При реорганизации КСП предприятие взяло на себя обязанность по погашению долга КСП перед третьими лицами, сроком на четыре года. Актом сверки была подтверждена сумма задолженности. Третье лицо является должником перед налоговой инспекцией по НДС. По состоянию на 01.06.2000 года по НДС предприятие имеет кредиторскую задолженность в сумме 62000 грн. Правильно ли поступила районная налоговая инспекция, отказы- ваясь выполнить взаимозачет по НДС между третьим лицом, предприятием и налоговой инспекцией согласно постановлению № 22/15, выставив на инкассо сумму задолженности КСП перед третьим лицом, заблокировав тем самым расчетный счет предприя- тия? Ранее дебиторской задолженности предприятие по НДС не имело. * * * - Реорганизация - преобразование, переустройство организацион- ной структуры и управления предприятием, компанией при сохра- нении основных средств, производственного потенциала предприятия. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный эко- номический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 479с.) Нормами действующего законодательства, а именно: Законом Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. № 887-XII ( 887-12 ) определено, что реорганизация предприятия осуществляет- ся путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобра- зования. Независимо от вида реорганизации все имущественные права и обязанности переходят к предприятию (предприятиям, если их нес- колько), созданному в процессе реорганизации. Предприятие, в дан- ном случае КСП, считается реорганизованным с момента исключения его из Государственного реестра Украины. Кроме того, есть Закон Украины "О коллективном сельскохо- зяйственном предприятии" от 14.02.92 № 2114-XII ( 2114-12 ), кото- рым установлены аналогичные Закону Украины "О предприятиях в Украине" правила реорганизации КСП. Следовательно, созданное в процессе реорганизации КСП предприятие становится дебитором по отношению к третьим лицам, что подтверждено актом сверки. С апреля 1998 года появился термин "налоговая задолженность". Определение такой задолженности дано в Указе Президента Украины от 04.03.98 № 167/98 "О мерах относительно повышения ответствен- ности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами", ( 167/98 ) в котором под "налоговой задолженностью" понимаются суммы не уплаченных в установленные сроки налогов, сборов (обяза- тельных платежей), а также налоговых платежей в бюджеты и госу- дарственные целевые фонды, пени, штрафов и других санкций, предус- мотренных законодательством и примененных в установленном порядке за несвоевременную уплату налогов и сборов (обязательных плате- жей), а также налоговых платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, подлежащие взысканию в бесспорном порядке. Следовательно, один из ваших кредиторов, не уплатив своевре- менно сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, имеет в настоящее время налоговую задолженность. Для погашения такой задолженности согласно Декрету КМУ "О взыскании не внесенных в срок налогов и налоговых платежей" от 21.01.93 № 8-93 ( 8-93 ) могут быть использованы следующие источ- ники: а) суммы, которые имеются на расчетном (текущем) счете недоим- щика в учреждении банка и на отдельных счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика; б) суммы, которые следует получить недоимщику от его дебито- ров; в) суммы, выделяемые предприятием, учреждением, организацией в порядке бюджетного финансирования, и другие суммы, подлежащие выплате недоимщику из Государственного бюджета Украины, бюджета республики Крым, бюджетов местного самоуправления и других местных бюджетов. В Инструкции об особенностях применения Декрета КМУ от 21.01.93 № 8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и нало- говых платежей", утвержденной приказом Минфина Украины от 02.11.93 № 84 ( z0169-93 ) более подробно описан порядок бесспорного взыс- кания недоимки. Так, Инструкцией установлено, что обращение взыс- кания на счета дебиторов недоимщика осуществляется государственной налоговой инспекцией инкассовыми поручениями (распоряжениями) при условии наличия акта сверки между дебитором и недоимщиком или по акту выборочной проверки, подтверждающей задолженность. Дата обра- щения взыскания на счет дебитора не может превышать месячного срока со дня составления акта. Однако в Инструкции ничего не сказано о задолженности дебито- ра, срок оплаты по которой не наступил. Считаем, что в ситуации, когда имеется договор, по которому не наступил срок оплаты, можно оспорить решение налоговой инспекции относительно бесспорного взыскания задолженности для погашения налоговой задолженности. Подтверждением тому является письмо ВАСУ от 24.05.96 № 01-8/199 ( v_199800-96 ), которым определено, что отношения между дебитором и недоимщиком в отношении дебиторской задолженности должны регулироваться общими гражданско-правовыми нормами. Гражданско-правовые отношения регулируются Гражданским кодек- сом Украины (ГКУ), которым установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с указаниями закона, договора, а при отсутствии таких - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 161 ГКУ). Если срок исполнения обязательства не установлен либо определен моментом востребования, кредитор вправе потребовать исполнения, а должник вправе произвес- ти исполнение в любое время (ст. 165 ГКУ). Таким образом, при наличии договора, в соответствии с которым не наступил срок исполнения обязательств (в вашем случае - погаше- ния задолженности), можно оспорить действия налоговой инспекции. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" № 28/00, стр. 46 [28.07.2000] Л. Разгонова, О. Рубитель АФ "Альфа" г.Запорожье ------------------------------------------------------------------