НДСные Бермуды. Как вместе с давальческим сырьем может исчезнуть 
                      и налоговый кредит

------------------------------------------------------------------

    Случается, что украинское предприятие вывозит за пределы тамо-
женной  территории Украины сырье для переработки  на  давальческих
условиях, но изготовленная из него продукция обратно не  ввозится,
а реализуется за  рубежом.  Закон  "Об  операциях  с  давальческим
сырьем  во внешнеэкономических  отношениях" ( 327/95-ВР ) подобную
ситуацию  допускает.  Во всяком случае,  в ст. 5  "Порядок  вывоза
давальческого сырья украинского заказчика  за  пределы  таможенной
территории Украины и возврата в Украину готовой продукции"  как  о
само собой разумеющемся говорится о погашении  письменного  обяза-
тельства (п. 4) или векселя (п. 6), выдававшихся  при  вывозе  да-
вальческого  сырья, "в случае ввоза готовой продукции или возврата
в Украину валютной выручки от реализации готовой продукции в  пол-
ном объеме" в пределах 90 календарных дней или другого срока, спе-
циально установленного для отдельных видов операций с давальческим
сырьем.
    Заметим, что для таможенного декларирования  ввозимой  готовой
продукции предусмотрены свои особенности, а вот передекларирование
вывоза давальческого сырья в связи с получением  денежной  выручки
от продажи "за бугром" готовой продукции  вместо  ожидавшегося  ее
ввоза  не предусмотрено.  Этот момент очень важен для целей нашего
дальнейшего рассмотрения, которое  будет  посвящено  исключительно
вопросу  применимости  к описанной  ситуации  нулевой  ставки  НДС
(будем считать, что все остальные вопросы оказались решенными).
    Как известно,  п/п. 6.2.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) устанав-
ливает исчисление НДС по нулевой ставке в отношении продажи  това-
ров, вывезенных (экспортированных) за пределы таможенной  террито-
рии  Украины.  Там же отмечается, что товары считаются вывезенными
(экспортированными), если такой вывоз удостоверен надлежаще оформ-
ленной ГТД.
    Вопрос о том, какую ГТД следует считать  "надлежаще  оформлен-
ной", возникает у экспортеров с завидным постоянством. Практически
классическим  ответом на него можно считать  следующую  цитату  из
письма  ГНАУ и  ГТСУ от 16.06.99 № 8677/7/16-1321 ( v8677225-99 ),
№ 11/1-6489 ( v6489342-99 ):
    "Товары считаются экспортированными за пределы таможенной тер-
ритории Украины в случае, если данный факт удостоверен оформленной
согласно  п. 2 приказа  Гостаможслужбы  от  30.06.98 г.  № 380 "Об
утверждении Порядка заполнения граф грузовой таможенной декларации
в соответствии с таможенными режимами экспорта, импорта, транзита,
временного ввоза (вывоза), таможенного склада, магазина беспошлин-
ной  торговли" ( z0469-98 )грузовой  таможенной  декларацией  типа
"ЕК10"  и  товары  фактически  пересекли  государственную  границу
Украины. Фактический  вывоз товаров за пределы  таможенной границы
подтверждается данными таможенных органов (перечень аннулированных
ГТД, по которым не осуществлялся вывоз товаров, в электронном виде
ежемесячно передается налоговым органам)".
    В этом же письме отмечается (наверное, на всякий случай,  ведь
это и так очевидно), что на вывозимые по любым внешнеэкономическим
договорам товары, оформленные в таможенном отношении в режиме вре-
менного вывоза, нулевая ставка НДС не распространяется.
    Итак, что же мы имеем в нашем случае? Когда вывозится сырье  -
еще  нет никакой продажи и ГТД заполняется для таможенного  режима
"Переработки за пределами таможенной территории"  с  кодом  режима
61. Когда же происходит продажа готовой продукции - никакие  изме-
нения в ГТД, оформленную на давальческое сырье, не вносятся.  Сама
же готовая продукция таможенную границу не пересекает, продажа  ее
происходит за  рубежом и,  если вчитаться в п. 3.1  Закона об НДС,
вообще объектом обложения не является.
    Тогда выходит, что в описанной ситуации не просто нет  нулевой
ставки НДС, а вообще налоговые обязательства по НДС не возникают!
    Какова же судьба "входного" НДС, уплаченного при покупке сырья
на территории Украины?
    При упоминании об операции, не являющейся объектом  обложения,
возникает  мысль о необходимости изъятия "входного" НДС из налого-
вого кредита и включения его в  состав  валовых  затрат.  Но  п/п.
7.4.2 Закона об НДС, предусматривающий подобную переброску НДС  из
налогового кредита в валовые затраты, говорит лишь  об  операциях,
освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом  нало-
гообложения согласно статьям 3 и 5 Закона.
    Разумеется, нашего случая нет ни в 3-й, ни в 5-й статьях Зако-
на об НДС.  Что же касается налогового кредита, то  согласно  п/п.
7.4.1  Закона он складывается из сумм налога, уплаченного  (начис-
ленного) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость
которых относится в состав валовых затрат (что как раз и  имеет
место в нашем случае), или подлежащих амортизации основных  фондов
(нематериальных активов).  Так что, на формальных основаниях попав
в состав налогового кредита, на  таких  же  формальных  основаниях
"входной" НДС по  вывезенному  для  производства  "невозвращенной"
готовой продукции сырью там же и должен оставаться.
    Ни о каком экспортном возмещении  согласно  положениям  ст.  8
Закона об НДС речи быть не может (еще раз повторим: нулевой ставки
НДС в рассматриваемом случае нет), но общий порядок возмещения НДС
из бюджета должен работать.
    Сделанный вывод, возможно, страдает несколько  формальным  его
обоснованием и смущает тех, кому более безопасным (хоть и не выте-
кающим  из текста  Закона буквально) кажется  перенесение  НДС  из
налогового кредита в валовые затраты.  Однако процесс уплаты нало-
гов вообще сильно формализован, так что пусть налоговый  инспектор
покажет вам, где в Законе об НДС описана процедура изъятия НДС  из
налогового кредита именно для рассматриваемого нами случая.
    Среди осторожных возражений можно услышать и ссылку на послед-
нее  предложение п. 5 ст. 5 Закона "Об  операциях  с  давальческим
сырьем во внешнеэкономических отношениях":
    "Налог  на добавленную  стоимость, уплаченный  или  подлежащий
уплате за выполненные работы, предоставленные услуги,  приобретен-
ные  материальные ресурсы, топливо, приобретенные  и  введенные  в
эксплуатацию  основные производственные  фонды  и  взятые  на учет
нематериальные активы, украинскому заказчику не возмещается".
    На это можно заметить, что согласно п. 14 той же ст. 5  "гото-
вая  продукция, изготовленная из давальческого  сырья  украинского
заказчика с учетом требований настоящего Закона, ввозимая на тамо-
женную  территорию  Украины,  освобождается  от обложения  ввозной
таможенной пошлиной, налогами и сборами (кроме акцизных и таможен-
ных сборов), взимаемыми при импорте товаров".
    Сохранилась ли указанная льгота  в отношении "импортного" НДС?
Конечно, нет. Закон "Об операциях с давальческим сырьем во внешне-
экономических  отношениях"  писался  под  то  налоговое  законода-
тельство,  которое существовало на время  его  принятия  (сентябрь
1995 года).  Исключением из общих правил нынешнего Закона  об  НДС
является освобождение от этого налога при ввозе на таможенную тер-
риторию Украины готовой продукции, изготовленной из  давальческого
сырья, вывезенного резидентом до 01.10.97 г., или при условии  по-
несения фактических расходов по договорам на  переработку  даваль-
ческого сырья до указанной  даты (что закреплено в п. 11.9  Закона
об НДС).  Вот для этих исключений  и действует  порядок  обложения
НДС, установленный ст.  5  Закона  "Об  операциях  с  давальческим
сырьем во внешнеэкономических  отношениях",  утратившей  силу  для
всех иных случаев, среди которых и рассматриваемый нами.
    Весьма интересно, кстати, что в п. 62 выпущенных недавно Мето-
дических  рекомендаций "К отдельным вопросам взимания НДС",  дове-
денных в адрес ГНА всех уровней  письмом  ГНАУ  от  16.11.2000  г.
№ 15251/7/16-1201 (см. с. 18 настоящего выпуска),  рассматривается 
в точности  та же  проблема: есть ли налоговый  кредит  у субъекта  
предпринимательской  деятельности, вывезшего за пределы таможенной 
территории Украины давальческое сырье и продавшего готовую продук-
цию за рубежом ?
    Так вот, авторы Методрекомендаций,  не  вдаваясь  в  тонкости,
взяли и сослались на отсутствие возмещения НДС украинскому  заказ-
чику на основании п. 5 ст. 5 Закона "Об операциях  с  давальческим
сырьем во внешнеэкономических отношениях",  упомянув  условия  его
применимости  лишь к "старым" договорам,  закрепленные  в  п. 11.9
Закона об НДС  (мы приводили эти  условия  выше).  И  всё.  Какова
судьба  "входного"  НДС  по сырью  для  "современных" внешнеэконо-
мических давальческих  операций,  завершающихся  продажей  готовой
продукции вне украинской территории, - узнать не удалось.
    Впрочем, интригующая немногословность ГНАУ проявилась и в п. 1
Методрекомендаций, который  тоже  близок  к  рассматриваемой  нами
проблеме, поскольку и в нем идет речь об очень  похожей  ситуации:
предприятие выполняет операции,  то ли освобожденные от  обложения
НДС, то ли не являющиеся объектом обложения, - работы по  ликвида-
ции в Украине боевых ракетных комплексов, финансируемые  США.  При
этом названные операции не упомянуты ни в 3-й, ни  в  5-й  статьях
Закона об НДС, что специально подчеркивается в вопросе.  Имеет  ли
предприятие право отнести в налоговый кредит суммы "входного"  НДС
по приобретенным для выполнения работ товарам (работам, услугам)?
    Увы: ответ ГНАУ и тут не содержит четкого "да"  или  "нет",  а
сводится  к пересказу п/п. 7.4.2 и 7.4.3 в увязке все  с  теми  же
ст. 3 и 5 Закона об НДС.  Трудно даже себе представить, как такого
рода Методрекомендациями будет руководствоваться рядовой налоговый
инспектор...
    Не проясняет ситуацию и довольно обширный материал "Применение
некоторых норм законодательства, регулирующего порядок осуществле-
ния операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических  отноше-
ниях",  опубликованный  в  "Вiснику  податковоє  служби   Украєни"
№ 26/2000 на с. 49-52. Названная статья (авторы - сотрудники нало-
говых органов) среди прочего затрагивает и те случаи, когда  гото-
вая продукция, изготовленная  из  давальческого  сырья  резидента-
заказчика за пределами Украины, там же и реализуется.  Подтвержда-
ется правомерность такого исхода, и констатируется, что  при  пос-
туплении валютных  средств  письменные  обязательства,  дававшиеся
резидентом-заказчиком в отношении ввоза готовой  продукции,  пога-
шаются и финансовые санкции не применяются, поскольку  поступление
валютной выручки не противоречит требованиям Закона "Об  операциях
с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях".
    В дальнейшем же авторы сосредоточиваются  на  том,  что  такая
возможность позволяет осуществлять замаскированный под переработку
давальческого сырья экспорт товаров.  Это актуально прежде всего в
отношении  товаров вроде лома и отходов цветных металлов, "класси-
ческий" экспорт которых ограничен Законом "О  металлоломе"   (а  в
случаях, когда разрешен, соответствующие экспортные контракты под-
лежат регистрации в МВЭСторге {1}, согласованию с  Минпромполитики  
и прочим притеснениям).
    Что же касается проблем со "входным" НДС, то они опять-таки не
удостоились  конкретного внимания и, видимо, сокрыты  в  следующем
совершенно справедливом замечании о наличии "в законодательстве  и
нормативно-правовых актах, которыми установлен порядок осуществле-
ния операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических  отноше-
ниях,  ряда  недостатков и неурегулированностей,  что  приводит  к
наличию большого числа вопросов относительно практического  приме-
нения его норм и созданию определенных условий для различного рода
злоупотреблений и финансовых спекуляций".
    Так что заинтересованный читатель по-прежнему должен самостоя-
тельно решить, готов ли  он  к  формальному  применению  законода-
тельных  норм (прежде всего Закона об НДС) и отстаиванию права  на
"входной" налоговый кредит по  "внешнедавальческому"  сырью,  без-
возвратно покинувшему родную землю.
    В дальнейших поисках прибежища  для  неприкаянного  "входного"
НДС  в нашей своеобразной "давальческо-экспортной" операции  обра-
тимся к декларации по НДС.  В периоде приобретения товара (то есть
того самого сырья, которое впоследствии будет отправлено на "забу-
горную" переработку) соответствующий "входной" НДС  показыается  в
составе налогового кредита по строке  10"а",  если  только  вы  не
знаете (или как будто не знаете), что в дальнейшем его судьба  так
непросто завершится на чужбине.  Это очень важный момент:  если  в
периоде приобретения НДС не включен в налоговый кредит, то  потом,
когда выяснится, что готовая продукция в Украину не заедет, поста-
вить его в налоговый кредит будет крайне сложно.
    Отстаивание же имеющегося налогового кредита в нашей  ситуации
сводится,  напомним, к отсутствию  законодательных  оснований  для
изъятия НДС из налогового кредита.  Что, согласитесь, имеет смысл,
если НДС туда сначала вообще попал.
    Во всяком случае, декларация уже своей формой больше, чем  ка-
кой-либо другой  документ,  мешает  наличию  налогового кредита  в
нашей ситуации: строка 10"б" вбирает в себя операции, не  подлежа-
щие  налогообложению или освобожденные от него не только  согласно
ст. 3 и 5 соответственно, но и согласно другим нормативно-правовым
актам (что, конечно же, является уже "рихтовкой" Закона). И хотя в
нашем случае нет "других нормативно-правовых актов" - просто он не
охвачен существующими - сам факт такого толкования свидетельствует
о склонности налоговиков к мнению о непопадании  НДС  в  налоговый
кредит {2} (по крайней мере, если плательщик с самого начала знает
об использовании товара в  необлагаемых  операциях  независимо  от
причин этой необлагаемости).
    Но в том-то и дело, что наш  внешнеэкономический  давальческий
договор  может изначально не  предусматривать  получение  валютной
выручки  за проданную  без ввоза  в Украину  готовую продукцию.  А
может и предусматривать.  Или, во  всяком  случае,  умалчивать  об
этом (а красноречивым свидетельством  будущих  "манипуляций",  бы-
вает,  служит уже полученная по договору на продажу  этой  готовой
продукции предоплата от нерезидента).
    Знать или не знать, отражать или  не  отражать,  избрать  фор-
мальный  путь (выгодный для себя) или логичный (выгодный для  бюд-
жета) - здесь многое зависит от самого плательщика, который должен
выбрать свой подход и не шарахаться  потом из стороны в сторону. А
если выбрать не можете - завершайте внешнеэкономическое "давальче-
ство" ввозом готовой продукции.  Хотя и в этом  случае  вас  будут
ждать неурегулированные вопросы - но уже другие (например, о праве
на налоговый кредит по НДС при таком ввозе)...


    {1} В настоящее время - в Минэкономики.
    {2} Хотя суду, конечно, их склонности не очень интересны...


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 23/00, стр. 19
[01.12.2000]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------