Инвентаризация: порядок проведения и отражение учете

------------------------------------------------------------------

    Статьей 10 Закона Украины "О бухгалтерском учете и  финансовой
отчетности" от 16.07.99 г. № 996-ХIV ( 996-14 ), с  изменениями  и
дополнениями (далее - Закон № 996), установлено, что для обеспече-
ния  достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчет-
ности  предприятия  обязаны  проводить  инвентаризацию  активов  и
обязательств,  во время которой проверяются  и документально  под-
тверждаются их наличие,  состояние и оценка.  При этом  объекты  и
периодичность проведения инвентаризации определяются собственником
(руководителем) предприятия, кроме случаев,  когда  ее  проведение
является обязательным в соответствии с законодательством.
    Проведение инвентаризации является обязательным  перед состав-
лением годовой финансовой отчетности.
    Пунктом 12 Порядка  представления  финансовой  отчетности, ут-
вержденного постановлением Кабинета Министров Украины с 28.02.2000
г. № 419 ( 419-2000-п ) (далее - постановление № 419), определено,
что проведение инвентаризации активов и  обязательств  предприятия
обязательно перед составлением годовой финансовой отчетности.
    Кроме того, проведение инвентаризации обязательно в случае:
    - передачи имущества государственного  предприятия  в  аренду,
приватизации имущества государственного предприятия,  преобразова-
ния государственного предприятия в акционерное общество;
    - смены материально ответственных лиц (на день приемки-переда-
чи дел);
    - установления фактов краж  или  злоупотреблений,  повреждения
ценностей, а также по предписанию судебно-следственных органов;
    - пожара, стихийного бедствия или техногенной аварии;
    - ликвидации предприятия, а также в других случаях, предусмот-
ренных законодательством.
    Порядок  проведения инвентаризации  определен  Инструкцией  по
инвентаризации основных средств,  нематериальных активов, товарно-
материальных ценностей, денежных средств и документов и  расчетов,
утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г.
№ 69 ( z0202-94 ), с изменениями  и дополнениями (далее - Инструк-
ция № 69),  в которой  приведен аналогичный перечень случаев,  при
которых проведение инвентаризации является  обязательным. Согласно
Инструкции  № 69  инвентаризация  строений,  сооружений  и  других
недвижимых объектов основных средств должна проводиться один раз в
три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет (в постанов-
лении № 419 такой оговорки нет).
    Отметим, что если на предприятии не  проведена  инвентаризация
перед составлением годовой  финансовой отчетности, то такую отчет-
ность можно квалифицировать как недействительную, так как  при  ее
составлении не соблюдены все требования  законодательства.  Отсюда
вполне  возможно  за  неправильное  ведение  бухгалтерского  учета
применение административных штрафов, налагаемых  на руководителя и
должностных лиц предприятия согласно п. 11 ст. 11  Закона  Украины
"О налоговой службе Украины" от  04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ),
с изменениями и дополнениями.
    Ответственность за проведение инвентаризации возложена на  ру-
ководителя предприятия, который должен создать необходимые условия
для ее проведения в сжатые сроки, определить объекты, количество и
сроки проведения  инвентаризации, кроме случаев, когда  проведение
инвентаризации является обязательным.
    В примечаниях к финансовой отчетности  приводятся  сведения  о
результатах проведенных в отчетном году инвентаризаций  по  форме,
приведенной в приложении 3 к Инструкции № 69.

    Необходимость  проведения  инвентаризации  субъектами   малого
    предпринимательства

    Отдельного рассмотрения требует необходимость  проведения  ин-
вентаризации субъектами малого  предпринимательства,  руководству-
ющимися  в ведении бухгалтерского учета Положением  об  упрощенной
форме бухгалтерского учета субъектов  малого  предпринимательства,
утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г.
№ 196 ( z0646-98 ), с изменениями и  дополнениями (далее - Положе-
ние № 196).
    Так, согласно этому документу, суммы  расходов,  понесенных  в
связи с выполнением работ и услуг, ежемесячно списываются с креди-
та счетов класса 8  в дебет счета 23. С такой же  периодичностью -
ежемесячно - сумма, учитываемая на счете 23, в полном объеме  спи-
сывается в дебет счета 79.  Что  касается  расходов,  связанных  с
производством продукции, то для них предусмотрен следующий порядок
отражения.  С кредита счетов класса 8, на  которых  такие  расходы
накапливались, они списываются в дебет  счета 23. Затем с  кредита
счета 23 ежемесячно и в полном объеме такие расходы списываются  в
дебет счета 26.
    Такой порядок  отражения расходов,  связанных  с производством
продукции (работ, услуг), нельзя назвать идеальным.  Дело  в  том,
что с кредита счета 23 ежемесячно списываются все расходы. В связи
с этим отсутствует возможность проследить и учесть сумму  незавер-
шенного производства.
    Именно поэтому согласно Положению № 196 субъект  малого  пред-
принимательства по результатам инвентаризации, предшествующей сос-
тавлению финансовой отчетности, должен внести некоторые  корректи-
ровки  в  данные  бухгалтерского  учета.  Так,  на  сумму,  равную
стоимости  остатков  материальных  ценностей,  ранее  списанных  в
производство,  но  не  использованных  в  обработке,  должна  быть
скорректирована (уменьшена) себестоимость реализованной  продукции
(работ, услуг), списанная в свое время в дебет счета 79.  Одновре-
менно на стоимость  не использованных в производстве  материальных
ценностей должен быть уменьшен показатель материальных затрат.
    Таким образом, для субъектов малого предпринимательства  веде-
ние  бухгалтерского  учета  без  инвентаризации  просто  не  имеет
смысла.

    Составление приказа о проведении инвентаризации и  обязанности
    инвентаризационных комиссий

    Согласно п. 11.1 Инструкции № 69 для проведения инвентаризации
распорядительным  документом  руководителя  предприятия  создаются
постоянно действующие инвентаризационные комиссии всоставе руково-
дителей структурных подразделений и главного бухгалтера. Указанные
комиссии возглавляются руководителем предприятия или его  замести-
телем.
    Для проведения инвентаризации руководитель предприятия  издает
приказ, который составляется  в произвольной форме.  Кроме состава
инвентаризационной комиссии, в нем оговаривается порядок  и  сроки
проведения инвентаризации, оформление необходимой документации.
    Приведем образец приказа о проведении инвентаризации:


    Предприятие  ООО "Альянс"
                 ------------
    Код ЕГРПОУ   12345678

                 Приказ о проведении инвентаризации
                                                      
25 декабря 2000 года                                          № 91

    В соответствии  с Законом  Украины "О  бухгалтерском  учете  и
финансовой отчетности" от 16.07.99 г. № 996-ХIV,  с изменениями  и
дополнениями,  Инструкцией  по  инвентаризации  основных  средств,
нематериальных  активов, товарно-материальных  ценностей, денежных
средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерст-
ва  финансов  Украины  от  11.08.1994 г.  № 69,  с  изменениями  и
дополнениями, а также другими  нормативными  документами,  регули-
рующими порядок проведения инвентаризации, в  целях  подтверждения
правильности и достоверности отражения данных в годовой финансовой
отчетности, приказываю:
    1.  Провести  полную  инвентаризацию  активов  и  обязательств
предприятия с проверкой их фактического наличия и  документального
подтверждения по состоянию на 29 декабря 2000 года с  обязательным
составлением соответствующих инвентаризационных описей:
    а) товарно-материальных ценностей на складах, в  незавершенном
производстве и готовой продукции, а также отгруженных и находящих-
ся в дороге;
    б) денежных  средств  в кассе, ценных  бумаг, бланков  строгой
отчетности;
    в) основных средств, незавершенных ремонтов основных  средств,
нематериальных активов, финансовых вложений;
    г) расчетов с покупателями, поставщиками и прочими  дебиторами
и кредиторами.
    2. Назначить постоянно действующую инвентаризационную комиссию
в составе:
    председателя комиссии - зам. директора - Ф.И.О.
    членов комиссии:
    главный бухгалтер - Ф.И.О.
    ведущий инженер - Ф.И.О.
    экономист - Ф.И.О.
    3. Инвентаризацию провести в присутствии материально  ответст-
венных лиц:
    зав. складом - Ф.И.О.
    кладовщик - Ф.И.О.
    4. В своей  работе  постоянно  действующей  инвентаризационной
комиссии руководствоваться Инструкцией  по инвентаризации основных
средств, нематериальных  активов, товарно-материальных  ценностей,
денежных средств и документов и  расчетов,  утвержденной  приказом
Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69, с изменениями и
дополнениями.
    5. С содержанием приказа ознакомить всех работников, связанных
с проведением инвентаризации
    6. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

    Директор ______________________ Ф.И.0.


    В Инструкции № 69 перечислены обязанности  постоянно действую-
щих инвентаризационных комиссий:
    - проводить профилактическую работу по обеспечению сохранности
ценностей, заслушивать на своих заседаниях руководителей структур-
ных подразделений по этому вопросу;
    - организовывать проведение  инвентаризаций, а также осуществ-
лять инструктаж членов инвентаризационных комиссий;
    - осуществлять контрольные  проверки  правильности  проведения
инвентаризаций, а также выборочные  инвентаризации  ТМЦ  в  местах
хранения и переработки  в межинвентаризационный период.  Основными
заданиями проверок и  выборочных  инвентаризаций  в  межинвентари-
зационный  период является  осуществление  контроля  за  хранением
ценностей, соблюдением материально ответственными лицами правил их
хранения и ведения первичного учета;
    - проверять правильность определения  инвентаризационных  раз-
ниц, обоснованность предложений по зачетам  пересортицы  ценностей
во всех местах их хранения;
    -  при  установлении  серьезных  нарушений  правил  проведения 
инвентаризации и в других случаях проводить по поручению руководи-
теля предприятия повторные сплошные инвентаризации;
    - рассматривать письменные объяснения лиц, допустивших  недос-
тачу или порчу ценностей либо другие нарушения, и свои предложения
по регулированию обнаруженных недостач и потерь от  порчи  ценнос-
тей, зачету вследствие пересортицы отражать в протоколе.  В прото-
коле должны быть приведены сведения о причинах и о лицах, виновных
в недостачах, потерях и излишках и о принятых к ним мерах.
    Иногда вследствие большого объема работ проведение  инвентари-
зации не может быть обеспечено одной комиссией.  В  таких  случаях
для непосредственного проведения  инвентаризации в местах хранения
и  производства  распорядительным  документом  руководителя  пред-
приятия  создаются рабочие инвентаризационные комиссии  в  составе
инженера,  технолога,  механика,  исполнителя  работ,  товароведа,
экономиста, бухгалтера и других работников, которые  хорошо  знают
объект  инвентаризации, цены и  первичный  учет.  Рабочие инвента-
ризационные  комиссии  возглавляются  представителем  руководителя
предприятия, назначившего  инвентаризацию.  При  этом  запрещается
назначать  председателем  рабочей  инвентаризационной  комиссии  у
одних и  тех же  материально  ответственных  лиц одного и  того же
работника два года подряд.
    Рабочие инвентаризационные комиссии:
    - осуществляют инвентаризацию  имущества, товарно-материальных
ценностей, средств, ценных бумаг и других  денежных  документов  и
незавершенного производства в местах хранения и производства;
    - совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении
результатов инвентаризации  и разрабатывают предложения по  зачету
недостач и излишков по пересортице, а также  списанию  недостач  в
пределах норм естественной убыли;
    - вносят предложения по вопросам упорядочения приемки,  хране-
ния и отпуска товарно-материальных ценностей,  улучшению  учета  и
контроля за их хранением, а также реализации  ненужных предприятию
материальных ценностей и имущества;
    - несут ответственность за своевременность и соблюдение поряд-
ка проведения инвентаризаций в соответствии с приказом руководите-
ля предприятия, за полноту и точность внесения в  инвентаризацион-
ные описи  данных о фактических остатках  имущества,  материальных
ценностей, денежных средств и документов, ценных бумаг и задолжен-
ности в расчетах;
    - оформляют протокол с указанием в  нем  состояния  складского
хозяйства, результатов инвентаризации и выводов по ним,  предложе-
ний о зачете недостач и излишков по пересортице, списания недостач
в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недо-
стач  и  потерь от порчи  ценностей  с указанием  принятых  мер по
предотвращению таких потерь и недостач.
    Отметим, что в соответствии с Инструкцией № 69 существуют  так
называемые контрольные  проверки  инвентаризации,  которые  должны
проводиться постоянно действующей инвентаризационной  комиссией  с
участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и  материально
ответственных лиц после окончания инвентаризации,  но  обязательно
до открытия  склада (кладовой, секции и  т. п.),  где  проводилась
инвентаризация. При этом проверяются наиболее ценные и пользующие-
ся повышенным спросом материальные ценности.
    При выявлении значительных расхождений между данными  инвента-
ризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый
состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения  повтор-
ной сплошной инвентаризации ценностей.
    Результаты  контрольных  проверок  инвентаризаций  оформляются
актом, приведенным  в приложении 1 к Инструкции № 69. Регистрацию
проведенных контрольных проверок осуществляют работники  бухгалте-
рии в специальной книге (приложение 2 к Инструкции № 69).

    Инвентаризация товарно-материальных ценностей

    Прежде  чем  начать  инвентаризацию  ТМЦ  (и  запасов  вообще)
необходимо помнить о том, что согласно П(С)БУ 9 "Запасы", утверж-
денному  приказом  Министерства  финансов Украины от  20.10.99  г.
№ 246 ( z0751-99 ), с изменениями и дополнениями, запасы признают-
ся  активом,  если  существует  вероятность  получения  в  будущем  
экономических выгод, связанных с их использованием, и их стоимость 
может быть достоверно определена.  Если ТМЦ  не соответствуют этим 
критериям, то  они не  могут быть отражены в финансовой отчетности  
в составе активов. В процессе проведения инвентаризации они подле-
жат списанию.
    Немалую роль  играет оценка запасов, так  как  согласно  п. 24
П(С)БУ 9 запасы  должны отражаться  по наименьшей  из двух оценок:
первоначальной стоимости или чистой стоимости  реализации,  причем
запасы отражаются по чистой стоимости  реализации,  если  на  дату
баланса  их цена снизилась или они испортились, устарели или  иным
образом потеряли первично ожидаемую экономическую выгоду.  Сама же
чистая стоимость реализации определяется по каждой единице запасов
путем  вычета из  ожидаемой  цены продажи  ожидаемых  расходов  на
завершение производства и сбыт.
    Немаловажным является также и то, что дооценка  запасов  может
осуществляться только в пределах ранее проведенной уценки.
    Согласно п. 11.8 Инструкции № 69 при инвентаризации ТМЦ  необ-
ходимо иметь в виду следующее:
    - перевешивание, обмер, подсчет ТМЦ проводятся в порядке  раз-
мещения ценностей в данном  помещении, не допуская  беспорядочного
перехода комиссии от одного вида ценностей к другому.
    При хранении ТМЦ в различных изолированных помещениях у одного
материально ответственного лица инвентаризация проводится последо-
вательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в поме-
щение опечатывается и комиссия переходит в следующее помещение;
    - инвентаризационные описи составляются отдельно на ТМЦ, нахо-
дящиеся  в  пути; не оплаченные  в срок  покупателями  отгруженные
товары и ценности; находящиеся на складе  других  предприятий  (на
ответственном хранении, на комиссии, в переработке);
    - количество ценностей и товаров, хранящихся в  неповрежденной
упаковке поставщика, может  определяться на  основании  документов
при обязательной проверке в натуре части указанных ценностей;
    - в приходных документах на ТМЦ, которые поступили на объект и
приняты  во время  его  инвентаризации, материально  ответственным
лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью
ее председателя делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой
на дату описи, где записаны эти ценности;
    - в расходных документах на ТМЦ, которые отпущены со склада во
время  инвентаризации,  с разрешения  руководителя  предприятия  и
главного бухгалтера в присутствии членов инвентаризационной комис-
сии за подписью ее председателя, делается отметка, и они заносятся
в отдельную опись в порядке, аналогичном  для  ценностей,  которые
поступили во время инвентаризации;
    - допускается составление групповых инвентаризационных  описей
малоценных и быстроизнашивающихся предметов,  выданных  в  индиви-
дуальное  пользование работникам, с указанием в них  ответственных
за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их рас-
пиской в описи.  Как правило, до начала инвентаризации от  каждого
материально ответственного лица (или группы  лиц),  отвечающих  за
ТМЦ, берется расписка, которая может  быть  включена  в  заглавную
часть инвентаризационной описи и иметь следующее содержание:


                          Расписка

    К началу проведения инвентаризации все расходные  и  приходные
документы на товарно-материальные ценности сданы в  бухгалтерию  и
все  товарно-материальные  ценности,  поступившие  на  мою  (нашу)
ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
    Материально ответственное(ые) лицо(а):

 ____________         _________                  _________________
 (должность)          (подпись)                  (и., о., фамилия)

 ____________         _________                  _________________
 (должность)          (подпись)                  (и., о., фамилия)


    При снятии натуральных остатков ТМЦ (сырья, материалов,  гото-
вой  продукции,  МБП  и  др.),  которые  находятся  у  материально
ответственных лиц, по каждому отдельному  складу, участку, объекту
составляется инвентаризационная опись по форме № М-21.
    В описи указываются: наименование материалов, их  номенклатур-
ные номера,  тип, сорт, размер и другие признаки отличия.  В конце
инвентаризационной описи подписываются все члены  инвентаризацион-
ной комиссии и материально ответственные лица.
    После оформления в установленном порядке  опись  передается  в
бухгалтерию предприятия для составления сличительной ведомости.
    Приведем пример заполнения описи по форме № М-21.


      ООО "Альянс"                    Типовая форма № М-21
 __________________________   Утверждена приказом Минстата Украины
 (предприятие, организация)      от 21.06.96 г. № 193

Идентификационный код
ЕГРПОУ       |--------|                            |---------|
             |12345678|             Код по УКУД    |         |
             |--------|                            |---------|


       Инвентаризационная опись № 1 на 29 декабря 2000 г.
                                 ---  ------------   -
                 товарно-материальных ценностей,
                 которые находятся на складе № 5
                                   -------------
                                   (склад, амбар)

на ответственном хранении   зав складом -   ф., и., о.
                            ------------------------------
                                (должность, ф., и., о.)

    Инвентаризация проведена на основании  приказа  (распоряжения)
    от 25 декабря 2000 г. № 91
       -----------   -      --
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
| № |Номенк-|Наимено-     |Размер|Сорт|Еди- |Факти- |Цена |Приме-|
|п/п|латур- |вание        |(тип) |или |ница |ческое |     |чание |
|   |ный    |материалов   |      |мар-|изме-|наличие|     |      |
|   |номер  |             |      |ка  |рения|       |     |      |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
| 1 | 25301 |Авт. выкл.   | 25А  |  - | шт. |  25   | 6,10|   -  |
|   |       |АЕ-1031      |      |    |     |       |     |      |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
| 2 | 25302 |Авт. выкл.   | 25А  |  - | шт. |  30   |25,50|   -  |
|   |       |АП 50 БЗМТ   |      |    |     |       |     |      |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
| 3 | 25303 |Трансформатор|150/5 |  - | шт. |  60   |29,00|   -  |
|   |       |МФ0200       |      |    |     |       |     |      |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
    и. т. д. до конца (линование через 16 пунктов)

    Оборотная сторона формы № М-21

|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
| № |Номенк-|Наименование |Размер|Сорт|Еди- |Факти- |Цена |Приме-|
|п/п|латур- | материалов  |(тип) |или |ница |ческое |     |чание |
|   |ный    |             |      |мар-|изме-|наличие|     |      |
|   |номер  |             |      |ка  |рения|       |     |      |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
| - |   -   |      -      |   -  |  - |  -  |   -   |  -  |   -  |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
|   |  Всего|      -      |   -  |  - |  -  |  115  |  -  |   -  |
|---|-------|-------------|------|----|-----|-------|-----|------|
    и т. д. до конца (линование через 16 пунктов)

Всего по описи порядковых номеров   три с № 1 по № 3                                                                                                          (должность, ф., и., о.) Члены комиссии           гл. бухгалтер -
                                   -------------------
                                       (прописью)

Председатель комиссии   зам. директора - ф.. и., о.
                      -------------------------------
                         (должность, ф., и., о.)


Члены комиссии       гл. бухгалтер - ф., и., о.
                 ------------------------------------
                        (должность, ф., и., о.)

                     экономист - ф., и., о.
                 ------------------------------------
                         (должность, ф., и., о.)

                       ведущий инженер - ф., и., о.
                 ------------------------------------
                         (должность, ф., и., о.)

    Все ценности, перечисленные в инвентаризационной описи, комис-
сией  проверены  и в моем  присутствии  приняты  на  ответственное
хранение.

    Подпись материально ответственного лица ___________________

    "29" декабря 2000 г.
     -- ---------  --


    Как и в других первичных документах, в инвентаризационной опи-
си помарки  и подчистки не  допускаются.  Ошибки,  допущенные  при
составлении описи, исправляются корректурным способом, т. е.  неп-
равильная  запись зачеркивается и над ней надписывается правильный
текст или цифры.  Зачеркивание осуществляется  одной  чертой  так,
чтобы можно было прочитать исправленное.
    Инвентаризация проводится  не  только  по  ТМЦ,  принадлежащим
предприятию на  правах  собственности,  но и  по ТМЦ,  принятым (а
также сданным) на ответственное хранение.  При  этом  по последним
составляется отдельная ведомость по форме № инв-5.
    Опись составляется в одном экземпляре  инвентаризационной  ко-
миссией и, подписанная членами комиссии и материально  ответствен-
ным  лицом (в случае принятия ценностей на хранение), передается в
бухгалтерию.
    При инвентаризации товарно-материальных ценностей, принятых на
ответственное хранение, записи в опись  производятся  инвентариза-
ционной  комиссией на основании проверки и пересчета  ценностей  в
натуре.
    Товары и материалы, хранящиеся на складах других  организаций,
заносятся  в опись на основании документов,  подтверждающих  сдачу
этих ценностей на ответственное хранение.
    Приведем пример заполнения ведомости по форме № инв-5.

Форма № инв-5           Утверждена постановлением Госкомстата СССР
                                              от 28.12.89 г. № 241
    000 "Альянс"
----------------------
(предприятие, организация)                     |----------------|
                                  Код по УКУД  |                |
                                               |----------------|

                                    |------|-------------|-------|
Инвентаризационная опись товарно-   |Номер |    Дата     |  Цех  |
материальных ценностей, принятых    |доку- | составления |(склад)|
(сданных) на ответственное хранение |мента |             |       |
                                    |------|-------------|-------|
                                    |      |29.12.2000 г.|       |
                                    |------|-------------|-------|


                                Расписка

    К началу проведения инвентаризации все расходные  и  приходные
документы на товарно-материальные ценности сданы в  бухгалтерию  и
все  товарно-материальные  ценности,  поступившие  на  мою  (нашу)
ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

    Материально ответственные лица:
    зав. складом ________________  __________      ф., и., о.
                   (должность)     (подпись)   -----------------
                                               (и., о., фамилия)

    На основании приказа (распоряжения) от "25" декабря 2000  года
                                           ---- -------   --
№ 91 произведено снятие фактических остатков ценностей, числящихся
 ---
на  забалансовом (балансовом)  счете  № 023  по  состоянию на "29"
                                                               --
декабря 2000 г.
--------  --

    Инвентаризация:   начата "29" декабря 2000 г.
                              -- --------   ----
                      окончена "29" декабря 2000 г.
                                --  -------   ----
    При инвентаризации установлено следующее:
                                  2-я и 3-я страницы формы № инв-5

|---|--------|----|-------|---------|------|----|-----|----------|
|   |Наимено-|    |       |         |      |    |     |  Дата    |
|   |вание   |    |       |         |      |    |     | принятия |
|   |постав- |    |       | Единица |      |    |     | (сдачи)  |
|   |щика    |    |       |измерения|Коли- |    |Стои-| груза на |
| № |(получа-|Счет|Номен- |         |чество|Сорт|мость| хранение |
|п/п|теля) и |    |клатур-|         |      |    |     |          |
|   |ТМЦ,    |    |ный    |         |      |    |     |          |
|   |принятых|    |номер  |         |      |    |     |          |
|   |(сдан-  |    |       |         |      |    |     |          |
|   |ных) на |    |       |---|-----|      |    |     |          |
|   |ответ-  |    |       |код|наи- |      |    |     |          |
|   |ственное|    |       |   |мено-|      |    |     |          |
|   |хранение|    |       |   |вание|      |    |     |          |
|---|--------|----|-------|---|-----|------|----|-----|----------|
| 1 |   2    | 3  |   4   | 5 |  6  |  7   | 8  |  9  |    10    |
|---|--------|----|-------|---|-----|------|----|-----|----------|
| 1 | ООО    |023 | 2305  | - | шт. |  1   | -  | 450 |03.12.2000|
|   |"Вольф",|    |       |   |     |      |    |     |  г.      |
|   | ящик   |    |       |   |     |      |    |     |          |
|   |ЯРП-250 |    |       |   |     |      |    |     |          |
|---|--------|----|-------|---|-----|------|----|-----|----------|
| - |   -    | -  |   -   | - |  -  |  -   | -  |  -  |    -     |
|---|--------|----|-------|---|-----|------|----|-----|----------|
| - |   -    |   и т. д   | - |  -  |  -   | -  |  -  |    -     |
|---|--------|------------|---|-----|------|----|-----|----------|
|                              Итого|  1   | х  | 450 |    -     |
|-----------------------------------|------|----|-----|----------|
|--------|------------------------------------|------------------|
| Место  |Документы, подтверждающие количество| Причина принятия |
|хранения|ТМЦ, принятых (сданных) на ответст- |(сдачи) на ответ- |
|        |венное хранение                     |ственное хранение |
|        |------------|---------------|-------|                  |
|        |наименование|     дата      | номер |                  |
|--------|------------|---------------|-------|------------------|
|   11   |    12      |      13       |  14   |       15         |
|--------|------------|---------------|-------|------------------|
| Выста- |            |               |       |                  |
| вочный | Накладная  | 03.12.2000 г. |  25   | Рекламный образец|
| зал    |            |               |       |                  |
|--------|------------|---------------|-------|------------------|
|   -    |     -      |       -       |   -   |        -         |
|--------|------------|---------------|-------|------------------|
|   -    |     -      |       -       |   -   |        -         |
|--------|------------|---------------|-------|------------------|
|        |            |               |       |                  |
|--------|------------|---------------|-------|------------------|

Всего по описи, грн.  четыреста пятьдесят
                      ---------------------
                           (прописью)

Председатель комиссии  зам. директора
                      --------------  ---------  ----------------
                       (должность)    (подпись)  (и., о., фамилия)

Члены комиссии:  гл. бухгалтер
                --------------  -------------  -------------------
                  (должность)    (подпись)       (и., о., фамилия)

                 экономист
                -------------  -------------   -------------------
                  (должность)    (подпись)       (и., о., фамилия)
                                                
                ведущий инженер
                -------------  -------------   -------------------
                  (должность)    (подпись)       (и., о., фамилия)

    Все ценности,  поименованные  в  настоящей  Инвентаризационной
описи с № 1 по № ..., комиссией  проверены в натуре в моем (нашем)
         ---     ---
присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к  инвента-
ризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в
описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

    Материально ответственное лицо (лица):
    "29" декабря 2000 г.
    ---  -------   --

    Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил

    бухгалтер
   ------------   ------------
    (должность)     (подпись)

    "29" декабря 2000 г.
     --  -------   --


    На товары, находящиеся в пути, составляется акт инвентаризации
по форме № инв-6. Акт составляется в одном экземпляре на основании
документов, подтверждающих нахождение материалов и товаров в пути.
    На товары отгруженные, но по каким-либо причинам  не  оплачен-
ные, составляются отдельные акты по форме № инв-4.
    Все составленные инвентаризационные описи передаются в бухгал-
терию,  где их данные сверяются с данными бухгалтерского учета.  В
случае выявления расхождений (недостача или излишек) по таким  ТМЦ
составляются  сличительные  ведомости по форме  № инв-19.  По ТМЦ,
находящимся  на  ответственном  хранении,  составляется  отдельная
сличительная ведомость.
    Приведем  пример заполнения  сличительной  ведомости по  форме
№ инв-19.


       ООО "Альянс"                                 Форма № инв-19
--------------------------               Утверждена постановлением
(предприятие, организация)                        Госкомстата СССР
                                                 от 28.12.89 № 241

                                                |-------------|
                                    Код по УКУД |             |
                                                |-------------|

                       Сличительная ведомость
     результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей
                       на "29" декабря 2000 г.
                          ---  -------    -

|---------|--------------|-------|
|  Номер  |     Дата     | Цех   |
|документа| составления  |(склад)|
|---------|--------------|-------|
|    1    | 29.12.2000 г.|       |
|---------|--------------|-------|

    На основании приказа (распоряжения) от "25" декабря  2000 года
                                           ---  -------    --
№ 91 проведена инвентаризация фактического наличия товарно-матери-
  --
альных ценностей, находящихся на ответственном хранении.


            зав. складом            (и., о., фамилия)
         -----------------       ----------------------

    Снятие остатков:      начато  "29" декабря 2000 г.
                                   --  -------   --
                          окончено "29" декабря 2000 г.
                                    --  -------   --

    При инвентаризации установлено следующее:

|---|---------------------|----------|------------|--------------|
|   |Товарно-материальные | Единица  |    Номер   |  Результаты  |
|   |    ценности         |измерения |            |инвентаризации|
| № |-------------|-------|---|------|------|-----|--------------|
|п/п|наименование,|номен- |код|наиме-|инвен-|пас- |   излишек    |
|   |вид, сорт,   |клатур-|   |нова- |тарный|порта|--------------|
|   |группа       |ный    |   |ние   |      |     |  количество  |
|   |             |номер  |   |      |      |     |              |
|---|-------------|-------|---|------|------|-----|--------------|
| 1 |      2      |   3   | 4 |  5   |   6  |  7  |      8       |
|---|-------------|-------|---|------|------|-----|--------------|
| 1 | Авт. выкл.  | 25301 | - |  шт. |  -   |  -  |      5       |
|   | АЕ 1031     |       |   |      |      |     |              |
|---|-------------|-------|---|------|------|-----|--------------|
| 2 |Трансформатор| 25303 | - |  шт. |  -   |  -  |      -       |
|   |МФ0200       |       |   |      |      |     |              |
|---|-------------|-------|---|------|------|-----|--------------|
|                                            Итого|      5       |
|-------------------------------------------------|--------------|
|--------------------|-------------------------------------------|
|                    |   Отрегулировано за счет записей в учете  |
|------|-------------|---------------------|---------------------|
|      | недостача   |      излишек        |  недостача          |
|------|------|------|------|-----|--------|------|-----|--------|
|сумма |коли- |сумма |коли- |сумма|с балан-|коли- |сумма|с балан-|
|      |чество|      |чество|     |сового  |чество|     |сового  |
|      |      |      |      |     |счета,  |      |     |счета,  |
|      |      |      |      |     |статьи, |      |     |статьи, |
|      |      |      |      |     |заказа  |      |     |заказа  |
|------|------|------|------|-----|--------|------|-----|--------|
|  9   |  10  |  11  |  12  | 13  |   14   |  15  | 16  |   17   |
|------|------|------|------|-----|--------|------|-----|--------|
| 30,50|  -   |  -   |  -   |  -  |   -    |  -   |  -  |   -    |
|------|------|------|------|-----|--------|------|-----|--------|
|  -   |  2   | 55,00|  -   |  -  |   -    |  -   |  -  | и т. д.|
|------|------|------|------|-----|--------|------|-----|--------|
| 30,50|  2   | 53,00|  -   |  -  |   х    |  -   |  -  |   х    |
|------|------|------|------|-----|--------|------|-----|--------|
|----------------------------------------------------------------|
|                         Пересортица                            |
|-------------------------------|--------------------------------|
|     излишки, зачтенные        |  недостачи, покрытые излишками |
|    в покрытие недостач        |                                |
|------|-----|------------------|------|-----|-------------------|
|коли- |сумма|порядковый номер  |коли- |сумма| порядковый номер  |
|чество|     |зачтенных недостач|чество|     | зачтенных излишков|
|------|-----|------------------|------|-----|-------------------|
|  18  | 19  |       20         |  21  | 22  |        23         |
|------|-----|------------------|------|-----|-------------------|
|  -   |  -  |       -          |  -   |  -  |         -         |
|------|-----|------------------|------|-----|-------------------|
|  -   |  -  |       -          |  -   |  -  |         -         |
|------|-----|------------------|------|-----|-------------------|
|  -   |  -  |       -          |  -   |  х  |         -         |
|------|-----|------------------|------|-----|-------------------|
|-------------------------|--------------------------------------|
|Приходуются окончательные|      Окончательные недостачи         |
|       излишки           |                                      |
|------|---------|--------|------------|------------|------------|
|      |         |        |  Счет 947  |            |            |
|коли- |  сумма  |  счет  |------|-----|------|-----|------|-----|
|чество|         |        |коли- |сумма|коли- |сумма|коли- |сумма|
|      |         |        |чество|     |чество|     |чество|     |
|------|---------|--------|------|-----|------|-----|------|-----|
|  24  |   25    |   26   |  27  | 28  |  29  | 30  |  31  |  32 |
|------|---------|--------|------|-----|------|-----|------|-----|
|  5   |  30,50  |  201   |  -   |  -  |  -   |  -  |  -   |  -  |
|------|---------|--------|------|-----|------|-----|------|-----|
|  -   |    -    |   -    |   2  |58,00|  -   |  -  |  -   |  -  |
|------|---------|--------|------|-----|------|-----|------|-----|
|  5   |  30,50  |   х    |   2  |58,00|  -   |  -  |  -   |  -  |
|------|---------|--------|------|-----|------|-----|------|-----|

    Бухгалтер __________________________________ ф., и., о.

    С результатами сличения ознакомлен ___________________________
                                          (подпись материально
                                          ответственного лица)

    Печатать  с оборотом  без заголовочной части. "Итого" и  текст
под таблицей печатать на обороте.



    Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

    Инвентаризация основных средств и нематериальных активов имеет
свои  особенности, прежде всего связанные со  вступлением  в  силу
П(С)БУ 7 "Основные средства", утвержденного приказом  Министерства
финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 )(далее - П(С)БУ 
7), и  П(С)БУ 8  "Нематериальные активы",  утвержденного  приказом 
Министерства  финансов Украины  от 18.10.99 г.  № 242 ( z0750-99 )
(далее - П(С)БУ 8).
    Так, под основными средствами понимаются материальные  активы,
которые  предприятие содержит с целью использования их в  процессе
производства или поставки товаров, предоставления услуг,  сдачи  в
аренду  другим  лицам  или  для  осуществления  административных и
социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использова-
ния  (эксплуатации) которых более одного года  (или  операционного
цикла, если он больше года).
    Объектом основных средств признается законченное устройство со
всеми  приспособлениями и принадлежностями к  нему  или  отдельный
конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения
определенных самостоятельных функций,  или  обособленный  комплекс
конструктивно объединенных предметов одного или различного  назна-
чения, имеющих для их обслуживания общие  приспособления,  принад-
лежности, управление и единый фундамент, в результате чего  каждый
предмет может выполнять  свои функции,  а  комплекс - определенную
работу только в составе комплекса, а не самостоятельно.
    Если в процессе  проведения  инвентаризации  выявлены  объекты
основных средств, не соответствующие указанным критериям, их необ-
ходимо перевести в состав других активов (ТМЦ, МНМА, МБП). Если же
такие объекты не соответствуют определению актива  вообще,  то  их
необходимо списать на расходы деятельности.
    Так же, как и при инвентаризации ТМЦ, оценка  основных  фондов
имеет немаловажное значение, так как согласно п. 16 П(С)БУ 7, если
на дату баланса остаточная стоимость основных  средств  отличается
от  справедливой более чем на 10%, такие основные  средства  могут
быть переоценены.
    Для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий,
сооружений, передаточных устройств, машин и  оборудования,  транс-
портных средств, инструмента, вычислительной техники,  производст-
венного и хозяйственного инвентаря и т. д.) применяется инвентари-
зационная опись основных средств по форме № инв-1.
    При установлении непригодных к эксплуатации объектов  основных
фондов  на них  составляется акт ликвидации (типовая форма № 03-3)
и даются рекомендации о возможности их дальнейшего использования в
другом качестве.
    При обнаружении факта отклонения от учетных данных составляет-
ся сличительная ведомость по форме № инв-18.
    Что касается нематериальных активов, то при их  инвентаризации
необходимо  проверить, соответствует ли конкретный объект требова-
ниям, установленным в П(С)БУ 8, а также  возможность  получения  в
будущем выгод от использования такого  объекта.  Напомним,  что  в
соответствии с П(С)БУ 8 нематериальный актив  -  это  немонетарный
актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифици-
рован и содержится предприятием с целью  использования  в  течение
периода больше одного года (или одного операционного  цикла,  если
он превышает один год) для производства, торговли,  в  администра-
тивных целях или предоставления в аренду другим лицам.
    К нематериальным активам, в частности, относятся:
    - права пользования природными  ресурсами  (право  пользования
недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой
информацией о природной среде и т. п.);
    - права пользования имуществом  (право  пользования  земельным
участком,  право пользования зданием, право на аренду помещений  и
т. п.);
    - права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые
марки, фирменные названия и т. п.);
    - права на объекты промышленной собственности (право на  изоб-
ретения,  полезные модели, промышленные  образцы,  сорт  растений,
породы животных, "ноу-хау", защиту от недобросовестной конкуренции
и т. п.);
    - авторские и смежные с ними права (право  на  литературные  и
музыкальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных и т. п.);
    - гудвилл;
    - другие нематериальные активы (право  на  осуществление  дея-
тельности,  использование  экономических  и  других  привилегий  и
т.п.).
    Недостатком при проведении инвентаризации нематериальных акти-
вов  является то, что на сегодняшний день не существует официально
установленной формы инвентаризационной описи.  Поэтому предприятия
могут разработать  ее самостоятельно,  используя  за основу  форму
№ ВНА-1 "Ведомость учета нематериальных активов, начисленной амор-
тизации (износа)",  утвержденную  приказом  Министерства  финансов
Украины от 11.02.98 г. № 30 ( z0139-98 ).

    Инвентаризация  незавершенного  производства,   незавершенного
    капитального строительства и незаконченного ремонта

    В соответствии с п. 11.9  Инструкции № 69  при  инвентаризации
незавершенного производства,  незавершенного  капитального  строи-
тельства и незаконченного ремонта необходимо помнить следующее:
    - в инвентаризационных описях указываются  наименование  заде-
лов, стадия и степень их готовности, количество или объем работ;
    - сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся около
рабочих  мест и без обработки, в описи незавершенного производства
не включаются, а фиксируются в описях материальных ценностей или в
отдельных описях;
    - количество сырья и материалов, входящих в состав  неоднород-
ной массы  или смеси в  незавершенном  производстве,  определяется
техническими  расчетами  в  порядке,  предусмотренном  отраслевыми
инструкциями  по вопросам  планирования,  учета  и калькулирования
себестоимости продукции (отметим, что данная норма несколько уста-
рела, и в настоящее время в этом отношении необходимо руководство-
ваться нормами П(С)БУ 16 "Расходы", утвержденного приказом  Минис-
терства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 )(далее -
П(С)БУ 16));
    - инвентаризационная комиссия должна проверить, не значится ли
в  составе незавершенного капитального строительства оборудование,
переданное к монтажу, который фактически не начат, а также состоя-
ние законсервированных объектов,  строительство  которых  временно
прекращено, установить причины и основания для их консервации;
    -  на  построенные  объекты,  которые  фактически  введены   в
эксплуатацию  полностью  или частично  без  оформления  надлежащих
документов, а также на завершенные, но  по  каким-либо причинам не
введенные в эксплуатацию объекты  в  отдельных  инвентаризационных
актах указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию
указанных объектов.
    Инвентаризация незавершенного производства  является  наиболее
сложной и трудоемкой процедурой.  Обусловлено это тем, что  каждое
отдельное  предприятие  имеет свои  особенности  производственного
цикла,  поэтому  и  учет  незавершенного  производства  у  каждого
предприятия будет проводиться по-разному.
    Что касается инвентаризации незаконченных капитальных ремонтов
основных  средств, то по ним на основании проверки состояния работ
в натуре  составляется  отдельный акт  по форме  № инв-10  в одном
экземпляре, который подписывается и передается в бухгалтерию.

    Инвентаризация расчетов

    Инвентаризация расчетов с покупателями и поставщиками, а также
прочими  дебиторами и кредиторами особую актуальность  приобретает
в настоящий момент времени в условиях кризиса неплатежей.
    Согласно п. 11.1 Инструкции № 69 при  инвентаризации  расчетов
необходимо учесть следующие моменты:
    - всем дебиторам предприятия-кредиторы должны передать выписки
об  их  задолженности,  которые  предъявляются  инвентаризационной
комиссии для  подтверждения реальности задолженности. Предприятия-
дебиторы обязаны в течение десяти  дней  со дня  получения выписок
подтвердить задолженность или заявить свои возражения;
    - на  суммы  задолженности  поставщиков  по  неотфактурованным
поставкам  после их  проверки  бухгалтерия  должна  затребовать от
поставщиков расчетно-платежные документы. Поставщики обязаны пред-
ставить  покупателям такие  документы или  сообщить о причинах  их
непредставления или об отсутствии такой задолженности;
    - на  счетах  учета  расчетов  с покупателями  и  заказчиками,
поставщиками  и  подрядчиками,  другими  дебиторами  и кредиторами
должны оставаться исключительно согласованные суммы.
    В отдельных  случаях, когда  до конца  отчетного периода  раз-
ногласия не устранены или остались невыясненными, расчеты с  деби-
торами и  кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в
суммах, вытекающих из записей в бухгалтерском учете, и  признаются
ими правильными. Заинтересованная сторона обязана передать матери-
алы о разногласиях на разрешение соответствующих органов;
    - суммы по расчетам с учреждениями банков, финансовыми и нало-
говыми  органами должны быть согласованы с ними. Отражение в учете
неурегулированных сумм не допускается;
    - к акту  инвентаризации расчетов  прилагается справка о деби-
торской и кредиторской задолженности, по которой истек срок  иско-
вой давности, с указанием лиц, виновных в истечении срока  исковой
давности дебиторской задолженности, а также наименований и адресов
дебиторов или кредиторов, сумм, причин, дат и оснований  возникно-
вения задолженности.
    Результаты инвентаризации оформляются актом по форме № инв-17,
который составляется  инвентаризационной комиссией в одном экземп-
ляре на основании выявления по документам остатков сумм, числящих-
ся на соответствующих счетах, подписывается и передается в бухгал-
терию.  По указанным  видам задолженности  к  акту  инвентаризации
расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме  № инв-
17), которая является основанием для составления этого акта.

    Инвентаризация расходов будущих периодов  и  резервов  будущих
    расходов и платежей

    К расходам будущих периодов относятся:  расходы,  связанные  с
подготовительными  к производству  работами  в  сезонных  отраслях
промышленности; с освоением  новых  производств и агрегатов; опла-
ченные авансом арендные платежи; оплата страхового полиса; подпис-
ка на газеты, журналы, периодические и справочные  издания и т. п.
Такие расходы учитываются на счете 39.
    Учет  резервов  будущих  расходов  и платежей (т. е.  средств,
которые  по  решению  предприятия  резервируются  для  обеспечения
будущих  расходов  и платежей  и включения  их в расходы  текущего
периода) ведется на счете 47.
    Согласно  п. 11.10  Инструкции  № 69  инвентаризация  расходов
будущих периодов и резервов будущих расходов и платежей заключает-
ся в проверке обоснования соответствия остатка указанных  сумм  на
дату  инвентаризации перечню создаваемых  резервов,  утвержденному
распорядительным документом руководителя предприятия, для чего: