Пока - куча вопросов, а станет - яснее, но хуже Приобретение автомобиля у физлица и проблемы с подоходным налогом Наше предприятие приобрело автомобиль у физического лица, не являющегося работником предприятия. При проверке налоговики заявили, что при выплате продавцу дохода мы должны были удержать с него подоходный налог. Полагаем, у нашего предприятия нет обязанности по удержанию подоходного налога в рассматриваемой ситуации. Кто из нас прав? * * * Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от условий, при которых осуществлялась купля-продажа автомобиля. В соответствии со ст. 2 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) (далее - Декрет) {1} объектом налогообложения у граждан является совокупный налогооблагаемый доход. Пунктом 1 ст. 14 Декрета предусмотрено, что при выплате доходов предприятие обязано удержать у источника выплаты подоходный налог и перечислить его в бюджет. В то же время следует помнить о льготе, установленной п/п. "е" п. 1 ст. 5 Декрета, согласно которой в совокупный налогооблагаемый доход не включаются "суммы, получаемые в результате отчуждения имущества, принадлежащего гражданам на правах собственности, за нотариальное удостоверение или за операции по отчуждению которого уплачивается государственная пошлина либо плата за совершение нотариальных действий, кроме доходов, получаемых от реализации продукции и другого имущества в результате осуществления ими предпринимательской деятельности". Таким образом, в случае нотариального удостоверения договора купли-продажи автомобиля доход от его продажи не включается в совокупный налогооблагаемый доход продавца и у предприятия, соответственно, не возникает обязанности по удержанию подоходного налога. Если же при совершении данной операции стороны обошлись без нотариуса, то налогообложение дохода от продажи автомобиля зависит от того, была такая продажа для физлица единственной или же оно совершило несколько подобных операций в течение календарного года. В соответствии со ст. 1 Закона "О предпринимательстве" ( 698-12 ) {2}: "Предпринимательство - это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством". Согласно мнению Госкомпредпринимательства, изложенному в его письме от 12.05.2003 г. № 2859 ( v2859563-03 ) {3}: "В теории права деяние (действие или бездействие) считается систематическим, если оно совершено три или более раза". Постановление Пленума ВС от 25.04.2003 г. № 3 ( va003700-03 ) в п. 4 (см. "Бухгалтер" № 41'2003, с. 47т) определяет критерий систематичности для установления деятельности предпринимательской как "не менее чем три раза в течение одного календарного года". Несколько иной критерий определения систематичности предлагает Декрет КМУ "О налоге на промысел" от 17.03.93 г. № 24-93 ( 24-93 ) (с изменениями). Чтобы деятельность считалась предпринимательской, необходимо совершить не менее 4 продаж в год. Дело в том, что данным Декретом установлено: лица, не зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательства и осуществляющие несистематическую - не более 4 раз в течение календарного года - продажу изготовленных, переработанных и закупленных продукции, вещей, товаров, являются плательщиками налога на промысел. Ставка налога на промысел устанавливается в размере 10% от указанной в декларации стоимости товаров, но не менее одной минимальной зарплаты. В рассматриваемой ситуации безопаснее все-таки ориентироваться на позицию Верховного Суда Украины и не производить продажу более 2 автомобилей в течение года. Или, по крайней мере, "сверхплановые" продажи должны производиться без прибыли - во избежание квалификации подобных продаж как предпринимательской деятельности. Итак, если физлицо осуществило в течение года не более двух продаж автомобилей, то его деятельность предпринимательской не считается. Следует обратить внимание на то, что взимание налога на промысел с физических лиц, осуществляющих продажу собственных автотранспортных средств, имеет свои особенности. Приказом ГГНИУ от 22.08.95 г. № 73 ( z0328-95 ) утвержден Порядок взимания налога на промысел с физических лиц, осуществляющих продажу собственных автотранспортных средств (далее - Порядок № 73). {4} Согласно п. 2 раздела I Порядка № 73 "продажа физическими лицами собственных автотранспортных средств один раз в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не требует уплаты налога на промысел. Выручка, полученная от продажи, также не подлежит обложению подоходным налогом". Надо сказать, что ГГНИУ очень либерально подошла к автолюбителям. Ведь в ч. 3 ст. 2 Декрета "О налоге на промысел" ( 24-93 ) говорится лишь о том, что не декларируется и не облагается налогом на промысел продажа автотранспортных средств, которые находятся в частной собственности, если они реализуются один раз в течение года. Но освобождение от подоходного налога из Декрета "О налоге на промысел" не следует. Нет соответствующего освобождения и в Декрете "О подоходном налоге с граждан". В общем, за подоходную льготу налоговикам нужно сказать спасибо. Пунктом 2 раздела I Порядка № 73 установлено, что при заключении второго, третьего, четвертого договоров купли-продажи собственных автотранспортных средств в течение календарного года, которые не удостоверены нотариально, физлицо обязано предъявлять в ГАИ одноразовый патент, подтверждающий уплату налога на промысел в соответствии с Декретом КМУ "О налоге на промысел". В случае непредъявления в ГАИ одноразового патента доходы, полученные от второй - четвертой, пятой, шестой еtс продажи, облагаются подоходным налогом в соответствии с порядком, установленным разделом IV Декрета. В таком случае налогооблагаемым доходом {5}, по нашему мнению, является не вся сумма денежных средств, полученных продавцом от продажи, а - по аналогии с предпринимательской деятельностью - чистый доход, то есть разница между доходом (выручкой) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. Такой вывод следует из ст. 13 раздела IV Декрета, действие которой распространяется не только на доходы от осуществления предпринимательской деятельности, но и на другие доходы граждан, не предусмотренные в качестве объектов налогообложения в разделах II и III Декрета {6}. Кстати, пока еще актуален вопрос, кто же осуществляет уплату подоходного налога при применении раздела IV Декрета. На страницах нашего издания уже не раз говорилось о том, что в настоящее время существует два варианта налогообложения доходов граждан при выплате им доходов, подпадающих под действие раздела IV Декрета. Один из них предполагает самостоятельную уплату гражданами подоходного налога с представлением декларации. Поэтому при неблагоприятном стечении обстоятельств (когда продажа автомобиля физлицом сопровождается обложением подоходным налогом) нужно отстаивать перед проверяющими именно этот вариант. В крайнем случае следует уповать на знаменитый п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения...". Ну а при наличии информации о том, что физлицо осуществило первую продажу собственного автомобиля, - ни налог на промысел, ни подоходный налог уплачиваться не должен. Данный вывод подтверждается и консультацией, подготовленной при содействии начальника Главного управления налогообложения физических лиц ГНАУ З. Мороз. {7} При таких обстоятельствах обязанность по уплате подоходного налога не возложена и на предприятие, осуществляющее покупку автомобилей у физлиц. Интересен также вопрос: как предприятие узнает, какой по счету автомобиль продает физлицо? Следует отметить, что ни Декрет "О налоге на промысел", ни Декрет "О подоходном налоге с граждан" вообще не возлагают ни на предприятие, ни на гражданина обязанность доказывать, сколько договоров купли-продажи автомобилей заключил последний в течение календарного года. Предприятию можно, конечно, для подстраховки истребовать от физлица расписку, в которой оно подтвердит, что данная продажа является для него первой. Следует иметь в виду, что учет количества продаж ведется в ГАИ. И если проверяющие сомневаются в количестве заключенных договоров, у них есть право направить в ГАИ запрос и получить соответствующую справку. Теперь несколько слов о налогообложении продаж автомобилей после 01.01.2004 г. (то есть после вступления в силу Закона "О налоге с доходов физических лиц"). Статья 12 данного Закона предписывает облагать доходы физлица от продажи движимого имущества по основной 13 (15)%-ной ставке со всей стоимости имущества (то есть без вычета расходов плательщика на его приобретение). Следует учесть, что согласно п. 12.2 Новоподоходного Закона продавец легкового автомобиля освобождается от уплаты подоходного налога только при условии уплаты (перечисления) государственной пошлины в бюджет до или во время такой продажи. Как отмечалось в "Бухгалтере" № 43'2003 (с. 34-35), прольготироваться такие продажи смогут только при оформлении их у государственных нотариусов (поскольку ни частные нотариусы, ни биржи госпошлину не взимают). Получается, что в следующем году удостоверение договора продажи легкового автомобиля у государственного нотариуса останется единственным способом ухода от налога. {1} Декрет - см. в "Бухгалтере" № 16'2003 на с. 2т-16т. {2} См. "Бухгалтер" № 12'2003, с. 2т. {3} См. "Бухгалтер" № 24'2003, с. 37. {4} См. "Бухгалтер" № 11-12'2000, с. 102. {5} Когда нет льготы по п/п. "е" п. 1 ст. 5 Декрета, а также при многократной продаже. {6} Напомним, что раздел // Декрета посвящен особенностям налогообложения доходов граждан, получаемых по месту основной работы, а раздел III - особенностям налогообложения доходов, получаемых гражданами не по месту основной работы. {7} См. "Вестник налоговой службы Украины" № 15/2003, с. 57. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 46(238), стр. 38 [01.12.2003] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------