Если от перевозки стало меньше ... или больше ------------------------------------------------------------------ Классическая схема транспортировки груза предполагает наличие трех участников процесса: грузоотправителя, перевозчика и грузо- получателя. Наиболее распространенными являются железнодорожные и автотранспортные перевозки. Соответственно, в зависимости от за- действованного транспорта такие существенные моменты, как права и обязанности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, пра- вила взвешивания груза, его приемки-сдачи на разных этапах и т. д., регулируются преимущественно Уставом железных дорог Украины ( 457-98-п ) (далее - Устав) {1} или Правилами перевозов грузов автомобильным транспортом в Украине ( z0128-98 ) (далее - Правила) {2}. И так уж выходит, что независимо от задействованного вида транспорта грузополучателя может поджидать неприятный сюрприз в виде расхождения фактических данных о наименовании, массе и коли- честве мест с указанными в грузосопроводительных документах. О том, как отразить подобное расхождение показателей в бухгалтерском и налоговом учете грузополучателя, и пойдет речь (рассматривать мы будем преимущественно расхождения в данных о массе, так как именно этот вопрос чаще возникает на практике). Если груз перевозился автотранспортом, то руководствоваться в пункте назначения следует "Правилами сдачи грузов", изложенными в п. 13 Правил. Общие положения при этом следующие: - груз сдается перевозчиком грузополучателю в соответствии с товарно-транспортной накладной; - сдача груза по массе и количеству мест проводится в порядке и способом, в соответствии с которыми он был принят от грузоотпра- вителя; - если груз прибыл в неповрежденном кузове автомобиля (прице- пе, цистерне и т. п.) и с неповрежденными пломбами грузоотправите- ля, то он выдается грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест (исключение - нарушение перевоз- чиком сроков или температурного режима при перевозке скоропортя- щихся грузов). Правила утверждены Минтрансом и по большому счету стараются оградить перевозчика от возможного наступления ответственности за несовпадение фактических данных с количественными и качественными показателями, указанными в грузосопроводителъных документах. В этом смысле показателен п. 13.5 Правил: "При определении количества груза при помощи взвешивания Пере- возчик не несет материальной ответственности в случаях расхожде- ния между массой груза, указанной в товарно-транспортных докумен- тах, и фактической массой груза, если разница массы не превышает: а) соответствующих нормативов естественных потерь массы груза, определенных в соответствии с действующим законодательством; б) технических норм точности весов". Случаи освобождения железной дороги от ответственности за уте- рю, недостачу, порчу или повреждение груза, сформулированные в ст. 111 Устава, несколько шире, чем предусмотренные для автопере- возок. Тем не менее следующий фрагмент ст. 52 Устава весьма напо- минает процитированные Правила: "Масса груза считается правильной, если разница в массе, опре- деленной на станции отправления, сравнительно с массой, выявлен- ной на станции назначения, не превышает: в случае недостачи - нормы естественной убыли массы груза и предельного расхождения определения массы нетто; в случае излишка- предельного расхождения определения массы нетто". И хотя это не прописано буквально ни в Правилах, ни в Уставе, понятно, что и грузоотправитель в данной ситуации тоже не несет ответственности. Другими словами, отклонения данных взвешивания груза при его сдаче грузополучателю, вписывающиеся в нормативы ес- тественной убыли или в технические нормы точности весов, должны быть учтены последним в рабочем порядке (о том, как именно,- чуть ниже). Все остальные случаи должны послужить причиной претензии к перевозчику или поставщику. В развитие тезиса об учете расхождений показаний взвешивания груза при его отправке и при получении отметим, что для железно- дорожного транспорта существуют официально утвержденные Границы предельных расхождений при определении массы нетто грузов, перево- зимых по железным дорогам Украины {3}. Не останавливаясь на под- робностях, отметим, что указанный документ различным образом опре- деляет границы предельных расхождений для двух групп грузов: а) нефть, нефтепродукты, отработанные нефтепродукты, битумы; б) все прочие грузы. В частности, для последнего случая предельные расхождения определения массы нетто груза (при взвешивании загруженного вагона с остановкой на вагонных весах) уменьшаются от максимального зна- чения 5% для грузов легче 25 т до минимального 0,8% для грузов от 124 т до 140 т. Тематику недостач, возникающих при перевозках, мы уже затраги- вали в "Бухгалтере" № 20'98 на с. 15-17. Краткие выводы проделан- ного тогда анализа состоят, напомним, в следующем. 1. Бухгалтер должен располагать данными о нормах естественной убыли при перевозках грузов, поступающих в адрес предприятия. Такие нормы определяются соответствующими нормативными документа- ми {4}, а конкретная величина их связана с физическими или хими- ческими свойствами перевозимых грузов, а также способом и даль- ностью транспортировки. В случае отсутствия утвержденных норм любая убыль будет рассматриваться как сверхнормативная недостача. 2. Чтобы правильно определить пределы допустимой погрешности взвешивания, бухгалтер должен знать класс точности и наибольший предел взвешивания конкретных весов. Приказом Госстандарта от 20.09.96 г. № 393 ( z0561-96 ) утверждены Правила пользования средствами измерительной техники в сфере торговли, предписывающие для определения технических норм точности весов использовать ГОСТ 29329-92 "Весы для статического взвешивания. Общие технические требования". Названный ГОСТ предусматривает средний и обычный классы точ- ности весов. В принципе, даже если бухгалтер не знает, на каких весах производилось взвешивание, есть смысл сориентироваться хотя бы на наименьший из возможных пределов допустимой погрешности, чтобы учесть его. Обращаем внимание на то, что в пределах техни- ческих норм точности весов отклонения фактических показателей массы от указанных в грузосопроводительных документах являются допустимыми и не должны отражаться в бухучете или влиять на учет налоговый. Для примера сошлемся на материал в газете "Деловая неделя" № 22'98 (с. 38 вкладыша), где в качестве иллюстрации положений ГОСТа рассматривались весы обычного класса точности с наибольшим пределом взвешивания 8000 кг: для них пределы допустимой погреш- ности составляют + 25 кг. Так вот, отклонения в указанных пределах не должны считаться "недогрузом" или "излишком", а значение, указанное в ТТН, будет считаться подтвержденным. 3. Советуем пострадавшей стороне не пренебрегать составлением актов, подтверждающих выявление обстоятельств, позволяющих прив- лечь к материальной ответственности перевозчика или грузоотправи- теля (подробнее о таких актах - см. п. 15 Правил и ст. 129 Уста- ва). Пусть вас не останавливает общеизвестная громоздкость проце- дуры выявления и привлечения к ответу виновного (включающей соблюдение формальностей при составлении актов и необходимость доарбитражного урегулирования хозяйственных споров, состоящего в предварительной подаче претензии и появлении возможности подать иск лишь при получении отказа на претензию или отсутствии ответа на нее - процесс может растянуться на месяцы). Даже если претен- зионная работа вестись не будет, документальная фиксация факта "недогруза" необходима в качестве первичного документа для бухгал- тера. Без всех сведений, приведенных в п. 1-3, бухгалтеру будет трудно правильно отразить в бухучете отклонения, возникшие при приходовании товара (по крайней мере, правильно разделить сумму недостачи на две составляющие - ту, что может быть списана, и ту, по которой будет вестись претензионно-исковая работа). Тем более нелегко будет разобраться с учетом налоговым. С него и начнем. Условно выделим три возможных варианта развития событий после выявления недостачи в полученном грузе: а) претензия предъявляется поставщику; б) претензия предъявляется перевозчику; в) предприятие вообще не хочет втягиваться в "разборки". Рассмотрим варианты по порядку: а) мы считаем, что сумма валовых затрат (при совершении пре- доплаты) сохраняет свое первоначальное значение и после выявления недостачи (недопоставки), если предприятие принимает меры по взыс- канию недопоставленной продукции с поставщика. Ведь понесенные им расходы по-прежнему удовлетворяют требованиям п. 5.1 Закона О При- были ( 283/97-ВР ) (как сумма расходов в денежной форме, осуществ- ленных в качестве компенсации стоимости товаров), в том числе и в части, приходящейся на недополученный груз. Это, в свою очередь, означает, что согласно п/п. 7.4.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) сохраняется и налоговый кредит. Если же арбитражный суд отказал в удовлетворении иска к пос- тавщику, то расходы в части недополученного груза теряют статус "компенсации стоимости товара", а значит, должны быть из валовых затрат изъяты (соответственно, уменьшится и налоговый кредит). То же справедливо и в случае частичного отказа в удовлетворении иска - в пределах суммы, по которой отказано; б) в том случае, когда претензия предъявляется перевозчику, по нашему мнению, необходимо сразу уменьшать валовые затраты на сум- му недостачи, поскольку "допоставки" уже не будет и речь пойдет о денежной компенсации (соответственно, уменьшится и налоговый кре- дит). Но зато полученная в результате добровольного признания перевозчиком претензии или по решению суда денежная сумма не долж- на будет включаться в состав валового дохода - и по здравому смыс- лу (раз убрали затраты), и исходя из содержания п/п. 4.2.3 Закона О Прибыли (такими же будут последствия не товарной, а денежной компенсации со стороны поставщика для варианта "а"); в) и, наконец, наименее удачный, но, к сожалению, не такой уж редкий вариант: претензии никому не предъявляются, предприятие просто смирилось с недопоставкой и готово отражать реально полу- ченное количество продукции. В этом случае валовые затраты и нало- говый кредит должны быть уменьшены сразу по факту выявления меньшего количества фактически поступивших грузов, нежели указано в грузосопроводительных документах, если разница не вписывается в нормы естественной убыли и/или не может быть объяснена неточностью весов. Кстати, подобный альтруизм опасен предприятию не только "нало- гово": систематическое его проявление может заинтересовать так называемые "компетентные органы". Бухучет рассматриваемых транспортно-весовых неприятностей про- иллюстрируем на примере, когда виновным в неполном поступлении груза предполагается поставщик (то есть вариант "а"). Модификация предлагаемых проводок под другие случаи тривиальна. Итак, пусть в момент совершения предоплаты (предположим, 2400 грн.) увеличились валовые затраты предприятия (на 2000 грн.) и налоговый кредит (на 400 грн.). Тогда: |---------|---------|------|-------------------------------------| | Старые | Новые |Сумма,| | | счета | счета | грн. | Содержание операции | |----|----|----|----| | | |Д-т |К-т |Д-т |К-т | | | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 60 | 51 | 371| 311| 2400 |Предоплата поставщику за 1000 кг | | | | | | |товара по цене 2,40 грн. | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 68 |67/2| 641| 644| 400 |Налоговый кредит по НДС с предоплаты | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 41 | 60 | 281| 371| 1800 |Приходование 900 кг товара на сумму | |(05)| |(201| | |1800 грн. (без НДС) при указании в | | | |...)| | |ТТН 1000 кг | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| |67/2| 60 | 644| 371| 360 |Оборот по закрытию балансирующего | | | | | | |субсчета по НДС (20% от 1800 грн.) | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 84 | 60 | | | |Сумма недостачи в пределах норм | |----|----| 949| 371| 50 |естественной убыли (без НДС) | | 44 | 84 | | | | | |(20)| | | | | | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| |67/2| 60 | 644| 371| 10 |Оборот по закрытию балансирующего | | | | | | |субсчета по НДС (20% от 50 грн.) | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 63 | 60 | 374| 371| 180 |Сумма недопоставки сверх норм естест-| | | | | | |венной убыли, на которую предъявлена | | | | | | |претензия поставщику (с НДС) | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | Претензия признана или арбитражный суд принял | | решение в пользу истца | |----------------------------------------------------------------| |А. Денежная компенсация | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 51 | 63 | 311| 374| 180 |Поступление суммы от виновной стороны| |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 68 |67/2| 641| 644| 30 |Сторнирование налогового кредита по | | | | | | |недопоставленной части товара | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| |Б. Товарная компенсация (допоставка) | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 41 | 63 | 281| 374| 150 |Оприходование недопоставленного това-| | | | | | |ра | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| |67/2| 63 | 644| 374| 30 |Оборот по закрытию балансирующего | | | | | | |субсчета по НДС (20% от 150 грн.) | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | Арбитражный суд отказал в признании иска | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 84 | 63 | 947| 374| 180 |Списание недостачи на расходы отчет- | | | | * | | |ного периода | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| | 81 | 84 | 791| 947| 180 |Списание недостачи в составе расходов| |(80)| | | | |на финансовый результат | |----|----|----|----|------|-------------------------------------| * Здесь и далее мы используем субсчет 947 "Недостачи и потери от порчи ценностей" лишь для сверхнормативных недостач. Для недостач в пределах норм естественной убыли нами выбран другой субсчет - 949 "Прочие расходы операционной деятельности", чтобы отделить эту, в принципе, допустимую часть потерь. Ну а теперь рассмотрим частную ситуацию, когда грузоотправите- лем является собственник груза, причем перевозка (допустим, авто) осуществляется в сопровождении представителя грузоотправителя, что исключает возможные нарушения со стороны перевозчика. Если такого рода перевозка осуществляется от места приобрете- ния груза (где он, разумеется, взвешивается и необходимые данные заносятся в ТТН) до собственного склада грузоотправителя, то осо- бых проблем и не возникнет, а возникшие - решатся, поскольку лицо, отправлявшее груз, и кладовщик - все-таки работники одного предприятия. Другое дело, когда груз сразу отправляется в третий адрес. Допустим, предприятие приобрело несколько тонн семян подсолнечника и, погрузив на грузовик, направило на переработку на давальческих условиях маслоэкстракционному заводу. Завод, понятное дело, захо- чет сырье взвесить - от общей массы зависит количество готовой продукции, являющейся результатом переработки. И здесь начинается самое интересное. Принадлежащие предприятию семечки всего лишь "перевезлись", но их вес будет уже другим. При взвешивании и погрузке груза - присутствовали самолично, перевоз- чик - никак не провинился (и, возможно, перевозка осуществлялась собственным авто), а отклонения показателей - выходят за пределы норм естественной убыли и точности весов. Дело, понятно, в том, что или первые весы, или вторые, а часто и те, и другие - не "настроены". Претензию предъявлять вроде как некому. Как быть с налогами и бухучетом? В подобных ситуациях, обычно стараются найти какой-нибудь неформальный выход. Если стороны готовы идти друг другу навстречу, то часто удается зафиксировать при передаче груза тот вес, который показан в грузосопроводительных документах, "подрегулировав" ожи- даемый выход готовой продукции показателями влажности, маслянис- тости и т. д. Но что делать, если вненормативные отклонения все-таки документально зафиксированы? Если имеет место "недогруз", то последствия его отразятся в бухучете следующим образом (цифры - условные): |---------|----------|------|------------------------------------| | Старые | Новые |Сумма,| | | счета | счета | грн. | Содержание операции | |----|----|----|-----| | | |Д-т |К-т |Д-т | К-т | | | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| | 84 | 41 | 947| 281 | 30 |Сумма недостачи сверх норм естест- | | | | | | |венной убыли | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| | 84 | 41 | | | |Сумма недостачи в пределах норм | |----|----| 949| 281 | 5 |естественной убыли | | 44 | 84 | | | | | |(20)| | | | | | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| |68/1| 84 | 641| 947 | 6 |Сторнирование налогового кредита по | | | | | | |недостаче сверх норм естественной | | | | | | |убыли | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| | 81 | 84 | 791| 947 | 36 |Списание недостачи на финансовый | |(80)| | | | |результат | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| В учете налоговом снова приходится констатировать уменьшение валовых затрат и соответствующего им налогового кредита на сумму недостачи. Теперь о последствиях выявления "транспортно-весового" излишка (он тоже бывает!). Строго говоря, согласно ст. 469 ГК ( 1540-06 ), имущество, полученное за счет другого лица без достаточного осно- вания, установленного законом или договором, обязано быть возвра- щено (при невозможности это сделать должна быть возмещена его стоимость). Если же такого возврата не будет (опустим здесь причины и пра- вовые последствия присвоения излишка), то в бухучете следует выполнить проводку: |---------|----------|------|------------------------------------| | Старые | Новые |Сумма,| | | счета | счета | грн. | Содержание операции | |----|----|----|-----| | | |Д-т |К-т |Д-т | К-т | | | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| | 41 | 80 | 281| 745 | 30 |Приходование возникшего излишка и | | | | | | |отражение в связи с этим доходов | |----|----|----|-----|------|------------------------------------| Конечно же, увеличатся и валовые доходы предприятия, пополнив- шись суммой бесплатно полученного (спасибо законодателям - хоть не предусмотрели для подобных случаев возникновения налоговых обязательств по НДС). Самое печальное, что если перевозки с подобными последствиями случаются регулярно, то предприятие в любом случае страдает на сумму отклонении (то за счет уменьшения затрат, то за счет сомни- тельного увеличения доходов), хотя за длительный отрезок времени сумма отклонений с учетом их знаков, возможно, будет близка к нулю. Остается пожелать, чтобы рентабельность предприятия, на кото- ром вы работаете, позволяла пережить всевозможные потери при транспортировке. Пусть вам везет! {1} Утвержден Постановлением КМУ от 06.04.98 г. № 457. {2} Утверждены приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363. {3} Утверждены приказом Минтранса от 16.01.95 г. № 25. {4} Недавно Минфин письмом от 19.10.2000 г. № 55-25/324 (см. "Бухгалтерскую газету" № 45'2000, с. 8) подтвердил примени- мость норм, утвержденных еще в бытность Украины в составе СССР. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 22/00, стр. 25 [15.11.2000] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------