственной собственности.
    Согласно же положениям ст. 4 Закона №  697  и  ст.  28  Закона
№ 887,  для  всех  форм  собственности  создаются  равные  условия
реализации своих прав, а также  равные  правовые  и  экономические
условия хозяйствования, что не стыкуется  по  содержанию  с  ч.  4
ст. 19 Закона № 229, где для предприятий,  финансируемых  за  счет
бюджета, предусмотрен иной порядок определения  размера  и  размер
затрат на охрану труда.
    Что касается сроков производства затрат, а  не  отчислений  на
охрану труда, то Закон № 229 об этом умалчивает, т.е.  фактически,
на  данный  момент,  отсутствуют  установленные  законодательством
требования касаемо срока производства затрат  на  охрану  труда  в
размере  0,5%  от   суммы    реализованной    продукции.    Данное
обстоятельство позволяет собственнику предприятия указывать на то,
что  затраты  в  размере,  требуемом  ст.  19  Закона  №  229,   в
зависимости  от  производственных   процессов    либо    характера
деятельности, будут произведены позднее (например, по  результатам
работы за год).
    На основании вышеизложенного можно сделать вывод  о  том,  что
нормы  ч.  3  ст.  19  Закона  №  229,  в  силу  отсутствия   либо
неоднозначного  законодательного  толкования  понятий  (терминов),
которые содержатся в данной статье, далеки от совершенства, что, в
свою  очередь,  позволяет  предприятиям  и    физическим    лицам,
использующим  наемный  труд,  а  также  органам,  которые   должны
осуществлять  контроль  за  охраной   труда    и    осуществлением
соответствующих расходов, толковать указанную норму как им угодно.
    Поскольку    данную   норму  можно  истолковывать  по-разному,
хотелось  бы  затронуть  вопрос  ответственности  за  несоблюдение
требований ч. 3 ст. 19 Закона № 229. Изучая вопрос ответственности
считаем необходимым  обратить  внимание  на  то,  что  возможность
привлечения  к  ответственности   за    несоблюдение    указанного
требования на данный момент отсутствует. Такой вывод сделан исходя
из  анализа  норм  Кодекса  об  административных   правонарушениях 
( 80731-10 ) (далее  -  КоАП)   и   Уголовного   кодекса   Украины 
( 2341-14 ) (далее - УК).
    В частности, согласно ст. 271,  272,  273  УК,  привлечение  к
уголовной ответственности за несоблюдение требования ч. 3  ст.  19
Закона № 229 не предусмотрено, поскольку в  диспозициях  указанных
статей УК  возможность  привлечения  к  уголовной  ответственности
возможна  лишь  при  условии  причинения  вреда  работнику,   либо
создания  угрозы  гибели  людей,  либо  наступления  иных   тяжких
последствий.  В случае же, если предприятие затрачивает на  охрану
труда менее, нежели требует ч. 3 ст.  19  Закона  №  2694,  данное
обстоятельство не влечет  последствий,  за  которые  предусмотрена
уголовная ответственность.
    Согласно   ч.  1   ст.  41  КоАП,   предусмотрена  возможность
привлечения  к  ответственности  за  нарушение  "иных"  требований
законодательства о труде, однако, в случае нарушения требований об
охране труда, должна применяться  ч.  2  ст.  41  КоАП,  поскольку
последняя  устанавливает  ответственность  за  нарушение    именно
законодательных и иных нормативных актов  об  охране  труда,  хотя
контролирующие органы и их должностные лица  могут  придерживаться
иного мнения.
    Поскольку  за  нарушение  требований  законодательных  и  иных
нормативных актов об охране труда должна применяться ч. 2  ст.  41
КоАП, то, в соответствии с положениями ст.  231  КоАП,  специально
уполномоченные органы в области охраны труда и их должностные лица
имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях
относительно нарушений законодательных и иных нормативных актов об
охране труда лишь касаемо безопасного выполнения работ,  хранения,
использования  и   учета    взрывчатых    материалов,    нарушения
законодательства о  недрах  и  неисполнения  законных  требований.
Данная  норма  также  закреплена  в  Положении  о  Государственном
комитете Украины по надзору за охраной труда, утвержденном  Указом
Президента  Украины от 16.01.03 г.  № 29/2003 ( 29/2003 ) (далее -  
Указ  №  29/2003),  которое  вступило  в  силу  с  17.02.03  г.  В 
соответствии  с  п.  6  Указа  №  29/2003,     должностные    лица  
Госнадзорохрантруда  в соответствии со своими  полномочиями  имеют  
право  привлекать  к  административной ответственности работников, 
виновных в  нарушении  законодательства об охране  труда  в  части 
безопасного ведения работ  и  охраны недр,  но  не за несоблюдение 
требований  ч. 3  ст. 19  Закона  № 229,  поскольку  последняя  не  
касается безопасного проведения работ и охраны недр.
    Кроме  того,  в  соответствии  с  содержанием  ст.  255  КоАП,
составлять протоколы об административных правонарушениях в области
охраны  труда  относительно   привлечения    к    ответственности,
предусмотренной лишь ч. 1 ст. 41 КоАП, могут уполномоченные на  то
должностные лица органов Министерства труда и социальной политики.
То  есть,  Кодексом  об  административных    правонарушениях    не
установлены  органы  уполномоченные   составлять    протоколы    и
рассматривать дела об административных правонарушениях за то,  что
предприятие осуществляет затраты на охрану труда в размере меньшем
нежели 0,5% от суммы реализованной продукции.
    Как  уже  указывалось  ранее,  ст.  19  Закона  №    229    не
устанавливает временных пределов, в течение  которых  должны  быть
произведены соответствующие затраты на охрану труда, что в который
раз  подтверждает  мнение   о    невозможности    привлечения    к
ответственности за несоблюдение требований  ч.  3  ст.  19  Закона
№ 229.
    Не  исключаем,  что  в  случае  судебного  спора  по   вопросу
производства указанных  затрат  судебными  органами  будет  принят
годовой  период,  по  результатам  которого  должны  производиться
затраты на охрану  труда,  как  это  уже  было  с  отчислениями  в
инновационный фонд, когда законодательно не был установлен период,
в  течение  которого  должны  были  производиться  отчисления    в
последний.  Хотя, возможен вариант,  когда  контролирующие  органы
будут указывать на необходимость  производства  затрат  в  течение
квартала либо месяца.
    Предполагаем, что органы Госнадзорохрантруда или Министерства
труда и  социальной  политики  могут  направить  предприятию  либо
физическому  лицу,  использующим  наемный  труд,  требование    об
осуществлении затрат на охрану труда, как того требует ч. 3 ст. 19
Закона, с указанием  конкретной  даты  (периода),  до  которой  (в
течение которого) такие затраты должны быть осуществлены. В случае
неисполнения указанного требования соответствующие  контролирующие
органы могут  указывать  на  несоблюдение  законных  требований  и
настаивать  на  привлечении  к  ответственности,   предусмотренной
ст. 188-4  КоАП,  которой   предусмотрена    ответственность    за
неисполнение  законных  требований   должностных    лиц    органов
специально уполномоченного органа исполнительной власти в  области
охраны труда относительно устранения нарушений законодательства об
охране  труда  или  создания  препятствий  для  деятельности  этих
органов в виде наложения штрафа на работников от трех до  пяти  не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц
- от  десяти  до  четырнадцати  не  облагаемых  налогом  минимумов
доходов граждан.  Однако в случае установления срока осуществления
затрат такое требование нельзя назвать законным, поскольку оно  не
основывается на нормах закона, так как срок  осуществления  затрат
законодательно не установлен.  В  случае  возникновения  спора  по
данному вопросу он может быть разрешен в судебном порядке.
    Предполагаем, что органы  по  надзору  за  охраной  труда  при
регистрации  коллективного  договора,  под  угрозой    отказа    в
регистрации  последнего,    будут    настаивать    на    включении
соответствующих положений ч. 3 ст. 19 Закона № 229 в  коллективный
договор, а в случае их включения  и  несоблюдения  на  практике  -
могут указывать на нарушение условий коллективного договора.
    В том случае, если соответствующие  положения  присутствуют  в
коллективном договоре,  как,  например,  "требования  относительно
охраны  труда  должны  соответствовать  требованиям   действующего
законодательства Украины" либо "затраты  на  охрану  труда  должны
составлять не менее  0,5%  от  суммы  реализованной  продукции"  и
т. п., то такие формулировки в коллективном договоре предоставляют
контролирующим органам, в частности, органам Госнадзорохрантруда и
Министерства труда и социальной политики, указывать  на  нарушение
исполнения  условий  коллективного  договора  и   настаивать    на
устранении  недостатков  и  привлечении  ответственных    лиц    к
административной ответственности, предусмотренной ст. 41-2 КоАП  и
ст. 18 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях".
    Касаясь вопроса отнесения в состав валовых расходов затрат  на
охрану труда, считаем необходимым обратить внимание  аудитории  на
положения ч. 5 ст. 19 Закона № 229.
    Согласно положениям ч. 5 ст. 19 Закона № 229: "Суммы затрат на
охрану труда, относящиеся  в  валовые  расходы  юридического  либо
физического  лица,  которое  в  соответствии  с  законодательством
использует наемный  труд,  определяются  согласно  перечню  мер  и
средств по охране труда, который утверждается Кабинетом  Министров
Украины". С такими требованиями Закона № 229 нельзя согласиться по
нескольким причинам.
    Что касается отнесения в состав  валовых  расходов  затрат  по
охране труда, то, в соответствии с положениями  пп.  5.2.1  п.  52
ст. 5  Закона  Украины  "О  налогообложении  прибыли  предприятий"
( 334/94-ВР )  (далее  -  Закон № 334):  в состав валовых расходов 
включаются  суммы  любых  расходов,  оплаченных   (начисленных)  в 
течение  отчетного периода  в  связи  с подготовкой, организацией,    
ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной 
труда, в  том числе затраты по приобретению электрической  энергии  
(включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами  
53 - 58 этой статьи.
    То есть Закон  №  334  не  ставит  в  зависимость  возможность
отнесения затрат на охрану труда  в  состав  валовых  расходов  от
наличия  либо  отсутствия  в  перечне,   утвержденном    Кабинетом
Министров  Украины,  мер  и  средств,  на  которые   производились
соответствующие затраты, связанные с обеспечением охраны труда.
    В п. 511 ст. 5 Закона  №  334  четко  и  категорично  указано:
"Установление дополнительных ограничений по отнесению  расходов  к
составу валовых расходов  налогоплательщика,  кроме  тех,  которые
указаны в этом Законе, не допускается".
    Фактически Закон № 229 устанавливает ограничение на  отнесение
в состав валовых расходов предприятия затрат последнего на  охрану
труда в случае, если меры и средства по охране труда,  на  которые
будут  производиться  затраты,  не  будут  указаны   в    перечне,
утвержденном Кабинетом Министров.
    Следует отметить, что на данный момент ничего не  известно  об
утвержденном Кабмином перечне мер и средств по охране труда, суммы
затрат на которые относятся  к  валовым  расходам,  поэтому  имеет
место противоречие норм действующего законодательства, которое,  с
одной стороны, не позволяет предприятиям относить в состав валовых
расходов затраты  по  охране  труда,  не  включенные  в  перечень,
утвержденный Кабмином; с другой стороны  -  отсутствует  указанный
перечень; а с третьей - ч. 5 ст.  19  Закона  №  229  противоречит
требованиям п. 5.11 Закона № 334.
    На основании вышеизложенного, что касается отнесения в  состав
валовых  расходов  затрат  на  охрану  труда,  считаем  правильным
применение п. 5-11 Закона № 334, а не ч. 5 ст. 19  Закона  №  229,
хотя такая позиция может породить спор с контролирующими органами,
в случае если последние будут считать приоритетным требование ч. 5
ст. 19 Закона № 229.
    К сожалению, судебная практика по данному вопросу отсутствует,
поэтому  нет  оснований  категорично  утверждать,  что  в   случае
возникновения спора по вопросу правомерности  производства  затрат
на охрану труда менее, нежели установлено ст. 19  Закона  №  2694,
спор будет разрешен в пользу работодателя, а  судебные  органы  не
посчитают правомерной позицию контролирующего органа.
    На    основании    вышеизложенного    рекомендуем      каждому
самостоятельно, в зависимости от  действительных  обстоятельств  и
своей внутренней позиции, определять, производить  ли  затраты  на
охрану труда в размере 0,5% от  суммы  реализованной  продукции  и
относить или не относить в  состав  валовых  расходов  затраты  по
охране труда?!

------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№5/03, стр. 2
[10.03.2003]
Андрей Чимбарь
Юрист
------------------------------------------------------------------