КОМІТЕТ ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ ФІНАНСІВ
                    ТА БАНКІВСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

                             Л И С Т

 N 06-10/875 від 17.12.99
     м.Київ

 vd991217 vn06-10/875
                               Председателю Государственной
                               налоговой администрации Украины
                               Азарову Н.Я.,
                        копия: Председателю Фонда государственного
                               имущества Украины
                               Бондарю А.Н.




     В Комитете  по  вопросам  финансов  и банковской деятельности
рассмотрены письма Государственной налоговой администрации Украины
и регионального отделения Фонда государственного имущества Украины
по  городу  Киеву  относительно  уплаты  налога   на   добавленную
стоимость за операции по аренде государственного имущества.
     Согласно пункту 8 статьи 1 Закона Украины "О  налогообложении
прибыли  предприятий"  (  334/94-ВР ) операции по аренде целостных
имущественных комплексов государственных предприятий  регулируются
соответствующим   законодательством.  Пункт  2  статьи  19  Закона
Украины  "Об  аренде  государственного и коммунального  имущества"
( 2269-12   )  устанавливает,  что  для  объектов,  находящихся  в
государственной собственности,  методика расчета  и  использования
арендной платы определяется Кабинетом Министров Украины.
     Фонд государственного имущества и его региональные  отделения
и  представительства  (далее  - Фонд государственного имущества) в
соответствии с  Законом  Украины  "Об  аренде  государственного  и
коммунального   имущества"   и   Методикой   расчета   и  порядком
использования  платы   за   аренду   государственного   имущества,
утвержденными   постановлением   Кабинета   Министров  Украины  от
04.10.95 г.  N 786 ( 786-95-п ), является государственным органом,
осуществляющим      государственную      политику     приватизации
государственного    имущества    и    выступающим    арендодателем
имущественных     комплексов,    являющихся    общегосударственной
собственностью.
     В соответствии  с  пунктом  3.1.1  статьи 3 Закона Украины "О
налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) объектом  обложения
налогом  на  добавленную  стоимость являются операции плательщиков
налога по продаже товаров (работ,  услуг) на таможенной территории
Украины,  в  том  числе  операции  по  оплате  стоимости  услуг по
договорам  оперативной  аренды  и  операции  по   передаче   права
собственности на объекты залога заемщику (кредитору) для погашения
кредиторской задолженности залогодателя.
     Пункт 4.1  статьи  1  данного  Закона устанавливает норму,  в
соответствии  с  которой  продажа  работ  (услуг)  определена  как
операции  гражданско-правового  характера  по предоставлению услуг
(работ),  предоставлению права  на  пользование  или  распоряжение
товарами,  в  том  числе  нематериальными  активами,  а  также  по
предоставлению   каких-либо   иных,   нежели   товары,    объектов
собственности  за  компенсацию,  а  также  операции по бесплатному
предоставлению услуг (работ).
     В соответствии   с  порядком  использования  арендной  платы,
установленным  Кабинетом  Министров  Украины,  арендная  плата  за
имущество,  арендодателем  которого  является Фонд,  перечисляется
арендаторами  не  на  счет  Фонда,  а  на   специальный   счет   в
Государственный бюджет. Статья 2 Закона Украины "О Государственном
бюджете Украины на 1999 год"  (  378-14  )  устанавливает,  что  в
доходы  Государственного бюджета Украины на 1999 год зачисляется в
полном объеме плата за аренду целостных  имущественных  комплексов
государственных   предприятий.   Таким   образом,  компенсацию  за
предоставленные услуги в виде арендной платы непосредственно  Фонд
государственного имущества не получает.
     В связи с тем, что объекты права, находящиеся в хозяйственном
ведении   юридического  лица  (Фонда  государственного  имущества)
государственной формы собственности,  передаются в аренду  другому
юридическому  лицу  государственной  собственности  по  решению их
собственника   (государства   в   лице   Фонда    государственного
имущества),   а   арендная  плата  в  данном  случае  поступает  в
Государственный бюджет,  ее в данном случае  нельзя  рассматривать
как компенсацию за продажу услуг,  а соответственно,  и как объект
обложения налогом на добавленную стоимость.
     В соответствии  со  статьей  2  Закона  Украины  "О налоге на
добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) плательщиком налога  является
лицо,  объем  налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ,
услуг) которого в течение любого периода за  последние  двенадцать
календарных месяцев превышает 1200 не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан.  Такое лицо обязано зарегистрироваться в качестве
плательщика  налога  на  добавленную стоимость.  Согласно статье 1
данного Закона лицом определены "...", в частности:
     - субъект   предпринимательской  деятельности,  в  том  числе
предприятие с иностранными инвестициями;
     - другое    юридическое   лицо,   не   являющееся   субъектом
предпринимательской деятельности.
     Статья 1  Закона  Украины  "О предпринимательстве" ( 698-12 )
определяет  предпринимательство  как  самостоятельную  инициативу,
систематическую,  на собственный риск деятельность по производству
продукции,  выполнению  работ,  предоставлению  услуг  и   занятию
торговлей   с   целью  получения  прибыли.  Фонд  государственного
имущества в соответствии с задачами и  целью  своей  деятельности,
установленных   Положением   о  Фонде  государственного  имущества
Украины,  не является субъектом хозяйственной  деятельности  и  не
получает  поступлений от аренды государственного имущества на свой
банковский счет. Таким образом, Фонд государственного имущества не
является  субъектом  предпринимательской  деятельности  и не может
быть плательщиком  налога  на  добавленную  стоимость  с  операций
арендной платы за имущество, арендодателем которого является Фонд.

 Председатель                                             В.Алешин

 "Бухгалтерская газета", N 1-22000