Иннобух. Об объекте обложения инновационным сбором

------------------------------------------------------------------

    В последнее время стала очевидной тенденция использования  на-
логовиками  норм нового бухучета. Результаты, как говорится, нали-
цо.  Это и умелая интеграция принципа осмотрительности  в  систему
налогообложения прибыли через механизм п. 5.9 (проще говоря,  зап-
рет  дооценок запасов).  И "вкручивание" всего и вся, хоть  как-то
связанного со снабжением, в стоимость запасов с целью затормажива-
ния затрат через тот же одиозный механизм. И безграмотная попытка,
опираясь на нормы П(С)БУ, вогнать возвратную финансовую  помощь  в
доходы.
    Одной из наиболее болезненных в этом смысле является  проблема
определения объекта обложения инновационным сбором.
    Как известно, некоторые операции подпадают под  него  в  сумме
объема  реализации.  И если до недавнего времени  этот  показатель
определялся в соответствии с бухгалтерскими нормативами, то теперь
старые нормативы отменены, а в новых  четкого  определения  объема
реализации - нет.
    Между тем налоговики - видимо,  по  привычке  -  обращаются  в
поисках объекта обложения именно к новым бухгалтерским стандартам.
И их попытки найти там  что-нибудь  похожее  на  объем  реализации
иногда приводят к разрушительным последствиям.
    Скажем, ни в чем не повинные  генподрядчики  уже  успели  про-
чувствовать  на собственной шкуре весь  ужас  последствий  бухгал-
терской реформы: в одночасье размеры их отчислений в Инновационный
фонд выросли в несколько раз. {1}
    Заметим: не изменился ни  один  законодательный  акт,  регули-
рующий взимание  этого налога. Просто в сумму дохода по строке 010
формы № 2 строители с 2000 года стали включать весь генподряд.
    Под тот же нож налоговики тащат и комиссионеров, работающих на
продажу:  раз по строке 010 комиссионер показывает всю выручку  от
реализации, то облагать нужно не  вознаграждение,  а  весь  "вал",
поступивший на счет посредника.  Что может в таком случае ответить
комиссионер?
    Во-первых, ни один норматив не предписывает  определять  объем
реализации,  необходимый для начисления инновационной  подати,  по
бухгалтерским доходам.  Да и с точки зрения обычного человеческого
восприятия объем реализации и доход (выручка) от реализации - вещи
отнюдь не тождественные. {2}
    И если уж быть до конца последовательным,  то  надо  признать,
что, хоть  старый бухучет отменен, но за неимением другого не зап-
рещено пользоваться "тем еще" определением выручки  от  реализации
из старой "годовой" Инструкции.  Ведь  для  Инновационного  фонда,
собственно говоря, ничего не изменилось. {3} Эти платежи придумали
под "тогдашнее" определение выручки.  Впрочем, честно говоря, дос-
ловного совпадения в определениях в старые времена тоже не было.
    Во-вторых, комиссионер согласно Гражданскому кодексу выступает
продавцом услуг на сумму вознаграждения.
    Кстати, так смотрит на предмет и Госкомстат, который в приказе
по  торговой  отчетности  от  30.08.2000 г.  № 285 ( v0285202-00 ) 
прямо написал, что  "оборот  от посреднической  деятельности - это  
сумма услуг без стоимости товара".
    В-третьих, инспектору, искушенному  в  новом  бухучете,  можно
предъявить п. 6 П(С)БУ 15:
    "6. Не признаются доходами  следующие  поступления  от  других
лиц:
    <...>
    6.2. Сумма поступлений по договору комиссии, агентскому и дру-
гому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и т.п.".
    Здесь  на руку  комиссионерам  могут сыграть  неувязки  нового
бухучета.
    Действительно, согласно Инструкции о применении  Плана  счетов
( z0893-99 ) перечисления  в пользу комитента должны фиксироваться  
у  комиссионера  по д-ту 70 "Доходы от  реализации". Любой здраво-
мыслящий  бухгалтер  сделает из  этой посылки логический вывод "от 
обратного": значит, перед  этим поступления  от покупателя  должны 
"выскочить" по к-ту 70.
    На языке отчета о финрезультатах это, вероятно, означает,  что
по строке  010 "Доход (выручка) от реализации продукции  (товаров,
работ, услуг)" отражается общая сумма  продажи,  а  уже  затем  по
строке 030 "Прочие отчисления из дохода" минусуются  те  поступле-
ния, которые  подлежат  перечислению  в  пользу  комитента.  Соот-
ветственно, в строку 035 " Чистый доход  (выручка)  от  реализации
продукции  (товаров,  работ, услуг)"  попадает  то,  что  остается
комиссионеру (если, конечно, его вознаграждение "сидело" в выручке
изначально).  Правда, п. 9 П(С)БУ 16 говорит о том, что платежи  в
пользу комитента не включаются в отчет о финансовых результатах.
    Как видим, нормы Стандартов несколько  "рвут"  с  Инструкцией.
Однако такую нестыковку  грех не использовать в интересах  налого-
плательщика.
    Если  скажем, комиссионеру  доначислят-таки  инновацию  на все
валовые  поступления, а он не согласится и  пожалуется в арбитраж,
то, как нам кажется, п. 6 П(С)БУ 15 произведет  на  судью  большее
впечатление, чем непонятные  сентенции  относительно  д-та  70  из
Инструкции о применении Плана счетов.
    Судьи, как правило, не любят бухучет, зато буквально восприни-
мают общечеловеческое "не признается доходом". {4}


    {1} См., например, статью в "Вiснику податковоє служби  Украє-
ни" № 42/2000,  а  также  в  "Бухгалтерской газете"  № 47'2000  на
с. 10-11.
    {2} Хотя, конечно, в чем-то весьма близкие.
    {3} Это особенно важно для генподрядчиков, по которым в п. 3.1
была  четкая установка  отражать  выручку  от  работ,  выполненных
только собственными силами.  Что же до комиссионеров, то по ним  и
раньше особой определенности не было.
    {4} Кстати, ту же зацепку разумно было бы применить  и  против
единого  налога с комиссионных продаж.  В этом случае  норма  п. 6
П(С)БУ 15 может служить дополнительным аргументом в поддержку  на-
шумевшего  письма  ГНАУ от  07.11.2000 г.  № 14724/7/15-1317  (см.
"Бухгалтер" № 22'2000, с. 8).

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 23/00, стр. 32
[01.12.2000]
Иван Чалый

------------------------------------------------------------------