Новая пенсионная инструкция: что важного? ------------------------------------------------------------------ Наконец у нас с вами есть возможность ближе познакомиться с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты страховщиками и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1 ( z0064-04 ) (далее - Инструкция № 21-1, см. приложение "Документы"). Она пришла на смену устаревшей Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.10.2001г. № 16-6 ( z0998-01 ) (далее - Инструкция № 16-6). Не будем ожидать от новой Инструкции № 21-1 каких-либо революционных откровений. Все уже определено вступившим в силу с начала этого года Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ) "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее - Закон о пенсионном страховании, см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 37). Впрочем, некоторые моменты заслуживают того, чтобы рассмотреть их подробнее. Плательщики-"упрощенцы" Новая Инструкция № 21-1 не принесла желанного облегчения субъектам предпринимательской деятельности (юридическим и физическим лицам), избравшим упрощенную систему налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог) и использующим наемный труд. Напомним, что согласно Закону о пенсионном страховании указанные плательщики обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд в части начислений (32%, 4%, 42%). В то же время, как известно, от таких плательщиков и без того поступают средства в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд в своем письме от 12.01.2004 г. № 211/04 (см. "Бухгалтерская неделя", 2004, № 5) пообещал решить проблему двойного налогообложения следующим образом: часть ставки единого налога и фиксированного налога, уплаченного физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности за наемных работников, зачесть в счет уплаты страховых взносов. Это же касается и юридических лиц, уплачивающих единый налог. К сожалению, Инструкция № 21-1 конкретного механизма зачета не содержит, поэтому до его утверждения "упрощенцам" следует уплачивать страховые взносы за наемных работников в Пенсионный фонд в полном объеме. Вместе с тем обращаем ваше внимание, что сельскохозяйственные предприятия - плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога в 2004 году освобождены от отдельной уплаты начислений в ПФУ (32%, 4%, 42%) согласно ст. 102 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.2003 г. № 1344-IV ( 1344-15 ). Как и ранее, взносы в Пенсионный фонд от таких предприятий будут поступать в составе фиксированного сельскохозяйственного налога. Что же касается удержаний с доходов наемных работников (1%, 2%), то они уплачиваются в полном объеме на общих основаниях. Отдельный разговор в Инструкции № 21-1 о частных предпринимателях-"упрощенцах" (плательщиках единого и фиксированного налогов и членах их семей). Они, по замыслу идеологов пенсионной реформы, должны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере. Такой размер должен быть установлен: "в соответствии с законодательством Украины". Однако законодательством такой размер до сих пор не определен, и поэтому никаких фиксированных взносов предприниматели-"упрощенцы" платить не обязаны. Другое дело, что они могут добровольно доплачивать взносы до минимального размера страхового взноса (см. п. 4.8 Инструкции № 21-1), чтобы не потерять страховой стаж. Соответствующая процедура определена в разделе 15 Инструкции. Объект для начисления и удержания пенсионных взносов В части определения объекта начисления пенсионных взносов (32%, 4%, 42%) для работодателей Инструкция № 21-1 полностью дублирует нормы Закона о пенсионном страховании. С 1 января 2004 года в базу для начисления взносов включаются: - расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и прочих поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда", которые подлежат обложению налогом с доходов физических лиц; - расходы на выплату вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, которые подлежат обложению налогом с доходов физических лиц; - суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которые осуществляются за счет средств работодателей, и пособие по временной нетрудоспособности {1}. Еще раз подчеркиваем, что с 1 января 2004 года работодатели обязаны начислять пенсионные взносы не только на суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, но и на суммы пособия по временной нетрудоспособности. Теперь остановимся на удержании пенсионных взносов (1 - 5%) с доходов наемных работников. Согласно п. 4.4 Инструкции № 21-1 объектом обложения являются суммы дохода застрахованных лиц в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, начисленных (выплаченных) плательщику согласно условиям трудового или гражданско-правового договора, которые включаются в состав общего налогооблагаемого дохода. В связи с такой формулировкой может возникнуть вопрос: нужно ли удерживать пенсионные взносы (1 - 5%) из суммы оплаты первых дней временной нетрудоспособности, пособия по временной нетрудоспособности? С большей долей вероятности можно сказать "да" (как отмечалось выше, на такие выплаты к тому же делаются начисления пенсионных взносов). Это объясняется тем, что такие выплаты классифицируются как "...другие расходы... начисленные (выплаченные) плательщику согласно условиям трудового... договора, которые включаются в состав общего налогооблагаемого дохода". Как известно, оплата времени нетрудоспособности работника предусмотрена Кодексом законов о труде Украины. Ставки взносов и судьба предела "2660 грн." Ставки взносов по сравнению с прошлым годом не изменились и определены в Инструкции № 21-1 на уровне, указанном в Законе Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400 ( 400/97-ВР ): - 32%, 4% и 42% в части начислений; - 1 (2)% и 1 - 5% в части удержаний. Что же касается предельной величины дохода, на которую начисляются и с которой удерживаются пенсионные и "соцстраховские" взносы ("пресловутые" 2660 грн.), то отметим следующее. Предел в размере 2660 грн. установлен постановлением КМУ от 07.03.2001 г. № 225 ( 225-2001-п ) "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" (с учетом изменений и дополнений). В свое время это постановление было издано во исполнение законов об отдельных видах социального страхования ("от нетрудоспособности", "от безработицы", "от несчастного случая") и Указа Президента Украины "Об ограничении максимальной величины фактических затрат субъектов хозяйствования на оплату труда работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода, по которым взыскиваются сборы (взносы) в социальные фонды" от 25.05.98 г. № 506 ( 506/98 ) (далее - Указ № 506). Сейчас сыр-бор вокруг "2660 грн." разгорелся из-за отмены Указа № 506. Это сделано Указом Президента Украины от 12.01.2004г. № 34/2004 ( 34/2004 ). Однако, по нашему мнению, отмена Указа № 506 свидетельствует не об отмене максимальной величины расходов на оплату труда, с которой взимаются социальные взносы, в том числе в Пенсионный фонд, а о том, что вопрос о соответствующей максимальной величине урегулирован теперь только законами о социальных взносах, в том числе и Законом о пенсионном страховании. Так, в п. 4 ст. 19 этого Закона определено, что страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на суммы в пределах максимальной величины, устанавливаемой законом о размере страховых взносов. Эта максимальная величина ежегодно устанавливается на уровне величины семи средних заработных плат, сложившейся в предыдущем календарном году, и не может быть меньше действующей на день вступления в силу этого Закона максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды. Аналогичная ситуация, на наш взгляд, и с остальными "соцстраховскими" взносами. Все это в комплексе дает достаточные основания утверждать, что максимальная величина расходов на оплату труда, с которых взимаются страховые взносы, в настоящее время для всех страховых взносов по-прежнему составляет 2660 грн. Сборы с отдельных видов хозяйственных операций Со вступлением в силу нового Закона о пенсионном страховании не отменены, к сожалению, сборы в Пенсионный фонд с отдельных видов хозяйственных операций (с операций купли-продажи валюты, недвижимости, легковых автомобилей и т. п.). Более того, в связи с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" ( 1344-15 ) они обрели, так сказать, "второе дыхание". Поэтому в раздел 7 Инструкции № 21-1 практически без изменений перекочевали пункты 5.6 - 5.11 {2} Инструкции № 16-6, посвященные уплате таких пенсионных спецсборов (подчеркнем, именно "сборов", а не "взносов"). Однако имеется существенное отличие - обязательства по таким сборам не находят отражения в отчетности. Они просто уплачиваются в сроки, установленные отдельными пунктами раздела 7 Инструкции № 21-1, но не отражаются в Расчете обязательств по пенсионным взносам ("приложение 23", аналог прежнего "приложения 22"). Видимо, правильность уплаты этих спецсборов будет проверяться лишь в ходе документальных проверок. Пеня и штрафы Приходится констатировать, что новые пенсионные санкции гораздо жестче в сравнении с санкциями, установленными Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон № 2181). К примеру, пеня за несвоевременную уплату пенсионных обязательств установлена Законом о пенсионном страховании в размере 0,1% в день от суммы недоплаты. Это почти в 4,5 раза больше, чем пеня, установленная Законом № 2181 ( 1,2 x 7% : 365 = 0,023). Как и следовало ожидать, разделы 9 и 10 Инструкции № 21-1 повторяют статью 106 Закона о пенсионном страховании, где как раз и идет речь о санкциях. Впрочем, существует значительная вероятность того, что Инструкция № 21-1, едва вступив в силу, изрядно "похудеет". Причина тому - спешно принятый депутатами законопроект 4000-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" ( 1344-15 ), который имеет все шансы в кратчайшие сроки быть подписанным Президентом. Этим законопроектом статья 106 Закона о пенсионном страховании изложена в новой редакции, в соответствии с которой по пенсионным взносам будут применяться те же санкции, что и по налогам, установленные Законом № 2181 (как это было до 1 января 2004 года). И если указанный законопроект станет Законом (а это произойдет, если Президент его подпишет), то вместе со статьей 106 Закона о пенсионном страховании утратят силу и разделы 9 - 10 Инструкции № 21-1. Ну что ж, тем лучше. А мы на этом завершаем обзор новой Инструкции. Однако дополнительно рекомендуем прочесть статью "Сроки уплаты взносов и налога с доходов физических лиц при выплате заработной платы", опубликованную в этом же номере газеты. {1} Согласно ст. 81 Закона Украины "О Государственном бюджете на 2004 год" пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, застрахованным лицам, которые работают в бюджетных организациях, выплачивается Фондом социального страхования Украины по временной потере трудоспособности начиная с первого дня нетрудоспособности. {2} За исключением п. 5.9, посвященного сбору с производителей и импортеров табачных изделий. Этот сбор теперь не уплачивается. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" № 7(111), стр. 12 [16.02.2004] Юрий Цыганок Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------