Донеси на ЧПЕНа (по ф. № 2 и № 8ДР)

------------------------------------------------------------------

    В связи с распространением в  нашей  стране  упрощенной  формы
учета, отчетности и налогобложения у многих бухгалтеров  возникают
вопросы. Нужно ли сообщать в налоговую о расчетах с "единоналожни-
ками", если поставщиком предприятия выступает частный предпринима-
тель - плательщик единого налога (ЧПЕН)?  Должны  ли  в  налоговую
направляться справки по формам № 2 и 8ДР? Если да, то касается это
всех видов расчетов или только расчетов наличными? Наконец, каковы
санкции за непредставление таких справок?
    Рассмотрим эти вопросы по очереди.

    * * *

    Справка по форме № 2
    Обязанность представления справки по ф. № 2  установлена  п/п.
14.1.1  Инструкции о подоходном налоге с граждан (далее - Инструк-
ция), согласно которому предприятие при выплате  доходов  физлицам
обязано отрапортовать об этом налоговой по их  местожительству.  И
поскольку в отношении субъектов  предпринимательской  деятельности
исключений в Инструкции не предусмотрено,  традиционно  считается,
что о доходах предпринимателей нужно информировать в общем  поряд-
ке.
    При этом форма расчетов (наличные или безналичные)  не  влияет
на  обязательность  предоставления  справки  по  ф. № 2,  так  как
положения  Декрета  КМУ  "О подоходном налоге с граждан"  (далее -
Декрет){1} применяются к доходам, полученным  как в наличной,  так
и в безналичной форме.
    Некоторые специалисты, правда, с этим не согласны.  Они делают
акцент на  слове "выплаты",  использованном в п/п. 14.1.1 Инструк-
ции: дескать, оно корректно только для наличных  расчетов.  Удиви-
тельно, но эта версия до сих пор еще находит  своих  приверженцев.
Хотя чтобы  убедиться  в ее  полной  несостоятельности, достаточно
обратиться к п. 9 Инструкции, в котором говорится,  что  предприя-
тия,  производящие   выплату   дoxoдa,  осуществляют   начисление,
удержание  и  перечисление  подоходного  налога. Неужели  и  здесь
имеются в виду только наличные выплаты и при зарплате в  безналич-
ной форме подоходный удерживать не надо?
    Теперь  давайте  посмотрим,  как  вопрос о форме №2 решается в
отношении не "простых" предпринимателей, а именно ЧПЕНов.
    Позицию налоговой по этому вопросу выразил начальник  управле-
ния   налогообложения  доходов  физических  лиц   ГНА  в  г. Киеве
И. Козлов,  который  в  газете  "Налоговый, банковский, таможенный
консультант" № 1/2000 (с. 7) указал, что направление  в  налоговый
орган  сведений  по  ф. № 2  о выплаченной  предпринимателю  сумме
доходов (как в наличной, так и  в  безналичной форме) производится
резависимо  от того, по  какой  системе налогообложения предприни-
матель осуществляет свою деятельность (см. "Бухгалтер" №  13'2000,
с. 72).
    Об обязательности представления справки по ф. № 2 на "единона-
ложников"  сообщали в своих консультациях также начальник управле-
ния налогообложения физлиц ГНА в Запорожской области В.  Брусницын
и главный госинспектор ГНА в Запорожской области Е. Бессонова (100
запитань  та  вiдповiдей  про  прибутковий  податок.-   Запорiжжя:
Полiграф, 2000.- С. 23), а также старший государственный налоговый
инспектор  ГНА  в  г.  Киеве  Е. Бевзенко ("Налоговый, банковский,
таможенный консультант" № 35/2000, с. 8).
    Так что налоговая в этом вопросе единодушна (какой же  инспек-
тор  откажется от справки по ф. № 2?).
    Ну  а  есть  ли  аргументы  в пользу  того, что на плательщика
единого  налога  направлять  справку  по  ф. №2  все  же  не надо?
определенный шанс нам дает п. 5 Постановления  КМУ от 16.03.2000г.
№ 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998  года
№727" (см. "Бухгалтер" № 7'2000, с. 45), согласно которому
    "на  субъектов  малого  предпринимательства - физических  лиц,
которые  в соответствии с абзацем четвертым части  первой статьи 6
{Указа} не являются плательщиками налога на доходы физических  лиц
{то есть как раз на ЧПЕНов-А. П.}, не  распространяются требования
раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26  декабря  1992
года № 13{-92} "О подоходном налоге с граждан" (в части доходов от
осуществления предпринимательской деятельности,  осуществляемой  в
соответствии с названным Указом)".
    В принципе, разъясняющее Постановление КМУ написано  так,  что
само  нуждается в дополнительных разъяснениях. Есть, например, два
варианта истолкования данного пункта.
    Сторонники фискального подхода утверждают: смысл этого  пункта
в  том, что  требования  раздела  IV  Декрета  (и  Инструкции)  не
распространяются только на самих ЧПЕНов. В то же время в Постанов-
лении  ничего  не  сказано  о том, что эти нормы необязательны для
исполнения предприятиями, выплачивающими доходы ЧПЕНу.
    Поэтому возможен такой вывод: на  основании  этого пункта ЧПЕН
освобожден, например, от необходимости  представлять в ГНИ  декла-
рацию, делать ежегодный перерасчет, уплачивать  со  своего  дохода
подоходный налог, а вот выплачивающее предприятие  обязано  испол-
нять  в  отношении  ЧПЕНа  востребования  Инструкции (в том  числе
направлять справку по ф. №2).
    Специалисты, исповедующие либеральный подход, напротив, акцен-
тируют  внимание на освобождении ЧПЕНа от  требований  раздела  IV
Инструкции  именно  в  части  доходов    от    предпринимательской
деятельности. То есть указанные доходы, по их мнению, не подпадают
под действие раздела IV Декрета.  А значит, на них не  распростра-
няется  и  п/п. 14.1.1  Инструкции, согласно  которому  именно  по
доходам,  регулируемым  разделом IV, налог  исчисляется  предприя-
тиями, о чем по ф. №2 уведомляются ГНИ. Если же какие-то доходы (в
частности, доходы ЧПЕНа) не регулируются нормами раздела IV, то по
ним и нет обязанности отправлять справку по ф. № 2.
    Заметим, что в либеральной трактовке п. 5 Постановления №  507
имеет больший  смысл, чем  в фискальной. Подумайте сами, стоило ли
писать о том, что на ЧПЕНа не распространяются требования  раздела
IV Инструкции, если в Указе Президента черным по белому  написано,
что ЧПЕН не  является  плательщиком  подоходного  налога?  Уже  из
текста Указа любому человеку понятно, что в части  доходов,  полу-
ченных  от  предпринимательской  деятельности,   на    ЧПЕНа    не
распространяется весь Декрет о подоходном налоге. Зачем же понадо-
билось специальное разъяснение Кабмина о том, что лица, не  являю-
щиеся  плательщиками  подоходного  налога, не обязаны представлять
декларацию  о  подоходном  налоге? Разве  их  где-нибудь  к  этому
принуждали?
    Стоит отметить также и то, что обращенное к предприятиям  тре-
бование  представлять на ЧПЕНов справку по ф. №2 юридически равно-
сильно требованию подавать такую же справку на доходы  юридических
лиц. Ведь смысл справки по ф. №2 - дать налоговой инспекции наряду
с декларацией  о  доходах дополнительный источник  информации  для
установления размера дохода граждан, который  те  получают  не  по
месту основной работы, и проверки  правильности  исчисления  суммы
подоходного налога, который необходимо уплатить  с  этого  дохода.
ЧПЕНы и  юрлица  не  являются  плательщиками  подоходного  налога.
Поэтому ни они, ни их доходы не должны иметь отношения к  справке,
которая предназначена для контроля за правильностью  уплаты  подо-
ходного налога.
    Многие считают такое сравнение излишне смелым: мол, есть же  в
разделе IV формулировка "доходы граждан" (это, кстати,  единствен-
ный аргумент, благодаря которому налоговики требуют  представления
справки  по ф. №2  на ЧПЕНов). Однако не нужно забывать, что форма
справки  создавалась  в  тот  период, когда  все граждане являлись
плательщиками  подоходного  налога, и, естественно,  не  учитывает
особенностей  налогообложения  ЧПЕНов.  Так что в настоящий момент
она явно устарела{2}. Таково наше мнение по этому вопросу.
    Итого имеем: нечеткую  формулировку  Постановления  КМУ  №507,
упоминание  в разделе IV Инструкции о неудержании подоходного  при
выплате доходов плательщику единого налога плюс желание  налоговой
иметь справки по ф. № 2 в своем досье.  В таких условиях надеяться
на понимание со стороны налоговиков в отношении справок - особо не
приходится. О том, что заполнение справки по ф. №2 при безналичных
расчетах - мартышкин труд, можно не упоминать{3}. В  нашей  стране
это не аргумент. Причем уже давно - с тех пор, как введение в обо-
рот справки по ф. № 8ДР не поколебало позиции справки по ф. № 2.

    Справка по форме № 8ДР

    Сразу сообщим, что из разъяснений ГНАУ, опубликованных в "Уря-
довому  Kyp'єpi" № 248 за 26.12.98 г., следует, что отчетность  по
ф. № 8ДР является обязательной для юридических и физических лиц  -
субъектов предпринимательской деятельности,  выплачивающих  доходы
физическим лицам, независимо от  формы  уплаты  налога  последними
(см. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 79).
    Хотя если строго подходить к приказу ГНАУ  от  06.01.99г. №10,
которым  утвержден  Порядок  заполнения и представления справки по
ф. № 8ДР (см. "Бухгалтер"  № 5-6'99,  с. 11-18), то  следовало  бы
признать, что справка по ф. № 8ДР никак не рассчитана на включение
в нее  доходов  предпринимателей. Для того чтобы убедиться в этом,
достаточно ознакомиться с п. 2.1 Порядка:
    "Справки заполняются юридическими  лицами  и  физическими  ли-
цами - субъектами предпринимательской деятельности  обо  всех  фи-
зических лицах, состоявших  с ними в трудовых отношениях,  незави-
симо от того, получали граждане доход в отчетном периоде или  нет,
и учредителях (гражданах) хозяйственных обществ, которым  произво-
дились выплаты в отчетном периоде".
    Из этого пункта  абсолютно  недвусмысленно  следует, что  круг
"подсправочных" лиц ограничивается работниками и  учредителями.{4}
А на частных предпринимателях бухгалтера вроде как "отдыхают".
    Однако ГНАУ заметила эту оплошность  и  сама  себя  поправила:
согласно  п. 36 Разъяснений о заполнении справки ф. №  8ДР,  дове-
денных письмом ГНАУ от 07.04.99г. №5265/7/29-0119 (см. "Бухгалтер"
№ 8'99, с. 8), доход, полученный частным предпринимателем,  должен
быть отражен в справке ф. № 8ДР с признаком дохода  "05"  ("доход,
полученный через комиссионную торговлю") и нулем, проставленным  в
графе 4.
    Конечно, смешно заполнять справку на частного предпринимателя,
маскируя  его  доходы под доходы гражданина-комиссионера, да еще и
с большим  нулем  в  графе "налог". Впрочем, "смешно" - для  наших
чиновников тоже не аргумент.  В противном  случае вместо законода-
тельства были бы одни пробелы.
    Так  что  если  вы  признаёте  разъяснения  ГНАУ  и заполняете
ф. № 8ДР  на "традиционных"  предпринимателей, совершайте  тот  же
обряд и в отношении ЧПЕНов.  По  крайней  мере, исключений для них
никто не сделал. А персональных зацепок для ЧПЕНов в данном вопро-
се - еще меньше, чем по справке по ф. №2.

    Ответственность

    За несообщение или несвоевременное сообщение в ГНИ по установ-
ленной   форме  сведений  о  доходах  граждан  должностные    лица
предприятий, выплачивающие доходы физлицам, привлекаются  к  адми-
нистративной ответственности в соответствии с п.  IV ст. 11 Закона
"О государственной налоговой службе в Украине" (напомним, что речь
там идет о праве органов  госналогслужбы  налагать  админштрафы  в
размере 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМ), а при  пов-
торном нарушении в течение года - 5 НМ).
    Следует  заметить, что  пунктом 5 ст. 21 Декрета "О подоходном
налоге с граждан" за  несообщение  или  несвоевременное  сообщение
сведений  о  доходах  установлена  несколько иная административная
ответственность - в размере 3 минимальных  месячных  зарплат (пов-
торно - 5 минимальных месячных зарплат).{5}
    В то же время за недостоверность данных, указанных  в  справке
по  ф. №2, предприятие ответственности  не  несет.  Об  этом  ГНАУ
сообщила в письме от 06.12.96г. №17-0114/10-1336 (см.  "Бухгалтер"
№ 13'2000, с. 72).
    Так что у нас не только две справки, но и два варианта статьи,
по которой можно ответить.

{1} Декрет и Инструкцию о подоходном налоге  с  граждан  -  см.  в
"Бухгалтере"  № 11-12'2000 на с. 51-83.

{2} Кроме того, для контроля над любыми доходами граждан  предназ-
начена  справка по ф. N 8ДР.

{3} При наличных выплатах такие справки по крайней мере  позволяют
налоговикам   отчасти   контролировать  объемы  реализации  ЧПЕНа.
Странно,  что  в  ГНАУ  не додумались  ввести подобные справки для
юрлиц.

{4} Справедливости ради отметим, что из  ст.  9  Закона  "О  Госу-
дарственном  реестре физических лиц-плательщиков налогов и других
обязательных платежей" такое ограничение не вытекало.  Приведем ч.
2 указанной статьи:
    "Руководители и должностные лица предприятий, учреждений,  ор-
ганизаций  всех  форм  собственности,  включая  Национальный  банк
Украины и  его учреждения, коммерческие банки,  другие  финансово-
кредитные учреждения и физические лица-субъекты  предпринимательс-
кой деятельности  в  соответствии с действующим  законодательством
обязаны представлять в государственные налоговые инспекции  сведе-
ния о суммах выплаченных физическим лицам доходов и удержанных  из
них налогов и других обязательных платежей".

{5} Кстати, обе статьи универсальны: по ним можно привлечь за  на-
рушения, допущенные  при  работе  со  справками  и по  ф. №2, и по
ф. № 8ДР.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№17/00, стр. 30
[01.09.2000]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------