(Емблема Співдружності Незалежних Держав)
СПІВДРУЖНІСТЬ НЕЗАЛЕЖНИХ ДЕРЖАВ
РАДА ГЛАВ ДЕРЖАВ

Рішення

про Правила процедури Ради глав держав, Ради глав урядів, Ради міністрів закордонних справ та Економічної ради Співдружності Незалежних Держав (укр/рос)

Кишинів, 9 жовтня 2009 року
( Про приєднання до Рішення див. Указ Президента N 1041/2010 (1041/2010) від 19.11.2010 )
Дата підписання:
Дата приєднання України:
Дата набрання чинності для України:
09.10.2009
19.11.2010
01.12.2010
Офіційний переклад
Рада глав держав Співдружності Незалежних Держав
вирішила:
1. Затвердити Правила процедури Ради глав держав, Ради глав урядів, Ради міністрів закордонних справ та Економічної ради Співдружності Незалежних Держав (додаються).
2. Визнати таким, що втратили чинність, Правила процедури Ради глав держав, Ради глав урядів, Ради міністрів закордонних справ та Економічної ради Співдружності Незалежних Держав (997_788) , прийняті Рішенням Ради глав держав Співдружності Незалежних Держав від 7 жовтня 2002 року.
 Від Азербайджанської Республіки        Від Російської Федерації
 (Підпис)                               (Підпис)
 Від Республіки Білорусь                Від Республіки Таджикистан
 (Підпис)                               (Підпис)
 Від Республіки Вірменія                Від Туркменістану
 (Підпис)                               -
 Від Республіки Казахстан               Від Республіки Узбекистан
 (Підпис)                               (Підпис)
 Від Киргизької Республіки              Від України
 (Підпис)                               -
 Від Республіки Молдова
 (Підпис)

ЗАТВЕРДЖЕНІ
Рішенням Ради глав
держав СНД про Правила
процедури Ради глав держав,
Ради глав урядів,
Ради міністрів закордонних
справ та Економічної ради
Співдружності Незалежних
Держав
від 9 жовтня 2009 року

ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРИ

Ради глав держав, Ради глав урядів, Ради міністрів закордонних справ та Економічної ради Співдружності Незалежних Держав

Ці Правила процедури визначають порядок роботи Ради глав держав, Ради глав урядів, Ради міністрів закордонних справ та Економічної ради Співдружності Незалежних Держав (далі - Ради), організацію їхніх засідань та процедуру підготовки й прийняття документів, що вносяться на їхній розгляд.

Правило 1

ЗАСІДАННЯ

1. Упродовж року, як правило, проводяться одне чергове - у грудні та одне неформальне - у травні засідання Ради глав держав, два засідання Ради глав урядів, а також не менше двох засідань Ради міністрів закордонних справ. Напередодні чергових засідань Ради глав держав, як правило, проводяться засідання Ради міністрів закордонних справ. Економічна рада проводить засідання, як правило, один раз на квартал.
2. Неформальне засідання Ради глав держав скликається за ініціативою принаймні однієї з держав - учасниць СНД (далі - держави-учасниці). Пропозиція про проведення такого засідання надсилається до інших держав-учасниць через Виконавчий комітет Співдружності Незалежних Держав (далі - Виконавчий комітет).
Рада глав урядів, Рада міністрів закордонних справ та Економічна рада можуть проводити неформальні засідання за ініціативою однієї з держав-учасниць.
Неформальне засідання проводиться у форматі, пропонованому державою, у якій проводиться таке засідання, з урахуванням можливих побажань учасників засідання.
3. Підготовку чергового засідання здійснює Виконавчий комітет спільно з державою-учасницею, у якій проводиться таке засідання.
Підготовку неформального засідання здійснює держава-учасниця, у якій проводиться таке засідання, у разі необхідності, із залученням Виконавчого комітету.
4. Засідання Ради глав держав, Ради глав урядів та Ради міністрів закордонних справ проводяться в місті Мінськ або, за домовленістю, в одному з інших міст держав-учасниць, а засідання Економічної ради, - як правило, у місті Москва.
5. На засіданнях Рад визначаються дата й місце наступних засідань.
За неможливості проведення чергового засідання в погоджені раніше строки та (або) місці головування через Виконавчий комітет пропонує та погоджує з державами-учасницями нову дату й (або) місце його проведення.
6. Позачергове засідання Ради може проводитися за її рішенням чи за рішенням вищої Ради. Позачергове засідання Ради може також скликатися головуванням за ініціативою однієї з держав-учасниць.
Держава-учасниця, яка ініціює позачергове засідання, надсилає головуванню через Виконавчий комітет звернення з обґрунтуванням необхідності скликання такого засідання, а також пропозиції про дату й місце його проведення, проекти порядку денного та документів з пропонованих до розгляду питань для надсилання до держав-учасниць.

Правило 2

ПОРЯДОК УНЕСЕННЯ ПРОЕКТІВ ДОКУМЕНТІВ. ПІДГОТОВКА ДОКУМЕНТІВ

1. Проекти документів для розгляду на засіданнях Ради вносяться державами-учасницями, а також органами Співдружності відповідно до їхньої компетенції.
2. Проекти документів з матеріалами, що обґрунтовують необхідність їхнього прийняття, надсилаються до Виконавчого комітету, який розсилає їх для розгляду державам-учасницям і потім зводить зауваження та пропозиції, що надійшли.
3. Для доопрацювання та погодження проектів документів, як правило, створюються експертні групи із числа представників держав-учасниць та органів Співдружності.
Засідання експертних груп проводяться відповідно до Порядку підготовки та проведення засідань експертних груп з погодження проектів документів Співдружності Незалежних Держав. Організація роботи експертних груп покладається на Виконавчий комітет.
4. Для розробки проектів документів рішеннями Рад можуть створюватися міждержавні робочі групи на рівні старших посадових осіб, що працюють за власним регламентом, який ураховує специфіку документа, що готується.
5. Проекти документів, підготовлені державами-учасницями та органами Співдружності для розгляду Радою глав держав і Радою глав урядів, після їхнього експертно-правового опрацювання розглядаються Радою міністрів закордонних справ та (або) Економічною радою відповідно до їхньої компетенції.

Правило 3

ФОРМУВАННЯ ПОРЯДКІВ ДЕННИХ ЧЕРГОВИХ ЗАСІДАНЬ

1. Виконавчий комітет спільно з Радою постійних повноважних представників держав - учасниць Співдружності при статутних та інших органах Співдружності формує проекти порядків денних засідань Ради глав держав, Ради глав урядів, Ради міністрів закордонних справ та, погодивши їх із головуванням у робочому порядку, розсилає з проектами документів до держав-учасниць і заінтересованих органів Співдружності не пізніше ніж за 45 днів до початку засідань зазначених Рад.
2. Проект порядку денного Ради глав держав формується з урахуванням того, що для обговорення на черговому засіданні цієї Ради вноситься, як правило, одна основна тема, яка торкається інтересів усіх держав-учасниць, інформація про результати діяльності діючого головування, а також інформація про пріоритети роботи подальшого головування.
3. До проектів порядків денних засідань Рад уключаються проекти документів, що пройшли необхідні експертні та внутрішньодержавні погодження.
4. Проект порядку денного засідання Економічної ради формується в Комісії з економічних питань при Економічній раді з використанням викладеної вище процедури.
5. Виконавчий комітет формує пакет документів і матеріалів з кожного з питань порядку денного.
6. Держави-учасниці можуть упродовж названого вище строку вносити вмотивовані пропозиції стосовно вилучення питань з проектів порядків денних або стосовно включення додаткових питань до проектів порядків денних. Такі пропозиції надсилаються до Виконавчого комітету шляхом дипломатичного листування з обґрунтуванням пропозиції. Коментарі та (або) пропозиції держав-учасниць із цих питань доводяться Виконавчим комітетом до відома решти держав-учасниць.
7. Редакційні зауваження та пропозиції до проекту документа, що надійшли після формування проекту порядку денного, погоджуються державами-учасницями через Виконавчий комітет у робочому порядку. Якщо зміст і характер зауважень та пропозицій не дозволяє погодити проект документа до засідання Ради, рішення про подальший його розгляд ухвалюється на засіданні Ради.
8. Пропозицію про включення додаткових питань до порядку денного може бути внесено безпосередньо на засіданні Ради під час обговорення проекту порядку денного.
9. Напередодні засідань Рад проводиться погоджувальна нарада представників держав-учасниць, де обговорюються питання проекту порядку денного та, у міру можливості, знімаються наявні розбіжності.
10. Остаточне рішення стосовно порядку денного ухвалюється безпосередньо на засіданні Ради.

Правило 4

ДЕЛЕГАЦІЇ

1. Офіційна делегація держави-учасниці для участі в засіданні Ради, як правило, складається з глави делегації та 5 членів делегації.
2. Персональний склад офіційної делегації та супровідних осіб повідомляється державою-учасницею державі, що приймає, та Виконавчому комітету, як правило, не пізніше ніж за 5 днів до початку засідання Ради.
Кількість осіб, які супроводжують офіційну делегацію, визначається державою-учасницею за погодженням з державою, що приймає.
3. Якщо офіційну делегацію очолює не член Ради, а вповноважена особа, потрібне пред'явлення повноважень для участі в засіданні Ради.
Повноваження пред'являються через Виконавчий комітет Голові Ради, який інформує учасників засідання про повноваження.

Правило 5

ГОЛОВУВАННЯ. ФУНКЦІЇ ГОЛОВИ НА ЗАСІДАННІ

1. Член Ради від держави-учасниці, що здійснює функції головування в СНД, є Головою Ради, відповідно члени Ради від держав-учасниць, які здійснюють співголовування в СНД, - співголовами.
2. Голова Ради:
відкриває та закриває засідання;
веде засідання, у тому числі подає на затвердження порядок денний засідання та регламент роботи, надає слово для доповідей і виступів, уносить на розгляд проекти документів і пропозиції з питань, що розглядаються;
підписує протокольні рішення Ради;
забезпечує дотримання цих Правил процедури.
3. У разі відсутності Голови на засіданні Ради його обов'язки покладаються на одного зі співголів, якщо інше не буде ухвалено на засіданні Ради.
4. Під час розгляду питань, переданих відповідно до Положення про головування у Співдружності Незалежних Держав співголовуванню, засідання Ради веде відповідний співголова Ради.

Правило 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕННЯ ЗАСІДАНЬ

1. Порядок проведення засідань визначається главами делегацій за участю Голови Виконавчого комітету на підставі пропозиції держави-учасниці.
2. Делегація кожної держави-учасниці має один голос.
3. Процедурні питання, у тому числі ті, що стосуються відкриття-закриття засідання, його ведення, унесення пропозицій стосовно проекту порядку денного та прийняття порядку денного, регламенту роботи, надання слова спостерігачам, вирішуються простою більшістю голосів присутніх на засіданні.
4. Кожний член Ради (глава делегації) може в будь-який момент виступити з порядку ведення. Голова негайно надає для цього слово. Той, хто виступає з порядку ведення, не може говорити по суті питання, що розглядається. Пропозиції стосовно порядку ведення ставляться Головою на голосування без обговорення.
5. Під час обговорення питань порядку денного Голова Виконавчого комітету доповідає про ступінь їхньої готовності.
6. Кожний член Ради (глава делегації) може зробити заяву стосовно обговорюваного питання порядку денного, яка долучається до матеріалів засідання.
7. Під час обговорення питань порядку денного за необхідності слово надається Голові Виконавчого комітету, працівникам Виконавчого комітету, представникам держав-учасниць або органів СНД, які ініціювали це питання порядку денного, особам, які головували на засіданнях експертних груп, що погоджували проекти документів.
8. Пропозиції до проектів документів, що вносяться під час засідання, подаються, як правило, у письмовій формі та розповсюджуються серед учасників засідання.
9. У разі необхідності за згодою простої більшості членів Ради (глав делегацій) для погодження спірних питань, що виникли в ході обговорення, може бути створено робочі (експертні) групи.
10. Наприкінці засідання Ради підписуються погоджені документи.

Правило 7

ДОКУМЕНТИ ТА ПОРЯДОК ЇХНЬОГО ПРИЙНЯТТЯ

1. На засіданнях Рад укладаються міжнародні договори, приймаються рішення, заяви та звернення.
2. Укладення міжнародних договорів у рамках СНД, набрання ними чинності, застосування, тлумачення, унесення змін, вихід з договорів, припинення та призупинення дії, а також порядок формулювання застережень здійснюються відповідно до Віденської конвенції про право міжнародних договорів 1969 року (995_118) .
3. Рішення, що приймаються Радами в рамках їхньої компетенції, підписуються членами Ради (главами делегацій).
Рішення з питань організаційного, рекомендаційного та інформаційного характеру приймаються у формі протокольних рішень і підписуються Головою Ради.
4. Рішення Рад набирають чинності від дати прийняття, якщо в самому рішенні не зазначено іншого порядку.
5. Рішення Рад приймаються консенсусом. Консенсус визначається як відсутність офіційного заперечення принаймні однієї з держав-учасниць, яке висувається нею як таке, що становить перешкоду для прийняття рішення з питання, яке розглядається.
Держава-учасниця може заявити про свою незаінтересованість у тому чи тому питанні, що не є перешкодою для прийняття рішення. Відсутність того чи того члена Ради на засіданні не вважається запереченням з боку відповідної держави-учасниці та не є перешкодою для прийняття рішень на цьому засіданні.
6. Під час підписання рішення держава-учасниця може зробити інтерпретаційну заяву, що додається до рішення.
7. Держави-учасниці, які не беруть участі в прийнятті рішень, можуть у подальшому приєднатися до них шляхом письмового повідомлення Виконавчому комітету.
8. Держава-учасниця може вийти з рішення, повідомивши про це через Виконавчий комітет іншим державам-учасницям.
9. За необхідності прийняття рішень у проміжках між засіданнями Рад Виконавчий комітет за вказівкою Голови відповідної Ради організовує впродовж установленого ним строку прийняття рішення з використанням оригіналу підпису кожного із членів Ради. Датою прийняття рішення вважається дата останнього підпису членів Ради, які беруть участь у підписанні.
10. Рада може прийняти рішення шляхом процедури умовчання. Тривалість періоду умовчання кожного разу визначається Радою, а в період між її засіданнями - Головою Ради.
Умовчання вважається порушеним, якщо до закінчення його строку держава-учасниця письмово через Виконавчий комітет повідомляє державам-учасницям про відсутність консенсусу стосовно цього рішення.
У разі незаінтересованості в участі в рішенні, яка не перешкоджає його прийняттю, держава-учасниця письмово інформує про це решту держав-учасниць через Виконавчий комітет, що не є порушенням періоду умовчання.
Датою прийняття рішення за допомогою процедури умовчання вважається дата, наступна за датою закінчення періоду умовчання. Про прийняття рішення Виконавчий комітет інформує членів Ради та розсилає текст документа.

Правило 8

ПРИСУТНІ

1. На засіданні Ради, крім членів офіційних делегацій, можуть бути присутніми такі особи:
постійні повноважні представники держав - учасниць Співдружності при статутних та інших органах Співдружності, якщо їх не включено до складу офіційних делегацій держав-учасниць, - за посадою;
повноважні представники держав-учасниць у Комісії з економічних питань при Економічній раді, якщо їх не включено до складу офіційних делегацій держав-учасниць, - у засіданнях Ради глав урядів та Економічної ради за посадою;
експерти держав-учасниць, кількісний склад яких погоджується з державою, що приймає;
доповідачі з питань порядку денного;
працівники Виконавчого комітету - відповідно до покладених на них обов'язків стосовно організації засідань;
особи, які призначаються Радою на посаду в органах СНД, - як правило, під час затвердження їх Радою, якщо Рада не ухвалить іншого рішення.
2. Виконавчим комітетом за погодженням з повноважними представниками держав - учасниць Співдружності на засідання Рад можуть запрошуватися керівники органів СНД, представники державних органів та громадських організацій держав-учасниць із питань, які належать до діяльності відповідних органів і які включено до проекту порядку денного засідання.
3. Будь-яка держава-учасниця може виступати як спостерігач.
За пропозицією держави-учасниці, погодженою з усіма державами-учасницями, на засідання Рад Виконавчим комітетом можуть запрошуватись як спостерігачі представники держав, що не є учасницями Співдружності, а також представники міжнародних організацій.
4. Спостерігачі не беруть участі в обговоренні питань порядку денного, голосуванні та виробленні документів.
5. Питання про присутність акредитованих представників засобів масової інформації на засіданнях Рад вирішується в кожному конкретному випадку за спільною згодою членів Ради (глав делегацій).

Правило 9

РОБОЧА МОВА

Робочою мовою Рад є російська мова.

Правило 10

СТЕНОГРАМА ТА ПРОТОКОЛ. РОЗСИЛКА ДОКУМЕНТІВ

1. За підсумками засідань Рад Виконавчий комітет спільно з державою, що приймає, складає стенограми та розсилає їх не пізніше ніж за 30 днів з дня закінчення засідання.
Стенограми засідань у широкому форматі є документами для службового користування та розсилаються державам-учасницям.
Стенограми засідань у вузькому форматі є таємними документами та розсилаються лише членам Рад. Держави-учасниці забезпечують їхню конфіденційність відповідно до національного законодавства.
2. За підсумками засідання складається протокол, який підписується Головою Виконавчого комітету. Копія протоколу надсилається до держав-учасниць і статутних органів Співдружності не пізніше ніж через 30 днів з дня закінчення засідання.
Виконавчий комітет розсилає державам-учасницям засвідчені автентичні копії документів, прийнятих Радою глав держав та Радою глав урядів, а також копії документів, прийнятих Радою міністрів закордонних справ та Економічною радою, не пізніше ніж через 30 днів з дня закінчення засідання.

Правило 11

ПУБЛІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ

Прийняті Радами документи, відкриті для друку, підлягають опублікуванню у виданні Єдиного реєстру правових актів й інших документів Співдружності Незалежних Держав та розміщуються на сайті Виконавчого комітету.

Решение

о Правилах процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств

(Кишинев, 9 октября 2009 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств.
2. Признать утратившими силу Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств (997_788) , принятые Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года.
                                                         (Подписи)
Утверждены
Решением
Совета глав государств СНГ
о Правилах процедуры
Совета глав государств,
Совета глав правительств,
Совета министров иностранных
дел и Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
от 9 октября 2009 года

ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ

СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ, СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ, СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Настоящие Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств (далее - Советы), организацию их заседаний и процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

Правило 1

Заседания

1. В течение года, как правило, проводятся одно очередное - в декабре и одно неформальное - в мае заседания Совета глав государств, два заседания Совета глав правительств, а также не менее двух заседаний Совета министров иностранных дел. Накануне очередных заседаний Совета глав государств, как правило, проводятся заседания Совета министров иностранных дел. Экономический совет проводит заседания, как правило, один раз в квартал.
2. Неформальное заседание Совета глав государств созывается по инициативе хотя бы одного из государств-участников СНГ (далее - государства-участники). Предложение о проведении такого заседания направляется в другие государства-участники через Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств (далее - Исполнительный комитет).
Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и Экономический совет могут проводить неформальные заседания по инициативе одного из государств-участников.
Неформальное заседание проводится в формате, предлагаемом государством, в котором проводится такое заседание, с учетом возможных пожеланий участников заседания.
3. Подготовку очередного заседания осуществляет Исполнительный комитет совместно с государством-участником, в котором проводится такое заседание.
Подготовку неформального заседания осуществляет государство-участник, в котором проводится такое заседание, в случае необходимости, с привлечением Исполнительного комитета.
4. Заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел проводятся в городе Минске или, по договоренности, в одном из других городов государств-участников, а заседания Экономического совета, - как правило, в городе Москве.
5. На заседаниях Советов определяются дата и место проведения следующих заседаний.
При невозможности проведения очередного заседания в согласованные ранее сроки и/или месте председательство через Исполнительный комитет предлагает и согласовывает с государствами-участниками новую дату и/или место его проведения.
6. Внеочередное заседание Совета может проводиться по его решению или по решению вышестоящего Совета. Внеочередное заседание Совета может также созываться председательством по инициативе одного из государств-участников.
Государство-участник, инициирующее внеочередное заседание, направляет председательству через Исполнительный комитет обращение с обоснованием необходимости созыва такого заседания, а также предложения о дате и месте его проведения, проекты повестки дня и документов по предлагаемым к рассмотрению вопросам для направления в государства-участники.

Правило 2

Порядок внесения проектов документов. Подготовка документов

1. Проекты документов для рассмотрения на заседаниях Советов вносятся государствами-участниками, а также органами Содружества в соответствии с их компетенцией.
2. Проекты документов с материалами, обосновывающими необходимость их принятия, направляются в Исполнительный комитет, который рассылает их для рассмотрения государствам-участникам и затем сводит поступившие замечания и предложения.
3. Для доработки и согласования проектов документов, как правило, создаются экспертные группы из числа представителей государств-участников и органов Содружества.
Заседания экспертных групп проводятся в соответствии с Порядком подготовки и проведения заседаний экспертных групп по согласованию проектов документов Содружества Независимых Государств. Организация работы экспертных групп возлагается на Исполнительный комитет.
4. Для разработки проектов документов решениями Советов могут создаваться межгосударственные рабочие группы на уровне старших должностных лиц, работающие по собственному регламенту, учитывающему специфику готовящегося документа.
5. Проекты документов, подготовленные государствами-участниками и органами Содружества для рассмотрения Советом глав государств и Советом глав правительств, после их экспертно-правовой проработки рассматриваются Советом министров иностранных дел и/или Экономическим советом в соответствии с их компетенцией.

Правило 3

Формирование повесток дня очередных заседаний

1. Исполнительный комитет совместно с Советом постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества формирует проекты повесток дня заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и, согласовав их с председательством в рабочем порядке, рассылает с проектами документов в государства-участники и заинтересованные органы Содружества не позднее чем за 45 дней до начала заседаний указанных Советов.
2. Проект повестки дня Совета глав государств формируется с учетом того, что для обсуждения на очередном заседании данного Совета вносится, как правило, одна основная тема, затрагивающая интересы всех государств-участников, информация о результатах деятельности действующего председательства, а также информация о приоритетах работы последующего председательства.
3. В проекты повесток дня заседаний Советов включаются проекты документов, прошедшие необходимые экспертные и внутригосударственные согласования.
4. Проект повестки дня заседания Экономического совета формируется в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете с использованием вышеизложенной процедуры.
5. Исполнительный комитет формирует пакет документов и материалов по каждому из вопросов повестки дня.
6. Государства-участники могут в течение вышеназванного срока вносить мотивированные предложения по исключению вопросов из проектов повесток дня либо по включению дополнительных вопросов в проекты повесток дня. Такие предложения направляются в Исполнительный комитет путем дипломатической переписки с обоснованием предложения. Комментарии и/или предложения государств-участников по этим вопросам доводятся Исполнительным комитетом до сведения остальных государств-участников.
7. Редакционные замечания и предложения по проекту документа, поступившие после формирования проекта повестки дня, согласуются государствами-участниками через Исполнительный комитет в рабочем порядке. Если смысл и характер замечаний и предложений не позволяет согласовать проект документа до заседания Совета, решение о дальнейшем его рассмотрении принимается на заседании Совета.
8. Предложение о включении дополнительных вопросов в повестку дня может быть внесено непосредственно на заседании Совета при обсуждении проекта повестки дня.
9. Накануне заседаний Советов проводится согласительное совещание представителей государств-участников, где обсуждаются вопросы проекта повестки дня и, по мере возможности, снимаются имеющиеся разногласия.
10. Окончательное решение по повестке дня принимается непосредственно на заседании Совета.

Правило 4

Делегации

1. Официальная делегация государства-участника для участия в заседании Совета, как правило, состоит из главы делегации и 5 членов делегации.
2. Персональный состав официальной делегации и сопровождающих лиц сообщается государством-участником принимающему государству и Исполнительному комитету, как правило, не позднее чем за 5 дней до начала заседания Совета.
Количество лиц, сопровождающих официальную делегацию, определяется государством-участником по согласованию с принимающим государством.
3. Если официальную делегацию возглавляет не член Совета, а уполномоченное лицо, требуется предъявление полномочий для участия в заседании Совета.
Полномочия предъявляются через Исполнительный комитет Председателю Совета, который информирует участников заседания о полномочиях.

Правило 5

Председательство. Функции Председателя на заседании

1. Член Совета от государства-участника, осуществляющего функции председательства в СНГ, является Председателем Совета, соответственно члены Совета от государств-участников, осуществляющих сопредседательство в СНГ, - сопредседателями.
2. Председатель Совета:
открывает и закрывает заседание;
ведет заседание, в том числе представляет на утверждение повестку дня заседания и регламент работы, предоставляет слово для докладов и выступлений, вносит на рассмотрение проекты документов и предложения по рассматриваемым вопросам;
подписывает протокольные решения Совета;
обеспечивает соблюдение настоящих Правил процедуры.
3. В случае отсутствия Председателя на заседании Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей, если иное не будет решено на заседании Совета.
4. При рассмотрении вопросов, переданных в соответствии с Положением о председательстве в Содружестве Независимых Государств сопредседательству, заседание Совета ведет соответствующий сопредседатель Совета.

Правило 6

Порядок проведения заседаний

1. Порядок проведения заседаний определяется главами делегаций с участием Председателя Исполнительного комитета на основании предложения государства-участника.
2. Делегация каждого государства-участника имеет один голос.
3. Процедурные вопросы, в том числе касающиеся открытия/закрытия заседания, его ведения, внесения предложений по проекту повестки дня и принятия повестки дня, регламента работы, предоставления слова наблюдателям, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.
4. Каждый член Совета/глава делегации может в любой момент выступить по порядку ведения. Председатель незамедлительно предоставляет для этого слово. Выступающий по порядку ведения не может говорить по существу рассматриваемого вопроса. Предложения по порядку ведения ставятся Председателем на голосование без обсуждения.
5. При обсуждении вопросов повестки дня Председатель Исполнительного комитета докладывает о степени их готовности.
6. Каждый член Совета/глава делегации может сделать заявление по обсуждаемому вопросу повестки дня, которое приобщается к материалам заседания.
7. При обсуждении вопросов повестки дня при необходимости слово предоставляется Председателю Исполнительного комитета, сотрудникам Исполнительного комитета, представителям государств-участников либо органов СНГ, инициировавших данный вопрос повестки дня, лицам, председательствовавшим на заседаниях экспертных групп, согласовывавших проекты документов.
8. Предложения к проектам документов, вносимые в ходе заседания, предоставляются, как правило, в письменной форме и распространяются среди участников заседания.
9. В случае необходимости с согласия простого большинства членов Совета/глав делегаций для согласования спорных вопросов, возникших в ходе обсуждения, могут быть созданы рабочие (экспертные) группы.
10. В конце заседания Совета подписываются согласованные документы.

Правило 7

Документы и порядок их принятия

1. На заседаниях Советов заключаются международные договоры, принимаются решения, заявления и обращения.
2. Заключение международных договоров в рамках СНГ, их вступление в силу, применение, толкование, внесение изменений, выход из договоров, прекращение и приостановление действия, а также порядок формулирования оговорок осуществляются в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года (995_118) .
3. Решения, принимаемые Советами в рамках их компетенции, подписываются членами Советов/главами делегаций.
Решения по вопросам организационного, рекомендательного и информационного характера принимаются в форме протокольных решений и подписываются Председателем Совета.
4. Решения Советов вступают в силу с даты принятия, если в самом решении не указан иной порядок.
5. Решения Советов принимаются консенсусом. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения хотя бы одного из государств-участников, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.
Государство-участник может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения. Отсутствие того или иного члена Совета на заседании не считается возражением со стороны соответствующего государства-участника и не является препятствием для принятия решений на этом заседании.
6. При подписании решения государство-участник может сделать интерпретирующее заявление, которое прилагается к решению.
7. Государства-участники, не участвующие в принятии решений, могут в дальнейшем присоединиться к ним путем письменного уведомления Исполнительного комитета.
8. Государство-участник может выйти из решения, уведомив об этом через Исполнительный комитет другие государства-участники.
9. При необходимости принятия решений в промежутках между заседаниями Советов Исполнительный комитет по указанию Председателя соответствующего Совета организует в течение установленного им срока принятие решения с использованием подлинника подписи каждого из членов Совета. Датой принятия решения считается дата последней подписи участвующих в подписании членов Совета.
10. Совет может принять решение путем процедуры умолчания. Длительность периода умолчания каждый раз определяется Советом, а в период между его заседаниями - Председателем Совета.
Умолчание считается нарушенным, если до истечения его срока государство-участник письменно через Исполнительный комитет уведомляет государства-участники об отсутствии консенсуса по данному решению.
В случае незаинтересованности в участии в решении, не препятствующей его принятию, государство-участник письменно информирует об этом остальные государства-участники через Исполнительный комитет, что не является нарушением периода умолчания.
Датой принятия решения посредством процедуры умолчания считается дата, следующая за датой истечения периода умолчания. О принятии решения Исполнительный комитет информирует членов Совета и рассылает текст документа.

Правило 8

Присутствующие

1. На заседаниях Советов, кроме членов официальных делегаций, могут присутствовать следующие лица:
постоянные полномочные представители государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества, если они не включены в состав официальных делегаций государств-участников, - по должности;
полномочные представители государств-участников в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете, если они не включены в состав официальных делегаций государств-участников, - в заседаниях Совета глав правительств и Экономического совета по должности;
эксперты государств-участников, количественный состав которых согласовывается с принимающим государством;
докладчики по вопросам повестки дня;
сотрудники Исполнительного комитета - в соответствии с возложенными на них обязанностями по организации заседаний;
лица, назначаемые Советом на должность в органах СНГ, - как правило, при утверждении их Советом, если Совет не примет иного решения.
2. Исполнительным комитетом по согласованию с полномочными представителями государств-участников Содружества на заседания Советов могут приглашаться руководители органов СНГ, представители государственных органов и общественных организаций государств-участников по вопросам, относящимся к деятельности соответствующих органов и включенным в проект повестки дня заседания.
3. Любое государство-участник может выступать в качестве наблюдателя.
По предложению государства-участника, согласованному со всеми государствами-участниками, на заседания Советов Исполнительным комитетом могут приглашаться в качестве наблюдателей представители государств, не являющихся участниками Содружества, а также представители международных организаций.
4. Наблюдатели не участвуют в обсуждении вопросов повестки дня, голосовании и выработке документов.
5. Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств массовой информации на заседаниях Советов решается в каждом конкретном случае с общего согласия членов Совета/глав делегаций.

Правило 9

Рабочий язык

Рабочим языком Советов является русский язык.

Правило 10

Стенограмма и протокол. Рассылка документов

1. По итогам заседаний Советов Исполнительный комитет совместно с принимающим государством составляет стенограммы и рассылает их не позднее чем через 30 дней со дня окончания заседания.
Стенограммы заседаний в широком формате являются документами для служебного пользования и рассылаются государствам-участникам.
Стенограммы заседаний в узком формате являются секретными документами и рассылаются только членам Советов. Государства-участники обеспечивают их конфиденциальность в соответствии с национальным законодательством.
2. По итогам заседания составляется протокол, который подписывается Председателем Исполнительного комитета. Копия протокола направляется в государства-участники и уставные органы Содружества не позднее чем через 30 дней со дня окончания заседания.
3. Исполнительный комитет рассылает государствам-участникам заверенные аутентичные копии документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств, а также копии документов, принятых Советом министров иностранных дел и Экономическим советом, не позднее чем через 30 дней со дня окончания заседания.

Правило 11

Публикация документов

Принятые Советами документы, открытые для печати, подлежат опубликованию в издании Единого реестра правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств и размещаются на сайте Исполнительного комитета.