Твори добро на всей земле. Твори добро другим во благо ------------------------------------------------------------------ I. О пользе благотворительности В цивилизованном мире, как известно, благотворительность яв- ляется распространенной формой легального налогоизбегания. В США, например, многие крупные компании имеют при себе благотворительные фонды (а то и сами контролируются ими), чтобы "сливать" туда лишнюю прибыль. Нам, конечно, до Америки еще далеко. В Украине аналогичная система только складывается. Но некоторые более-менее легальные "благотворительные" маневры возможны и у нас. На сегодняшний день можно, выделить несколько законодательных блоков, которые "работают" на благотворительную деятельность. Во-первых, сформировалось наконец законодательство, определяю- щее статус благотворительных организаций. Это тот блок, который опирается на Закон "О благотворительности и благотворительных организациях" ( 531/97-ВР ). Его нельзя сбрасывать со счетов, поскольку нарушение требований Закона или других законодательных актов благотворительности может повлечь исключение такой организа- ции из Реестра неприбыльных организаций и лишение ее налоговых льгот {1}. Кстати, существующие требования и ограничения в отноше- нии благотворительных организаций мы попытаемся систематизировать далее. Во-вторых, действует Закон "О налогообложении прибыли пред- приятий" ( 283/97-ВР ), согласно которому (п/п. 5.2.2) деньги или имущество, добровольно переданные неприбыльным организациям (в число которых входят и благотворительные фонды), включаются в валовые затраты плательщика в пределах четырех процентов налого- облагаемой прибыли предыдущего отчетного квартала. Что касается самбй благотворительной организации, то она не увеличивает валовые доходы на суммы денежных средств или стоимость имущества, поступающие ей бесплатно, в виде безвозвратной финансо- вой помощи или добровольных пожертвований (п/п. 7.11.2). В-третьих, согласно п/п. 5.7.21 Закона "О налоге на добавлен- ную стоимость" освобождаются от НДС товары (работы, услуги), бесплатно предоставляемые благотворительным организациям, которые соответствуют требованиям Закона О Прибыли. Пожертвование денежных средств, само собой, не является объектом обложения НДС. Правда, обложению НДС подлежат операции по предоставлению благотворительной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в предпринима- тельской деятельности, перечень которых определяется Кабмином (тот же п/п. 5,1.21). Впрочем, обещанный перечень до сих пор не разра- ботан и остается лишь потенциальной угрозой. В-четвертых, недавние изменения в Декрете "О подоходном налоге с граждан" {2} определили условия освобождения от подоходного налога граждан - получателей благотворительной помощи. Среди наз- ванных в Декрете льготируемых направлений благотворительности особое наше внимание должны привлечь два: - целевая благотворительная помощь, направляемая на лечение, образование, научные исследования, любительский спорт и т. п. Обращаем внимание: такая помощь осуществляется не посредством дарения денег, а путем оплаты благотворительной организацией рас- ходов гражданина, необходимых для лечения, научных исследований и т. п., в пользу продавцов товаров (работ, услуг); - нецелевая благотворительная помощь для лиц, доходы которых ниже прожиточного минимума. Ее назначение - восполнить до уровня прожиточного, минимума доходы пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и других социально незащищенных слоев населения. В 2000 году прожиточный минимум в Украине составлял 216,56-297,29 грн. {3}. Таким образом, в виде благотворительной помощи ежемесячно можно перечислять гривень 150-200 из расчета на одного пенсионера. При этом обе названные подоходные льготы сопряжены с освобож- дением от уплаты сборов на обязательное пенсионное и социальное страхование (п. 2 ст. 5 Декрета), что в совокупности дает весьма ощутимую экономию на налогах. А теперь попытаемся построить модель движения зарплаты от предприятия к работнику в обход налогов с использованием благотво- рительной схемы. На ум приходят дваварианта - в соответствии с двумя вышеназванными направлениями благотворительности. 1. Схема выглядит приблизительно так. Некие круги, близкие предприятию, учреждают благотворительный фонд {4} или договари- ваются с уже существующим. Последний приступает к реализации разнообразных программ помощи работникам предприятия и членам их семей: оплачивает лечение, медицинское страхование, обучение детей в музыкальных школах, посещение спортивных секций, приобретение спортинвентаря работниками предприятия и т.п. Предприятие вносит пожертвования под эти программы, а фонд использует их по целевому назначению. |-----------| Деньги |-----------------| |Предприятие|______________________|Благотворительный| |-----------| | фонд | |--------|--------| | Деньги | | |--------| |-----------|------------| |Работник|______________________|Продавец товаров (услуг)| |--------| |------------------------| Товары (услуги) 2. У многих работников есть родители-пенсионеры, чьей пенсии далеко до прожиточного минимума. Ничто не мешает работнику привес- ти своих стариков в фонд, где те напишут заявление о предоставле- нии каждому из них нецелевой благотворительной помощи. Затем фонд откроет соответствующую программу, аккумулирует пожертвования предприятия и предоставит пенсионерам благотворительную помощь. Эта схема выглядит еще проще: |-----------| Деньги |----------------------| |Предприятие|___________________|Благотворительный фонд| |-----------| |----------|-----------| | Деньги | | |----|----| |Пенсионер| |---------| Экономический эффект от предложенных схем рассчитать достаточ- но просто. Для удобства представим себе, что работнику ежемесячно начисляется 200 грн. зарплаты на руки, а еще 100 ему оформляются в виде либо той же зарплаты, либо оплаты услуг пли добавки к пенсии родителей. Как это отразится на налогообложении предприятия и работника в каждом случае - показано в виде сравнительной таблицы: |--------|----------------------------|--------------------------| | | Налоги предприятия | Налоги работника | |--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------| | |Уменьшение|Пенсион-|Социаль-|Подоход-|Пенсион-|Социаль-| | |налога на |ное |ное |ный |ное |ное | | |прибыль |страхо- |страхо- |налог |страхо- |страхо- | | | |вание |вание | |вание |вание | |--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------| |В виде | - 41,25 *| 32 | 5,5 | 20 | 2 | 0,5 | |зарплаты| | | | | | | |--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------| |В виде | | | | | | | |благо- | от - 30 | | | | | | |твори- | до О ** | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |тельной | | | | | | | |помощи | | | | | | | |--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------| _______________________ * 41,25 грн. - уменьшение (на что и указывает минус) налога на прибыль за счет включения в валовые затраты заработной платы и начислений: (100 + 32 + 5,5) x 30% = 41,25. ** В зависимости от того, в какой части впишутся благотвори- тельные пожертвования предприятия в 4% прибыли предыдущего кварта- ла. Несложно подсчитать, что даже если у предприятия окажется не- достаточно прибыли, чтобы отнести благотворительные пожертвования на валовые затраты, все равно на подоходном налоге плюс начисле- ниях на зарплату оно сэкономит. Справедливости ради отметим, что благотворительность - дело как минимум хлопотное. В этом можно будет убедиться, читая чуть дальше. Не всегда описанные выше схемы можно поставить "на поток": во-первых, мешают ограничения относительно видов целевой благотво- рительной помощи, а во-вторых, не дают особенно разгуляться разме- ры той нецелевой помощи, которая не облагается подоходным налогом. И все же благотворительности вполне по силам занять определен- ную нишу среди способов цивилизованного налогоизбегания. II. Не всё коту масленица, или Памятка для начинающих мецена- тов Чтобы полноправно участвовать в представленных выше схемах, благотворительным фондам надо соблюдать ряд требований и ограниче- ний, содержащихся: - в Законе "О благотворительности и благотворительных органи- зациях" (далее - Закон); " - в Законе О Прибыли; - в Законе об НДС; - в Декрете "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет). Ниже мы попытаемся вобщих чертахсистематизировать эти требова- ния и ограничения. Отметим, что некоторые из них, зафиксированные в трех последних актах, представляют собой собственно условия получения налоговых льгот. То есть благотворительная организация, в принципе, не потеряет своего статуса, если не будет их соблю- дать, но тогда применение тех или иных льгот по налогам станет невозможным. 1. О регистрации в органах налоговой службы Благотворительные организации обязаны зарегистрироваться в органах налоговой службы в качестве неприбыльных (п/п. 7.11.10 Закона О Прибыли, п/п. 5.1,21 Закона об НДС, п. 3 ст. 5 Декрета). Порядок регистрации определен приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232 ( z0291-97 ). 2. О содержании учредительных документов Учредительные документы неприбыльных организаций должны содер- жать исчерпывающий перечень видов их деятельности (п/п. 7.11.13 Закона О Прибыли). Там должны быть зафиксированы обязанность периодического, но не реже одного раза в год обнародования полных отчетов об источниках привлечения денежных средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и направлениях их использования, а также обязанность представления таких отчетов любому благотворителю такой благотворительной организации по его запросу (п. 3 ст. 5 Декрета). 3. О видах деятельности Благотворительная организация не должна принимать прямое или косвенное участие в выборах или рекламировании какой-либо полити- ческой партии (партийного блока, объединения) или отдельного физического лица на какие-либо выборные должности (п. 3 ст. 5 Декрета - для целей этого же Декрета), 4. О поступлении и расходовании денежных средств Источником формирования имущества и денежных средств благотво- рительной организации не могут быть кредиты. Имущество и деньги благотворительной организации не могут быть предметом залога (ст. 19 Закона). Поступления или активы благотворительной организации не могут использоваться для получений выгод или преимуществ каким-либо физическим или юридическим лицом, кроме получения выгод получате- лями благотворительной помощи (п. 3 ст. 5 Декрета - для целей его же). Поступления от финансовой деятельности благотворительной орга- низации направляются исключительно на благотворительность и обес- печение хозяйственной деятельности в размерах и порядке, предус- мотренных ст. 21 Закона. Благотворительная организация должна расходовать свои денежные средства, поступившие в пользу определенного получателя благотво- рительной помощи, по целевому назначению (ст. 12 Декрета). Более того, благотворительная организация должна следить за надлежащим использованием целевой благотворительной помощи ее, получателем (п/п."i" п. 2 ст. 5 и ст. 12 Декрета). На финансирование благотворительных программ должна использо- ваться вся сумма, поступившая за финансовый год от предприятий и организаций, находящихся в собственности благотворительной органи- зации, за исключением административно-хозяйственных расходов, свя- занных с функционированием благотворительной организации. При реализации долгосрочной программы деньги используются в соответст- вии со сроками, определенными данной программой (ст. 15 Закона). Желательно в течение года (и квартала, следующего за отчетным годом) истратить все поступившие пожертвования, чтобы не платить налог с нераспределенной прибыли согласно п/п. 7.11.9 Закона О Прибыли. Подробнее о проблемах, связанных с применением этого подпункта,- см. "Бухгалтер" № 12'99, с. 31. Учредители и работники благотворительной организации не имеют права получать материальные преимущества и дополнительные денежные средства в связи со своим положением в данной организации, кроме предусмотренных ст. 14 Закона. Доходы или имущество неприбыльных организаций не подлежат распределению между их учредителями или участниками и не могут использоваться для выгоды какого-либо отдельного учредителя или участника такой неприбыльной организа- ции, ее должностных лиц, кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия (п/п. 7.11.8 Закона О Прибыли). Размер расходов на содержание благотворительной организации не может превышать 20 процентов сметы данной организации в текущем году (ст. 20 Закона). 5. О налоговой отчетности Благотворительные организации обязаны ежеквартально представ- лять отчеты об использовании своих денежных средств (п/п. 7.11.12 Закона О Прибыли). Благотворительная организация представляет отчеты о привлече- нии денежных средств (имущества) для осуществления благотворитель- ной деятельности и о направлениях их использования в сроки и в порядке, которые установлены Декретом для представления налоговой отчетности по подоходному налогу (п. 3 ст. 5 Декрета - для целей много же Декрета). 6. Об отчетности благотворительной организации перед спонсора- ми Благотворители, передавшие свое имущество, денежные средства и другие материальные ценности в благотворительную организацию, получают по своему требованию отчет об использовании указанных имущества, денежных средств и матценностей. Если имущество, денеж- ные средства и другие матценности переданы по целевому назначению, то отчет об их использовании представляется благотворительной организацией благотворителю в обязательном порядке (ст. 22 Зако- на). 7. Об отчетности получателей благотворительной помощи Получатели благотворительной помощи в форме благотворительных взносов и пожертвований, имеющих целевой характер (благотворитель- ных грантов), должны отчитываться перед благотворителями и благо- творительными организациями об их использовании (ст. 22 Закона). 8. О реорганизации и ликвидации Благотворительная организация не может быть реорганизована в юридическое лицо, целью деятельности которого является получение прибыли (ст. 10 Закона). В случае ликвидации неприбыльной органи- зации ее активы должны быть переданы другой неприбыльной организа- ции соответствующего вида или зачислены в доход бюджета (п/п. 7.11.11 Закона О Прибыли). Как видите, ограничений предостаточно. Но если вас это не пугает, может, все-таки стоит заняться благотворительностью? Хотя бы для своих работников... {1} См. п. 5.1 Положения о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденного приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232 ( Z0291-97 ). {2} См. Закон от 07.12.2000 г. № 2136-III - в "Бухгалтерской газете" № 3'2001 на с. 14. {3} См. Закон от 05.10.2000 г. № 2025-III ( 2025-14 ) в "Бух- галтерской газете" № 44'2000 на с. 18. {4} Исходя из нового п. З ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с граждан" (внесенного Законом от 07.12.2000 г. № 2136-III) для этих целей подойдет также профсоюз или религиозная организация. Но их мы касаться не будем. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 03/01, стр. 43 [01.01.2001] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------