УКРАЇНА Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт" Свідоцтво про внесення в Реєстр суб'єктів аудиторської діяльності N 0580, чинне до 26.01.2006р. Тел.(044) 467-08-15 Депозитные и кредитные банковские договора в свете нового законодательства. Мы привыкли к тому, что банки своими депозитными или кредитными договорами обуславливали изменение процентных ставок. Разные банки по-разному регулировали свои отношения с клиентами в связи с изменениями процентных ставок, внося определенные условия в заключаемые с ними договора. Теперь эти отношения регламентируются введенными в действие с 01.01.2004г. Гражданским ( 435-15 ) (далее - кодекс N 435-IV) и Хозяйственным ( 436-15 ) (далее - кодекс N 436-IV) кодексами. Недействительным согласно п. 2 ст. 207 кодекса N 436-IV ( 436-15 ) признается обязательство, содержащее так называемое, ничтожное условие, которое самостоятельно или в сочетании с другими условиями обязательства, нарушают права и законные интересы другой стороны или третьих лиц. Ничтожными признаются, в частности, такие условия типовых договоров и договоров присоединения, которые допускают односторонний отказ от обязательств со стороны исполнителя или одностороннее изменение исполнителем его условий. Эта статья перекликается с п. 1 ст. 27 кодекса N 435-IV ( 435-15 ), которой сделка, ограничивающая возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, является ничтожной. Таким образом, теперь банки обязаны, не зависимо от существующих внутренних регламентов заключения договоров, в договорах, обуславливающих наличие процентной ставки, учитывать требования новых ГКУ ( 435-15 ) и ХКУ ( 436-15 ). А юридические и физические лица должны отслеживать, не нарушены ли их права изменением процентной ставки депозитных или кредитных договоров без их ведома и согласия. Этот момент дополнительно обусловлен еще и п. 3 ст. 1061 кодекса N 435-IV ( 435-15 ). Теперь коснемся еще одной животрепещущей темы. Возникают ли в связи с начислениями процентов по депозитным вкладам и сберегательным (депозитным) сертификатам у физических лиц объекты налогообложения с введением с 01.01.2004г. Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" N 889-IV ( 889-15 ) от 22.05.2003г. (далее - Закон N 889)? Об этом в последнее время не писал только ленивый. Коллизия начисления этих процентов уже неоднократно рассматривалась различными авторами и изданиями. Внес свою лепту и "Урядовий кур'єр" N 11 от 21.01.2004г. под броским названием "Доходи від депозитів не оподатковуються" в рубрике "З офіційних джерел". Обращаем внимание, что эта вполне разумная реплика УК не может считаться официальным документом, так как согласно Приказа Минюста Украины "Про затвердження Порядку проведення державноє реєстрації нормативно-правових актів у Міністерстві юстиції України та включення їх до Державного реєстру нормативно-правових актів" N 102/5 от 25.11.2002г. ( z0915-02 ), нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ, принятый или выданный акт, уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенной законодательством форме и за установленной законодательством процедурой, который направлен на регулирование общественных отношений, содержит нормативные предписания (имеет не персонифицированный характер), рассчитан на многоразовое применение и действие его не исчерпывается одноразовым исполнением. И хотя Указом Президента Украины N 503/97 ( 503/97 ) от 10.06.1997г. "Про порядок офіційного оприлюднення нормативно-правових актів та набрання ними чинності" (с изменениями и дополнениями) (далее - Указ N 503/97) газета "Урядовий кур'єр" является официальным печатным органом для опубликования нормативно-правовых актов, вышеуказанная публикация по своей структуре не является нормативно-правовым актом. Вне всякого сомнения, ситуация, возникшая с неоднозначностью трактовки налогообложения процентов по депозитам физических лиц, будет разрешена в ближайшее время и в пользу физических лиц. Однако, по состоянию на 01.01.2004г., никакими нормативно-законодательными актами не дополнены и не уточнены пункты Закона Украины N 889 ( 889-15 ) по этому вопросу, а все публикации по этому поводу выдают желаемое за действительное. Рассмотрим схему налогообложения на доходы физических лиц по процентным депозитам и сберегательным (депозитным) сертификатам по новому законодательству. Согласно пп. 4.2.12. п. 4.2. ст. 4 Закона N 889 ( 889-15 ) доходы в виде процентов (дисконтных доходов) являются объектом налогообложения. П. 7.1. ст. 7 Закона Украины N 889 ( 889-15 ) с 01.01.2004г. устанавливается ставка налога 13% (с 01.01.2004г. до 31.12.2006г. по ст. 22.3) от объекта налогообложения, кроме случаев определенных в п. 7.2-7.3 ст. 7. П. 7.2. ст. 7 этого же Закона ставка налога составляет 5% от объекта налогообложения, начисленного налоговым агентом как процент на депозит (вклад) в банк или небанковское финансовое учреждение в соответствии с законодательством (кроме страховщиков) и процентный, или дисконтный, доход по сберегательному (депозитному) сертификату. В соответствии с пп. 9.2.1. п. 9.2. ст. 9 Закона N 889 налоговым агентом плательщика налога при начислении (уплате) в его пользу процентов на банковский депозит (вклад), вклад в небанковские учреждения согласно закону или процентов (дисконтных доходов) на депозитный (сберегательный) сертификат является лицо, осуществляющее такое начисление (уплату). Пп. 9.2.2. п. 9.2. ст. 9 Закона N 889 ( 889-15 ) при начислении (удержании) процентного налога применяется упрощенная форма отчетности. В Заключительных положениях Закона N 889 ( 889-15 ) (пп. 22.1.4. п.22.1. ст. 22) пп. 9.2.1. - 9.2.2. п. 9.2. ст. 9, в части налогообложения процентов, вступают в силу с 01.01.2005г. Понятие налогового агента плательщика налога при начислении (уплате) в его пользу вышеуказанных процентов вводится с 01.01.2005г., а до этого времени, по итогам 2004г., получатель процентов, согласно пп. 8.1.3. п. 8.1. ст. 8, самостоятельно обязан включить сумму таких доходов в состав общего годового налогооблагаемого дохода и представить годовую декларацию по данному налогу. Возникает вопрос, какой ставкой облагаются процентные доходы у физических лиц по депозитным вкладам (сберегательным дисконтным сертификатам) в 2004г.? Ведь ставка 5% применяется только тогда, когда этот объект налогообложения начисляется налоговым агентом. Остается 13%. Безусловно, такое уточнение должно быть оформлено законодательно. Теперь по этому вопросу в Верховный Совет Украины НБУ подал соответствующий законопроект, однако, в печати циркулируют всякого рода разъяснения, которые не имеют законодательной силы, в т.ч. и Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 25.12.2003г. N 06-10/1016 ( v1016450-03 ). Конечно, такое разъяснение весьма симпатично с любой точки зрения, так как обеспечивает физическому лицу социальную защиту, а банкам постоянных клиентов. Но в такой ситуации обнадеживать граждан до законодательного решения вопроса надо с большой осторожностью, предупреждая, что такие разъяснения не являются законодательными актами, на что обращает внимание и ГНАУ своим Письмом от 10.11.2003г. N 9188/6/17-0416 ( v9188225-03 ). Одновременно Приказом ГНАУ от 10.12.2003г. N 593, зарегистрированным в Минюсте Украины 25.12.2003г. под N 1227/8548 ( z1227-03 ) "Изменения к форме декларации по налогу на прибыль предприятия и Порядку ее составления" внесены изменения в форму декларации по налогу на прибыль", в которой после кода строки декларации 19.3 декларация дополняется строкой 19.4 следующего содержания: "з доходів фізичних осіб, нарахованих як проценти" в соответствии со строкой 19.4 Приложения К7: "19.4 п.п. 9.2.2. п. 9.2. ст. 9 Закону N 889". Эти изменения касаются небанковских финансовых учреждений в соответствии с законодательством (кроме страховщиков) и уже вступили в силу с 05.01.2004г., т.е. через 10 дней после регистрации в Минюсте Украины согласно п. 4 Указа Президента Украины N 503/97 ( 503/97 ). А что же происходит с банками? Еще раньше приказом ГНАУ от 30.09.2003г. N 456, зарегистрированного в Минюсте Украины 13.10.2003г. под N 924/8245 ( z0924-03 ), "Об утверждении Изменений к форме декларации по налогу на прибыль банка и Порядка ее заполнения, утвержденной приказом ГНАУ от 31.03.2003г. N 148" внесены дополнения к Приложению К6 (стр. 19.3), а стр. 19.1 этого Приложения дополняется расчетной таблицей налога на доходы физических лиц, полученных как проценты. Приказ отдельным пунктом регламентировал ввод его в действие с 01.01.2004г. и никакими нормативно-правовыми актами не отменен, не изменен и не уточнен. Так что рассчитывать на существенные изменения Закона N 889 ( 889-15 ) в плане неналогообложения процентов по депозитам в 2004г. пока не приходится. Директор АФ "Аналитик-Профит" Леви Е.Б.