Credo, quia absurdum - Верю, потому что нелепо (лат.)
------------------------------------------------------------------

Учет в "негос" - пока без  86-го;  амортизация:  понижение  вместо
изъятия; 18-й счет и  "превентивные"  затраты;  влияние  налоговых
накладных на "первое событие";  как будут доказывать "фиктивность"

     86-Й ПРИКАЗАЛ ДОЛГО ЖДАТЬ

     Увы, оказались  преждевременными  наши  надежды  на  введение
86-го счета в негосударственных фирмах  ("Бухгалтер"  N  4'99,  с.
22). Пока не произойдут коренные изменения в бухучете, связанные с
рождением нового плана счетов, что планируется на июнь этого  года
(Постановление КМУ от 28.10.98 г. N 1706 - "Бухгалтер" N21-22'98,
с. 8), амортфонд остается лишь в госсекторе.
     Остальные же  целевое  использование  амортизации,  требуемое
последними изменениями в Законе О Прибыли ("Бухгалтер" N 2'99,  с.
7), будут доказывать лишь 900-и (справочной)  строчкой  баланса  -
без введения специального амортфондного счета.
     Причины, в общем-то, понятны: с затратами в учете  корреспон-
дируется не амортизация, а износ, и потому амортфонд при его обра-
зовании пришлось бы корреспондировать с "помойной  ямой"  учета  N
88, создавая на этом специфическом счете дебетовое сальдо. А отри-
цательные спецфонды, по крайней мере - до глубокого реформирования
учета, весьма и весьма непривычны для нашего глаза.
     Даже вводя "88 - 68" по отчислениям в бюджет 10% амортизации,
Минфин указал, что расходоваться при этом могут лишь суммы, накоп-
ленные на определенных субсчетах (они приведены на с. 22).
     В случае же их недостаточности - используется 81-й счет (*).
     Итак, все "негос" пока живут без амортфонда - несмотря на  то
что законодатель фактически его уже ввел, установив для всех целе-
вой характер аморттрат.  Но - раз не с чем  корреспондировать,  то
функции фонда будет выполнять справочная строчка из баланса...

     ПРЕДВКУШАЕМ ПОДВОХ

     Верховная  Рада  морально  созрела  для  отмены   нагловатого
10%-ного налога на амортизацию и замены его  "обычным"  понижением
амортотчислений.  Понижающий коэффициент при этом собирается  быть
0,8. Это, в общем-то, вполне приличная величина.  Если сегодня  на
амортизации выигрывается 30% ее величины (на  налоге  на  прибыль)
минус 10% (которые вносятся в бюджет), то есть получается 20%,  то
с заменой отмены на понижение будет выигрываться 0,8 х 30% =24%.
     Но вот как раз приличность коэффициента 0,8 и отпугивает.  Не
введут ли вместо него чуть позже, скажем, 0,2? С внесением разницы
между 0,2 и 0,8 в Госбюджет?  Что-то  подобное,  кажется,  когдато
где-то уже было...
     Верю, потому что нелепо.

     УГОЛОК ЭКЗОТИКИ

     Любителей вести 18-и счет можно обрадовать: их ждет очередной
кайф.
     На с. 9 мы уже высказались по  поводу  минфиновской  новации,
согласно которой запчасти, несмотря  на  их  неизвестное  будущее,
сначала "на всякий случай" попадают в затраты с последующим их от-
туда - если что не так - исключением (через искусственную  коррек-
тировку остатков на начало отчетного периода).
     То же, видимо, будет касаться и бензина, приобретаемого то ли
для грузовых, то ли для легковых автомобилей: сначала - в  валовые
затраты, а там - будет видно.
     Но куда, в таком случае, "пристегивать" 18-й счет  тем,  кого
угораздило его вести?
     При первом событии - оприходовании запчастей или бензина  бу-
дет: д-т 08 (06), к-т 18 и
     д-т 18, к-т 60.
     При первом событии - оплате их же будет:
     д-т 60, к-т 18 и
     д-т 18, к-т 51.
     При корректировках же по п. 5.9 (исключение из затрат в конце
того периода, когда купили, но  не  использовали;  восстановлением
затратах в конце того  периода,  когда  таки  использовали;  снова
исключение по выяснении, что использовали не туда) - 18-й счет, по
всей видимости, не трогаем. Просто в затраты он идет с учетом 5.9.
     В случае с запчастями, между прочим,  валовые  затраты  через
5.9 убираются "не насовсем", ведь при включении ремонта в  затраты
в рамках 5% будет:
     д-т 20(44), к-т 18,
     д-т 18, к-т 03.
     Если нравится - пожалуйста...

     НАЛОГОВАЯ "УГАДАЙ-КА"

     Общеизвестно, что, пиша налоговую накладную (НН) по оприходо-
ванию - когда оно является первым событием при бартере,- вы должны
составлять ее не на то, что получили, а  на  то,  что  собираетесь
отгружать.
     Точно так же в случае, когда НН составляется  по  предоплате,
вы пишете ее не на деньги, а на свою будущую отгрузку.
     Естественно, что указывать в таком случае надо точное  наиме-
нование предстоящего к отгрузке товара,  его  цену,  количество  и
сумму.
     Но как знать, что будет отгружено?
     В принципе, угадывать ближайшую свою отгрузку не обязательно:
достаточно выбрать что угодно из договора на эту сумму и  это  что
угодно из договора подробно описать в НН.  Дескать, именно это, вы
считаете, вам оплатили, а то, что в ближайшей отгрузке товар может
оказаться иным,- так за него вам  деньги  еще  должны.  Как  и  вы
должны за не отоваренную вами оплату.
     То есть просто висят две встречные задолженности, каковые при
дальнейшем выполнении контракта будут закрываться.
     И все бы ничего - если бы не "первое событие". Ведь, отгружая
него, что было указано в вашей НН, составленной еще  по  получении
денег или - при бартере - встречной  поставке,  вы  не  закрываете
старый долг, а, наоборот, создаете долг новый,  хотя  и  в  другую
сторону.  То есть вместо второго события у вас имеет  место  новое
первое! С соответствующими налоговыми последствиями: снова валовые
доходы и снова налоговые обязательства.
     При бартере же к этой очевидной и несправедливой неприятности
может, чего доброго, добавиться еще и отсрочка  права  на  валовые
затраты и на налоговый кредит - поскольку право это полагается при
встречной, то есть вторособытийной, поставке, а у вас (могут  ска-
зать) имеет место новая первая поставка.
     И хотя вы будете отбиваться, доказывая, что ваша  поставка  -
все равно "в счет  заключительной",-  кровь  из  вас,  безусловно,
попьют.
     Вот к чему приводит то, что в НН вы указали одно, а поставили
(расписавшись в том, что тогда не угадали) совсем  другое.  Вместо
погашения старого долга "возник" долг новый.
     Выручить наверняка в таком случае может лишь корректировка  к
налоговым накладным. Но это - целая песня...

     ФИ-КТИВНОСТЬ: А ДОКАЖИТЕ-КА!

     Мы, безусловно, согласны с тем, что  описанная  на  с.  25-26
этого  выпуска  процедура  доказательства    фиктивности    должна
распространяться и на случай, когда фиктивность  фирмы  становится
основанием для применения косвенных методов взимания НДС (согласно
знаменитому Постановлению КМУ от 18.12.98 г. N 1997).
     Ведь, оперируя термином "фиктивные структуры" ("Бухгалтер"  N
1'99, с. 8), Постановление не утруждает себя его расшифровкой.  Но
чтобы обозвать непонравившуюся фирму фиктивной, нужны, разумеется,
аргументы. Способ-то их добычи как раз и приведен в секретном при-
казе Азарова, о котором идет речь на с. 24-26 (**).
     Могут, правда, сказать, что уже после этого секретного прика-
за вышло секретное письмо ("Бухгалтер" N 24'98, с. 4), где говори-
лось о непризнании налогового кредита у покупателя за вину продав-
ца без всяких там формальностей с доказательствами. Но, во-первых,
приказ "самее" письма, во-вторых, ни один суд то письмо всерьез не
воспринимает; в-третьих же, письмо о фиктивных фирмах вообще ниче-
го не говорило.  Оно лишь задекларировало "идею" и  самостоятельно
мыслящими инспекторами-администраторами игнорируется ввиду элемен-
тарно легкого отсуживания свершенных по  этому  письму  фискальных
деяний, за каковое  отсуживание  их  (инспекторов-администраторов)
тоже не очень гладят по головке (***).
     Иное дело - Постанова "номер позапрошлый год".  Вот  там  уже
действительно насчет фиктивных. Здесь-то и поможет избежать произ-
вола практически невыполнимый для  налоговиков  механизм  из  аза-
ровского приказа.
     Ремарка по ходу.  Одна умная инспекция-администрация оштрафо-
вала за "липовый" налоговый кредит фирму, имевшую сношения с якобы
"фиктивной", хотя "фиктивная" эта была незадолго  до  этого  заре-
гистрирована в той самой налоговой! Каково?
     Если она фиктивная, зачем же вы, ...,  уважаемые  налоговики,
ее регистрировали?
     Ах, вы не знали? Так и предприятие не знало! Но вы не  знали,
выпуская джина из бутылки,- вам ничего, вам можно!  А  предприятие
не знало - так его и дебета лишаете, да еще и штрафуете!!!
     Поговорили бы о совести, но этот термин (уже всем понятно)  -
не для вас...
     Между тем даже "фиктивная" фирма, где всё насквозь  -  крими-
нальное и подставное, может - для  разнообразия  -  выполнить  па-
ру-тройку нормальных сделок. Допустим даже, что для конспирации.
     Так почему те невинные, которые с ней честно работали, должны
страдать и отвечать своим налоговым кредитом,  да  еще  и  штрафо-
ваться?
     Или, по-вашему, "лес рубят - щепки летят"?  Но,  разбомбив  в
щепки предприятия, кого вы завтра будете штрафовать? За счет  кого
вы кормиться-то собираетесь, ненасытные?..

------------------------------------------------------------------
*   Впрочем, минфиновские источники несколько не вяжутся  с  пози-
    цией профильного Комитета Верховной Рады, всерьез полагающего,
    что 10%-ный  налог  вообще  должен  идти  на  валовые  затраты
    (письмо Комитета ВР по  вопросам  финансов  и  банковской дея-
    тельности [для смелых] от 16.03.99 г. N 06-10/177  -  "Бухгал-
    терская газета" N11'99, с. 4-5).
**  Кстати, о секретности.  Это какую же надо иметь  совесть  (или
    полное ее отсутствие), чтобы утаивать такие вещи от плательщи-
    ков! Пишут, ..., друг другу, каким нас наказывать, а мы, выхо-
    дит, и знать не должны! Если это - не  беспредел,  то  что  же
    тогда беспредел? И ведь нет на них управы! Нет ли?
*** "Имидж", видите ли, портят.  Да было б что портить, какой  там
    имидж, прости, Господи...

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
N 5-6/99, стр. 30
март 1999 г.
[01.03.1999]
Александр Кирш
главный редактор
------------------------------------------------------------------