Издательство выпускает газету, в которой публикуется реклама. Часть выпуска издательство бесплатно распространяет среди на- селения. Причем подобное бесплатное распространение иногда происходит по договоренности с рекламодателем, а иногда - по решению издательства. Что при таком раскладе выходит с налога- ми у издательства и у рекламодателей? * * * Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности. При этом, поскольку у нас нет ваших конкретных договоров с рекламодателями, будем исходить из сложившейся практики заключения подобных соглашений. 1. В ситуации, когда распространение происходит по договорен- ности с клиентом, обычно и размещение рекламы, и бесплатное распространение части тиража оговариваются в одном договоре. О купле-продаже (или дарении) газет речь там вообще не идет. На самом же деле такой договор содержит три составляющие: 1) договор об услугах на размещение рекламы в газете; 2) договор купли-продажи или дарения части тиража рекламодате- лю; 3) договор подряда на распространение газет, принадлежащих рекламодателю, среди населения. Составляющие 2 и 3 в таких договорах из-за плохого юридическо- го сопровождения, к сожалению, нередко завуалированы и четко не просматриваются. Однако если вспомнить, что согласно ст. 4 Закона "О собственности" именна собственник имеет все правомочия по вла- дению, пользованию и распоряжению имуществом, то все становится на свои места. Если бы рекламодатель не был собственником {1} бесплатно распространяемой части выпуска газеты, то он и не мог бы в такой ситуации требовать от издательства бесплатного распростра- нения этих газет. Издательство само решало бы, что ему делать с этой частью тиража и стоит ли вообще ее печатать. А раз мы пришли к выводу, что рекламодатель должен быть собственником этих газет, то право собственности должно у него на каком-то основании возникнуть. В принципе, данное право в вашей ситуации может возникнуть на основании договоров купли-продажи, поставки, дарения, мены, займа. Поставка, мена и заем тут, пожалуй, слишком экзотичны. А вот купля-продажа и дарение вполне подходят. Правда, дело осложняется тем, что обычно в таких договорах указывается только одна сумма, которая называется "вознаграждение издательства" или "стоимость услуг издательства" и является по сути общей стоимостью всех трех упомянутых выше составляющих договора. Но поскольку и то, и другое словосочетание употребляются только в случае предоставления услуг, инспектор вполне может сказать, что в договоре указана лишь стоимость 1-й и 3-й составляющих, а в отношении 2-й имела место никак не купля-продажа, а было самое обыкновенное дарение с соот- ветствующими неприятными налоговыми последствиями - как у рекламо- дателя, так и у издательства. Поэтому лучше всего в договоре указывать отдельно цену каждой из трех составляющих. Тогда налоговые последствия и у издатель- ства, и у рекламодателя будут вполне сносными. У издательства: валовые доходы по всем трем составляющим и валовые затраты по расходам, связанным с ними, - без особенностей, на общих основа- ниях; налоговые обязательства по НДС по 1-й и 3-й составляющим и налоговый кредит по затратам на эти составляющие; обязательства и кредит будут также по 2-й составляющей, если эта газета не являет- ся льготируемым периодическим изданием печатных средств массовой информации (не зарегистрирована в качестве печатного средства массовой информации) отечественного производства {2}; если же газета льготируется (как периодическое издание печат- ных средств массовой информации), то по 2-й составляющей налоговых обязательств и налогового кредита не будет, а "входной" НДС по расходам, связанным с этой составляющей, вместе с ними пойдет на валовые затраты. У рекламодателя: валовые затраты без ограничений по 1-й составляющей, если он рекламирует товары (работы, услуги), которые сам продает (предос- тавляет), и валовые затраты в рамках 2% налогооблагаемой прибыли предыдущего квартала по 2-й и 3-й составляющим согласно п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли, поскольку эти составляющие для рекламодателя являются расходами на приобретение и распространение подарков (газет); налоговый кредит по 1-й составляющей, если она пошла на вало- вые затраты; налоговый кредит по той части 2-й и 3-й составляющих, которая пошла на валовые затраты, если газета не является периодическим изданием (если газета является периодическим изданием, то "входно- го" НДС по 2-й составляющей просто не будет, а по 3-й он пойдет либо на валовые затраты (если хватит 2%), либо в налоговом учете вообще никуда не пойдет {3}); кроме того, если газета не является периодическим изданием, то у рекламодателя возникнут налоговые обязательства с обычной цены газеты при ее бесплатной раздаче {4}; если же газета является периодическим изданием, то налоговых обязательств по бесплатной передаче не будет (см. письма ГНАУ от 03.04.98 г. № 3344/11/ 16-1120-20 ( v3344225-98 ) и от 29.07.98 г. № 8943/10/16-1220-26 ( v8943225-98 ) в "Бухгалтере" № 19'98 на с. 25). Ну и еще у издательства будет, конечно, налог на рекламу со стоимости 1-й составляющей (в смысле издательство будет выступать его сборщиком). По 3-й составляющей налога на рекламу не должно быть, поскольку издательство предоставляет услуги по распростране- нию газет, а не рекламы. Согласно же ст. 11 Декрета "О местных налогах и сборах" объектом налога на рекламу является, напомним, стоимость услуг за установление и размещение рекламы (специальной информации о лицах или продукции, распространяемой в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредованного получения при- были). При противоположном подходе придется признать, что налог на рекламу должны платить и почта, и различные транспортные организа- ции, осуществляющие транспортировку газет, содержащих рекламу, что, безусловно, является абсурдом. 2. Вторая ситуация (распространение по решению издательства) - более проста и понятна. В этом случае у рекламодателя возникают валовые затраты и налоговый кредит со всей стоимости услуги по размещению рекламы, если он рекламирует товары (работы, услуги), которые сам продает (предоставляет), и больше ничего. У издательства возникают валовой доход и налоговые обязатель- ства со стоимости услуги по размещению рекламы, а валовые затраты и налоговый кредит по расходам, связанным с предоставлением этой услуги, идут по полной программе. Кроме того, если газета не является периодическим изданием, у издательства будут налоговые обязательства с обычной цены бесплат- но розданных газет {5}, а валовые затраты по расходам, связанным с их бесплатной раздачей, включая расходы на изготовление бесплатно розданных газет, будут только в рамках 2% налогооблагаемой прибыли предыдущего квартала; налоговый кредит будет, естественно, только по той части расходов, которая попала на валовые затраты. Если газета является периодическим изданием, то, как было ска- зано выше, налоговых обязательств по бесплатной передаче не будет, а расходы, связанные с этой раздачей, вместе со "входным" НДС пойдут на валовые затраты в рамках 2% налогооблагаемой прибыли предыдущего периода. Обязанность уплатить налог на рекламу со стоимости платы, полученной издательством с рекламодателей за размещение в газете их рекламы, будет у издательства. Кстати, бухгалтеру издательства надо будет не забыть отразить операцию по бесплатной раздаче газеты, которая является периоди- ческим изданием, по обычным ценам по стр. 4 "Операции, освобожден- ные от налогообложения" декларации по НДС и распределить "входной" НДС по "общим" расходам издательства между облагаемыми (если тако- вые есть) и необлагаемыми операциями с учетом этой суммы. {1} Если кто-то действует на основании договора комиссии или поручения, то под рекламодателем тут следует соответственно пони- мать комитента или доверителя. {2} Впрочем, у вас, возможно, есть шанс обозвать ее... книгой отечественного производства, если объем газеты составляет более 48 страниц, - налоговики вроде бы не против (см. "Бухгалтерскую газе- ту" №44'2000, с. 8-9), но за последствия - не ручаемся. {3} Поскольку 3-я составляющая здесь будет услугой, входящей в затраты на бесплатное распространение газеты, которое льготируется у рекламодателя по п/п. 5.1.2 Закона об НДС. {4} Валовые доходы при бесплатной раздаче в рекламных целях не возникают даже по мнению ГНАУ (см. ее письмо от 23.10.2000 г. № 5837/6/15-1116 ( v5837225-00 ) в "Бухгалтере" № 21'2000 на стр. 13). {5} Правда, есть надежда, которую дает письмо ГНАУ от 23.10.2000 г. (см. предыдущую сноску), что налоговики согласятся признать при бесплатной передаче отсутствие не только валовых доходов, но и налоговых обязательств по НДС. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 01/01, стр. 16 [01.01.2001] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------