Зимой - о лете. Источник оплаты "колдоговорных" отпусков ------------------------------------------------------------------ Как известно, наши законодатели весьма ответственно подошли к такому важному делу, как отдых трудящихся. В ст. 4 Закона "Об отпусках" они предусмотрели множество раз- нообразных видов отпусков: ежегодные (основной и дополнительные), дополнительные в связи с обучением, творческие, социальные, отпус- ка без сохранения заработной платы. Кроме перечисленных видов (и не упомянутых здесь подвидов) отпусков той же статьей определено, что законодательством, коллек- тивным договором, соглашением или трудовым договором могут быть установлены и другие их виды. Вот о таких отпусках, предусмотрен- ных колдоговором, мы и поговорим. За счет чего их оплачивать? В принципе, расходам, связанным с оплатой отпусков, посвящена специальная ст. 23 Закона "Об отпусках". И там, в частности, сказано, что оплата отпусков, предусмотренных колдоговором, произ- водится из прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов (или за счет средств физического лица, у которого работают по трудовому договору работники). Давайте разберемся, насколько правомерен запрет включать рас- ходы на оплату таких отпусков в валовые затраты предприятия. К сожалению, многие специалисты заняли в этом вопросе фискаль- ную позицию. Так, О. Ковальчук {1}, С. Горобец, Г. Грек, Н. Щербак {2} и Э. Оркуш {3} в один голос утверждают, что оплата таких отпусков производится из прибыли предприятия. Мы же, напротив, утверждаем, что на основании ст. 23 Закона "Об отпусках" расходам на оплату отпусков, предусмотренных колдо- говором, нельзя отказывать в валовозатратности. Нашу точку зрения разделяет, Например, О. Фишкина. {4} Напомним, что ст. 5 Закона "О коллективных договорах и согла- шениях" запрещает ухудшать колдоговорами или соглашениями положе- ние работников по сравнению с законодательством. Следовательно, возможность с помощью колдоговоров улучшать положение работников подразумевается сама собой. Именно этим путем и пошла практика. Действительно, в ст. 13 КЗоТ, определяющей содержание колдоговора, установлено, что колдоговор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гаран- тии и социально-бытовые льготы. Так что дополнительный отпуск нужно рассматривать как гарантию-льготу, полученную работником от родного предприятия. А теперь обратимся к п/п.5.6.1 Закона О Прибыли ( 283/97-ВР ). В соответствии с ним в состав валовых затрат плательщика входят расходы на оплату труда физических лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, включающие расходы на выплату основной и дополнитель- ной зарплаты и других видов поощрений и выплат. Чтобы разобраться, является ли оплата таких отпусков расходами на оплату труда, откроем Инструкцию по статистике заработной пла- ты, утвержденную приказом Минстата от 11.12.95 г. № 323 (далее - Инструкция) ( z0465-95 ) {5}. Согласно п. 2.42 Инструкции расходы на оплату дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива (сверх предусмот- ренных законодательством) отпусков попадают в категорию "прочих поощрительных и компенсационных выплат" и, как отмечалось в "Бухгалтере" № 19'2000 (с. 24-25), имеют двойственную природу, то есть их можно интерпретировать и как оплату труда, и как социаль- ные выплаты. По сути дела, дополнительные отпуска, предоставляемые по решению трудового коллектива, и дополнительные отпуска, предостав- ляемые по колдоговору, - это одно и то же (ведь колдоговор заклю- чается собственником предприятия именно с трудовым коллективом). А небольшое терминологическое расхождение вполне объяснимо, если вспомнить, что Инструкция принималась раньше Закона "Об отпусках". По нашему мнению, налоговики не должны особенно возражать про- тив отнесения оплаты таких отпусков на валовые затраты. По крайней мере, в этом отношении отпускные выплаты ничем не хуже, например, матпомощи. В письме ГНАУ от 05.09.2000 № 5000/6/15-1116 ( v5000225-00 ) {6} сообщается, что для включения матпомощи и других поощрительных и компенсационных выплат в валовые затраты предприятия такие вып- латы должны быть предусмотрены именно в тех разделах коллективного договора, где говорится об оплате труда (а не о социальных выпла- тах), или же в конкретных трудовых договорах. То есть для включения этих расходов в состав валовых затрат следует учесть пожелания налоговиков и предусмотреть пункт о допотпусках в разделе колдоговора "Оплата труда". Чтобы, как говорится, и овцы целы, и волки сыты. И все-таки почему приоритет следует отдавать Закону О Прибыли, несмотря на то что в Законе "Об отпусках" источником для оплаты таких отпусков названа прибыль после налогообложения? Во-первых, Закон "Об отпусках" принимался еще в 1996 году, то есть до вступления в силу ныне действующей редакции Закона О При- были. Так что Закон О Прибыли - более поздний акт, имеющий в связи с этим приоритет. Во-вторых, порядок отнесения расходов предприя- тия в состав валовых затрат определяется Законом О Прибыли, то есть специальным законом о налогообложении, а не Законом "Об отпусках" (последний исходя из ст. 1 Закона "О системе налогообло- жения" ( 1251-12 ) просто не может регулировать подобные вопросы). Интересным в этом отношении представляется мнение авторов Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде, высказанное по поводу продолжительности отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. Напомним, что Порядок приме- нения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда предписывает в случаях, когда продол- жительность допотпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность, указанную в Списке, продлевать отпуск на количество дней разницы именно за счет средств предприятия. По мнению авторов Комментария, эта норма (если "за счет средств предприятия" понимать как "за счет прибы- ли") применяться не должна, поскольку вопрос об источнике расходов предприятия на оплату допотпуска решается исключительно Законом О Прибыли. При этом они ссылаются на п. 5.10 Закона О Прибыли, которым запрещено установление дополнительных, не указанных в дан- ном Законе, ограничений по отнесению расходов в состав валовых затрат. Авторы Комментария пишут, что вопрос об источнике расходов предприятия "не может регулироваться даже нормами КЗоТ, не говоря уже о рассматриваемом подзаконном акте. Поэтому указание в назван- ном Порядке на источник финансирования расходов по оплате дополни- тельного отпуска юридической силы не имеет". {7} Вот вам еще одно преимущество заключения кологовора (на некоторые другие аспекты его полезности мы уже не раз обращали внимание - см., например, "Бухгалтер" № 18'2000, с. 56). Так что заключайте коллективный договор, устанавливайте в нем дополнительные гарантии и льготы работникам, а для доказывания правомерности включения в валовые затраты дополнительных расходов на них - читайте журнал "Бухгалтер". {1} См. "Все о бухгалтерском учете" № 38/98, с. 25. {2} См. "Бизнес" ("Бухгалтерия") № 30/99, с. 74-75. {3} См. "Галицькi контракти" (другий зошит) № 26/99, с. 58. {4} См. О. Фишкина. Бухгалтерские и налоговые вопросы в летнее время.- Запорожье: Полиграф, 1999.- С. 42 - 43. {5} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 48-53. {6} См. "Бухгалтерскую газету" № 39'2000, с. 9. {7} См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-прак- тический комментарий к законодательству Украины о труде. - Симфе- рополь, 1998.- Т. 1.- С. 517. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 01/01, стр. 14 [01.01.2001] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------