Сбор в Пенсионный фонд из суммы вознаграждения

    Часть работ на предприятии выполняют  согласно  заключенным  с
    ними гражданско-правовым договорам физические лица, которые не
    являются субъектами предпринимательской деятельности. Из суммы
    выплачиваемого в 2003 году физлицам вознаграждения предприятие
    удерживает сбор  на  обязательное  государственное  пенсионное
    страхование в размере 1 или  2%,  в  зависимости  от  величины
    такого вознаграждения.  Правомерны  ли  требования  работников
    Пенсионного   фонда    относительно    удержания    с    суммы
    вознаграждения, выплачиваемого физлицам, которые  работают  по
    гражданско-правовым договорам, страхового сбора в размере  2%,
    даже  если  вознаграждение  не  превышает  150   грн.?    Свои
    требования работники Пенсионного фонда аргументируют тем,  что
    совокупный налогооблагаемый доход таких физлиц, получаемый ими
    из всех источников дохода, может и превышать 150 грн.

    * * *

    Нет, требования работников Пенсионного фонда не правомерны.
    В 2003 году порядок исчисления и уплаты сбора на  обязательное
государственное  пенсионное  страхование  регулировался    Законом
Украины  "О  сборе  на  обязательное  государственное   пенсионное
страхование"   от   26.06.97  г.   №  400/97-ВР  ( 400/97-ВР ),  с 
изменениями и дополнениями (далее - Закон № 400).
    Кроме того, порядок применения законодательных норм  определен
Инструкцией  о  порядке  исчисления  и    уплаты    предприятиями,
учреждениями, организациями и  гражданами  сбора  на  обязательное
государственное пенсионное страхование, других платежей,  а  также
учета их  поступления  в  Пенсионный  фонд  Украины,  утвержденной
постановлением правления ПФУ от 19.10.2001 г.  № 16-6 ( z0998-01 ) 
(далее - Инструкция № 16-6).
    Круг  плательщиков  сбора  на  обязательное    государственное
пенсионное страхование установлен разделом 2 Инструкции № 16-6.
    Так,  плательщиками  сбора  в  Пенсионный  фонд  являются,   в
частности,  физические  лица,  выполняющие  работы   (услуги)    в
соответствии с гражданско-правовыми договорами (п. 4 ст. 1  Закона
№ 400 и п. 2.4 Инструкции № 16-6).
    Объектом обложения сбором для таких физических лиц являлся  их
совокупный   налогооблагаемый    доход,    исчисленный    согласно
законодательству Украины.
    Ставки сбора для физических лиц, выполняющих работы (услуги) в
соответствии с гражданско-правовыми договорами, установлены  п.  4
ст. 4 Закона № 400 и п. 3.4  Инструкции  №  16-6  в  процентах  от
объекта налогообложения и зависят от его величины:
    1%    от    объекта    налогообложения,    если     совокупный
налогооблагаемый доход не превышает 150 грн.;
    2%    от    объекта    налогообложения,    если     совокупный
налогооблагаемый доход превышает 150 грн.
    Как видим,  оба  основных  нормативных  документа,  которые  в
2003 г. определяли механизм  взимания  сбора  на  общеобязательное
государственное  страхование,  предусматривают  2  размера  ставки
сбора  для  физических  лиц,  выполняющих  работы    (услуги)    в
соответствии с гражданско-правовыми договорами.  При этом ни  один
из них не содержит нормы относительно необходимости удерживать  из
сумм вознаграждений по гражданско-правовым договорам сбора  только
по  ставке  2%  исходя   из    предположения,    что    совокупный
налогооблагаемый доход физического лица  из  всех  источников  его
дохода будет превышать 150 грн.
    Если  бы  законодатель  предполагал  рассчитывать    сбор    в
Пенсионный фонд исходя из  совокупного  налогооблагаемого  дохода,
получаемого из всех  источников,  а  не  только  исходя  из  суммы
начисленного налогооблагаемого  дохода  по  месту  выплаты  такого
дохода, тогда не было бы необходимости  устанавливать  две  ставки
сбора в зависимости от уровня  дохода.  Ведь  в  отношении  любого
работника предприятия можно предположить, что он  имеет  несколько
источников доходов, которые в сумме превышают 150 грн.
    Таким  образом,  требования  работников   Пенсионного    фонда
неправомерны.  Удержание сбора в Пенсионный фонд с физлиц, которые
выполняли работы на предприятии по гражданско-правовому  договору,
осуществляется со всех видов  выплат,  которые  в  соответствии  с
законодательством   относятся  к  совокупному    налогооблагаемому
доходу  таких  физлиц.  При  этом  для  расчета  принимается    не
предполагаемая  величина  доходов,  полученных  физлицом  из  всех
источников  дохода,  а  фактическая    величина    вознаграждения,
начисленного физлицу по гражданско-правовому  договору  на  данном
предприятии.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 7(669), стр. 54
[22.01.2004]
Е.Верховая, Е.Костюк, А.Свириденко
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------