Вижу по глазам: не 20 коп., а $100 Проблемы, связанные с самостоятельным определением таможней стоимости импортных товаров, и влияние такой стоимости на налоги Наше предприятие является импортером. При растаможивании товара таможня зачастую исчисляет налоги, в том числе и НДС, исходя не из стоимости, подлежащей уплате поставщику, а из таможенной стоимости, определенной ею самостоятельно. Правомерно ли действие таможни? Кроме того, мы не знаем, имеем ли мы право отнести весь уплаченный "ввозной" НДС в налоговый кредит, а всю таможенную стоимость - на валовые затраты? * * * Вначале напомним, что согласно ст. 16 Закона "О Едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ) при определении таможенной стоимости в нее включаются цена товара, указанная в счет-фактуре, а также другие расходы, фактически уплаченные или подлежащие уплате на момент пересечения таможенной границы Украины, например транспортные расходы, расходы на погрузку и разгрузку, страхование, комиссионные и брокерские. Далее ст. 16 гласит: "При явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и иных предметов стоимости, определяемой в соответствии с положениями настоящей статьи, или в случае невозможности проверки ее исчисления таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основании цены на идентичные товары и иные предметы, цены на подобные товары и иные предметы, действующих в ведущих странах - экспортерах указанных товаров и иных предметов". Еще в "Бухгалтере" № 5-6'99 (с. 48-49) обращалось внимание на то, чему должна не соответствовать таможенная стоимость, чтобы таможенные органы получили право на самостоятельный ее расчет: она должна не соответствовать стоимости, которая определяется согласно положениям ст. 16 Закона "О Едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ), то есть сумме той же фактурной стоимости и прочих расходов, а не реальной (фактической) стоимости товаров. Такой подход в дальнейшем поддержали и другие специалисты, считающие, что право на самостоятельное определение таможенной стоимости у таможенных органов возникает лишь в случае: 1) если заявленная в декларации таможенная стоимость явно отличается от стоимости, указанной в документах, по которым импортирован соответствующий товар; 2) невозможности проверки ее начисления таможенными органами (нет документов, подтверждающих указанную стоимость, или исходя из представленных документов невозможно исчислить такую таможенную стоимость). {1} Справедливости ради следует отметить, что существует и иное мнение, допускающее расширительное толкование ст. 16 Закона "О Едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ). Его сторонники обращают внимание на то, что ст. 16 данного Закона предусмотрены два метода определения таможенной стоимости, а именно: 1) исходя из фактурной стоимости, увеличенной на стоимость "транспортно-страховых" услуг; 2) исходя из цен на товары и прочие предметы, действующих в ведущих странах - экспортерах. Явное же несоответствие, о котором говорится в ч. 2 ст. 16, следует понимать как несоответствие таможенной стоимости, заявленной декларантом, стоимости, определенной на основе цен на идентичные и подобные товары, действующих в ведущих странах - экспортерах. {2} Это дает основания для определения таможенной стоимости с использованием второго метода. Еще одно основание для применения второго метода - невозможность проверки таможенной стоимости, заявленной декларантом. Обращаем внимание на то, что сторонники расширительного толкования ст. 16 аргументируют свою позицию ссылкой на п. 3 Порядка определения таможенной стоимости товаров и иных предметов в случае перемещения их через таможенную границу Украины, утвержденного Постановлением КМУ от 05.10.98 г. № 1598 ( 1598-98-п ) {3}, который предоставляет таможенным органам полномочия определять таможенную стоимость в случае так называемого явного несоответствия. В общем, вам следует выбрать один из двух вариантов толкования ст. 16 Закона "О Едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ). Но если вы предпочтете более смелый (буквальный) вариант толкования, то доказывать неправомерность действий таможенников вам придется в суде. А к какому варианту склонится суд в рассматриваемом случае - сказать сложно. Например, постановление ВХС от 10.07.2003 г. № 4/402-3887 свидетельствует, что в подобной ситуации ВХС поддержал Тернопольскую таможню, которая усомнилась в ценах товаров, указанных в инвойсах, и самостоятельно определила их таможенную стоимость. Следует отметить, что новый Таможенный кодекс Украины, который вступит в силу с 1 января 2004 года, значительно расширяет методологию определения таможенной стоимости товаров. Основным методом определения таможенной стоимости по-прежнему является метод, базирующийся на цене соглашения в отношении импортируемых товаров. Согласно ст. 267 ТК ( 92-15 ) {4} по данному методу таможенная стоимость будет определяться, как и раньше, на основе фактических, документально подтвержденных затрат. Все остальные методы применяются только в случае, если основной метод не может быть использован в соответствии с нормами Таможенного кодекса. Так что таможенные органы после Нового года будут иметь возможность значительно чаще определять таможенную стоимость, отклоняясь от цены соглашения. А теперь перейдем к налогам. Таможенная стоимость в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации используется исключительно в целях таможенного налогообложения товаров и ведения таможенной статистики. То есть таможенная стоимость является базой начисления таможенных сборов и налогов таможенными органами. В соответствии с п. 4.3 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) для товаров, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины, базой налогообложения является их договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости, указанной в ввозной таможенной декларации с учетом расходов на транспортировку и т. п. Напомним, что датой возникновения налоговых обязательств при ввозе (импортировании) товаров на таможенную территорию Украины согласно п/п. 7.3.6 Закона об НДС является дата оформления ввозной таможенной декларации с указанием в ней суммы налога, подлежащей уплате. На дату оформления ГТД указанную в ней сумму НДС плательщик включает в налоговый кредит (п/п. 7.5.2). В соответствии с п/п. 7.2.7 Закона об НДС: "В случае ввоза (импортирования) товаров документом, удостоверяющим право на получение налогового кредита, считается надлежащим образом оформленная таможенная декларация, подтверждающая уплату налога на добавленную стоимость". В декларации по НДС импортный налоговый кредит указывается по строке 12.1 "НДС, уплаченный таможенным органам". А базой для начисления таможенных сборов и налогов, как уже отмечалось выше, является таможенная стоимость (в рассматриваемой ситуации - исчисленная таможней самостоятельно). По нашему мнению, ваше предприятие имеет право включить в налоговый кредит весь начисленный и уплаченный НДС. Впрочем, при реализации данного права вы можете столкнуться с определенными трудностями. Ведь на местах налоговики часто ссылаются на п/п. 7.4.1 Закона об НДС, в соответствии с которым: "Налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых затрат производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации". На основании этой нормы налоговики пытаются "урезать" налоговый кредит. Дескать, исчисляйте налоговый кредит из той стоимости, которая пошла на валовые затраты. А поскольку в валовые затраты попала не вся таможенная стоимость {5}, то НДС, начисленный на разницу, по мнению некоторых налоговиков, пролетает мимо налогового кредита. Мы с таким подходом согласиться не можем. Очевидно, что п/п. 7.4.1 Закона об НДС увязывает право на налоговый кредит по уплаченному НДС лишь с фактом приобретения товаров, работ, услуг, стоимость которых относится на валовые затраты. В вашем случае условие п/п. 7.4.1 полностью соблюдается: импортный НДС уплачен как раз в связи с приобретением товаров, стоимость которых относится на валовые затраты. С точки же зрения п/п. 7.4.1 абсолютно неважно, каким образом исчисляется база для уплаты такого НДС. И если п. 4.3 Закона предусматривает, что этой базой при импорте товаров является таможенная стоимость, то весь уплаченный исходя из данной базы НДС должен попасть в налоговый кредит импортера. Справедливости ради нужно отметить, что не все налоговики занимают реакционную позицию {6}. Например, можно сослаться на консультацию Главного государственного налогового инспектора ГНА в г. Киеве А. Лищименко, которая считает, что нормой п/п. 7.4.1 Закона об НДС не установлено условие определения размера налогового кредита пропорционально размеру валовых затрат относительно приобретенных товаров. {7} Уместной, на наш взгляд, в данном случае будет аналогия с товарами из офшоров. Так, в письме от 27.02.2002 г. № 3517/7/16-1217 ( v3517225-02 ) ГНАУ написала, что суммы НДС, уплаченные при растаможивании товаров, импортированных с Кипра, в полном объеме включаются в налоговый кредит. И, наконец, о валовых затратах. Мы считаем, что на валовые затраты ваше предприятие сможет отнести только сумму "настоящей" таможенной стоимости, состоящей из фактурной стоимости и расходов, связанных с транспортировкой и т. п. Подтверждающими документами будут в данном случае договоры с поставщиком-нерезидентом, перевозчиком и другие документы, предусмотренные правилами ведения налогового учета (п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР )). Но даже и без Закона О Прибыли понятно, что претендовать на лишние валовые затраты неправильно. Ведь, как уже отмечалось выше, таможенная стоимость используется только для таможенных целей - для начисления таможенных налогов (сборов). Причем же здесь валовые затраты, ведь расходов на разницу между документально подтвержденными расходами и определенной таможенниками стоимости вы не понесли? {1} См. "Бухгалтерию. Право. Налоги. Консультации" № 5(2)/2002, с. 37-38, "Юридическую практику" № 33/2003, с. 17. {2} См. "Юридическую практику" № 48/2003, с. 10. {3} См. "Бухгалтер" № 34'2002, с. 17т. {4} См. "Бухгалтер" № 44'2002, с. 6т-8т. {5} Об этом - ниже. {6} См. "Налоги и бухгалтерский учет" № 82/2003, с. 49-50. {7} См. "Налоговый, банковский, таможенный консультант " № 33/2002, с. 15. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 48(240), стр. 46 [01.12.2003] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------