КОМИТЕТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ П И С Ь М О 11.12.2003 N 06-17-19/759 В Государственную налоговую администрацию Украины, в государственную налоговую инспекцию в Подольском районе г. Киева, руководству ЗАО "Укрнефтесервис", руководству ООО "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север" Комитет Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности рассмотрел совместный запрос Закрытого акционерного общества "Укрнефтесервис" и Общества с ограниченной ответственностью "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север", в пределах своей компетенции сообщаем, что нормами пунктов 7.3 и 7.5 статьи 7 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) "О налоге на добавленную стоимость" установлен порядок начисления налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость по операциям купли-продажи товаров по правилу первого события. В то же время в целях стимулирования и развития отдельных отраслей народного хозяйства из общего правила первого события сделаны исключения. Так, статьей 3 Закона Украины от 02.03.2000 г. N 1521-III ( 1521-14 ) "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" было введено, что при осуществлении операций по продаже нефти сырой (код 270900009 согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ( 995_079 ) и тяжелых дистиллятов (дизельного топлива по кодам ГС 271000610, 271000650, 271000690), в том числе изготовленных нефтеперерабатывающими предприятиями Украины с использованием сырья, добытого на территории Украины или импортированного, налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость начисляются по итогам налогового периода, на который приходится получение [продавцом] денежных средств или других видов компенсации стоимости таких товаров от покупателя. При этом право на увеличение налогового кредита плательщиков налога на добавленную стоимость - покупателей таких товаров возникает в налоговый период, на который приходится осуществление оплаты денежными средствами или путем предоставления других видов компенсации их стоимости (кассовый метод), без применения статьи 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ). Первоначально при принятии Закона "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) срок действия кассового метода по налогу на добавленную стоимость был ограничен нормами статьи 4 Закона: по нефти сырой - до 01.01.2001 г., по тяжелым дистиллятам (дизельному топливу) - до 01.06.2000 г. Согласно статье 1 Закона Украины от 21.09.2000 г. N 1962-III ( 1962-14 ) "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" с 01.10.2000 г. приведенная статья 4 Закона Украины "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) была исключена, а срок действия кассового метода определения налоговых обязательств (налогового кредита) по НДС по операциям продажи (покупки) определенных Законом товаров был продлен без ограничения сроков применения. То есть начиная с 01.10.2000 г. и на сегодняшний день действует правило кассового метода определения налоговых обязательств (налогового кредита) по НДС, установленное Законом "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) для операций продажи (покупки) нефти сырой (код 270900000 согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ( 995_079 ) и тяжелых дистиллятов (дизельного топлива по кодам ГС 271900610, 271000650, 271000690). Действие правила кассового метода законодательно обосновано и подтверждено также в предоставленных к запросу адресных ответах: - ГНИ в Подольском районе г. Киева - письмо от 05.03.2002 г. N 7797/10/31-09 - на ООО "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север"; - ГНА Украины - письмо от 15.10.2003 г. N 8571/6/15-2415-26 - на ЗАО "Укрнефтесервис", которые в соответствии с нормами п/п. 4.4.2 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) являются налоговыми разъяснениями, имеющими приоритет над разъяснениями местных органов государственной налоговой службы и других контролирующих органов, и используются при обосновании решений контролирующих органов в ходе проведения апелляционных процедур и должны были быть учтены ГНИ в Подольском районе г. Киева при проведении проверки и при проведении процедуры административного обжалования решений, вынесенных по Актам проверки предприятия. Что касается заключений ГНИ в Подольском районе г. Киева по Актам проверки (акт "О результатах дополнительной документальной проверки правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет сумм налога на добавленную стоимость Закрытым акционерным обществом "Укрнефтесервис" за период <...>" и Акт документальной проверки ООО "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север" <...>) относительно ограничения действия Закона "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) касательно операций продажи нефти сырой отечественной добычи, то такие выводы: - во-первых, не соответствуют нормам Закона "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов"; - во-вторых, создают неравные условия налогообложения операций по продаже (покупке) отечественной нефти по сравнению с операциями по продаже (покупке) нефти импортированной, что вообще противоречит целям Закона "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) - стимулированию отдельных хозяйственных операций и сдерживанию роста цен на горюче-смазочные материалы. Само название Закона - "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ). Но далее по тексту примененный термин "товары" содержит в себе исключительно товары - нефть сырая (код 270900000 согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ( 995_079 ) и тяжелые дистилляты (дизельное топливо по кодам ГС 271000610, 271000650, 271000690). Единственное условие применения норм Закона "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" - это соответствие приведенных товаров кодам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Таким образом, на основании вышеизложенного считаем: - нормы статьи 3 Закона Украины "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ), которыми установлен кассовый метод начисления налога на добавленную стоимость по операциям по продаже (покупке) нефти сырой (код ГС 270900000) и тяжелых дистиллятов (дизельного топлива по кодам ГС 271000610, 271000650, 271000690), являются действующими в настоящее время и должны применяться предприятиями, осуществляющими операции продажи (покупки) вышеуказанных товаров; - Законом Украины "О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов" ( 1521-14 ) не установлены какие-либо дополнительные ограничения применения кассового метода, кроме соответствия коду Гармонизированной системы описания и кодирования товаров ( 995_079 ), то есть кассовый метод начисления НДС распространяется на операции по продаже (покупке) нефти сырой (код ГС 270900000), импортированной или отечественной добычи, как до 01.01.2001 г., так и после этой даты и тяжелых дистиллятов (дизельного топлива по кодам ГС 271000610, 271000650, 271000690), в том числе импортированных или изготовленных нефтеперерабатывающими предприятиями Украины, как до 01.10.2000 г., так и после этой даты с использованием сырья, добытого на территории Украины или импортированного без каких-либо дополнительных ограничений в истории происхождения вышеуказанных товаров; - официальная позиция контролирующих органов, изложенная в письме ГНИ в Подольском районе г. Киева от 05.03.2002 г. N 7797/10/31-09 и в письме ГНА Украины от 15.10.2003 г. N 8571/6/15-2415-26, соответствует нормам действующего законодательства, подтверждается вышеизложенной позицией профильного Комитета ВР Украины по данному вопросу и должна применяться предприятиями в работе; - заключения ГНИ в Подольском районе г. Киева, изложенные в Актах проверки (акт "О результатах дополнительной документальной проверки правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет сумм налога на добавленную стоимость Закрытым акционерным обществом "Укрнефтесервис" <...>", Акт документальной проверки ООО "Энерго-сервисная компания "ЭСКО-Север" <...>) относительно неправомерности применения предприятиями кассового метода определения налоговых обязательств по операциям продажи нефти сырой (код ГС 270900000) отечественной добычи, являются не соответствующими нормам действующего законодательства; - вынесенные по вышеназванным Актам проверки решения о доначислении налога на добавленную стоимость по признаку непризнания применения предприятиями кассового метода по НДС по операциям продажи нефти сырой (код ГС 270900000) отечественной добычи и соответствующее применение штрафных санкций подлежат отмене; - действия ГНИ в Подольском районе г. Киева на этапах проведения проверок, вынесения решений и проведения процедур административного обжалования относительно непринятия во внимание как собственного письма ГНИ в Подольском районе г. Киева от 05.03.2002 г. N 7797/10/31-09, так и письма ГНА Украины от 15.10.2003 г. N 8571/6/15-2415-26 являются нарушающими права плательщиков налога и нормы п/п. 4.4.2 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами". Заместитель Председателя Комитета Н.Лисин