Нашему предприятию на условиях договора комиссии поручили приобрести оборудование. Мы нашли необходимое оборудование в России и импортировали его (и мы, и предприятие-комитент - резиденты Украины). Поскольку комитент не имеет аккредитации на таможне, в ГТД был указан только получатель груза - наше предприятие. НДС при ввозе мы не платили, так как имелся сер- тификат происхождения товара из России. Оборудование передано комитенту, при этом обязательства по НДС и валовой доход со всей стоимости ввезенного не отражались нами. Чем мы можем обосновать свое решение? * * * Для ответа на ваш вопрос следует выяснить: во-первых, можно ли при отсутствии ссылки в ГТД на договор комиссии все же доказать, что ваша сделка является комиссионной; во-вторых, если можно, то действительно ли у комиссионера не возникают налоговые обязательства и валовые доходы со всей стоимости ввезенного при передаче оборудования? Итак, вас наверняка ждут большие проблемы при доказывании того, что операция является комиссионной. Если вам попадется гра- мотный проверяющий, то он будет руководствоваться: а) Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТСУ от 09.07.97 г. № 307 ( z0443-97 ); б) Порядком заполнения граф грузовой таможенной декларации в соответствии с таможенными режимами экспорта, импорта, транзита, временного ввоза (вывоза), таможенного склада, магазина беспошлин- ной торговли, утвержденным приказом ГТСУ от 30.06.98 г. № 380 ( z0469-98 ); в) письмом ГТСУ от 11.08.98 г. № 10/1-1818-ЕП "Относительно декларирования товаров по договорам комиссии"( v1818342-98 ) {1} (см. "Бухгалтерскую газету" № 8'98, с. 7); г) письмом НБУ от 05.02.99 № 13-210/376-1074 ( v1074500-99 ) (см. "Бухгалтерскую газету" № 7'99, с. 11). На основании указанных документов он сделает вывод, что при ввозе товаров в рамках договора комиссии в графе 8 "Получатель" ГТД должен быть указан комитент, а в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" - комиссионер. Естественно, в графе 44 "Дополнительная информация/представленные документы" должна быть ссылка на договор комиссии. И поскольку в вашей ситуации подобные сведения отсутствуют, последует утверждение, что данный товар ввезен не в рамках дого- вора комиссии, а в рамках обычной купли-продажи. Значит, и переда- ча этого товара комитенту не может рассматриваться как исполнение обязательств комиссионера по договору комиссии. Кроме того, проверяющий может сослаться и на письмо ГТСУ от 26.07.2000 г. № 11/3-6739 ( v6739342-00 ) (см. "Бухгалтерскую газету" № 41'2000, с. 17), в котором таможня возражает против вне- сения каких-либо изменений в ГТД после того, как было закончено таможенное оформление груза и он был выпущен в свободный оборот. При этом, кстати, таможенники утверждают, что договоры поручения, не фигурирующие в ГТД, являются исключительно внутренними, а их предметом служат уже импортированные товары. Логика ГГСУ - мягко говоря, странная. Нам абсолютно непонятно, почему в уже оформленную ГТД нельзя внести исправления. Исправить ошибки в паспорте человека - можно, в накладной или в налоговой накладной - можно, в нотариально удостоверенном договоре - можно, а в ГТД - нельзя. Судя по всему, декларацию в таможне чтут выше Конституции, поскольку даже ее можно изменять и дополнять. Впро- чем, спорить с таможней практически бесполезно. Так что не будем отвлекаться. Внутренняя комиссия на покупку, как известно, подпадает под действие абз. 3 п. 4.7 Закона об НДС, то есть под начисление налоговых обязательств с полной стоимости товаров при их передаче от комиссионера комитенту. Вряд ли такое развитие ситуации вас устроит. Можно ли от этого отбиться? В принципе, да. Допустим, между сторонами был заключен договор комиссии на по- купку в России необходимого оборудования. Затем в результате про- деланной работы вы нашли российского поставщика и во исполнение договора комиссии заключили с ним договор купли-продажи. Было бы неплохо этот этап подтвердить перепиской между сторонами (напри- мер, вы могли сообщать комитенту о действиях, совершенных вами по исполнению договора комиссии). Желательно также, чтобы в вашем запросе российскому поставщику фигурировала ссылка на поручение, полученное от комитента, и чтобы по выпискам из расчетного счета было видно, что деньги, полученные от комитента, были перечислены (после конвертации) тому же поставщику, и т. д. Итак, все шло хорошо, но при таможенном оформлении была допу- щена ошибка. Ошибка, на наш взгляд, не может изменить суть отно- шений, складывающихся по договору. Постарайтесь убедить в этом проверяющего. Предложите ему, например, такую аналогию. Допустим, некий работник предприятия-продавца, будучи в нетрезвом состоянии по случаю Дня танкиста, в накладной на отпуск ТМЦ вместо стомато- логического оборудования ошибочно указал танк Т-34, а представи- тель покупателя, пребывая в аналогичном состоянии, расписался в его получении. Вряд ли разумно утверждать, что в этом случае пос- тавщик действительно отпустил покупателю танк Т-34, несмотря на наличие документа. Примерно такая же ситуация имеет место в вашем случае. При заполнении ГТД в графе 8 ошибочно не был указан комитент, а в гра- фе 44 - договор комиссии. Однако от этого ввоз оборудования не перестал осуществляться в рамках договора комиссии. Ведь ГТД не создает хозяйственную операцию, а лишь отражает ее. Правильно или нет - это уже другой вопрос. Для подтверждения ваших выводов может быть уместным и обраще- ние к такому принципу бухучета, закрепленному в Законе "О бухгал- терском учете и финансовой отчетности в Украине" ( 996-14 ), как превалирование сущности над юридической формой (надо же находить в новом бухучете хоть что-то полезное!). Поскольку по сути ввоз был осуществлен в рамках договора комиссии, а юридически из ГТД следует ввоз по обыкновенному договору купли-продажи, то в бухуче- те исходя из принципа превалирования сущности над юридической формой этот товар должен быть оприходован за балансом как принад- лежащий на праве собственности комитенту. Аргумент, конечно, не самый сильный, но на судью, безусловно, разбирающегося в новом бухучете, заморский принцип может произвести впечатление. Разу- меется, если бы таможня не отказывалась вносить изменения в ГТД, вы, несомненно, исправили бы указанную ошибку. Но таможню, как и Родину, не выбирают... Защищая статус комиссии, можно ссылаться также на постановле- ние арбитражной надзорной коллегии ВАС от 19.02.97 г. № 04-1/ХВ 5000/6-61-9/5. В нем сообщается о случае, когда при оформлении ГТД при ввозе товаров в рамках договора поручения были допущены ошибки: в ГТД указан неправильный номер контракта (!) и товар оприходован на ба- лансе (счет 05), а не за балансом, как полагается. Арбитражный суд справедливо пришел к выводу, что нарушение, допущенное при оформлении ГТД, не является основанием для наложения финсанкций и не изменяет характера сложившихся отношений как отношений в рамках договора поручения (об этом - см. "Деловую неделю" № 19/97, с. 30 вкладыша).{2} Подводя некоторый итог, отметим, что ситуация, в которую попа- ло ваше предприятие, выглядит очень опасной. Однако ее нельзя назвать безнадежной. Все-таки есть шанс убедить проверяющих или доказать через арбитражный суд, что передача оборудования вашему комитенту была произведена в рамках договора комиссии. Правда, учитывая неурегулированность данного вопроса и хорошо предска- зуемую непредсказуемость арбитража, оценить ваши шансы мы не беремся. Но допустим, вам все-таки удалось доказать, что ввоз и переда- ча оборудования состоялись именно в рамках договора комиссии. Тогда вас ждет новая неприятность: ссылаясь на п. 4.7 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), налоговики могут потребовать обложить передачу оборудования комитенту НДСом по полной стоимости. Эту опасность анализировал А. Павленко в "Бухгалтере" № 20'99 на с. 29-30. Напомним, что согласно последнему абзацу п. 4.7 Закона об НДС пра- вило о возникновении налоговых обязательств со всей стоимости то- вара при передаче товара от комиссионера комитенту не распростра- няется на операции по ввозу и вывозу товаров в рамках договоров комиссии. И при фискальном подходе налоговики могут заявить, что в рассматриваемом случае комиссионер осуществляет операцию по прода- же на территории Украины. Если такие заявления все-таки последуют, рекомендуем ссылаться на письмо ГНАУ от 02.08.2000 г. № 4388/6/16-0013 ( v4388225-00 ) {3}, в котором, в частности, сказано: "В случае ввоза импортных товаров из Российской Федерации в рамках договора комиссии (с соответствующим подтверждением данных о комиссионере и комитенте во ввозной ГТД) объектом обложения НДС по ставке 20 процентов для комиссионера является полученное комис- сионное вознаграждение от комитента, поскольку указанное вознаг- раждение является платой за предоставленные услуги на таможенной территории Украины". Письмо, в принципе, правильно раскрывает суть данной операции, и предложенный им механизм налогообложения достаточно гармонично смотрится в сопоставлении с правовым регулированием комиссии на экспортную продажу. Напомним, что формально передача товара от ук- раинского комитента украинскому комиссионеру для реализации на экспорт тоже могла бы рассматриваться как операция, подпадающая под действие п. 4.7 Закона об НДС,- ведь она осуществляется на территории Украины. Однако еще до законодательного урегулирования данного вопроса в Законе от 01.06.2000 г. № 1783-III ( 1783-14 ) (см. "Бухгалтер" № 13'2000, с. 16-17) ГНАУ в письме от 16.06.2000 № 8422/7/16-1321 ( v8422225-00 ) признавала нулевую ставку у коми- тента {4} и соглашалась, что услуги комиссионера подлежат обложе- нию НДС лишь в части комиссионного вознаграждения. Как видим, при нашем подходе соблюдается налоговая симметрия между комиссией на экспорт и комиссией на импорт. Видимо, ГНАУ все-таки толкует последний абзац п. 4.7 достаточ- но широко и правила, установленные пунктом 4.7, не распростра- няются на операции по комиссии на импортную покупку и на экспортную продажу. Что касается налога на прибыль, то здесь ситуация всегда была благополучной. Поскольку право собственности на товар к комис- сионеру не переходит, то передача товаров от комиссионера комитен- ту не может считаться операцией по продаже товаров (см. п. 1.32 Закона О Прибыли), а значит, валовые доходы при этом не возникают. Подробнее - см. статью Л. Карпова в "Бухгалтере" № 20'2000 на с. 22. {1} Кстати, из п. 3 письма следует, что отсутствие у комитента аккредитации не является основанием для неуказания его в ГТД. {2} Похожее решение ВАС было принято и в случае, когда в ГТД был "забит" номер другого договора (см. "Вicник Вищого арбiтраж- ного суду Украєни" № 1/99, с. 118-119). {3} См. "Бизнес" ("Золотая библиотека налогоплательщика") № 43/2000, с. 166-167, "Бухгалтерскую газету" № 44'2000, с. 6, и "Тему" в следующем "Бухгалтере". {4} Еще до вступления в силу изменений к ст.8 Закона об НДC ГНАУ в п. 1 письма от 16.06.2000 г. № 8422/7/16-1321 из п/п. 6.2.1 выводила, что "экспорт продукции с привлечением комиссионера не влияет на порядок определения налоговых обязательств. Право на применение нулевой ставки НДС в данном случае имеет только прода- вец экспортоной продукции - ее собственник (комитент)". Сейчас это положение прямо закреплено в п. 8.4 Закона. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 21/00, стр. 20 [01.11.2000] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------