Полная декларация по налогу на прибыль предприятия

------------------------------------------------------------------

    Несмотря на то что декларация по налогу на прибыль предприятия
за любой "нормальный" налоговый период (исключая "ненормальные"  -
январь и одиннадцать месяцев) представляется по  одной  и  той  же
форме, составление такой декларации за годовой период  имеет  свои
особенности.
    Начнем с того, что объяснимся с названием статьи.  Дело в том,
что согласно второму предложению второго абзаца пункта 16.4 статьи
16  Закона  Украины  от  22.05.97 г. №  283/97-ВР ( 283/97-ВР ) "О
налогообложении  прибыли  предприятий" (далее  -  Закон  о  налоге
на прибыль):

    "...за отчетные квартал, полугодие и три квартала  плательщики
    налога  подают  упрощенную  декларацию,  а   по    результатам
    отчетного года - полную".

    При этом собственно в форме декларации, утвержденной  приказом
ГНАУ   от   29.03.2003  г.   № 143  ( z0271-03 )  (см.  "Налоги  и
бухгалтерский  учет",  2003,  № 31),  прямо   определено  то,  что
отличает  полную  декларацию  от  упрощенной: "Полная декларация -
подаются  приложения  в  случае  заполнения строк  с  пометкой "Р"
и "К"".
    Так что "полную" декларацию  по  налогу на прибыль предприятия
- в данном случае за 2003 год - с приложениями не только К1/1 - К7
(разумеется,  в  случае  наличия  показателей  в   соответствующих
строках), но и Р1 -  Р4  (тоже  в  случае  наличия  показателей  в
соответствующих строках) к ней, мы составляем впервые.
    Заметим кстати, что  непредставление  приложений  Р1  -  Р4  в
течение  года  не    является    основанием    для    незаполнения
соответствующих  строк  декларации  за  "промежуточные"   отчетные
периоды такого года - квартал, полугодие и три квартала, - как это
поначалу пытались утверждать на местах.  На самом деле  показатели
соответствующих  строк  (04.5,  04.6,  04.8  и   04.11)    требуют
расшифровки  в  соответствующих  приложениях  только   в    полной
декларации, т. е. в целом за налоговый  год  (даже  если  у  вновь
созданных  плательщиков  он  начался  позже  1  января  года).   А
показатели этих строк  в  упрощенных  декларациях  -  за  квартал,
полугодие и три квартала - такой расшифровки (читай - подачи таких
приложений) не требуют.
    То  есть  новым  для  плательщиков  при  составлении    полной
декларации являются только приложения Р1 - Р4. Поэтому внимание  в
данной  статье  сосредоточено  на   нюансах    составления    этих
приложений, а что касается прочего, то поскольку  у  всех  нас  за
плечами уже три представленные декларации  по  налогу  на  прибыль
предприятия (и две "недодекларации"  -  за  январь  и  одиннадцать
месяцев), нет резона повторяться.

    Что было?

    Впрочем, для удобства  читателей  все  же  напомним,  что  при
составлении   полной    декларации    полезно    перечитать статью
"Нарастающий  итог  по  налогу  на  прибыль"  (см.    "Налоги    и
бухгалтерский учет", 2003, № 94), в  которой  рассмотрены  вопросы
соотнесения показателей предыдущих  и  последующих  деклараций  по
налогу на прибыль предприятия.
    Что  касается  составления  приложения  К1/1,    то    полезно
перечитать статьи "Мнимая единица и кое-что еще..." (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2003, № 34) и "Нет повести печальней в  мире,
чем повесть о графе четыре..." (см. "Налоги и бухгалтерский учет",
2003, № 56).
    В  первой  из  этих  статей  анализируется  болезненная    для
производственных предприятий проблема участия  в  "перерасчете  по
пункту  5.9"  так  называемой  материальной  части  (составляющей)
стоимости незавершенного производства и готовой  продукции.  Нужно
сказать, что до сих  пор  давно  обещанное  налоговое  разъяснение
отсутствует,  и  плательщикам  приходится  довольствоваться  двумя
известными письмами ГНАУ аналогичного содержания - от 22.07.2003г.
№ 11408/7/15-1117 ( v1140225-03 )  (см.  "Налоги  и  бухгалтерский
учет",  2003,  №  76)   и   от  20.11.2003  г.   №  9550/6/15-1116
( v9550225-03 ).  Несмотря  на  то  что  некоторые  специалисты  в
отношении этих  писем  предпочли  принять известную позу  страуса,
утверждая, что из них не следует вывод о необходимости включения в
"перерасчет по пункту 5.9" полной (т. е. отраженной в бухучете  по
соответствующим  счетам)  стоимости  указанных  видов  запасов  (в
народе "по  мотивам"  прежнего  порядка  определения  материальной
части говорят о  коэффициенте "1,0"),  на местах  налоговые органы
такой  вывод  давно сделали и особых сомнений не испытывают. Более
того,  о  наличии   именно  такой   позиции   налоговых    органов
свидетельствует  письмо  Госпредпринимательства  от  22.12.2003 г.
№ 7444  ( v7444563-03 ),  в  котором  содержится  просьба  к  ГНАУ
об   "уточнении"   письма  от  22.07.2003  г.   №  11408/7/15-1117
( v1140225-03 ) в  пользу участия в "перерасчете  по  пункту  5.9"
только  материальной составляющей (если из указанного письма  ГНАУ
вывод  о  "1,0" не следует, то  зачем  бы  его  тогда  нужно  было
уточнять?).  А  в  разговорах  о  необходимости   соответствующего
налогового   разъяснения  теперь  появился  и   такой  мотив,  как
уменьшение количества судебных исков...
    Во второй из упомянутых  статей  подробно  рассмотрено,  когда
именно следует прибегать к  заполнению  графы  4  приложения  К1/1
(если  запасы,  приобретенные  для  использования  в    связи    с
подготовкой,  организацией,  ведением    производства,    продажей
продукции (работ, услуг) и охраной труда, вошедшие  по  предыдущей
декларации в  состав  показателя  валовых  расходов  и  показателя
остатка на конец предыдущего налогового периода,  были  в  течение
последнего  квартала  (в  данном  случае  -  это  только  декабрь)
текущего отчетного периода использованы на другие цели).
    При необходимости составления приложения К2 к строкам  01.3  и
04.7 декларации полезно обратиться к статье "Долгосрочный договор:
особенности  налогообложения  и  отчетности"  (см.    "Налоги    и
бухгалтерский учет", 2003, № 81).
    Что касается других  приложений  с  "пометкой  "К",  то  самым
спорным из них  является  приложение  К5  к  строке  10,  а  самым
"тонким" с точки зрения нюансов  составления  -  приложение  Кб  к
строке 13 декларации.
    Тонкости не столько  порядка  составления  приложения  К5  (он
очевиден  для  большинства  плательщиков,  если  только   им    не
приходится  составлять  злосчастные  приложения  1   или    2    к
"спецпорядкам"), сколько проблемы  "стыковки"  его  показателей  с
показателями "спецприложений", с одной стороны,  и  декларации  по
налогу на прибыль предприятия - с  другой,  рассмотрены  в  статье
"Опять К5: для тех, кто в зоне и  не  только..."  (см.  "Налоги  и
бухгалтерский  учет",  2003,  №  77).  Что  же  касается   нюансов
составления упомянутых  "спецприложений"  и  последствий  этого  в
отношении порядка составления приложения К5, то полезно обратиться
к недавней статье "Чем приложиться к спецрежиму"  (см.  "Налоги  и
бухгалтерский учет", 2004, № 6).
    Основные  нюансы  составления  приложения  К6  в    связи    с
соотношением величин показателей строки 13 и строки 12  декларации
по налогу на прибыль предприятия затронуты в  статье  "Патентность
налога на прибыль"  (см.  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2003,
№ 81).  И  еще  одно  важнейшее  обстоятельство:  как    известно,
декларация по  налогу  на  прибыль  за  2003  год  непосредственно
следует  после  декларации  за  одиннадцать  месяцев  2003   года,
составленной по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 29.01.2003 г.
№ 42 ( z0077-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 12).
В  недавней статье  "Недодекларация  за  одиннадцать месяцев этого
года" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 95) подробнейшим
образом  проанализирован  "переход"    показателей    "нормальной"
декларации в одиннадцатимесячную "недодекларацию".  Ни для кого не
составит труда распространить сказанное там на обратную ситуацию -
из "недо..." в "нормальную" (обратите внимание  на  приведенный  в
статье анализ нюансов заполнения  строки  15  годовой  декларации,
который привел к правильному выводу, подтвержденному в письме ГНАУ
от 26.12.2003г. № 20282/7/15-1117 {1}).
    И наконец, из рассмотренных ранее  тем  можно  порекомендовать
плательщикам консолидированного налога  на  прибыль  обратиться  к
статье "Недодекларация  и  консолидация  налога  на  прибыль" (см.
"Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 98), где рассмотрены нюансы
заполнения  соответствующей  части  (табл.  2)  приложения  К6   к
декларации.
    Кстати, о  новой  ситуации,  сложившейся  для  этой  категории
плательщиков.
    Напомним, что приказом ГНАУ от 15.12.2003г. № 599 ( z1240-03 )
(см.  "Налоги  и  бухгалтерский учет", 2004, № 6)  изменена  форма
Расчета  налоговых  обязательств   по   уплате  консолидированного
налога  на  прибыль,   утвержденная  в  первоначальной    редакции
приказом  ГНАУ  от  10.02.2003 г. № 68 ( z0182-03 ) (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2003, № 22). Основная часть Расчета дополнена
двумя  новыми  графами  9  и  10,  позволяющими   отразить   сумму
налогового обязательства отдельно за последний календарный квартал
отчетного  налогового  периода (подобно тому,  как это  делается в
заключительных строках  основной части  декларации  по  налогу  на
прибыль  предприятия),  а также  "уточняющей"  частью.  Не  станем
пересказывать  здесь достаточно подробный редакционный комментарий
к  новому  документу,  а  лишь  отметим,   что   в   последовавших
разъяснениях  ГНАУ  говорится   о  представлении  Расчета по такой
(обновленной) форме уже за 2003 год.  {2} Повторяем, что требовать
от  плательщика  представления Расчета по  форме,  утвержденной  в
редакции приказа ГНАУ от 15.12.2003 г. № 599 ( z1240-03 ), за 2003
год у налоговиков  оснований  нет:  это  прямо противоречит нормам
пункта 5 Заключительных положений Закона  Украины от 20.02.2003 г.
№ 550-IV ( 550-15 ) "О  внесении  изменений  в  Закон  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств   плательщиков   налогов    перед
бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами" (см.  "Налоги и
бухгалтерский учет", 2003, № 27).  Тем более нет  у  них оснований
требовать  от  плательщиков "пересдачи" тех Расчетов, которые были
уже  представлены.  Но  это  -  с одной,  абсолютно принципиальной
стороны.  С  другой  же  стороны - для тех  плательщиков,  которые
выявили    ошибки    в    предыдущих   Расчетах,   появился  повод
воспользоваться случаем и подать уточняющий Расчет уже сейчас.
    Кстати, это касается и тех плательщиков,  которые  уже  подали
Расчет за 2003 год по старой форме, а теперь захотели  уточниться:
пункт 17.2  статьи 17  Закона  Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III
( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов
перед  бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами" (далее -
Закон №  2181)   ("Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2003,  №  27)
предоставляет им право до истечения предельного срока подать новый
Расчет по новой форме.  При этом слова "новый... по новой" следует
понимать так: "новый" Расчет в терминах Закона №  2181  понимается
как  налоговая  декларация,  подаваемая  плательщиком  налогов  до
истечения предельного срока подачи налоговой декларации, т. е., по
сути, взамен последней поданной налоговой декларации, а "по новой"
- значит, по форме, утвержденной приказом ГНАУ  от  15.12.2003  г.
№ 599.
    Обращаем внимание, что в Расчете за 2003 год  по  строке  2  в
графе  9  следует  отразить  показатель  из  графы  8  Расчета  за
одиннадцать месяцев 2003 года.

    Что есть?

    Продолжая разговор о предельных сроках и  новогоднем  сюрпризе
от ГНАУ в виде внесения изменений в  формы  налоговой  отчетности,
отметим следующее.
    Согласно нормам последнего абзаца подпункта 4.1.4  пункта  4.1
статьи 4 Закона № 2181 в  отношении  представления  декларации  по
налогу на прибыль предприятия за налоговый год, и в  частности  за
2003, действует квартальный (сорокадневный)  предельный  срок.  То
есть декларация за 2003 год должна быть представлена не позднее  9
февраля 2004 года (здесь мы полагаем, что  направление  декларации
не позднее чем за десять дней до этого по  почте  -  на  основании
подпункта 4.1.7 пункта  4.1  статьи  4  Закона  №  2181  -  сейчас
считается  экзотикой).  Соответственно,  налог  подлежит    уплате
(налоговое обязательство - погашению) не позднее 19  февраля  2004
года.
    Что касается изменений, то,  как  известно,  согласно  приказу
ГНАУ  от  10.12.2003  г.   №  593   ( z1227-03 )  (см.  "Налоги  и
бухгалтерский  учет", 2004, № 6) форма  декларации  по  налогу  на
прибыль  предприятия в части дополнительных показателей  дополнена
новой  строкой  19.4,  показатель  которой  теперь  суммируется  с
показателями  других  "подстрок"  строки  19  (19.1  -  19.3),   а
приложение  К7,  которое  ранее  являлось  расшифровкой  (табл. 1)
только   показателя  строки  19.1,  теперь    содержит    еще    и
соответствующий новый расчет (табл.  3)  показателя  новой  строки
19.4 (а потому переименовано в "Приложение К7  к  строкам  19.1  и
19.4 декларации").  При этом расчет оператора гослотереи (табл. 2)
остался на месте.
    Не повторяя сказанного  выше  в  отношении  начала  применения
новых форм  налоговых  деклараций,  отметим,  во-первых,  что  для
декларирования показателей налогового учета по налогу  на  прибыль
предприятий за 2003 год эти строки не нужны вообще, и  даже,  судя
по всему, в течение  всего  2004  года  заполняться  будет  только
строка Г1 таблицы 3 приложения К7 к декларации, а  во-вторых,  что
требование относительно  представления  декларации  по  налогу  на
прибыль за 2003 год до сих  пор  налоговиками  озвучено  не  было,
остается чтобы оно так и не возникло.
    Итак, приложения к годовой декларации  по  налогу  на  прибыль
предприятия.
    Приложение Р1  к  строке  04.5  декларации  по  сути  является
регистром налогового учета  согласно  нормам  второго  и  третьего
абзацев подпункта 5.6.2 пункта 5.6 статьи 5  Закона  о  налоге  на
прибыль, регламентирующим отнесение на валовые расходы предприятия
сумм  фактически  уплаченных  страховых  платежей   по    договору
долгосрочного страхования жизни (см. пункт 1.37 статьи 1 Закона  о
налоге  на  прибыль),  а  также  сумм  взносов  на  дополнительное
пенсионное страхование (см. пункт 5.8 статьи 5 Закона о налоге  на
прибыль) своих наемных работников.
    Разумеется, если разговор заходит о подобных видах расходов  и
о включении их в  состав  валовых  расходов  предприятия,  узловым
вопросом становится вопрос об исчислении предела.  В данном случае
весь  фокус  заключается  в  том,  что  такой  предел   установлен
достаточно хитро.
    Во-первых, он привязан к сумме  заработной  платы,  полученной
отдельным  таким  работником  от  такого  предприятия,  причем   с
разбивкой по кварталам.  Главное, что общий предел по отнесению на
валовые расходы, по сути, суммируется  из  пределов,  рассчитанных
для  каждого  конкретного  работника,   в    отношении    которого
предприятие осуществляет  подобные  платежи  соответственно  -  на
долгосрочное страхование жизни  (далее  -  ДСЖ)  и  дополнительное
пенсионное страхование (далее - ДПС).
    Во-вторых. В отношении платежей на ДСЖ установлен предел - 15%
зарплаты, полученной  работником  за  каждый  календарный  квартал
отдельно, но не более 6000 грн. в расчете на него за год.
    В-третьих,  если  в  отношении  одного  и  того  же  работника
предприятие одновременно уплачивает и на ДСЖ,  и  на  ДПС,  то  на
совокупный размер  платежей  установлен  предел  -  15%  зарплаты,
полученной работником за календарный квартал.
    При этом, поскольку речь идет о суммах, фактически уплаченных,
логично в качестве "полученных"  сумм  заработной  платы  понимать
также суммы как фактически полученные, однако,  с  одной  стороны,
конкретные разъяснения на этот счет пока отсутствуют, а с другой -
текстовка  соответствующих  строк  формы    Р1    это противоречие
"дипломатично" обходит: там написано просто "15% заработной  платы
работников...". А если к тому же учесть, что до сих пор даже слова
"...на выплату..." из подпункта 5.6.1 пункта 5.6 Закона  о  налоге
на прибыль время  от  времени  обнаруживаются  некоторыми  гениями
налоговых органов для  обоснования  включения  в  валовые  расходы
именно выплаченных сумм заработной платы, то трудно  ожидать,  что
слово "полученных" может быть истолковано как-то иначе.
    В любом случае остается в каждом из календарных кварталов года
распределить  работников,  в   отношении    которых    предприятие
осуществляет такие платежи, на три категории по видам платежей:
    1) только ДСЖ;
    2) только ДПС;
    3) ДСЖ и ДПС.
    Если в каждом календарном квартале сумма фактического  платежа
в отношении каждого работника не превышает критерий 15% полученной
за такой квартал зарплаты, а сложение величин таких критериев  для
каждого работника за все кварталы, т. е. за год, не превышает 6000
грн.,  то  вся  такая  сумма  платежей  попадает  в  строку   04.5
приложения Р1 к годовой декларации с разбивкой по строкам 04.5.1 и
04.5.2 - по ДСЖ и ДПС соответственно.
    Если сложение величин критериев "15% полученной за  каждый  из
кварталов  года  зарплаты"  для  отдельных  работников   превышает
6000 грн. за год (понятно, что  обсуждать  ситуацию  имеет  смысл,
если  фактические  платежи  тоже  превышают   ее),    то    расчет
усложняется:
    категория  1  -  для  таких  работников  применяется  критерий
6000 грн., т. е. на  валовые  расходы  предприятия  можно  отнести
только такую часть фактической суммы платежей на ДСЖ (и только она
попадет в строку 04.5.1 и из нее в строку 04.5);
    категория 2 - для таких работников применяется  критерий  "15%
полученной за каждый квартал года заработной платы"  (а  поскольку
обсуждается вариант - совокупно 15%  зарплаты  за  каждый  квартал
года > 6000 грн., то в валовые расходы попадет  сумма  фактических
платежей  на  ДСП  больше,  чем  6000  грн.  на  каждого    такого
работника);
    категория 3 - для таких работников в отношении платежа на  ДСЖ
применяется критерий 6000 грн., и эта  часть  платежа  на  ДСЖ  (в
пределах 6000 грн.) - через строку 04.5.1 - вместе с частью  суммы
платежа на ДПС, равной "сумма квартальных  15%  -  6000  грн."  (а
обсуждается вариант,  когда эта  разность  положительна)  -  через
строку 04.5.2 - попадет на валовые расходы предприятия по  годовой
декларации.
    Все это кажется высшей математикой,  но  если  уж  предприятие
проявляет такую заботу  о  своих  работниках,  то,  наверное,  эти
работники настолько хороши, что без труда решают и  более  трудные
задачки.
    Мы же ограничимся  лишь  тем,  что  отметим:  лишь  три строки
приложения Р1 - 04.5, 04.5.1 и 04.5.2 предназначены собственно для
отражения сумм, включаемых в валовые расходы плательщика,  и  одна
строка - 01.6 этого приложения предназначена  для  отражения  сумм
увеличения валовых доходов в связи с расторжением договора (т. е.,
строго говоря,  приложение  Р1  является  расшифровкой  не  только
строки 04.5 декларации, но и частично строки 01.6).  Остальные  же
строки приложения Р1 (от 1  до 5.6)  предназначены  для  отражения
величин  соответствующих  критериев,  и  поскольку  рассчитываются
такие  величины  индивидуально   для    каждого    работника,    а
декларируются  в  свернутом  виде,  камеральной  проверке  они  не
доступны.
    Приложение Р2  к  строке  04.6  декларации  по  сути  является
регистром  налогового учета согласно нормам подпункта 5.2.5 пункта
5.2  статьи  5  Закона  о  налоге  на  прибыль,   регламентирующим
отнесение  на  валовые  расходы  предприятия    сумм     внесенных
(начисленных)    налогов,    сборов    (обязательных    платежей),
установленных Законом Украины от 25.06.91г. № 1251-XII ( 1251-12 )
"О системе налогообложения" (кроме прямо не определенных в перечне
налогов,  сборов (обязательных платежей),  определенных  указанным
Законом), включая акцизный сбор и рентные платежи,  за исключением
НДС и платы за торговые патенты.
    Во-первых, заметим, что эта форма настолько  похожа  на  былое
приложение Ж-1 к прежней декларации  о  прибыли  предприятия,  что
вряд ли заслуживает особых разъяснений.
    Во-вторых, в связи с нахлынувшими воспоминаниями (не  во  всем
приятными  в  связи  с  наличием  в  приложении    Ж-1 бестолковых
"фактических" колонок) особый акцент сделаем на  словах "внесенных
(начисленных)" из подпункта 5.2.5 пункта 5.2  статьи  5  Закона  о
налоге на прибыль.  Главное - чтобы эти суммы  относились  к  2003
налоговому году.
    В-третьих, заметим,  что  в  этот  раз  строка  4.6.2  еще  не
понадобилась, а строки 4.6.14,  4.6.22  и  4.6.28  понадобились  в
последний раз.
    В-четвертых,   обратим    внимание    предприятий,    основной
деятельностью которых является  производство  сельскохозяйственной
продукции,  которые  согласно приказам ГНАУ от 15.12.2003 г. № 600
( z1233-03 ) и от 10.12.2003 г. № 593 ( z1227-03 )  (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2004, № 6),  подают  за  2003  год  такую  же
декларацию,  как  здесь  обсуждается,  на  особенности  заполнения
строки 4.6.5, регламентированные  вторым  абзацем  подпункта 5.2.5
пункта 5.2 статьи 5 Закона о налоге на прибыль (право на включение
в  состав валовых  расходов  платы  за  землю,  не используемую  в
сельскохозяйственном производственном обороте) и  третьим  абзацем
пункта 14.1 статьи  14  Закона  о  налоге  на  прибыль  (право  на
уменьшение суммы начисленного налога  на  прибыль).  Впрочем,  для
таких плательщиков редакцией готовится отдельный материал.
    Приложение Р3  к  строке  04.8  декларации  по  сути  является
регистром  налогового    учета    согласно    нормам    подпунктов
5.2.2, 5.2.3, 5.2.11, 5.2.13, 5.2.17 пункта 5.2 статьи 5 Закона  о
налоге на прибыль, регламентирующим отнесение на  валовые  расходы
предприятия  расходов  на  добровольное   перечисление    средств,
передачу товаров (работ, услуг).
    Не станем повторять все сказанное в статье "От двух  до  пяти,
или Благотворительность стоит дорого" (см. "Налоги и бухгалтерский
учет", 2003, № 31) по поводу  крайне  фискальной  трактовки  норм,
устанавливающих ограничение на отнесение соответствующих  сумм  на
валовые расходы предприятия.  Строго говоря, с тех пор  ничего  не
изменилось: читай - форма приложения Р3 не изменена.
    Да,  было  несколько  противоречивых  письменных  консультаций
специалистов  налоговых  органов    в    соответствующих изданиях.
"Противоречивых"  -  потому  что  трудно  утверждать    наверняка:
действительно ли такой специалист призывает нарушить  утвержденную
форму приложения  Р3,  или  он  попросту  допустил  арифметическую
ошибку в своем примере.
    Да, есть и  такой  оригинальный  аргумент:  в  Законе  Украины
от 22.05.2003г. № 889-IV ( 889-15 ) "О налоге с доходов физических
лиц"  есть  похожая  норма  (подпункт 5.3.2 пункта 5.3 статьи 5) о
двух  и  пяти  процентах,  трактовка  которой   в  соответствующем
нормативном  акте  (см. пункт 3.2  Инструкции о порядке начисления
плательщиком  налога  налогового  кредита  по  налогу  с   доходов
физических лиц, утвержденной приказом ГНАУ от 22.09.2003 г.  № 442
( z0879-03 ) II "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2003, № 85), по
сути  прямо  говорит  не  о  максимуме  как  разнице 5% - 2% = 3%,
которую  разрешает  приложение Р3, а о максимуме как именно 5%, но
применима ли здесь аналогия?
    Да, есть возможность указать на нормы второго абзаца подпункта
"з" подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона  №  2181  (дескать,
форма  декларации  толкает  плательщика  на  завышение  налогового
обязательства), но практика  последнего  времени  показывает,  что
просто "указанием" теперь никого не проймешь...
    Во всяком случае,  сейчас  трудно  найти  веские  основания  в
пользу нарушения формы приложения Р3, а  тем  более  рекомендовать
это сделать кому-либо.  Одно ясно: сумму налогооблагаемой  прибыли
прошлого налогового года следует брать из строки 39  декларации  о
прибыли предприятия за 2002 год.
    Приложение Р4 к  строке  04.11  декларации  по  сути  является
регистром налогового учета согласно нормам пункта 18.3  статьи  18
Закона о налоге на прибыль, регламентирующим отнесение на  валовые
расходы  предприятия  расходов  по  операциям  с    нерезидентами,
имеющими оффшорный статус.
    Порядок заполнения приложения Р4 очевиден.

    Что будет?

    В отношении дальнейшей судьбы отдельных показателей декларации
по налогу  на  прибыль  предприятия  за  2003  год  можно  сказать
следующее.
    Если по строке 08 "вылезет" отрицательный показатель,  то  его
можно будет отразить в строке  04.9 всех деклараций  за  налоговые
периоды 2004 года, начиная с декларации за I квартал.
    Почему за I квартал, а не, скажем, за январь,  как  в  прошлом
году? Да потому, что декларация по  форме,  утвержденной  приказом
ГНАУ  от  29.01.2003  г.  №  42   ( z0077-03 )  (см.   "Налоги   и
бухгалтерский учет", 2003, № 12), в 2004 году за январь подаваться
не будет.  Это  -  хорошая,  но не новость, а плохая новость - что
согласно  статье  83  Закона Украины от  27.11.2003  г.  № 1344-IV
( 1344-15 ) "О Государственном  бюджете Украины  на 2004 год" (см.
"Налоги и  бухгалтерский  учет",  2003,  № 99) плательщики обязаны
будут уплатить налог на прибыль предприятий за одиннадцать месяцев
2004 года аналогично тому,  как  это  было в прошлом году.  И хотя
законодатель   опять   прямо    не  обязал  плательщиков  подавать
декларацию  (совершенно так же,  как  и  в  пункте  14  Переходных
положений Закона  Украины от 24.12.2002 г. № 349-IV ( 349-15 )  "О
внесении изменений в Закон Украины "О этим налогообложении прибыли
предприятий"), но  если что этим и подтвердил,  то  свою  одиозную
бестолковость. В общем, "недодекларацию" забывать еще рано...
    Мало  того,  согласно  статье    95    Закона    Украины    "О
Государственном бюджете Украины на 2004 год" строка 09 декларации,
а точнее ее показатель подвергся очередным посягательствам.
    Известно,  сколько  споров  вызывал  в  прошлом  году  порядок
заполнения этой строки декларации:  было  и  фискальное  налоговое
разъяснение (сначала "грубо"  фискальное  с  грубыми  ошибками,  а
потом - "грубо" фискальное с мелкими ошибками),  была  и  лояльная
консультация специалиста ГНАУ - но  без  последующего  отзыва  или
хотя бы внесения изменений в упомянутое налоговое разъяснение. Все
было и нет смысла это все здесь повторять снова (см.  статью  "Как
"убыть" убытки" // "Налоги и бухгалтерский  учет",  2003,  №  65).
Дальше - больше.  Теперь в сумме старых убытков, инвентаризованных
в прошлом году по состоянию на 01.01.2003 г. (показателя строки 40
декларации о прибыли предприятия за 2002  год),  следует  выделить
отдельно ту часть этой суммы, которая  возникла  по  состоянию  на
01.01.2002 г.  (показатель  строки  40  декларации    о    прибыли
предприятия за 2001 год), и если эта последняя сумма полностью или
частично не  погашена  прибылью  в  2003  году,  то  в  строку  09
декларации за I квартал 2004 года (и последующие налоговые периоды
текущего года) непогашенную часть такой суммы включать уже нельзя.
Во всяком случае, с учетом того, что чем старше убытки, тем раньше
они погашаются, можно говорить, что убытки собственно  2002  года,
если до их погашения прибылью 2003 года в прошлом году дело так  и
не дошло (а если дошло частично - то  в  непогашенной  их  части),
могут  погашаться  текущей  прибылью,  получаемой  предприятием  в
течение 2004 года.  А более старые (возникшие в 2001 году и ранее)
- уже нет. К этому вопросу мы еще вернемся в свое время.

    Чем сердце успокоится?

    Как бы это грустно не звучало - где  отчетность,  там  ошибки.
Поэтому в заключение поговорим об уточнениях декларации, связанных
с самостоятельным выявлением ошибок, точнее - о  новостях  в  этом
деле.
    Известно, что нормы пункта 5.1 статьи 5 и пункта  17.2  статьи
17  Закона  №  2181  предоставляют  плательщикам  выбор  из   двух
вариантов  уточнения  -  с  подачей  уточняющего  расчета  и  без.
Несмотря на явно негативное отношение налоговиков к варианту "без"
и явное предпочтение  ими  варианта  "с  подачей",  до  последнего
времени - и прежде  всего  в  отношении  уточнения  декларации  по
налогу на прибыль предприятия - они практически  мирились  с  тем,
что эти варианты абсолютно равноправны (во всяком случае, мало кто
из них прямо оспаривал это).
    В  последнее  время  специалисты,  уделяющие  внимание    этим
вопросам,  вынуждены  констатировать  совершенно  явный  сдвиг   в
позиции специалистов ГНАУ в  сторону  такой  трактовки:  в  случае
выявления занижающих налоговое обязательство ошибок вариант  "без"
применим только для исправления ошибок, самостоятельно  выявленных
именно в  непосредственно  предыдущей  налоговой  декларации  (эта
трактовка основывается на словах "...декларации по  этому  налогу,
предоставляемой за следующий налоговый период..." из подпункта "б"
пункта 17.2 статьи 17 Закона № 2181, что по сути сужает эту  норму
до смысла - "за ближайший следующий" - вопреки прямо сказанному  в
общей норме пункта  5.1  статьи  5  Закона  №  2181  -  "за  любой
следующий").  Причем абсолютно определенно эта позиция  прозвучала
не так давно - в связи с изменением форм налоговых  деклараций  по
НДС согласно приказу ГНАУ от  30.09.2003 г.  № 466 ( z0964-03 ), и
конкретные разъяснения  специалистов  ГНАУ  прямо касалась  только
этих  деклараций.  Во  всяком  случае,  до сих пор подобных прямых
указаний  в  отношении декларации по налогу на прибыль предприятия
не было.
    Чем подобная трактовка вредна плательщику, совершенно  понятно
- ему приходится немедленно (т. е. до подачи уточняющего  расчета)
платить "самоштраф" и собственно недоплату.
    Буквально  только  что  в  отношении  утвержденных   ГНАУ    и
согласованных с комитетом ВРУ во вопросам  финансов  и  банковской
деятельности форм налоговых расчетов по местным налогам  и  сборам
(см. "Налоги  и  бухгалтерский учет", 2004, № 7)  их  разработчики
пошли еще дальше:  прямо  лишили  плательщиков  права  на  вариант
"без",  оставив  ему  один-единственный  вариант  -  представление
уточняющего  расчета  (на  этом  "фокусе"  был  сделан  акцент   в
соответствующих редакционных комментариях).
    И вот, по нашим сведениям, в ГНАУ готовы к подобному шагу и  в
отношении декларации по налогу на  прибыль  предприятия.  То  есть
плательщику следует быть готовым к такому  развитию  событий,  что
воспользоваться строками 02.2 и/или 05.2 ему разрешат только в том
случае, если он самостоятельно выявил занижающую ошибку  именно  в
непосредственно  предыдущей   декларации.    Например,    разрешат
заполнить  эти  строки  в  годовой   декларации    (в    отношении
самостоятельно выявленной занижающей ошибки), только  если  ошибка
выявлена в декларации за три квартала. Если тогда же она выявлена,
скажем, в декларации за полугодие,  то  по  истечении  предельного
срока подачи декларации за три квартала не останется ничего иного,
как подавать уточняющий расчет (разумеется,  суммы,  уже  попавшие
ранее в указанные строки, вплоть  до  годовой  декларации,  там  и
остаются).
    В общем, плательщика вынуждают быть еще "тщательнее". Вот если
бы не только его...

{1} См. документ с. 11 этого номера и редакционный  комментарий  к
    нему. - Примеч. ред.
{2} См. с. 10 этого номера. - Примеч. ред.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 8(670), стр. 21
[26.01.2004]
Александр Голенко
Главный редактор
------------------------------------------------------------------