Аренд-ремонтное

------------------------------------------------------------------

    Нередко арендаторы производят ремонт арендуемых  помещений,  а
через  некоторое время по каким-то причинам выезжают из  них.  При
этом стоимость ремонта арендатору, как правило, не возмещается. Да
он, собственно, на возмещении и не настаивает.  И всё  бы  ничего,
кабы  не  налоговые  последствия  такого  опрометчивого  поступка.
Инспектора, понятное дело, тут своего шанса не упустят и потребуют
от арендатора показать налоговые обязательства по НДС с этого "по-
дарка" арендодателю. Кроме того, попросят отсторнировать налоговый
кредит (а может быть, и валовые затраты, если они были). Арендода-
телю в этой ситуации тоже придется несладко: ему быстренько  "вка-
тают" валовые доходы от чего-то (ОФ, услуги) бесплатно  полученно-
го.{1}
    Так зачем создавать себе лишние  проблемы?  К  данному  случаю
арендатору лучше подойти творчески.
    На наш взгляд, оптимальным выходом из такой ситуации  является
заключение  между арендодателем и арендатором до проведения ремон-
та {2} договора подряда, по которому  арендатор берется произвести
ремонт арендованного помещения, а арендодатель обязуется  оплатить
его работу.  Причем оценить ее можно будет в любую сумму. Конечно,
сильно занижать стоимость работ нежелательно,  но  немножко  "вле-
теть" арендатор, разумеется, может - бизнес есть бизнес. При таком
раскладе обе стороны остаются в выигрыше.
    У арендатора будут валовые доходы и налоговые обязательства со
стоимости  этих  работ,  но  будут  и валовые  затраты с налоговым
кредитом  на полную  сумму понесенных  расходов. Причем арендатору
здесь  неплохо  бы поскупиться  на  зарплату  своим работникам  (с
начслениями  на нее) или на вознаграждения субподрядчикам - непла-
тельщикам НДС.  Чем меньше таких расходов окажется у арендатора  в
смете ремонта, тем меньше будет у него проигрыш по  НДС,  то  есть
тем меньше будет налоговых обязательств, не  перекрытых  налоговым
кредитом. В идеале он может взять себе субподрядчика - плательщика
НДС  и полностью  перекрыть  свои  обязательства,  возникающие  по
ремонту.
    Так  что  по налогам  арендатор  выходит  на нули или почти на
нули,  а если стоимость  работ  по договору  подряда будет немного
ниже  понесенных расходов, то арендатор может даже уменьшить  себе
налоги по основной деятельности.  И никакого дополнительного обло-
жения при возврате арендованного ОФ...
    Об арендодателе и говорить нечего.  Он практически "на халяву"
может  получить налоговый кредит по этим работам,  а  кроме  того-
либо валовые затраты, если сумма ремонта вписывается в 5% совокуп-
ной  балансовой стоимости групп ОФ на начало года, либо увеличение
стоимости своих ОФ (что повлечет увеличение размера  амортотчисле-
ний) в части превышения стоимости ремонта над 5%.
    Безусловно, все  должно  быть  надлежащим  образом  оформлено.
Во-первых,  по договору аренды на арендаторе не должна висеть обя-
занность по ремонту арендуемого им ОФ.  Во-вторых, в договоре под-
ряда не следует  оговаривать  срок  оплаты  арендодателем  ремонта
арендатору.  Это позволит арендодателю не бояться истечения  срока
исковой давности по кредиторской задолженности за  ремонт  -  ведь
этот срок по  такому  договору  не  начнется,  пока  арендатор  не
предъявит  требование  оплатить ремонт. А делать он этого, естест-
венно, не станет.  В-третьих, к договору подряда желательно оформ-
лять смету на  проведение  ремонта.  В-четвертых,  оплата  ремонта
должна быть предусмотрена в денежной форме, иначе вся эта кутерьма
сразу сгорит синим бартерным пламенем.
    Понятно, что этот совет - далеко  не  для  всех.  Скажем,  при
аренде  госимущества обязанность проведения ремонтов возложена  на
арендатора (см., например, п. 5.3 типового договора  аренды  госу-
дарственного имущества, утвержденного приказом ФГИУ от 19.04.96 г.
№ 457 ( z0259-96 )) и арендодатель вряд ли пойдет на  переоформле-
ние договора аренды и на подписание каких бы то ни было  договоров
подряда.
    Кроме того, даже обыкновенный коммерсант-арендодатель может  с
недоверием  подойти к идее подряда: вдруг арендатор потом  возьмет
и "наедет" на него через арбитражный суд  с  требованием  оплатить
стоимость ремонта?
    И еще. До 21.10.2000 г. работы по реставрации, реконструкции и
капитальному  ремонту зданий и сооружений подлежали лицензированию
согласно Постановлению КМУ от 06.04.98 г. № 451 "О Перечне отдель-
ных видов  проектных  и  строительно-монтажных  работ,  инженерных
изысканий для строительства, предоставления инжиниринговых и  дру-
гих  услуг,  требующих  соответствующей  аттестации исполнителя" и
ст. 4 Закона "О  предпринимательстве".  Правда, Лицензионая палата
Украины в письме от 24.07.98 г. № 11-112/1109 сообщала,  что  пос-
кольку  нормативно-правовыми актами порядок аттестации исполнителя
этих работ не определен, лицензирование такого  вида  деятельности
неправомерно.  А с 21.10.2000 г. лицензируются лишь  изготовление,
монтаж  несущих  конструкций,  монтаж  конструкций в строительной,
ремонтно-строительной деятельности (ст. 9 Закона "О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности"). Так что конструк-
ции своему арендодателю не монтируйте...

    {1} Отбиваться от этих "наездов" и арендатору, и  арендодателю
можно  и нужно.  Попробуйте, например, убедить инспектора  в  том,
что  фактически  все  ремонтные  расходы   саморгизировали,    что
подтверждается бухучетом (а там, напомним, с 01.07.2000 г. все ре-
монты  ОС  идут  сразу  в затраты).  И вообще  всячески  отрицайте
наличие  бесплатной  передачи  чего  бы то ни было.  Хотя если ваш
евроремонт будет слишком уж выделяться на фоне  обшарпанных стен и
осыпающихся  потолков  остального  здания, ваши аргументы могут не
сработать.
    {2} Можно, конечно, и задним числом, но тогда бухгалтеру  при-
дется исправлять "ошибки".

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 19/00, стр. 20
[01.10.2000]
Леонид Карпов

------------------------------------------------------------------