Здравствуйте ! Есть распоряжение Киевской горадминистрации №2308 от 26/12/02, в котором говорится, что плата за воду и водоотведение нужно платить исходя их фактического числа проживающих жильцов,а не только прописаних. Председатель кооператива или ЖЕКа совершенно произвольно определяют это число, в основном вбольшую сторону (хотя в корысных целях могут и в меньшую.) На эту тему есть ветка форума: http://gioc-kmda.kiev.ua/forums/viewtopic.php?t=696&sid=4443d1d76d865b44be228eba53602b6d Какие все-таки есть законные правила опредиления "фактического числа проживающих"?

Прежде всего, заметим, что дословно в п. 11 распоряжения Киевской горадминистрации от 26.12.02 №2308 Об упорядочении расчетов за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотводу и первоочередных мерах по улучшению финансового состояния ОАО "АК "Киевводоканал" идёт речь о подготовке предложений по разработке правовых актов и механизма расчетов населения за потребленные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотводу, исходя из количества фактических пользователей услуг, а не только зарегистрированных (прописанных). Теперь разберёмся в основах законного определения фактического проживания лица. Закон Украины О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине от 11 декабря 2003 года № 1382-IV в статье 3 даёт определение местожительству, как административно-территориальной единице, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в году, а месту пребывания, как административно-территориальной единице, на территории которой лицо проживает менее шести месяцев в году. Необходимость регистрации обусловлена и определяется, как процесс внесения сведений в паспортный документ о местожительстве или месте пребывания с указанием адреса жилья лица и внесения этих данных в регистрационный учет соответствующего органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам регистрации. Свободный выбор местожительства и свободы передвижения гарантируется законодательством, состоящим из Конституции Украины (254к/96-ВР), вышеупомянутого Закона, других законов и международных договоров Украины. Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, согласно статье 6 Закона № 1382-IV обязаны зарегистрироваться в течение десяти дней по прибытии к новому местожительству. Для регистрации лицо подает:
* письменное заявление. Дети в возрасте от 15 до 18 лет предоставляют заявление лично. В случае, если лицо по уважительной причине не может самостоятельно обратиться в уполномоченный орган, регистрация может быть осуществлена по обращению другого лица на основании доверенности, удостоверенной в установленном порядке;
* паспортный документ. Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, предоставляется свидетельство о рождении или свидетельстве о принадлежности к гражданству Украины. Иностранец и лицо без гражданства дополнительно предоставляют вид на постоянное или временное жительство;
* квитанцию об уплате государственной пошлины или документе об освобождении от его уплаты;
* два экземпляра талона снятия с регистрации.
Запрещается требовать для регистрации местожительств предоставление лицом других документов. Лица, находящиеся более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и имеющие невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, либо призывающиеся на действительную военную службу при отсутствии отсрочки, либо участвующие в судебном процессе в любом качестве, обязаны зарегистрировать место пребывания. Эта обязанность регистрации места пребывания установлена статьёй 8 данного Закона. Соответствующее заявление лицу необходимо подать в течение семи дней по прибытии в место пребывания. Для того, чтобы снизить бремя коммунальных расходов Вы должны руководствоваться Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997г. № 1497 Об утверждении Правил предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотводу – далее Правила № 1497, где (п.32)определено, что Потребитель имеет право на: ... неуплату стоимости непредоставленных услуг по холодному и горячему водоснабжение и водоотвод за период временного отсутствия потребителя и членов его семьи (при условиях отключения исполнителем холодной и горячей воды и опломбирования запорных вентилей на вводе в квартиру (частный дом) и снятие пломб и возобновления предоставление услуг исполнителем согласно письменному заявлению потребителя и за счет потребителя), неуплату стоимости непредоставленных услуг по центральному отоплению или уплату за отопление для поддержки достаточной температуры в помещениях квартиры (частного дома) за период временной отсутствия потребителя и членов его семьи в случае наличия технической возможности отключения или ограничения отопления в квартире (частному дому) - за счет потребителя. В соответствии с п. 33 Правил № 1497 Потребитель обязан: сообщать исполнителю обо всех лицах, которые временно проживают в квартире (частном доме) более одного месяца в году, а также обо всех изменениях в состоянии подсобного хозяйства и санитарно-технического оборудования в течение месяца. А также Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1999 г. № 2246 Об утверждении Правил предоставления населению услуг по газоснабжению, и в частности п.28, который обязывает Потребителя в случае отсутствия счетчика газа не позже чем в десятидневный срок сообщать газопоставщику об изменениях размера отапливаемой площади и количества лиц, которым предоставляются услуги по газоснабжению свыше одного месяца, а п. 29, 31 предписывает Газопоставщику осуществлять пересчет размера оплаты за услуги по газоснабжению в случае изменения размера отапливаемой площади и количества лиц, которым предоставляются услуги по газоснабжению, в случае отсутствия счетчиков газа, а также прекращать по письменному заявлению потребителя предоставления услуг по газоснабжению на время его временного отсутствия, и осуществлять пересчет за фактически предоставленные услуги по газоснабжению в случае отсутствия счетчиков газа. В соответствии с п.32 Газотранспортная организация обязана прекращать по письменному заявлению потребителя предоставления услуг по газоснабжению на время его временного отсутствия с опломбированием соответствующих запорных устройств (в случае отсутствия счетчиков газа). Решением Киевский городского Совета IX сессии XXIII созыва от 28 марта 2002 года № 409/1843 О Порядке освобождения нанимателей (владельцев) квартир (частных домов) и членов их семей в период их временного отсутствия от оплаты за коммунальные услуги (горячего и холодного водоснабжения, водоотвода, газоснабжения) для Киева на основе вышеприведенных нормативных актов установлена местная процедура подачи соответствующих документов. Поэтому, всё что делается в определении фактического числа проживающих жильцов председателем кооператива или начальником ЖЕКа, а упрощённо - домоуправами лежит в области их самодеятельности, незаконно и требует вмешательства органов прокуратуры.

Александр Валентинович Харченко.
av_kharchenko@list.ru, chernoknignik@vk.kh.ua, тел. (8-057) 757-35-69

Юридическая Клиника, 2003-12-20