Донеси на ЧПЕНа (по ф. № 2 и № 8ДР) ------------------------------------------------------------------ В связи с распространением в нашей стране упрощенной формы учета, отчетности и налогобложения у многих бухгалтеров возникают вопросы. Нужно ли сообщать в налоговую о расчетах с "единоналожни- ками", если поставщиком предприятия выступает частный предпринима- тель - плательщик единого налога (ЧПЕН)? Должны ли в налоговую направляться справки по формам № 2 и 8ДР? Если да, то касается это всех видов расчетов или только расчетов наличными? Наконец, каковы санкции за непредставление таких справок? Рассмотрим эти вопросы по очереди. * * * Справка по форме № 2 Обязанность представления справки по ф. № 2 установлена п/п. 14.1.1 Инструкции о подоходном налоге с граждан (далее - Инструк- ция), согласно которому предприятие при выплате доходов физлицам обязано отрапортовать об этом налоговой по их местожительству. И поскольку в отношении субъектов предпринимательской деятельности исключений в Инструкции не предусмотрено, традиционно считается, что о доходах предпринимателей нужно информировать в общем поряд- ке. При этом форма расчетов (наличные или безналичные) не влияет на обязательность предоставления справки по ф. № 2, так как положения Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет){1} применяются к доходам, полученным как в наличной, так и в безналичной форме. Некоторые специалисты, правда, с этим не согласны. Они делают акцент на слове "выплаты", использованном в п/п. 14.1.1 Инструк- ции: дескать, оно корректно только для наличных расчетов. Удиви- тельно, но эта версия до сих пор еще находит своих приверженцев. Хотя чтобы убедиться в ее полной несостоятельности, достаточно обратиться к п. 9 Инструкции, в котором говорится, что предприя- тия, производящие выплату дoxoдa, осуществляют начисление, удержание и перечисление подоходного налога. Неужели и здесь имеются в виду только наличные выплаты и при зарплате в безналич- ной форме подоходный удерживать не надо? Теперь давайте посмотрим, как вопрос о форме №2 решается в отношении не "простых" предпринимателей, а именно ЧПЕНов. Позицию налоговой по этому вопросу выразил начальник управле- ния налогообложения доходов физических лиц ГНА в г. Киеве И. Козлов, который в газете "Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 1/2000 (с. 7) указал, что направление в налоговый орган сведений по ф. № 2 о выплаченной предпринимателю сумме доходов (как в наличной, так и в безналичной форме) производится резависимо от того, по какой системе налогообложения предприни- матель осуществляет свою деятельность (см. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 72). Об обязательности представления справки по ф. № 2 на "единона- ложников" сообщали в своих консультациях также начальник управле- ния налогообложения физлиц ГНА в Запорожской области В. Брусницын и главный госинспектор ГНА в Запорожской области Е. Бессонова (100 запитань та вiдповiдей про прибутковий податок.- Запорiжжя: Полiграф, 2000.- С. 23), а также старший государственный налоговый инспектор ГНА в г. Киеве Е. Бевзенко ("Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 35/2000, с. 8). Так что налоговая в этом вопросе единодушна (какой же инспек- тор откажется от справки по ф. № 2?). Ну а есть ли аргументы в пользу того, что на плательщика единого налога направлять справку по ф. №2 все же не надо? определенный шанс нам дает п. 5 Постановления КМУ от 16.03.2000г. № 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года №727" (см. "Бухгалтер" № 7'2000, с. 45), согласно которому "на субъектов малого предпринимательства - физических лиц, которые в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 6 {Указа} не являются плательщиками налога на доходы физических лиц {то есть как раз на ЧПЕНов-А. П.}, не распространяются требования раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13{-92} "О подоходном налоге с граждан" (в части доходов от осуществления предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с названным Указом)". В принципе, разъясняющее Постановление КМУ написано так, что само нуждается в дополнительных разъяснениях. Есть, например, два варианта истолкования данного пункта. Сторонники фискального подхода утверждают: смысл этого пункта в том, что требования раздела IV Декрета (и Инструкции) не распространяются только на самих ЧПЕНов. В то же время в Постанов- лении ничего не сказано о том, что эти нормы необязательны для исполнения предприятиями, выплачивающими доходы ЧПЕНу. Поэтому возможен такой вывод: на основании этого пункта ЧПЕН освобожден, например, от необходимости представлять в ГНИ декла- рацию, делать ежегодный перерасчет, уплачивать со своего дохода подоходный налог, а вот выплачивающее предприятие обязано испол- нять в отношении ЧПЕНа востребования Инструкции (в том числе направлять справку по ф. №2). Специалисты, исповедующие либеральный подход, напротив, акцен- тируют внимание на освобождении ЧПЕНа от требований раздела IV Инструкции именно в части доходов от предпринимательской деятельности. То есть указанные доходы, по их мнению, не подпадают под действие раздела IV Декрета. А значит, на них не распростра- няется и п/п. 14.1.1 Инструкции, согласно которому именно по доходам, регулируемым разделом IV, налог исчисляется предприя- тиями, о чем по ф. №2 уведомляются ГНИ. Если же какие-то доходы (в частности, доходы ЧПЕНа) не регулируются нормами раздела IV, то по ним и нет обязанности отправлять справку по ф. № 2. Заметим, что в либеральной трактовке п. 5 Постановления № 507 имеет больший смысл, чем в фискальной. Подумайте сами, стоило ли писать о том, что на ЧПЕНа не распространяются требования раздела IV Инструкции, если в Указе Президента черным по белому написано, что ЧПЕН не является плательщиком подоходного налога? Уже из текста Указа любому человеку понятно, что в части доходов, полу- ченных от предпринимательской деятельности, на ЧПЕНа не распространяется весь Декрет о подоходном налоге. Зачем же понадо- билось специальное разъяснение Кабмина о том, что лица, не являю- щиеся плательщиками подоходного налога, не обязаны представлять декларацию о подоходном налоге? Разве их где-нибудь к этому принуждали? Стоит отметить также и то, что обращенное к предприятиям тре- бование представлять на ЧПЕНов справку по ф. №2 юридически равно- сильно требованию подавать такую же справку на доходы юридических лиц. Ведь смысл справки по ф. №2 - дать налоговой инспекции наряду с декларацией о доходах дополнительный источник информации для установления размера дохода граждан, который те получают не по месту основной работы, и проверки правильности исчисления суммы подоходного налога, который необходимо уплатить с этого дохода. ЧПЕНы и юрлица не являются плательщиками подоходного налога. Поэтому ни они, ни их доходы не должны иметь отношения к справке, которая предназначена для контроля за правильностью уплаты подо- ходного налога. Многие считают такое сравнение излишне смелым: мол, есть же в разделе IV формулировка "доходы граждан" (это, кстати, единствен- ный аргумент, благодаря которому налоговики требуют представления справки по ф. №2 на ЧПЕНов). Однако не нужно забывать, что форма справки создавалась в тот период, когда все граждане являлись плательщиками подоходного налога, и, естественно, не учитывает особенностей налогообложения ЧПЕНов. Так что в настоящий момент она явно устарела{2}. Таково наше мнение по этому вопросу. Итого имеем: нечеткую формулировку Постановления КМУ №507, упоминание в разделе IV Инструкции о неудержании подоходного при выплате доходов плательщику единого налога плюс желание налоговой иметь справки по ф. № 2 в своем досье. В таких условиях надеяться на понимание со стороны налоговиков в отношении справок - особо не приходится. О том, что заполнение справки по ф. №2 при безналичных расчетах - мартышкин труд, можно не упоминать{3}. В нашей стране это не аргумент. Причем уже давно - с тех пор, как введение в обо- рот справки по ф. № 8ДР не поколебало позиции справки по ф. № 2. Справка по форме № 8ДР Сразу сообщим, что из разъяснений ГНАУ, опубликованных в "Уря- довому Kyp'єpi" № 248 за 26.12.98 г., следует, что отчетность по ф. № 8ДР является обязательной для юридических и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, выплачивающих доходы физическим лицам, независимо от формы уплаты налога последними (см. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 79). Хотя если строго подходить к приказу ГНАУ от 06.01.99г. №10, которым утвержден Порядок заполнения и представления справки по ф. № 8ДР (см. "Бухгалтер" № 5-6'99, с. 11-18), то следовало бы признать, что справка по ф. № 8ДР никак не рассчитана на включение в нее доходов предпринимателей. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с п. 2.1 Порядка: "Справки заполняются юридическими лицами и физическими ли- цами - субъектами предпринимательской деятельности обо всех фи- зических лицах, состоявших с ними в трудовых отношениях, незави- симо от того, получали граждане доход в отчетном периоде или нет, и учредителях (гражданах) хозяйственных обществ, которым произво- дились выплаты в отчетном периоде". Из этого пункта абсолютно недвусмысленно следует, что круг "подсправочных" лиц ограничивается работниками и учредителями.{4} А на частных предпринимателях бухгалтера вроде как "отдыхают". Однако ГНАУ заметила эту оплошность и сама себя поправила: согласно п. 36 Разъяснений о заполнении справки ф. № 8ДР, дове- денных письмом ГНАУ от 07.04.99г. №5265/7/29-0119 (см. "Бухгалтер" № 8'99, с. 8), доход, полученный частным предпринимателем, должен быть отражен в справке ф. № 8ДР с признаком дохода "05" ("доход, полученный через комиссионную торговлю") и нулем, проставленным в графе 4. Конечно, смешно заполнять справку на частного предпринимателя, маскируя его доходы под доходы гражданина-комиссионера, да еще и с большим нулем в графе "налог". Впрочем, "смешно" - для наших чиновников тоже не аргумент. В противном случае вместо законода- тельства были бы одни пробелы. Так что если вы признаёте разъяснения ГНАУ и заполняете ф. № 8ДР на "традиционных" предпринимателей, совершайте тот же обряд и в отношении ЧПЕНов. По крайней мере, исключений для них никто не сделал. А персональных зацепок для ЧПЕНов в данном вопро- се - еще меньше, чем по справке по ф. №2. Ответственность За несообщение или несвоевременное сообщение в ГНИ по установ- ленной форме сведений о доходах граждан должностные лица предприятий, выплачивающие доходы физлицам, привлекаются к адми- нистративной ответственности в соответствии с п. IV ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" (напомним, что речь там идет о праве органов госналогслужбы налагать админштрафы в размере 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМ), а при пов- торном нарушении в течение года - 5 НМ). Следует заметить, что пунктом 5 ст. 21 Декрета "О подоходном налоге с граждан" за несообщение или несвоевременное сообщение сведений о доходах установлена несколько иная административная ответственность - в размере 3 минимальных месячных зарплат (пов- торно - 5 минимальных месячных зарплат).{5} В то же время за недостоверность данных, указанных в справке по ф. №2, предприятие ответственности не несет. Об этом ГНАУ сообщила в письме от 06.12.96г. №17-0114/10-1336 (см. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 72). Так что у нас не только две справки, но и два варианта статьи, по которой можно ответить. {1} Декрет и Инструкцию о подоходном налоге с граждан - см. в "Бухгалтере" № 11-12'2000 на с. 51-83. {2} Кроме того, для контроля над любыми доходами граждан предназ- начена справка по ф. N 8ДР. {3} При наличных выплатах такие справки по крайней мере позволяют налоговикам отчасти контролировать объемы реализации ЧПЕНа. Странно, что в ГНАУ не додумались ввести подобные справки для юрлиц. {4} Справедливости ради отметим, что из ст. 9 Закона "О Госу- дарственном реестре физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей" такое ограничение не вытекало. Приведем ч. 2 указанной статьи: "Руководители и должностные лица предприятий, учреждений, ор- ганизаций всех форм собственности, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки, другие финансово- кредитные учреждения и физические лица-субъекты предпринимательс- кой деятельности в соответствии с действующим законодательством обязаны представлять в государственные налоговые инспекции сведе- ния о суммах выплаченных физическим лицам доходов и удержанных из них налогов и других обязательных платежей". {5} Кстати, обе статьи универсальны: по ним можно привлечь за на- рушения, допущенные при работе со справками и по ф. №2, и по ф. № 8ДР. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №17/00, стр. 30 [01.09.2000] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------