ВАС, Указ, FAS... 
     Лицензируется ли перевозка груза транспортом продавца

------------------------------------------------------------------

    Рассмотрим ситуацию,  когда  предприятие-продавец  по договору
поставки своим транспортом  доставляет  покупателю товар. Нужна ли 
продавцу лицензия на перевозку?
    Как известно, с 21 октября 2000 года,  когда  вступил  в  силу
Закон "О  лицензировании  определенных  видов  хозяйственной  дея-
тельности" ( 1775-14 ) (далее - Закон),  лицензируются  услуги  по
перевозке пассажиров и грузов воздушным,  речным-морским,  автомо-
бильным и железнодорожным транспортом (п. 31-34 ст. 9).
    До этого согласно ст. 4 Закона "О предпринимательстве"  лицен-
зированию подлежали только международные  перевозки  пассажиров  и
грузов  вышеперечисленными  видами  транспорта.  Теперь же  к  ним
добавились внутриукраинские перевозки, то  есть  число  "подлицен-
зионных" извозчиков значительно возросло (правда, лицензии им пока
еще не дают).
    В связи с этим обратим внимание на письмо ВАС от 25.10.2000 г.
№ 01-8/570 ( v_570800-00 )(см. "Бухгалтерскую  газету"  № 47'2000, 
с. 16), которым, в частности, изложен в новой редакции п. 3 инфор-
мационного письма ВАС  от 26.06.95 г.  № 01-8/453 ( v_453800-95 ). 
Отвечая на вопрос о лицензировании  автоперевозок,  осуществляемых  
исключительно для собственных нужд,  ВАС со ссылкой  на Закон ука-
зал, что если такие перевозки не имеют характера услуг, предостав-
ляемых другим  юридическим или физическим лицам,  а осуществляются 
субъектом хозяйствования исключительно для себя,  то "нет правовых  
оснований считать их нуждающимися в лицензировании".
    Таким образом, осталось выяснить, считается ли ситуация, когда
продавец своим транспортом доставляет товар покупателю, перевозкой
для собственных нужд продавца.  По нашему мнению, в данном  случае
факт наличия или отсутствия лицензируемых услуг по перевозке груза
(а значит, и необходимости лицензирования) должен определяться  на
основании текстов договоров, заключенных продавцом с покупателями.
    Согласно Указу Президента  от 04.10.94 г.  № 567/94 ( 567/94 )
"О применении Международных правил интерпретации коммерческих тер-
минов"  украинские  субъекты  предпринимательства  при  заключении
договоров должны соблюдать правила Инкотермс {1}.
    В зависимости от того, какое условие Инкотермс  применяется  в
договоре, обязанность осуществления расходов на  перевозку  товара
может быть  либо возложена на продавца, либо на  покупателя,  либо
как-то распределяться между ними.
    Ряд условий поставки,  предусмотренных  в  Инкотермс,  обязует
продавца доставить товар в определенное место, после чего его обя-
зательство по поставке считается исполненным. С этого места  нести
все расходы и риски в отношении товара должен уже покупатель.
    Сразу оговоримся, что перевозка товаров непосредственно транс-
портом продавца может выполняться в двух вариантах:
    1) товар доставляется продавцом до места, в котором  он  будет
передан перевозчику, а уже тот, в свою  очередь, доставит груз  до
места, определенного конкретным термином Инкотермс, применяемым  в
договоре (пункт на границе, порт, железнодорожная станция и т.п.).
При этом  и расходы  на оплату  услуг  перевозчика  по доставке до
определенного  в договоре  места также  согласно  договору  должен
нести продавец;
    2)  продавец  самостоятельно  везет  груз  непосредственно  до
места, определенного  в договоре. То есть продавец выступает  и  в
качестве перевозчика, выполняя весь маршрут перевозки  до  опреде-
ленного в договоре места на собственном транспорте.
    Разумеется, как при первом, так и при втором варианте перевоз-
ки все транспортные расходы, которые согласно применяемому в дого-
воре термину Инкотермс должен нести продавец, могут быть  включены
продавцом в цену товара. {2}
    То есть в данном случае транспортные расходы являются  состав-
ной (затратной) частью  цены  приобретаемого  покупателем  товара.
Значит, продавец реализует покупателю только товар, а не  "отдель-
но" товар и "отдельно" услугу по перевозке.
    Если же утверждать обратное, то придется говорить и о том, что
продавец  реализует  покупателю,  например,  также  и "услуги"  по
погрузке-разгрузке и предпродажной  подготовке, "услуги" по аренде
своих складов и офиса, зарплату  директора,  бухгалтера  и  прочие
составляющие издержек обращения, сиречь расходов на  сбыт.  А  это
уже абсурд. Договор-то заключается именно на продажу товара!
    И поскольку согласно условиям договора продавец должен  доста-
вить товар в определенное место,  то перевозка до этого места  для
передачи товара покупателю является перевозкой именно  для  собст-
венных нужд продавца.
    Раз перевозка отдельно не продается, ее  потребляет  тот,  кто
должен перевозить!
    То, что в конечном итоге перевозка "в составе  товара"  реали-
зуется на сторону - ничего не меняет. Ведь считаются же перевозка-
ми для собственных нужд перевозки  от цеха к цеху,  хотя  и  тогда
готовая продукция (ради которой осуществляются все эти  перевозки)
уйдет покупателю!
    А раз  нужды - собственные,  то лицензии - не  требуется  (см.
указанное выше разъяснение ВАС).
    Итак, предприятие-продавец в данном случае осуществляет  пред-
принимательскую  деятельность только по продаже  товаров.  Прибыль
продавец  получает  за счет  продажи  товаров,  от своей  торговой
наценки, а не за счет рентабельности транспортных услуг (которых в
таком случае фактически и не было,  так  как  результат  перевозки
потреблен самим продавцом и является составляющей его расходов  на
сбыт, уменьшающей  один общий доход от продажи товаров). Это можно
подтвердить документально.  В частности, отражением таких операций
в бухгалтерском (налоговом) учете продавца, где  доход  отражается
только как доход (валовой доход) от продажи товаров, а расходы  по
перевозке - как расходы на сбыт тех же товаров  (валовые  затраты,
связанные с продажей товаров).
    Тот факт, что в данном случае все услуги по  перевозкам  (точ-
нее, результаты этих перевозок) до места, определенного в  догово-
ре, потребляются именно самим  продавцом, легко подтвердить,  если
провести аналогию с ситуацией, когда для исполнения своего догово-
ра поставки товаров продавец  привлекает  по  отдельным  договорам
сторонние транспортные организации. Либо с ситуацией, когда прода-
вец сначала доставляет  товар  своим  транспортом  в  определенное
место (например,  на арендуемый  склад),  а  уже  затем  заключает
договоры с покупателями на продажу товара.  Ведь  тогда  никто  не
должен усомниться, что услуги по перевозке (результаты  перевозки)
потребляет именно продавец, а не покупатель.
    Итак, мы считаем, что при правильном документальном оформлении
(включая применение  в  договоре  соответствующего  термина  Инко-
термс), когда  расходы продавца на  перевозку  товара  собственным
транспортом входят в цену товара, продавцу  не  нужно  приобретать
лицензию на перевозку.
    Наш народ, однако, не очень почитает Указ Президента  № 567/94
( 567/94 ) и далеко не всегда применяет в договорах  купли-продажи
(поставки и т. п.) термины Инкотермс. Такое пренебрежение формаль-
ностями  может привести  к тому,  что когда  продавец  будет везти
товар своим  транспортом и согласно договору включит  транспортные
расходы в цену товара, отбиться от  лицензии  ему  будет  сложнее,
потому  что инспектор может начать трактовать  положения  договора
как угодно, лишь бы подвести вас под лицензию.
    А теперь рассмотрим конкретные термины Инкотермс с точки  зре-
ния обязанности продавца за свой  счет перевозить товар до  места,
указанного в договоре (места, где к покупателю перейдут все  риски
и обязанность нести дальнейшие расходы в отношении товара). А это,
как  мы уже говорили,  прямо повлияет  на то,  понадобится ли  ему
лицензия на осуществление перевозок.
    Термины, при которых перевозки (полностью или частично) должны
производиться за счет продавца, относятся к группам "С" и "D". Это
СFR "Стоимость и фрахт (порт назначения указан)" {3},  CIF  "Стои-
мость,  страхование и фрахт  (порт  назначения  указан)" {3},  СРТ
"Перевозка оплачена до (место назначения указано)", СIР "Перевозка
и страхование оплачены до (место назначения указано)",  DAF  "Пос-
тавка до границы (место указано)",  DES  "Доставлено  франко-строп
судно  (порт  назначения  указан)" {3},  DEQ, "Доставлено  франко-
набережная, таможенная  пошлина  уплачена  (порт  назначения  ука-
зан)" {3}, DDU "Доставлено,  таможенная пошлина не уплачена (место
назначения указано)" и DDР "Доставлено, таможенная пошлина уплаче-
на (место назначения указано)".
    Термины, при  которых  основная  часть  перевозки  {4}  должна
производиться за счет покупателя, относятся к группам "Е"  и  "F".
Это EXW "Франкозавод", FСА "Франко-перевозчик"  {5},  FAS  "Франко
вдоль борта судна" {3} и FOB "Франко-борт" {3}.  В случае примене-
ния  термина EXW товар забирается прямо у продавца (с его фабрики,
завода, склада и т. д.).  В случаях FСА, FAS и FOB продавец  может
перевозить товар только до передачи перевозчику.
    Таким образом, в случаях, когда основную часть перевозки  пре-
дусматривается выполнять транспортом продавца, применение терминов
EXW, FСА, FAS и FОВ без наличия у продавца лицензии  на  перевозки
мы  не рекомендуем.  Поскольку  этими терминами  обязательство  по
основной части перевозки на продавца не возложено, расходы на  них
ни под каким соусом в стоимость товаров не всунешь. В этих случаях
придется основную  часть перевозки  оформлять  отдельным договором
(счетом) между продавцом и  покупателем.  И  тогда  лицензирования
услуг по перевозке уже точно не избежать.
    Итак, для ухода от лицензирования в  первую  очередь  советуем
"самоперевозящим" продавцам отказаться от применения четырех  упо-
мянутых терминов группы "Е" и "F".  И,  кроме  этого,  рекомендуем
включать расходы на перевозку в цену товаров и не выделять  их  ни
в договорах, ни в счетах, ни в других документах отдельной строкой
"к оплате - расходы на перевозку груза".
    Это, пожалуй, после  применения  "нужного"  термина  Инкотермс
самый важный момент, если учесть, как небрежно наши предпринимате-
ли относятся  к оформлению документов.  Например, варианты,  когда
перевозку осуществляет продавец, а в счете и в договоре общая сум-
ма к оплате указывается как:
    "цена товара такая-то" или  "цена товара такая-то, в том числе  
расходы на перевозку такие-то", - могут "прокатить" без лицензии.
    А вот когда указывается:
    "цена товара такая-то, транспортные расходы (услуги по пере-
возке) такие-то, итого к оплате столько-то" - отбиваться от лицен-
зии будет достаточно сложно.
    При  правильном же  оформлении  документов  в  рассматриваемой
ситуации  отбиться от  налогового  инспектора, требующего  от  вас
лицензию на перевозку, будет вполне реально. Вот с гаишниками и им
подобными договориться (без взятки) будет сложнее. И если вас  это
пугает - приобретайте лицензию.
    Кстати, что касается случаев перевозки товаров покупателем  на
собственном  транспорте (и за свой счет),  то  здесь  лицензии  на
перевозки однозначно не требуется, поскольку  осуществление  таких
перевозок "исключительно для собственных нужд" покупателя -  неос-
поримо.
    В ситуации же, когда  предприятие  предоставляет  транспортные
услуги от своего имени путем заключения субподрядных  договоров  с
транспортными организациями, лучше переоформить такие договоры  на
экспедиторские, так как эта деятельность не требует лицензии.
    Вот пока и всё...


    {1} Инкотермс - Международные правила интерпретации коммерчес-
ких терминов, подготовленные Международной торговой палатой в 1953
году.  Хотя в прессе  уже сообщалось о  новой  редакции  Инкотермс
2000 года, в Украине по-прежнему применяется  редакция  1990  года
(поскольку Инкотермс-2000 в "Урядовому кур'ґрi". не  публиковался,
а согласно ст. 2 Указа Президента № 567/94  изменения  к Инкотермс
вступают в силу через 10 дней после опубликования их в этой  газе-
те).
    {2} Причем эти расходы в цену товара продавец может включить в
любом случае, в том числе и когда все перевозки  выполняют  только
сторонние организации.  Просто  такая  ситуация  нас  в  настоящей
статье не интересует.
    {3} Эти термины применяются только при поставках  морским  или
речным видами транспорта.
    {4} Применительно к терминам Инкотермс групп  "Е"  и  "F"  под
"основной частью перевозки" мы имеем в виду  доставку  товара  уже
за счет покупателя от места,  определенного  применяемым  термином
Инкотермс, непосредственно к покупателю.
    {5} При применении  термина  FСА  допускается  исключение:  по
просьбе покупателя продавец может сам заключить договор с перевоз-
чиком  на  обычных  условиях  на риск и  за счет  покупателя.  Это
напоминает  комиссию  на покупку  продавцом (от  своего  имени для
покупателя) транспортной услуги. То есть при применении FСА в цену
товара такие расходы  на основную перевозку  никак  не  попадут, а
будут  выделяться  в договоре  или  счете  отдельной  строкой  как
"компенсация расходов".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 01/01, стр. 22
[01.01.2001]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------