Порядок проведения расчетов: субъекты предпринимательской
           деятельности - физические лица и способы учета
                        расчетных операций

------------------------------------------------------------------

    Закон № 265/95-ВР  ( 265/95-ВР )  -  основной  законодательный
акт, определяющий порядок проведения расчетов при продаже  товаров
и услуг (в том числе при осуществлении операций  по  купле-продаже
иностранной  валюты)  за  наличные  денежные  средства,  а также с
использованием  таких  платежных   инструментов,   как   платежные
карточки,  платежные чеки, жетоны и т. п. Нормы порядка проведения
расчетов установлены  в статьях 3 - 5 и 9 раздела  второго  Закона
№ 265/95-ВР ( 265/95-ВР ). Другие статьи этого  раздела  дополняют
отдельные нормы вышеуказанных статей.
    Одним из элементов порядка проведения расчетов является способ
учета расчетных операций.  В настоящей статье мы рассмотрим именно
этот элемент и только относительно  субъектов  предпринимательской
деятельности - физических  лиц,  налогообложение  доходов  которых
осуществляется  по  фиксированному  размеру  налога  (приобретение
патента)  или  в  соответствии  с  законодательством  по  вопросам
налогообложения  субъектов  малого  предпринимательства    (уплата
единого налога). Необходимость уделить внимание указанному вопросу
обусловлена принятием Кабинетом  Министров  Украины  постановления
№ 1164 ( 1164-2003-п ).
    Прежде всего следует выяснить, какие способы  учета  расчетных
операций  предлагает  Закон  № 265/95-ВР  ( 265/95-ВР ).  Наиболее
универсальной   является  норма,  установленная  п.  1   ст.    3:
производить расчетные операции через РРО, то есть учитывать объемы
расчетов  с  помощью  устройства    или    программно-технического
комплекса, в котором реализованы фискальные  функции  (одноразовое
занесение в фискальную память, долгосрочное хранение, многоразовое
считывание  и  невозможность  изменения  информации  о   расчетных
операциях).  Этот способ учета расчетов распространяется  на  всех
субъектов   предпринимательской    деятельности,    осуществляющих
деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг  и  с
которыми покупатели  рассчитываются  денежной  наличностью  или  в
безналичной  форме  с  использованием   вышеуказанных    платежных
инструментов.
    В п.  1  ст.  3  также  установлено,  что  Закон  №  265/95-ВР
( 265/95-ВР )  предусматривает  исключения   из   общего  правила,
касающиеся учета расчетных операций через РРО: в некоторых случаях
продавцам  при  проведении   расчетов   разрешается   использовать
расчетные   книжки.   Такой   способ   учета  расчетных   операций
детализирован  в  п. 5  ст. 3,  где  указано,   что   в   случаях,
определенных   Законом   №  265/95-ВР     ( 265/95-ВР ),   расчеты
производятся  с  использованием  книги  учета  расчетных  операций
(КУРО) и расчетной книжки  с  соблюдением  установленного  порядка
их ведения.
    Случаи,  когда  разрешается  не  применять  РРО,    определены
статьями  5  и  10  Закона  № 265/95-ВР  ( 265/95-ВР ).  Статья  5
касается  ситуаций,   когда  РРО  вышел  из  строя  или  произошло
отключение электроэнергии.  При этом субъектам предпринимательской
деятельности, продающим товары (услуги), предлагается на выбор два
варианта учета расчетных операций: один - с использованием КУРО  и
расчетной книжки; другой - с применением резервного РРО.
    В ст. 5 упомянут еще один вариант учета  расчетов  при  выходе
РРО из строя, однако он касается только операций по  купле-продаже
иностранной валюты. Порядок учета этих операций без применения РРО
устанавливается Нацбанком Украины.
    Нормы   ст.  5  Закона  №  265/95-ВР   ( 265/95-ВР )  являются
универсальными,  они  распространяются    на    всех     субъектов
предпринимательской деятельности, применяющих РРО,  независимо  от
того, какие именно товары или услуги продаются, где осуществляется
продажа, какими являются условия ведения деятельности. Другое дело
- ст. 10, согласно которой право использовать для  учета  расчетов
КУРО  и  расчетные  книжки  предоставляется  не  всем    субъектам
предпринимательской  деятельности,  а  только  осуществляющим  эту
деятельность в определенных формах и условиях.  Кроме того,  право
применять такой способ учета расчетных операций зависит еще  и  от
предельного размера годового объема расчетных операций по  продаже
товаров (предоставлению услуг).
    Как известно, Перечень отдельных форм и условий  осуществления
деятельности в сфере  торговли,  общественного  питания  и  услуг,
которым разрешено производить расчетные  операции  без  применения
регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек
и книг учета  расчетных  операций  (далее  -  Перечень),  а  также
предельный размер годового объема расчетных  операций  по  продаже
товаров (предоставлению услуг), при превышении которого применение
РРО является  обязательным,  устанавливаются  Кабинетом  Министров
Украины.    Эти   нормы   утверждены    постановлением     №  1336
( 1336-2000-п ),   последние    изменения   в   которое    внесены
постановлением № 1164 ( 1164-2003-п ).
    И, наконец, еще один вариант порядка  проведения  расчетов  и,
соответственно, способ учета расчетных операций.  Статьей 9 Закона
№ 265/95-ВР ( 265/95-ВР ) определен  специфический  круг субъектов
предпринимательской деятельности, освобожденных от применения  как
РРО, так и  расчетных  книжек.  В  пунктах  этой  статьи  приведен
перечень  категорий  таких  субъектов,   а    также    установлены
определенные условия, при соблюдении которых становится  возможным
применение отдельного порядка проведения расчетов и  связанного  с
ним отдельного способа учета расчетных операций.  Такими способами
являются, например,  оформление  приходных  и  расходных  кассовых
ордеров; выдача талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным
способом серией, номером, нарицательной стоимостью:  ведение  книг
учета доходов и расходов и т. п.
    Понятно,  что   субъекты   предпринимательской   деятельности,
осуществляющие эту деятельность в условиях, которые отличаются  от
определенных соответствующими пунктами ст. 9  Закона  №  265/95-ВР
( 265/95-ВР )  или  не  использующие предложенный отдельный способ
учета  расчетных  операций,  должны  производить  расчеты на общих
основаниях,   то   есть   по  нормам  ст.  3:  с  применением  РРО
(п. 1 ст. 3)  или,  если это возможно,  с  использованием  КУРО  и
расчетных  книжек (п. 5  ст. 3).  Те  субъекты,  формы  и  условия
ведения деятельности которых отличаются от определенных отдельными
пунктами Перечня,  должны  в обязательном порядке  применять  РРО.
То  же  касается  субъектов  предпринимательской  деятельности,  у
которых  годовой объем  расчетных  операций превысил установленный
предельный размер.
    Рассмотрим теперь  ситуацию  с  субъектами предпринимательской
деятельности - физическими лицами, которые приобрели фиксированный
патент, и  теми,  которые  уплачивают  единый  налог,  на  примере
последних, поскольку ситуация с владельцами фиксированного патента
практически полностью такая же.
    Итак,  в  соответствии  с  п.  6  ст.  9  Закона  №  265/95-ВР
( 265/95-ВР ) плательщики единого налога могут  не  применять  РРО
и  расчетные книжки при продаже  товаров  (предоставлении  услуг),
если  такие  субъекты не осуществляют  продажи подакцизных товаров
(кроме  пива  на  разлив).  Это  означает,  что  право производить
расчетные  операции  без  РРО   и   расчетных  книжек  зависит  от
ассортимента  товаров,  которые продает плательщик единого налога.
Среди них  может  быть только один вид подакцизных товаров - пиво,
к тому же не в любом виде, а  только  на  разлив.  Учет  расчетных
операций при этом осуществляется в книге учета доходов и расходов.
Кстати,  согласно  Указу  № 727/98 ( 727/98 ) плательщики  единого
налога  вообще не  могут заниматься  реализацией таких подакцизных
товаров,  как ликеро-водочные и табачные изделия, горюче-смазочные
материалы.
    Если плательщик единого налога решил продавать кроме  пива  на
разлив еще и другие  подакцизные  товары,  то  с  момента  продажи
первой единицы такого товара (включая расчетную  операцию  за  эту
единицу  товара)  он  обязан  производить  расчеты   в    порядке,
определенном ст. 3. Теперь расчетные  операции  за  все  товары  и
услуги, которые производит  плательщик,  должны  осуществляться  с
применением РРО или с использованием КУРО и расчетной книжки.
    Необходимо очень внимательно подойти к решению вопроса,  какой
способ учета расчетных операций может избрать  плательщик  единого
налога - физическое лицо, начавший продавать подакцизные товары. В
соответствии с п. 1 Перечня использование КУРО и расчетной  книжки
возможно при осуществлении розничной  торговли  продовольственными
товарами и пивом в бутылках и  жестянках  при  условии  отсутствия
продажи других подакцизных товаров.  Для удобства анализа разобьем
условия осуществления деятельности, установленные Перечнем, на две
части: первая - ассортимент товаров, которые разрешено продавать с
использованием расчетной книжки, вторая -  запрет  продажи  других
подакцизных товаров (других  -  потому  что  пиво  также  является
подакцизным товаром).
    Розничная  торговля  продовольственными  товарами  и  пивом  в
бутылках и жестянках.  Расчетные операции за указанные  товары,  в
том  числе  подакцизный  товар  -  пиво  могут  производиться    с
использованием КУРО и расчетной книжки. Однако при этом плательщик
единого  налога  может  продавать  также   промышленные    товары,
предоставлять  услуги,  реализовывать  продукцию  в    учреждениях
общественного питания (кафе, барах и т. п.).  Все расчеты  за  эти
дополнительные товары, услуги, продукцию  должны  производиться  с
применением  РРО,  поскольку  Перечнем   определен    ограниченный
ассортимент товаров.
    Отсутствие продажи других  подакцизных  товаров.  Предположим,
что плательщик единого налога продает  более  широкий  ассортимент
подакцизных товаров - не только пиво в бутылках и жестянках, но  и
вино, шампанское, слабоалкогольные напитки и  т.  п.  При  продаже
первой единицы  таких  товаров  нарушаются  условия  осуществления
деятельности, определенные Перечнем, которые  предоставляют  право
продавать определенный ассортимент товаров без применения РРО. Это
означает, что форма и  условия  деятельности  плательщика  единого
налога отличаются от установленных Перечнем,  поэтому  он  уже  не
может избрать способ учета  расчетных  операций  с  использованием
КУРО и расчетной книжки.
    С момента продажи первой единицы любого  подакцизного  товара,
который  не  является  пивом  в  бутылках  и  жестянках,   включая
расчетную операцию  за  эту  первую  единицу,  плательщик  единого
налога  обязан  применять  РРО  при  проведении  абсолютно    всех
расчетных операций за абсолютно все товары  (услуги),  реализуемые
им, в том числе за продовольственные товары и пиво.
    Подводя итог, можно представить следующие варианты  проведения
расчетов  плательщиком  единого  налога  -  физическим  лицом    с
применением соответствующих способов учета расчетных операций:
    вариант  1:  продажа  неподакцизных  товаров,   предоставление
услуг, из подакцизных товаров - только пиво на  разлив  -  учет  с
использованием книги учета доходов и расходов;
    вариант 2: розничная торговля продовольственными товарами,  из
подакцизных  товаров  -  только  пиво  в  бутылках  и   жестянках;
розничная  торговля   неподакцизными    промышленными    товарами,
предоставление услуг - учет  с  использованием  КУРО  и  расчетной
книжки или РРО;
    вариант  3:  продажа  товаров,  в  том   числе    подакцизных,
предоставление услуг - учет с применением РРО.
    Изложенное полностью  касается  субъектов  предпринимательской
деятельности - физических лиц, налогообложение доходов которых  от
продажи  товаров  (предоставления   услуг)    осуществляется    по
фиксированному  размеру  налога  путем  приобретения  патента    в
соответствии с законодательством по вопросам обложения  подоходным
налогом с граждан.  Единственное отличие - при проведении расчетов
по первому варианту такие лица вообще  не  ведут  учета  расчетных
операций, поскольку они освобождены  обязательного  ведения  учета
доходов  и  расходов  в  соответствии  со  ст. 14  Декрета № 13-92
( 13-92 ).

------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№ 47(281), стр. 29
[01.12.2003]
Иоанна Лукашенко

------------------------------------------------------------------