Старые ЭККА и новогодние РРО ------------------------------------------------------------------ Многие из Вас уже знают, что с 1 января 2001 года вместо Зако- на Украины об ЭККА вступил в силу новый Закон по аналогичному воп- росу с чудесным названием - "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (назовем его Закон о РРО). Напомним, что этот Закон был подписан Президентом Украины еще 1 июня 2000 года и вызвал крайне негативную реакцию у субъектов предпринимательской деятельности. Под их давлением срок вступления его в силу был перенесен на 1 января 2001 года. С приближением новогодних праздников ситуация вновь стала накаляться. Тогда на одном из заседаний народные избранники принимают Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операции в сфере торговли, общественного питания и услуг" (№ 2156-III) ( 2156-14 ), который Глава государства подписывает 21.12.2000 г. Официально же документ опубликован только 17 января 2001 года в газете "Урядовий кур'ґр" № 8. Таким образом, Закон о РРО претерпел изменения и вступил в силу 1 января 2001 года уже подправленным. Рассмотрим новый Закон о РРО ( 2156-14 ) с учетом внесенных в него изменений и сопоставим его нормы с требованиями Закона об ЭККА ( 1776-14 ) (теперь уже исторического). Что такое РРО Закон о РРО, в отличие от Закона об ЭККА, в статье 2 дает определения основным "ходовым" терминам, используемым в документе, в том числе и термину РРО. Под РРО следует понимать устройство или программно-технический комплекс (далее - ПТК), в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрции расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг). Какие же устройства или ПТК входят в РРО? Для наглядности представим их в виде схемы. РРО | +---------+--------+--+----+--------+----------+ | | | | | | ЭККА ЭККР ККС ЭТ АПТ ДРУГИЕ ЭККА - электронный контрольно-кассовый аппарат ЭККР - электронный контрольно-кассовый регистратор ККС - компьютерно-кассовая система ЭТ - электронный таксометр АПТ - автомат по продаже товаров Кто обязан применять РРО С 1 января 2001 года РРО применяются: 1) физическими лицами - субъектами предпринимательской дея- тельности; 2) юридическими лицами (их филиалами, отделениями, другими обособленными подразделениями). При этом применение РРО касается операций, осуществляемых указанными лицами в наличной и/или безналичной форме (и применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Одновременно напомним, что в соответствии со статьей 2 Закона о предпринимательстве ( 698-12 ) субъектами предпринимательской деятельности кроме юридических лиц могут быть: граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства. Условие одно - они не должны быть ограничены законом в правоспособности и дееспособности и не должны являться лицами, которым занятие предпринимательской деятельностью запрещено законом или судом; 3) уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими операции купли-продажи иностранной валюты. Обратим внимание на отличия новых норм от ранее действовавших. Во-первых, РРО отныне должны применяться не только при расче- тах наличными деньгами, но, в ряде случаев, и при безналичной фор- ме расчетов. Во-вторых, новый Закон лишил Минэкономики права утверждать пе- речни отдельных форм деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, специфика которых позволяет осуществлять расчеты с потребителями без применения ЭККА с использованием товарно-кас- совых книг (далее - ТКК). В-третьих, Закон о РРО определил, что установление норм по применению или неприменению РРО в других законах не допускается. В-четвертых, нормами статьи 10 Кабинету Министров предоставле- но право по представлению Минэкономики и ГНА Украины: утверждать перечень отдельных форм и условий проведения расчетных операций без применения РРО с использованием расчетных книжек (далее - РК) и книг учета расчетных операций (КУРО); утверждать предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), при превышении которого применение РРО является обязательным. В связи с этим целесообразно обратить Ваше внимание на то, что Перечнем отдельных форм деятельности в сфере торговли, обществен- ного питания и услуг, специфика которых позволяет осуществлять расчеты с потребителями без применения ЭККА с использованием ТКК, утвержденным приказом Минэкономики от 12.03.98 г. № 24 (см. "Глав- Бух" № 18/2000, стр. 33, вкладыш), со дня вступления в силу Закона о РРО руководствоваться не следует: он выпал из правового поля. Порядок проведения расчетов Обратим внимание на ряд новых положений и требований Закона о РРО, которые значительно отличаются от норм утратившего силу Закона об ЭККА. 1. На период выхода из строя РРО и осуществления его ремонта или в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней), отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществ- ляется: - с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки: - или с применением надлежащим образом зарегистрированного ре- зервного РРО. Под книгой учета расчетных операций понимается прошнурованная и зарегистрированная в налоговых органах книга, содержащая ежед- невные отчеты, составленные на основании соответствующих расчетных документов о движении наличных денег, товаров и услуг (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.). Расчетная книжка - это надлежащим образом сброшюрованная и прошнурованная книжка, зарегистрированная в налоговых органах, со- держащая номерные расчетные квитанции, которые выдаются покупате- лям в случаях, когда не используется РРО. Таким образом, теперь вместо ТТК субъекты хозяйствования в случае не использования РРО будут вести КУРО и РК. Эти книжки сле- дует хранить в течение трех лет после их окончания. И, кроме того, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, вместе с отчетностью, связанной с применением РРО, необходимо будет сдавать налоговикам и отчетность по РК. Первая отчетность не за горами, а ее формы еще не обнародованы. Между прочим, статьей 8 Закона о РРО установлено, что форма, содержание расчетных документов, порядок регистрации и ведения РК, КУРО, а также форма и порядок представления отчетности, связанной с применением РРО или использованием РК, устанавливается ГНА Ук- раины. На приведение своих нормативных документов в соответствие с данным Законом министерствам и ведомствам отводился срок в четыре месяца. Этот вопрос актуален еще и потому, что приказ Минфина и Мин- стата от 25.02.97 г. № 48/53, которым были утверждены формы ТКК и Порядок регистрации и ведения ТКК при расчетах наличными деньгами в сфере торговли, общественного питания и услуг" с 1 января 2001 года утратил силу в соответствии с приказом Минфина и Госкомстата от 30.11.2000 г. № 303/390 (публикуется на стр. 24 данного номера еженедельника "ГлавБуха"). Так что с 1 января т.г. товарно-кассовая книга стала истори- ческой реликвией, а других форм учета пока нет. Что делать? Обратимся к нормам статьи 11 Закона о РРО, которы- ми предусматривается, что сроки перевода субъектов предпринима- тельской деятельности на учет расчетных операций с применением РРО устанавливаются Кабмином по представлению Минэкономики, ГНА Украи- ны и Национального банка Украины. Поэтому до появления необходимых документов, регламентирующих порядок применения данного Закона и, прежде всего, соответствующе- го постановления Кабмина учет, по-видимому, следует вести так же, как и прежде. Кроме того, Закон обязывает выдавать по требованию покупателя товаров (услуг) чек, накладную или иной документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю. На- рушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмот- ренную Законом Украины "О защите прав потребителей" ( 1023-12 ), и не может являться основанием для применения к нарушителю админист- ративных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством о налогообложении. Не менее важным новшеством является то, что отныне учет товар- ных запасов юрлицом - субъектом предпринимательской деятельности ведется в порядке, определенном соответствующим нацстандартом, а физлицом - в порядке, определенном действующим законодательством. Правда, такой порядок пока еще не разработан. В каких случаях не применяются РРО и РК Перечень случаев, когда РРО и РК не применяются, представлен в статье 9 Закона о РРО. Вместе с тем Кабинет Министров Украины в соответствии со статьей 10 указанного Закона постановлением от 23.08.2000 г. № 1336 ( 1336-2000-п ) утвердил перечень форм и ус- ловий проведения деятельности в сфере торговли, общественного пи- тания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием РК и КУРО. Представим указанные перечни в виде таблицы. --------------------------------+--------------------------------- Согласно Закону о РРО без | Согласно постановлению Кабмина применения РРО и РК | без применения РРО с | использованием РК и КУРО --------------------------------+--------------------------------- 1 | 2 --------------------------------+--------------------------------- 1. При осуществлении торговли |1. Розничная торговля, общест- продукцией собственного произ- |венное питание и предоставление водства предприятиями, учрежде- |услуг, осуществляемые: ниями и организациями всех форм | субъектами предпринимательской собственности (далее - предприя-|деятельности - физическими ли- тия) в случае проведения расче- |цами, перешедшими на упрощенную тов в кассах этих предприятий с |систему налогообложения, учета оформлением приходных и расход- |и отчетности; ных кассовых ордеров и выдачей | гражданами-предпринимателями, соответствующих квитанций, под- |проводящими предпринимательскую писанных и заверенных печатью. |деятельность без создания юри- Это правило не распространяется |дического лица и уплачивающие на предприятия торговли, общест-|фиксированный налог путем венного питания и услуг. |приобретения патента; 2. При выполнении банковских | субъектами предпринимательс- операций (кроме операций по куп-|кой деятельности, которые ле-продаже иностранной валюты). |приобрели специальный торговый 3. При выполнении операций по |патент. купле-продаже иностранной валюты|2. Розничная торговля через в случае, если эти операции вы- |средства передвижной торговой полняются в кассах уполномочен- |сети (автомагазины, автораз- ных банков с оформлением расчет-|возки, автоцистерны, цистерны, ных документов в соответствии с |низкотемпературные лотки-при- нормативными актами Национально-|лавки, тележки, разноски, го банка. |лотки, столики), размещенные 4. При продаже проездных и пере-|за пределами стационарных возочных документов с примене- |помещений и не подключенные к нием бланков строгого учета на |сети электроснабжения. железнодорожном (кроме пригород-|3. Розничная торговля на рынках, ного) и авиационном транспорте с|ярмарках (за исключением разме- оформлением расчетных и отчетных|щенных на их территории магази- документов и на автомобильном |нов, киосков, палаток, павильо- транспорте с выдачей талонов, |нов, помещений контейнерного ти- квитанций с нанесенными печатным|па, а также средств передвижной способом серией, номером, номи- |торговой сети, подключенных к нальной стоимостью, а также при |сети электроснабжения). продаже билетов государственных |4. Розничная торговля и общест- лотерей через электронную систе-|венное питание, осуществляемые му приема ставок, контролируемых|предприятиями потребительской в режиме реального времени Госу-|кооперации на территории села. дарственным казначейством Украи-|5. Продажа блюд и безалкоголь- ны, и билетов на посещение куль-|ных напитков в столовых и буфе- турно-спортивных и зрелищных за-|тах общеобразовательных школ и ведений. |профтехучилищ во время проведе- 5. При продаже товаров (кроме |ния занятий, а также предприя- подакцизных) (предоставлении ус-|тиях УТОС и УТОГ. луг) субъектами предпринима- |6. Розничная торговля, общест- тельской деятельности - физичес-|венное питание и бытовое обслу- кими лицами, налогообложение до-|живание на территории закрытых ходов которых от такой деятель- |воинских гарнизонов и городков, ности осуществляется по фиксиро-|а также воинских частей, раз- ванному размеру налога путем |мещенных в пределах сел. приобретения патента в соот- |7. Розничная торговля медицинс- ветствии с законодательством по |кими и фармацевтическими това- вопросам обложения подоходным |рами и предоставление медицинс- налогом с граждан. |ких и ветеринарных услуг на 6. При продаже товаров (кроме |территории села. подакцизных) (предоставлении |8. Продажа товаров (по перечню, услуг) субъектами предпринима- |утвержденному Госкомсвязи и тельской деятельности - физичес-|согласованному с Минэкономики кими лицами, налогообложение до-|и ГНА Украины) и предоставление ходов которых осуществляется |услуг почтовыми отделениями и согласно законодательству по |пунктами связи в селах. вопросам налогообложения субъек-|9. Продажа в киосках газет, тов малого предпринимательства |журналов, конвертов, открыток, (в том числе путем получения |знаков оплаты почтовых услуг, свидетельства об уплате единого |билетов для проезда в городс- налога), при условии ведения та-|ком транспорте, другой печат- кими лицами книг учета доходов и|ной продукции, а также на расходов в порядке, определенном|предприятиях почтовой связи, Кабинетом Министров Украины по |если удельный вес такой про- представлению государственного |дукции составляет свыше 50 органа, уполномоченного прово- |процентов общего товарообо- дить регуляторную политику. |рота при отсутствии продажи 7. При продаже товаров (кроме |табачных изделий, алкоголь- подакцизных) (предоставлении |ных напитков и подакцизных услуг) субъектами предпринима- |непродовольственных товаров. тельской деятельности, которые |10. Продажа билетов, жетонов и приобрели специальный торговый |электронных карточек в киосках, патент в соответствии с законо- |кассах метрополитена и салонах дательством по вопросам патенто-|транспортных средств для проезда вания некоторых видов предприни-|в городском транспорте (за исклю- мательской деятельности. |чением такси и других транспортных 8. При продаже товаров (кроме |средств, работающих в режиме марш- подакцизных) (предоставлении |рутного такси), билетов в салонах услуг) лицами, которые получили |транспортных средств пригородного льготный торговый патент для |и междугороднего сообщения (кроме продажи товаров (предоставлении |железнодорожного), а также теле- услуг) в соответствии с законо- |фонных карточек в киосках. дательством по вопросам патенто-|11. Предоставление бытовых услуг: вания некоторых видов предприни-| - на территории села; мательской деятельности, при | - на дому у заказчика по ремон- условии ведения такими лицами |ту и установлению бытовых машин и книг учета доходов и расходов в |приспособлений, радиоэлектронной порядке, определенном Кабинетом |аппаратуры, телеантенн, ремонту и Министров Украины по представле-|сборке мебели, уборке квартир, нию государственного органа, |уходу за детьми, больными и людь- уполномоченного проводить госу- |ми пожилого возраста, фотографи- дарственную регуляторную полити-|рованию (при условии проведения ку, в случае, когда такие лица |расчетов на месте предоставления не являются плательщиками НДС |услуг); согласно законодательству. | - субъектами предпринимательс- 9. При осуществлении физическими|кой деятельности с 1 - 2 работаю- лицами торговли продуктовыми или|щими. промышленными товарами за налич-|12. Продажа билетов на посеще- ные деньги на рынках, если такие|ние культурно-спортивных и физические лица уплачивают |зрелищных заведений (при усло- рыночный сбор в соответствии с |вии их продажи за пределами законодательством. |указанных заведений и специали- |зированных касс). |13. Предоставление услуг |библиотеками. |14. Продажа предметов религиоз- |но-обрядовой атрибутики и пре- |доставление обрядовых услуг |религиозными организациями. |15. Продажа чая и кофе, а |также получение платы |проводниками в поездах за |пользование постельным бельем. |16. Предоставление на вокзалах и |в портах услуг носильщиками по |доставке багажа пассажиров. ------------------------------------------------------------------ Следует заметить, что субъектами предпринимательской деятель- ности при операциях, указанных в графе 2 нашей таблицы, РК не применяются, если они относятся к случаям, перечисленным в графе 1 данной таблицы. Попутно заметим, что Кабмин в указанном выше постановлении ус- тановил предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) в сумме 200,0 тыс. грн. В случае превышения указанного размера применение РРО является обя- зательным, кроме субъектов предпринимательской деятельности - фи- зических лиц, перешедших на упрощенную систему учета и отчетности, и граждан-предпринимателей, которые осуществляют предпринимательс- кую деятельность без создания юридического лица и уплачивают фик- сированный налог путем приобретения патента. Для субъектов предпринимательской деятельности, приобретших специальный торговый патент, а также при осуществлении операций по продаже билетов, жетонов и электронных карточек в киосках, кассах метрополитена и салонах транспортных средств для проезда в городском транспорте (за исключением такси и других транспортных средств, работающих в режиме маршрутного такси), билетов в салонах транспортных средств пригородного и междугороднего сообщения (кроме железнодорожного), а также телефонных карточек в киосках, предельный размер годового объема расчетных операций не устанавливается. Кроме того, этот размер не устанавливается и при продаже билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений (при условии их продажи за пределами указанных заведений и специализированных касс). Контроль и санкции Контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности требований Закона о РРО возложен на органы налоговой службы. Это право предполагается реализовать путем плановых и внеплановых проверок. Оба вида проверок в свое время были определены Указом Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ). Напомним, что первая редакция Закона о РРО предусматривала еще и оперативные проверки, однако под давлением субъектов хозяйствования эта норма была изъята из текста. Вместе с тем следует заметить, что контроль за выполнением операций, связанных с куплей-продажей иностранной валюты, осуществляется Национальным банком и налоговыми органами исключительно путем проведения оперативных проверок. Сравним размеры финансовых санкций, установленных Законами о РРО (до внесения изменений и после). ---------------------------------+------------------+------------- Содержание нарушений | Закон о РРО | Закон о РРО | (первоначальная |(с учетом из- | редакция) | менений) ---------------------------------+------------------+------------- 1. Проведение расчетных операций | | 5-кратный на неполную стоимость проданных | | размер товаров (предоставленных услуг) | | стоимости ---------------------------------| | продажнных 2. Проведение расчетных операций,| | товаров минуя РРО (ЭККА) | | (услуг) ---------------------------------| | 3. Проведение операций без распе-| | чатки соответствующего расчетного| | документа, подтверждающего выпол-| | нение расчетной операции, или | | проведение ее без использования | | расчетной книжки | 100 НМДГ {1} | ---------------------------------| | 4. Осуществление операций при | | применении непереведенного в | | фискальный режим работы, неза- | | регистрированного, неопломбиро- | | ванного или опломбированного с | | нарушением установленного порядка| | РРО 20 НМДГ | | ---------------------------------| | 5. Осуществление расчетных опера-| | 20 НМДГ ций без РК или КУРО или использо-| | вание незарегистрированных или | | непрошнурованных КУРО или несох- | | ранение КУРО либо РК в течение | | установленного срока | | ---------------------------------|------------------| 6. Невыполнение ежедневной печати| 50 НМДГ | фискального отчетного чека или | | его несохранения в КУРО | | ---------------------------------+------------------+------------- 7. Невыполнение печати контроль- | | ной ленты или ее несохранение в | | течение установленного срока | | ---------------------------------| | 8. В случаях нарушения установ- | 30 НМДГ | 10 НМДГ ленного порядка проведения расче-| | тов через кассы предприятий, в | | которых операции должны выполня- | | ться с оформлением приходных и | | расходных кассовых ордеров и вы- | | дачей соответствующих квитанций, | | подписанных и заверенных печатью | | в установленном порядке, или в | | случае нарушения порядка оформле-| | ния расчетных и отчетных докумен-| | тов при осуществлении продажи | | проездных и перевозочных докумен-| | тов на железнодорожном (кроме | | пригородного) и авиационном | | транспорте. | | ---------------------------------+------------------+------------ 9. Проведение расчетных операций | 20 НМДГ | 5 НМДГ через РРО без использования режи-| | ма предварительного программиро- | | вания наименования, цен товаров | | (услуг) и учета их количества | | ---------------------------------+------------------+------------- 10. В случае применения при осу- | | 100 НМДГ ществлении расчетных операций | | РРО, в конструкцию или прог- | | раммное обеспечение которого | | внесены изменения, не предусмот- | | ренные конструкторско-технологи- | | ческой и программной документа- | | цией производителя | | ---------------------------------| 500 НМДГ |------------- 11. В случае реализации субъекта-| | 500 НМДГ ми хозяйствования РРО для приме- | |за каждый РРО нения их в сферах деятельности, | | предусмотренных Законом о РРО, в | | конструкцию или программное обес-| | печение которых внесены измене- | | ния, не предусмотренные соот- | | ветствующей документацией | | ---------------------------------+------------------+------------- 12. При реализации не учтенных в | Не менее 200 НМДГ| Не менее 200 установленном порядке товаров | | НМДГ ---------------------------------+------------------+------------- 13. В случае отсутствия учета то-| Не менее 100 НМДГ| Не менее 100 варов по месту реализации и хра- | | НМДГ нения или ведения его с наруше- | | нием установленного порядка | | ---------------------------------+------------------+------------- 14. В случае невыставления ценни-| 1 НМДГ за | 1 НМДГ за ка на продаваемый товар (меню, | каждый чек | каждый чек прейскуранта или тарифов на услу-| | ги), использования ценников и | | прейскурантов, содержащих цены и | | тарифы в иностранной валюте или | | в других единицах, которые не | | являются гривней | | ---------------------------------+------------------+------------- 15. В случае несоответствия суммы| 5-кратный | 5-кратный наличных денег на месте проведе- | размер несо- | размер несо- ния расчетов сумме денежных | ответствующей | ответствующей средств, указанной в дневном от- | суммы | суммы чете, а в случае использования | | РК - общей сумме продажи с рас- | | четными квитанциями, выданными | | с начала рабочего дня | | ------------------------------------------------------------------ Что касается финансовых санкций за нарушение выполнения операций, связанных с куплей-продажей иностранной валюты, то их размер по сравнению с первоначальной редакцией Закона о РРО не изменился. Таким образом, Закон о РРО претерпел довольно существенные изменения. В таком виде он более привлекателен для субъектов предпринимательской деятельности. Однако некоторые проблемы остались нерешенными. В частности, хоть статья 9 Закона и дополнена пунктами об "упрощенцах", позволяющая им не использовать РРО, все же Закон обязывает их вести КУРО. При внимательном анализе можно обнаружить и другие "погрешности" документа, которые не могут устроить "упрощенцев". В частности, это наличие ценника на товар, который субъект малого предпринимательства в условиях рынка может по договоренности с покупателем реализовать со скидкой. Думается, это далеко не окончательная редакция Закона. {1} НМДГ - необлагаемый минимум доходов граждан. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №4/00, стр. 54 [26.01.2001] Владимир Залесский Консультант еженедельника "Главбух" ------------------------------------------------------------------