Возникнут ли налоговые обязательства по НДС при передаче иму- щества по договору о совместной деятельности? * * * Взаимоотношения, возникающие в ходе осуществления совместной деятельности, регулируются статьями 430-434 главы 38 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 )(ПСУ). В соответствии с ГКУ по договору о совместной деятельности стороны обязуются совместно действовать для достижения совместной хозяйственной цели. Для достижения этой цели участники договора о совместной деятельности осуществляют взносы денежными средствами или другим имуществом. При этом денеж- ные средства или другое имущество, которые были внесены участника- ми договора о совместной деятельности, а также все имущество, соз- данное или приобретенное в результате их совместной деятельности, является их общей собственностью. Ни один из участников договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться своей долей в сов- местном имуществе без согласия на то других участников договора. Ведение общих дел участников договора о совместной деятельнос- ти осуществляется по их общему согласию. Если участники договора о совместной деятельности по соглашению между собой поручили руко- водство их совместной деятельностью одному из участников договора, на него же возлагается и ведение общих дел участников договора. Лицо, которому поручено ведение общих дел участников договора о совместной деятельности, действует на основании доверенности, под- писанной остальными участниками договора. Согласно п.п.3.2.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР при осущест- влении совместной (общей) деятельности передача товаров (работ, услуг) на баланс налогоплательщика, уполномоченного договором вес- ти учет результатов такой совместной деятельности, считается про- дажей таких товаров (работ, услуг). В Законе Украины "О налоге на добавленную стоимость" не дано определения понятию "баланс", но п. 10.3 Закона налоговым органам дано право устанавливать правила на- логового учета. Порядком заполнения и представления налоговой дек- ларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от 30.05.1997 г. № 166 ( v5435225-97 ), установлено, что дан- ные, приведенные в декларации, должны соответствовать данным бух- галтерского учета налогоплательщика. Связь бухгалтерского учета и налоговой отчетности также установлена Законом Украины "О бухгал- терском учете и финансовой отчетности в Украине" ( 996-14 ) от 16.07.1999 г. № 996-14. Согласно п. 2 ст. З этого Закона бухгал- терский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Налоговая и другие виды отчетности, использующие де- нежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. С учетом всего вышесказанного следует обратиться к другим законода- тельным и нормативным актам, в которых дано определение понятию "баланс", например: - в п. 1.5 Инструкции о порядке заполнения форм годового бух- галтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 18.08.1995 г. № 139 ( z0321-95 ) под отдельным балансом понимается система показателей, которые исчисляются и за- полняются подразделением предприятия и которые отражают его финан- сово - имущественное состояние на отчетную дату для потребностей управления предприятием. - в ст. 1 Положения (стандарта) бухгалтерского учета №1 "Общие требования к финансовой отчетности", утвержденного приказом Минис- терства финансов Украины от 31.03.1999 № 87 ( z0391-99 ), баланс - это отчет о финансовом положении предприятия, отражающий на опре- деленную дату его активы, обязательства и собственный капитал. До 25.02.2000 действовала Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 18.08.1995 № 139, в п.1.5 которой было предусмотрено бухгалтерский учет имущества, ценностей, обяза- тельств и операций, связанных с выполнением договора о совместной деятельности, вести предприятием, на которое возлагается осущест- вление мероприятий участников соглашения о совместной деятельнос- ти. В таком случае и учет имущества, ценностей, обязательств и фи- нансовых результатов, созданных, приобретенных или образовавшихся во время совместной деятельности, велся на отдельном балансе тем участником, которому по соглашению поручено ведение совместных дел участников договора. Показатели такого отдельного баланса не вклю- чались в баланс предприятия, на которое возложено ведение сов- местных дел участников соглашения о совместной деятельности. С 01.07.2000 действует Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 12 "Финансовые инвестиции", утвержденное приказом Министерства фи- нансов Украины от 26.04.2000 № 91 ( z0284-00 ), согласно которому участник совместной деятельности без создания юридического лица отображает в своих учетных регистрах и в финансовой отчетности ак- тивы, задействованные в совместной деятельности, которые он конт- ролирует, или свою долю в совместно контролируемых активах. Таким образом, в настоящее время действующими нормативными ак- тами не предусмотрено выделять на отдельный баланс имущество, пе- реданное по договору совместной деятельности, а значит факт пере- дачи имущества на отдельный баланс (являющийся обязательным усло- вием для возникновения налоговых обязательств по НДС) отсутствует, так как имущество, которое используется по договору совместной деятельности, продолжает числиться на балансе участника договора о совместной деятельности. В заключение хотим напомнить, что не всегда наше мнение (в т.ч., высказанное на страницах газеты "Ориентир"), которое мы подкрепляем ссылками на законодательные акты, совпадает с мнением работников налоговой службы. Поэтому предприятию, решившему руко- водствоваться нашей консультацией, необходимо быть готовым доказы- вать свою правоту в суде. Мы, в свою очередь, всегда готовы ока- зать предприятию в этом помощь. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" №34/00, стр. 33 [15.09.2000] Л. Разгонова, О. Рубитель Аудиторская фирма "Альфа" ------------------------------------------------------------------