Вижу по глазам: не 20 коп., а $100

    Проблемы, связанные с  самостоятельным  определением  таможней
    стоимости импортных товаров,  и  влияние  такой  стоимости  на
    налоги

    Наше  предприятие  является  импортером.  При   растаможивании
    товара таможня зачастую исчисляет налоги, в том числе  и  НДС,
    исходя не из стоимости, подлежащей  уплате  поставщику,  а  из
    таможенной  стоимости,   определенной    ею    самостоятельно.
    Правомерно ли действие таможни?
    Кроме того, мы не  знаем,  имеем  ли  мы  право  отнести  весь
    уплаченный "ввозной" НДС в налоговый кредит,  а всю таможенную
    стоимость - на валовые затраты?

    * * *

    Вначале  напомним,  что  согласно  ст.  16  Закона  "О  Едином
таможенном   тарифе"  ( 2097-12 )   при   определении   таможенной  
стоимости в нее  включаются цена товара, указанная в счет-фактуре, 
а  также  другие  расходы,  фактически  уплаченные или  подлежащие  
уплате  на  момент   пересечения   таможенной   границы   Украины,  
например транспортные расходы,  расходы на погрузку  и  разгрузку,    
страхование, комиссионные и брокерские.
    Далее ст. 16 гласит:

    "При  явном  несоответствии  заявленной  таможенной  стоимости
    товаров  и  иных  предметов    стоимости,    определяемой    в
    соответствии с положениями  настоящей  статьи,  или  в  случае
    невозможности проверки ее исчисления таможенные органы Украины
    определяют таможенную стоимость последовательно  на  основании
    цены на идентичные товары и иные предметы,  цены  на  подобные
    товары и  иные  предметы,  действующих  в  ведущих  странах  -
    экспортерах указанных товаров и иных предметов".

    Еще в "Бухгалтере" № 5-6'99 (с. 48-49) обращалось внимание  на
то, чему должна не  соответствовать  таможенная  стоимость,  чтобы
таможенные органы получили право на самостоятельный ее расчет: она
должна не соответствовать стоимости, которая определяется согласно
положениям ст. 16 Закона "О Едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ),  
то  есть  сумме той же фактурной стоимости и прочих расходов, а не  
реальной (фактической) стоимости товаров.
    Такой подход в дальнейшем  поддержали  и  другие  специалисты,
считающие, что право  на  самостоятельное  определение  таможенной
стоимости у таможенных органов возникает лишь в случае:
    1) если заявленная  в  декларации  таможенная  стоимость  явно
отличается  от  стоимости,  указанной  в  документах,  по  которым
импортирован соответствующий товар;
    2) невозможности проверки ее начисления  таможенными  органами
(нет документов, подтверждающих указанную стоимость, или исходя из
представленных документов невозможно  исчислить  такую  таможенную
стоимость). {1}
    Справедливости ради следует отметить, что  существует  и  иное
мнение, допускающее расширительное толкование  ст.  16  Закона  "О
Едином таможенном тарифе"  ( 2097-12 ).  Его  сторонники  обращают 
внимание на то, что ст. 16 данного Закона предусмотрены два метода  
определения таможенной стоимости, а именно:
    1) исходя из фактурной  стоимости,  увеличенной  на  стоимость
"транспортно-страховых" услуг;
    2) исходя из цен на товары и прочие  предметы,  действующих  в
ведущих странах - экспортерах.  Явное же несоответствие, о котором
говорится  в  ч. 2 ст. 16,  следует  понимать  как  несоответствие
таможенной  стоимости,    заявленной    декларантом,    стоимости,
определенной на  основе  цен  на  идентичные  и  подобные  товары,
действующих  в  ведущих  странах  -  экспортерах.  {2}  Это   дает
основания для определения таможенной  стоимости  с  использованием
второго метода. Еще одно основание для применения второго метода -
невозможность   проверки    таможенной    стоимости,    заявленной
декларантом.
    Обращаем  внимание  на  то,  что  сторонники   расширительного
толкования ст. 16 аргументируют  свою  позицию  ссылкой  на  п.  3
Порядка определения таможенной стоимости товаров и иных  предметов
в  случае  перемещения  их  через  таможенную  границу    Украины,
утвержденного   Постановлением  КМУ   от   05.10.98  г.    №  1598 
( 1598-98-п )  {3},  который   предоставляет   таможенным  органам  
полномочия   определять  таможенную   стоимость   в   случае   так    
называемого явного несоответствия.
    В общем, вам следует выбрать один из двух вариантов толкования
ст. 16 Закона "О Едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ). Но если вы 
предпочтете  более  смелый  (буквальный)  вариант  толкования,  то   
доказывать  неправомерность  действий  таможенников вам придется в 
суде.
    А к какому варианту склонится суд в рассматриваемом  случае  -
сказать сложно.  Например,  постановление  ВХС  от  10.07.2003  г.
№ 4/402-3887  свидетельствует,  что  в  подобной   ситуации    ВХС
поддержал  Тернопольскую  таможню,  которая  усомнилась  в   ценах
товаров, указанных в  инвойсах,  и  самостоятельно  определила  их
таможенную стоимость.
    Следует отметить, что новый Таможенный кодекс Украины, который
вступит в  силу  с  1  января  2004  года,  значительно  расширяет
методологию определения  таможенной  стоимости  товаров.  Основным
методом  определения  таможенной  стоимости  по-прежнему  является
метод, базирующийся на цене соглашения в  отношении  импортируемых
товаров.  Согласно ст. 267 ТК  ( 92-15 )  {4}  по  данному  методу  
таможенная  стоимость  будет определяться, как и раньше, на основе 
фактических, документально  подтвержденных затрат.  Все  остальные    
методы применяются только в случае,  если основной  метод не может  
быть использован в соответствии с нормами Таможенного кодекса. Так 
что таможенные  органы  после  Нового года будут иметь возможность
значительно чаще определять таможенную  стоимость,  отклоняясь  от
цены соглашения.
    А теперь перейдем к налогам.
    Таможенная стоимость в соответствии с  Инструкцией  о  порядке
заполнения    грузовой    таможенной    декларации    используется
исключительно  в  целях  таможенного  налогообложения  товаров   и
ведения  таможенной  статистики.  То  есть  таможенная   стоимость
является базой начисления таможенных сборов и налогов  таможенными
органами.
    В  соответствии  с  п. 4.3  Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР ) для  
товаров,  которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию  
Украины,   базой   налогообложения   является     их    договорная 
(контрактная)   стоимость,  но  не  ниже   таможенной   стоимости, 
указанной  в  ввозной  таможенной декларации с учетом  расходов на 
транспортировку и т. п. 
    Напомним, что датой возникновения налоговых  обязательств  при
ввозе (импортировании) товаров на  таможенную  территорию  Украины
согласно п/п. 7.3.6 Закона об НДС является дата оформления ввозной
таможенной декларации с указанием в ней суммы  налога,  подлежащей
уплате.  На  дату  оформления  ГТД  указанную  в  ней  сумму   НДС
плательщик  включает  в  налоговый  кредит   (п/п.    7.5.2).    В
соответствии с п/п. 7.2.7 Закона об НДС:

    "В  случае  ввоза   (импортирования)    товаров    документом,
    удостоверяющим  право  на  получение    налогового    кредита,
    считается   надлежащим    образом    оформленная    таможенная
    декларация,  подтверждающая  уплату  налога  на    добавленную
    стоимость".

    В декларации по НДС импортный налоговый кредит указывается  по
строке 12.1 "НДС, уплаченный  таможенным  органам".  А  базой  для
начисления таможенных сборов и налогов, как уже  отмечалось  выше,
является  таможенная  стоимость  (в  рассматриваемой  ситуации   -
исчисленная таможней самостоятельно).
    По нашему мнению, ваше  предприятие  имеет  право  включить  в
налоговый кредит весь начисленный и уплаченный НДС.
    Впрочем, при реализации данного права вы можете столкнуться  с
определенными  трудностями.  Ведь  на  местах  налоговики    часто
ссылаются на п/п. 7.4.1 Закона об НДС, в соответствии с которым:

    "Налоговый кредит отчетного периода состоит из  сумм  налогов,
    уплаченных  (начисленных)  плательщиком  налога  в    отчетном
    периоде  в  связи  с  приобретением  товаров  (работ,  услуг),
    стоимость  которых  относится  в   состав    валовых    затрат
    производства (обращения) и основных фондов или  нематериальных
    активов, подлежащих амортизации".

    На  основании  этой  нормы  налоговики   пытаются    "урезать"
налоговый кредит.  Дескать, исчисляйте  налоговый  кредит  из  той
стоимости, которая пошла на валовые затраты. А поскольку в валовые
затраты  попала  не  вся  таможенная  стоимость  {5},   то    НДС,
начисленный на разницу, по мнению некоторых налоговиков, пролетает
мимо налогового кредита.
    Мы с  таким  подходом  согласиться  не  можем.  Очевидно,  что
п/п. 7.4.1 Закона об НДС увязывает право на  налоговый  кредит  по
уплаченному НДС лишь с фактом приобретения товаров, работ,  услуг,
стоимость которых относится на валовые  затраты.  В  вашем  случае
условие п/п. 7.4.1 полностью соблюдается:  импортный  НДС  уплачен
как  раз  в  связи  с  приобретением  товаров,  стоимость  которых
относится на валовые затраты.
    С точки же зрения п/п. 7.4.1 абсолютно неважно, каким  образом
исчисляется база для уплаты такого  НДС.  И  если  п.  4.3  Закона
предусматривает, что  этой  базой  при  импорте  товаров  является
таможенная стоимость, то весь уплаченный исходя из данной базы НДС
должен попасть в налоговый кредит импортера.
    Справедливости ради нужно  отметить,  что  не  все  налоговики
занимают реакционную позицию {6}.  Например,  можно  сослаться  на
консультацию Главного государственного налогового инспектора ГНА в
г.  Киеве А. Лищименко, которая считает,  что  нормой  п/п.  7.4.1
Закона  об  НДС  не  установлено  условие   определения    размера
налогового  кредита  пропорционально  размеру    валовых    затрат
относительно приобретенных товаров. {7}
    Уместной, на наш взгляд, в  данном  случае  будет  аналогия  с
товарами  из  офшоров.  Так,    в    письме    от    27.02.2002 г.
№ 3517/7/16-1217 ( v3517225-02 )  ГНАУ написала,  что  суммы  НДС,  
уплаченные  при растаможивании товаров, импортированных с Кипра, в  
полном объеме включаются в налоговый кредит.
    И, наконец, о валовых затратах.
    Мы считаем, что на валовые  затраты  ваше  предприятие  сможет
отнести только сумму "настоящей" таможенной  стоимости,  состоящей
из фактурной стоимости и расходов, связанных с транспортировкой  и
т. п.
    Подтверждающими документами будут в данном случае  договоры  с
поставщиком-нерезидентом,  перевозчиком  и    другие    документы,
предусмотренные правилами ведения  налогового  учета  (п/п.  5.3.9
Закона О Прибыли ( 334/94-ВР )).
    Но даже и без Закона О Прибыли понятно,  что  претендовать  на
лишние валовые затраты неправильно. Ведь, как уже отмечалось выше,
таможенная стоимость используется только для  таможенных  целей  -
для начисления таможенных налогов (сборов).
    Причем же здесь валовые  затраты,  ведь  расходов  на  разницу
между  документально  подтвержденными  расходами  и   определенной
таможенниками стоимости вы не понесли?

{1} См. "Бухгалтерию.  Право.  Налоги.  Консультации" № 5(2)/2002, 
    с. 37-38, "Юридическую практику" № 33/2003, с. 17.
{2} См. "Юридическую практику" № 48/2003, с. 10.
{3} См. "Бухгалтер" № 34'2002, с. 17т.
{4} См. "Бухгалтер" № 44'2002, с. 6т-8т.
{5} Об этом - ниже.
{6} См. "Налоги и бухгалтерский учет" № 82/2003, с. 49-50.
{7} См. "Налоговый, банковский, таможенный консультант " № 33/2002,
    с. 15.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 48(240), стр. 46
[01.12.2003]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------