Согласование с органами государственной налоговой службы некоторых операций с активами должников

В случае необеспечения налогоплательщиком уплаты налогового обязательства в бюджеты и государственные целевые фонды в порядке и сроки, определенные Законом № 2181-ІІІ или другими законами Украины, а также неподачи или несвоевременной подачи налоговой декларации все активы такого плательщика передаются в налоговый залог. С этого момента налогоплательщик обязательно должен согласовывать операции с активами с органом государственной налоговой службы (за исключением отдельных).

Перечень операций с активами должника, осуществление которых требует получения обязательного согласия налогового органа, детально изложен в пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181-ІІІ.

Но в каждой отрасли экономики, на фондовом рынке существует своя специфика хозяйственной деятельности, и в отдельных случаях понятия активов, готовой продукции, товаров и товарных запасов и осуществление операций с ними требуют дополнительных разъяснений. Рассмотрим некоторые из них.

Обогатительная фабрика по роду своей деятельности занимается переработной каменного угля. В результате технологического процесса обогащения угля образовываются отходы, не являющиеся активами предприятия, но при их значительном накоплении они могут быть поставлены на баланс фабрики как товар и реализованы по обычной цене. Имеет ли право фабрика, активы которой находятся в налоговом залоге, свободно распоряжаться отходами, образовавшимися в результате технологического процесса обогащения угля, в частности реализовывать их без согласия налогового органа?

В соответствии с пп. 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона № 2181-ІІІ право налогового залога распространяется на любые активы налогоплательщика, которые находились в его собственности (полном хозяйственном ведении) в день возникновения такого права, а также на любые другие активы, на которые налогоплательщик приобретет права собственности в будущем, до момента погашения его налоговых обязательств или налогового долга.

Пунктом 1.7 ст. 1 Закона № 2181-ІІІ определено, что активы налогоплательщика — это денежные средства, материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическому или физическому лицу по праву собственности или полного хозяйственного ведения.

Согласно нормам Закона № 187/98-ВР к отходам относят любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе человеческой деятельности и не имеющие дальнейшего использования по месту образования или выявления и от которых их собственник должен избавиться путем утилизации либо удаления.

Статьей 8 этого Закона определено, что отходы являются объектом права собственности, которое может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном законом, следовательно они подлежат обязательному учету.

В целях правильного отражения в бухгалтерском учете отходы производства, которые могут быть использованы на предприятии или реализованы на сторону, в соответствии со стандартом бухгалтерского учета относятся к обратным отходам производства и оприходуются на балансовом счете 20, субсчета 209 «Другие материалы».

Поскольку обратные отходы не относятся к запасам, оценка их осуществляется не по нормам Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9, а в соответствии с п. 197 методических Рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), утвержденных приказом № 47, в зависимости от направления их использования: отходы, используемые на предприятии, — по цене возможного использования; отходы, подлежащие реализации на сторону, — по справедливой стоимости.

В отдельных случаях такие отходы учитывают как побочные продукты. В таких случаях их оценивают по чистой стоимости реализации.

Таким образом, оприходованные обратные отходы, образовавшиеся в процессе обогащения рядового угля, являются активом предприятия, которые не относятся к готовой продукции, товарным запасам, проведение операций по реализации их на сторону, при условии, что активы налогоплательщика находятся в налоговом залоге, требует предварительного согласования с налоговым органом.

Акционерное общество из г. Львова прислало такой запрос: к каким конкретно операциям относятся заключение договора поручительства (в качестве поручителя) и предоставления гарантий: только к операциям с ценными бумагами или к общему перечню операций, подлежащих согласованию с налоговым органом? То есть подлежат ли согласованию указанные операции в случае, если активы общества находятся в налоговом залоге?

В соответствии с п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181-ІІІ налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, осуществляет свободное распоряжение ими, за исключением операций, подлежащих письменному согласованию с налоговым органом, в частности, пп. «б» предполагается письменное согласование с налоговым органом операций с ценными бумагами, удостоверяющими отношения долга, предоставление гарантий, поручительств, уступка требования и перевода долга, выплату дивидендов, размещение депозитов или предоставление кредитов.

Нормами Закона № 1201-XII определено, что ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие право владения или отношения займа (долговые инструменты).

К ценным бумагам, удостоверяющим отношения займа, относятся векселя выданные и полученные, облигации выпущенные.

Поручительство согласно с нормами Гражданского кодекса предусматривает обязательства поручителя перед кредитором другого лица отвечать за выполнение им своего обязательства в полном объеме или в части, а гарантия предусматривает ответственность банка, другого финансового учреждения, страховой организации (гарант) перед кредитором за нарушение обязательства должником.

Таким образом, и поручительство, и гарантия - это виды обеспечения выполнения обязательств третьей стороной и оба удостоверяют отношения долга.

Учитывая указанное, в случае если активы налогоплательщика находятся в налоговом залоге, согласованию с налоговым органом подлежит каждая из приведенных выше операций.

Рассмотрим довольно распространенный вопрос, возникающий у налогоплательщиков, активы которых находятся в налоговом залоге: требует ли согласования с налоговым органом осуществление зачета взаимных денежных требований, если стоимость приобретенной работником продукции по ценам не меньше обычных удерживается из его заработной платы?

В соответствии с п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181-ІІІ налогоплательщик осуществляет свободное распоряжение активами, использующими в предпринимательской деятельности налогоплательщика (других видах деятельности, которые при условии налогообложения приравниваются к предпринимательской), а именно: готовой продукцией, товарами и товарными запасами, работами и услугами за денежные средства по ценам не меньше обычных.

То есть условием соглашений на проведение операций без согласия налоговых органов является выполнение обязательств в денежной форме.

К операциям купли-продажи относится деятельность, связанная с передачей права собственности другому собственнику в обмен на эквивалентную сумму денежных средств или долговых обязательств.

Взаимозачет предусматривает проведение безналичных расчетов, при которых взаимные требования и обязательства должников и кредиторов погашаются в равнозначных суммах.

Таким образом, если активы налогоплательщика находятся в налоговом залоге, замена формы выполнения обязательств с денежной формы на проведение зачета взаимных денежных требований требует обязательного получения предварительного соглашения налогового органа.

Налогоплательщики спрашивают, какие именно операции с денежными средствами по купле-продаже они имеют право осуществлять без согласования с органами государственной налоговой службы, в случае если их активы находятся в налоговом залоге?

Нормами ст. 8 Закона № 2181-ІІІ предусмотрено, что обязательным условием осуществления операций с активами, находящимися в налоговом залоге, без согласования с органом государственной налоговой службы является проведение расчетов в денежной форме по ценам не меньше обычных.

Налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, имеет право осуществлять операции с денежными средствами без их согласования с налоговым органом, за исключением операций, определенных в пп. «б» пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 этого Закона.

Нормами Закона № 334/94-ВР определено, что денежные средства — это денежная единица Украины или иностранная валюта, которые выполняют функцию средства платежа и учитываются на счетах в банках и кассе предприятия, а источником поступления денежных средств может быть выручка от реализации товаров, работ, услуг, от реализации других активов, погашения дебиторской задолженности, полученные кредиты, поступления средств целевого финансирования и т. п.

В процессе своей деятельности предприятия осуществляют денежные расчеты с другими предприятиями.

Денежные средства предприятия относятся к оборотным активам, их наличие на счетах и в кассе предприятия свидетельствует о возможности выполнять обязательства.

Движение денежных средств, используемых для проведения операций, может произойти по разным причинам, например, оплата поставщикам за полученное сырье, материалы и прочие оборотные и необоротные активы, погашение кредитов и т. п.

К операциям купли относятся хозяйственные операции, связанные с передачей права собственности на материальные и нематериальные активы.

То есть операции купли предусматривают необходимость проведения расчетов, осуществляемых, как правило, путем перечисления денежных средств со счетов предприятия-плательщика.

Для учета наличия и движения денежных средств, которые могут быть использованы для текущих операций, в бухгалтерском учете предназначен счет 31.

По дебету и кредиту этого счета можно отследить поступление денежных средств и их использование.

К хозяйственным операциям с денежными средствами относятся операции по продаже и купле безналичной иностранной валюты.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь нормами Закона № 2181-ІІІ (пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8), все хозяйственные операции налогоплательщика, активы которого находятся в налоговом залоге, расчеты по которым учитываются на счете 31, за исключением осуществления операции по продаже и купле безналичной иностранной валюты, подлежат согласованию с налоговым органом.

Немало вопросов поступает от плательщиков и относительно необходимости согласования операций по расходам, связанным с выпуском ценных бумаг (облигаций).

Порядок, условия выпуска и распространения ценных бумаг определен Законом № 1201-XII.

В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между выпустившим их лицом и их собственником и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.

Облигация удостоверяет внесение ее собственником денежных средств и подтверждает обязательства возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в нем срок с выплатой фиксированного процента. То есть облигации удостоверяют отношения займа.

Все обязательства, возникающие в связи с выпуском ценных бумаг, эмитент должен выполнять в сроки и в порядке, определенные Законом № 1201-XII.

Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что облигации могут выпускаться предприятиями всех предусмотренных законом форм собственности, объединениями предприятий, акционерными и другими обществами, и не дают их собственникам права на участие в управлении.

Акционерные общества могут выпускать облигации на сумму не больше 25% размера уставного фонда и лишь после полной оплаты всех выпущенных акций.

Операция выпуска облигаций не обуславливает отчуждения недвижимого и движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, а влечет за собой возникновение финансового обязательства вследствие выпуска финансового инструмента (облигаций) в целях привлечения дополнительного капитала.

При этом в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 1 5 расходы, связанные с выпуском облигаций, относятся к другим финансовым расходам предприятия, связанным с выпуском, содержанием и обращением собственных ценных бумаг. В бухгалтерском учете такие финансовые расходы учитываются на субсчете 952 «Другие финансовые расходы».

В соответствии с пп. 8.6.2 п. 8.6 ст. 8 Закона №2181-111 налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, имеет право осуществлять операции с денежными средствами без их согласования с налоговым органом, за исключением операций, определенных в пп. «б» пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8, но операции купли налогоплательщик должен согласовать с налоговым органом.

Учитывая, что к операциям купли относятся хозяйственные операции по передаче права собственности на активы другому собственнику в обмен на эквивалентную сумму денежных средств или долговых обязательств, то осуществление расходов на выпуск облигаций нельзя считать операцией купли, а потому такая операция не требует письменного согласования с налоговым управляющим.

Но поскольку эта операция приводит к возникновению финансовых обязательств перед кредиторами, налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, обязан письменно уведомлять следующих кредиторов (покупателей облигаций) о таком налоговом залоге и о характере и размере обеспеченных этим залогом обязательств. В то же время следует отметить, что размещение (реализация) указанных облигаций осуществляется исключительно за денежные средства и проведение таких операций реализации требует предварительного согласования с налоговым органом.

Налогоплательщики также спрашивают, относится ли к операциям отчуждения активов уступка требования долга?

Статьей 8 Закона № 2181-ІІІ предусмотрено обязательное получение согласия органа государственной налоговой службы в случае осуществления налогоплательщиком, активы которого находятся в налоговом залоге, операций уступки требования и перевода долга.

Хозяйственная операция уступки требования долга регулируется нормами Гражданского кодекса.

Дебиторская задолженность — это контракт, предоставляющий право получить денежные средства или другой финансовый актив от другого предприятия и относится к финансовым активам предприятия.

Согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и может быть достоверно определена ее сумма.

Операция уступки требования долга - это операция, по которой кредитор уступает право требовать долг со своего дебитора третьему лицу.

В соответствии с действующим законодательством в зависимости от цели их проведения отдельные операции относятся к операциям продажи дебиторской задолженности и считаются отчуждением активов.

Согласно нормам Закона № 2664-ІІІ операции уступки требования дебиторской задолженности, осуществляемые в интересахдретьих лиц в целях получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов, относятся к финансовым услугам и такие услуги предоставляются специальными финансовыми учреждениями. В налоговом и бухгалтерском учете такие операции отражаются как операции продажи, а потому считаются отчуждением актива.

Поэтому по условиям проведения таких операций налогоплательщиком, активы которого находятся в налоговом залоге, без согласия налогового органа применяются штрафные санкции, введенные нормами пп. 17.1.7 пп. 17.1 ст. 17 Закона № 2181-ІІІ.

Если замена кредитора в обязательстве в соответствии с договором уступки требования долга осуществляется в собственных интересах бывшего и нового кредиторов, то такую операцию уступки требования долга нельзя приравнивать к финансовым услугам, поскольку в налоговом и бухгалтерском учете они отражаются как операции погашения долга и не считаются отчуждением активов.

Проведение такой операции налогоплательщиком, активы которого находятся в налоговом залоге, требует предварительного письменного согласования с налоговым органом, но применение штрафной санкции за отчуждение активов не предусмотрено.

Людмила ВАТУТИНА, заместитель начальника отдела разработки методики взыскания налогового долга Департамента обеспечения налоговых обязательств ГНА Украины

ВІСНИК ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ № 32 / 2004