Проверка предприятия инспекциями труда

         Их компетенция в случае осуществления контроля
                   за деятельностью предприятия

------------------------------------------------------------------

    Согласно  ст.  259  КЗоТ  ( 322-08 ),  надзор  и  контроль  за  
соблюдением  законодательства  о  труде  осуществляют   специально  
уполномоченные органы и инспекции,  которые  не  зависят  в  своей  
деятельности от собственника или уполномоченного им органа.
    В соответствий с Положением "О государственной инспекции труда
Министерства  труда  и    социальной    политики",    утвержденным
постановлением Кабинета Министров Украины  от  02.08.96  г.  № 906 
( 906-96-п ), государственная инспекция труда Министерства труда и  
социальной  политики  (далее   -   инспекция  труда)  осуществляет  
государственный  контроль за соблюдением  законодательства о труде 
на  предприятиях,  в учреждениях,  организациях независимо от форм 
собственности.
    Инспекция труда  контролирует  исполнение  законодательства  о
труде путем проведения проверок предприятий.
    Инспекция труда в случаях, предусмотренных  законодательством,
составляет  протоколы    об    административных    правонарушениях
требований законодательства о труде, а также рассматривает дела об
административных  правонарушениях  и  налагает    административные
взыскания согласно законодательству.
    Должностные лица государственной инспекции труда  имеют  право
беспрепятственно  посещать  предприятия  с  целью   контроля    за
соблюдением  законодательства  о  труде,  а  в  случае   выявления
нарушений - давать  собственнику  (руководителю)  предприятия  или
уполномоченному им органу предписания об  их  устранении,  которые
подлежат обязательному исполнению с уведомлением в месячный срок о
принятых мерах.
    Следует отметить,  что  в  п.  6  Положения,  где  перечислены
вопросы, по  которым  инспекция  труда  осуществляет  контроль  за
соблюдением  законодательства  о  труде,  отсутствует  вопрос    о
занятости  населения.  В  то же время, в ст. 18, 34 Закона Украины 
"О  занятости  населения"  ( 803-12 )  отмечено,  что  контроль за 
соблюдением  законодательства  о  занятости населения осуществляют  
инспекции по контролю за соблюдением  законодательства о занятости  
населения службы занятости.
    Как  видно  из  вышеприведенного,  задания,  функции  и  права
инспекции труда закреплены в Положении.
    Однако,  согласно  ст. 19  Конституции Украины ( 254к/96-ВР ),    
органы  государственной   власти   и   должностные  лица   обязаны  
действовать только на основании, в пределах полномочий и способом,  
которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
    Конституция  и  законы  Украины   не    предоставляют    право
Государственному  инспектору  труда  осуществлять   проверки    на
предприятиях.
    При  этом  обращаем  внимание  на    то,    что    подзаконные
нормативно-правовые  акты  не   могут    быть    основанием    для
осуществления проверки на предприятии.
    К  тому  же,  ответственность  за    недопуск    к    проверке
Государственного инспектора труда действующим законодательством не
предусмотрена.
    Зато  Кодекс  Украины   об   административных  правонарушениях 
( 80731-10 )   (далее  -  КУоАП)   в   ст. 188-6   предусматривает    
административную   ответственность   за   невыполнение    законных  
требований    должностных  лиц  государственной   инспекции  труда  
Министерства   труда и социальной  политики  Украины  относительно  
устранения нарушений законодательства о труде.
    Согласно   Инструкции    "О    порядке    наложения    штрафов
государственной инспекцией труда Министерства труда  и  социальной
политики Украины",  утвержденной  приказом  Министерства  труда  и
социальной  политики  Украины  и  Министерства  финансов   Украины
от 13.02.98 г. № 23/35 ( z0150-98 ),  под  законными  требованиями 
должностных  лиц  инспекции,   за   невыполнение   которых   могут  
применяться  штрафные  санкции  к  должностным лицам  предприятий, 
учреждений и организаций, независимо от их  формы  собственности и    
ведомственной  принадлежности,  следует   считать    документально    
оформленные  предписания  собственникам  (руководителям)   данного  
предприятия   об   устранении    выявленных  нарушений   трудового 
законодательства.
    Согласно    ст.  254  КУоАП   ( 80731-10 ),    при  совершении  
административного  правонарушения,  в том  числе  предусмотренного  
ст. 188-6  КУоАП  ( 80731-10 ),  уполномоченное  должностное  лицо 
инспекции составляет протокол об административном правонарушении.
    Ст. 230-1  КУоАП ( 80731-10 ) гласит,  что органы Министерства  
труда  и  социальной  политики  Украины   рассматривают  дела   об 
административных  правонарушениях,   связанных   с   невыполнением  
законных  требований  должностных  лиц  государственной  инспекции 
труда Министерства труда и социальной политики Украины.
    От имени органов  Министерства  труда  и  социальной  политики
Украины рассматривать дела об административных  правонарушениях  и
налагать административные взыскания имеют право:
    Главный государственный инспектор труда -заместитель Министра
труда и социальной  политики  Украины,  его  заместители;  главные
государственные инспекторы труда  территориальных  государственных
инспекций труда, их заместители; государственные инспекторы  труда
Главной государственной инспекции  труда  -  штраф  до  девяти  не
облагаемых  налогом  минимумов  доходов  граждан;  государственные
инспекторы труда территориальных государственных инспекций труда -
штраф до семи не облагаемых  налогом  минимумов  доходов  граждан.
    Кроме этого,  ч. 1  ст. 41 КУоАП ( 80731-10 )  предусматривает
административную ответственность за нарушение установленных сроков
выплаты пенсий, стипендий,  заработной  платы,  выплату  ее  не  в
полном  объеме,    а    также    другие    нарушения    требований
законодательства о труде.
    На основании вышеизложенного считаем, что, в  соответствии  со
ст. 19 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и ст. 32  Закона Украины 
"О предприятиях в Украине" ( 887-12 ),  государственный  инспектор 
труда может быть  правомерно  не  допущен  к  проведению  проверки 
законодательства о занятости на предприятии.

------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№2/03, стр. 27
[27.01.2003]
Максим Драюк
Юрист
------------------------------------------------------------------