Со своим уставом - в "упрощенный" ряд ------------------------------------------------------------------ Известно, что единый налог давно уже стал костью в горле нашей налоговой службы {1}. Как только не изощряются разнокалиберные работники сего почтенного ведомства в толковании упрощенной систе- мы налогообложения, чего только не придумывают, чтобы учинить надругательство над самой идеей "единоналожия"! Сейчас, кажется, основные силы в этой необъявленной войне сосредоточиваются на дальних подступах: делается все возможное, дабы воспрепятствовать пополнению рядов "единоналожников" за счет новобранцев. Ознакомим читателей с последней находкой налоговиков на этом неприглядном поприще. Трудно сказать, кому именно в налоговой пришла в голову идея при рассмотрении вопроса о выдаче свидетельства плательщика едино- го налога просматривать уставы претендентов. Скорее всего, инициа- тива исходила с мест. Если "вказивка" и была спущена сверху, то состоялось это втихаря, неофициально. Во всяком случае на сегод- няшний день Мы не знаем о существовании каких-либо документов по этому поводу. {2} Сам приемчик в общем-то бесхитростен. Налоговики здесь ис- пользуют просчеты тех стряпчих, которые занимаются регистрацией предприятий. Не секрет, что эти, с позволения сказать, юристы, поставив регистрацию на поток, применяют шаблонные "рыбки" учреди- тельных документов. Как правило, там "забивается" максимум видов деятельности, которыми может заниматься предприятие. Расчет прост: в случае перепрофилирования предприятие избавлено от предъявления ему претензий по поводу того, что новая деятельность не отражена в уставе {3}. И поcкольку при перечислении того, что является предметом деятельности предприятия, фантазиям "регистраторов" нет предела, там, разумеется, зачастую фигурирует запрещенный "единоналожникам" бартер (ст. 1 Указа № 746/99). Цепляясь за такое упоминание в ус- таве, налоговики предлагают претендентам на "единоналожие" внести в него изменения.4 Но так как наши предприниматели всё привыкли делать в последний момент, а исполкомовско-регистраторская система страдает хронической нерасторопностью, то многие не успевают к сроку внести требуемые корректировки в свои учредительные докумен- ты. Ну а очень желающие стать упрощенцами могут ускорить процедуру регистрации изменений. За соответствующую плату, конечно. Тут как тут обнаруживается пронырливая юридическая фирмочка, готовая по сходной цене {5} оказать услугу экспрессрегистрации. И юристам хорошо ("подбились надурняк"), и чиновникам неплохо (в бюджет де- нежка капнула {6}). Уложившийся же в срок претендент будет просто счастлив. Что можно порекомендовать в такой ситуации? Во-первых, по нашему мнению, указанные требования налоговиков абсолютно незаконны. Строго говоря, при выполнении всех усло- вий Указа № 746/99 ( 746/98 ) (своевременная подача заявления, удовлетворение стоимостному и количестве нному критериям СМП) крыть налоговикам нечем. Чтобы быть упрощенцем, важно фактически не осуществлять бар- терных операций в период пребывания в "единоналожной" системе. При этом содержание устава не имеет никакого значения. Ведь, скажем, со следующего квартала предприятие может вернуться в лоно традиционной налогообдираловки, и тогда будет законно товарообме- ниваться. Уж простите за парафраз, но "упрощенна" приходит и уходит, а устав пишется навсегда. Так что смелым мы советовали бы пропускать мимо ушей все эти псевдоюридические словеса и подавать заявления на получение ЕН-свидетельств. А там посмотрим, хватит ли у налоговиков духу официально отказать в регистрации, руководствуясь столь сомнитель- ными правовыми посылками. В конце концов, если налоговики захотят, пусть попробуют подать иск в суд о признании учредительных документов недействи- тельными в определенной части. Арбитражный суд в г. Киеве, например, отказывает налоговикам в праве обращаться с такими исками (см. "Бухгалтерскую газету" № 52'2000, с. 8-9). Но даже если такое состоится, то на упрощенное налогообложение это все равно никак повлиять не должно. Во-вторых, тем, кто только начинает свою юрликую деятельность, имеет смысл присмотреться к содержанию своих учредительных доку- ментов. Во избежание вышеописанных катаклизмов сейчас и впредь, наверное, целесообразно ограничиться в своем уставе краткой и емкой фразой типа "предметом деятельности предприятия являются производство и реализация продукции и товаров, предоставление ус- луг, выполнение работ, а также другая деятельность в соответствии с действующим законодательством с целью получения прибыли". И нечего сочинять что попало. {7} Краткость - сестра таланта и мать беспроблемности. {1} Пуще единого налога злят фискалов разве что совсем уж "офшорные" спецпатенты. {2} Кроме, может быть, письма начальника ГНИ в Червоноза- водском районе г. Харькова, опубликованного в "Бизнесе" № 51/2000 на с. 68. {3} Оговоримся сразу, что такие претензии изначально являются надуманными, ибо согласно ст. 3 Закона "О предпринимательстве" "предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противореча- щую действующему законодательству". Да и ВАС в этом вопросе тоже настроен либерально. В п. 12 разъяснения ВАС от 12.03.99 г. № 02-5/111 ( v_111800-99 ) "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием сделок недействительными" (см. "Бухгалтерскую газету" № 13'99, с. 12) сказано, что круг сделок предприятия не может ограничиваться каким-либо исчерпывающим перечнем. {4} Кстати, подобные претензии возникают и к тем, кто в своем уставе упомянул валютный обмен, игорный бизнес и всяческие финан- сово-кредитные операции. При этом налоговики используют еще более "левую" аргументацию. Они ссылаются то на ст. 2 Закона о господ- держке малого предпринимательства, которая непосредственного отно- шения к определению плательщика единого налога не имеет, а то и на письмо ГНАУ от 08.12.99 г. № 18453/7/15-1317 ( v8453225-99 ), которое запрещало игорному бизнесу переходить на единый налог. {5} В некоторых районах Харькова, например, это обходится, говорят, где-то в 200 грн. {6} Напомним, что в соответствии с п. 6 Постановления КМУ от 25.05.98 г. № 740 ( 740-98-п ) за регистрацию изменений в учреддо- кументы взимается 30% регистрационного сбора, который, в свою очередь, составляет 7 необлагаемых минимумов при обычном (пятид- невном) прохождении документов и 21 необлагаемый минимум при уско- ренном (однодневном). {7} Правда, иногда на практике встречается необходимость конкретизировать виды деятельности, но виды расчетов в любом слу- чае указывать не нужно. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 01/01, стр. 18 [01.01.2001] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------