Компенсация части доходов, не выплачиваемых в срок ------------------------------------------------------------------ На сегодняшний день защита граждан от обесценивания денежных доходов в связи с задержкой их выплаты осуществляется в двух формах: путем компенсации и индексации таких доходов. Причем характерно то, что обе формы не исключают одна другую и могут применяться в комплексе к просроченным суммам. В то же время ограничение применения права на индексацию, которое Кабинет Ми- нистров Украины своим постановлением от 21.12.98 г. № 2034 свел к стоимости одной черты малообеспеченности ( 2034-98-п ), позволяет утверждать, что компенсация доходов работников затрагивает сегодня интересы достаточно большого количества субъектов хозяйствования. Поэтому в сегодняшней публикации мы остановимся сугубо на этой форме возмещения гражданам обесцененной части доходов. А бухгалте- рам, для которых проведение индексации доходов работников в настоящее время актуально, мы предлагаем ознакомиться с ранее опубликованными в нашей газете материалами - "Индексация доходов: не опять, а снова..." ("Налоги и бухгалтерский учет", 1999, № 7) и "Есть у индексации начало, нету индексации конца!.." ("Налоги и бухгалтерский учет", 1999, № 25). Ограничение применения права на индексацию, которое Кабинет Министров своим постановлением (от 21.12.98 г. № 2034 свел к стоимости одной черты малообеспеченности, позволяет утверждать, что компенсация доходов работников затрагивает сегодня интересы достаточно большого количества субъектов хозяйствования. Ответственность Несмотря на то что требование о компенсации потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты присутст- вует в соответствующих нормативно-правовых актах не первый день, необходимость этой процедуры в полной мере многие работодатели осознали совсем недавно. Напомним, что Законом Украины "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об админист- ративных правонарушениях" от 21.09.2000 г. № 1979-III ( 1979-14 ) ("Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 72) законодатели сущест- венным образом ужесточили ответственность должностных лиц за нарушения, связанные с выплатой заработной платы работникам пред- приятия (см. таблицу). Ответственность должностных лиц предприятий * за нарушения, связанные с выплатой заработной платы работникам |---------------|------------------------------|-----------------| |Вид ответствен-| Характер нарушения | Наказание | |ности | | | |---------------|------------------------------|-----------------| |Административ- |Нарушение установленных сроков|Влекут за собой | |ная ответствен-|выплаты заработной платы, вы- |наложение штрафа | |ность (статья |плата ее не в полном объеме, а|на должностных | |41 Кодекса за- |также другие нарушения требо- |лиц предприятий | |конов о труде) |ваний законодательства о труде|от пятнадцати до | | | |пятидесяти не об-| | | |лагаемых налогом | | | |минимумов доходов| | | |граждан (от 255 | | | |грн. до 850 грн.)| |---------------|------------------------------|-----------------| | |Повторное в течение года после|Карается штрафом | | |наложения административного |от пятидесяти до | | |взыскания нарушение установ- |двухсот не обла- | | |ленных сроков выплаты заработ-|гаемых налогом | | |ной платы или выплата ее не в |минимумов доходов| | |полном объеме, а также другое |граждан (от 850 | | |грубое нарушение законодатель-|грн. до 3400 | | |ства о труде, совершенное |грн.) с лишением | | |должностным лицом предприятия |права занимать | | | |определенные | | | |должности или за-| | | |ниматься опреде- | | | |ленной деятельно-| |Уголовная от- | |стью на срок от | |ветственность | |двух до пяти лет | |(статья 133 |------------------------------|-----------------| |Уголовного ко- |Нарушение установленных сроков|Карается лишением| |декса) |выплаты заработной платы как |свободы на срок | | |следствие нецелевого использо-|от одного до трех| | |вания средств, предназначенных|лет или штрафом | | |для выплаты заработной платы, |до трехсот не об-| | |совершенное должностным лицом |лагаемых налогом | | |предприятия |минимумов доходов| | | |граждан (5100 | | | |грн.) с лишением | | | |права занимать | | | |определенные | | | |должности или за-| | | |ниматься опреде- | | | |ленной деятельно-| | | |стью на срок до | | | |трех лет или без | | | |такового | |---------------|------------------------------|-----------------| ___________________________________ * Административная и уголовная ответственность, рассматривае- мая в данной таблице, распространяется на должностных лиц пред- приятий независимо от форм собственности, должностных лиц учрежде- ний, организаций, а также на граждан - субъектов предпринимательс- кой деятельности. Несмотря на то что требование о компенсации потери части зара- ботной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты присутствует в соответствующих нормативно-правовых актах не первый день, необхо- димость этой процедуры в полной мере многие работодатели осознали совсем недавно. Учитывая серьезность наказания за невыплату заработной платы работникам в срок, хочется предположить, что этот Закон будет способствовать формированию более ответственного отношения руково- дителей к установленным на предприятии срокам оплаты труда. По крайней мере, у руководства предприятий, которые в силу сложного финансового состояния всетаки вынуждены задерживать выплату зара- ботной платы, есть убедительные "стимулы" не только не препятство- вать компенсации просроченных сумм, но и инициировать ее. В противном случае должностные лица предприятий встанут перед фактом нарушения трудового законодательства, которое в лучшем случае влечет за собой наступление административной ответственности в виде ощутимых штрафов (см. таблицу), а в худшем (если "потянет" на грубое нарушение) - карается уголовной ответственностью. После такого небольшого, но существенного замечания перейдем непосредственно к теме нашей статьи - порядку проведения компенса- ции доходов работников на предприятии. Порядок проведения компенсации доходов, не выплаченных в срок Право работников на компенсацию просроченной заработной платы предусмотрено статьей 34 Закона Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ), согласно которой компенса- ция потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты осуществляется в соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установлен- ном действующим законодательством. Необходимо отметить, что практическая реализация этого права стала возможной только после утверждения постановлением Кабинета Министров от 20.12.97 г. № 1427 (далее - постановление о компенса- ции) ( 1427-97-п ) положения о порядке проведения компенсации. С другой стороны, не так давно Закон Украины "О компенсации гражда- нам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты" от 19 октября 2000 года № 2050-III ( 2050-14 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 79) (далее - Закон о компенсации) расширил сферу применения этой формы возмещения гражданам просро- ченных доходов и, кроме того, предложил несколько другой механизм ее проведения. В то же время появление нового и к тому же "узаконенного" по- рядка осуществления компенсации вовсе не свидетельствует об утрате своей силы постановления о компенсации. Дело в том, что действие этого постановления распространяется на просроченные суммы зара- ботной платы, начисленной работнику за период работы, начиная с 1 января 1998 года, в то время как Закон о компенсации регулирует порядок проведения компенсации в отношении выплат, начисленных с 1 января текущего года. Очевидно, что сегодня старый и новый порядки будут применяться параллельно, а выбор одного из них применительно к конкретным просроченным суммам будет зависеть от даты начисления соответствующих доходов. Таким образом, если представить ситуацию, при которой в теку- щем году работнику погашается задолженность по заработной плате как за 2000 год, так и за 2001 год, то порядок компенсации такой задолженности в разрезе указанных двух периодов будет различным: заработная плата, начисленная в 2000 году, подлежит компенсации по правилам постановления о компенсации, а в 2001 году - в соот- ветствии с требованиями Закона о компенсации (практический пример проведения компенсации будет рассмотрен в данной публикации). Учи- тывая, что погашение задолженности по заработной плате, начислен- ной в период с 1 января 1998 года по 1 января 2001 года, затраги- вает сегодня интересы работников многих предприятий, в данной пуб- ликации мы рассмотрим оба порядка осуществления компенсации: в соответствии с постановлением о компенсации и Законом о компенса- ции. Действие постановления о компенсации распространяется на прос- роченные суммы заработной платы, начисленной работнику за период работы, начиная с 7 января 1998 года, в то время как Закон о ком- пенсации регулирует порядок проведения компенсации в отношении выплат, начисленных с 1 января текущего года. Порядок компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты в соответствии с поста- новлением о компенсации Прежде всего отметим, что механизм компенсации в соответствии с данным документом применяется в случае задержки на один и более календарных месяцев выплаты заработной платы, если индекс цен за этот период вырос более чем на один процент. Таким образом, как и в случае с индексацией доходов, Кабинет Министров не удержался от установления порога роста цен, превыше- ние которого позволяет компенсировать потерю части заработной платы. Правда, на этот раз он составил только 1 %. К тому же еще раз обращаем ваше внимание на то, что порядок компенсации, который регулируется данным документом, применяется только к просроченным суммам заработной платы, начисленной в период с 1 января 1998 года до 1 января 2001 года. Порядок компенсации заработной платы, производимой в соот- ветствии с постановлением о компенсации, включает в себя два следующих этапа. 1. Определение коэффициента прироста потребительских цен за период просрочки Определение этого коэффициента является ключевым моментом наших расчетов. Согласно п. 3 постановления о компенсации он "определяется как разница между результатом от деления индекса потребительских цен в последний месяц перед выплатой суммы задол- женности на индекс потребительских цен в том месяце, за который выплачивается заработная плата, и коэффициентом 1". По своей сути, этот коэффициент призван дать количественное выражение уровня инфляции, который имел место в течение периода просрочки заработной платы, поэтому индексы потребительских цен за "крайние" месяцы периода должны определяться нарастающим итогом с начала базового года. В противном случае расчет коэффициента теряет всякий экономический смысл. Действительно, если использо- вать простые индексы инфляции за соответствующие месяцы, которые, как известно, показывают изменение уровня цен по отношению к предыдущему месяцу, то прирост потребительских цен за период прос- рочки мы не с получим (будет определен показатель, который прак- тически никакой не информации в себе не несет). Мы не случайно акцентируем внимание на этом, казалось бы, ясном факте - как вы могли убедиться, определение коэффициента прироста, которое мы привели чуть выше, не содержит оговорок о "нарастающем" характере индексов, так что ошибочное применение простых индексов инфляции, ежемесячно публикуемых Госкомстатом, все-таки возможно. Кстати, в том, что именно такой порядок расчета заложен в пос- тановлении о компенсации, позволяет убедиться условный пример, который приведен в его приложении. Кроме того, в п. 3 постановле- ния о компенсации имеется прямая ссылка на применение для расчета коэффициента прироста индексов потребительских цен, ежемесячно публикуемых Госкомстатом нарастающим итогом с начала года, в котором возникла задолженность по заработной плате. Таким образом, можно утверждать, что расчет коэффициента при- роста потребительских цен для целей определения сумм компенсации должен производиться в следующем порядке: |---------------------------| |---------------------------| |Индекс потребительских цен | |Индекс потребительских цен | |по итогам месяца, предшест-| |по итогам месяца, в котором| |-| |вующего месяцу выплаты за- |:|была начислена заработная | - |1| |работной платы (нарастающим| |плата (нарастающим итогом с| |-| |итогом с начала базового | |начала базового года) | |года) | | | |---------------------------| |---------------------------| Как мы уже отметили, индексы "нарастающим итогом" публикуются Госкомстатом, что избавляет бухгалтера от рутинной работы, связан- ной с их расчетом на основании обычных индексов (как известно, расчет индекса цен за соответствующий период заключается в пере- множении обычных индексов за каждый месяц такого периода). В пред- ставленной ниже таблице мы предлагаем вам индексы цен по годам, рассчитанные нарастающим итогом, начиная с января 1998 года. Индексы потребительских цен, рассчитанные нарастающим итогом |--------|--------------------------|-----------------|----------| | Месяц | С начала 1998 года | С начала 1999 |С начала | | | | года |2000 года | | |--------|--------|--------|--------|--------| | | |1998 год|1999 год|2000 год|1999 год|2000 год| | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Январь | 101,3 | 121,8 | 149,6 | 101,5 | 124,7 | 104,6 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| |Февраль | 101,5 | 123,0 | 154,6 | 102,5 | 128,8 | 108,1 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Март | 101,7 | 124,2 | 157,7 | 103,5 | 131,4 | 110,2 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Апрель | 103,0 | 127,1 | 160,3 | 105,9 | 133,6 | 112,1 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Май | 103,0 | 130,2 | 163,7 | 108,5 | 136,4 | 114,4 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Июнь | 103,0 | 130,3 | 169,8 | 108,6 | 141,5 | 118,7 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Июль | 102,1 | 129,0 | 169,6 | 107,5 | 141,4 | 118,6 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Август | 102,3 | 130,3 | 169,6 | 108,6 | 141,4 | 118,6 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| |Сентябрь| 106,2 | 132,1 | 174,0 | 110,1 | 145,1 | 121,6 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| |Октябрь | 112,8 | 133,6 | 176,4 | 111,3 | 147,1 | 123,3 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| | Ноябрь | 116,2 | 137,4 | 177,1 | 114,5 | 147,7 | 123,8 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| |Декабрь | 120,0 | 143,0 | 179,9 | 119,2 | 150,1 | 125,8 | |--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------| Итак, если представить ситуацию, при которой заработная плата за июль 2000 года выплачивается в январе 2001 года, то расчет коэффициента прироста потребительских цен для целей определения сумм компенсации за просроченный период определяется как (данные взяты из графы 7 таблицы): Индекс за декабрь 2000 года : Индекс за июль 2000 года - 1 = = 125,8 : 118,6 - 1 = 0,061 {1}. Так как оба "крайних" месяца находятся в пределах одного года, то точкой отсчета правильнее выбрать начало именно этого года, что мы и сделали, воспользовавшись данными графы 7. Хотя не будет ошибкой, если использовать в примере индексы, рассчитанные с начала 1998 или 1999 года - соотношение и в том и другом случае остается. Однако мы вам все-таки рекомендуем ограничиваться рамка- ми того периода, к которому относятся оба месяца, поэтому наряду с индексами, рассчитанными с начала 1998 года, предлагаем также индексы, определенные нарастающим итогом с начала 1999 года и 2000 года. Наши рекомендации связаны с возможным несоответствием (в пределах третьего знака) коэффициента, рассчитанного с использова- нием индексов, определенных нарастающим итогом с начала разных периодов (допустим, в нашем примере мы могли использовать данные графы 4 или графы 6). Такое несоответствие вызвано необходимостью округления данных при проведении расчетов. И заканчивая рассмотрение порядка расчета коэффициента прирос- та потребительских цен, приведем возможную ситуацию, при которой погашение задолженности по заработной плате осуществляется в пер- вых числах месяца, когда индекс инфляции за предыдущий месяц еще не известен. Эта ситуация предусмотрена в постановлении о компен- сации, в котором разрешается на период до опубликования индекса по согласию работника использовать индекс предыдущего месяца. И хотя в этом документе ничего не говорится о дальнейшей судьбе части компенсации, рассчитанной на основании "условного" индекса, форму- лировка "на период до опубликования указанного индекса" позволяет сделать вывод, что впоследствии сумма компенсации должна быть от- корректирована с учетом реального индекса инфляции за последний месяц и соответствующие суммы удержаны с работника (если реальный индекс оказался ниже условного) или доплачены ему (в противополож- ной ситуации). 2. Расчет сумм компенсации Определение сумм компенсации просроченной заработной платы осуществляется непосредственно умножением коэффициента прироста потребительских цен на сумму не выплаченной в срок заработной платы. При этом необходимо помнить, что компенсируются суммы, уже "очищенные" от налогов и сборов (т. е. после удержания подоходного налога, сбора в Пенсионный фонд, сбора в Фонд безработицы), а не- посредственно выплата сумм компенсации производится в том же меся- це, в котором осуществляется выплата задолженности по заработной плате за соответствующий месяц. Определение сумм компенсации просроченной заработной платы осуществляется непосредственно умножением коэффициента прироста потребительских цен на сумму не выплаченной в срок заработной платы. При этом необходимо помнить, что компенсируются суммы, уже "очищенные" от налогов и сборов. Пример В январе 2001 года работнику предприятия выплачивается зара- ботная плата (после удержания подоходного налога и сборов в социальные фонды) за июль (250 грн.) и август (300 грн.) 2000 года, а также за декабрь (200 грн.) 1998 года. Определить сумму компенсации, которая должна быть выплачена работнику. Данные расчета представим в табличной форме. |-----------------------------------------|------|---------------| | |Номер |Количественное | | Показатель |строки| значение | | | | показателя | |-----------------------------------------|------|---------------| |1. Сумма заработной платы, подлежащая | |выплате (грн.): | |-----------------------------------------|------|---------------| |за декабрь 1998 года | 1 | 200 | |-----------------------------------------|------|---------------| |за июль 2000 года | 2 | 250 | |-----------------------------------------|------|---------------| |за август 2000 года | 3 | 300 | |-----------------------------------------|------|---------------| |2. Индекс потребительских цен нарастающим | |итогом с начала года, в котором возникла | |задолженность (в процентах): | |-----------------------------------------|------|---------------| |январь - декабрь 1998 года | 4 | 120,0 | |-----------------------------------------|------|---------------| |январь 1998 года - декабрь 2000 года | 5 | 179,9 | |-----------------------------------------|------|---------------| |январь - июль 2000 года | 6 | 118,6 | |-----------------------------------------|------|---------------| |январь - август 2000 года | 7 | 118,6 | |-----------------------------------------|------|---------------| |январь - декабрь 2000 года | 8 | 125,8 | |-----------------------------------------|------|---------------| |3. Коэффициент прироста потребительских | |цен: | |-----------------------------------------|------|---------------| |декабрь 1998 года - декабрь 2000 года | | | |(строка 5 : строка 4-1) | 9 | 0,499 | |-----------------------------------------|------|---------------| |июль - декабрь 2000 года (строка 8 : | | | |: строка 6-1) | 10 | 0,061 | |-----------------------------------------|------|---------------| |август - декабрь 2000 года (строка 8 : | | | |: строка 7-1) | 11 | 0,061 | |-----------------------------------------|------|---------------| |4. Сумма компенсации (грн.): | |-----------------------------------------|------|---------------| |за декабрь 1998 года (строка 1 х строка | | | |9) | 12 | 99,80 | |-----------------------------------------|------|---------------| |за июль 2000 года (строка 2 х строка 10) | 13 | 15,25 | |-----------------------------------------|------|---------------| |за август 2000 года (строка 3 х строка | | | |11) | 14 | 18,30 | |-----------------------------------------|------|---------------| |Общая сумма компенсации, выплаченная в | | | |январе 2001 года (строка 12 + строка | 15 | 133,35 | |13 + строка 14) | | | |-----------------------------------------|------|---------------| Порядок компенсации работникам потери части доходов в связи с нарушением сроков ее выплаты в соответствии с Законом о компенса- ции Отличия этого механизма компенсации в сравнении с рассмотрен- ным выше следуют уже непосредственно из названий соответствующих документов. Если в постановлении о компенсации речь идет исключи- тельно о компенсации просроченной заработной платы, то Закон о компенсации имеет более широкую область применения и распро- страняется на доходы граждан в целом, имеющие не единоразовый характер, к которым, наряду с заработной платой, относятся пенсии, социальные выплаты, стипендии, другие выплаты. В то же время сам порядок проведения компенсации для всех видов доходов аналогичен. Главная же особенность расчета компенсации по просроченным до- ходам граждан, начисление которых произведено начиная с 2001 года, заключается в отсутствии в новом порядке оговорок о минимальном пороге изменения цен. Как было уже отмечено, постановление о ком- пенсации в качестве условия для получения права на компенсацию заработной платы устанавливает такой порог в размере 1 %, в то время как Закон о компенсации такого условия не ставит. То есть компенсация доходов должна производиться, если в период существо- вания задолженности прирост цен вообще имел место - независимо от его размера. В остальном порядок расчета сумм компенсации, скорее всего, будет аналогичен порядку, установленному постановлением о компенсации: определенный коэффициент прироста цен за период прос- рочки умножается на сумму доходов (после удержания соответствующих налогов и сборов). Главная особенность расчета компенсации по просроченным дохо- дам граждан, начисление которых произведено начиная с 2001 года, заключается в отсутствии в новом порядке оговорок о минимальном пороге изменения цен... В то же время мы не случайно высказываем лишь предположение - в анализируемом законе не обошлось без курьезов. Для наглядности процитируем положения статьи 3 Закона о компенсации, которая уста- навливает порядок расчета сумм компенсации просроченных доходов. "Статья 3. Сумма компенсации исчисляется путем умножения суммы начисленного, но не выплаченного гражданину дохода за соответст- вующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на индекс инфляции в период невыплаты дохода (инфляция месяца, за который выплачивается доход, и месяца перед выплатой суммы задол- женности во внимание не принимается)". Если буквально воспринимать эти требования, то сумма компенса- ции будет включать в себя не только инфляционную составляющую, но и сумму просроченных доходов, так как индекс инфляции показывает темп роста (например, цены анализируемого периода : цены базового периода = 1,1, а по логике для расчетов должен использоваться прирост цен, который равняется 0,1, но который индексом инфляции назвать никак нельзя). А если пойти в рассуждениях дальше и учесть, что Госкомстат официально публикует индекс инфляции в процентах (то есть в нашем миниатюрном примере будут фигурировать 110 %, а не 1,1), то можно прийти сами понимаете к каким выво- дам... Маловероятно, чтобы столь значительные компенсационные выплаты были заложены в Законе о компенсации. Поэтому "индекс инфляции" в понятиях этого Закона скорее всего будет соответствовать показате- лю "коэффициент прироста потребительских цен", расчет которого определен постановлением о компенсации. Возможно, этот вопрос будет урегулирован отдельным порядком проведения компенсации, но, учитывая, что Закон о компенсации утверждения такого порядка не предусматривает, а сроки, когда он может быть востребован, неумо- лимо приближаются (например, при расчете сумм компенсации в случае выплаты зарплаты в марте за январь), бухгалтеру, вполне вероятно, придется исходить именно из этих предпосылок. Налоговый и бухгалтерский учет сумм компенсации Возможность включения сумм компенсации просроченной,заработной платы в валовые расходы предприятия сегодня не вызывает сомнений не только среди независимых специалистов в области налогообложе- ния, но и среди работников налоговых органов, подтверждением чему служат их многочисленные, а главное - единодушные разъяснения на страницах различных периодических изданий. Напомним, что основным аргументом в данном случае выступают положения п.п. 5.6.2 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (с измене- ниями и дополнениями), предусматривающие право плательщика налога на прибыль на отнесение к валовым расходам обязательных выплат, а также компенсации стоимости услуг, которые предоставляются работ- никам в случаях, предусмотренных законодательством. Такое же единодушие наблюдается и в отношении необложения сумм компенсации подоходным налогом, что соответствует льготному п.п. "г" п. 1 ст. 5 Декрета Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ), позволяющему не включать в совокуп- ный налогооблагаемый доход граждан компенсационные выплаты в денежной и натуральной формах в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством. А это, в свою очередь, "уводит" эти суммы от удержаний и начислений, сопутствующих сегодня выплате заработной платы. В бухгалтерском учете суммы компенсации будут отражены сле- дующим образом: |------------------------------|---------------------------------| | Содержание операции | Корреспондирующие счета | | |------------------|--------------| | | дебет | кредит | |------------------------------|------------------|--------------| |Предприятиями, использующими счета класса 8 | |------------------------------|------------------|--------------| |Начислена сумма компенсации в |813 "Компенсацион-|661 "Расчеты | |связи с нарушением сроков вы- |ные выплаты" |по заработной | |платы заработной платы | |плате" | |------------------------------|------------------|--------------| |Выплачена сумма компенсации |661 "Расчеты по |30 "Касса" | |работникам |заработной плате" | | |------------------------------|------------------|--------------| |Предприятиями, не использующими счета класса 8 | |------------------------------|------------------|--------------| |Начислена сумма компенсации в |23 "Производство",|661 "Расчеты | |связи с нарушением сроков |91 "Общепроизвод- |по заработной | |выплаты заработной платы |ственные расходы",|плате" | | |92 "Административ-| | | |ные расходы", | | | |93 "Расходы на | | | |сбыт" | | |------------------------------|------------------|--------------| |Выплачена сумма компенсации |661 "Расчеты по |30 "Касса" | |работникам |заработной плате" | | |------------------------------|------------------|--------------| Среди других возможных вопросов, которые могут возникнуть перед бухгалтером в связи с начислением и выплатой на предприятии сумм компенсации, можно обратить внимание разве что на необходи- мость исключения таких сумм при исчислении средней заработной платы в случаях ее сохранения (например, при расчете ежегодных отпусков), а также для обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью, пособием по беременности и родам. Такое тре- бование закреплено п.п. "л" п. 4 известного Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ). Возможность включения сумм компенсации просроченной заработной платы в валовые расходы предприятия не вызывает сегодня сомнений не только среди независимых специалистов в области налогообложе- ния, но и среди работников налоговых органов. В заключение мы хотим вернуться к проблеме, затронутой в нача- ле статьи, и еще раз обратить ваше внимание на существование в настоящее время двух форм возмещения гражданам Украины части прос- роченных доходов, которые после появления Закона о компенсации стали очень похожими. Формально и индексация, и компенсация дохо- дов граждан при определенных условиях (соответствующий порог изме- нения цен, размер невыплаченных доходов) могут применяться к одним и тем же просроченным суммам, так как соответствующие нормативные документы, регулирующие порядок их проведения, имеют юридическую силу. В то же время единая экономическая сущность обеих форм, которая заключается в корректировке доходов на уровень инфляции, заставляет задуматься об уместности их сосуществования. Поэтому предполагаем, что в дальнейшем свое применение получит "обновлен- ная" компенсация, а индексация - если не будет упразднена вообще (просто не будет использоваться), - то, по крайней мере, каким-то образом преобразована. Нет, мы вовсе не считаем, что изначально один из механизмов был лишним. Не получая доходы в срок, работник имеет полное право получить возмещение, которое бы учитывало инфляционный фактор. И здесь, по нашему мнению, уместно проведение индексации доходов. В то же время поправка на инфляцию компенсирует гражданину только часть расходов, связанных с задержкой выплаты заработной платы. Ведь, не получая доходы в срок, он несет неявные издержки, выра- женные, например, в виде утраченных банковских процентов, которые могли быть получены, если бы заработная плата в период просрочки находилась на депозите (или, если представить более реальную ситуацию для украинских граждан, - явные издержки, выраженные в виде процентов, уплачиваются гражданином по долгам, в которые пришлось "залезть" в связи с тем, что заработная плата не была выплачена вовремя). Эти издержки целесообразно компенсировать путем применения механизма компенсации, не связанного с изменением цен, но установленного в виде определенного процента за каждый месяц просрочки (этот процент вполне можно привязать к банковским ставкам по депозитам). У нас же, по сути, произошло наложение понятий - механизмов возмещения как будто два, а на самом деле - один. {1} В соответствии с п. 3 постановления о компенсации коэффи- циент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 16/01, стр. 35 [22.02.2001] А. Лобанов экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------