Спецсчет № 2 и отрицательное значение НДС по спецдекларации

------------------------------------------------------------------

    Вопросы,  касающиеся  специальных  режимов    обложения    НДС
сельскохозяйственных товаропроизводителей, в редакционной почте не
убывают.  Читателей  интересуют  и  не  совсем,    так    сказать,
стандартные  ситуации  в  порядке  аккумулирования  сумм  НДС    и
использования средств спецсчетов.

    Приведем вопросы читателя:

    "Может  ли  сельскохозяйственное   предприятие,    применяющее
    специальный  режим  обложения   НДС   согласно   постановлению
    КМУ  от  26.02.99 г.  № 271  ( 271-99-п ),  оплачивать  МТР со
    специального счета в случае отрицательной разницы  между  НДС,
    полученным от покупателей, и НДС, уплаченным поставщикам?
    Если нет, то за счет чего в период сельскохозяйственных  работ
    могут  приобретаться  ТМЦ?  Какие  последствия  могут    иметь
    операции, если  при  отсутствии  в  декларации  положительного
    значения НДС средства с текущего счета все же  перечислять  на
    спецсчет и уже с него - поставщикам?"

                                                        г. Харьков

    * * *

    Первый вопрос читателя вызывает встречный вопрос:  а  о  каком
приобретении и за какие  средства  со  специального  счета  (если,
предположим, остатков средств на счете нет) может идти речь, когда
налоговый кредит превышает налоговые обязательства? Рассмотрим все
по порядку.
    Читателя, судя по  всему,  интересует  собственно  возможность
использования  специального  (отдельного)  счета    по    НДС    в
хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителя не только  в
ситуациях с наличием положительного значения  НДС  по  специальной
декларации для аккумулирования средств, но и в обратной ситуации -
при отрицательном  значении  обязательств  по  НДС,  отраженных  в
специальной декларации (судя по  ссылке  на  постановление  №  271
( 271-99-п )  Кабинета  Министров  Украины,  читатель  имел в виду
декларацию № 2).
    Напомним, что нормами п. 11.29 ст. 11 Закона Украины "О налоге
на добавленную стоимость" от 03.04.97г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ),
с   изменениями  и  дополнениями  (далее  -  Закон  об  НДС),  для
сельскохозяйственных товаропроизводителей  установлен  специальный
режим использования сумм НДС.
    Как известно, до 1 января 2005  года  приостановлено  действие
п. 7.7 ст. 7, пп. 10.1 и 10.2 ст. 10 этого Закона в части уплаты в
бюджет налога на добавленную стоимость  по  операциям  по  продаже
товаров  (работ,  услуг)  собственного    производства,    включая
продукцию  (кроме  подакцизных    товаров),    изготовленную    на
давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья,
за исключением операций по продаже  перерабатывающим  предприятиям
молока   и    мяса    живым    весом,    которые    осуществляются
сельскохозяйственными    товаропроизводителями    независимо    от
организационно-правовой формы и  формы  собственности,  в  которых
сумма,  полученная  от  продажи  сельскохозяйственной    продукции
собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий
отчетный (налоговый) год, составляет не менее 50  процентов  общей
суммы валового дохода предприятия.
    Порядок    аккумулирования    и    использования       средств
сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые  имеют  право
использовать    отмеченный    специальный    режим,      утвержден
постановлением  Кабинета  Министров  Украины от 26.02.99 г.  № 271
( 271-99-п ),  с  изменениями  и  дополнениями  (далее  -  Порядок
№ 271).
    Сельскохозяйственные    товаропроизводители,    на     которых
распространяются нормы упомянутого выше п. 11.29 ст. 11 Закона  об
НДС, должны вести отдельный налоговый учет налоговых  обязательств
и налогового кредита по операциям, по которым применяются общий  и
специальный режимы обложения НДС.  На  основании  такого  учета  в
налоговый  орган  подаются  отдельные  декларации  по  налогу   на
добавленную стоимость.
    При  этом    отметим,    что    в    сроки,    предусмотренные
законодательством для отчетности по НДС, относительно  специальной
деятельности сельхозтоваропроизводителями подается  декларация  по
сокращенной  форме,  утвержденной  приказом  ГНАУ   "О    внесении
изменений  в  налоговую  отчетность  по  налогу  на    добавленную
стоимость"  от  23.10.98 г. № 499 ( z0715-98 ),  с  изменениями  и
дополнениями.
    Остаток налоговых обязательств согласно декларации  по  налогу
на  добавленную  стоимость  по  реализованной  продукции,  товаров
(работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме
подакцизных товаров), изготовленную на  давальческих  условиях  из
собственного сельскохозяйственного  сырья,  т.  е.  разница  между
суммой НДС, полученной сельскохозяйственными товаропроизводителями
от  покупателей,  и  суммой  НДС,  уплаченной  ими    поставщикам,
перечисляется  сельскохозяйственными    товаропроизводителями    с
текущего  счета  на  специальный  (отдельный)  счет    в    сроки,
предусмотренные  для  перечисления  суммы  налога  на  добавленную
стоимость в бюджет (абзац второй п. 4 Порядка № 271).
    Нормами  абзаца  третьего  п.  11.29  ст.  11  Закона  об  НДС
установлено,  что  отмеченные  средства  остаются  в  распоряжении
сельскохозяйственных товаропроизводителей и  используются  ими  на
приобретение  материально-технических  ресурсов  производственного
назначения.  В случае  нецелевого  использования  аккумулированных
средств  они  взыскиваются  в  Государственный  бюджет  Украины  в
бесспорном порядке.
    Как видим, по Закону  об  НДС  (именно  по  закону,  а  не  по
постановлениям КМУ, приказам Министерств и ведомств)  единственной
предпосылкой взыскания в бюджет аккумулированных сумм НДС является
их нецелевое использование, т. е. использование не на приобретение
материально-технических ресурсов производственного назначения. При
этом  Законом  об  НДС  прямо  не  установлено   никаких    других
ограничений по  времени  использования  аккумулированных  сумм,  а
также  взысканию  в  бюджет,  подлежащих  аккумулированию,  но  не
аккумулированных сумм НДС.
    Вместе  с  тем  на  основании  прав,  делегированных   абзацем
четвертым п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС, Кабмин установил  Порядок
№  271,  нормами   которого    существенно    ужесточен    порядок
использования сумм  НДС  по  специальному  режиму  налогообложения
сельхозтоваропроизводителей.   Кроме    уже    отмеченного    выше
ограничения о целевом использовании аккумулированных  сумм  НДС  -
однозначно  только  на    приобретение    МТР    производственного
назначения,  в  Порядке  №  271  присутствуют  и  другие   условия
ужесточения  порядка  аккумулирования  и  использования  указанных
средств.
    Во-первых,  нормами  абзаца  второго  п.  4  Порядка  №    271
установлено, что не перечисленные  на  отдельный  счет  отмеченные
средства считаются использующимися не  по  целевому  назначению  и
подлежат взысканию в государственный бюджет в бесспорном порядке.
    Во-вторых,  ограничения  по    сроку    использования    таких
аккумулированных средств: остаток средств на отдельном специальном
счете начиная с 1 марта 2004 года перечисляется в  государственный
бюджет.
    В-третьих, направлению в государственный бюджет подлежат также
средства,  которые  в  период  до  1  марта  2004  года  не   были
перечислены на отдельный счет независимо от причины (абзац третий
п. 5 Порядка № 271). Обратите внимание - независимо от причины.
    Заметим, что указанная в Порядке № 271 в настоящее время  дата
- 1 марта 2004 года, скорее всего, будет изменена, так как Законом
Украины "О продлении действия отдельных  норм  Закона  Украины  "О
налоге  на  добавленную  стоимость"  от  28.11.2003  г.  № 1352-IV
( 1352-15 ) (далее - Закон № 1352)  (см. с. 3  сегодняшнего номера
"Налоги  и  бухгалтерский учет") продлено действие п. 11.29 ст. 11
Закона об НДС  до  1 января  2005  года,  что  повлечет  за  собой
приведение нормативных  документов Кабмина  в  соответствие нормам
Закона № 1352.
    Не станем  повторяться,  насколько  обоснованно  Кабмин  может
говорить  о  "нецелевом  использовании"  собственно    до    факта
аккумулирования средств на специальном счете и  их  использования.
По нашему мнению, понятие "нецелевое использование" по  Закону  об
НДС   не    адекватно    понятиям    "неперечисление    средств" и
"неиспользование  по  целевому  назначению"  из  редакции  Порядка
№ 271, о чем уже нами отмечалось в статье "Сельхоз-НДС:  не  ждать
милостей" ("Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 86).
    Тем не менее, как установлено  абзацем  вторым  п.  6  Порядка
№ 271,  контроль  за  соблюдением  порядка    аккумулирования    и
использования   средств    (сумм    НДС)    делегирован    органам
государственной налоговой службы.  Поэтому в  случае  установления
ими  на  основании  документальной  проверки  фактов    нецелевого
использования указанных средств для целей, например,  приобретения
не  МТР  или  МТР,  но  не  производственного   назначения,    или
использования  средств  на  различные  другие   направления,    не
связанные с производством,  а  равно  неперечисления  сумм  НДС  с
текущего счета на отдельный  специальный  счет  №  2,  применяются
штрафные санкции в размере  сумм  использованных  не  по  целевому
назначению аккумулированных средств НДС и/или не перечисленных  на
специальный отдельный счет обязательных к аккумулированию средств.
    Правда,  говоря  о  неперечислении  средств  на  спецсчета   и
применении органами  налоговой  службы  за  это  санкций,  следует
учитывать  реальные  возможности  сельхозтоваропроизводителей   по
осуществлению таких перечислений.
    Как известно, с целью повышения  эффективности  (по  выражению
ГНАУ), а проще сказать  -  для  ужесточения  контроля  за  целевым
использованием        сумм        НДС        сельскохозяйственными
товаропроизводителями,    которые    воспользовались      режимами
налогообложения, определенными нормами п. 11.21 и п. 11.29 ст.  11
Закона  об  НДС  совместным  письмом  ГНАУ    и    Минагрополитики
от    24.09.2003   г.     №   14884/7/15-2317     ( v1488225-03 );
№ 37-21-1-12/10699 ("Налоги и бухгалтерский  учет",  2003,  №  82)
доведена форма Справки о целевом использовании сумм НДС  (далее  -
Справка), которая подается в орган налоговой службы одновременно с
декларацией по налогу на добавленную  стоимость  (специальной)  по
сокращенной форме.  Данные в строке 8 указанной  Справки  являются
той суммой налога на добавленную стоимость, которая и должна  быть
перечислена  на  специальный  счет  сельхозтоваропроизводителя  из
фактически  поступившей  выручки  денежных  средств    с    учетом
применения коэффициента (соотношения) неоплаченного объема  продаж
(стр. 5) в общем объеме продаж (стр. 1).
    Порядок составления Справки о целевом использовании  сумм  НДС
анализировать детально не станем, лишь  сакцентируем  внимание  на
необходимости принятия в расчетах показателей не всей  поступившей
выручки, а только поступившей на банковский счет.  Получается, что
наличные денежные  средства,  поступившие  в  составе  выручки  от
покупателей в оплату за отгруженные товары (работы, услуги), но не
сданные в банк, а оставленные на  предприятии  в  пределах  лимита
кассы, в расчет не принимаются.
    Заметим, что установленный порядок расчета (можно  сказать,  с
применением элементов "кассового метода" определения выручки) сумм
НДС,  подлежащих  аккумулированию  на    спецсчет    в    пределах
образовавшейся  положительной  разницы  между  суммой    налоговых
обязательств и суммой налогового кредита в  специальной  налоговой
декларации по сокращенной форме, является не  каким-то  совершенно
новым подходом "налоговиков", а  практическим  воплощением  их  же
давнего мнения, выраженного в письме ГНАУ  "К  отдельным  вопросам
взимания НДС"  от  16.11.2000 г. № 15251/7/16-1201 ( v5251225-00 )
об установленном контроле и получении информации не в произвольном
виде,  а  по  предлагаемой  форме.  И  хотя  указанное выше письмо
выпущено  не  в  связи с нормами Порядка № 271 (который в то время
еще  не  содержал   изменений,   внесенных   в   соответствии    с
постановлениями  Кабмина  от  11.04.2002 г. № 488 ( 488-2002-п ) и
от 23.04.2003 г. № 573 ( 573-2003-п )),  а в отношении утратившего
уже  силу  Указа  Президента  Украины  от  02.12.98  г.  № 1328/98
( 1328/98 ), идея осталась прежняя - установить  контроль ГНАУ над
сельхозтоваропроизводителями в отношении оставшихся в распоряжении
аккумулированных  средств.  Если  говорить  об    аккумулированных
сельхозтоваропроизводителями   средствах   на   спецсчете    №  2,
применяющих  нормы  Порядка  №  271,  то   свобода    распоряжения
установлена или, можно сказать, - ограничена рамками  приобретения
материально-технических ресурсов производственного назначения.
    Следует  отметить  взаимосвязь  аккумулирования  средств    на
спецсчетах  и    движение    средств    по    банковским    счетам
сельскохозяйственных  товаропроизводителей,  а  также  как  важный
нюанс - позицию ГНАУ о применении соответствующей штрафной санкции
за "неперечисление" лишь в  отношении  денежных  средств,  реально
поступивших в отчетном периоде на счет плательщика в качестве  НДС
от покупателей товаров (работ, услуг) собственного производства.
    Когда товаропроизводитель подает одновременно две  специальные
декларации по НДС по сокращенной форме на  основании  п.  11.21  и
п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС, к каждой спецдекларации прилагается
отдельная Справка,  в  которой  отражены  показатели  относительно
соответствующего спецрежима. Это объясняется тем, что требование о
представлении соответствующей Справки о целевом использовании сумм
льготного НДС было внесено постановлением  №  573  одновременно  в
Порядок № 271 и  в  Порядок  начисления,  выплат  и  использования
средств, направленных  для  выплаты  дотаций  сельскохозяйственным
товаропроизводителям    за    проданные    ими    перерабатывающим
предприятиям  молоко  и  мясо  в    живом    весе,    утвержденный
постановлением  КМУ  от  12.05.99 г.  № 805  ( 805-99-п ) (далее -
Порядок № 805).
    Каждым  из  них  было  предусмотрено  представление  отдельной
спецдекларации по НДС по сокращенной форме.  Естественно, в строке
3 Справки должна отражаться не вся выручка,  поступившая  на  счет
сельхозпроизводителя,  а  лишь  часть  общей  выручки,  отвечающая
конкретному спецрежиму.
    Как  видим,  для  сельскохозяйственных   товаропроизводителей,
имеющих право на применение специальных режимов обложения  НДС  на
основании норм п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС, в  части  соблюдения
установленного  порядка  аккумуляции  и   использования    средств
специальных счетов предусмотрена ответственность:
    во-первых, за неаккумулирование на  отдельном  счете  средств,
подлежащих  перечислению  по  данным    специальной    (отдельной)
декларации;
    во-вторых, за использование средств не по целевому назначению,
т.  е.  использование  на  цели,  отличные  от  приобретения   МТР
производственного назначения.

    МТР производственного назначения: а что это?

    К сожалению, ни в Законе об НДС,  ни  в  Порядке № 271,  ни  в
приказах и письмах  ГНАУ  относительно  применения  установленного
спецрежима обложения НДС, нет ни  четкого  определения  так  часто
употребляемого    термина    "материально-технические      ресурсы
производственного назначения", ни  исключительного  перечня  таких
МТР.  Безусловно, такое положение  нередко  является  предпосылкой
возникновения конфликтных ситуаций в  силу  различного  восприятия
контролерами - налоговыми органами и теми,  кого  контролируют,  -
сельскохозяйственными товаропроизводителями операций использования
средств  спецсчета  на  предмет   их    связи    с    определенной
производственной   деятельностью    плательщика    НДС,    которая
упоминается в п. 11.29 ст. 11 Закона об  НДС  и  в  п.  5  Порядка
№ 271.
    Ситуация частично прояснилась с  появлением  формы  Справки  о
целевом использовании сумм льготного НДС, где в  п.  9  приводится
перечень отдельных направлений возможного использования подлежащих
аккумулированию средств, вместе с тем возможность для фискального
"творчества" ГНАУ о применении  штрафов  на  основании  обтекаемых
формулировок "другие" присутствует. Но об этом далее.
    А что было до этого?  Как  сельхозтоваропроизводители,  так  и
налоговые  органы  при  отнесении  использованных    средств    со
спецсчетов  к    "целевому"    или    "нецелевому"    направлению,
руководствовались, скорее всего, интуицией.
    Ведь    нельзя    же,    по    нашему    мнению,       понятие
"материально-технические  ресурсы  для  сельского  хозяйства"   из
редакции   письма     ГНАУ   от   07.10.97  г.   № 23-2117/10-8022
( v8022225-97 ),  определяющего таковыми семена,  средства  защиты
растений  и  животных  и  компоненты    для    их    производства,
сельскохозяйственную  технику  и  оборудование  для    переработки
сельскохозяйственной продукции и запасные части  к  ним,  ввозимые
для производственных нужд, как само собой разумеющееся применять в
качестве основания для разъяснения  норм  Закона  об  НДС  и  норм
Порядка № 271.
    Тем более что указанное письмо ГНАУ,  содержащее  методические
рекомендации  о  порядке  проведения    документальных    проверок
правильности исчисления и уплаты НДС за товары  (работы,  услуги),
ввезенные (и  экспортируемые)  из-за  пределов  таможенных  границ
Украины, ГНАУ направляла для использования в  практической  работе
подразделениями документальных проверок как внутренний документ, а
не плательщикам налога. Кстати, указанное письмо касается вопросов
уплаты  налога  на  добавленную  стоимость  во  время   проведения
таможенных процедур.
    Гораздо ближе к  дням  сегодняшним  мнение  ГНАУ  относительно
понятия материально-технических ресурсов  изложено  в  письме  "Об
использовании сумм НДС, остающихся в распоряжении  заготовительных
предприятий" от 14.07.2003г. № 6168/6/15-2315 ( v6168225-03 ), где
"МТР производственного  назначения"   представляются  как  синоним
понятия     "ресурсы,        средства        производства        в
материально-имущественной        форме        для         развития
материально-технической базы производства".  Но, как  уже  заметил
внимательный  читатель,  указанное  выше  письмо  ГНАУ    никакого
отношения к сельскохозяйственным  товаропроизводителям  не  имеет.
Да,  собственно,  и  два  понятия:   ресурсы    "производственного
назначения" и ресурсы "для развития  материально-технической  базы
производства" - это разные вещи.
    Следовательно,  в  настоящее  время  целевым    использованием
аккумулированных средств  на  спецсчете  №  2  на  основании  норм
Порядка № 271 согласно п. 9 Справки о целевом  использовании  сумм
льготного НДС является приобретение таких  материально-технических
ресурсов:
    - горюче-смазочных материалов;
    - средств защиты растений;
    - минеральных удобрений;
    - семян;
    - тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и  других
технических средств;
    - энергии;
    - других (на что должна быть приложена расшифровка).
    При  всем  положительном  характере  самого  факта   появления
указанного выше перечня в Справке  о  целевом  использовании  сумм
льготного  НДС  остаются  вопросы  при  осуществлении    отдельных
операций.  Например,  использование  средств  со   спецсчета    на
приобретение автомобилей (всех без исключения грузовых,  легковых,
специальных  и  т. д. или только  грузовых).  Напомним,  что  ГНАУ
в  письме  от  16.11.2000 г.  № 15251/7/16-1201 ( v5251225-00 ) "К
отдельным   вопросам   взимания  НДС"  в  отношении  использования
средств  по  НДС со спецсчета на покупку легкового автомобиля  для
нужд  предприятия,  сказала  категоричное   "нет"  и,  заметим,  -
указанное    выше   письмо   действующее.   Статус   документов  с
противоречивыми  разъяснениями  ГНАУ  один  и  тот же - это только
письма.
    Для  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  крайне  важно
также знать, какое содержание вкладывает  ГНАУ  в  указанной  выше
Справке  и  в    понятия    приобретения    "других    технических
средств", "других" материально-технических ресурсов еще  до  факта
использования средств, а не после осуществления операции  (это  не
исключает    отрицательных    для      сельхозтоваропроизводителей
последствий - потери средств вследствие  взыскания их в бюджет как
"нецелевое использование").
    При таких невнятных формулировках "взагалi",  на  наш  взгляд,
лучше  уж  сельхозтоваропроизводителям,  которые  применяют  нормы
п. 11.29 ст.  11  Закона  об  НДС,  не  рисковать  и  использовать
средства  со  спецсчетов    "наверняка"    -    на    приобретение
материально-технических ресурсов  производственного  назначения  с
четко выраженной сельскохозяйственной направленностью - оплачивать
ГСМ, гербициды, пестициды, посевные  материалы,  сельхозтехнику  и
запчасти к ней и т. д.

    Отрицательное значение НДС по спецдекларации и перечисление на
    спецсчет

    Возвращаясь к сути третьего  вопроса  читателя  о  возможности
использования  специального  (отдельного)  счета    по    НДС    в
хозяйственной    деятельности    сельхозтоваропроизводителя    при
отрицательном  значении  обязательств  по  НДС,    отраженных    в
специальной декларации №  2,  сразу  скажем,  что  такая  ситуация
действующими нормами законодательства прямо не регламентирована.
    Как было рассмотрено ранее,  аккумулирование  и  использование
средств налога на  добавленную  стоимость  производятся  в  равной
величине положительного значения  налоговых  обязательств  по  НДС
согласно спецдекларации № 2  по  операциям  реализации  продукции,
товаров  (работ,  услуг)  собственного    производства,    включая
продукцию  (кроме  подакцизных    товаров),    изготовленную    на
давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья.
    Тем не менее, если  у  сельхозтоваропроизводителей  по  данным
спецдекларации № 2 за отчетный (налоговый) месяц сумма  налогового
кредита по НДС превышает сумму налоговых обязательств  по  НДС,  а
предприятие,  предположим,   по    своим    соображениям    решает
самостоятельно,  так  сказать добровольно, перечислить на спецсчет
№ 2 денежные средства в произвольной величине, прямого ограничения
на перечисление средств с  текущего  счета  на  спецсчет  №  2  ни
нормами Закона об НДС, ни нормами Порядка № 271 не установлено.
    В указанной ситуации нормами абзаца четвертого  п.  4  Порядка
№ 271  регламентирован  собственно  порядок   отражения    остатка
налогового кредита  согласно  упомянутой  декларации  №  2   путем
переноса его в счет уменьшения налоговых обязательств в  следующих
отчетных периодах.
    Но заметим, что  сельскохозяйственные  товаропроизводители,  в
добровольном  порядке  намеревающиеся  перечислять   средства    с
текущего счета на спецсчет № 2 с последующим использованием  их  в
хозяйственной    деятельности,     также        относятся        к
сельхозтоваропроизводителям, которые воспользовались  спецрежимом,
определенным  п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС,  так  как  собственно
уже открытие и использование спецсчета № 2 согласно нормам Порядка
№ 271 являются таковым спецрежимом. А следовательно, все, что было
ранее сказано  в  отношении  сумм  НДС,  подлежащих  обязательному
аккумулированию  на  спецсчете  №  2  на  предмет   их    целевого
использования -  только  на  приобретение  материально-технических
ресурсов  производственного  назначения,    в    равной    степени
распространяется  на  все  поступившие  денежные    средства    на
специальный  счет.  В  случае  нецелевого  использования  средства
изымаются в государственный бюджет в бесспорном порядке.
    Причем не  следует  сельскохозяйственным  товаропроизводителям
надеяться на осуществление "обратного хода" своего  "добровольного
аккумулирования". Как консультирует ГНАУ в письме от 28.01.2003 г.
№ 1399/7/15-3317 ( v1399225-03 ),  если  плательщиками  в  течение
периода    применения    специального    режима    налогообложения
определяется  отрицательная   разница   между   суммой   налоговых
обязательств и налогового кредита в одном или нескольких  отчетных
периодах,  то такая разница засчитывается на уменьшение  налоговых
обязательств будущих отчетных  периодов и со специального счета на
текущие счета плательщика не перечисляется. Заметим, что оснований
для   констатации   ГНАУ   таких   действий,     как    "нецелевое
использование", более чем достаточно.

    Цель (не) оправдывает средства

    Столь  неожиданная  постановка  вопроса    об    использовании
спецсчета № 2 с "добровольной аккумуляцией"  средств  предприятия,
по-видимому, читателем связывается с  сомнением  в  обоснованности
отражения налогового кредита по НДС в зависимости от использования
различных        банковских        счетов,                открытых
сельхозтоваропроизводителями для расчетов с поставщиками.
    Как уже можно сделать вывод, добровольное перечисление средств
на спецсчет № 2 не грозит штрафными санкциями, но  заметно  сужает
свободу  распоряжения  собственными   денежными    средствами    и
предполагает "дорогу в один конец".
    В связи с этим  отметим,  что  начисление  налогового  кредита
сельскохозяйственными  товаропроизводителями   осуществляется    с
учетом требований п. 7.4 ст. 7 Закона об НДС.
    Не разрешается включение в налоговый кредит расходов по уплате
налога, не подтвержденных налоговыми накладными.
    Учитывая приведенное при соблюдении требований,  установленных
нормами п.  7.4  ст.  7  Закона  об  НДС,  суммы  НДС,  уплаченные
поставщикам  при  приобретении  материально-технических   ресурсов
производственного  назначения,  включаются  в  состав   налогового
кредита отчетного периода  независимо  от  того,  с  какого  счета
используются средства на их оплату.
    Таким образом, отражение по видам деклараций (специальной  или
общей) сумм НДС, которые уплачены (будут уплачены) в составе  цены
приобретенных ТМЦ (другими словами, налогового  кредита),  зависит
от непосредственного использования таких ресурсов на  производство
облагаемых НДС товаров (работ, услуг) как на общих основаниях, так
и на основании особых режимов обложения НДС.
    Для    операций    по     продаже        сельскохозяйственными
товаропроизводителями  товаров   (работ,    услуг)    собственного
производства, по которым п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС  установлен
специальный режим использования сумм НДС, исключений  относительно
формирования налогового кредита и определения суммы  НДС,  которая
при определенных  условиях  остается  в  собственном  распоряжении
сельхозпроизводителей, не предусмотрено.
    В заключение кратко ответим на второй вопрос читателя.
    Как видим, специальный режим обложения НДС по нормам п.  11.29
ст.  11  Закона  об  НДС  предусматривает  порядок   использования
собственных средств, которые приобретают особый статус (остаются в
распоряжении), а не каких-то привлеченных извне денежных  средств.
Использование  собственных  денежных  средств  с  текущего   счета
сельхозтоваропроизводителей  может  осуществляться  по   различным
направлениям: и на выплату заработной платы,  и  для  приобретения
ТМЦ (причем - любых), и для  погашения  кредитов  и  процентов  за
полученные кредиты, и для уплаты налогов и т. д.
    Приобретать  же  сельхозтоваропроизводителями  ТМЦ  за    счет
собственных средств (оставляемых в распоряжении)  со  специального
счета № 2 без отрицательных последствий можно только  те,  которые
относятся  к  материально-техническим  ресурсам  производственного
назначения, добавим  -  с  четко  выраженной  сельскохозяйственной
направленностью.
    Таким образом, можно сделать  вывод:  в  случае  отрицательной
разницы между НДС, полученным от покупателей,  и  НДС,  уплаченным
поставщикам, "добровольное аккумулирование", т. е. перечисление  с
текущего счета других средств на спецсчет №  2,  кроме  собственно
подлежащих  аккумулированию  сумм  НДС  -  т.  е.   положительного
значения налоговых обязательств,  нецелесообразно.  Как  в  рамках
свободы распоряжения собственными денежными средствами,  так  и  в
рамках ограниченного срока использования средств на спецсчете № 2.
В такой ситуации никто  не  запрещает  сельхозтоваропроизводителям
воспользоваться  средствами,  имеющимися  на  его   текущих    (не
специальных) счетах.
    Новогодним подарком сельскохозяйственным  товаропроизводителям
является Закон № 1352, который в пункте 1  указывает  о  продлении
действия норм п.п. 6.2.6 п. 6.2 ст. 6 и п. 11.21 и  11.29  ст.  11
Закона  об  НДС  до  1  января  2005  года.  Заметим,   что    для
сельхозтоваропроизводителей  продление  срока  действия   касается
собственно только п. 11.29 ст. 11 Закона, а в отношении п.п. 6.2.6
п. 6.2 ст. 6 следует говорить об ограничении  срока,  так  как  до
этого никаких сроков действия установлено не было.
    Срок  действия  норм  п.  11.21  ст.  11  Закона  об  НДС  (до
01.01.2005 г.)  прямо не касается  сельхозтоваропроизводителей,  а
имеет отношение прежде всего к перерабатывающим предприятиям.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 1-2(663-664), стр. 43
[05.01.2004]
Анатолий Бобро
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------