Полная декларация по налогу на прибыль предприятия ------------------------------------------------------------------ Несмотря на то что декларация по налогу на прибыль предприятия за любой "нормальный" налоговый период (исключая "ненормальные" - январь и одиннадцать месяцев) представляется по одной и той же форме, составление такой декларации за годовой период имеет свои особенности. Начнем с того, что объяснимся с названием статьи. Дело в том, что согласно второму предложению второго абзаца пункта 16.4 статьи 16 Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон о налоге на прибыль): "...за отчетные квартал, полугодие и три квартала плательщики налога подают упрощенную декларацию, а по результатам отчетного года - полную". При этом собственно в форме декларации, утвержденной приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143 ( z0271-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 31), прямо определено то, что отличает полную декларацию от упрощенной: "Полная декларация - подаются приложения в случае заполнения строк с пометкой "Р" и "К"". Так что "полную" декларацию по налогу на прибыль предприятия - в данном случае за 2003 год - с приложениями не только К1/1 - К7 (разумеется, в случае наличия показателей в соответствующих строках), но и Р1 - Р4 (тоже в случае наличия показателей в соответствующих строках) к ней, мы составляем впервые. Заметим кстати, что непредставление приложений Р1 - Р4 в течение года не является основанием для незаполнения соответствующих строк декларации за "промежуточные" отчетные периоды такого года - квартал, полугодие и три квартала, - как это поначалу пытались утверждать на местах. На самом деле показатели соответствующих строк (04.5, 04.6, 04.8 и 04.11) требуют расшифровки в соответствующих приложениях только в полной декларации, т. е. в целом за налоговый год (даже если у вновь созданных плательщиков он начался позже 1 января года). А показатели этих строк в упрощенных декларациях - за квартал, полугодие и три квартала - такой расшифровки (читай - подачи таких приложений) не требуют. То есть новым для плательщиков при составлении полной декларации являются только приложения Р1 - Р4. Поэтому внимание в данной статье сосредоточено на нюансах составления этих приложений, а что касается прочего, то поскольку у всех нас за плечами уже три представленные декларации по налогу на прибыль предприятия (и две "недодекларации" - за январь и одиннадцать месяцев), нет резона повторяться. Что было? Впрочем, для удобства читателей все же напомним, что при составлении полной декларации полезно перечитать статью "Нарастающий итог по налогу на прибыль" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 94), в которой рассмотрены вопросы соотнесения показателей предыдущих и последующих деклараций по налогу на прибыль предприятия. Что касается составления приложения К1/1, то полезно перечитать статьи "Мнимая единица и кое-что еще..." (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 34) и "Нет повести печальней в мире, чем повесть о графе четыре..." (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 56). В первой из этих статей анализируется болезненная для производственных предприятий проблема участия в "перерасчете по пункту 5.9" так называемой материальной части (составляющей) стоимости незавершенного производства и готовой продукции. Нужно сказать, что до сих пор давно обещанное налоговое разъяснение отсутствует, и плательщикам приходится довольствоваться двумя известными письмами ГНАУ аналогичного содержания - от 22.07.2003г. № 11408/7/15-1117 ( v1140225-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 76) и от 20.11.2003 г. № 9550/6/15-1116 ( v9550225-03 ). Несмотря на то что некоторые специалисты в отношении этих писем предпочли принять известную позу страуса, утверждая, что из них не следует вывод о необходимости включения в "перерасчет по пункту 5.9" полной (т. е. отраженной в бухучете по соответствующим счетам) стоимости указанных видов запасов (в народе "по мотивам" прежнего порядка определения материальной части говорят о коэффициенте "1,0"), на местах налоговые органы такой вывод давно сделали и особых сомнений не испытывают. Более того, о наличии именно такой позиции налоговых органов свидетельствует письмо Госпредпринимательства от 22.12.2003 г. № 7444 ( v7444563-03 ), в котором содержится просьба к ГНАУ об "уточнении" письма от 22.07.2003 г. № 11408/7/15-1117 ( v1140225-03 ) в пользу участия в "перерасчете по пункту 5.9" только материальной составляющей (если из указанного письма ГНАУ вывод о "1,0" не следует, то зачем бы его тогда нужно было уточнять?). А в разговорах о необходимости соответствующего налогового разъяснения теперь появился и такой мотив, как уменьшение количества судебных исков... Во второй из упомянутых статей подробно рассмотрено, когда именно следует прибегать к заполнению графы 4 приложения К1/1 (если запасы, приобретенные для использования в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, вошедшие по предыдущей декларации в состав показателя валовых расходов и показателя остатка на конец предыдущего налогового периода, были в течение последнего квартала (в данном случае - это только декабрь) текущего отчетного периода использованы на другие цели). При необходимости составления приложения К2 к строкам 01.3 и 04.7 декларации полезно обратиться к статье "Долгосрочный договор: особенности налогообложения и отчетности" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 81). Что касается других приложений с "пометкой "К", то самым спорным из них является приложение К5 к строке 10, а самым "тонким" с точки зрения нюансов составления - приложение Кб к строке 13 декларации. Тонкости не столько порядка составления приложения К5 (он очевиден для большинства плательщиков, если только им не приходится составлять злосчастные приложения 1 или 2 к "спецпорядкам"), сколько проблемы "стыковки" его показателей с показателями "спецприложений", с одной стороны, и декларации по налогу на прибыль предприятия - с другой, рассмотрены в статье "Опять К5: для тех, кто в зоне и не только..." (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 77). Что же касается нюансов составления упомянутых "спецприложений" и последствий этого в отношении порядка составления приложения К5, то полезно обратиться к недавней статье "Чем приложиться к спецрежиму" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 6). Основные нюансы составления приложения К6 в связи с соотношением величин показателей строки 13 и строки 12 декларации по налогу на прибыль предприятия затронуты в статье "Патентность налога на прибыль" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 81). И еще одно важнейшее обстоятельство: как известно, декларация по налогу на прибыль за 2003 год непосредственно следует после декларации за одиннадцать месяцев 2003 года, составленной по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 29.01.2003 г. № 42 ( z0077-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 12). В недавней статье "Недодекларация за одиннадцать месяцев этого года" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 95) подробнейшим образом проанализирован "переход" показателей "нормальной" декларации в одиннадцатимесячную "недодекларацию". Ни для кого не составит труда распространить сказанное там на обратную ситуацию - из "недо..." в "нормальную" (обратите внимание на приведенный в статье анализ нюансов заполнения строки 15 годовой декларации, который привел к правильному выводу, подтвержденному в письме ГНАУ от 26.12.2003г. № 20282/7/15-1117 {1}). И наконец, из рассмотренных ранее тем можно порекомендовать плательщикам консолидированного налога на прибыль обратиться к статье "Недодекларация и консолидация налога на прибыль" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 98), где рассмотрены нюансы заполнения соответствующей части (табл. 2) приложения К6 к декларации. Кстати, о новой ситуации, сложившейся для этой категории плательщиков. Напомним, что приказом ГНАУ от 15.12.2003г. № 599 ( z1240-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 6) изменена форма Расчета налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль, утвержденная в первоначальной редакции приказом ГНАУ от 10.02.2003 г. № 68 ( z0182-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 22). Основная часть Расчета дополнена двумя новыми графами 9 и 10, позволяющими отразить сумму налогового обязательства отдельно за последний календарный квартал отчетного налогового периода (подобно тому, как это делается в заключительных строках основной части декларации по налогу на прибыль предприятия), а также "уточняющей" частью. Не станем пересказывать здесь достаточно подробный редакционный комментарий к новому документу, а лишь отметим, что в последовавших разъяснениях ГНАУ говорится о представлении Расчета по такой (обновленной) форме уже за 2003 год. {2} Повторяем, что требовать от плательщика представления Расчета по форме, утвержденной в редакции приказа ГНАУ от 15.12.2003 г. № 599 ( z1240-03 ), за 2003 год у налоговиков оснований нет: это прямо противоречит нормам пункта 5 Заключительных положений Закона Украины от 20.02.2003 г. № 550-IV ( 550-15 ) "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 27). Тем более нет у них оснований требовать от плательщиков "пересдачи" тех Расчетов, которые были уже представлены. Но это - с одной, абсолютно принципиальной стороны. С другой же стороны - для тех плательщиков, которые выявили ошибки в предыдущих Расчетах, появился повод воспользоваться случаем и подать уточняющий Расчет уже сейчас. Кстати, это касается и тех плательщиков, которые уже подали Расчет за 2003 год по старой форме, а теперь захотели уточниться: пункт 17.2 статьи 17 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон № 2181) ("Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 27) предоставляет им право до истечения предельного срока подать новый Расчет по новой форме. При этом слова "новый... по новой" следует понимать так: "новый" Расчет в терминах Закона № 2181 понимается как налоговая декларация, подаваемая плательщиком налогов до истечения предельного срока подачи налоговой декларации, т. е., по сути, взамен последней поданной налоговой декларации, а "по новой" - значит, по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 15.12.2003 г. № 599. Обращаем внимание, что в Расчете за 2003 год по строке 2 в графе 9 следует отразить показатель из графы 8 Расчета за одиннадцать месяцев 2003 года. Что есть? Продолжая разговор о предельных сроках и новогоднем сюрпризе от ГНАУ в виде внесения изменений в формы налоговой отчетности, отметим следующее. Согласно нормам последнего абзаца подпункта 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Закона № 2181 в отношении представления декларации по налогу на прибыль предприятия за налоговый год, и в частности за 2003, действует квартальный (сорокадневный) предельный срок. То есть декларация за 2003 год должна быть представлена не позднее 9 февраля 2004 года (здесь мы полагаем, что направление декларации не позднее чем за десять дней до этого по почте - на основании подпункта 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона № 2181 - сейчас считается экзотикой). Соответственно, налог подлежит уплате (налоговое обязательство - погашению) не позднее 19 февраля 2004 года. Что касается изменений, то, как известно, согласно приказу ГНАУ от 10.12.2003 г. № 593 ( z1227-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 6) форма декларации по налогу на прибыль предприятия в части дополнительных показателей дополнена новой строкой 19.4, показатель которой теперь суммируется с показателями других "подстрок" строки 19 (19.1 - 19.3), а приложение К7, которое ранее являлось расшифровкой (табл. 1) только показателя строки 19.1, теперь содержит еще и соответствующий новый расчет (табл. 3) показателя новой строки 19.4 (а потому переименовано в "Приложение К7 к строкам 19.1 и 19.4 декларации"). При этом расчет оператора гослотереи (табл. 2) остался на месте. Не повторяя сказанного выше в отношении начала применения новых форм налоговых деклараций, отметим, во-первых, что для декларирования показателей налогового учета по налогу на прибыль предприятий за 2003 год эти строки не нужны вообще, и даже, судя по всему, в течение всего 2004 года заполняться будет только строка Г1 таблицы 3 приложения К7 к декларации, а во-вторых, что требование относительно представления декларации по налогу на прибыль за 2003 год до сих пор налоговиками озвучено не было, остается чтобы оно так и не возникло. Итак, приложения к годовой декларации по налогу на прибыль предприятия. Приложение Р1 к строке 04.5 декларации по сути является регистром налогового учета согласно нормам второго и третьего абзацев подпункта 5.6.2 пункта 5.6 статьи 5 Закона о налоге на прибыль, регламентирующим отнесение на валовые расходы предприятия сумм фактически уплаченных страховых платежей по договору долгосрочного страхования жизни (см. пункт 1.37 статьи 1 Закона о налоге на прибыль), а также сумм взносов на дополнительное пенсионное страхование (см. пункт 5.8 статьи 5 Закона о налоге на прибыль) своих наемных работников. Разумеется, если разговор заходит о подобных видах расходов и о включении их в состав валовых расходов предприятия, узловым вопросом становится вопрос об исчислении предела. В данном случае весь фокус заключается в том, что такой предел установлен достаточно хитро. Во-первых, он привязан к сумме заработной платы, полученной отдельным таким работником от такого предприятия, причем с разбивкой по кварталам. Главное, что общий предел по отнесению на валовые расходы, по сути, суммируется из пределов, рассчитанных для каждого конкретного работника, в отношении которого предприятие осуществляет подобные платежи соответственно - на долгосрочное страхование жизни (далее - ДСЖ) и дополнительное пенсионное страхование (далее - ДПС). Во-вторых. В отношении платежей на ДСЖ установлен предел - 15% зарплаты, полученной работником за каждый календарный квартал отдельно, но не более 6000 грн. в расчете на него за год. В-третьих, если в отношении одного и того же работника предприятие одновременно уплачивает и на ДСЖ, и на ДПС, то на совокупный размер платежей установлен предел - 15% зарплаты, полученной работником за календарный квартал. При этом, поскольку речь идет о суммах, фактически уплаченных, логично в качестве "полученных" сумм заработной платы понимать также суммы как фактически полученные, однако, с одной стороны, конкретные разъяснения на этот счет пока отсутствуют, а с другой - текстовка соответствующих строк формы Р1 это противоречие "дипломатично" обходит: там написано просто "15% заработной платы работников...". А если к тому же учесть, что до сих пор даже слова "...на выплату..." из подпункта 5.6.1 пункта 5.6 Закона о налоге на прибыль время от времени обнаруживаются некоторыми гениями налоговых органов для обоснования включения в валовые расходы именно выплаченных сумм заработной платы, то трудно ожидать, что слово "полученных" может быть истолковано как-то иначе. В любом случае остается в каждом из календарных кварталов года распределить работников, в отношении которых предприятие осуществляет такие платежи, на три категории по видам платежей: 1) только ДСЖ; 2) только ДПС; 3) ДСЖ и ДПС. Если в каждом календарном квартале сумма фактического платежа в отношении каждого работника не превышает критерий 15% полученной за такой квартал зарплаты, а сложение величин таких критериев для каждого работника за все кварталы, т. е. за год, не превышает 6000 грн., то вся такая сумма платежей попадает в строку 04.5 приложения Р1 к годовой декларации с разбивкой по строкам 04.5.1 и 04.5.2 - по ДСЖ и ДПС соответственно. Если сложение величин критериев "15% полученной за каждый из кварталов года зарплаты" для отдельных работников превышает 6000 грн. за год (понятно, что обсуждать ситуацию имеет смысл, если фактические платежи тоже превышают ее), то расчет усложняется: категория 1 - для таких работников применяется критерий 6000 грн., т. е. на валовые расходы предприятия можно отнести только такую часть фактической суммы платежей на ДСЖ (и только она попадет в строку 04.5.1 и из нее в строку 04.5); категория 2 - для таких работников применяется критерий "15% полученной за каждый квартал года заработной платы" (а поскольку обсуждается вариант - совокупно 15% зарплаты за каждый квартал года > 6000 грн., то в валовые расходы попадет сумма фактических платежей на ДСП больше, чем 6000 грн. на каждого такого работника); категория 3 - для таких работников в отношении платежа на ДСЖ применяется критерий 6000 грн., и эта часть платежа на ДСЖ (в пределах 6000 грн.) - через строку 04.5.1 - вместе с частью суммы платежа на ДПС, равной "сумма квартальных 15% - 6000 грн." (а обсуждается вариант, когда эта разность положительна) - через строку 04.5.2 - попадет на валовые расходы предприятия по годовой декларации. Все это кажется высшей математикой, но если уж предприятие проявляет такую заботу о своих работниках, то, наверное, эти работники настолько хороши, что без труда решают и более трудные задачки. Мы же ограничимся лишь тем, что отметим: лишь три строки приложения Р1 - 04.5, 04.5.1 и 04.5.2 предназначены собственно для отражения сумм, включаемых в валовые расходы плательщика, и одна строка - 01.6 этого приложения предназначена для отражения сумм увеличения валовых доходов в связи с расторжением договора (т. е., строго говоря, приложение Р1 является расшифровкой не только строки 04.5 декларации, но и частично строки 01.6). Остальные же строки приложения Р1 (от 1 до 5.6) предназначены для отражения величин соответствующих критериев, и поскольку рассчитываются такие величины индивидуально для каждого работника, а декларируются в свернутом виде, камеральной проверке они не доступны. Приложение Р2 к строке 04.6 декларации по сути является регистром налогового учета согласно нормам подпункта 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона о налоге на прибыль, регламентирующим отнесение на валовые расходы предприятия сумм внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины от 25.06.91г. № 1251-XII ( 1251-12 ) "О системе налогообложения" (кроме прямо не определенных в перечне налогов, сборов (обязательных платежей), определенных указанным Законом), включая акцизный сбор и рентные платежи, за исключением НДС и платы за торговые патенты. Во-первых, заметим, что эта форма настолько похожа на былое приложение Ж-1 к прежней декларации о прибыли предприятия, что вряд ли заслуживает особых разъяснений. Во-вторых, в связи с нахлынувшими воспоминаниями (не во всем приятными в связи с наличием в приложении Ж-1 бестолковых "фактических" колонок) особый акцент сделаем на словах "внесенных (начисленных)" из подпункта 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона о налоге на прибыль. Главное - чтобы эти суммы относились к 2003 налоговому году. В-третьих, заметим, что в этот раз строка 4.6.2 еще не понадобилась, а строки 4.6.14, 4.6.22 и 4.6.28 понадобились в последний раз. В-четвертых, обратим внимание предприятий, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, которые согласно приказам ГНАУ от 15.12.2003 г. № 600 ( z1233-03 ) и от 10.12.2003 г. № 593 ( z1227-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 6), подают за 2003 год такую же декларацию, как здесь обсуждается, на особенности заполнения строки 4.6.5, регламентированные вторым абзацем подпункта 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона о налоге на прибыль (право на включение в состав валовых расходов платы за землю, не используемую в сельскохозяйственном производственном обороте) и третьим абзацем пункта 14.1 статьи 14 Закона о налоге на прибыль (право на уменьшение суммы начисленного налога на прибыль). Впрочем, для таких плательщиков редакцией готовится отдельный материал. Приложение Р3 к строке 04.8 декларации по сути является регистром налогового учета согласно нормам подпунктов 5.2.2, 5.2.3, 5.2.11, 5.2.13, 5.2.17 пункта 5.2 статьи 5 Закона о налоге на прибыль, регламентирующим отнесение на валовые расходы предприятия расходов на добровольное перечисление средств, передачу товаров (работ, услуг). Не станем повторять все сказанное в статье "От двух до пяти, или Благотворительность стоит дорого" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 31) по поводу крайне фискальной трактовки норм, устанавливающих ограничение на отнесение соответствующих сумм на валовые расходы предприятия. Строго говоря, с тех пор ничего не изменилось: читай - форма приложения Р3 не изменена. Да, было несколько противоречивых письменных консультаций специалистов налоговых органов в соответствующих изданиях. "Противоречивых" - потому что трудно утверждать наверняка: действительно ли такой специалист призывает нарушить утвержденную форму приложения Р3, или он попросту допустил арифметическую ошибку в своем примере. Да, есть и такой оригинальный аргумент: в Законе Украины от 22.05.2003г. № 889-IV ( 889-15 ) "О налоге с доходов физических лиц" есть похожая норма (подпункт 5.3.2 пункта 5.3 статьи 5) о двух и пяти процентах, трактовка которой в соответствующем нормативном акте (см. пункт 3.2 Инструкции о порядке начисления плательщиком налога налогового кредита по налогу с доходов физических лиц, утвержденной приказом ГНАУ от 22.09.2003 г. № 442 ( z0879-03 ) II "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 85), по сути прямо говорит не о максимуме как разнице 5% - 2% = 3%, которую разрешает приложение Р3, а о максимуме как именно 5%, но применима ли здесь аналогия? Да, есть возможность указать на нормы второго абзаца подпункта "з" подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона № 2181 (дескать, форма декларации толкает плательщика на завышение налогового обязательства), но практика последнего времени показывает, что просто "указанием" теперь никого не проймешь... Во всяком случае, сейчас трудно найти веские основания в пользу нарушения формы приложения Р3, а тем более рекомендовать это сделать кому-либо. Одно ясно: сумму налогооблагаемой прибыли прошлого налогового года следует брать из строки 39 декларации о прибыли предприятия за 2002 год. Приложение Р4 к строке 04.11 декларации по сути является регистром налогового учета согласно нормам пункта 18.3 статьи 18 Закона о налоге на прибыль, регламентирующим отнесение на валовые расходы предприятия расходов по операциям с нерезидентами, имеющими оффшорный статус. Порядок заполнения приложения Р4 очевиден. Что будет? В отношении дальнейшей судьбы отдельных показателей декларации по налогу на прибыль предприятия за 2003 год можно сказать следующее. Если по строке 08 "вылезет" отрицательный показатель, то его можно будет отразить в строке 04.9 всех деклараций за налоговые периоды 2004 года, начиная с декларации за I квартал. Почему за I квартал, а не, скажем, за январь, как в прошлом году? Да потому, что декларация по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 29.01.2003 г. № 42 ( z0077-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 12), в 2004 году за январь подаваться не будет. Это - хорошая, но не новость, а плохая новость - что согласно статье 83 Закона Украины от 27.11.2003 г. № 1344-IV ( 1344-15 ) "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 99) плательщики обязаны будут уплатить налог на прибыль предприятий за одиннадцать месяцев 2004 года аналогично тому, как это было в прошлом году. И хотя законодатель опять прямо не обязал плательщиков подавать декларацию (совершенно так же, как и в пункте 14 Переходных положений Закона Украины от 24.12.2002 г. № 349-IV ( 349-15 ) "О внесении изменений в Закон Украины "О этим налогообложении прибыли предприятий"), но если что этим и подтвердил, то свою одиозную бестолковость. В общем, "недодекларацию" забывать еще рано... Мало того, согласно статье 95 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" строка 09 декларации, а точнее ее показатель подвергся очередным посягательствам. Известно, сколько споров вызывал в прошлом году порядок заполнения этой строки декларации: было и фискальное налоговое разъяснение (сначала "грубо" фискальное с грубыми ошибками, а потом - "грубо" фискальное с мелкими ошибками), была и лояльная консультация специалиста ГНАУ - но без последующего отзыва или хотя бы внесения изменений в упомянутое налоговое разъяснение. Все было и нет смысла это все здесь повторять снова (см. статью "Как "убыть" убытки" // "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 65). Дальше - больше. Теперь в сумме старых убытков, инвентаризованных в прошлом году по состоянию на 01.01.2003 г. (показателя строки 40 декларации о прибыли предприятия за 2002 год), следует выделить отдельно ту часть этой суммы, которая возникла по состоянию на 01.01.2002 г. (показатель строки 40 декларации о прибыли предприятия за 2001 год), и если эта последняя сумма полностью или частично не погашена прибылью в 2003 году, то в строку 09 декларации за I квартал 2004 года (и последующие налоговые периоды текущего года) непогашенную часть такой суммы включать уже нельзя. Во всяком случае, с учетом того, что чем старше убытки, тем раньше они погашаются, можно говорить, что убытки собственно 2002 года, если до их погашения прибылью 2003 года в прошлом году дело так и не дошло (а если дошло частично - то в непогашенной их части), могут погашаться текущей прибылью, получаемой предприятием в течение 2004 года. А более старые (возникшие в 2001 году и ранее) - уже нет. К этому вопросу мы еще вернемся в свое время. Чем сердце успокоится? Как бы это грустно не звучало - где отчетность, там ошибки. Поэтому в заключение поговорим об уточнениях декларации, связанных с самостоятельным выявлением ошибок, точнее - о новостях в этом деле. Известно, что нормы пункта 5.1 статьи 5 и пункта 17.2 статьи 17 Закона № 2181 предоставляют плательщикам выбор из двух вариантов уточнения - с подачей уточняющего расчета и без. Несмотря на явно негативное отношение налоговиков к варианту "без" и явное предпочтение ими варианта "с подачей", до последнего времени - и прежде всего в отношении уточнения декларации по налогу на прибыль предприятия - они практически мирились с тем, что эти варианты абсолютно равноправны (во всяком случае, мало кто из них прямо оспаривал это). В последнее время специалисты, уделяющие внимание этим вопросам, вынуждены констатировать совершенно явный сдвиг в позиции специалистов ГНАУ в сторону такой трактовки: в случае выявления занижающих налоговое обязательство ошибок вариант "без" применим только для исправления ошибок, самостоятельно выявленных именно в непосредственно предыдущей налоговой декларации (эта трактовка основывается на словах "...декларации по этому налогу, предоставляемой за следующий налоговый период..." из подпункта "б" пункта 17.2 статьи 17 Закона № 2181, что по сути сужает эту норму до смысла - "за ближайший следующий" - вопреки прямо сказанному в общей норме пункта 5.1 статьи 5 Закона № 2181 - "за любой следующий"). Причем абсолютно определенно эта позиция прозвучала не так давно - в связи с изменением форм налоговых деклараций по НДС согласно приказу ГНАУ от 30.09.2003 г. № 466 ( z0964-03 ), и конкретные разъяснения специалистов ГНАУ прямо касалась только этих деклараций. Во всяком случае, до сих пор подобных прямых указаний в отношении декларации по налогу на прибыль предприятия не было. Чем подобная трактовка вредна плательщику, совершенно понятно - ему приходится немедленно (т. е. до подачи уточняющего расчета) платить "самоштраф" и собственно недоплату. Буквально только что в отношении утвержденных ГНАУ и согласованных с комитетом ВРУ во вопросам финансов и банковской деятельности форм налоговых расчетов по местным налогам и сборам (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 7) их разработчики пошли еще дальше: прямо лишили плательщиков права на вариант "без", оставив ему один-единственный вариант - представление уточняющего расчета (на этом "фокусе" был сделан акцент в соответствующих редакционных комментариях). И вот, по нашим сведениям, в ГНАУ готовы к подобному шагу и в отношении декларации по налогу на прибыль предприятия. То есть плательщику следует быть готовым к такому развитию событий, что воспользоваться строками 02.2 и/или 05.2 ему разрешат только в том случае, если он самостоятельно выявил занижающую ошибку именно в непосредственно предыдущей декларации. Например, разрешат заполнить эти строки в годовой декларации (в отношении самостоятельно выявленной занижающей ошибки), только если ошибка выявлена в декларации за три квартала. Если тогда же она выявлена, скажем, в декларации за полугодие, то по истечении предельного срока подачи декларации за три квартала не останется ничего иного, как подавать уточняющий расчет (разумеется, суммы, уже попавшие ранее в указанные строки, вплоть до годовой декларации, там и остаются). В общем, плательщика вынуждают быть еще "тщательнее". Вот если бы не только его... {1} См. документ с. 11 этого номера и редакционный комментарий к нему. - Примеч. ред. {2} См. с. 10 этого номера. - Примеч. ред. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 8(670), стр. 21 [26.01.2004] Александр Голенко Главный редактор ------------------------------------------------------------------