Если от перевозки стало меньше ... или больше

------------------------------------------------------------------

    Классическая схема транспортировки груза предполагает  наличие
трех  участников процесса: грузоотправителя, перевозчика и  грузо-
получателя.  Наиболее распространенными являются железнодорожные и
автотранспортные перевозки. Соответственно, в  зависимости от  за-
действованного транспорта такие существенные моменты, как права  и
обязанности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика,  пра-
вила взвешивания груза, его приемки-сдачи на разных  этапах  и  т.
д., регулируются преимущественно Уставом  железных  дорог  Украины
( 457-98-п ) (далее - Устав)  {1} или  Правилами  перевозов грузов
автомобильным транспортом в Украине ( z0128-98 ) (далее - Правила)
{2}.
    И так уж выходит,  что  независимо  от  задействованного  вида
транспорта  грузополучателя может поджидать неприятный  сюрприз  в
виде расхождения фактических данных о наименовании, массе и  коли-
честве мест с указанными  в  грузосопроводительных  документах.  О
том, как отразить подобное расхождение показателей в бухгалтерском
и  налоговом учете грузополучателя, и пойдет  речь  (рассматривать
мы будем преимущественно расхождения в данных  о  массе,  так  как
именно этот вопрос чаще возникает на практике).
    Если груз перевозился автотранспортом, то руководствоваться  в
пункте  назначения следует "Правилами сдачи грузов", изложенными в
п. 13 Правил. Общие положения при этом следующие:
    - груз сдается перевозчиком грузополучателю в  соответствии  с
товарно-транспортной накладной;
    - сдача груза по массе и количеству мест проводится в  порядке
и способом, в соответствии с которыми он был принят от грузоотпра-
вителя;
    - если груз прибыл в неповрежденном кузове автомобиля  (прице-
пе, цистерне и т. п.) и с неповрежденными пломбами грузоотправите-
ля, то он  выдается  грузополучателю без проверки массы, состояния
груза и количества грузовых мест (исключение - нарушение  перевоз-
чиком сроков или температурного режима при  перевозке  скоропортя-
щихся грузов).
    Правила утверждены Минтрансом и по  большому  счету  стараются
оградить  перевозчика от возможного наступления ответственности за
несовпадение фактических данных с количественными и  качественными
показателями,  указанными в  грузосопроводителъных  документах.  В
этом смысле показателен п. 13.5 Правил:
    "При определении количества груза при помощи взвешивания Пере-
возчик  не несет материальной ответственности в случаях  расхожде-
ния между массой груза, указанной в товарно-транспортных  докумен-
тах, и фактической массой груза, если разница массы не превышает:
    а) соответствующих нормативов естественных потерь массы груза,
определенных в соответствии с действующим законодательством;
    б) технических норм точности весов".
    Случаи освобождения железной дороги от ответственности за уте-
рю,  недостачу, порчу или повреждение  груза,  сформулированные  в
ст. 111 Устава, несколько шире, чем предусмотренные для  автопере-
возок.  Тем не менее следующий фрагмент ст. 52 Устава весьма напо-
минает процитированные Правила:
    "Масса груза считается правильной, если разница в массе, опре-
деленной  на станции отправления, сравнительно с массой,  выявлен-
ной на станции назначения, не превышает:
    в случае недостачи - нормы естественной убыли  массы  груза  и
предельного расхождения определения массы нетто;
    в случае излишка- предельного  расхождения  определения  массы
нетто".
    И хотя это не прописано буквально ни в Правилах, ни в  Уставе,
понятно,  что и грузоотправитель в данной ситуации тоже  не  несет
ответственности.  Другими словами, отклонения  данных  взвешивания
груза при его сдаче грузополучателю, вписывающиеся в нормативы ес-
тественной убыли или в технические нормы  точности  весов,  должны
быть учтены последним в рабочем порядке (о том, как именно,-  чуть
ниже).  Все остальные случаи должны послужить причиной претензии к
перевозчику или поставщику.
    В развитие тезиса об учете расхождений  показаний  взвешивания
груза  при его отправке и при получении отметим, что для  железно-
дорожного транспорта существуют  официально  утвержденные  Границы
предельных расхождений при определении массы нетто грузов, перево-
зимых по железным дорогам Украины {3}.  Не останавливаясь на  под-
робностях, отметим, что указанный документ различным образом опре-
деляет границы предельных расхождений для двух групп грузов:
    а) нефть, нефтепродукты, отработанные нефтепродукты, битумы;
    б) все прочие грузы.
    В  частности,  для последнего  случая  предельные  расхождения
определения массы нетто груза (при взвешивании загруженного вагона
с остановкой на вагонных весах) уменьшаются от максимального  зна-
чения 5% для грузов легче 25 т до минимального 0,8% для грузов  от
124 т до 140 т.
    Тематику недостач, возникающих при перевозках, мы уже затраги-
вали  в "Бухгалтере" № 20'98 на с. 15-17. Краткие выводы проделан-
ного тогда анализа состоят, напомним, в следующем.
    1. Бухгалтер должен располагать данными о нормах  естественной
убыли  при перевозках грузов,  поступающих  в  адрес  предприятия.
Такие нормы определяются соответствующими нормативными  документа-
ми {4}, а конкретная величина их связана с физическими  или  хими-
ческими свойствами перевозимых грузов, а также  способом  и  даль-
ностью  транспортировки.  В случае  отсутствия  утвержденных  норм
любая убыль будет рассматриваться как сверхнормативная недостача.
    2. Чтобы правильно определить пределы  допустимой  погрешности
взвешивания,  бухгалтер должен знать класс точности  и  наибольший
предел взвешивания конкретных весов.
    Приказом  Госстандарта  от  20.09.96  г.  №  393  ( z0561-96 )
утверждены Правила пользования средствами измерительной  техники в 
сфере  торговли,  предписывающие  для определения технических норм  
точности  весов использовать  ГОСТ 29329-92 "Весы для статического  
взвешивания. Общие технические требования".
    Названный ГОСТ предусматривает средний и обычный  классы  точ-
ности  весов.  В принципе, даже если бухгалтер не знает, на  каких
весах производилось взвешивание, есть смысл сориентироваться  хотя
бы на наименьший из  возможных  пределов  допустимой  погрешности,
чтобы учесть его.  Обращаем внимание на то, что в пределах  техни-
ческих  норм точности  весов  отклонения  фактических  показателей
массы от  указанных  в грузосопроводительных  документах  являются
допустимыми  и не должны  отражаться в бухучете или влиять на учет
налоговый.
    Для  примера  сошлемся  на материал в газете "Деловая  неделя"
№ 22'98  (с. 38 вкладыша),  где в качестве  иллюстрации  положений
ГОСТа рассматривались весы обычного класса точности  с  наибольшим
пределом взвешивания 8000 кг: для них пределы  допустимой  погреш-
ности составляют + 25 кг.
    Так вот, отклонения в указанных пределах не  должны  считаться
"недогрузом"  или "излишком", а значение, указанное в  ТТН,  будет
считаться подтвержденным.
    3. Советуем пострадавшей стороне не пренебрегать  составлением
актов, подтверждающих выявление обстоятельств,  позволяющих  прив-
лечь к материальной ответственности перевозчика или  грузоотправи-
теля (подробнее о таких актах - см. п. 15 Правил и ст.  129  Уста-
ва).  Пусть вас не останавливает общеизвестная громоздкость проце-
дуры  выявления  и  привлечения  к  ответу  виновного  (включающей
соблюдение формальностей при  составлении  актов  и  необходимость
доарбитражного урегулирования хозяйственных споров,  состоящего  в
предварительной  подаче претензии и появлении  возможности  подать
иск лишь при получении отказа на претензию или  отсутствии  ответа
на нее - процесс может растянуться на месяцы).  Даже если  претен-
зионная работа вестись не  будет,  документальная  фиксация  факта
"недогруза" необходима в качестве первичного документа для бухгал-
тера.
    Без всех сведений, приведенных  в  п.  1-3,  бухгалтеру  будет
трудно  правильно отразить в бухучете  отклонения,  возникшие  при
приходовании товара (по крайней мере,  правильно  разделить  сумму
недостачи на две составляющие - ту, что может быть списана, и  ту,
по которой будет вестись претензионно-исковая работа).  Тем  более
нелегко будет разобраться с учетом налоговым. С него и начнем.
    Условно выделим три возможных варианта развития событий  после
выявления недостачи в полученном грузе:
    а) претензия предъявляется поставщику;
    б) претензия предъявляется перевозчику;
    в) предприятие вообще не хочет втягиваться в "разборки".

    Рассмотрим варианты по порядку:
    а) мы считаем, что сумма валовых затрат (при  совершении  пре-
доплаты)  сохраняет свое первоначальное значение и после выявления
недостачи (недопоставки), если предприятие принимает меры по взыс-
канию недопоставленной продукции с поставщика.  Ведь понесенные им
расходы по-прежнему удовлетворяют требованиям п. 5.1 Закона О При-
были ( 283/97-ВР ) (как сумма расходов в денежной форме, осуществ-
ленных в качестве компенсации стоимости товаров), в том числе и  в
части,  приходящейся на недополученный груз.  Это, в свою очередь,
означает,  что  согласно  п/п. 7.4.1  Закона  об НДС ( 168/97-ВР )
сохраняется и налоговый кредит.
    Если же арбитражный суд отказал в удовлетворении иска  к  пос-
тавщику, то расходы в части  недополученного груза  теряют  статус
"компенсации стоимости товара", а значит, должны быть  из  валовых
затрат изъяты (соответственно, уменьшится и налоговый кредит).  То
же  справедливо  и в  случае  частичного  отказа  в удовлетворении
иска - в пределах суммы, по которой отказано;
    б) в том случае, когда претензия предъявляется перевозчику, по
нашему  мнению, необходимо сразу уменьшать валовые затраты на сум-
му недостачи, поскольку "допоставки" уже не будет и речь пойдет  о
денежной компенсации (соответственно, уменьшится и налоговый  кре-
дит). Но  зато  полученная  в результате  добровольного  признания
перевозчиком претензии или по решению суда денежная сумма не долж-
на будет включаться в состав валового дохода - и по здравому смыс-
лу  (раз убрали затраты), и исходя из содержания п/п. 4.2.3 Закона
О Прибыли (такими же будут  последствия  не  товарной, а  денежной
компенсации со стороны поставщика для варианта "а");
    в) и, наконец, наименее удачный, но, к сожалению, не такой  уж
редкий  вариант: претензии никому  не  предъявляются,  предприятие
просто смирилось с недопоставкой и готово отражать  реально  полу-
ченное количество продукции. В этом случае валовые затраты и нало-
говый кредит  должны  быть  уменьшены  сразу  по  факту  выявления
меньшего количества фактически поступивших грузов, нежели  указано
в грузосопроводительных документах, если разница не вписывается  в
нормы естественной убыли и/или не может быть объяснена неточностью
весов.
    Кстати, подобный альтруизм опасен предприятию не только "нало-
гово":  систематическое его проявление  может  заинтересовать  так
называемые "компетентные органы".
    Бухучет рассматриваемых транспортно-весовых неприятностей про-
иллюстрируем  на  примере,  когда виновным  в неполном поступлении
груза предполагается поставщик (то есть вариант "а").  Модификация
предлагаемых проводок под другие случаи тривиальна.
    Итак, пусть в момент совершения предоплаты (предположим,  2400
грн.)  увеличились валовые затраты предприятия (на  2000  грн.)  и
налоговый кредит (на 400 грн.). Тогда:

|---------|---------|------|-------------------------------------|
|  Старые |  Новые  |Сумма,|                                     |
|  счета  |  счета  | грн. |      Содержание операции            |
|----|----|----|----|      |                                     |
|Д-т |К-т |Д-т |К-т |      |                                     |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 60 | 51 | 371| 311| 2400 |Предоплата поставщику за 1000 кг     |
|    |    |    |    |      |товара по цене 2,40 грн.             |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 68 |67/2| 641| 644|  400 |Налоговый кредит по НДС с предоплаты |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 41 | 60 | 281| 371| 1800 |Приходование 900 кг товара на сумму  |
|(05)|    |(201|    |      |1800 грн. (без НДС) при указании в   |
|    |    |...)|    |      |ТТН 1000 кг                          |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
|67/2| 60 | 644| 371|  360 |Оборот по закрытию балансирующего    |
|    |    |    |    |      |субсчета по НДС (20% от 1800 грн.)   |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 84 | 60 |    |    |      |Сумма недостачи в пределах норм      |
|----|----| 949| 371|   50 |естественной убыли (без НДС)         |
| 44 | 84 |    |    |      |                                     |
|(20)|    |    |    |      |                                     |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
|67/2| 60 | 644| 371|   10 |Оборот по закрытию балансирующего    |
|    |    |    |    |      |субсчета по НДС (20% от 50 грн.)     |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 63 | 60 | 374| 371|  180 |Сумма недопоставки сверх норм естест-|
|    |    |    |    |      |венной убыли, на которую предъявлена |
|    |    |    |    |      |претензия поставщику (с НДС)         |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
|          Претензия признана или арбитражный суд принял         |
|                   решение в пользу истца                       |
|----------------------------------------------------------------|
|А. Денежная компенсация                                         |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 51 | 63 | 311| 374|  180 |Поступление суммы от виновной стороны|
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 68 |67/2| 641| 644|   30 |Сторнирование налогового кредита по  |
|    |    |    |    |      |недопоставленной части товара        |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
|Б. Товарная компенсация (допоставка)                            |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 41 | 63 | 281| 374|  150 |Оприходование недопоставленного това-|
|    |    |    |    |      |ра                                   |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
|67/2| 63 | 644| 374|   30 |Оборот по закрытию балансирующего    |
|    |    |    |    |      |субсчета по НДС (20% от 150 грн.)    |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
|           Арбитражный суд отказал в признании иска             |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 84 | 63 | 947| 374|  180 |Списание недостачи на расходы отчет- |
|    |    |  * |    |      |ного периода                         |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|
| 81 | 84 | 791| 947|  180 |Списание недостачи в составе расходов|
|(80)|    |    |    |      |на финансовый результат              |
|----|----|----|----|------|-------------------------------------|

    * Здесь и далее мы используем субсчет 947 "Недостачи и  потери
от  порчи  ценностей"  лишь  для  сверхнормативных  недостач.  Для
недостач в пределах  норм  естественной  убыли  нами выбран другой
субсчет - 949 "Прочие расходы  операционной  деятельности",  чтобы
отделить эту, в принципе, допустимую часть потерь.

    Ну а теперь рассмотрим частную ситуацию, когда грузоотправите-
лем  является собственник груза, причем перевозка (допустим, авто)
осуществляется в сопровождении представителя грузоотправителя, что
исключает возможные нарушения со стороны перевозчика.
    Если такого рода перевозка осуществляется от места  приобрете-
ния груза (где он, разумеется, взвешивается  и необходимые  данные
заносятся в ТТН) до собственного склада грузоотправителя, то  осо-
бых проблем и не возникнет, а возникшие - решатся, поскольку лицо,
отправлявшее  груз,  и  кладовщик  -  все-таки  работники   одного
предприятия.
    Другое дело, когда груз сразу  отправляется  в  третий  адрес.
Допустим, предприятие приобрело несколько тонн семян подсолнечника
и, погрузив на грузовик, направило на переработку на  давальческих
условиях маслоэкстракционному заводу.  Завод, понятное дело, захо-
чет  сырье взвесить - от общей массы  зависит  количество  готовой
продукции, являющейся результатом переработки.
    И здесь начинается самое интересное. Принадлежащие предприятию
семечки всего лишь "перевезлись", но их вес будет уже другим.  При
взвешивании и погрузке груза - присутствовали самолично,  перевоз-
чик - никак  не провинился (и, возможно, перевозка  осуществлялась
собственным авто), а отклонения показателей - выходят  за  пределы
норм естественной убыли  и точности весов.  Дело, понятно,  в том,
что или  первые  весы, или вторые, а часто  и  те,  и  другие - не
"настроены".  Претензию предъявлять вроде как некому. Как  быть  с
налогами и бухучетом?
    В  подобных  ситуациях,  обычно  стараются  найти какой-нибудь
неформальный выход. Если стороны готовы идти друг другу навстречу,
то часто удается зафиксировать при передаче груза тот вес, который
показан в грузосопроводительных документах, "подрегулировав"  ожи-
даемый выход готовой продукции показателями  влажности,  маслянис-
тости  и т. д.  Но  что  делать,  если  вненормативные  отклонения
все-таки документально зафиксированы?
    Если имеет место "недогруз", то последствия  его  отразятся  в
бухучете следующим образом (цифры - условные):

|---------|----------|------|------------------------------------|
|  Старые |   Новые  |Сумма,|                                    |
|  счета  |   счета  | грн. |        Содержание операции         |
|----|----|----|-----|      |                                    |
|Д-т |К-т |Д-т | К-т |      |                                    |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|
| 84 | 41 | 947| 281 |  30  |Сумма недостачи сверх норм естест-  |
|    |    |    |     |      |венной убыли                        |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|
| 84 | 41 |    |     |      |Сумма недостачи в пределах норм     |
|----|----| 949| 281 |   5  |естественной убыли                  |
| 44 | 84 |    |     |      |                                    |
|(20)|    |    |     |      |                                    |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|
|68/1| 84 | 641| 947 |   6  |Сторнирование налогового кредита по |
|    |    |    |     |      |недостаче сверх норм естественной   |
|    |    |    |     |      |убыли                               |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|
| 81 | 84 | 791| 947 |  36  |Списание недостачи на финансовый    |
|(80)|    |    |     |      |результат                           |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|

    В учете налоговом снова приходится  констатировать  уменьшение
валовых  затрат и соответствующего им налогового кредита на  сумму
недостачи.

    Теперь о последствиях выявления "транспортно-весового" излишка
(он тоже бывает!). Строго говоря, согласно ст. 469 ГК ( 1540-06 ),
имущество, полученное за счет другого лица без достаточного  осно-
вания,  установленного законом или договором, обязано быть возвра-
щено (при невозможности это  сделать  должна  быть  возмещена  его
стоимость).
    Если же такого возврата не будет (опустим здесь причины и пра-
вовые  последствия  присвоения  излишка),  то в  бухучете  следует
выполнить проводку:

|---------|----------|------|------------------------------------|
|  Старые |   Новые  |Сумма,|                                    |
|  счета  |   счета  | грн. |        Содержание операции         |
|----|----|----|-----|      |                                    |
|Д-т |К-т |Д-т | К-т |      |                                    |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|
| 41 | 80 | 281| 745 |  30  |Приходование возникшего излишка и   |
|    |    |    |     |      |отражение в связи с этим доходов    |
|----|----|----|-----|------|------------------------------------|

    Конечно же, увеличатся и валовые доходы предприятия, пополнив-
шись  суммой бесплатно полученного (спасибо законодателям  -  хоть
не  предусмотрели  для подобных  случаев  возникновения  налоговых
обязательств по НДС).
    Самое печальное, что если перевозки с подобными  последствиями
случаются  регулярно, то предприятие в любом  случае  страдает  на
сумму отклонении (то за счет уменьшения затрат, то за счет  сомни-
тельного увеличения доходов), хотя  за длительный отрезок  времени
сумма  отклонений  с учетом  их знаков,  возможно,  будет близка к
нулю.
    Остается пожелать, чтобы рентабельность предприятия, на  кото-
ром вы  работаете,  позволяла  пережить  всевозможные  потери  при
транспортировке. Пусть вам везет!

    {1} Утвержден Постановлением КМУ от 06.04.98 г. № 457.
    {2} Утверждены приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.
    {3} Утверждены приказом Минтранса от 16.01.95 г. № 25.
    {4} Недавно Минфин письмом от 19.10.2000 г. № 55-25/324
(см. "Бухгалтерскую газету" № 45'2000, с. 8)  подтвердил  примени-
мость норм, утвержденных еще в бытность Украины в составе СССР.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 22/00, стр. 25
[15.11.2000]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------