Все о едином налоге ------------------------------------------------------------------ Порядок государственной регистрации субъектов предпринима- тельской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением отдельных видов субъек- тов предпринимательской деятельности, для которых законами Украины установлены специальные правила государственной регистрации, а также порядок отмены государственной регистрации субъектов пред- принимательской деятельности регулируются ЗУ от 07.02.91 г. № 698- ХII "О предпринимательстве" ( 698-12 ) (с изменениями и дополне- ниями) и постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г. № 740 "О порядке государственной регистрации субъектов предприни- мательской деятельности" ( 740-98-п ) (с изменениями и дополнения- ми). Государственная регистрация субъектов предпринимательской дея- тельности проводится в исполнительном комитете городской, районной в городе совета или в районной, районной городов Киева и Севасто- поля государственной администрации по местонахождению или по месту проживания субъекта, если иное не предусмотрено законом, по пред- ставлению этим субъектом соответствующих документов. В соответствии с Законом Украины "О государственной налоговой службе" и другими актами, положениями действующего законодательст- ва Украины была разработана Инструкция о порядке учета налогопла- тельщиков, утвержденная приказом ГНА Украины от 19.02.98 г. № 80 и зарегистрированная Минюстом Украины 16.03.98 г. под № 172/2612, ( z0172-98 ) имеющая целью использование единой рациональной мето- дики учета плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) в органах государственной налоговой службы. Учет налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц) является одной из основных функций органов государственной налоговой службы, контролирующих правильность исчисления, полноту и своевременность внесения (перечисления) налогов и сборов (обяза- тельных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды. В соответствии с п. 5 указанной Инструкции физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности после получения свиде- тельства о государственной регистрации обязано в пятидневный срок обратиться в орган государственной налоговой службы по своему месту проживания для взятия на налоговый учет с соответствующими документами, а именно: заявлением по ф. № 5-ОПП; копией свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица; документом, удостоверяющим личность (паспорт). Органы государственной налоговой службы выдают ему справку по форме № 4-ОПП, подтверждающую взятие на налоговый учет. После взятия на налоговый учет перед физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности встает вопрос выбора способа налогообложения доходов, получаемых им от осуществления предпринимательской деятельности. На сегодняшний день их три, каждый из которых регулируется соответствующими законодательными актами и имеет свои требования и ограничения, а также преимущест- ва. Поэтому каждый субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо по собственному желанию избирает наиболее отвечаю- щий его условиям и особенностям осуществления предпринимательской деятельности. Остановимся подробнее на одном из них - упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпри- нимательства. Этот способ налогообложения регулируется Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима- тельства" в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ), устанавливающим, что упрощен- ная система налогообложения, учета и отчетности вводится, в частности, для физических лиц - субъектов малого предприниматель- ства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица при условии, что на протяжении календарного года в трудовых отношениях с ними, включая членов их семей, состоит не более 10 лиц и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год не превышает 500 тыс. грн. (ст. 1 Указа). При соблюдении этих обязательных условий физическое лицо - субъект малого предпринимательства имеет право самостоятельно избрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения Свидетельства об уплате единого налога. Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности физическое лицо - субъект предпринимательской деятель- ности не позже чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода (квартала), с которого он избирает способ налогообложения доходов по единому налогу, при условии уплаты всех установленных налогов и сборов (обязательных платежей), срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления, подает в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации письменное заявление по форме согласно Приложению 1 к Порядку выдачи Свиде- тельства об уплате единого налога, утвержденному приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599 и зарегистрированному Минюстом Украины 02.11.99 г. под № 752/4045 ( z0752-99 ), согласованным с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной полити- ки и предпринимательства (далее - Порядок). Кроме подачи письмен- ного заявления, основанием для выдачи Свидетельства об уплате единого налога является предъявленный платежный документ об уплате единого налога, поскольку Свидетельство - это документ, удостове- ряющий именно уплату единого налога. Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, подавшие в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы, учета и отчетности с того квартала, в котором проведена их государственная регистрация. Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательст- ва - физических лиц устанавливается местными советами, по месту их государственной регистрации в фиксированном размере в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. за месяц для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности, а размер единого налога не зависит от результатов предпринимательс- кой деятельности физического лица - субъекта предпринимательской деятельности, то есть от размера чистого дохода, при условии, что объем выручки плательщика единого налога не превышает 500 тыс. грн. за календарный год. Местные советы устанавливают их размеры в установленных зако- нодательством пределах на тот или иной вид деятельности в зависи- мости от территориального расположения места торговли, ассортимен- та товара, доходности предпринимательской деятельности, исходя из интересов развития своего региона и его специфики. Указ не устанавливает какого-либо территориального ограничения относительно осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения (только по месту государствен- ной регистрации или в другом территориальном районе (месте) Украины). В случае если физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности осуществляет несколько видов предпринимательской дея- тельности, для которых местным советом по месту государственной регистрации этого лица установлены различные ставки единого нало- га, оно приобретает одно Свидетельство и уплачивает единый налог по большей ставке по этим видам деятельности, установленным местным советом по месту его государственной регистрации в качест- ве субъекта предпринимательской деятельности в зависимости от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность на всей территории Украины или только по месту государственной регистра- ции. Если местным советом не установлена ставка единого налога на тот или иной вид предпринимательски деятельности, то оснований для выдачи Свидетельства об уплате единого налога на такой вид деятельности у налогового органа нет. После получения указанного заявления и при наличии платежного документа об уплате единого налога орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации субъекта предпринима- тельской деятельности - физического лица обязан в течение десяти рабочих дней выдать ему Свидетельство об уплате единого налога или предоставить мотивированный отказ. Свидетельство выдается на квартал, однако уплата единого нало- га может осуществляться ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлялась предыдущая уплата единого налога. Если у физического лица - субъекта предпринимательской дея- тельности нет намерения отказаться от, уплаты единого налога в следующем отчетном периоде (квартале), оно продлевает действие Свидетельства об уплате единого налога. Основанием для продления Свидетельства на последующий отчетный период (квартал) является подача физическим лицом - субъектом предпринимательской деятель- ности письменного заявления согласно Приложению 1 к Порядку и платежным документам об уплате единого налога за предыдущие периоды (месяцы квартала, на который выдано Свидетельство) на пос- ледующий период, не меньший, нежели календарный месяц. Заявление может подаваться не позднее чем за 15 дней до начала квартала, на который продлевается Свидетельство, при условии уплаты всех уста- новленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых на дату подачи заявления наступил. В случае нарушения требований ст. 1 Указа плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала). Привлечение к предпринимательской деятельности наемных работ- ников и порядок налогообложения доходов, выплаченных платель- щиками единого налога наемным работникам, состоящим с ними в трудовых отношениях. Согласно Указу об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности физическое лицо - субъект предпринимательской деятель- ности может избрать способ налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, по единому налогу, есди в трудовых отношениях с ним, включая членов его семьи, состоит на протяжении календарного года не более 10 лиц. Возможность заключения субъектами предпринимательской деятель- ности (как физическими, так и юридическими лицами) договоров с гражданами на использование их труда для осуществления предприни- мательской деятельности установлена Законом Украины от 07.02.91 г. № 698-ХII "О предпринимательстве" с соответствующими изменениями и дополнениями (ст. 9). Заключение с гражданином трудового договора (контракта, соглашения) на использование его труда вменяет в обя- занность предпринимателя обеспечение условий и охрану труда, его оплату, а также другие социальные гарантии в соответствии с дейст- вующим законодательством. Трудовые отношения граждан регулируются Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины "Об оплате труда" и другими законодательными актами по вопросам трудового законодательства. Согласно ст. 48 КЗоТ Украины с учетом изменений, внесенных Законом Украины от 24.12.99 г. № 1356-ХIV "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины" ( 1356-14 ), физические лица, как и предприятия, учреждения, организации, имеют право ведения трудовых книжек на всех работающих у него свыше пяти дней работни- ков. Заключенный в письменной форме трудовой договор между физичес- ким лицом - субъектом предпринимательской деятельности и работни- ком, зарегистрированным в государственной службе занятости по месту проживания предпринимателя в порядке, определенном Минис- терством труда и социальной политики Украины (статья 24-1 КЗоТ) в недельный срок с момента фактического допущения работника к рабо- те, является основанием для ведения физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности трудовой книжки наемного работни- ка, включая членов семьи, если у него уже нет места работы, где ведется трудовая книжка. При заключении трудового договора между работником и физичес- ким лицом - субъектом предпринимательской деятельности обусловли- вается, будет ли эта работа основным или не основным местом работы для этого работника, поскольку это влияет на порядок обложения подоходным налогом доходов такого работника на протяжении кален- дарного года. Особенности обложения подоходным налогом доходов, получаемых гражданами, изложены в соответствующих разделах Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) с изменениями и дополнениями. В соответствии с этим Декретом плательщиками подоходного налога (субъектами нало- гообложения) являются граждане. Предприятия, учреждения, организа- ции, а также физические лица-субъекты предпринимательской деятель- ности, выплачивающие доходы гражданам, в частности заработную плату (вознаграждение) за выполнение ими соответствующих работ, определенных трудовым соглашением, не являются плательщиками подо- ходного налога с таких доходов. На них возложены обязанности по начислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с таких доходов (статьи 9, 12, 19 Декрета). Сумма заработной платы и других доходов, начисляемая наемным работникам, содержит в себе подоходный налог. Следовательно, учитывая сказанное, а также то, что на сегод- няшний день не было внесено никаких изменений в Декрет относитель- но порядка удержания плательщиками единого налога подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими наемным работникам, плательщи- ки единого налога должны начислять, удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог с таких доходов, представлять в соответст- вующих случаях сведения о выплаченных доходах в органы государст- венной налоговой службы по справке ф № 2, а также ф. № 8ДР. Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физичес- ких, лиц устанавливается местными советами по месту их государст- венной регистрации в фиксированном размере в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. за месяц для самостоя- тельного осуществления предпринимательской деятельности. В случае если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда, включая членов его семьи, размер единого налога, установленный местным советом для самостоятельного осуществления им предпринимательской деятельнос- ти, увеличивается для такого плательщика на 50 процентов за каждое лицо. Численность наемных работников, включая членов его семьи, которые могут состоять в трудовых отношениях с физическим лицом - плательщиком единого налога (в отличие от юридических лиц - пла- тельщиков единого налога, где среднеучетная численность работающих на протяжении календарного года определяется по методике, утверж- денной органами статистики) в течение календарного года, опреде- ляется следующим образом. Если на день составления заявления на право применения упро- щенной системы налогообложения, учета и отчетности у физического лица - субъекта предпринимательской деятельности количество наем- ных работников, включая членов его семьи, уже составляет 10 человек, то дополнительные рабочие места на протяжении срока действия полученного Свидетельства не открываются, если в течение этого периода численность наемных работников, включая членов семьи плательщика единого налога, не уменьшалась. Пунктом 5 Порядка определено, что если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использова- нием наемного труда, то на каждое лицо, включая членов его семьи, состоящее с ним в трудовых отношениях, выдается Справка о трудовых отношениях с плательщиком единого налога. Справка должна находить- ся на рабочем месте названных лиц и предъявляться работникам контролирующих органов, имеющим соответствующие функциональные полномочия на осуществление проверки. Если в заявлении указано меньше 10 наемных работников, включая членов семьи, то в случае увеличения численности работников (открытия дополнительных рабочих мест) в течение срока действия полученного Свидетельства плательщик единого налога должен осу- ществить доплату за каждого дополнительно нанимаемого работника из расчета не менее чем за полный месяц с начала деятельности таких работников, получить справки для этих работников исходя из того, чтобы общая численность не превышала 10. В случае когда уменьшается численность работников в течение срока действия полученного Свидетельства, плательщик единого нало- га должен вернуть справки на освобожденных работников, однако уплаченная сумма единого налога в виде увеличения ставки единого налога на 50 процентов за освобожденного работника возврату не подлежит и не увеличивается до конца периода, за который осуществ- лена уплата за освобожденного работника в случае, если плательщик единого налога вместо уволенных работников принимает других в этом же периоде. В таком случае на каждого нового работника выдается Справка, поскольку справки, как и Свидетельство, выданные платель- щику единого налога, не могут быть переданы другим лицам, кроме указанных в них. При утере Справки доплата за работника может быть прекращена только начиная со следующего квартала. По окончании срока действия Свидетельства оно вместе со всеми справками подлежит возврату в пятидневный срок в орган государст- венной налоговой службы, который их выдал, а в случае продления срока действия Свидетельства осуществляется соответствующая запись в Свидетельстве за подписью руководителя органа налоговой службы либо его заместителя и скрепляется печатью. Аналогичные записи осуществляются в справках наемных работников, продолжающих рабо- тать у плательщика единого налога. Следовательно, при применении упрощенной системы налогообложе- ния, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства физические лица - плательщики единого налога, начиная с момента применения упрощенной системы налогообложения и до конца календар- ного года, на какой-либо момент осуществления предпринимательской деятельности с участием наемных работников должны иметь не более 10 лиц, невзирая на изменения (увеличение, уменьшение) в числен- ности наемных работников, произошедшие на протяжении календарного года. Ведение учета доходов и расходов Согласно Указу плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов, подлежащих налогообложению, форма и порядок ведения которой устанавливаются ГНА Украины. Для плательщика единого налога - физического лица Книга учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599, зарегистрированным в Минюсте Украины 02.11.99 г. под № 752/4045 ( z0752-99 ) (Порядок). Согласно Порядку для определения результатов собственной пред- принимательской деятельности на основании хронологического отобра- жения осуществленных хозяйственных и финансовых операций платель- щик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан (с изме- нениями и дополнениями), утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12, зарегистрированным Минюстом Украины 09.06.93 г. под № 64 ( z0064-93 ). При этом обязательному заполнению подлежат только графы "Перiод облiку", "Витрати на виробництво продукцiї", "Сума виручки (доходу)", "Чистий дохiд". В графе "Сума виручки (доходу)" отображается фактически полу- ченная сумма выручки. Согласно ст. 1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продук- ции (товаров, работ, услуг). Записи ведутся плательщиком единого налога в хронологическом порядке - по мере возрастания дать осу- ществления хозяйственных и финансовых операций как самостоятельно плательщиком, так и наемными работниками. В графе "Витрати на виробництво продукцiї" отображаются доку- ментально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода. Сумма выручки и расходы, отображаются только в суммарном выражении без указания количественных показателей, и наименований. Право предоставления разъяснений относительно этого Указа воз- ложено на Кабинет Министров Украины, который постановлением от 16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727" ( 507-2000-п ) отметил, что книги учета дохо- дов и расходов (вышеупомянутая ф. 10) дополнительно получает субъект малого предпримимательства - физическое лицо, осуществляю- щее торговую деятельность, на каждого наемного работника, который занимается реализацией товаров (п. 3 постановления). "Плательщик единого налога самостоятельно представляет для регистрации в нало- говый орган необходимое количество книг учета доходов и расходов. Страницы Книги нумеруются, прошиваются, скрепляются печатью нало- гового органа, подтверждаются подписью руководителя налогового органа или его заместителя. В Книге, которую ведет наемный работник, должнь быть указаны фамилия, имя, отчество плательщика единого налога, фамилия, имя, отчество физического лица, состоящего в трудовых отношениях с этим плательщиком налога, а также серия и номер выданной Справки о трудовых отношениях. При увольнении наемного работника и трудоустройстве другого субъект предпринимательской деятельности самостоятельно вносит в Книгу соответствующие записи и новые сведения относительно наемно- го работника согласно выданной Справке о трудовых отношениях с плательщиком единого налога. В случае прекращения деятельности (снятия с государственной регистрации) субъекта предпринимательской деятельности, увольнения наемного работника без трудоустройства другого или окончания страниц в Книге ответственным работником налогового органа в Книге производится соответствующая запись ("Книгу анульовано", инспектор (Ф. И. 0.), дата), и она остается на хранении у предпринимателя в течение трех лет. Временное прекращение плательщиками единого налога предприни- мательской деятельности по каким-либо причинам (по болезни, в связи с отпуском и т. п.) Если на протяжении календарного года принято решение об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчет- ности, физическое лицо - плательщик единого налога должно подать не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала) заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения и возвратить Свидетельство вместе со всеми справками в выдавший их орган государственной налоговой службы. Следует иметь в виду, что автоматически теряется возможность применения в течение этого календарного года упрощен- ной системы налогообложения, учета и отчетности, поскольку ст. 4 Указа отмечено, что решение о переходе, на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности может быть принято не более одного раза за календарный год. Физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности уплачивает единый налог на отдельный счет отделений Государствен- ного казначейства Украины, и на следующий день после поступления денежных средств эти отделения перечисляют суммы единого налога в установленных Указом размерах по соответствующим направлениям, одним из которых является отчисление 15 процентов уплаченного единого налога на обязательное социальное страхование для возмеще- ния расходов, связанных, в частности, с временной потерей трудо- способности. Следовательно, относительно уплаты единого налога в случае прекращения деятельности, в частности по болезни, следует учитывать положение постановления Кабинета Министров Украины от 24.04.2000 г. № 698 ( 698-2000-п ), которым утвержден Порядок определения размера помощи в связи с временной нетрудоспособ- ностью, беременностью и родами субъектам предпринимательской дея- тельности - физическим лицам, избравшим упрощенную систему налого- обложения. Размер помощи исчисляется исходя из среднемесячного дохода, определяемого со среднемесячного размера единого налога (без учета увеличения ставок единого налога на каждого наемного работника или члена семьи) и процента суммы установленного размера единого налога, перечисляемого в Фонд социального страхования, и ставки сбора на обязательное социальное страхование. Учитывая изложенное, в случае избрания физическим лицом - субъектом пред- принимательской деятельности способа налогообложения своих дохо- дов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, по единому налогу путем приобретения Свидетельства об уплате единого налога и не подавшим в установленный Указом срок в госу- дарственный налоговый орган заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, а временно прекратившим пред- принимательскую деятельность по каким-либо причинам, то оно обяза- но продолжать придерживаться всех норм Указа, в частности уплачи- вать ежемесячно единый налог в установленные сроки. Плательщик единого налога не является плательщиком ряда нало- гов и сборов (обязательных платежей) (ст. 6 Указа) Остановимся на некоторых налогах и сборах (обязательных плате- жах), вызывающих неоднозначное толкование, в частности, плате (налоге) за землю и налоге на добавленную стоимость. Взимание платы за землю в Украине осуществляется в соот- ветствии с Законом Украины от 19.09.96 г. № 378/96-ВР "О плате за землю" ( 378/96-ВР ) (с изменениями и дополнениями), ст. 2 которо- го определено, что использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы за землю. Статьей 5 этого же Закона определено, что объектом платы за землю является земельный участок, переданный в собственность или предоставленный в пользование, в том числе на условиях аренды. Субъектами платы за землю (плательщиками) являются собственники земли и землепользователи, в том числе арендаторы, то есть непос- редственно те юридические или физические лица, которым земля пере- дана в собственность или предоставлена в пользование, в том числе на условиях аренды. Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, уплачивается арендная плата. Арендные отношения регулируются Законом Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV "Об аренде земли", в соответствии с которым арендодателями земли в Украине могут быть сельские, поселковые, городские, районные советы и собственники земли (ст. 5 указанного Закона). Договор аренды земли - это соглашение сторон о взаимных обязательствах; определенных статьями 22-24 указанного Закона, в соответствии с которыми арендодатель за плату передает арендатору во владение и пользование земельный участок для хозяйственного использования на обусловленный договором срок. Арендная плата за землю - это платеж, внесенный арендатором арендодателю за пользо- вание земельным участком. В случае когда арендодателем является собственник земли, то арендатор, заключив при этом договор на аренду земли с собственни- ком, уплачивает собственнику арендную плату за землю, а собствен- ник, в свою очередь, уплачивает на счет соответствующего совета, на территории которого находится земельный участок, земельный налог. В случае когда арендодателем земли является соответствующий местный совет, то арендатор, заключив с ним договор на аренду земли, самостоятельно уплачивает арендную плату за землю на счет соответствующего совета, на территории которого находится земель- ный участок. При этом договор на аренду земли является основанием для уплаты арендной платы за землю. Статьей 6 Указа определено, что субъект малого предпринима- тельства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком платы (налога) за землю. Учитывая сказанное, а также то, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем и арендатором, как определено законами Украины "О плате за землю" (ст. 19) и "Об аренде земли" (ст. 19), субъекты малого предпринимательства, пере- шедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от арендной платы за землю, Кроме того, в соответствии с п. 6 постановления Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727" субъект малого пред- принимательства, перешедший на упрощенную систему налогообложения и не являющийся плательщиком земельного налога, освобождается от его уплаты только за земельные участки, используемые им для осуще- ствления предпринимательской деятельности. При передаче этих зе- мельных участков под зданиями, сооружениями, их частями другим субъектам, использующим, в свою очередь, их для осуществления сво- ей предпринимательской деятельности, земельный налог уплачивается ими на общих основаниях. Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно ст. 6 Указа плательщик единого налога - физическое лицо не является плательщиком этого налога. Кабинет Министров Украины постановлением № 507 дал разъяснения по этому вопросу, а именно: плательщиками налога на добавленную стоимость имеют право быть также субъекты малого предпринима- тельства - физические лица (п. 4). В случае если субъект малого предпринимательства - физическое лицо принимает решение быть пла- тельщиком налога на добавленную стоимость; на него распространяет- ся действие Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость". Действие Указа не распространяется: на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе физических лиц, на которых распространяется действие Закона Украи- ны "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельнос- ти" в части приобретения специального патента; на физических лиц - субъектов предпринимательской деятельнос- ти, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляющих торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" № 06/01, стр. 47 [01.02.2001] Зинаида Мороз, Елена Савченко зам. нач., ст. гос. нал. инспектор Гл. управления ГНА Украины ------------------------------------------------------------------