Проверки в сфере защиты прав потребителей ------------------------------------------------------------------ (Продолжение. Начало см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 95) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЙ За нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрены одновременно и административная ответственность, и штрафные санкции. Субъектами административной ответственности являются работники и должностные лица предприятия, и админштрафы взыскиваются из их личных доходов с воспитательной целью. Штрафные санкции по Закону о защите прав потребителей ( 1023-12 ), Закону № 481/95-ВР ( 481/95-ВР ) и Закону о рекламе ( 270/96-ВР ) взыскиваются из средств предприятия-нарушителя. Административная ответственность Согласно ст. 244-4 главы 17 КоАП ( 80731-10 ) к подведомственности дел об административных правонарушениях органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (кроме правонарушений по лекарственным средствам и нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм) относятся нарушения, перечисленные в таблице. Прокомментируем практику применения админштрафов органами Госпотребстандарта. Таблица |---|--------|---------------------------------|-----------------| | № | Статья | Содержание нарушения | Размер штрафных | |п/п| КоАП | | санкций | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 1 | 155 | Нарушение правил торговли: | | | | | - нарушение правил торговли, | 1 - 10 ннмдг | | | | выполнения работ и | (17 - 170 грн.) | | | | предоставления услуг работниками| | | | | торговли, общественного питания | | | | | и сферы услуг, гражданами, | | | | | занимающимися | | | | | предпринимательской | | | | | деятельностью | | | | | - продажа товаров со складов, | 1 - 14 ннмдг | | | | баз, подсобных помещений, а | (17 - 238 грн.) | | | | также сокрытие товаров от | | | | | покупателей, совершенное | | | | | работниками, не являющимися | | | | | должностными лицами | | | | | - действия, предусмотренные | 5 - 27 ннмдг | | | | частями первой и второй этой | (85 - 459 грн.) | | | | статьи, совершенные лицом, | | | | | которое в течение года | | | | | подверглось административному | | | | | взысканию за те же | | | | | правонарушения | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 2 | 155-2 | Обман покупателя (заказчика): | | | | | - обмер, обвес, обсчет, | 2 - 15 ннмдг | | | | превышение установленных цен и | (34 - 255 грн.) | | | | тарифов или другой обман | | | | | покупателя либо заказчика | | | | | работником торговли, | | | | | общественного питания и услуг, | | | | | если материальный ущерб, | | | | | причиненный таким обманом, не | | | | | превышает 3 ннмдг | | | | | - действия, предусмотренные | 10 - 20 ннмдг | | | | ч. 1 данной статьи, совершенные | (17 - 340 грн.) | | | | лицом, которое в течение года | | | | | подверглось административному | | | | | взысканию за такие же | | | | | нарушения | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 3 | 156, | Нарушение работником | 5 - 20 ннмдг | | | ч. 2 | предприятия торговли или | (85 - 340 грн.) | | | | общественного питания | | | | | правил торговли алкогольными | | | | | напитками и табачными | | | | | изделиями, а именно: | | | | | торговля в неприспособленных | | | | | для этого местах, определенных | | | | | сельскими, поселковыми, | | | | | городскими советами такими, где | | | | | розничная торговля | | | | | алкогольными напитками и | | | | | табачными изделиями запрещена | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 4 | 156-1 | Нарушение законодательства о | | | | | защите прав потребителей: | | | | | - отказ работников торговли, | 1 - 10 ннмдг | | | | общественного питания и сферы | (17 - 170 грн.) | | | | услуг и граждан, занимающихся | | | | | предпринимательской | | | | | деятельностью в этих отраслях, | | | | | в предоставлении | | | | | гражданам-потребителям | | | | | необходимой, доступной и | | | | | достоверной информации о | | | | | товарах (работах, услугах), | | | | | их количестве, качестве, | | | | | ассортименте, а также об их | | | | | производителе (исполнителе, | | | | | продавце), в обучении | | | | | безопасному и правильному их | | | | | использованию, а также | | | | | ограничение прав | | | | | граждан-потребителей на | | | | | проверку качества, | | | | | комплектности, веса и цены | | | | | приобретенных товаров | | | | | - отказ лицами, указанными | 1 - 18 ннмдг | | | | в ч. 1 этой статьи, | (17 - 306 грн.) | | | | гражданину-потребителю в | | | | | реализации его права в | | | | | случае приобретения им | | | | | товара ненадлежащего качества | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 5 | 156-2 | Нарушение установленного порядка| 20 - 50 ннмдг | | | | промышленной переработки, | (340 - 850 грн.)| | | | хранения, транспортировки или | | | | | уничтожения конфискованных | | | | | спирта этилового, коньячного и | | | | | плодового, алкогольных напитков | | | | | или табачных изделий | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 6 | 167 | Реализация продукции, не | 3 - 88 ннмдг | | | | соответствующей требованиям | (51 - 1496 грн.)| | | | стандартов, сертификатам | | | | | соответствия, норм и образцов | | | | | эталонов) в отношении качества, | | | | | комплектности и упаковки | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 7 | 168 | Выпуск в продажу продукции, | 1 - 18 ннмдг | | | | которая не соответствует | (17 - 306 грн.) | | | | требованиям стандартов, | | | | | технических условий и | | | | | образцов эталонов) относительно | | | | | качества, комплектности и | | | | | упаковки | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 8 | 168-1 | Выполнение работ, предоставление| 1 - 18 ннмдг | | | | услуг гражданам-потребителям, | (17 - 306 грн.) | | | | не отвечающих требованиям | | | | | стандартов, норм и правил | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 9 | 170 | Несоблюдение стандартов и ТУ при| 3 - 40 ннмдг | | | | транспортировании, хранении и | (51 - 680 грн.) | | | | использовании (эксплуатации) | | | | | продукции, если это повлекло за | | | | | собой снижение качества, порчу | | | | | или сверхнормативные потери | | | | | продукции | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 10| 170-1 | Введение производителем или | 3 - 88 ннмдг | | | | поставщиком в обращение | (51 - 1496 грн.)| | | | продукции (в том числе | | | | | импортной), которая подлежит | | | | | обязательному подтверждению | | | | | соответствия, но в отношении | | | | | которой нет сертификата | | | | | соответствия или свидетельства | | | | | о признании соответствия либо | | | | | декларации соответствия, а | | | | | также неправомерное применение | | | | | национального знака соответствия| | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 11| 172 | Нарушение правил применения | 3 - 30 ннмдг | | | | средств измерительной техники, | (51 - 510 грн.) | | | | на которые распространяется | | | | | государственный метрологический | | | | | надзор | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| | 12| 188-2 | Уклонение от выполнения законных| 3 - 5 ннмдг | | | | требований должностных лиц | (51 - 85 грн.) | | | | органов исполнительной власти | | | | | в сфере защиты прав | | | | | потребителей: | | | | | - невыполнение должностными | | | | | лицами законных требований о | | | | | проведении проверки деятельности| | | | | по продаже товаров, выполнению | | | | | работ, предоставлению услуг | | | | | гражданам-потребителям или | | | | | о предоставлении необходимых | | | | | для этого материалов | | | | | - уклонение от своевременного | 1 - 18 ннмдг | | | | исполнения предписаний об | (17 - 306 грн.)| | | | устранении нарушений прав | | | | | потребителей | | |---|--------|---------------------------------|-----------------| Административные штрафы согласно части 1 статьи 155 КоАП ( 80731-10 ) (см. п. 1 табл.) - самые применяемые. Штрафы по части 2 ст. 155 КоАП ( 80731-10 ) сейчас применяются очень редко. Это положение осталось с тех времен, когда товары еще были дефицитом. Также почти не применяются и админштрафы за повторные нарушения согласно части 3 ст. 155 и других аналогичных статей КоАП. Повторные проверки в течение года проводятся в исключительных случаях, в основном по жалобам граждан. Административная ответственность согласно ст. 155-2 КоАП ( 80731-10 ) (обман покупателя путем обвеса, обмера, обсчета и т. п.) применяется, только если сумма ущерба не превышает 51 грн. За умышленные обвес, обмер, обсчет покупателя на сумму 51 грн. и более предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 225 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III ( 2341-14 ) (с изменениями и дополнениями). Управления по делам защиты прав потребителей Госпотребстандарта проверяют правила торговли. За нарушение правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями они и налагают админштрафы согласно части второй ст. 156 КоАП ( 80731-10 ) (см. п. 3 табл.). Административную ответственность за нарушения, предусмотренные частью первой ст. 156 КоАП (торговля без лицензии или без марок акцизного сбора), налагают Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНА, его региональные управления и их территориальные подразделения. Админштрафы, предусмотренные частью третьей ст. 156 КоАП (торговля алкогольными напитками и табачными изделиями с рук), - прерогатива органов МВД. В статье 156-1 КоАП ( 80731-10 ) указана ответственность за непредставление необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и о их продавце. Эта статья применяется, как правило, по результатам проверки по жалобам граждан. Админштраф по ст. 156-2 КоАП ( 80731-10 ) налагается обычно по результатам повторной проверки ранее выданного предписания об изъятии из оборота некачественной алкогольной и табачной продукции. Админштраф по ст. 167 КоАП ( 80731-10 ) предусмотрен за реализацию продукции, изготовленной, к примеру, кулинарными цехами предприятий торговли, или той продукцией, которая реализуется через фирменную торговую сеть предприятий-изготовителей. В ст. 168 КоАП ( 80731-10 ) предусмотрена ответственность за выпуск нестандартной продукции в продажу. По этой статье несут ответственность должностные лица предприятий торговли, не обеспечившие надлежащий входной контроль качества товаров. По ст. 168-1 КоАП ( 80731-10 ) несут ответственность должностные лица предприятий бытового обслуживания и предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. Статья 170 ( 80731-10 ) также входит в КоАП с давних времен, штрафы по этой статье применяются исключительно редко. Трудно представить собственника предприятия, который сознательно допустил бы порчу партии закупленного за свои деньги товара из-за ненадлежащих условий хранения. Статья 170-1 ( 80731-10 ) сейчас приобретает особую актуальность, остановимся на ней подробнее. Обязательной сертификации подлежат те товары, которые указаны в Перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденном приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.08.2002 г. № 498 ( z0782-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, спецвыпуск № 22). В пункте 39 Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМ Украины от 08.02.95 г. № 108 ( 108-95-п ) (с изменениями и дополнениями), указано, что товары у СПД должны быть снабжены сертификатами соответствия или копиями сертификатов, заверенными поставщиком этого товара. Импортные ликеро-водочные изделия должны сопровождаться копиями сертификатов, выполненными на защищенных бланках и выданными Госпотребстандартом. У многих предприятий торговли одновременно находится несколько тысяч копий сертификатов, это создает большие трудности при проверке. С 1 февраля 2004 года все вновь выданные копии сертификатов должны быть выполнены на защищенных бланках. Порядок реализации товаров, полученных до 1 февраля 2004 года, остается прежним. Админштраф по ст. 172 КоАП ( 80731-10 ) налагается за нарушение Правил пользования средствами измерительной техники в сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг (ПМУ 21 - 2001), утвержденных приказом Госстандарта от 24.12.2001 г. № 633 ( z0018-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 11). Напомним, что средства измерительной техники в торговле должны поверяться один раз в год. В части 1 ст. 188-2 КоАП ( 80731-10 ) установлена ответственность за уклонение от проверки. Избежать проверки путем уклонения от нее и уплаты админштрафа по этой статье вряд ли удастся. У органов Госпотребстандарта хватит полномочий для того, чтобы провести проверку "уклониста". Тема совместной работы с правоохранительными органами включается во все квартальные планы проверок Госпотребстандарта. Представитель правоохранительных органов вправе составить протокол о злостном неповиновении, что по ст. 185 КоАП ( 80731-10 ) влечет за собой наложение штрафа от 8 до 15 ннмдг (136 - 255 грн.), или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев, или административный арест на срок до 15 суток. Кроме того, согласно абзацу девятому ст. 23 Закона о защите прав потребителей субъект хозяйственной деятельности, уклоняющийся от проведения проверки органами Госпотребстандарта, будет оштрафован на сумму от 1 до 10 процентов от товарооборота за предыдущий месяц. Субъектами административной ответственности по статьям 155, 155-2, 156 ч. 2, 156-1 ( 80731-10 ) являются работники торговли. Административная ответственность по статьям 156-2, 167, 168, 168-1, 170, 170-1, 172, 188-2 КоАП ( 80731-10 ) налагается на должностных лиц предприятий. Согласно ст. 255 КоАП ( 80731-10 ), органы по делам защиты прав потребителей имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении правонарушений, указанных в следующих статьях КоАП: - в статье 42-2 ( 80731-10 ). Заготовка, переработка или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания либо другой продукции; - в статье 156. Нарушение правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (в части торговли без лицензии или без марок акцизного сбора); - в статье 164-6 ( 80731-10 ). Демонстрация и распространение фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов; - в статье 164-7 ( 80731-10 ). Нарушение условий распространения и демонстрации фильмов, предусмотренных государственным свидетельством на право распространения и демонстрации фильмов. Составленные по этим нарушениям протоколы передаются для вынесения решения другим компетентным органам. Административное правонарушение оформляется протоколом, в котором фиксируется факт нарушения. Требования к содержанию протокола изложены в ст. 256 ( 80731-10 ), права нарушителя - в ст. 268 КоАП ( 80731-10 ). По статьям, приведенным в таблице, присутствие нарушителя при рассмотрении его дела не обязательно. Дело может быть рассмотрено в его отсутствие, если имеются данные о своевременном уведомлении правонарушителя о времени и месте рассмотрения дела и от нарушителя не получено ходатайство об отсрочке его рассмотрения. Права нарушителя при рассмотрении дела может защищать юрист. Согласно ст. 36 КоАП ( 80731-10 ) при совершении одним лицом нескольких правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них отдельно. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (уполномоченным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, предусмотренной за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть добавлено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за какое-либо из совершенных правонарушений. Срок наложения административного взыскания согласно ст. 38 КоАП ( 80731-10 ) - не более двух месяцев со дня совершения правонарушения или со дня его выявления. Дата совершения (либо выявления) правонарушения фиксируется в протоколе. (Продолжение следует) ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 101(659), стр. 36 [18.12.2003] Павел Пичугин Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------