МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
12.06.2007 N 31-34000-30/23-4128/4419
Министерство финансов Украины на Ваши обращения в Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства <...> и Министерство экономики Украины <...> относительно введения норм Положения о порядке расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 29 декабря 2006 года N 1316 (z0060-07) , сообщает, что указанное Положение соответствует нормам законодательства и не противоречит международным стандартам бухгалтерского учета финансовой отчетности.
1. Министерство финансов Украины, утверждая Положение о порядке расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета (z0060-07) , действовало на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законами Украины.
В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (996-14) Министерством финансов Украины осуществляется государственное регулирование вопросов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, утверждение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона Украины (996-14) национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета определяется как нормативно-правовой акт, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам.
При этом другие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету определяют методологические основы и порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в соответствии с требованиями хозяйственного и налогового законодательства Украины. К таким нормативно-правовым актам, в частности, относятся Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 1 июля 1997 года N 141 (z0284-97) , Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 19 декабря 2006 года N 1213 (z1363-06) , и другие.
Международные стандарты финансовой отчетности могут быть основой национальных стандартов только в рамках и на основе действующего в стране хозяйственного права. Национальное законодательство (статья 3 указанного Закона Украины (996-14) ) предусматривает с ставление налоговой отчетности по данным бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 9 Концептуальной основы Международных стандартов финансовой отчетности пользователями финансовых отчетов являются существующие и потенциальные инвесторы, работники, заимодатели, правительство и правительственные учреждения, общественность и другие субъекты. Правительственными учреждениями применяется информация для регулирования деятельности субъектов хозяйствования и для определения налоговой политики.
Положение о порядке расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29 декабря 2006 года N 1316 (z0060-07) , не относится к национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета, а является нормативно-правовым актом, которым определены методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о налоговых разницах для расчета валовых доходов, валовых затрат, отсроченных налоговых активов, обязательств и раскрытия указанной информации в финансовой отчетности.
Введение указанного Положения (z0060-07) направлено на упрощение процедуры составления налоговой отчетности. Процедуры и методы, применение которых предусмотрено Положением, не изменяют концепцию и методологию формирования финансового результата по международным стандартам бухгалтерского учета/финансовой отчетности и национальным положениям.
2. Приведенные в письмах трактовки отдельных норм вступления к Международному стандарту бухгалтерского учета 12 "Налоги на прибыль" (далее - МСБУ 12) носят предвзятый характер, поскольку выводы неосновываются на всестороннем анализе норм международного стандарта, а также концептуальных основах составления и представления финансовых отчетов.
Международными стандартами финансовой отчетности регламентируются только основные, принципиальные моменты, от которых зависят формирование финансовых результатов деятельности субъектов хозяйствования и отражение их в отчетности. Они определяют ключевые подходы к формированию показателей финансовой отчетности, а процедурную сторону бухгалтерского учета, методику исчисления показателей не отражают. Кроме того, международные стандартыне ограничивают функции бухгалтерского учета только соствлением финансовой отчетности, являются по содержанию гибкими, предусматривают многовариантность подходов к решению тех или иных учетных вопросов.
Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 "Налог на прибыль", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28 декабря 2000 года N 353 (z0047-01) , определены методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, доходах, активах и обязательствах по налогу на прибыль и ее раскрытия в финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Информация в финансовой отчетности о налоге на прибыль раскрывается в разделе XII Примечаний к годовой финансовой отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 29 ноября 2000 года N 302 (z0904-00) . Расчет налоговых разниц по данным бухгалтерского учета является приложением к этим Примечаниям.
Утвержденное Положение о порядке учета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета (z0060-07) определяет порядок формирования информации о временных налоговых разницах, подлежащих исчислению и налогообложению, - возникающих между оценкой и критериями признания активов, обязательствв бухгалтерском учете и налоговом законодательстве, а также временных налоговых разницах, возникающих между оценкой и критериями признания доходов и расходов, постоянных налоговых разницах.
Различиев составе временных налоговых разниц, используемых для расчета отсроченных налоговых активов и обязательств и для расчета налоговой прибыли, обусловлено разными подходами к определению показателей финансовой отчетности (баланса, отчета о финансовых результатах) и декларации по налогу на прибыль предприятия.
Таким образом, для составления финансовой отчетности временные налоговые разницы признаются только в части разниц между оценкой актива или обязательства, а для составления декларации - временные налоговые разницы в части разниц между оценкой и критериями признания доходов и расходов.
Указанные нормы не противоречат МСБУ 12. В соответствии с пунктом В.2 МСБУ 12 метод обязательств по отчету о прибылях и убытках запрещается к применению, поскольку он предусматривает определение разницво времени. Разницами во времени признавались разницы между налогооблагаемой и учетной прибылями, возникающие в одном периоде и сторнируемые в одном или нескольких следующих периодах. Этот метод был заменен методом обязательств по балансу, предусматривающим определение временных разниц. В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 (z0047-01) , Положением о порядке учета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета (z0060-07) и МСБУ 12 временными налоговыми разницами признаются разницы между оценкой актива и обязательства по данным финансовой отчетности и налоговой базой этого актива или обязательства соответственно.
В соответствии с пунктами 7, 8 МСБУ 12 налоговая база актива определяется по основным средствам и нематериальным активам, дебиторской задолженности, запасам, расходам на разработку продукции, инвестициям, а налоговая база обязательств включает обязательства по кредиторской задолженности, начисленным штрафам, отсроченным налогам на прибыль, текущим налогам на прибыль, подлежащим уплате, долгосрочной задолженности. Указанная нормане противоречит национальному законодательству по бухгалтерскому учету.
3. Указанное Положение о порядке учета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета (z0060-07) и Методические рекомендации о составлении регистров бухгалтерского учета налоговых разниц, валовых доходов и валовых затрат (v0045201-07) до их утверждения прошли апробацию на предприятиях в Днепропетровской, Запорожской, Львовской, Одесской и других областях, показавшую, что сумма налоговой прибыли, рассчитанной в ходе апробации, не совпадала с этим показателем в декларации поналогу на прибыль. Такие расхождения являются потерями бюджета, например, за 6 месяцев у семи предприятий он составляли около 50 млн грн. Это обстоятельство свидетельствовало об отсутствии на практике четкой системы определения объекта обложения налогом на прибыль.
Введение указанного Положения (z0060-07) облегчает для предприятий процедуру составления налоговой отчетности и создает условия для расчетов всех показателей декларации по налогу на прибыль в системе взаимосвязанных учетных регистров, делает прозрачным порядок формирования валовых доходов и валовых затрат. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 2007 года N 56-р (56-2007-р) "Об одобрении Концепции реформирования налоговой системы" и с учетом вышеприведенных подходов, не противоречащих Международным стандартам бухгалтерского учета/финансовой отчетности и национальным положениям, разработан проект Налогового кодекса Украины, что также свидетельствует о системности и обоснованности осуществленных мероприятий.
Заместитель Министра
Т.Ефименко