Иннобух. Об объекте обложения инновационным сбором ------------------------------------------------------------------ В последнее время стала очевидной тенденция использования на- логовиками норм нового бухучета. Результаты, как говорится, нали- цо. Это и умелая интеграция принципа осмотрительности в систему налогообложения прибыли через механизм п. 5.9 (проще говоря, зап- рет дооценок запасов). И "вкручивание" всего и вся, хоть как-то связанного со снабжением, в стоимость запасов с целью затормажива- ния затрат через тот же одиозный механизм. И безграмотная попытка, опираясь на нормы П(С)БУ, вогнать возвратную финансовую помощь в доходы. Одной из наиболее болезненных в этом смысле является проблема определения объекта обложения инновационным сбором. Как известно, некоторые операции подпадают под него в сумме объема реализации. И если до недавнего времени этот показатель определялся в соответствии с бухгалтерскими нормативами, то теперь старые нормативы отменены, а в новых четкого определения объема реализации - нет. Между тем налоговики - видимо, по привычке - обращаются в поисках объекта обложения именно к новым бухгалтерским стандартам. И их попытки найти там что-нибудь похожее на объем реализации иногда приводят к разрушительным последствиям. Скажем, ни в чем не повинные генподрядчики уже успели про- чувствовать на собственной шкуре весь ужас последствий бухгал- терской реформы: в одночасье размеры их отчислений в Инновационный фонд выросли в несколько раз. {1} Заметим: не изменился ни один законодательный акт, регули- рующий взимание этого налога. Просто в сумму дохода по строке 010 формы № 2 строители с 2000 года стали включать весь генподряд. Под тот же нож налоговики тащат и комиссионеров, работающих на продажу: раз по строке 010 комиссионер показывает всю выручку от реализации, то облагать нужно не вознаграждение, а весь "вал", поступивший на счет посредника. Что может в таком случае ответить комиссионер? Во-первых, ни один норматив не предписывает определять объем реализации, необходимый для начисления инновационной подати, по бухгалтерским доходам. Да и с точки зрения обычного человеческого восприятия объем реализации и доход (выручка) от реализации - вещи отнюдь не тождественные. {2} И если уж быть до конца последовательным, то надо признать, что, хоть старый бухучет отменен, но за неимением другого не зап- рещено пользоваться "тем еще" определением выручки от реализации из старой "годовой" Инструкции. Ведь для Инновационного фонда, собственно говоря, ничего не изменилось. {3} Эти платежи придумали под "тогдашнее" определение выручки. Впрочем, честно говоря, дос- ловного совпадения в определениях в старые времена тоже не было. Во-вторых, комиссионер согласно Гражданскому кодексу выступает продавцом услуг на сумму вознаграждения. Кстати, так смотрит на предмет и Госкомстат, который в приказе по торговой отчетности от 30.08.2000 г. № 285 ( v0285202-00 ) прямо написал, что "оборот от посреднической деятельности - это сумма услуг без стоимости товара". В-третьих, инспектору, искушенному в новом бухучете, можно предъявить п. 6 П(С)БУ 15: "6. Не признаются доходами следующие поступления от других лиц: <...> 6.2. Сумма поступлений по договору комиссии, агентскому и дру- гому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и т.п.". Здесь на руку комиссионерам могут сыграть неувязки нового бухучета. Действительно, согласно Инструкции о применении Плана счетов ( z0893-99 ) перечисления в пользу комитента должны фиксироваться у комиссионера по д-ту 70 "Доходы от реализации". Любой здраво- мыслящий бухгалтер сделает из этой посылки логический вывод "от обратного": значит, перед этим поступления от покупателя должны "выскочить" по к-ту 70. На языке отчета о финрезультатах это, вероятно, означает, что по строке 010 "Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)" отражается общая сумма продажи, а уже затем по строке 030 "Прочие отчисления из дохода" минусуются те поступле- ния, которые подлежат перечислению в пользу комитента. Соот- ветственно, в строку 035 " Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)" попадает то, что остается комиссионеру (если, конечно, его вознаграждение "сидело" в выручке изначально). Правда, п. 9 П(С)БУ 16 говорит о том, что платежи в пользу комитента не включаются в отчет о финансовых результатах. Как видим, нормы Стандартов несколько "рвут" с Инструкцией. Однако такую нестыковку грех не использовать в интересах налого- плательщика. Если скажем, комиссионеру доначислят-таки инновацию на все валовые поступления, а он не согласится и пожалуется в арбитраж, то, как нам кажется, п. 6 П(С)БУ 15 произведет на судью большее впечатление, чем непонятные сентенции относительно д-та 70 из Инструкции о применении Плана счетов. Судьи, как правило, не любят бухучет, зато буквально восприни- мают общечеловеческое "не признается доходом". {4} {1} См., например, статью в "Вiснику податковоє служби Украє- ни" № 42/2000, а также в "Бухгалтерской газете" № 47'2000 на с. 10-11. {2} Хотя, конечно, в чем-то весьма близкие. {3} Это особенно важно для генподрядчиков, по которым в п. 3.1 была четкая установка отражать выручку от работ, выполненных только собственными силами. Что же до комиссионеров, то по ним и раньше особой определенности не было. {4} Кстати, ту же зацепку разумно было бы применить и против единого налога с комиссионных продаж. В этом случае норма п. 6 П(С)БУ 15 может служить дополнительным аргументом в поддержку на- шумевшего письма ГНАУ от 07.11.2000 г. № 14724/7/15-1317 (см. "Бухгалтер" № 22'2000, с. 8). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 23/00, стр. 32 [01.12.2000] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------