ОС - ТМЦ и Новый Учет ------------------------------------------------------------------ При ликвидации основных средств получены всякие-разные ТМЦ. Что делать главбуху? Для начала вспомним, как оно было раньше. Во времена гос- подства Инструкции по бухучету балансовой стоимости групп основ- ных фондов, утвержденной приказом Минфина от 24.07.97 г. № 159 ( z0310-97 ), такие ценности шли в д-т 05 и 08 в корреспонденции с к-том 85 (у "госов") или 46 (у "негосов") согласно п. 18.1 Инст- рукции. После закрытия указанных счетов окончательный финрезультат относился на 80-й счет. Теперь обсудим нынешнюю обстановку. Вопрос первый: приходовать ли? Дело в том, что некоторые специалисты ("старая гвардия") считают, что ликвидационные ТМЦ надо приходовать только в коли- чественном выражении. Мотивировка здесь приблизительно такова: раз эти ценности уже самортизировали свою стоимость в составе ОФ, то повторное их отнесение на затраты при списании - нецелесообразно. И самый, дескать, оптимальный способ избежать такого повтора - прекратить бухучетное движение этих материалов, оставив только ко- личественно-аналитический контроль за ними. Кроме того, здесь "бывалые спецы" руководствуются, как они заявляют, "старыми" учетными нормами. Не исключено, что в каком-то древнем нормативе подобный вариант отражения действительно при- сутствует. Однако мы в принципе против такого механизма. Дело в том, что традиция бесстоимостного оприходования сгинула еще задолго до бухучетной реформы. Свидетельство тому - вышеупомя- нутые положения 159-й Инструкции. Не забудем и то, что по новому учетному порядку активами назы- ваются любые ресурсы, "использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем". В нашем случае предприятие считает, что в результате ликвида- ции у него появились ТМЦ, и это является самым красноречивым подт- верждением наличия актива. Иначе никто и не говорил бы о существо- вании ТМЦ как таковых. Если они не содержат в себе потенциала эко- номической выгоды (читай - стоимости), то это и не ТМЦ вовсе, а так, мусор, судьба которого бухучету безразлична. В общем, вывод: ценности - приходовать. Вопрос второй: по какой стоимости приходовать "ликвидационку"? Здесь всё достаточно ясно. Так как ликвидотходы преимущественно классифицируются в разрезе запасов, то для их оценки нужно исполь- зовать основной принцип п. 24 П(С)БУ 9 ( z0751-99 ). То есть из первоначальной стоимости и чистой стоимости реализации следует вы- бирать наименьшую. Но в большинстве случаев корректно выделить первоначальную стоимость приходуемых постликвидационных запасов - невозможно: на- ходясь в составе целого объекта ОС, они не имели собственной инди- видуальной стоимости. Вот и получается, что выбора-то у главбуха нет, надо брать по чистой реализационной оценке. А эта характерис- тика - исходя из ее определения в п. 4 П(С)БУ 9 - весьма субъек- тивна. Поэтому, на наш взгляд, вычислить "ожидаемую цену реализа- ции запасов в условиях обычной деятельности" (за вычетом расходов на будущую реализацию {1}) вполне может та же комиссия, которая составляет акт на списание основных средств по форме № ОЗ-3 {2}. Данные о суммах оприходования приводятся в графе 8 расчета результатов списания объекта (оборотная сторона формы). Кстати, акт является первичным документом не только для оценки "ликвида- ционки", но и для "сдачи на склад запчастей, оставшихся в результате их списа- ния, а также материалов, металлолома и т.п.". То есть дополнительных приходных накладных составлять не надо. Нам кажется, что такой акт следует сочинять не в двух, а как мини- мум в трех экземплярах: первый - само собой, в бухгалтерию, второй - "лицу, ответственному за хранение основных средств" (так пред- писано в самой форме акта), ну а последний - кладовщику, принимаю- щему ТМЦ на склад. Третий вопрос - проведение операции по учетным регистрам. Ну, 10-й и 13-й счета, ясное дело, сворачиваются, а недоамортизирован- ные остатки по общему правилу отправляются в д-т 976. С заактиро- ванными ТМЦ понятно только наполовину: несомненным представляется д-т соответствующих счетов (20, 22, 25 - в зависимости от вида за- пасов). А вот что по к-ту? Здесь вариантов несколько. Если в результате сворачивания 10-го и 13-го счетов в д-те 10 что-то еще осталось {3}, то напрашивается прямая проводка типа д-т 20, к-т 10. С экономической точки зрения такая корреспонденция кажется достаточно взвешенной, поскольку актив изменил форму: из необоротного превратился в оборотный. Правда, в Инструкции о применении Плана счетов (далее - Инструкция № 291; см. "Бухгалтер" № 1-2'2000, с. 34-80) подобная корреспонденция не предусмотрена. По схеме этой Инструкции недоамортизированные остатки ОС могут уходить только на расходы (в д-т 85, 976). Еще один вариант сводится к тому, что оприходование ТМЦ сопровождается уменьшением расходов, связанных с самим процессом ликвидации. Это, в частности, вытекает из того же акта по форме ОЗ-3. При расчете результатов списания сама форма явно подразуме- вает сворачивание понесенных расходов и стоимости полученных акти- вов. По нашему мнению, такой подход тоже вполне приемлем. Выгля- деть это будет приблизительно так: д-т 20, к-т 85, 976. При этом, разумеется, надо следить за тем, чтобы по к-ту затратных счетов не вылезло сальдо. Превышение стоимости ТМЦ над расходами на ликвида- цию должно отнестись в к-т 746. Кстати, Инструкцией № 291 такая корреспонденция опять же не предусмотрена. Следует заметить, что этот метод отражения возможен только в случае, когда предприятие выделяет в своем учете расходы, связанные с ликвидацией. Нам кажется, что уменьшать можно не расходы вообще, а именно те из них, которые предприятие понесло на снос, демонтаж, разукомплектование ликвидируемых необоротных акти- вов. Если стоимость ТМЦ превышает сумму компенсируемых расходов, то излишек явно должен увеличить доходы. И в этом второй способ очень близок "дореформенному" методу. Возможен и следующий вариант. Матценности сразу приходуются в корреспонденции со счетами доходов. Здесь мы движемся в фарватере аналогии с отражением активов, выявленных в процессе инвентариза- ции, и здесь, наконец-то, Инструкция № 291 станет для нас под- спорьем. Среди (суб)счетов 7-го класса, приведенных там в увязке с д-том 20, надо, наверное, отдать предпочтение 746-му. Заканчивая с бухучетной стороной дела, подпустим немного тео- рии. Вообще говоря, для таких случаев Новый Бухучет имеет в своем арсенале понятие ликвидационной стоимости ОС. Напомним, что на такую стоимость амортизация не начисляется и, соответственно, все полученное от ликвидации будет оцениваться по стоимости остатка 10-го счета на момент ликвидации. Однако заранее точно определить цену ликвидценностей весьма затруднительно. Поэтому ликвидационная стоимость ОС зачастую долж- на будет меняться. Именуется это теперь изменением учетной оценки (п. 3, 6-8 П(С)БУ 6 ( z0392-99 )), каковое и должно вноситься "в ту же статью отчета о финансовых результатах, которая ранее применялась для отражения доходов и расходов, связанных с объектом такой оценки". Похоже, это означает, что если ранее определенная ликвидстои- мость не дотягивает до стоимости приходуемого добра, то сначала нужно нарастить ликвидстоимость. Причем делать это следует за счет уменьшения тех счетов, куда ранее списывалась амортизация: д-т 10, к-т 23, 91, 92, 93, 94, 83.{4} Не правда ли, забавно? Затем, видимо, все-таки д-т 20, к-т 10. Как вы уже, наверное, догадались, ничего подобного Инструкция № 291 не содержит. Кстати говоря, вышеописанный механизм может быть применен и к тем ОС, которые начинали амортизировать в "достандартную" эпоху, когда ни о какой ликвидстоимости не было и речи. Ведь никто не запретит главбуху утверждать, что по списываемому объекту ОС ранее была установлена ликвидационная стоимость в сумме 0 грн., а сейчас учетная оценка изменилась и ликвидстоимость стала равна стоимости ликвидационных ТМЦ. Вопрос четвертый и последний (не по важности, а по порядку) - налоги. Сначала - налог на прибыль. Если исходить из логических умо- заключений, то схема налогообложения по ликвидостаткам должна выг- лядеть следующим образом: оприходованные запасы не будут учитыва- ться в перерасчете по п. 5.9, так как их стоимость предварительно не побывала в валовых затратах. Не должно быть здесь и дохода от внереализационных операций. Хотя "наезды" по этому поводу со стороны налоговиков всё же не исключены. {5} Впрочем, доходы по ликвид-ТМЦ все равно возникнут, но уже на общих основаниях - при реализации (то ли в составе готовой продук- ции, то ли самостоятельно). Теперь - НДС. Здесь, как водится, проблем больше. Дело в том, что Закон об НДС ( 168/97-ВР ) содержит в себе как бы специальную норму для рассматриваемой ситуации. Последний абзац п. 4.9 Закона гласит: "в случае если вследствие ликвидации основного фонда получаю- тся комплектующие, составные части, компоненты или другие от- ходы, имеющие стоимость, ликвидация таких комплектующих, сос- тавных частей, компонентов или других отходов производится по правилам, установленным для ликвидации основного фонда". Честно говоря, мы затрудняемся даже предположить, что именно хотели сказать авторы Закона в этом месте. Прежде всего возникает вопрос: зачем описывается ликвидация ТМЦ, полученных от ликвидации ОФ? Даже депутатам должно быть понятно, что речь следует вести не о ликвидации, а об оприходовании. Если же имелся в виду не момент получения матценностей, а мо- мент их использования предприятием, то почему законодатели опери- руют понятием "ликвидация", а не "расход"? Ведь ликвидационные ак- тивы, как правило, списываются на затраты. Использовать же термин "ликвидация" в отношении оборотных активов как-то не принято. Или, может, законодатели здесь имели в виду только те "ком- плектующие, составные части, компоненты или другие отходы", кото- рые приходуются как "необоротка"? Такое предположение вряд ли вы- держит критику. Действительно, если "постликвидационные" активы оприходованы как ОФ, то зачем о них вообще упоминать? В случае их ликвидации и так будут применены нормы первого и второго абзацев п. 4.9 Закона. Так или иначе, но сдается нам, что надо идти прос- тым логическим путем. Видимо, при рассмотрении нашей ситуации для НДС нужно руко- водствоваться, так сказать, общей идеей п. 4.9. Ликвидация ОФ, проведенная в полном соответствии с установленным порядком (то есть с заполнением формы ОЗ-3), {6} не должна влечь начисления НДС ни при списании ОФ, ни при оприходовании ТМЦ. Что касается последнего абзаца п. 4.9, то формально он сможет "включиться", только если вы удосужитесь оформить что-то наподобие акта на ликвидацию ТМЦ, полученных от прошлой ликвидации ОФ. А поскольку большинство трезвомыслящих бухгалтеров делать этого не будут, НДС по таким ТМЦ возникнет на общих основаниях - при их реализации. Ну и напоследок - НДС из смежной оперы. Не забывайте, что если ликвидируется нечто не до конца самортизированное "основ- нофондовое" из 1-й группы, то ограничения из п/п. 8.4.10 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) наверняка подтолкнут налоговиков к требова- нию отсторнировать "входной" НДС с недоамортизированной части его стоимости. {1} Кстати, иногда учет таких расходов может привести к тому, что чистая стоимость реализации окажется нулевой. {2} Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352 - см. "Бух- галтер" № 9'99, с. 40. {3} Кстати, списывать недоамортизированное мы - на всякий случай - не рекомендуем: налоговики тогда любят определять выручку для целей НДС по обычным ценам (см., например, письмо ГНАУ от 29.03.2000 г. № 4382/7/16-1220-26 в "Бухгалтере" № 22'2000 на с. 76), хотя, по нашему мнению, это незаконно. Все же в ак- те лучше отдельно зафиксировать "полный и окончательный" износ ОС. {4} Здесь можно использовать и к-т 44, поскольку в конечном итоге любая ранее начисленная амортизация затрагивала именно статью прибыли. {5} С этой точки зрения предпочтительнее выглядят те варианты бухгалтерского отражения операции, которые не задействуют к-т 74 и 44, поскольку зачастую инспектора в силу привычки на- чинают поиск внереализационных доходов с анализа бухгалтерских регистров. {6} Правда, иногда налоговики хотят увидеть еще и акты сдачи спи- санных активов в утиль - см. "Бухгалтерскую газету" № 51'2001, с. 10-11. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №9/01, стр. 42 [01.03.2001] Иван Чалый Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------