Триста пятнадцатый призрак пункта пять-девять ------------------------------------------------------------------ Никак не устанут наши нормотворцы придумывать всякого рода перерасчеты и корректировки на манер "перерасчета прироста и убыли ТМЦ по пункту 5.9" из Закона о налоге на прибыль ( 334/94-ВР ). На этот раз необходимость подобных корректировок (но уже в бухгалтерском учете субъекта малого бизнеса) на основании выявлен- ных им при проведении годовой инвентаризации остатков неиспользо- ванного и необработанного (недообработанного) сырья и материалов, деталей и неготовой продукции предусмотрена новациями, внесенными недавним приказом Минфина от 07.12.2000 г. № 315 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 91) в Положение об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утверж- денное в первоначальной редакции приказом Минфина от 30.09.98 г. № 196 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 1998, № 45). Только было перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства стал забывать и о налоге на прибыль, и о "приколах" одноименного закона, как вдруг оказался в положении дирижерской блохи из старого театрального анекдота (сразу приносим извинения тем читателям, кто его не слышал, и тем более тем, кто слышал): снова перед ним корректировка по выявленным (но не по данным учета, а по данным инвентаризации) остаткам ТМЦ. Вот такая присказка, а что касается сказок... Начнем с того, что уже в первом предложении Положения введен новый термин - "субъекты малого бизнеса", обозначающий тех субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, которые перешли на уплату единого налога. Таким образом, "субъект малого бизнеса" - это понятие значительно более узкое, чем "субъект малого предпринимательства", поскольку к числу последних согласно определению статьи 1 Закона Украины от 19.10.2000 г. № 2063-III "О государственной поддержке малого предпринимательства" ( 2063-14 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 81) могут быть отнесе- ны не только юридические лица - плательщики единого налога, но и другие субъекты предпринимательства, соответствующие установленным там критериям, и в частности - физические лица (см. также материал "Единство субъективизма" в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 10). При этом в последнем пункте Положения определено, что на субъектов малого бизнеса распространяются нормы П(С)БУ 25 "Финан- совый отчет субъекта малого предпринимательства" ( z0161-00). Это не противоречит ни пункту 2 П(С)БУ 25, в котором определено, что нормы последнего "применяются субъектами малого предпринимательст- ва, признанными таковыми в соответствии с действующим законода- тельством", ни пункту 3 статьи 11 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-ХIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украи- не" ( 996-14 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 1999, № 36), которым регламентировано установление сокращенной финансовой от- четности именно для субъектов малого предпринимательства. При этом нельзя не обратить внимание на письмо Госкомстата от 13.07.2000 г. № 02-03-06/22, в котором предписано принимать сокращенную финансовую отчетность по формам № 1-м и № 2-м от малых предприятий, к которым - "в дополнение" к тем юридическим лицам, для которых представление сокращенной отчетности установлено Законом № 996 (определенных субъектами малого предпринимательства Законом № 2063), - отнесены и собственно малые предприятия, опре- деленные таковыми в пункте 2 статьи 2 Закона Украины от 27.03.91г. № 887-ХII "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ). И это при том, что во втором абзаце пункта 1 статьи 29 Закона № 887 установлено, в частности, что порядок представления финансовой отчетности определяется "соответствующим законодательством", а не ее пользо- вателем. В любом случае, если Госкомстат желает получить сокращенную отчетность - пусть он ее получит... А теперь что касается "корректирующих" новаций Положения. Как известно, ведущий упрощенный бухгалтерский учет субъект малого бизнеса, только выполняющий работы и предоставляющий услуги, а не выпускающий продукцию (не ведет счет 26 "Готовая продукция"), в течение месяца собирает соответствующие расходы на счете 23 "Производство", откуда ежемесячно (на конец месяца) "всю сумму расходов, связанных с выполнением работ и предоставлением услуг" (цитата из первого абзаца пункта 7 Положения) списывает на счет 79 "Финансовые результаты" проводкой Дт 791 - Кт 23. Слова "всю сумму расходов" по сути означают не что иное, как то, что при этом списываются именно "остатки незавершенки", пото- му что расходы по законченным (предоставленным) и реализованным работам (услугам) к моменту описанного "принудительного" списания уже были списаны аналогичной проводкой ранее: по дате реализации, оформленной соответствующим документом (актом). Так же он поступит и по окончании декабря, но это теперь "не все". Субъект малого бизнеса проводит обязательную инвентаризацию по состоянию на конец календарного года, и в частности - инвентариза- цию имеющихся "в производстве" сырья, материалов, деталей, которые мы назовем просто - "остатки ТМЦ". После чего занимаемся "корректировкой". На сумму выявленных "остатков ТМЦ", которые ранее передавались в производство и отражались по дебету счета 23, выполняется сторнирующая проводка Дт 791 - Кт 23 "сторно", корректирующая (уменьшающая) себестоимость реализованной продукции, по сути, завышенную из-за предшествующих "принудительных" списаний. Но если разобраться, из чего могла сложиться величина завышения, то оказывается, что если в обычном текущем месяце по пришедшейся на него дате реализации работ (услуг), "перешедших" по состоянию на начало этого месяца, производится лишь "досписание" расходов по таким работам (услугам) до их фактической величины с учетом "авансово" списанной ранее их части, то по состоянию на конец года себестоимость реализованной продукции, в принципе, может быть завышена лишь на сумму незавершенки, приходящуюся на фактически нереализованные или незаконченные работы (услуги), а также на сумму расходов, ошибочно списанных на себестоимость. Чтобы обеспечить достоверность финансовой отчетности согласно нормам пункта 16 П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетнос- ти" ( z0391-99 ), надо бы "что-то" подкорректировать. Вот мы и корректируем, формируя на конец года не нулевое, как благодаря "принудительному" списанию обычно бывает в конце каждого месяца в течение года, а именно дебетовое сальдо счета 23. Теперь разберемся с откорректированной незавершенкой. Минфин предписал нам зачислить ("способом сторно") пока нетронутые ТМЦ, которые можно классифицировать как запасы, выявленные в производстве при инвентаризации на конец года, в состав соответствующих активов (запасов). Вот еще - новая "прину- диловка"! А если после Нового года на больную голову мы все же надумаем работать и они нам понадобятся для использования в прерванном производстве? Это что, при первом ударе курантов мы обязаны все такое вернуть на склад с соответствующим сторнированием незавершенки "в пользу" запасов, а с последним ударом - выдать их снова в производство? Ведь все равно же у нас имеется "незавершен- ное" дебетовое сальдо счета 23 на начало года! Разумеется, если мы обнаружили ТМЦ, которые выдавались в производство ранее для выполнения уже законченных, а тем более - реализованных работ (услуг), трудно возражать, что их нужно вернуть на склад и - соответственно - в состав соответствующих запасов (счет 20). Но причем здесь "извращенное" зачисление "способом сторно", если это можно сделать вполне естественной проводкой Дт 20 - Кт 23? Хотя, если угодно - Дт 23 - Кт 20 "стор- но". При этом мы обязаны, как сказано в последнем предложении новой редакции пункта 7 Положения, "уменьшить в отчетном году показатель материальных затрат" (оборот по счету 80). У того, кто пережил полузабытые старые счета 18 и 48, не вызовет ни малейшего сомнения корректирующая проводка: Дт 80 - Кт 80 "сторно". Уважим Минфин и его слабость к "способу сторно"... Однако при всем при том нельзя не проявить осторожность в выявлении ТМЦ. Недаром мы дважды акцентировали внимание на том, что речь идет об остатках тех ТМЦ, которые ранее передавались в производство. Ведь если мы ненароком выявим другие ТМЦ, то нам придется классифицировать их как излишки и, забыв о счете 80, - оприходовать их на склад и - соответственно - в учете совсем другой проводкой - Дт 20 - Кт 719. Но это если они действительно "левые", а если просто, например, старые, необоснованно "сыгравшие" на понижение прошлогоднего финансового результата, то согласно пункту 4 П(С)БУ 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах" ( z0392-99 ) вообще придется применить провод- ку Дт 20 - Кт 23. Еще интереснее выглядит аналогичная корректировка для произ- водителей продукции. Для них согласно первому абзацу пункта 7 Положения придумано "принудительно" ежемесячно списывать "всю сумму расходов, связан- ных с производством готовой продукции" Правда, при желании в этом тексте можно найти некое противоре- чие в зависимости от того, на какие слова сделать упор: на слова "всю сумму", или на слово "готовой". С одной стороны, можно было бы сказать, что речь там идет именно о расходах на производство готовой продукции, то есть именно о производственной себестоимости готовой продукции, отражаемой при передаче ее из производства проводкой Дт 26 - Кт 23 в таком же порядке, как это делают все производственники, а не только субъекты малого бизнеса, для которых писано Положение. Но зачем тогда писать об этом как об особенности во втором предложе- нии первого абзаца пункта 7 Положения? Ведь промолчали же там о других "обычных" проводках. С другой стороны - хотя бы по аналогии с первым предложением первого абзаца пункта 7 Положения - логичнее утверждать, что в данном случае Минфином предписано списывать все "остатки незавер- шенки" подобно тому, как это определено выше для "работников и ус- лужников", но несколько другой проводкой - Дт 26 - Кт 23. Ведь обе эти нормы может объединять только одна идея - обнулить в конце ме- сяца счет 23. Так что - аналогично описанному выше - в результате завышается себестоимость готовой продукции. Причем в зависимости от того, какой метод оценки такого вида запасов, как готовой продукции, применялся при ее отпуске в реализацию в течение года (списание на счет 79), себестоимость реализованной продукции может оказаться либо не завышенной (метод идентифицированной себестоимости, норма- тивных расходов), либо завышенной (метод средневзвешенной себе- стоимости). Соответственно - в последнем случае следует пройти по всей описанной выше цепочке, начав ее проводкой Дт 791 - Кт 26 "стор- но", корректирующей (уменьшающей) себестоимость реализованной про- дукции, а дальше - Дт 23 - Кт 26, Дт 20 - Кт 23 и Дт 80 - Кт 80 "сторно". Напротив, в первом случае остается ограничиться тремя послед- ними проводками, а корректировать себестоимость реализованной про- дукции нет никаких оснований. Но самый главный вопрос при этом остается без ответа: зачем ежемесячно намеренно искажать учет и - как следствие - искажать промежуточную финансовую отчетность, чтобы в конце года бороться с такими искажениями, но исправить их только частично? Ведь ясно, что выявить "нематериальную" часть "принудительно" списанной неза- вершенки непросто. Неужели все это только для того, чтобы упроще- ние учета сделать мифом, призраком? "Упрощение через усложнение"? А может, все описанное - это лишь прозрачный намек Минфина на то, что он тоже считает промежуточную финансовую отчетность абсо- лютно бесполезной? ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №11/01, стр. 47 [5.02.2001] А. Голенко Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------