НДСные Бермуды. Как вместе с давальческим сырьем может исчезнуть и налоговый кредит ------------------------------------------------------------------ Случается, что украинское предприятие вывозит за пределы тамо- женной территории Украины сырье для переработки на давальческих условиях, но изготовленная из него продукция обратно не ввозится, а реализуется за рубежом. Закон "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" ( 327/95-ВР ) подобную ситуацию допускает. Во всяком случае, в ст. 5 "Порядок вывоза давальческого сырья украинского заказчика за пределы таможенной территории Украины и возврата в Украину готовой продукции" как о само собой разумеющемся говорится о погашении письменного обяза- тельства (п. 4) или векселя (п. 6), выдававшихся при вывозе да- вальческого сырья, "в случае ввоза готовой продукции или возврата в Украину валютной выручки от реализации готовой продукции в пол- ном объеме" в пределах 90 календарных дней или другого срока, спе- циально установленного для отдельных видов операций с давальческим сырьем. Заметим, что для таможенного декларирования ввозимой готовой продукции предусмотрены свои особенности, а вот передекларирование вывоза давальческого сырья в связи с получением денежной выручки от продажи "за бугром" готовой продукции вместо ожидавшегося ее ввоза не предусмотрено. Этот момент очень важен для целей нашего дальнейшего рассмотрения, которое будет посвящено исключительно вопросу применимости к описанной ситуации нулевой ставки НДС (будем считать, что все остальные вопросы оказались решенными). Как известно, п/п. 6.2.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) устанав- ливает исчисление НДС по нулевой ставке в отношении продажи това- ров, вывезенных (экспортированных) за пределы таможенной террито- рии Украины. Там же отмечается, что товары считаются вывезенными (экспортированными), если такой вывоз удостоверен надлежаще оформ- ленной ГТД. Вопрос о том, какую ГТД следует считать "надлежаще оформлен- ной", возникает у экспортеров с завидным постоянством. Практически классическим ответом на него можно считать следующую цитату из письма ГНАУ и ГТСУ от 16.06.99 № 8677/7/16-1321 ( v8677225-99 ), № 11/1-6489 ( v6489342-99 ): "Товары считаются экспортированными за пределы таможенной тер- ритории Украины в случае, если данный факт удостоверен оформленной согласно п. 2 приказа Гостаможслужбы от 30.06.98 г. № 380 "Об утверждении Порядка заполнения граф грузовой таможенной декларации в соответствии с таможенными режимами экспорта, импорта, транзита, временного ввоза (вывоза), таможенного склада, магазина беспошлин- ной торговли" ( z0469-98 )грузовой таможенной декларацией типа "ЕК10" и товары фактически пересекли государственную границу Украины. Фактический вывоз товаров за пределы таможенной границы подтверждается данными таможенных органов (перечень аннулированных ГТД, по которым не осуществлялся вывоз товаров, в электронном виде ежемесячно передается налоговым органам)". В этом же письме отмечается (наверное, на всякий случай, ведь это и так очевидно), что на вывозимые по любым внешнеэкономическим договорам товары, оформленные в таможенном отношении в режиме вре- менного вывоза, нулевая ставка НДС не распространяется. Итак, что же мы имеем в нашем случае? Когда вывозится сырье - еще нет никакой продажи и ГТД заполняется для таможенного режима "Переработки за пределами таможенной территории" с кодом режима 61. Когда же происходит продажа готовой продукции - никакие изме- нения в ГТД, оформленную на давальческое сырье, не вносятся. Сама же готовая продукция таможенную границу не пересекает, продажа ее происходит за рубежом и, если вчитаться в п. 3.1 Закона об НДС, вообще объектом обложения не является. Тогда выходит, что в описанной ситуации не просто нет нулевой ставки НДС, а вообще налоговые обязательства по НДС не возникают! Какова же судьба "входного" НДС, уплаченного при покупке сырья на территории Украины? При упоминании об операции, не являющейся объектом обложения, возникает мысль о необходимости изъятия "входного" НДС из налого- вого кредита и включения его в состав валовых затрат. Но п/п. 7.4.2 Закона об НДС, предусматривающий подобную переброску НДС из налогового кредита в валовые затраты, говорит лишь об операциях, освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом нало- гообложения согласно статьям 3 и 5 Закона. Разумеется, нашего случая нет ни в 3-й, ни в 5-й статьях Зако- на об НДС. Что же касается налогового кредита, то согласно п/п. 7.4.1 Закона он складывается из сумм налога, уплаченного (начис- ленного) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых затрат (что как раз и имеет место в нашем случае), или подлежащих амортизации основных фондов (нематериальных активов). Так что, на формальных основаниях попав в состав налогового кредита, на таких же формальных основаниях "входной" НДС по вывезенному для производства "невозвращенной" готовой продукции сырью там же и должен оставаться. Ни о каком экспортном возмещении согласно положениям ст. 8 Закона об НДС речи быть не может (еще раз повторим: нулевой ставки НДС в рассматриваемом случае нет), но общий порядок возмещения НДС из бюджета должен работать. Сделанный вывод, возможно, страдает несколько формальным его обоснованием и смущает тех, кому более безопасным (хоть и не выте- кающим из текста Закона буквально) кажется перенесение НДС из налогового кредита в валовые затраты. Однако процесс уплаты нало- гов вообще сильно формализован, так что пусть налоговый инспектор покажет вам, где в Законе об НДС описана процедура изъятия НДС из налогового кредита именно для рассматриваемого нами случая. Среди осторожных возражений можно услышать и ссылку на послед- нее предложение п. 5 ст. 5 Закона "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях": "Налог на добавленную стоимость, уплаченный или подлежащий уплате за выполненные работы, предоставленные услуги, приобретен- ные материальные ресурсы, топливо, приобретенные и введенные в эксплуатацию основные производственные фонды и взятые на учет нематериальные активы, украинскому заказчику не возмещается". На это можно заметить, что согласно п. 14 той же ст. 5 "гото- вая продукция, изготовленная из давальческого сырья украинского заказчика с учетом требований настоящего Закона, ввозимая на тамо- женную территорию Украины, освобождается от обложения ввозной таможенной пошлиной, налогами и сборами (кроме акцизных и таможен- ных сборов), взимаемыми при импорте товаров". Сохранилась ли указанная льгота в отношении "импортного" НДС? Конечно, нет. Закон "Об операциях с давальческим сырьем во внешне- экономических отношениях" писался под то налоговое законода- тельство, которое существовало на время его принятия (сентябрь 1995 года). Исключением из общих правил нынешнего Закона об НДС является освобождение от этого налога при ввозе на таможенную тер- риторию Украины готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья, вывезенного резидентом до 01.10.97 г., или при условии по- несения фактических расходов по договорам на переработку даваль- ческого сырья до указанной даты (что закреплено в п. 11.9 Закона об НДС). Вот для этих исключений и действует порядок обложения НДС, установленный ст. 5 Закона "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", утратившей силу для всех иных случаев, среди которых и рассматриваемый нами. Весьма интересно, кстати, что в п. 62 выпущенных недавно Мето- дических рекомендаций "К отдельным вопросам взимания НДС", дове- денных в адрес ГНА всех уровней письмом ГНАУ от 16.11.2000 г. № 15251/7/16-1201 (см. с. 18 настоящего выпуска), рассматривается в точности та же проблема: есть ли налоговый кредит у субъекта предпринимательской деятельности, вывезшего за пределы таможенной территории Украины давальческое сырье и продавшего готовую продук- цию за рубежом ? Так вот, авторы Методрекомендаций, не вдаваясь в тонкости, взяли и сослались на отсутствие возмещения НДС украинскому заказ- чику на основании п. 5 ст. 5 Закона "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", упомянув условия его применимости лишь к "старым" договорам, закрепленные в п. 11.9 Закона об НДС (мы приводили эти условия выше). И всё. Какова судьба "входного" НДС по сырью для "современных" внешнеэконо- мических давальческих операций, завершающихся продажей готовой продукции вне украинской территории, - узнать не удалось. Впрочем, интригующая немногословность ГНАУ проявилась и в п. 1 Методрекомендаций, который тоже близок к рассматриваемой нами проблеме, поскольку и в нем идет речь об очень похожей ситуации: предприятие выполняет операции, то ли освобожденные от обложения НДС, то ли не являющиеся объектом обложения, - работы по ликвида- ции в Украине боевых ракетных комплексов, финансируемые США. При этом названные операции не упомянуты ни в 3-й, ни в 5-й статьях Закона об НДС, что специально подчеркивается в вопросе. Имеет ли предприятие право отнести в налоговый кредит суммы "входного" НДС по приобретенным для выполнения работ товарам (работам, услугам)? Увы: ответ ГНАУ и тут не содержит четкого "да" или "нет", а сводится к пересказу п/п. 7.4.2 и 7.4.3 в увязке все с теми же ст. 3 и 5 Закона об НДС. Трудно даже себе представить, как такого рода Методрекомендациями будет руководствоваться рядовой налоговый инспектор... Не проясняет ситуацию и довольно обширный материал "Применение некоторых норм законодательства, регулирующего порядок осуществле- ния операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отноше- ниях", опубликованный в "Вiснику податковоє служби Украєни" № 26/2000 на с. 49-52. Названная статья (авторы - сотрудники нало- говых органов) среди прочего затрагивает и те случаи, когда гото- вая продукция, изготовленная из давальческого сырья резидента- заказчика за пределами Украины, там же и реализуется. Подтвержда- ется правомерность такого исхода, и констатируется, что при пос- туплении валютных средств письменные обязательства, дававшиеся резидентом-заказчиком в отношении ввоза готовой продукции, пога- шаются и финансовые санкции не применяются, поскольку поступление валютной выручки не противоречит требованиям Закона "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях". В дальнейшем же авторы сосредоточиваются на том, что такая возможность позволяет осуществлять замаскированный под переработку давальческого сырья экспорт товаров. Это актуально прежде всего в отношении товаров вроде лома и отходов цветных металлов, "класси- ческий" экспорт которых ограничен Законом "О металлоломе" (а в случаях, когда разрешен, соответствующие экспортные контракты под- лежат регистрации в МВЭСторге {1}, согласованию с Минпромполитики и прочим притеснениям). Что же касается проблем со "входным" НДС, то они опять-таки не удостоились конкретного внимания и, видимо, сокрыты в следующем совершенно справедливом замечании о наличии "в законодательстве и нормативно-правовых актах, которыми установлен порядок осуществле- ния операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отноше- ниях, ряда недостатков и неурегулированностей, что приводит к наличию большого числа вопросов относительно практического приме- нения его норм и созданию определенных условий для различного рода злоупотреблений и финансовых спекуляций". Так что заинтересованный читатель по-прежнему должен самостоя- тельно решить, готов ли он к формальному применению законода- тельных норм (прежде всего Закона об НДС) и отстаиванию права на "входной" налоговый кредит по "внешнедавальческому" сырью, без- возвратно покинувшему родную землю. В дальнейших поисках прибежища для неприкаянного "входного" НДС в нашей своеобразной "давальческо-экспортной" операции обра- тимся к декларации по НДС. В периоде приобретения товара (то есть того самого сырья, которое впоследствии будет отправлено на "забу- горную" переработку) соответствующий "входной" НДС показыается в составе налогового кредита по строке 10"а", если только вы не знаете (или как будто не знаете), что в дальнейшем его судьба так непросто завершится на чужбине. Это очень важный момент: если в периоде приобретения НДС не включен в налоговый кредит, то потом, когда выяснится, что готовая продукция в Украину не заедет, поста- вить его в налоговый кредит будет крайне сложно. Отстаивание же имеющегося налогового кредита в нашей ситуации сводится, напомним, к отсутствию законодательных оснований для изъятия НДС из налогового кредита. Что, согласитесь, имеет смысл, если НДС туда сначала вообще попал. Во всяком случае, декларация уже своей формой больше, чем ка- кой-либо другой документ, мешает наличию налогового кредита в нашей ситуации: строка 10"б" вбирает в себя операции, не подлежа- щие налогообложению или освобожденные от него не только согласно ст. 3 и 5 соответственно, но и согласно другим нормативно-правовым актам (что, конечно же, является уже "рихтовкой" Закона). И хотя в нашем случае нет "других нормативно-правовых актов" - просто он не охвачен существующими - сам факт такого толкования свидетельствует о склонности налоговиков к мнению о непопадании НДС в налоговый кредит {2} (по крайней мере, если плательщик с самого начала знает об использовании товара в необлагаемых операциях независимо от причин этой необлагаемости). Но в том-то и дело, что наш внешнеэкономический давальческий договор может изначально не предусматривать получение валютной выручки за проданную без ввоза в Украину готовую продукцию. А может и предусматривать. Или, во всяком случае, умалчивать об этом (а красноречивым свидетельством будущих "манипуляций", бы- вает, служит уже полученная по договору на продажу этой готовой продукции предоплата от нерезидента). Знать или не знать, отражать или не отражать, избрать фор- мальный путь (выгодный для себя) или логичный (выгодный для бюд- жета) - здесь многое зависит от самого плательщика, который должен выбрать свой подход и не шарахаться потом из стороны в сторону. А если выбрать не можете - завершайте внешнеэкономическое "давальче- ство" ввозом готовой продукции. Хотя и в этом случае вас будут ждать неурегулированные вопросы - но уже другие (например, о праве на налоговый кредит по НДС при таком ввозе)... {1} В настоящее время - в Минэкономики. {2} Хотя суду, конечно, их склонности не очень интересны... ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 23/00, стр. 19 [01.12.2000] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------