Все о едином налоге

------------------------------------------------------------------

    Порядок  государственной  регистрации  субъектов  предпринима-
тельской  деятельности независимо  от  их  организационно-правовых
форм и форм собственности, за исключением отдельных видов  субъек-
тов предпринимательской деятельности, для которых законами Украины
установлены специальные  правила  государственной  регистрации,  а
также порядок отмены государственной регистрации  субъектов  пред-
принимательской деятельности регулируются ЗУ от 07.02.91 г. № 698-
ХII  "О предпринимательстве" ( 698-12 ) (с изменениями  и дополне-
ниями) и постановлением  Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г.
№ 740 "О порядке государственной регистрации  субъектов предприни-
мательской деятельности" ( 740-98-п ) (с изменениями и дополнения-
ми).
    Государственная регистрация субъектов предпринимательской дея-
тельности проводится в исполнительном комитете городской, районной
в городе совета или в районной, районной городов Киева и  Севасто-
поля государственной администрации по местонахождению или по месту
проживания субъекта, если иное не предусмотрено законом, по  пред-
ставлению этим субъектом соответствующих документов.
    В соответствии с Законом Украины "О государственной  налоговой
службе" и другими актами, положениями действующего законодательст-
ва Украины была разработана Инструкция о порядке учета  налогопла-
тельщиков, утвержденная приказом ГНА Украины от 19.02.98 г. № 80 и
зарегистрированная Минюстом Украины  16.03.98 г.  под  № 172/2612,
( z0172-98 ) имеющая целью использование единой рациональной мето-
дики учета плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) в 
органах государственной налоговой службы.
    Учет  налогоплательщиков (как  юридических,  так и  физических
лиц)  является одной из основных функций  органов  государственной
налоговой службы, контролирующих правильность исчисления,  полноту
и своевременность внесения (перечисления) налогов и сборов (обяза-
тельных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды.
    В соответствии с п. 5 указанной Инструкции физическое  лицо  -
субъект  предпринимательской деятельности после  получения  свиде-
тельства о государственной регистрации обязано в пятидневный  срок
обратиться  в орган  государственной  налоговой  службы  по своему
месту проживания для взятия на налоговый учет  с  соответствующими
документами, а именно:
    заявлением по ф. № 5-ОПП;
    копией свидетельства о  государственной  регистрации  субъекта
предпринимательской деятельности - физического лица;
    документом, удостоверяющим личность (паспорт).
    Органы государственной налоговой службы выдают ему справку  по
форме № 4-ОПП, подтверждающую взятие на налоговый учет.
    После  взятия  на  налоговый  учет  перед  физическим  лицом -
субъектом  предпринимательской деятельности встает  вопрос  выбора
способа налогообложения доходов, получаемых  им  от  осуществления
предпринимательской  деятельности.  На  сегодняшний  день  их три,
каждый из которых регулируется  соответствующими  законодательными
актами и имеет свои требования  и ограничения, а также преимущест-
ва.  Поэтому  каждый  субъект  предпринимательской  деятельности -
физическое лицо по собственному желанию избирает наиболее отвечаю-
щий его  условиям и особенностям осуществления предпринимательской
деятельности.
    Остановимся  подробнее  на одном  из них - упрощенной  системе
налогообложения,  учета  и  отчетности  субъектов  малого предпри-
нимательства.  Этот  способ  налогообложения  регулируется  Указом  
Президента Украины  от 03.07.98 г.  № 727 "Об  упрощенной  системе  
налогообложения, учета и отчетности субъектов малого  предпринима-
тельства"  в  редакции  Указа  Президента  Украины  от 28.06.99 г. 
№ 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ), устанавливающим, что  упрощен-
ная  система  налогообложения,  учета  и  отчетности  вводится,  в 
частности, для физических  лиц - субъектов малого предприниматель-
ства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания 
юридического лица при условии, что на протяжении календарного года  
в трудовых отношениях с ними, включая членов их семей, состоит  не  
более  10 лиц  и объем выручки  от реализации  продукции (товаров,  
работ, услуг) за календарный год не превышает 500 тыс. грн. (ст. 1
Указа).
    При соблюдении этих обязательных  условий  физическое  лицо  -
субъект  малого  предпринимательства  имеет  право  самостоятельно
избрать способ  налогообложения  доходов  по единому  налогу путем
получения Свидетельства об уплате единого налога.
    Для перехода на упрощенную систему  налогообложения,  учета  и
отчетности физическое лицо - субъект предпринимательской  деятель-
ности  не позже  чем  за 15 дней  до начала  следующего  отчетного
периода (квартала), с которого он избирает способ  налогообложения
доходов по единому налогу, при условии уплаты  всех  установленных
налогов  и сборов  (обязательных  платежей),  срок  уплаты которых
наступил на дату подачи заявления, подает  в орган государственной
налоговой службы по месту государственной  регистрации  письменное
заявление по форме согласно Приложению 1 к Порядку  выдачи  Свиде-
тельства об уплате  единого  налога,  утвержденному  приказом  ГНА
Украины  от  29.10.99  г.  № 599  и  зарегистрированному  Минюстом
Украины  02.11.99 г. под  № 752/4045 ( z0752-99 ), согласованным с
Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной полити-
ки и предпринимательства (далее - Порядок).  Кроме подачи письмен-
ного  заявления, основанием для  выдачи  Свидетельства  об  уплате
единого налога является предъявленный платежный документ об уплате
единого налога, поскольку Свидетельство - это документ,  удостове-
ряющий именно уплату единого налога.
    Вновь созданные и зарегистрированные в  установленном  порядке
субъекты  малого предпринимательства, подавшие  в  государственную
налоговую службу по месту их регистрации  заявление  о  применении
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,  считаются
субъектами упрощенной системы, учета и отчетности с того квартала,
в котором проведена их государственная регистрация.
    Ставка единого налога для субъектов малого  предпринимательст-
ва - физических лиц устанавливается местными советами, по месту их
государственной регистрации в фиксированном размере  в зависимости
от вида  деятельности  в пределах от 20 до 200 грн.  за месяц  для
самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности, а
размер единого налога не зависит от результатов  предпринимательс-
кой  деятельности физического лица - субъекта  предпринимательской
деятельности, то есть от размера чистого дохода, при условии,  что
объем выручки плательщика единого налога  не  превышает  500  тыс.
грн. за календарный год.
    Местные советы устанавливают их размеры в установленных  зако-
нодательством  пределах на тот или иной вид деятельности в зависи-
мости от территориального расположения места торговли, ассортимен-
та товара, доходности предпринимательской деятельности, исходя  из
интересов развития своего региона и его специфики.
    Указ не устанавливает какого-либо территориального ограничения
относительно  осуществления  предпринимательской  деятельности  по
упрощенной системе налогообложения (только по месту  государствен-
ной  регистрации  или  в  другом  территориальном  районе  (месте)
Украины).
    В случае если физическое лицо  -  субъект  предпринимательской
деятельности осуществляет несколько видов предпринимательской дея-
тельности,  для которых  местным советом  по месту государственной
регистрации этого лица установлены различные ставки единого  нало-
га, оно приобретает одно Свидетельство и уплачивает  единый  налог
по  большей  ставке  по  этим  видам  деятельности,  установленным
местным советом по месту его государственной регистрации в качест-
ве  субъекта  предпринимательской  деятельности  в зависимости  от
того, осуществляет он  предпринимательскую  деятельность  на  всей
территории Украины или только по месту  государственной  регистра-
ции.
    Если местным советом не установлена ставка единого  налога  на
тот  или иной вид предпринимательски  деятельности,  то  оснований
для выдачи  Свидетельства об уплате единого  налога  на такой  вид
деятельности у налогового органа нет.
    После получения указанного заявления и при наличии  платежного
документа об уплате единого налога орган государственной налоговой
службы по месту государственной регистрации субъекта  предпринима-
тельской  деятельности - физического лица обязан в течение  десяти
рабочих дней выдать ему Свидетельство об уплате единого налога или
предоставить мотивированный отказ.
    Свидетельство выдается на квартал, однако уплата единого нало-
га  может осуществляться ежемесячно не позднее  20  числа  месяца,
следующего  за тем,  в котором  осуществлялась  предыдущая  уплата
единого налога.
    Если у физического лица -  субъекта  предпринимательской  дея-
тельности  нет намерения отказаться от, уплаты  единого  налога  в
следующем отчетном периоде  (квартале),  оно  продлевает  действие
Свидетельства об уплате единого налога.  Основанием для  продления
Свидетельства на последующий отчетный  период  (квартал)  является
подача физическим лицом - субъектом  предпринимательской  деятель-
ности  письменного заявления согласно Приложению  1  к  Порядку  и
платежным  документам  об  уплате  единого  налога  за  предыдущие
периоды (месяцы квартала, на который выдано Свидетельство) на пос-
ледующий период, не меньший, нежели календарный  месяц.  Заявление
может  подаваться не позднее чем за 15 дней до начала квартала, на
который продлевается Свидетельство, при условии уплаты всех  уста-
новленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых  на
дату подачи заявления наступил.
    В случае нарушения требований ст. 1 Указа  плательщик  единого
налога  должен перейти на общую систему налогообложения,  учета  и
отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала).

    Привлечение к предпринимательской деятельности наемных  работ-
    ников и порядок налогообложения доходов, выплаченных  платель-
    щиками единого  налога наемным работникам,  состоящим с ними в
    трудовых отношениях.

    Согласно Указу об упрощенной системе налогообложения, учета  и
отчетности физическое лицо - субъект предпринимательской  деятель-
ности  может избрать способ налогообложения доходов, полученных от
осуществления предпринимательской деятельности, по единому налогу,
есди  в трудовых  отношениях  с ним,  включая  членов  его  семьи,
состоит на протяжении календарного года не более 10 лиц.
    Возможность заключения субъектами предпринимательской деятель-
ности (как физическими, так и  юридическими  лицами)  договоров  с
гражданами  на использование их труда для осуществления предприни-
мательской деятельности установлена Законом Украины от 07.02.91 г.
№ 698-ХII "О предпринимательстве" с соответствующими изменениями и
дополнениями (ст. 9).  Заключение с гражданином трудового договора
(контракта, соглашения) на использование его труда вменяет в  обя-
занность предпринимателя обеспечение условий и охрану  труда,  его
оплату, а также другие социальные гарантии в соответствии с дейст-
вующим законодательством.  Трудовые отношения граждан регулируются
Кодексом  законов  о труде  Украины,  Законом  Украины "Об  оплате
труда"  и другими законодательными  актами  по  вопросам трудового
законодательства.
    Согласно ст. 48 КЗоТ Украины  с  учетом  изменений,  внесенных
Законом  Украины от 24.12.99 г.  № 1356-ХIV "О внесении  изменений
в Кодекс  законов  о труде Украины" ( 1356-14 ), физические  лица,
как и предприятия, учреждения, организации,  имеют  право  ведения
трудовых книжек на всех работающих у него свыше пяти дней работни-
ков.
    Заключенный в письменной форме трудовой договор между физичес-
ким  лицом - субъектом предпринимательской деятельности и работни-
ком,  зарегистрированным  в государственной  службе  занятости  по
месту  проживания  предпринимателя в порядке, определенном  Минис-
терством труда и социальной политики Украины (статья 24-1 КЗоТ)  в
недельный срок с момента фактического допущения работника к  рабо-
те, является основанием для ведения физическим лицом  -  субъектом
предпринимательской деятельности трудовой книжки наемного работни-
ка, включая  членов семьи, если у него уже нет  места работы,  где
ведется трудовая книжка.
    При заключении трудового договора между работником и  физичес-
ким  лицом - субъектом предпринимательской деятельности обусловли-
вается, будет ли эта работа основным или не основным местом работы
для этого  работника,  поскольку  это влияет на порядок  обложения
подоходным налогом доходов такого работника на  протяжении  кален-
дарного года.
    Особенности обложения подоходным налогом  доходов,  получаемых
гражданами,  изложены в соответствующих разделах Декрета  Кабинета
Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 "О  подоходном  налоге  с
граждан" ( 13-92 ) с изменениями  и  дополнениями.  В соответствии
с этим Декретом плательщиками подоходного налога (субъектами нало-
гообложения) являются граждане. Предприятия, учреждения, организа-
ции, а также физические лица-субъекты предпринимательской деятель-
ности,  выплачивающие  доходы  гражданам,  в частности  заработную
плату (вознаграждение)  за выполнение  ими соответствующих  работ,
определенных трудовым соглашением, не являются плательщиками подо-
ходного налога  с таких доходов.  На них возложены  обязанности по
начислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с
таких  доходов (статьи 9, 12, 19 Декрета). Сумма  заработной платы
и других доходов, начисляемая наемным работникам,  содержит в себе
подоходный налог.
    Следовательно, учитывая сказанное, а также то, что  на  сегод-
няшний день не было внесено никаких изменений в Декрет относитель-
но  порядка  удержания  плательщиками  единого  налога подоходного
налога с доходов, выплачиваемых ими наемным работникам, плательщи-
ки  единого  налога должны  начислять,  удерживать и перечислять в
бюджет подоходный налог с таких доходов, представлять в соответст-
вующих случаях сведения о выплаченных доходах в органы  государст-
венной налоговой службы по справке ф № 2, а также ф. № 8ДР. Ставка
единого налога для субъектов малого предпринимательства - физичес-
ких, лиц устанавливается местными советами по месту их  государст-
венной  регистрации в фиксированном размере в зависимости от  вида
деятельности в пределах от 20 до 200 грн. за месяц  для  самостоя-
тельного  осуществления предпринимательской деятельности. В случае
если плательщик единого  налога  осуществляет  предпринимательскую
деятельность с использованием наемного труда, включая  членов  его
семьи, размер единого налога, установленный  местным  советом  для
самостоятельного осуществления им предпринимательской  деятельнос-
ти, увеличивается для такого плательщика на 50 процентов за каждое
лицо.
    Численность  наемных  работников,  включая  членов  его семьи,
которые могут состоять в трудовых отношениях с физическим  лицом -
плательщиком единого налога (в  отличие от  юридических лиц - пла-
тельщиков единого налога, где среднеучетная численность работающих
на протяжении календарного года определяется по методике,  утверж-
денной органами статистики) в течение календарного  года,  опреде-
ляется следующим образом.
    Если на день составления заявления на право  применения  упро-
щенной системы  налогообложения,  учета и отчетности у физического
лица - субъекта предпринимательской деятельности количество  наем-
ных  работников,  включая  членов  его  семьи,  уже  составляет 10
человек,  то дополнительные  рабочие  места  на  протяжении  срока
действия полученного Свидетельства не открываются,  если в течение
этого периода численность наемных работников, включая членов семьи
плательщика единого налога, не уменьшалась.
    Пунктом  5 Порядка  определено,  что  если  плательщик единого
налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использова-
нием наемного труда, то на каждое лицо, включая членов его  семьи,
состоящее с ним в трудовых отношениях, выдается Справка о трудовых
отношениях с плательщиком единого налога. Справка должна находить-
ся на рабочем  месте  названных  лиц  и  предъявляться  работникам
контролирующих  органов,  имеющим  соответствующие  функциональные
полномочия на осуществление проверки.
    Если в заявлении указано меньше 10 наемных работников, включая
членов  семьи,  то  в  случае  увеличения  численности  работников
(открытия дополнительных  рабочих мест) в течение  срока  действия
полученного Свидетельства плательщик единого  налога  должен  осу-
ществить доплату  за каждого дополнительно  нанимаемого  работника
из  расчета  не менее  чем  за полный  месяц с начала деятельности
таких работников, получить справки для этих работников  исходя  из
того, чтобы общая численность не превышала 10.
    В случае когда уменьшается численность  работников  в  течение
срока действия полученного Свидетельства, плательщик единого нало-
га  должен  вернуть  справки  на освобожденных  работников, однако
уплаченная сумма единого налога в виде увеличения  ставки  единого
налога  на 50 процентов за освобожденного  работника  возврату  не
подлежит и не увеличивается до конца периода, за который осуществ-
лена уплата за освобожденного работника в случае,  если плательщик
единого налога вместо уволенных работников принимает других в этом
же периоде.  В таком случае на каждого нового  работника  выдается
Справка, поскольку справки, как и Свидетельство, выданные платель-
щику единого налога, не могут быть переданы  другим  лицам,  кроме
указанных  в них.  При утере Справки доплата  за  работника  может
быть прекращена только начиная со следующего квартала.
    По окончании срока действия Свидетельства оно вместе со  всеми
справками подлежит возврату в пятидневный срок в орган  государст-
венной  налоговой службы, который их выдал, а  в случае  продления
срока действия Свидетельства осуществляется соответствующая запись
в Свидетельстве за подписью руководителя органа  налоговой  службы
либо его заместителя и  скрепляется  печатью.  Аналогичные  записи
осуществляются  в справках наемных работников,  продолжающих рабо-
тать у плательщика единого налога.
    Следовательно, при применении упрощенной системы налогообложе-
ния,  учета  и  отчетности  субъектов  малого  предпринимательства
физические лица - плательщики единого налога,  начиная  с  момента
применения упрощенной системы налогообложения и до конца календар-
ного года,  на какой-либо момент осуществления предпринимательской
деятельности с участием наемных работников  должны  иметь не более
10 лиц, невзирая на изменения (увеличение, уменьшение)  в  числен-
ности  наемных работников, произошедшие на протяжении календарного
года.

    Ведение учета доходов и расходов

    Согласно  Указу плательщик  единого  налога  ведет Книгу учета
доходов и расходов, подлежащих налогообложению,  форма  и  порядок
ведения которой устанавливаются ГНА Украины.
    Для плательщика единого налога - физического лица Книга  учета
доходов  и расходов и порядок ее ведения утверждены  приказом  ГНА
Украины от 29.10.99 г. № 599, зарегистрированным в Минюсте Украины
02.11.99 г. под № 752/4045 ( z0752-99 ) (Порядок).
    Согласно Порядку для определения результатов собственной пред-
принимательской деятельности на основании хронологического отобра-
жения осуществленных хозяйственных и финансовых операций  платель-
щик  единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов  согласно
приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан (с  изме-
нениями и дополнениями), утвержденной  приказом  ГГНИ  Украины  от
21.04.93 г. № 12, зарегистрированным Минюстом Украины 09.06.93  г.
под № 64 ( z0064-93 ). При этом обязательному  заполнению подлежат
только графы "Перiод облiку",  "Витрати на виробництво продукцiї",
"Сума виручки (доходу)", "Чистий дохiд".
    В графе "Сума виручки (доходу)" отображается фактически  полу-
ченная  сумма выручки. Согласно ст. 1 Указа выручкой от реализации
продукции (товаров,  работ,  услуг)  считается  сумма,  фактически
полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный
счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже  продук-
ции (товаров, работ, услуг).  Записи ведутся плательщиком  единого
налога в хронологическом порядке - по мере возрастания  дать  осу-
ществления хозяйственных и финансовых операций как  самостоятельно
плательщиком, так и наемными работниками.
    В графе "Витрати на виробництво продукцiї" отображаются  доку-
ментально  подтвержденные  расходы,  непосредственно  связанные  с
получением дохода.  Сумма выручки и расходы, отображаются только в
суммарном выражении без  указания  количественных  показателей,  и
наименований.
    Право предоставления разъяснений относительно этого Указа воз-
ложено  на Кабинет Министров Украины,  который  постановлением  от
16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении  Указа Президента Украины  от 3
июля 1998 г. № 727" ( 507-2000-п ) отметил, что книги учета  дохо-
дов  и  расходов  (вышеупомянутая  ф. 10)  дополнительно  получает 
субъект малого предпримимательства - физическое лицо, осуществляю-
щее торговую  деятельность, на каждого наемного работника, который  
занимается реализацией  товаров  (п. 3 постановления). "Плательщик  
единого налога самостоятельно представляет для регистрации в нало-
говый орган необходимое количество книг учета  доходов и расходов.
Страницы Книги нумеруются, прошиваются, скрепляются печатью  нало-
гового  органа,  подтверждаются  подписью руководителя  налогового
органа или его заместителя.
    В Книге, которую ведет наемный работник, должнь  быть  указаны
фамилия,  имя, отчество плательщика единого налога, фамилия,  имя,
отчество физического лица, состоящего в трудовых отношениях с этим
плательщиком  налога,  а также серия  и номер  выданной  Справки о
трудовых отношениях.
      При увольнении наемного работника и трудоустройстве  другого
субъект предпринимательской деятельности самостоятельно  вносит  в
Книгу соответствующие записи и новые сведения относительно наемно-
го  работника  согласно выданной Справке  о трудовых отношениях  с
плательщиком единого налога.
    В случае прекращения деятельности  (снятия  с  государственной
регистрации) субъекта предпринимательской деятельности, увольнения
наемного  работника  без  трудоустройства  другого  или  окончания
страниц в Книге ответственным работником налогового органа в Книге
производится соответствующая запись ("Книгу анульовано", инспектор
(Ф. И. 0.), дата), и она остается  на  хранении  у предпринимателя
в течение трех лет.

    Временное прекращение плательщиками единого налога  предприни-
    мательской деятельности по каким-либо  причинам  (по  болезни,
    в связи с отпуском и т. п.)

    Если на протяжении календарного года принято решение об отказе
от применения упрощенной системы налогообложения, учета  и  отчет-
ности,  физическое лицо - плательщик единого налога должно  подать
не  позднее  чем  за 15 дней  до окончания  предыдущего  отчетного
(налогового) периода (квартала) заявление об отказе от  применения
упрощенной  системы  налогообложения  и  возвратить  Свидетельство
вместе  со всеми  справками  в выдавший  их орган  государственной
налоговой службы. Следует иметь в виду, что автоматически теряется
возможность применения в течение этого календарного года  упрощен-
ной системы налогообложения,  учета и отчетности,  поскольку ст. 4
Указа  отмечено,  что решение  о переходе,  на упрощенную  систему
налогообложения, учета и отчетности  может быть принято  не  более
одного раза за календарный год.
    Физическое  лицо -  субъект  предпринимательской  деятельности
уплачивает единый налог на отдельный счет отделений  Государствен-
ного казначейства Украины,  и на следующий  день после поступления
денежных средств эти отделения перечисляют суммы  единого налога в
установленных  Указом  размерах  по соответствующим  направлениям,
одним  из которых  является  отчисление  15  процентов уплаченного
единого налога на обязательное социальное страхование для возмеще-
ния расходов, связанных,  в частности,  с временной потерей трудо-
способности.  Следовательно, относительно уплаты  единого налога в
случае  прекращения деятельности,  в частности по болезни, следует
учитывать  положение  постановления Кабинета Министров Украины  от
24.04.2000 г.  № 698  ( 698-2000-п ),  которым  утвержден  Порядок
определения  размера  помощи  в  связи  с временной нетрудоспособ-
ностью,  беременностью и родами субъектам предпринимательской дея-
тельности - физическим лицам, избравшим упрощенную систему налого-
обложения.  Размер  помощи исчисляется  исходя из  среднемесячного
дохода,  определяемого  со среднемесячного  размера единого налога
(без учета увеличения  ставок единого налога  на каждого  наемного
работника или члена семьи) и процента суммы установленного размера
единого  налога,  перечисляемого в Фонд социального страхования, и
ставки сбора  на  обязательное  социальное  страхование.  Учитывая
изложенное, в случае избрания физическим лицом -  субъектом  пред-
принимательской деятельности способа налогообложения  своих  дохо-
дов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности,
по  единому  налогу  путем  приобретения  Свидетельства  об уплате
единого налога и не подавшим в установленный Указом срок в   госу-
дарственный  налоговый  орган  заявление  об  отказе от применения
упрощенной системы налогообложения, а временно прекратившим  пред-
принимательскую деятельность по каким-либо причинам, то оно обяза-
но продолжать придерживаться всех норм Указа, в частности  уплачи-
вать ежемесячно единый налог в установленные сроки.

    Плательщик единого налога не является плательщиком ряда  нало-
    гов и сборов (обязательных платежей) (ст. 6 Указа)

    Остановимся на некоторых налогах и сборах (обязательных плате-
жах),  вызывающих неоднозначное  толкование,  в  частности,  плате
(налоге) за землю и налоге на добавленную стоимость.
    Взимание платы за  землю  в  Украине  осуществляется  в  соот-
ветствии с Законом Украины от 19.09.96 г. № 378/96-ВР  "О плате за
землю" ( 378/96-ВР ) (с изменениями и дополнениями), ст. 2 которо-
го определено, что использование земли в Украине является платным.
Плата  за землю взимается  в виде земельного налога  или  арендной
платы за землю.
    Статьей 5 этого же Закона определено, что  объектом  платы  за
землю  является земельный участок, переданный в собственность  или
предоставленный в пользование, в том  числе  на  условиях  аренды.
Субъектами платы за землю  (плательщиками)  являются  собственники
земли и землепользователи, в том числе арендаторы, то есть  непос-
редственно те юридические или физические лица, которым земля пере-
дана в собственность или предоставлена в пользование, в том  числе
на условиях аренды.  Собственники земли и землепользователи, кроме
арендаторов, уплачивают земельный  налог.  За  земельные  участки,
предоставленные в аренду, уплачивается арендная плата.
    Арендные отношения регулируются Законом Украины от 06.10.98 г.
№ 161-XIV   "Об  аренде  земли",     в  соответствии  с    которым
арендодателями земли в Украине могут  быть  сельские,  поселковые,
городские,  районные советы и собственники земли (ст. 5 указанного
Закона).  Договор аренды земли - это соглашение сторон о  взаимных
обязательствах; определенных статьями 22-24 указанного  Закона,  в
соответствии с которыми арендодатель за плату передает  арендатору
во  владение и пользование  земельный  участок  для хозяйственного
использования на обусловленный договором  срок.  Арендная плата за
землю - это платеж, внесенный арендатором арендодателю за  пользо-
вание земельным участком.
    В случае когда арендодателем является  собственник  земли,  то
арендатор, заключив при этом договор на аренду земли с собственни-
ком, уплачивает собственнику арендную плату за землю, а  собствен-
ник,  в свою очередь, уплачивает на счет соответствующего  совета,
на  территории  которого  находится  земельный  участок, земельный
налог.
    В случае когда арендодателем  земли  является  соответствующий
местный  совет, то арендатор, заключив с  ним  договор  на  аренду
земли, самостоятельно уплачивает арендную плату за землю  на  счет
соответствующего совета, на территории которого находится  земель-
ный  участок. При этом договор на аренду земли является основанием
для уплаты арендной платы за землю.
    Статьей 6 Указа определено, что  субъект  малого  предпринима-
тельства,  уплачивающий единый  налог,  не  является  плательщиком
платы (налога) за землю.
    Учитывая сказанное, а также то, что размер,  условия  и  сроки
внесения  арендной  платы за землю устанавливаются  по  соглашению
сторон в договоре аренды между арендодателем  и  арендатором,  как
определено законами Украины  "О плате за  землю"  (ст. 19)  и  "Об
аренде земли" (ст. 19), субъекты малого предпринимательства, пере-
шедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются  от
арендной платы за землю,
    Кроме того, в  соответствии  с  п.  6  постановления  Кабинета
Министров  Украины от  16.03.2000 г. № 507  "О  разъяснении  Указа
Президента Украины  от 3 июля 1998 г. № 727" субъект  малого пред-
принимательства, перешедший на упрощенную систему  налогообложения 
и  не являющийся плательщиком земельного налога, освобождается  от 
его уплаты только за земельные участки, используемые им для осуще-
ствления  предпринимательской  деятельности. При передаче этих зе-
мельных  участков  под зданиями, сооружениями, их  частями  другим 
субъектам, использующим, в свою очередь, их для осуществления сво-
ей предпринимательской деятельности, земельный налог  уплачивается 
ими на общих основаниях.
    Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно  ст.
6 Указа  плательщик единого налога - физическое лицо  не  является
плательщиком этого налога.
    Кабинет Министров Украины постановлением № 507 дал разъяснения
по  этому вопросу, а именно: плательщиками налога  на  добавленную
стоимость имеют право  быть  также  субъекты  малого  предпринима-
тельства - физические лица (п. 4).  В случае если  субъект  малого
предпринимательства - физическое лицо принимает решение быть  пла-
тельщиком налога на добавленную стоимость; на него распространяет-
ся действие Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
    Действие Указа не распространяется:
    на субъектов  предпринимательской  деятельности,  в том  числе
физических лиц, на которых распространяется действие Закона Украи-
ны "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельнос-
ти" в части приобретения специального патента;
    на физических лиц - субъектов предпринимательской  деятельнос-
ти,  занимающихся предпринимательской деятельностью  без  создания
юридического  лица и  осуществляющих  торговлю ликеро-водочными  и
табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.


------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№ 06/01, стр. 47
[01.02.2001]
Зинаида Мороз, Елена Савченко
зам. нач., ст. гос. нал. инспектор Гл. управления ГНА Украины
------------------------------------------------------------------