ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 1/2/15-1314 від 03.01.2001 м.Київ vd20010103 vn1/2/15-1314 Государственная налоговая администрация Украины <...> относительно особенностей применения субъектами предпринимательской деятельности упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности <...> сообщает. 1. Статьей 1 Закона Украины от 19.10.2000 N 2063-III ( 2063-14 ) "О государственной поддержке малого предпринимательства" определено понятие субъекта малого предпринимательства. Согласно Закону субъектами малого предпринимательства являются физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности, и юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 500000 евро. То есть поскольку данный Закон ( 2063-14 ) определяет правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, то статьей 1 определено, какие субъекты предпринимательской деятельности относятся к категории субъектов малого предпринимательства. Одним из основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства является введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Статьей 1 Указа Президента Украины от 03.07.98 N 727/98 ( 727/98 ) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (в редакции Указа от 28.06.99 N 746/99 ( 746/99 ) предусмотрено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для следующих субъектов малого предпринимательства: физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень; юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривень. Таким образом, из субъектов предпринимательской деятельности, которые согласно Закону ( 2063-14 ) относятся к категории субъектов малого предпринимательства, на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности могут перейти только соответствующие требованиям Указа. 2. Что касается определения базы обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля), то согласно предоставленному Министерством финансов Украины разъяснению от 04.10.2000 N 053-39136 ( v9136201-00 ) Государственная налоговая администрация сообщает. В соответствии со статьей 1 Указа ( 727/98 ) выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). То есть в отличие от метода начисления, по которому определялась выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренная Указом Президента Украины от 03.07.98 N 727/98 ( 727/98 ) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", применяется кассовый метод исчисления выручки, при котором учитываются все поступления средств. Кроме того, согласно Порядку ведения книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденному приказом ГНА Украины от 12.10.99 N 554 ( z0713-99 ) и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 19.10.99 за N 713/4006, в доходной части отражаются все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу субъектом малого предпринимательства от продажи продукции (товаров, работ, услуг), имущества, включая основные фонды, принадлежащие субъекту малого предпринимательства и реализованные в отчетном (налоговом) периоде, внереализационные доходы и выручка от прочей реализации. То есть субъект малого предпринимательства для обложения единым налогом должен учитывать все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от прочей реализации, кроме средств, поступающих на расчетный счет субъекта предпринимательства в качестве транзитных, и он не имеет права собственности на такие средства. В случае если субъект предпринимательства, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, осуществляет свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля) и с учетом того, что средства, поступающие на расчетный счет предприятия, являются транзитными и оно не имеет права собственности на такие средства, при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления единого налога эти средства не включаются в базу налогообложения. То есть такие предприятия для обложения единым налогом должны учитывать сумму комиссионного вознаграждения, оставшуюся в их распоряжении. Председатель Н.Азаров "Бухгалтерская газета", N 3, 17 января 2001 г.