Издательство выпускает газету, в которой публикуется  реклама.
    Часть выпуска издательство бесплатно распространяет среди  на-
    селения.  Причем  подобное бесплатное  распространение  иногда
    происходит по договоренности с рекламодателем, а иногда  -  по
    решению издательства. Что при таком раскладе выходит с налога-
    ми у издательства и у рекламодателей?

    * * *

    Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.  При этом, поскольку
у нас  нет ваших  конкретных  договоров  с рекламодателями,  будем
исходить из сложившейся практики заключения подобных соглашений.
    1. В ситуации, когда распространение происходит по  договорен-
ности с  клиентом,  обычно  и  размещение  рекламы,  и  бесплатное
распространение части тиража  оговариваются  в одном  договоре.  О
купле-продаже (или  дарении) газет  речь  там  вообще  не идет. На
самом же деле такой договор содержит три составляющие:
    1) договор об услугах на размещение рекламы в газете;
    2) договор купли-продажи или дарения части тиража рекламодате-
лю;
    3) договор  подряда  на  распространение  газет, принадлежащих
рекламодателю, среди населения.
    Составляющие 2 и 3 в таких договорах из-за плохого юридическо-
го сопровождения, к сожалению,  нередко завуалированы и  четко  не
просматриваются.  Однако если вспомнить, что согласно ст. 4 Закона
"О собственности" именна собственник имеет все правомочия по  вла-
дению, пользованию и распоряжению имуществом,  то  все  становится
на  свои места. Если бы  рекламодатель  не  был  собственником {1}
бесплатно распространяемой части выпуска газеты, то он и не мог бы
в такой ситуации требовать от издательства бесплатного распростра-
нения этих газет.  Издательство само решало бы, что ему  делать  с
этой частью тиража и стоит ли вообще ее печатать.
    А раз мы  пришли  к  выводу,  что  рекламодатель  должен  быть
собственником этих газет, то право собственности должно у него  на
каком-то основании  возникнуть. В принципе,  данное право  в вашей
ситуации может возникнуть на  основании  договоров  купли-продажи,
поставки, дарения, мены, займа.
    Поставка, мена и заем тут, пожалуй, слишком экзотичны.  А  вот
купля-продажа и дарение вполне  подходят. Правда, дело осложняется
тем, что обычно в таких договорах указывается только  одна  сумма,
которая называется "вознаграждение  издательства"  или  "стоимость
услуг издательства" и является по сути общей стоимостью всех  трех
упомянутых выше составляющих договора. Но поскольку и то, и другое
словосочетание употребляются только в случае предоставления услуг,
инспектор вполне  может  сказать,  что  в  договоре  указана  лишь
стоимость 1-й и 3-й составляющих, а в отношении  2-й  имела  место
никак не купля-продажа, а было самое обыкновенное дарение с  соот-
ветствующими неприятными налоговыми последствиями - как у рекламо-
дателя, так и у издательства.
    Поэтому лучше всего в договоре указывать отдельно цену  каждой
из  трех составляющих. Тогда налоговые  последствия и  у издатель-
ства, и у рекламодателя будут вполне сносными.
    У издательства:
    валовые доходы по всем трем составляющим и валовые затраты  по
расходам, связанным с ними, - без особенностей, на  общих  основа-
ниях;
    налоговые  обязательства  по  НДС по 1-й и 3-й  составляющим и 
налоговый кредит по затратам на  эти составляющие; обязательства и
кредит будут также по 2-й составляющей, если эта газета не являет-
ся льготируемым периодическим изданием печатных  средств  массовой
информации (не  зарегистрирована  в  качестве  печатного  средства 
массовой информации) отечественного производства {2};
    если же газета льготируется (как периодическое издание  печат-
ных средств массовой информации), то по 2-й составляющей налоговых
обязательств и налогового кредита  не будет,  а "входной"  НДС  по
расходам, связанным с этой составляющей, вместе с ними  пойдет  на
валовые затраты.
    У рекламодателя:
    валовые затраты без ограничений по 1-й составляющей,  если  он
рекламирует товары (работы, услуги),  которые сам продает (предос-
тавляет), и валовые затраты в рамках 2%  налогооблагаемой  прибыли
предыдущего квартала по 2-й и 3-й составляющим согласно п/п. 5.4.4
Закона О Прибыли, поскольку  эти  составляющие  для  рекламодателя
являются  расходами на  приобретение  и  распространение  подарков
(газет);
    налоговый кредит по 1-й составляющей, если она пошла на  вало-
вые затраты;
    налоговый кредит по той части 2-й и 3-й составляющих,  которая
пошла на валовые затраты, если газета  не  является  периодическим
изданием (если газета является периодическим изданием, то "входно-
го" НДС по 2-й составляющей просто не будет, а по  3-й  он  пойдет
либо на валовые затраты (если хватит 2%),  либо в налоговом  учете
вообще никуда не пойдет {3});
    кроме того, если газета не является периодическим изданием, то
у рекламодателя возникнут налоговые обязательства с  обычной  цены
газеты  при ее  бесплатной  раздаче {4};  если же  газета является
периодическим  изданием, то налоговых  обязательств  по бесплатной
передаче  не  будет (см. письма  ГНАУ  от  03.04.98 г.  № 3344/11/
16-1120-20 ( v3344225-98 ) и  от 29.07.98 г.  № 8943/10/16-1220-26 
( v8943225-98 ) в "Бухгалтере" № 19'98 на с. 25).
    Ну и еще у издательства будет, конечно, налог  на  рекламу  со
стоимости 1-й составляющей (в смысле  издательство будет выступать
его сборщиком).  По 3-й составляющей налога на рекламу  не  должно
быть, поскольку издательство предоставляет услуги по распростране-
нию газет, а не рекламы.  Согласно же ст. 11  Декрета  "О  местных
налогах и сборах" объектом налога на рекламу  является,  напомним,
стоимость услуг за установление и размещение рекламы  (специальной
информации о лицах или продукции, распространяемой в любой форме и
любым способом с целью прямого или опосредованного получения  при-
были). При противоположном подходе придется признать, что налог на
рекламу должны платить и почта, и различные транспортные организа-
ции, осуществляющие  транспортировку  газет,  содержащих  рекламу,
что, безусловно, является абсурдом.
    2. Вторая ситуация (распространение по решению издательства) -
более проста и понятна.  В этом  случае у рекламодателя  возникают
валовые затраты и налоговый кредит со  всей  стоимости  услуги  по
размещению рекламы, если он рекламирует товары  (работы,  услуги),
которые сам продает (предоставляет), и больше ничего.
    У издательства возникают валовой доход и налоговые  обязатель-
ства  со стоимости услуги по размещению рекламы, а валовые затраты
и налоговый кредит по расходам, связанным с  предоставлением  этой
услуги, идут по полной программе.
    Кроме того, если газета не является периодическим изданием,  у
издательства будут налоговые обязательства с обычной цены бесплат-
но розданных газет {5}, а валовые затраты по расходам, связанным с
их бесплатной раздачей, включая расходы на изготовление  бесплатно
розданных газет, будут только в рамках 2% налогооблагаемой прибыли
предыдущего квартала; налоговый кредит будет, естественно,  только
по той части расходов, которая попала на валовые затраты.
    Если газета является периодическим изданием, то, как было ска-
зано выше, налоговых обязательств по бесплатной передаче не будет,
а расходы, связанные  с этой  раздачей,  вместе  со "входным"  НДС
пойдут  на валовые затраты в рамках  2%  налогооблагаемой  прибыли
предыдущего периода.
    Обязанность  уплатить  налог  на рекламу  со стоимости  платы,
полученной издательством с рекламодателей за размещение  в  газете
их рекламы, будет у издательства.
    Кстати, бухгалтеру издательства надо будет не забыть  отразить
операцию по бесплатной раздаче газеты, которая  является  периоди-
ческим изданием, по обычным ценам по стр. 4 "Операции, освобожден-
ные от налогообложения" декларации по НДС и распределить "входной"
НДС по "общим" расходам издательства между облагаемыми (если тако-
вые есть) и необлагаемыми операциями с учетом этой суммы.


    {1} Если кто-то действует на основании договора  комиссии  или
поручения, то под рекламодателем тут следует соответственно  пони-
мать комитента или доверителя.
    {2} Впрочем, у вас, возможно, есть шанс обозвать ее...  книгой
отечественного производства, если объем газеты составляет более 48
страниц, - налоговики вроде бы не против (см. "Бухгалтерскую газе-
ту" №44'2000, с. 8-9), но за последствия - не ручаемся.
    {3} Поскольку 3-я составляющая здесь будет услугой, входящей в
затраты на бесплатное распространение газеты, которое льготируется
у рекламодателя по п/п. 5.1.2 Закона об НДС.
    {4} Валовые доходы при бесплатной раздаче в рекламных целях не
возникают  даже  по  мнению  ГНАУ (см. ее письмо от  23.10.2000 г.
№ 5837/6/15-1116 ( v5837225-00 ) в "Бухгалтере" № 21'2000 на  стр. 
13).
    {5}  Правда,  есть  надежда,  которую  дает  письмо  ГНАУ   от
23.10.2000 г.  (см. предыдущую сноску), что налоговики  согласятся
признать  при бесплатной  передаче  отсутствие  не только  валовых
доходов, но и налоговых обязательств по НДС.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 01/01, стр. 16
[01.01.2001]
Леонид Карпов

------------------------------------------------------------------