Бухгалтерский учет в общественном питании с учетом
               требований международных стандартов

------------------------------------------------------------------

    Продолжение, начало в № 43 БНБ от 20 ноября 2003 г. и № 44 БНБ
    от 27 ноября 2003 г.

    Надо сказать, что много проблемных вопросов при  осуществлении
учета  в  общественном  питании  с  применением  новых   первичных
документов и требований  международных  стандартов  возникает  при
ведении учета в цехах кондитерского и  перерабатывающего  профиля,
поэтому хочется остановиться на нем подробнее.

    6. Учет товаров и сырья в кондитерских цехах

    Учет товаров и  сырья  в  самостоятельных  кондитерских  цехах
предприятий общественного  питания,  которые  имеют  одну  бригаду
материально-ответственных  лиц,   отвечающих    за    изготовление
кондитерских изделий, ведется по наименованиям, сортам, количеству
и, как правило, ценам продажи.
    Работу кондитерских цехов регламентируют  ежедневным  плановым
заданием по выпуску товаров в  натуральном  выражении.  Заведующий
кондитерским  цехом  (кондитер)    составляет    наряд-заказ    на
изготовление кондитерских и иных изделий  согласно  приложению  15
(здесь и далее указаны номера приложений к Методическим указаниям,
утвержденным  Приказом  Министерства    экономики    и    вопросов
европейской    интеграции   Украины   от   17.06.2003  г.   №  157 
( v0157569-03 )).
    Наряд-заказ  утверждается  руководителем  предприятия.  Отпуск
товаров  и  сырья  осуществляется  с    разрешения    руководителя
предприятия и оформляется накладной на отпуск товара со склада.
    Наряд-заказ является документом для:
    - установления  производственной  задачи    на    изготовление
кондитерских изделий;
    - составления  расчета  необходимого  количества   сырья    на
изготовление готовых изделий в соответствии с заказом;
    - контроля за  выпуском  из  производства  готовых  изделий  в
количестве и ассортименте в соответствии с заказом;
    - контроля за  выпуском  из  производства  готовых  изделий  в
количестве и ассортименте в соответствии с заказом;
    - расчета заработной платы кондитерам.
    Заказ (наряд-заказ) является основанием для отпуска товаров  и
сырья  со  склада  и  выписывается  в  трех  экземплярах.   Первый
экземпляр передается заведующему  кондитерского  цеха  (кондитеру)
для выполнения заказа, второй остается в бухгалтерии для  контроля
за движением товаров и сырья, третий экземпляр является основанием
для расчета заработной платы.
    Кроме  основного  сырья,  по  отдельной  накладной  со  склада
получают необходимое количество  специй,  красителей,  эссенций  и
иного вспомогательного сырья.
    В кондитерских цехах, в которых имеется несколько  бригад  или
несколько отдельных материально ответственных лиц,  для  получения
товаров и сырья со склада для цеха составляют сводный наряд-заказ.
    Учет и контроль за движением товаров и сырья осуществляется  в
отдельности по каждой бригаде.
    Передачу готовых изделий из цеха на  склад  оформляют  дневным
заборным листом согласно приложению 10 или накладной.  Материально
ответственные лица каждый день составляют отчет о движении готовых
изделий в кондитерских цехах согласно  приложению  16,  который  с
приходными и расходными документами подают в бухгалтерию.
    Остатки незавершенного производства в кондитерских цехах,  как
правило, отсутствуют.  Допускаются остатки вспомогательного  сырья
(красители, эссенции  и  т. п.),  которые  указывают  в  отчете  в
отдельности по каждому  виду  после  итога  по  готовым  изделиям.
Бухгалтерия проверяет соответствие  расходования  вспомогательного
сырья установленным нормам.
    Списание сырья, использованного на  изготовление  кондитерских
изделий, осуществляется по фактическим затратам, которые не должны
превышать установленные нормы.
    Для выявления отклонений фактического расходования  товаров  и
сырья от установленных норм относительно фактически  изготовленных
изделий бухгалтерия составляет контрольный расчет затрат продуктов
по нормам рецептур на выпущенные изделия согласно  приложению  19.
Расчет составляется за межинвентаризационный период.
    Общий остаток товаров  и  сырья  в  кондитерском  цехе  должен
соответствовать сумме остатков готовых изделий в отчете о движении
готовых изделий в кондитерских и иных цехах (приложение 16).
    Учет товаров и сырья в кондитерских цехах ведут  на  счете  23
"Производство" по ценам продажи. По дебету счета 23 "Производство"
показывают поступление сырья и товаров в кондитерский  цех,  а  по
кредиту - стоимость списанных готовых изделий в  расход  во  время
передачи их на склад, стоимость готовых изделий, товаров и  сырья,
которых не хватает, стоимость переданных товаров и сырья на  склад
и т. п.  Если  в  структуре  предприятия  предусматривается  такое
подразделение,  как  экспедиция,  то    учет    готовых    изделий
кондитерских цехов в экспедиции ведут на субсчете 281  "Товары  на
складе" на отдельном субсчете третьего порядка.
    Основная корреспонденция счетов  по  учету  сырья,  товаров  и
готовой продукции в кондитерских цехах представлена в таблице 5.

                                                         Таблица 5
|---|------------------------------------------|-----------------|
| № |     Содержание хозяйственной операции    |     Проводка    |
|   |                                          |--------|--------|
|   |                                          |  Дебет | Кредит |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 1 | Поступление товаров и сырья со склада в  |   23   |   281  |
|   | кондитерский цех по учетной цене без НДС |        |        |
|   | и наценки                                |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 2 | Поступление товаров на сумму НДС и       |   23   |   285  |
|   | наценки                                  |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 3 | Поступление товаров и сырья в            |   23   |   631  |
|   | кондитерский цех от поставщиков по       |        |        |
|   | покупной стоимости                       |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 4 | Поступление товаров на сумму НДС         |  641   |   631  |
|   |                                          |  или   |        |
|   |                                          |  644   |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 5 | Передача товаров из кондитерского цеха   |  281   |    23  |
|   | в экспедицию или на склад по учетной     |        |        |
|   | цене без НДС и наценки                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 6 | На разницу между учетными ценами         |  281   |   285  |
|   | кондитерского цеха и склада              |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 7 | На разницу в стоимости муки, если        |  285   |    23  |
|   | влажность ее превышена по сравнению      |        |        |
|   | с поступлением в цех                     |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 8 | На разницу в сырье, рассчитанном в       |  285   |    23  |
|   | наряде-заказе и готовых изделий по       |        |        |
|   | учетным ценам, если стоимость набора     |        |        |
|   | сырья выше, чем стоимость готовых изделий|        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 9 | На разницу в сырье, рассчитанном в       |  282   |   285  |
|   | наряде-заказе и готовых изделий по       |        |        |
|   | учетным ценам, если стоимость набора     |        |        |
|   | сырья ниже, чем стоимость готовых изделий|        |        |
|   | методом красного сторно                  |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|

    Последняя проводка может быть сделана обратной, но без  метода
красного сторно.

    7. Учет  товаров  и  сырья  в   самостоятельных    цехах    по
    производству полуфабрикатов

    Учет товаров и сырья в цехах по производству полуфабрикатов на
предприятиях общественного  питания  (мясных,  рыбных,  овощных  и
иных)  ведется  по  материально  ответственным  лицам   (или    их
бригадам), наименованиям, сортам (категориям), количеству, цене  и
сумме.  Бухгалтерский учет должен обеспечить контроль  за  выходом
полуфабрикатов по видам  и  количеству  (весу)  в  соответствии  с
установленными нормами.
    Оприходование  товаров  и  сырья   под    отчет    материально
ответственных лиц (заведующим производством или цехом, бригадиром)
осуществляется по покупным ценам.
    Отпуск  товаров  и  сырья  со  склада  в   цех    производства
полуфабрикатов осуществляется по накладным на основании требования
на  склад,  составленного   заведующим    производством    (цехом)
(приложение 4).
    Более  детально  остановимся  на  примере  учета  в  цехах  по
производству мясных крупнокусковых полуфабрикатов.  При кулинарной
разделке  мясных  туш  придерживаются  установленных  норм  выхода
крупнокусковых  полуфабрикатов.  С  целью  контроля   соответствия
выходу полуфабрикатов количества  мяса  материально  ответственные
лица  составляют  акт  на  разделку   мяса    на    крупнокусковые
полуфабрикаты  согласно  приложению  17,  который   должен    быть
взаимосвязан с документами на его оприходование.
    Причем  нужно  обратить  внимание  на  то,  что  мясо  - туша,
полтуши, четвертина или ее часть представляет  собой  совокупность
мышечной, жировой, соединительной ткани с  костями  (ГСТУ  3938-99
"Мясная  промышленность.  Продукты  забоя   скота.    Термины    и
определения").
    К  акту  на  разделку  мяса  на  крупнокусковые  полуфабрикаты
добавляются документы на передачу крупнокусковых полуфабрикатов на
склад  (экспедиции)  или  в  цеха  по  изготовлению  мелкокусковых
(весовых) полуфабрикатов и порционных полуфабрикатов.
    На  предприятиях  общественного  питания,  где   мелкокусковые
полуфабрикаты вырабатываются основным цехом полуфабрикатов, в акте
на разделку мяса отмечают количество крупнокусковых полуфабрикатов
по каждому виду кулинарной разделки, переданной  для  изготовления
мелкокусковых (весовых) и порционных полуфабрикатов.
    Согласно акту на разделку мяса на крупнокусковые полуфабрикаты
сравнивают стоимость мяса в оценке по покупным ценам со стоимостью
этого же мяса по нормам выхода и ценам продажи  на  крупнокусковые
полуфабрикаты,  а  также  нормативный    и    фактический    выход
крупнокусковых  полуфабрикатов,  определяя  отклонения  от    норм
выхода.  Акт на  разделку  мяса  на  крупнокусковые  полуфабрикаты
утверждается директором предприятия (предпринимателем).  В  цехах,
где  изготавливаются  мелкокусковые   (весовые)    и    порционные
полуфабрикаты, основное  и  вспомогательное  сырье  списывается  в
соответствии  с  нормами,  которые  предусматриваются  действующей
нормативно-технической документацией.
    Каждый  день  составляется  накопительная  ведомость   отпуска
товаров  и  сырья  по  данным  расходных  документов   (накладная,
заборные листы  и  т. п.).  На  оборотной  стороне  осуществляется
расчет  затрат  вспомогательного  сырья  ведомости  соответственно
нормам, предусмотренным  нормативно-технической  документацией  на
фактически отпущенные цехом товары.  Путем  сравнения  фактических
затрат  сырья  с  нормативными  его   затратами    устанавливается
отклонение (экономия или перерасход сырья).
    Такие  отклонения  обнаруживаются  во  время    инвентаризации
остатков  товаров  и  сырья  и  отражаются  в  отчете  о  движении
продуктов в производстве (приложение  18)  и  контрольном  расчете
затрат продуктов  по  нормам  рецептур  на  изготовленные  изделия
(приложение 19).
    Отпуск  полуфабрикатов  на  склад  (экспедицию)    оформляется
накладными или дневными заборными листами.  Для  учета  товаров  и
сырья в цехах по производству полуфабрикатов  используют  счет  23
"Производство".  Учет  мяса  ведут  по  покупным    ценам,    учет
полуфабрикатов - по ценам продажи, видам мяса и полуфабрикатов (по
материально ответственным лицам).
    Разность в оценке мяса по покупным ценам и стоимостью мяса  по
нормам  выхода  и  ценам  продажи  крупнокусковых   полуфабрикатов
отражают по дебету субсчета 285 "Торговая наценка" и кредиту счета
23 "Производство".  Превышение нормативного выхода  полуфабрикатов
над стоимостью мяса отражают на этих же счетах  методом  "красного
сторно".
    Разность между фактической и нормативной  стоимостью  отражают
путем обычной записи по дебету субсчета 285 "Торговая  наценка"  и
кредиту счета 23 "Производство" или методом "красного сторно".
    Основная корреспонденция счетов по учету  товаров  и  сырья  в
цехах по производству полуфабрикатов представлена в таблице 6.

                                                         Таблица 6
|---|------------------------------------------|-----------------|
| № |     Содержание хозяйственной операции    |     Проводка    |
|   |                                          |--------|--------|
|   |                                          |  Дебет | Кредит |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 1 | Поступление мяса со склада в цех по      |   23   |   281  |
|   | покупным ценам                           |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 2 | Списание мяса, использованного для       |  281   |    23  |
|   | производства полуфабрикатов, по покупным |        |        |
|   | ценам                                    |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 3 | Отражение разницы между стоимостью мяса  |  285   |    23  |
|   | по ценам продажи и стоимости  мяса по    |        |        |
|   | нормам выхода и ценам крупнокусковых     |        |        |
|   | полуфабрикатов, если стоимость по        |        |        |
|   | нормативному выходу ниже, чем стоимость  |        |        |
|   | мяса по покупным ценам                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 4 | Отражение разницы между стоимостью мяса  |  285   |    23  |
|   | по ценам продажи и стоимости мяса по     |        |        |
|   | нормам выхода и ценам крупнокусковых     |        |        |
|   | полуфабрикатов, если стоимость по        |        |        |
|   | нормативному выходу выше, чем стоимость  |        |        |
|   | мяса по покупным ценам методом красного  |        |        |
|   | сторно                                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 5 | Отражение выявленных отклонений по акту  |  285   |    23  |
|   | разборки мяса на сумму разности между    |        |        |
|   | фактической и нормативной стоимостью     |        |        |
|   | полуфабрикатов (обычная запись или запись|        |        |
|   | методом красного сторно)                 |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|

    Если на  предприятиях  общественного  питания  планирование  и
ведение учета изготовленных кондитерских изделий и  полуфабрикатов
осуществляется как  на  промышленных  предприятиях,  то  во  время
калькулирования  производственной  себестоимости  учитываются  все
текущие затраты на их производство.
    Затраты  на  производство  товаров  по  элементам  и   статьям
калькуляции приведены в Методических рекомендациях по формированию
себестоимости  продукции  (работ,  услуг),  утвержденных  Приказом
Госкомпромполитики от 02.02.2001 г. № 47 ( v0047564-01 ).
    Предприятие самостоятельно  устанавливает  перечень  и  состав
статей калькулирования себестоимости продукции.
    Учет затрат на изготовление  продукции  ведется  на  счете  23
"Производство".
    Основная  корреспонденция  счетов  по    учету    затрат    на
производство продукции представлена в таблице 7.

                                                         Таблица 7
|---|------------------------------------------|-----------------|
| № |     Содержание хозяйственной операции    |     Проводка    |
|   |                                          |--------|--------|
|   |                                          |  Дебет | Кредит |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 1 | Использование запасов на производство    |   23   | 20, 22,|
|   |                                          |        |   281  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 2 | Начисление заработной платы и отчислений |   23   |  66, 65|
|   | в фонды                                  |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 3 | Отражение услуг других предприятий       |   23   |   631, |
|   |                                          |        |   685  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 4 | Включение в стоимость части              |   23   |    91  |
|   | общепроизводственных расходов            |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 5 | Оприходование готовой продукции          |   26   |    23  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|

    Следует  отметить,  что  Министерством  финансов  Украины   не
предусмотрен учет производства общественного питания на счете  23,
вследствие чего  такой  учет  может  быть  осуществлен  только  на
последнем субсчете счета прочих операционных расходов,  т.  е.  на
субсчете 949.

    8. Учет реализации товаров

    Выручка от реализации товаров  согласно П(С)БУ 15 ( z0860-99 ) 
"Доход"  является   доходом   предприятия.   В  состав  дохода  от  
реализации  товаров входит  сумма  НДС,  которая  согласно  Закону  
Украины  "О  налоге   на   добавленную   стоимость"  ( 168/97-ВР )   
отражается    на    счетах  бухгалтерского   учета  как  налоговое  
обязательство по НДС со стоимости реализованных товаров. Признание 
дохода   от   реализации  товаров  на  предприятиях  общественного  
питания  осуществляется  во  время их реализации  за наличные и по 
безналичному расчету.
    Для учета дохода от реализации используют счет 70  "Доходы  от
реализации",  субсчет  702  "Доходы  от  реализации  товаров".  По
кредиту этого субсчета отражается увеличение  (получение)  дохода,
по дебету - надлежащая сумма непрямых налогов  (НДС  и  прочие)  и
списание их в порядке закрытия на счет 79 "Финансовые результаты".
    Сумму  предоставленных  скидок  покупателям  после  реализации
товаров,  стоимость  возвращенных  покупателем  товаров,   которые
подлежат вычитанию из дохода,  отражают  по  дебету  субсчета  704
"Вычеты из дохода".  По кредиту этого субсчета  отражают  списание
дебетовых оборотов на счет 79 "Финансовые результаты".
    Реализованные  и  отпущенные  товары  списываются  материально
ответственными лицами в расход и отражаются в отчете.
    Фактическую  стоимость  реализованных  товаров  (без  торговой
наценки  и  НДС)  отражают  по  дебету  счета  90   "Себестоимость
реализации'".  По кредиту  этого  счета  отражают  списание  их  в
порядке закрытия оборотов на счет 79 "Финансовые результаты".
    Корреспонденция счетов по учету реализации товаров представлен
в таблице 8.

                                                         Таблица 8
|---|------------------------------------------|-----------------|
| № |     Содержание хозяйственной операции    |     Проводка    |
|   |                                          |--------|--------|
|   |                                          |  Дебет | Кредит |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 1 | Определение дохода от реализации         |301, 361|   702  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 2 | НДС на реализованные товары и продукцию  |   702  |   641  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 3 | НДС на реализованные товары и продукцию  |   643  |   641  |
|   | по предоплате                            |--------|--------|
|   |                                          |   702  |   643  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 4 | Отражение себестоимости реализованной    |   902  |    23  |
|   | продукции по цене производства           |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 5 | Списание торговой наценки по             |   902  |   285  |
|   | реализованным товарам методом красного   |   или  |        |
|   | сторно                                   |    23  |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 6 | Уменьшение дохода в случае возврата      |   704  |   302, |
|   | товаров при наличных и безналичных       |        |   361  |
|   | расчетах                                 |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|

    Все перечисленные проводки  отражаются  в  учетных  регистрах,
которые  предусмотрены  формой  учета,  выбранной  предприятием  и
определены в учетной политике.

    9. Инвентаризация товаров и сырья

    Инвентаризация  -  это    периодическая    проверка    наличия
товарно-материальных  ценностей,  состояния  их  сохранности   для
подтверждения правильности и достоверности  данных  бухгалтерского
учета и отчетности.  Сроки ее проведения определяются приказом  об
учетной политике.
    На сегодня основными документами, которые  регулируют  порядок
проведения документального  оформления результатов  инвентаризации
товаров и сырья  в  учреждениях  (на  предприятиях)  общественного
питания, являются:
    - Инструкция    по    инвентаризации    основных      средств,
нематериальных активов, товарно-материальных  ценностей,  денежных
средств  и  документов  и    расчетов,    утвержденная    Приказом
Министерства   финансов  от  11.08.94  г.  №  69  ( z0202-94 ),  с  
изменениями  и  дополнениями,  внесенными  приказами  Министерства  
финансов от 05.12.97 г. № 26 ( z0601-97 ), от 26.05.2000 г.  № 115 
( z0339-00 );
    - Порядок определения размера убытков  от  хищения,  недостач,
уничтожения  (порчи)    материальных    ценностей,    утвержденный
Постановлением  Кабинета  Министров  Украины от 22.01.96 г.  № 116 
( 116-96-п ),   с   изменениями    и    дополнениями,   внесенными  
постановлениями  Кабинета  Министров  Украины в 27.08.96 г. № 1009 
( 1009-96-п ),  от  20.01.97 г.  № 34 ( 34-97-п ),  от 15.12.97 г. 
№ 1402 ( 1402-97-п ).
    Отражение результатов инвентаризации на счетах  бухгалтерского
учета представлено в таблице 9.

                                                         Таблица 9
|---|------------------------------------------|-----------------|
| № |     Содержание хозяйственной операции    |     Проводка    |
|   |                                          |--------|--------|
|   |                                          |  Дебет | Кредит |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 1 | На стоимость выявленных излишков товаров |   281  |   719  |
|   | и сырья на складе                        |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 2 | На стоимость выявленных излишков товаров |    23  |   719  |
|   | и сырья в производстве                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 3 | На стоимость выявленных излишков товаров |   282  |   719  |
|   | и сырья в буфете                         |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 4 | Списание излишков на результат финансовой|   719  |   791  |
|   | деятельности                             |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 5 | Списание недостачи товаров и сырья на    |   947  |   281  |
|   | складе, в производстве и буфетах         |        |--------|
|   |                                          |        |    23  |
|   |                                          |        |--------|
|   |                                          |        |   282  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 6 | Уменьшение налогового кредита на         |   644  |   641  |
|   | недостачу товаров методом красного       |        |        |
|   | сторно                                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 7 | Включение в затраты отчетного периода НДС|   947  |   641  |
|   | по недостаче товара и потерь от порчи    |        |        |
|   | ценностей                                |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 8 | Включение в результаты хозяйственной     |   791  |   947  |
|   | деятельности недостачи товаров и потерь  |        |        |
|   | от порчи товаров                         |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 9 | Отражение за балансом недостачи и потерь | Приход |        |
|   | от порчи ценностей                       |   072  |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 10| Отнесение на виновных лиц недостач и     |   375  |   716  |
|   | потерь от порчи товаров                  |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 11| Списание с забалансового учета недостачи |        | Расход |
|   | и потерь от порчи товаров                |        |   072  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 12| Отнесение на виновных лиц разницы между  |   375  |   716  |
|   | размером суммы возмещения недостачи и    |        |        |
|   | балансовой стоимостью недостающего       |        |        |
|   | товара                                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 13| Отражение возмещения убытка по недостаче |   301, |   375  |
|   | виновным лицом                           |    66  |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 14| Отражение суммы НДС по возмещенной       |   716  |   641  |
|   | недостаче                                |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 15| Отражение задолженности перед бюджетом   |   716  |   642  |
|   | в виде разницы между суммой возмещения   |        |        |
|   | недостачи, балансовой стоимостью         |        |        |
|   | недостачи и НДС                          |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 16| Перечисление бюджету начисленной суммы   |   641  |   311  |
|   | налога                                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 17| Включение в финансовый результат суммы   |   716  |   791  |
|   | дохода от возмещения недостачи           |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|

    Самое  главное,  что  следует  выяснить  до  отнесения   любой
недостачи  на  виновное  лицо,  сколько  можно  отнести  за   счет
естественной  убыли,  что  само  по  себе  является   регулируемым
государством делом, поскольку нормы списания на естественную убыль
утверждены  государством  по  каждому  виду  товаров.    Недостача
относится за счет норм  естественной  убыли  в  сумме  фактической
недостачи, но не более нормы списания по естественной убыли.

    10.  Учет  доходов  и  финансовых   результатов    предприятий
    общественного питания

    Определение финансового  результата  деятельности  предприятий
общественного  питания  осуществляется  путем  сравнения   доходов
отчетного периода и затрат, понесенных для получения этих доходов.
    Доходы - это увеличения экономических выгод в виде поступления
активов или уменьшения  обязательств,  которые  приводят  к  росту
собственного  капитала  (кроме  роста  капитала  за  счет  взносов
собственников).
    Следовательно,  для  признания  дохода  необходимо  не  только
увеличение актива или уменьшение обязательства,  но  и  финансовое
последствие этих событий - увеличения собственного капитала.
    Не признаются доходами:
    - сумма НДС, акцизов, иных налогов  и  обязательных  платежей,
которые подлежат перечислению в бюджет  и  в  пользу  внебюджетных
фондов;
    - сумма  поступлений  по  договору    комиссии,    аналогичным
договором в пользу комитента;
    - сумма  предварительной  оплаты  продукции  (товаров,  работ,
услуг);
    - сумма  аванса  в  счет  оплаты  продукции  (товаров,  работ,
услуг);
    - сумма задатка  под  залог  или  погашения  займа,  если  это
предусмотрено соответствующим договором;
    - поступления, которые относятся к другим лицам.
    Предприятия общественного  питания  в  процессе  хозяйственной
деятельности могут получать такие виды доходов:
    - доход (выручка) от реализации товаров;
    - чистый доход от реализации товаров;
    - доход от участия в капитале;
    - прочие финансовые доходы;
    - прочие доходы;
    - чрезвычайные доходы.
    Методологические основы формирования информации о  доходах  от
обычной деятельности в бухгалтерском  учете определены в П(С)БУ 15
( z0860-99 ) "Доход".
    Доход (выручка) от реализации товаров является основным  видом
дохода, которые  получают  от  основной  деятельности  предприятия
общественного  питания.  Доход  (выручка)  от  реализации  товаров
признается в случае наличия приведенных ниже условий:
    - покупателю переданы риски и выгоды с правом собственности на
товар;
    - предприятие-продавец не  осуществляет  впредь  управление  и
контроль за товарами;
    - сумма дохода (выручки) может быть достоверно определена;
    - существует уверенность, что в результате операций  состоится
увеличение экономических выгод предприятия, а затраты,   связанные
с этой операцией, могут быть достоверно определены.
    В то же время:

    Доход не признается в случае обмена товарами, которые являются
    подобными  по  назначению  и  имеют  одинаковую   справедливую
    стоимость.

    Доход, связанный с предоставлением услуг, определяется  исходя
из степени завершенности операций  предоставления  услуг  на  дату
баланса,  если  может  быть  достоверно  оценен  результат    этой
операции.
    Доход,  возникающий  в  результате    использования    активов
предприятия иными сторонами определяется в виде процентов,  роялти
и дивидендов, если имеется вероятность  поступления  экономических
выгод, связанных с  такой  операцией,  и  если  доход  может  быть
достоверно оценен.
    При этом доход, полученный в виде  процентов,  определяется  в
том отчетном периоде, к которому они относятся, исходя из базы  их
начисления и срока пользования соответствующими активами.
    Роялти  признаются    по    принципу    начисления    согласно
экономическому содержанию соответствующего соглашения.
    Дивиденды признаются в периоде принятия решений об их выплате.
    Процентами считается плата за использование денежных  средств,
их эквивалентов  или  сумм,  которые  должны  предприятию  (Приказ
Министерства  финансов  Украины от 29.11.99 г. № 290  ( z0860-99 )
"Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета").
    Доходы отражаются в учете по справедливой  стоимости  активов,
которая  получена  или  подлежит  получению  согласно    принципам
начисления.  В случае отсрочки платежа  и  возникновения  разности
между  справедливой  стоимостью  и  номинальной  суммой   денежных
средств или их эквивалентов, которые подлежат получению за товары,
такая разность признается доходом в виде процентов.
    Учет доходов  от  реализации  продукции  и  товаров  ведут  на
субсчете 702 "Доход от реализации товаров".  Доход  от  реализации
товаров определяется  по  методу  начисления,  то  есть  в  момент
отпуска товаров покупателям.
    Доход от реализации  услуг  (доставка  и  хранение  товаров  и
т. п.) предприятий общественного питания учитывается  на  субсчете
703 "Доходы от реализации услуг".
    Доход от реализации  товаров  и  услуг  уменьшается  на  сумму
непрямых налогов (акцизного сбора, НДС  и  т. п.,  предусмотренных
законодательством).
    Доход от реализации  товаров  уменьшается  на  сумму  товаров,
возвращенных покупателями (в случае дефектов, несоответствия  цены
или  качества  товаров),  а  также  на  сумму   скидок,    которые
предоставлены  покупателям  за  досрочную  оплату.  Учет  возврата
товаров от покупателей и скидок,  предоставленных  покупателям  за
срочность платежа, ведут на субсчете 704 "Вычеты из дохода".
    Чистый  доход  от  реализации  товаров   определяется    путем
вычитания  из   дохода    (выручки)    от    реализации    товаров
соответствующих налогов, списывается после определения  финансовых
результатов на счет 79 "Финансовые результаты".
    Корреспонденция счетов по учету доходов от реализации  товаров
представлена в таблице 10.

                                                        Таблица 10
|---|------------------------------------------|-----------------|
| № |     Содержание хозяйственной операции    |     Проводка    |
|   |                                          |--------|--------|
|   |                                          |  Дебет | Кредит |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 1 | Получено в кассу за реализованные товары |   301  |   702  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 2 | Отражение суммы НДС                      |   702  |   641  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 3 | Отражение суммы дохода за оказанные      |   301  |   703  |
|   | услуги                                   |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 4 | Отражение суммы НДС по услугам           |   703  |   641  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 5 | Отражение реализации с последующим       |    37  |   702, |
|   | получением безналичных сумм              |        |   703  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 6 | Отражение возврата товаров               |   704  |   361  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 7 | Уменьшение НДС и скидки в сумме возврата |   704  |   641  |
|   | товаров методом красного сторно          |        |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 8 | Закрытие доходов на результаты           |   702, |   791  |
|   | деятельности                             |   703  |        |
|---|------------------------------------------|--------|--------|
| 9 | Закрытие уменьшений доходов на результаты|   791  |   703, |
|   | деятельности                             |        |   704  |
|---|------------------------------------------|--------|--------|

    Казалось бы, вот и все операции.  Но не все  так  просто,  как
кажется.  Хочется напомнить, что методика определена не указаниями
Министерства  финансов  и  не  учитывает  изменений  в   стандарты
бухгалтерского учета.  Это означает, что  в  полной  мере  она  не
охватывает все аспекты проблем  общепита,  особенно  это  касается
столовых предприятий и их буфетов, продажи с лотков, обычных  цен,
отсутствует "сквозной" учет и т. д. Кроме того, учитывая отдельные
вопросы налогообложения надо было бы оптимизировать  бухгалтерский
учет и проводки. Но это уже в следующей статье.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"
№ 2(417), стр. 40
[15.01.2004]
Н. Горицкая
Член Совета Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины
------------------------------------------------------------------