Аренд-ремонтное ------------------------------------------------------------------ Нередко арендаторы производят ремонт арендуемых помещений, а через некоторое время по каким-то причинам выезжают из них. При этом стоимость ремонта арендатору, как правило, не возмещается. Да он, собственно, на возмещении и не настаивает. И всё бы ничего, кабы не налоговые последствия такого опрометчивого поступка. Инспектора, понятное дело, тут своего шанса не упустят и потребуют от арендатора показать налоговые обязательства по НДС с этого "по- дарка" арендодателю. Кроме того, попросят отсторнировать налоговый кредит (а может быть, и валовые затраты, если они были). Арендода- телю в этой ситуации тоже придется несладко: ему быстренько "вка- тают" валовые доходы от чего-то (ОФ, услуги) бесплатно полученно- го.{1} Так зачем создавать себе лишние проблемы? К данному случаю арендатору лучше подойти творчески. На наш взгляд, оптимальным выходом из такой ситуации является заключение между арендодателем и арендатором до проведения ремон- та {2} договора подряда, по которому арендатор берется произвести ремонт арендованного помещения, а арендодатель обязуется оплатить его работу. Причем оценить ее можно будет в любую сумму. Конечно, сильно занижать стоимость работ нежелательно, но немножко "вле- теть" арендатор, разумеется, может - бизнес есть бизнес. При таком раскладе обе стороны остаются в выигрыше. У арендатора будут валовые доходы и налоговые обязательства со стоимости этих работ, но будут и валовые затраты с налоговым кредитом на полную сумму понесенных расходов. Причем арендатору здесь неплохо бы поскупиться на зарплату своим работникам (с начслениями на нее) или на вознаграждения субподрядчикам - непла- тельщикам НДС. Чем меньше таких расходов окажется у арендатора в смете ремонта, тем меньше будет у него проигрыш по НДС, то есть тем меньше будет налоговых обязательств, не перекрытых налоговым кредитом. В идеале он может взять себе субподрядчика - плательщика НДС и полностью перекрыть свои обязательства, возникающие по ремонту. Так что по налогам арендатор выходит на нули или почти на нули, а если стоимость работ по договору подряда будет немного ниже понесенных расходов, то арендатор может даже уменьшить себе налоги по основной деятельности. И никакого дополнительного обло- жения при возврате арендованного ОФ... Об арендодателе и говорить нечего. Он практически "на халяву" может получить налоговый кредит по этим работам, а кроме того- либо валовые затраты, если сумма ремонта вписывается в 5% совокуп- ной балансовой стоимости групп ОФ на начало года, либо увеличение стоимости своих ОФ (что повлечет увеличение размера амортотчисле- ний) в части превышения стоимости ремонта над 5%. Безусловно, все должно быть надлежащим образом оформлено. Во-первых, по договору аренды на арендаторе не должна висеть обя- занность по ремонту арендуемого им ОФ. Во-вторых, в договоре под- ряда не следует оговаривать срок оплаты арендодателем ремонта арендатору. Это позволит арендодателю не бояться истечения срока исковой давности по кредиторской задолженности за ремонт - ведь этот срок по такому договору не начнется, пока арендатор не предъявит требование оплатить ремонт. А делать он этого, естест- венно, не станет. В-третьих, к договору подряда желательно оформ- лять смету на проведение ремонта. В-четвертых, оплата ремонта должна быть предусмотрена в денежной форме, иначе вся эта кутерьма сразу сгорит синим бартерным пламенем. Понятно, что этот совет - далеко не для всех. Скажем, при аренде госимущества обязанность проведения ремонтов возложена на арендатора (см., например, п. 5.3 типового договора аренды госу- дарственного имущества, утвержденного приказом ФГИУ от 19.04.96 г. № 457 ( z0259-96 )) и арендодатель вряд ли пойдет на переоформле- ние договора аренды и на подписание каких бы то ни было договоров подряда. Кроме того, даже обыкновенный коммерсант-арендодатель может с недоверием подойти к идее подряда: вдруг арендатор потом возьмет и "наедет" на него через арбитражный суд с требованием оплатить стоимость ремонта? И еще. До 21.10.2000 г. работы по реставрации, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений подлежали лицензированию согласно Постановлению КМУ от 06.04.98 г. № 451 "О Перечне отдель- ных видов проектных и строительно-монтажных работ, инженерных изысканий для строительства, предоставления инжиниринговых и дру- гих услуг, требующих соответствующей аттестации исполнителя" и ст. 4 Закона "О предпринимательстве". Правда, Лицензионая палата Украины в письме от 24.07.98 г. № 11-112/1109 сообщала, что пос- кольку нормативно-правовыми актами порядок аттестации исполнителя этих работ не определен, лицензирование такого вида деятельности неправомерно. А с 21.10.2000 г. лицензируются лишь изготовление, монтаж несущих конструкций, монтаж конструкций в строительной, ремонтно-строительной деятельности (ст. 9 Закона "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности"). Так что конструк- ции своему арендодателю не монтируйте... {1} Отбиваться от этих "наездов" и арендатору, и арендодателю можно и нужно. Попробуйте, например, убедить инспектора в том, что фактически все ремонтные расходы саморгизировали, что подтверждается бухучетом (а там, напомним, с 01.07.2000 г. все ре- монты ОС идут сразу в затраты). И вообще всячески отрицайте наличие бесплатной передачи чего бы то ни было. Хотя если ваш евроремонт будет слишком уж выделяться на фоне обшарпанных стен и осыпающихся потолков остального здания, ваши аргументы могут не сработать. {2} Можно, конечно, и задним числом, но тогда бухгалтеру при- дется исправлять "ошибки". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 19/00, стр. 20 [01.10.2000] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------