Зарплата это зарплата, а еда это еда.  
                Бесплатное питание: нюансы обложения

------------------------------------------------------------------

    Работники нашего предприятия обеспечиваются  бесплатным  пита-
    нием (могут  взять в столовой  любой  набор  блюд). Расходы на
    бесплатное  питание  покрываются  за  счет прибыли, остающейся  
    после  налогообложения.  Обособленного учета по конкретным ра-
    ботникам не ведется.
    Надо  ли  нам  начислять  32%  в Пенсионный  фонд  и  5,5%  на
    социальное страхование на сумму бесплатного питания?

    * * *

    Мы считаем, что начислять сборы на сумму  бесплатного  питания
работникам  не нужно.  Заметим, что у  некоторых  специалистов  на
этот счет иное мнение.  Причина - традиционна: недостаточная зако-
нодательная урегулированность вопроса.  Однако если вы все  же  не
хотите платить - есть смысл узнать, как это можно обосновать.
    Итак, прежде  всего напомним, что согласно абзацу первому п. 1
ст. 2  Закона "О сборе на обязательное государственное  пенсионное
страхование" объектом обложения сбором являются фактические расхо-
ды на  оплату  труда, включающие  расходы  на  выплату основной  и
дополнительной заработной платы и других поощрительных  и  компен-
сационных выплат, определенных согласно нормативно-правовым актам,
принятым  в соответствии с Законом Украины  "Об  оплате  труда", а
также  вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение работ
(услуг) по соглашениям  гражданско-правового  характера.  Примерно
такой же объект обложения установлен Законом "О  сборе  на  обяза-
тельное государственное социальное страхование".{1}
    Итак, посмотрим, относятся ли расходы  на  бесплатное  питание
трудового  коллектива  к расходам предприятия на  оплату  труда, а
точнее - к "другим поощрительным и компенсационным выплатам" (пос-
кольку  ни  в основную,  ни в  дополнительную  зарплату бесплатное
питание не вписывается).  Такие расходы имеют несколько двойствен-
ную природу, то есть их можно интерпретировать и как оплату труда,
и как социальную выплату.
    Так, согласно п. 2.42 Инструкции по статистике заработной пла-
ты,  утвержденной приказом Минстата от 11.12.95 г. № 323, к суммам
предоставленных  предприятием  работникам  трудовых  и  социальных
льгот относится, в частности,
  "удешевление стоимости питания работников как наличными,  так  и
  по безналичному расчету в столовых, буфетах, профилакториях".

    Из этого можно  сделать  вывод,  что  расходы  на  удешевление
стоимости  питания являются расходами предприятия на оплату труда,
{2} поскольку  относятся к прочим поощрительным и  компенсационным
выплатам, а значит, при соблюдении определенных условий (о  них  -
ниже) могут быть отнесены на валовые затраты.
    А можно ли доказать обратное - что оплата стоимости бесплатно-
го  питания работников (которую можно  рассматривать  как  частный
случай удешевления) не является элементом  расходов  фонда  оплаты
труда? На наш взгляд, можно.
    Вспомним ситуацию с матпомощью. В письме Комитета ВР по вопро-
сам финансов и банковской деятельности от 27.12.99 г. №  06-10/911
{3} и в письме ГНАУ от 05.09.2000 г. №  5000/6/15-1116  {4}  сооб-
щается, что для включения материальной  помощи  и  других  поощри-
тельных и компенсационных выплат своим работникам в состав валовых
затрат такие выплаты должны быть предусмотрены в тех разделах кол-
лективного  договора, где говорится именно об оплате труда, а не о
социальных выплатах.
    Из этого следует, что если пункт о матпомощи находится в  раз-
деле  колдоговора, посвященном социальным выплатам,  а  не  оплате
труда, то выплачиваемую матпомощь ГНАУ не  признаёт  расходами  на
оплату  труда,  а значит,  не соглашается  с тем,  что она идет на
валовые затраты.
    Этой логикой вы можете воспользоваться в своих  интересах  для
предоставления  бесплатного  питания,  которое,  как  и матпомощь,
является "пограничной" выплатой. Для этого в коллективном договоре
нужно четко оговорить, какие выплаты относятся к расходам на опла-
ту труда, а какие - нет.  И поскольку ваша цель - уйти от пенсион-
ного и страхового сборов (жертвуя,  правда,  валовыми  затратами),
рекомендуем  установить  в колдоговоре, что  обеспечение  бесплат-
ным питанием коллектива предприятия  является предоставлением  ему
социальных льгот, которые, во-первых, не входят в состав  расходов
на оплату труда, а во-вторых, не имеют индивидуального характера.
    И будем надеяться, что Пенсионный фонд последует логике ГНАУ.
    Кстати,  об индивидуальном характере. Это еще  один аргумент в
пользу  необложения сбором. Очень важно указать в колдоговоре, что
бесплатным  питанием  обеспечивается  коллектив  предприятия, а не
конкретные  работники. Это  дополнительная "страховка" от налогов.
При индивидуализации опасность обложения стоимости  питания  подо-
ходным налогом и, соответственно, сборам в Пенсионный фонд и  Фонд
соцстраха  значительно   возрастает.    Налоговики    неоднократно
эксплуатировали этот момент в своих разъяснениях.  Так,  в  письме
ГГНИУ от  12.06.96 г. № 14-211/10-3972 сообщалось, что суммы стои-
мости лечения включаются в состав налогооблагаемого дохода  физли-
ца,  если  они перечисляются лечебному заведению с указанием конк-
ретного физического лица, на лечение которого  они  перечисляются.
При  перечислении  же средств  лечебному  заведению  без  указания
фамилии работника они не включаются в  налогооблагаемый  доход.{5}
Аналогичный вывод сделан и в консультации старшего государственно-
го налогового инспектора ГНИ в Харьковском районе г. Киева В. Оси-
ченко ("Праця i зарплата" № 12/2000, с. 23).
    В отдельных случаях дело доходило и до суда.  В связи с  этим,
например, Запорожский арбитражный суд разъяснил, что если  куплен-
ные  предприятием  проездные  билеты  на  городской  транспорт  за
конкретными лицами не  закреплялись,  а  использовались  в  случае
производственной  необходимости,  после чего возвращались ответст-
венному лицу, то нет оснований включать  указанные  билеты  в
налогооблагаемый доход физического лица.{6}
    Интересное, хотя и не бесспорное мнение по вопросу  персонифи-
кации расходов на удешевление стоимости питания работников имеется
у  авторов  Научно-практического  комментария  к  законодательству
Украины о труде. Они считают, что
  "удешевление стоимости питания не может быть включено  в  состав
  расходов предприятия на оплату труда и  отнесено на его  валовые
  затраты независимо от  того,  персонифицируются  соответствующие
  расходы предприятия в виде доходов  физических  лиц или нет. {7}
  Подоходным налогом соответствующие суммы облагаются, если  обна-
  руживается  адресат, получающий в этой связи доходы, что  должно
  подтверждаться документами". {8}

    Итак, авторы Научно-практического комментария приводят  нас  к
выводу,  что удешевление стоимости  питания  не  может  облагаться
сборами в Пенсионный фонд (32%) и в Фонд  соцстраха  (5,5%),  пос-
кольку  выходит за пределы объекта обложения этими сборами незави-
симо от персонификации расходов.  В случае же  персонификации  они
облагаются  подоходным  и, следовательно,  1% сбора  в ПФУ  и 0,5%
сбора в Фонд соцстраха.
    Такая точка зрения вряд ли получит несомненную поддержку среди
налоговиков и пенсионщиков, однако может найти понимание  в  судах
(особенно с учетом того, что среди авторов  Комментария  -  Первый
заместитель министра юстиции Украины и начальник Научно-экспертно-
го управления Верховной Рады  Украины).  В  общем,  персонификации
лучше избегать. {9}
    "Отбиваться" от подоходного налога и, соответственно, трактов-
ки  бесплатного  питания  как  дохода работников можно и с помощью
п. 8.2  Инструкции  о  подоходном  налоге  с  граждан,  в  котором
представлен  развернутый  (в отличие  от  ст. 8 Декрета)  перечень
материальных  и социальных благ в денежной  и  натуральной  форме,
включаемых в совокупный  налогооблагаемый  доход  работников.  Там
названы именно выданные работникам средства на питание, а не обес-
печение их бесплатным питанием.
    На это  обращает  внимание  и заместитель  начальника Главного
управления  налогообложения физических лиц ГНАУ  З. Мороз, которая
считает, что включаются в совокупный доход и облагаются подоходным
налогом денежные средства, выданные непосредственно  работникам  в
любой форме (денежной или в виде талонов на  соответствующую  сум-
му). {10}
    Правда, стоит заметить, что перечень в п. 8.2  -  не  исчерпы-
вающий. Поэтому слишком уповать на такой аргумент не следует.
    Кстати, работники ПФУ к подобным  выплатам  далеко  не  всегда
подходят  фискально.  Так, начальник юридического отдела Киевского
городского управления ПФУ  С. Куприна считает, что суммы, выделен-
ные предприятием на оздоровление его сотрудников и  уплаченные  за
счет прибыли предприятия без указания конкретного лица, не являют-
ся объектом обложения пенсионным сбором {11}.
    С учетом всего вышесказанного отбиться от начислений  подоход-
ного и сборов на фонд оплаты труда можно. Хотя легкой жизни мы вам
не обещаем.

    {1} Отличие состоит и том, что для соцстраха объектом не  счи-
тается  вознаграждение по договорам гражданско-правового  характе-
ра. Однако для нашего случая это различие не принципиально.
    {2} Хотя не все специалисты согласны с этим -  см.,  например,
след. стр.
    {3} См. "Бухгалтерскую газету" № 1-2'2000, с. 4-5.
    {4} См. "Бухгалтерскую газету" №39'2000, с. 9.
    {5} См. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 50.
    {6} См. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 50.
    {7} Причина такого либерализма, видимо, в  том,  что  реальный
механизм  обложения подоходным налогом в данном случае просто  не-
возможен.
    {8} См.  Стычинский Б. С., Зуб И. В.,  Ротань  В.  Г.  Научно-
практический  комментарий к  законодательству  Украины  о  труде.-
Симферополь, 1998.- Т. 1,- С. 828.
    {9} Интересна в этой связи консультация начальника  управления
налогообложения  физических лиц ГНА в Запорожской области В. Брус-
ницына (100 вопросов и ответов о  подоходном  налоге.-  Запорожье:
Полиграф, 2000.- С. 21-22).  В ней говорится, что отсутствие пофа-
мильного распределения денежных сумм при их безналичном перечисле-
нии предприятием на счет ресторана на питание своих работников без
указания фамилий является сокрытием субъектов и объектов налогооб-
ложения  и влечет наложение штрафа на руководителей предприятия от
5 до 10 (повторно в течение года- от 10 до 15) необлагаемых  мини-
мумов согласно п. 11 ст. 11 Закона о госналогслужбе.
    {10} См. "Вiсник податковоє служби Украєни" №42/99, с. 56.
    {11} См. "Вiсник податковоє служби Украєни" № 5/2000, с. 56.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 19/00, стр. 24
[01.10.2000]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------