Новая пенсионная инструкция:
                          что важного?

------------------------------------------------------------------

    Наконец у нас с вами есть возможность  ближе  познакомиться  с
Инструкцией  о  порядке  исчисления  и  уплаты  страховщиками    и
застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное
пенсионное страхование в  Пенсионный  фонд  Украины,  утвержденной
постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г.  № 21-1 ( z0064-04 ) 
(далее - Инструкция № 21-1, см. приложение "Документы").
    Она пришла на смену устаревшей Инструкции о порядке исчисления
и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями  и  гражданами
сбора  на  обязательное  государственное  пенсионное  страхование,
других платежей, а также учета их поступления  в  Пенсионный  фонд
Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.10.2001г.
№ 16-6 ( z0998-01 ) (далее - Инструкция № 16-6).
    Не  будем  ожидать  от  новой  Инструкции  №  21-1  каких-либо
революционных откровений.  Все уже определено вступившим в силу  с
начала  этого  года  Законом  Украины от 09.07.2003 г.  №  1058-IV 
( 1058-15 )   "Об   общеобязательном  государственном   пенсионном 
страховании"  (далее  -  Закон  о  пенсионном   страховании,   см. 
 "Бухгалтерская неделя", 2003, № 37).
    Впрочем, некоторые моменты заслуживают того, чтобы рассмотреть
их подробнее.

    Плательщики-"упрощенцы"

    Новая Инструкция  №  21-1  не  принесла  желанного  облегчения
субъектам  предпринимательской   деятельности    (юридическим    и
физическим лицам), избравшим  упрощенную  систему  налогообложения
(фиксированный    налог,    единый     налог,        фиксированный
сельскохозяйственный налог) и использующим наемный труд.
    Напомним,  что  согласно  Закону  о  пенсионном    страховании
указанные плательщики обязаны уплачивать взносы в Пенсионный  фонд
в части начислений (32%, 4%, 42%). В то же время, как известно, от
таких плательщиков и без  того  поступают  средства  в  Пенсионный
фонд.
    Пенсионный фонд в своем письме от 12.01.2004 г. №  211/04 (см.
"Бухгалтерская  неделя",  2004,  №  5)  пообещал  решить  проблему
двойного налогообложения следующим образом: часть  ставки  единого
налога и фиксированного налога,  уплаченного  физическим  лицом  -
субъектом предпринимательской деятельности за наемных  работников,
зачесть в  счет  уплаты  страховых  взносов.  Это  же  касается  и
юридических лиц, уплачивающих единый налог.
    К сожалению, Инструкция № 21-1 конкретного механизма зачета не
содержит,  поэтому  до  его  утверждения   "упрощенцам"    следует
уплачивать страховые взносы за  наемных  работников  в  Пенсионный
фонд в полном объеме.
    Вместе с тем обращаем ваше внимание,  что сельскохозяйственные
предприятия  -  плательщики  фиксированного  сельскохозяйственного
налога в 2004 году освобождены от отдельной  уплаты  начислений  в
ПФУ  (32%,  4%,  42%)  согласно  ст.  102  Закона    Украины    "О
Государственном бюджете Украины на  2004  год"  от  27.11.2003  г.
№ 1344-IV ( 1344-15 ).  Как и ранее, взносы  в  Пенсионный фонд от  
таких  предприятий   будут  поступать  в  составе   фиксированного
сельскохозяйственного налога.  Что же касается удержаний с доходов
наемных работников (1%, 2%), то они уплачиваются в  полном  объеме
на общих основаниях.
    Отдельный  разговор  в  Инструкции   №    21-1    о    частных
предпринимателях-"упрощенцах"    (плательщиках    единого        и
фиксированного  налогов  и  членах  их  семей).  Они,  по  замыслу
идеологов пенсионной реформы, должны уплачивать страховые взносы в
фиксированном размере.  Такой размер должен  быть  установлен:  "в
соответствии    с    законодательством     Украины".        Однако
законодательством такой размер до сих пор не определен, и  поэтому
никаких фиксированных взносов предприниматели-"упрощенцы"  платить
не обязаны.  Другое дело, что они  могут  добровольно  доплачивать
взносы до минимального  размера  страхового  взноса  (см.  п.  4.8
Инструкции  №  21-1),  чтобы  не    потерять    страховой    стаж.
Соответствующая процедура определена в разделе 15 Инструкции.

    Объект для начисления и удержания пенсионных взносов

    В части  определения  объекта  начисления  пенсионных  взносов
(32%, 4%, 42%)  для  работодателей  Инструкция  №  21-1  полностью
дублирует нормы Закона о пенсионном страховании.
    С 1 января 2004 года в базу для начисления взносов включаются:
    - расходы на  выплату  основной  и  дополнительной  заработной
платы и прочих поощрительных и компенсационных выплат, в том числе
в    натуральной    форме,    которые    определяются     согласно
нормативно-правовым  актам,  принятым  в  соответствии  с  Законом
Украины "Об оплате труда", которые подлежат  обложению  налогом  с
доходов физических лиц;
    - расходы  на  выплату  вознаграждений  физическим  лицам   за
выполнение  работ  (услуг)  по   договорам    гражданско-правового
характера, которые подлежат обложению налогом с доходов физических
лиц;
    - суммы оплаты первых пяти дней временной  нетрудоспособности,
которые осуществляются за счет средств работодателей, и пособие по
временной нетрудоспособности {1}.
    Еще раз подчеркиваем, что с 1 января  2004  года  работодатели
обязаны начислять пенсионные взносы  не  только  на  суммы  оплаты
первых пяти дней  временной  нетрудоспособности,  но  и  на  суммы
пособия по временной нетрудоспособности.
    Теперь остановимся на удержании пенсионных взносов (1 - 5%)  с
доходов наемных работников.  Согласно п.  4.4  Инструкции  №  21-1
объектом обложения являются суммы дохода застрахованных лиц в виде
заработной платы,  других  выплат  и  вознаграждений,  начисленных
(выплаченных)  плательщику  согласно  условиям    трудового    или
гражданско-правового договора, которые включаются в состав  общего
налогооблагаемого дохода.  В связи  с  такой  формулировкой  может
возникнуть вопрос: нужно ли удерживать пенсионные взносы (1 -  5%)
из суммы оплаты первых дней временной нетрудоспособности,  пособия
по временной нетрудоспособности? С большей долей вероятности можно
сказать "да" (как отмечалось выше, на  такие  выплаты  к  тому  же
делаются начисления пенсионных взносов). Это объясняется тем,  что
такие  выплаты  классифицируются   как    "...другие    расходы...
начисленные   (выплаченные)    плательщику    согласно    условиям
трудового...  договора,  которые  включаются  в   состав    общего
налогооблагаемого  дохода".  Как    известно,    оплата    времени
нетрудоспособности  работника  предусмотрена  Кодексом  законов  о
труде Украины.

    Ставки взносов и судьба предела "2660 грн."

    Ставки взносов по сравнению с прошлым годом  не  изменились  и
определены в Инструкции  № 21-1  на  уровне,  указанном  в  Законе
Украины  "О  сборе  на  обязательное  государственное   пенсионное
страхование" от 26.06.97 г. № 400 ( 400/97-ВР ):
    - 32%, 4% и 42% в части начислений;
    - 1 (2)% и 1 - 5% в части удержаний.
    Что  же  касается  предельной  величины  дохода,  на   которую
начисляются и с которой удерживаются пенсионные и "соцстраховские"
взносы ("пресловутые" 2660 грн.), то отметим следующее.
    Предел в  размере  2660  грн.  установлен  постановлением  КМУ
от 07.03.2001 г.  № 225  ( 225-2001-п ) "О  максимальной  величине  
фактических  расходов  на  оплату   труда   наемных    работников,  
налогооблагаемого дохода (прибыли),  совокупного налогооблагаемого    
дохода  (предельной  суммы  заработной  платы  (дохода), с которых 
взимаются  страховые  взносы (сборы) в социальные фонды" (с учетом  
изменений и дополнений).
    В свое время  это  постановление  было  издано  во  исполнение
законов  об  отдельных  видах   социального    страхования    ("от
нетрудоспособности", "от безработицы", "от несчастного случая")  и
Указа Президента Украины  "Об  ограничении  максимальной  величины
фактических  затрат  субъектов  хозяйствования  на  оплату   труда
работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли),  совокупного
налогооблагаемого дохода, по которым взыскиваются сборы (взносы) в
социальные  фонды" от 25.05.98 г. № 506 ( 506/98 ) (далее  -  Указ 
№ 506).
    Сейчас сыр-бор вокруг  "2660  грн."  разгорелся  из-за  отмены
Указа № 506. Это сделано Указом Президента Украины от 12.01.2004г.
№ 34/2004 ( 34/2004 ).
    Однако, по нашему мнению,  отмена Указа № 506  свидетельствует
не об отмене максимальной величины расходов  на  оплату  труда,  с
которой взимаются социальные взносы,  в  том  числе  в  Пенсионный
фонд, а о том, что вопрос о соответствующей максимальной  величине
урегулирован теперь только законами о социальных  взносах,  в  том
числе и Законом о пенсионном страховании.
    Так, в п. 4 ст. 19  этого  Закона  определено,  что  страховые
взносы  в  Пенсионный  фонд  начисляются  на  суммы  в    пределах
максимальной величины, устанавливаемой законом о размере страховых
взносов.  Эта максимальная величина  ежегодно  устанавливается  на
уровне  величины  семи  средних  заработных  плат,  сложившейся  в
предыдущем календарном году, и не может быть меньше действующей на
день  вступления  в  силу  этого  Закона  максимальной    величины
фактических  расходов  на  оплату  труда    наемных    работников,
налогооблагаемого дохода (прибыли),  совокупного налогооблагаемого
дохода (предельной суммы  заработной  платы  (дохода),  с  которых
взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды. Аналогичная
ситуация,  на  наш  взгляд,  и   с    остальными "соцстраховскими"
взносами.
    Все это в комплексе дает достаточные основания утверждать, что
максимальная  величина  расходов  на  оплату  труда,  с    которых
взимаются страховые взносы, в настоящее время для  всех  страховых
взносов по-прежнему составляет 2660 грн.

    Сборы с отдельных видов хозяйственных операций

    Со вступлением в силу нового Закона о  пенсионном  страховании
не отменены, к сожалению, сборы  в  Пенсионный  фонд  с  отдельных
видов хозяйственных операций  (с  операций  купли-продажи  валюты,
недвижимости, легковых автомобилей и т. п.). Более того, в связи с
Законом Украины "О Государственном бюджете Украины  на  2004  год"
( 1344-15 ) они обрели, так сказать, "второе дыхание".
    Поэтому в раздел 7 Инструкции № 21-1 практически без изменений
перекочевали пункты 5.6 - 5.11 {2} Инструкции № 16-6,  посвященные
уплате таких пенсионных спецсборов (подчеркнем, именно "сборов", а
не "взносов"). Однако имеется существенное отличие - обязательства
по таким сборам не находят  отражения  в  отчетности.  Они  просто
уплачиваются в сроки, установленные отдельными пунктами раздела  7
Инструкции № 21-1, но не  отражаются  в  Расчете  обязательств  по
пенсионным взносам ("приложение 23", аналог  прежнего  "приложения
22").
    Видимо, правильность уплаты этих спецсборов будет  проверяться
лишь в ходе документальных проверок.

    Пеня и штрафы

    Приходится  констатировать,  что  новые  пенсионные    санкции
гораздо жестче в сравнении  с  санкциями,  установленными  Законом
Украины  от  21.12.2000 г.   №  2181-III  ( 2181-14 )  "О  порядке 
погашения  обязательств  плательщиков  налогов перед  бюджетами  и
государственными целевыми фондами" (далее - Закон № 2181).
    К  примеру,  пеня  за  несвоевременную    уплату    пенсионных
обязательств  установлена  Законом  о  пенсионном  страховании   в
размере 0,1% в день от суммы  недоплаты.  Это  почти  в  4,5  раза
больше, чем пеня, установленная Законом № 2181 ( 1,2 x 7% : 365  =
0,023).
    Как и следовало ожидать, разделы 9  и  10  Инструкции  №  21-1
повторяют статью 106 Закона о пенсионном страховании, где как  раз
и идет речь о санкциях.
    Впрочем,  существует  значительная  вероятность   того,    что
Инструкция  № 21-1,  едва  вступив  в  силу,  изрядно  "похудеет".
Причина тому - спешно принятый депутатами законопроект  4000-1  "О
внесении изменений в  некоторые  законодательные  акты  Украины  в
связи  с  принятием  Закона  Украины  "О  Государственном  бюджете
Украины  на  2004 год" ( 1344-15 ),  который  имеет  все  шансы  в  
кратчайшие сроки быть подписанным Президентом.
    Этим законопроектом статья 106 Закона о пенсионном страховании
изложена в новой редакции, в соответствии с которой по  пенсионным
взносам будут  применяться  те  же  санкции,  что  и  по  налогам,
установленные Законом № 2181 (как это было до 1 января 2004 года).
И если указанный законопроект станет Законом  (а  это  произойдет,
если Президент его подпишет), то вместе со статьей  106  Закона  о
пенсионном страховании утратят силу и разделы 9  -  10  Инструкции
№ 21-1.
    Ну что ж, тем лучше.  А  мы  на  этом  завершаем  обзор  новой
Инструкции.  Однако  дополнительно  рекомендуем    прочесть статью
"Сроки уплаты взносов  и  налога  с  доходов  физических  лиц  при
выплате заработной платы", опубликованную в этом же номере газеты.

{1} Согласно ст. 81 Закона Украины "О Государственном  бюджете  на
    2004 год" пособие по временной  нетрудоспособности  вследствие
    заболевания или травмы, не связанной с несчастным  случаем  на
    производстве,  застрахованным  лицам,  которые   работают    в
    бюджетных  организациях,  выплачивается  Фондом    социального
    страхования  Украины  по  временной  потере   трудоспособности
    начиная с первого дня нетрудоспособности.
{2} За исключением п. 5.9, посвященного сбору  с  производителей и
    импортеров табачных изделий. Этот сбор теперь не уплачивается.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 7(111), стр. 12
[16.02.2004]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------