Соглашение
между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды
 
(Москва, 25 октября 1988 года)
( О частичном прекращении действия Соглашения см. Соглашение (276_004) от 10.06.93 )
 
 
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Федеративной Республики Германии, именуемые в дальнейшем "Договаривающиеся Стороны",
придавая важное значение охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и желая путем осуществления сотрудничества способствовать принятию мер по достижению практических результатов в этой области,
исходя из того, что правильное и контролируемое использование достижений науки и техники способно предотвратить нежелательные последствия их применения и может содействовать улучшению взаимоотношений между человеком и природой,
понимая, что экономическое и социальное развитие с учетом интересов будущих поколений требует охраны и улучшения окружающей среды уже в настоящее время,
будучи убежденными в том, что развитие взаимного сотрудничества по проблемам окружающей среды с учетом опыта, накопленного государствами с различными социально-экономическими системами, служит укреплению межгосударственных и международных отношений,
стремясь в соответствии с выраженным в Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии от 12 августа 1970 года (276_300) желанием улучшать и расширять существующее сотрудничество,
желая согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (994_055) , подписанному в Хельсинки в 1975 году, результатам Совещания на высоком уровне по проблемам окружающей среды в рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Женева, 1979 г.) и 3 сессии Исполнительного органа Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (995_223) (Хельсинки, 1985 г.), а также Многосторонней конференции по охране окружающей среды (Мюнхен, 1984 г.) внести в рамках тесного и долгосрочного сотрудничества обеих стран эффективный вклад в дело охраны окружающей среды,
в соответствии с целями Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля 1986 года,
согласились о нижеследующем:
 

Статья 1

Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в области охраны окружающей среды на основе равноправия, взаимности и взаимной выгоды.
 

Статья 2

Это сотрудничество будет иметь целью решение важных проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и будет направлено на изучение вредных воздействий на окружающую среду, а также разработку мер по их предотвращению.
Оно будет осуществляться, в частности, в следующих областях:
- охрана воздушного бассейна от загрязнения,
- охрана вод от загрязнения,
- предотвращение аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями для окружающей среды,
- охрана окружающей среды в городах,
- предотвращение возникновения, утилизация и безвредная ликвидация отходов,
- борьба с шумом,
- биологические и генетические последствия загрязнения окружающей среды для человека,
- охрана экологических систем, включая охрану почв, организация охраняемых природных территорий, а также охрана редких и исчезающих видов фауны и флоры,
- охрана лесов,
- влияние изменений в окружающей среде на климат,
- мониторинг состояния окружающей среды,
- нормативные требования, необходимые для сохранения качества окружающей среды, правовая и административная практика.
В ходе этого сотрудничества Договаривающиеся Стороны будут всемерно способствовать разработке, внедрению технологических процессов и технических средств, не наносящих ущерб окружающей среде, а также будут уделять должное внимание экономическим и международным аспектам мероприятий в области окружающей среды.
 

Статья 3

Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать также в целях принятия мер по уменьшению трансграничных атмосферных потоков загрязняющих веществ и по уменьшению или предотвращению их вредных воздействий.
 

Статья 4

Сотрудничество между Договаривающимися Сторонами в области охраны окружающей среды будет осуществляться, в частности, по тематике, указанной в статье 8, и разработанным и согласованным на этой основе рабочим планам, главным образом в следующих формах:
- обмен опытом,
- обмен научно-технической информацией, документацией и результатами исследований,
- обмен специалистами,
- организация и совместное проведение конференций, симпозиумов и совещаний экспертов,
- совместная разработка и выполнение программ и проектов, а также организация и проведение совместных мероприятий, таких как эксперименты, экспедиции,
- внедрение, в частности публикация, результатов важнейших совместных проектов и программ,
- участие специалистов Договаривающихся Сторон в проводимых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Федеративной Республике Германии международных конференциях, симпозиумах и выставках по охране окружающей среды.
Подробности практического осуществления сотрудничества регулируются Приложением 1, являющимся составной частью настоящего Соглашения.
 

Статья 5

Договаривающиеся Стороны, исходя из целей настоящего Соглашения, будут поощрять и способствовать установлению и развитию непосредственных контактов и сотрудничества между учреждениями, организациями и предприятиями.
 

Статья 6

Для содействия выполнению настоящего Соглашения будет образована Смешанная комиссия Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (именуемая в дальнейшем "Смешанная комиссия").
Смешанная комиссия будет принимать рассчитанные в каждом случае на 3 года рабочие планы сотрудничества. В рабочих планах будут определяться конкретные темы и проекты сотрудничества, органы и лица, ответственные за их выполнение, а также дополнительные условия сотрудничества.
Смешанная комиссия будет обсуждать результаты сотрудничества и принимать по ним конкретные меры.
В течение 3 месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения каждая из Договаривающихся Сторон назовет другой Договаривающейся Стороне своего сопредседателя Смешанной комиссии.
Смешанная комиссия будет проводить свои заседания не реже чем 1 раз в год поочередно в Союзе Советских Социалистических Республик и в Федеративной Республике Германии.
Смешанная комиссия может создавать рабочие группы по отдельным направлениям и проблемам сотрудничества.
 

Статья 7

Ведомствами, ответственными за координацию и организацию сотрудничества в рамках настоящего Соглашения, будут:
от Союза Советских Социалистических Республик
- Государственный комитет СССР по охране природы;
от Федеративной Республики Германии
- Федеральное министерство по вопросам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов.
Эти ведомства будут иметь между собой непосредственные контакты.
 

Статья 8

Тематика сотрудничества в области охраны окружающей среды с указанием приоритетных тем и проектов приведена в Приложении 2 к настоящему Соглашению. С согласия Сторон тематика может пересматриваться и дополняться.
 

Статья 9

В рамках сотрудничества по настоящему Соглашению каждая Договаривающаяся Сторона будет сама нести расходы по выполнению обязательств, вытекающих из программы сотрудничества. Взносы для участия в конгрессах и специализированных научных мероприятиях будет оплачивать соответствующая приглашающая Сторона. Финансирование обменов специалистами будет регулироваться Смешанной комиссией.
Специалисты, участвующие в сотрудничестве в рамках настоящего Соглашения, будут получать бесплатное медицинское обслуживание в связи с несчастным случаем или любой болезнью (за исключением зубопротезирования), требующими немедленной медицинской помощи. Со стороны Союза Советских Социалистических Республик медицинское обслуживание будет осуществляться в соответствии с действующими законами и положениями, со стороны Федеративной Республики Германии - в рамках страхования на случай болезни.
 

Статья 10

Обязательства Договаривающихся Сторон, вытекающие из заключенных ими международных договоров и соглашений, настоящим Соглашением не затрагиваются.
 

Статья 11

Договаривающиеся Стороны и организации, учреждения и предприятия, участвующие в сотрудничестве, при взаимной передаче информации будут соблюдать действующие в каждом соответствующем случае законы, иные положения и международные обязательства.
При взаимном согласии Стороны могут передавать результаты их сотрудничества третьим сторонам.
 

Статья 12

Разногласия в толковании или применении настоящего Соглашения должны решаться путем консультаций между Договаривающимися Сторонами.
 

Статья 13

В согласии с Четырехсторонним соглашением от 3 сентября 1971 года (998_116) настоящее Соглашение будет распространяться в соответствии с установленными процедурами на Берлин (Западный).
 

Статья 14

Настоящее Соглашение и первый согласованный рабочий план вступят в силу в день подписания Соглашения.
Настоящее Соглашение заключено сроком на 5 лет. Если не позднее чем за 6 месяцев до истечения этого срока одной из Договаривающихся Сторон не будет письменно заявлено о его расторжении, то оно остается в силе на неограниченное время, пока одна из Договаривающихся Сторон не заявит за 6 месяцев в письменной форме о прекращении его действия.
Срок действия рабочих планов, указанных в статье 6, не затрагивается истечением настоящего Соглашения. В случае прекращения действия Соглашения его положения будут продолжать действовать в объеме, необходимом для осуществления рабочих планов согласно статье 6 или для выполнения начатых уже проектов сотрудничества в рамках настоящего Соглашения.
 
Совершено в г. Москве 25 октября 1988 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
 
(Подписи)
 
Приложение 1
к Соглашению между Правительством
Союза Советских Социалистических
Республик и Правительством
Федеративной Республики Германии
о сотрудничестве в области охраны
окружающей среды

Договаривающиеся Стороны на основе действующих положений будут оказывать необходимое содействие в отношении въезда и пребывания специалистам, участвующим в сотрудничестве в рамках настоящего Соглашения. Если специалисты находятся в принимающей стране более 6 месяцев, то это распространяется также на их жен и несовершеннолетних детей. Обе Договаривающиеся Стороны будут способствовать своевременной подаче заявлений и выдаче виз. В необходимых случаях и в соответствии с внутригосударственными положениями Договаривающиеся Стороны будут способствовать получению специалистами, а также сопровождающими их членами семьи виз, действительных для многократных въездов на период их участия в совместных работах в рамках настоящего Соглашения. Договаривающиеся Стороны обязываются оказывать содействие предоставлению этим лицам соответствующей жилой площади.
Договаривающиеся Стороны согласны в рамках действующих в каждой стране положений по возможности освобождать ввозимый и вывозимый на основании настоящего Соглашения научно-технический материал от взимаемых при ввозе и вывозе таможенных пошлин и иных сборов.
Договаривающиеся Стороны разрешают согласно действующим в каждой стране положениям специалистам, а также членам их семей на время их пребывания в принимающей стране ввоз и вывоз продуктов, предназначенных для их личного пользования, без сборов и залогов, включая один легковой автомобиль на каждую семью, который после окончания пребывания должен быть снова вывезен согласно действующим правовым положениям.
Договаривающиеся Стороны будут всячески способствовать эффективной организации работы специалистов, находящихся в принимающей стране, оказывая содействие в рамках действующих положений и в рамках согласованных рабочих планов в посещении научно-исследовательских институтов и библиотек и в ознакомлении с архивами и другими научными фондами.
 
Приложение 2
к Соглашению между Правительством
Союза Советских Социалистических
Республик и Правительством
Федеративной Республики Германии
о сотрудничестве в области охраны
окружающей среды
 

Тематика

сотрудничества в области охраны окружающей среды

 
--------------------------------------------------------------------------------- | N | Проблема | Наименование темы | Участвующие ведомства | |п/п | | и проекта |--------------------------------------| | | | |От Федеративной | От Союза Советских | | | | | Республики | Социалистических | | | | | Германии | Республик | |----+--------------+--------------------+----------------+---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----+--------------+--------------------+----------------+---------------------| |I. |Предотвращение|I-1. Предотвращение |Федеральное |Министерство | | |загрязнения |загрязнения |министерство по |химического и | | |атмосферы |атмосферы |вопросам |нефтяного | | | |предприятиями |окружающей |машиностроения СССР, | | | |промышленности, |среды, охраны |Министерство | | | |энергетики и |природы и |энергетики и | | | |коммунального |безопасности |электрификации СССР, | | | |хозяйства |ядерных |Министерство лесной | | | | |реакторов, |промышленности СССР, | | | | |Федеральное |Министерство | | | | |министерство |нефтеперерабатывающей| | | | |экономики |и нефтехимической | | | | | |промышленности СССР, | | | | | |Министерство | | | | | |жилищного и | | | | | |коммунального | | | | | |хозяйства РСФСР, | | | | | |Министерство | | | | | |автомобильной | | | | | |промышленности СССР | | | | | | | | | |I-1.1. Техника и | | | | | |технология | | | | | |подготовки сырья и | | | | | |топлива (в | | | | | |частности, | | | | | |обессеривание | | | | | |твердого топлива) | | | | | | | | | | | |I-1.2. Технология | | | | | |очистки отходящих | | | | | |газов от SO2 и NOх, | | | | | |в частности, при | | | | | |низких концентрациях| | | | | |SO2, а также от | | | | | |других вредных | | | | | |веществ | | | | | | | | | | | |I-1.3. | | | | | |Совершенствование | | | | | |технологических | | | | | |процессов в целях | | | | | |предотвращения | | | | | |образования вредных | | | | | |веществ в газовых | | | | | |выбросах | | | | | | | | | | | |I-2. Уменьшение |Федеральное |Министерство | | | |выбросов |министерство по |автомобильной | | | |загрязняющих веществ|вопросам |промышленности СССР, | | | |от транспортных |окружающей |Министерство | | | |источников |среды, охраны |тракторного и | | | | |природы и |сельскохозяйственного| | | | |безопасности |машиностроения СССР | | | | |ядерных | | | | | |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |транспорта, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |экономики | | | | | | | | | | |I-2.1. Меры по | | | | | |усовершенствованию | | | | | |двигателей с целью | | | | | |уменьшения вредного | | | | | |воздействия | | | | | |выбросов, включая | | | | | |применение | | | | | |катализаторов | | | | | | | | | | | |I-2.2. Применение | | | | | |обессвинцованного | | | | | |автомобильного | | | | | |топлива | | | | | | | | | | | |I-3. Планирование и |Федеральное |Государственный | | | |управление качеством|министерство по |комитет СССР по | | | |воздуха, включая |вопросам |охране природы | | | |разработку норм |окружающей | | | | |предельно допустимых|среды, охраны | | | | |выбросов в атмосферу|природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | |II. |Предотвращение|II-1. Борьба с |Федеральное |Государственный | | |загрязнения |загрязнением вод |министерство по |строительный комитет | | |пресных и |промышленными и |вопросам |СССР, Министерство | | |морских вод |коммунальными |окружающей |лесной промышленности| | | |сточными водами |среды, охраны |СССР, Министерство | | | |(методы и |природы и |нефтеперерабатывающей| | | |оборудование для |безопасности |и нефтехимической | | | |очистки сточных вод,|ядерных |промышленности СССР, | | | |замкнутые циклы, |реакторов |Министерство цветной | | | |малоотходный и | |металлургии СССР, | | | |безотходный | |Министерство черной | | | |технологические | |металлургии СССР, | | | |процессы) | |Министерство | | | | | |жилищного и | | | | | |коммунального | | | | | |хозяйства РСФСР | | | | | | | | | |II-2. Планирование и|Федеральное |Государственный | | | |управление качеством|министерство по |комитет СССР по | | | |воды речных |вопросам |охране природы | | | |бассейнов, озер и |окружающей | | | | |эстуариев |среды, охраны | | | | | |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | |III.|Охрана |III-1. Охрана диких |Федеральное |Государственный | | |природы. |видов фауны и флоры |министерство по |комитет СССР по | | |Охрана |и их биотопов, а |вопросам |охране природы, | | |земельных |также организация |окружающей |Академия наук СССР | | |ресурсов |охраняемых |среды, охраны | | | | |территорий |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | | | |III-2. Рекультивация|Федеральное |Государственный | | | |и восстановление |министерство по |агропромышленный | | | |растительного |вопросам |комитет СССР | | | |покрова на землях, |окружающей | | | | |нарушенных |среды, охраны | | | | |хозяйственной |природы и | | | | |деятельностью |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | | | |III-3. Уменьшение |Федеральное |Государственный | | | |загрязнения почв, |министерство по |комитет СССР по | | | |вызываемого |вопросам |охране природы, | | | |сельскохозяйственной|окружающей |Академия наук СССР, | | | |деятельностью |среды, охраны |Государственный | | | |(удобрения, средства|природы и |агропромышленный | | | |защиты растений, |безопасности |комитет СССР | | | |использование |ядерных | | | | |осадков сточных вод,|реакторов, | | | | |ила), а также через |Федеральное | | | | |атмосферу |министерство | | | | | |продовольствия, | | | | | |сельского и | | | | | |лесного | | | | | |хозяйства | | | | | | | | |IV. |Твердые |IV-1. Переработка и |Федеральное |Министерство | | |бытовые и |утилизация твердых |министерство по |жилищного и | | |промышленные |бытовых отходов |вопросам |коммунального | | |отходы | |окружающей |хозяйства РСФСР, | | | | |среды, охраны |Государственный | | | | |природы и |комитет СССР по | | | | |безопасности |охране природы | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | | | |IV-2. Переработка и |Федеральное |Министерство | | | |использование |министерство по |жилищного и | | | |промышленных |вопросам |коммунального | | | |отходов, особенно |окружающей |хозяйства РСФСР, | | | |токсичных, их |среды, охраны |Государственный | | | |транспортировка и |природы и |комитет СССР по | | | |захоронение |безопасности |охране природы | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | |V. |Предотвращение|V-1. Меры по |Федеральное |Государственный | | |аварийных |профилактике |министерство по |комитет СССР по | | |ситуаций с |возникновения |вопросам |охране природы | | |тяжелыми |аварийных ситуаций |окружающей | | | |последствиями | |среды, охраны | | | |для окружающей| |природы и | | | |среды | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | | | |V-2. Меры по |Федеральное |Государственный | | | |ограничению и |министерство по |комитет СССР по | | | |ликвидации |вопросам |охране природы | | | |последствий аварий |окружающей | | | | |для окружающей среды|среды, охраны | | | | | |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | | | | | | | |VI. |Мониторинг |VI-1. Научные основы|Федеральное |Государственный | | |состояния |комплексного |министерство по |комитет СССР по | | |окружающей |глобального |вопросам |гидрометеорологии, | | |среды и |мониторинга, включая|окружающей |Академия наук СССР, | | |изучение |мониторинг в |среды, охраны |Государственный | | |экологических |биосферных |природы и |агропромышленный | | |последствий ее|заповедниках |безопасности |комитет СССР | | |загрязнения | |ядерных | | | | | |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |транспорта | | | | | | | | | | |VI-2. Системы |Федеральное |Государственный | | | |наблюдений и |министерство по |комитет СССР по | | | |контроля загрязнения|вопросам |гидрометеорологии, | | | |природных сред и |окружающей |Государственный | | | |источников выбросов |среды, охраны |комитет СССР по | | | |в атмосферу (методы,|природы и |охране природы | | | |приборы, |безопасности | | | | |автоматизированные |ядерных | | | | |системы) |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |транспорта | | | | | | | | | | |VI-3. Моделирование |Федеральное |Государственный | | | |процессов |министерство по |комитет СССР по | | | |загрязнения |вопросам |гидрометеорологии, | | | |атмосферы. Прогноз |окружающей |Государственный | | | |загрязнения. |среды, охраны |комитет СССР по | | | |Трансграничный |природы и |охране природы | | | |перенос загрязняющих|безопасности | | | | |веществ в атмосфере |ядерных | | | | | |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |транспорта | | | | | | | | | | |VI-4. Влияние |Федеральное |Государственный | | | |загрязнения |министерство по |комитет СССР по | | | |атмосферы на |вопросам |гидрометеорологии, | | | |экосистемы (леса, |окружающей |Академия наук СССР | | | |растительность, |среды, охраны | | | | |водоемы) |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |продовольствия, | | | | | |сельского и | | | | | |лесного | | | | | |хозяйства, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |транспорта | | | | | | | | | | |VI-5. Влияние |Федеральное |Академия наук СССР, | | | |загрязняющих веществ|министерство по |Государственный | | | |на пресноводные |вопросам |комитет СССР по | | | |экосистемы |окружающей |гидрометеорологии | | | | |среды, охраны | | | | | |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство по | | | | | |делам молодежи, | | | | | |семьи, женщин и | | | | | |здравоохранения,| | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |продовольствия, | | | | | |сельского и | | | | | |лесного | | | | | |хозяйства | | | | | | | | | | |VI-6. Мониторинг |Федеральное |Государственный | | | |морских экосистем, в|министерство по |комитет СССР по | | | |частности, |вопросам |гидрометеорологии, | | | |Балтийского и |окружающей |Академия наук СССР | | | |Северного морей |среды, охраны | | | | | |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов, | | | | | |Федеральное | | | | | |министерство | | | | | |транспорта | | | | | | | | | | |VI-7. Исследование |Федеральное |Государственный | | | |миграции и |министерство по |комитет СССР по | | | |трансформации |вопросам |гидрометеорологии, | | | |загрязняющих веществ|окружающей |Академия наук СССР | | | |в различных средах |среды, охраны | | | | | |природы и | | | | | |безопасности | | | | | |ядерных | | | | | |реакторов | | ---------------------------------------------------------------------------------
Соглашение и Приложение 1 опубликованы в изданиях:
Сборник международных договоров СССР.
Вып. XLIV.- М., 1990. С. 247 - 251.
Приложение 2 опубликовано в издании:
Treaty Series. Volume 1706.- New York:
United Nations, 1999.